Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное исследование как особая форма познания. Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный методологические принципы. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методология педагогического исследования. Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические. Основные элементы и логика исследования. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.
Семинарское занятие №3.3. Тема: Методология педагогики. Логика педагогических исслед ований. Цель: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя. Вопросы для самоподготовки и обсуждения:
1.Понятие о педагогическом исследовании и его методологии. 2.Методологическая основа педагогики. 3.Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Показать специфику их в педагогике. 4.Методологические принципы: системный подход, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический. Проиллюстрировать их примерами. 5. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику этапов. 6. Классификация методов педагогического исследования и характеристика каждой группы.
Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
Задание 1. Напишите 5-10 библиографических карточек по литературе к данным темам, составьте свои аннотации к выбранным изданиям. · Методологическая культура педагога. · Связь педагогической науки и практики. · Методологический аппарат научно-педагогического исследования. · Методы и логика научно-педагогического исследования. Задание 2. Дополните понятия. А. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической деятельности – это……………………………… Б. При проведении научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующие требования: - - исходить из объективности и детерминированности; - - обеспечить целостный подход в изучении; - - изучать явления в развитии; - - изучать явление в его связях и взаимодействии; - - рассматривать процесс в самодвижении и саморазвитии. В. Пути, способы познания объективной реальности принято называть………… Задание 3. Впишите в правую графу таблицы название объекта для предложенной темы исследования:
Задание 4. Впишите в правую графу таблицы название предмета для предложенной темы исследования:
Задание 5. В чем заключаются ошибки в приведенных формулировках объекта и предмета, темы исследования? Впишите свое замечание. Объект: процесс совершенствования познавательной деятельности старшеклассника Предмет: применение заданий развивающего характера в ходе познавательной деятельности старшеклассников Допущенные ошибки: ___________________________________ Объект: учебник по химии для 10-го класса средней общеобразовательной школы Предмет: Способы организации и управления познавательной деятельности учащихся 10 - го класса средствами такого учебника Допущенные ошибки: ___________________________________ Тема: Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе внеклассных занятий искусством Объект: процесс восприятия художественного образа детьми школьного возраста Допущенные ошибки: ________________________________ __ Задание 6. Напротив задачи в квадратик поставьте цифру из установленной вами последовательности. Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза» ð Определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов. ð Изучить состояние методологической культуры студентов. ð Разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов. ð Проанализировать понятие «методологическая культура» будущего педагога.
Задание 7. Выберите одну из представленных ниже тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат. (Можно предлагать свои темы или изменять данные по принадлежности к вашему профилю).Для выбранной темы напишите цель, объект, предмет исследования, гипотезу исследования, задачи исследования.
1. Влияние межличностных отношений на качество знаний учащихся. 2. Влияние использования игровой деятельности на уроках на основные психофизиологические показатели учащихся. 3. Влияние внеклассной работы по химии на уровень сплоченности коллектива класса. 4. Организация индивидуальной работы по алгебре при реализации дифференциации обучения. 5. Воспитание культуры речи учащихся на факультативных занятиях по литературе. 6. Особенности применения проблемного обучения на уроках математики в разных возрастных группах школьников. У. Дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся при использовании лингвострановедческого материала в курсе немецкого языка. 8. Система учебного оборудования для изучения электроники в курсе физики. 9. Активизация познавательной деятельности путем соединения обучения с производительным трудом на уроках технологии. 10.Развитие у учащихся конструкторских знаний и умений в процессе изучения технологии. 11.Предупреждение неуспеваемости школьников посредством текущего контроля. 12.Использование системы практических задач для развития логического мышления.
Задание 8. Какой из методологических принципов педагогики предполагает: a) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности; признание уникальности личности и учет ее индивидуальных особенностей; b) развитие человека, становление его как творческой личности посредством освоения им культуры как системы ценностей; c) что, деятельность является важнейшим фактором развития личности; d) системное использование и учет данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса.
Литература. 1.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.-М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-384с. 2.Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений/ Краевский В.В.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с. 3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000. – 258 с. 4. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997. 5. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с. 6. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.Педагогический словарь.-М.:2000 7. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5. 8. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998. 9. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64. 10. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993. 11.Беловолов В.А., Беловолова С.П. Основы методологии педагогического исследования.- 2-е изд., доп.- Новосибирск: Изд-во НГПУ,2003.-198с.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.61 (0.009 с.) |