Тема 1.Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности.



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета_______________

________________________________

_____________________

«______»__________________2011 г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

________________________________

Протокол № __ от «___» ________ 2011 г.

_________________ Зав. кафедрой педагогики,

к. психолог. наук, доцент Е.В. Кузнецова

 

ПрОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б. 3.2 ПЕДАГОГИКА

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Иностранный (английский) язык,

Русский язык и литература,

Математика и информатика

Степень: Бакалавр педагогики

 

 

Составитель:

Терентьева Ольга Георгиевна,

к. пед. наук, доцент кафедры педагогики

 

Куйбышев 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины:

В настоящее время в педагогической науке идет становление новой системы образования, направленной на гуманизацию образовательного пространства. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в учебной деятельности.

Происходит смена образовательных парадигм, усиливаются процессы интеграции и дифференциации. В связи с чем, появилась потребность в переосмыслении содержания педагогического курса в свете системы ценностей и приоритетов в образовательной политике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Программа по курсу составлена с учетом классических и новейших исследований в области педагогики, психологии и других смежных наук. Это базовый курс, формирующий специфическую культуру педагогического мышления. Основная идея: формирование методологической культуры учителя посредством реализации концепции подготовки студентов к самоорганизуемой рефлексивной педагогической деятельности.

Данный курс является основой для изучения всех других дисциплин педагогического цикла и поэтому призван познакомить студентов с основами педагогической науки.

Курс педагогики условно можно разделить на четыре части: Введение в пед.деятельность, Образовательная политика в России, Теоретико-методологические основы педагогики и теория целостного педагогического процесса. В ходе изучения первой части студенты осваивают требования к личности современного учителя, далее студенты получают представление об образовательной политике государства, о содержании образования как средстве развития личности. При изучении теоретико-методологических основ педагогики узнают о феномене педагогики как науки, о методологии и методах педагогических исследований, об аксиологических основах педагогики, о роли воспитания и обучения в процессе развития личности, В ходе изучения теории целостного педагогического процесса – студенты рассматривают педагогический процесс как систему и целостное явление, определяют закономерности и принципы педагогического процесса, рассматривают обучение и воспитание в структуре целостного педагогического процесса, знакомятся с методами и формами организации и осуществления целостного педагогического процесса.

Структура курса представлена следующими разделами: введение в педагогическую деятельность

Цель - формирование основ базовой педагогической культуры, творческой самореализации в профессиональной деятельности учителя и

систематизация знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представление о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях к педагогу.

Задачи:

1. Выработка концептуальных представлений о сущности и ценностях профессиональной деятельности учителя как основы педагогического мышления.

2. Рефлексивное осмысление педагогической истории, теории и способов организации практики образования.

3. Актуализация потребности в профессионально-личностном саморазвитии студента, творческом применения теоретических знаний на практике.

4. Осуществление педагогической профессиональной ориентации и профессиональное воспитание студентов;

5. Содействие формированию системы педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном как субъект-субъектное взаимодействие воспитателей и воспитанников;

6. Формирование педагогического сознания в единстве личностной и профессиональной Я - концепций, концепций Воспитанника и педагогической Деятельности;

7. Овладение начальными умениями научно-исследовательской деятельности в области педагогики;

8. Формирование потребности в постоянном cамосовершенствовании и самообразовании в профессиональной деятельности и в овладении его технологией.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Педагогика органически связана в соответствии с учебным планом с общественно-гуманитарными науками. Педагогика обучает, опираясь на свою цель, задачи, предмет, объект, методологию, методы и средства. Методически, стилистически и по сути педагогика, философия и культурология дополняют друг друга в вопросах взаимосвязи духовно-интеллектуального развития человека и общественных отношений, теории познания, общественного развития личности, духовно-нравственных, событийных основ общественных отношений.

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Теория обучения и воспитания», «Истории образования и педагогической мысли», «Педагогические технологии», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к уровню усвоения дисциплины

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

 

общекультурные компетенции (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

 

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

 

профессиональные компетенции (ПК):

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

 

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

В процессе овладения содержанием дисциплины студент должен знать:

– основные категории и понятия соответствующих разделов;

- ценностные основы профессио­нальной деятельности в сфере об­разования;

- правовые нормы реализации пе­дагогической деятельности и обра­зования;

- сущность и структуру образова­тельных процессов;

- методологию педагогических ис­следований проблем образования (обучения, воспитания, социализа­ции);

способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межлично­стных отношений в группах разно­го возраста;

- особенности социального парт­нерства в системе образования;

- способы профессионального са­мопознания и саморазвития;

уметь:

- системно анализировать и выби­рать образовательные концепции;

- использовать методы психологи­ческой и педагогической диагно­стики для решения различных про­фессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, нацио­нальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особен­ности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием совре­менных технологий, соответст­вующих общим и специфическим закономерностям и особенностям
возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- проектировать элективные курсы с использованием последних дос­тижений наук;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учеб­ных предметов;

- организовывать внеучебную дея­тельность обучающихся;

- бесконфликтно общаться с раз­личными субъектами педагогиче­ского процесса;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- использовать теоретические зна­ния для генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

- способами пропаганды важности педагогической профес­сии для социально-экономического развития страны;

- способами ориентации в профес­сиональных источниках информа­ции (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

- способами осуществления психо­лого-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами взаимодействия с дру­гими субъектами образовательного процесса;

- способами проектной и иннова­ционной деятельности в образова­нии;

- различными средствами комму­никации в профессиональной педа­гогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возмож­ностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

По окончании 1 семестра проводится зачёт и после освоения курса также предусматривается проведение недифференцированного зачета.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 106 часов. Дисциплина изучается в 1 и 2 семестре.

№ п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций
Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ (ч.) СР (ч.)
  Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность         Работа на практических занятиях, тестирование ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Раздел 2. Образовательная политика в России.           Работа на практических занятиях, тестирование. ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Раздел 3. Теоретико-методологические основы педагогики           Работа на практических занятиях, тестирование. ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Раздел 4. Теория целостного педагогического процесса.         Работа на практических занятиях, тестирование. ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Итого          

 

Вид учебной деятельности Всего часов
Аудиторные занятия(всего)  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа  
Вид итоговой аттестации зачет
Общая трудоемкость дисциплины    
Зачетные единицы  

Практические занятия

Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике.

4.3. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность (2часа)

Формы работы на занятии

1. Определение стилей общения, объяснение возможных причин их возникновения (по результатам анализа предложенных студентами ситуаций и/или видеоурока).

3. Предложения студентов и обсуждение вариантов преодоления негативных стилей пед. общения.

4. Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству.

5. Соотношение увиденного с этапами творческого процесса.

6. Предложение своих вариантов решения конфликтных ситуаций и проблем.

Педагогический словарь

Педагогические способности - качества личности, интегрирова­но выражающиеся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, по­лучения удовольствия от общения с ними.

Задания для самостоятельной работы по теме:

Задание 1. Составить и проиграть ситуации с различными стилями пед. общения (групповая работа).

Задание 2. В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты:

Гностические способности - система знаний и умений, состав­ляющая основу профессиональной деятельности педагога, а также свой­ства познавательной деятельности.

Раскройте сущность остальных компонентов, дописав состав каждой группы.

Конструктивные способности -____________________

Проектировочные способности- ____________________

Организаторские способности -____________________

Коммуникативная способность -___________________

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Творчество как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики.

2. В чем особенности понятий: «психология творчества» и «педагогика творчества»?

3. Какие личностные качества определяют готовность учителя к организации профессиональной творческой деятельности?

4. Дайте характеристику основным признакам педагогического творчества, как и творчества в целом (усовершенствование уже известного или создание нового; оригинальность, неповторимость результатов деятельности; взаимосвязь творчества и взаимотворчества).

5. Что включает в себя понятие «передовой педагогический опыт»? Три основных подхода к его определению. Почему ярким примером педагогического творчества является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского (1918—1970 гг.)? Познакомьтесь с концепцией воспитательной системы Павлышской средней школы. Используйте учебное пособие Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.

6. Педагоги-новаторы, их роль в развитии современной педагогики. Назовите общие и отличительные черты педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. Расскажите об особенностях педагогической деятельности педагогов-новаторов нашей области, района. Какие из современных образовательных технологий вам близки, понятны, почему?

Задание 4. Проанализируйте педагогические ситуации и определите, какие умения недостаточно сформированы у начинающего учителя.

Ситуация 1. Саша М., ученик 5 класса, после уроков несколько задержался в школе. Он подошел к классному руководителю, когда та возвращалась из столовой.

- Я хочу рассказать о том, что у нас творится в классе и кто нарушает дисциплину, кто плохо ведет себя вне школы, - шепотом говорил Саша. –Но чтобы никто не знал, что это я. Хорошо?

Учительница внимательно выслушала мальчика и пообещала принять меры к нарушителям.

Ситуация 2. Из письма матери. «Моя дочь учится в музыкальной школе. По пению у нее «5». Учительница узнала, что она не ходит в школьный хор и поставила ей по пению двойку, а в четверти вышло «4». Я не против хора, но ведь ребенок посещает музыкальные занятия в другом месте. Можно ли снижать оценку за пение за то, что девочки не ходит в хоровой кружок»?.

Ситуация 3. На методическом объединении учителей физики разгорелся спор о содержании учебного материала по данной дисциплине. Молодой учитель с университетским образованием решительно выступил за то, чтобы в курсе физики опустить большинство материала о так называемой «старой физике», зато знакомить учащихся с новейшими достижениями в физике, увлечь перспективой развития новых направлений в этой науке.

Его коллега отстаивала ту точку зрения, что главное внимание следует уделить изучению «классической физики», а в ознакомлении с новым не выходить за рамки учебника, так как программа по физике, по его мнению, и так перегружена.

Ситуация 4. Открытый урок математики в 8 классе по теме «Разложение квадратного многочлена на множители» начался с решения уравнений. В течение 10 минут все ученики активно работали над выполнением заданий. Приступая к изучению нового учебного материала, учитель предложил учащимся вспомнить ранее изученный материал. Учитель умело вел школьников к пониманию способов разложения квадратного многочлена на множители. Затем ученики решали примеры. Решение первого примера учитель показал на доске, дальше ученики решали примеры самостоятельно. Однако со второй половины урока активность школьников резко понизилась. Побуждения учителя мало что давали. Домашнее задание и инструктаж к нему ребята приняли вовсе пассивно.

Раздел 2. Образовательная политика в России. (2 часа)

 

Тема 1. Современная система образования в России: стратегия развития.

Программа развития образования в РФ. Основные направления модернизации. Принципы образовательной политики. Проблемы доступности образования, реализации права на образование, эффективного государственно-общественного управления образованием, совершенствования содержания и технологий обучения. Кризис образования. Образовательная система России. Общее, профессиональное, дополнительное образование. Нравственное и правовое образование. Модели современного образования: как государственно-ведомственной организации, развивающего образования, традиционная, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная. Направления развития современного образования: гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Тема 2. Система образования и ее характеристика.

Понятие о системе образования. Образование и общество. Мировое образовательное пространство. Современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. Принципы государственной политики в области образования. Модели образования: государственно- ведомственная, развивающее образование (В.В. Давыдов, В.В.Рубцов и др.), традиционная (Ж.Мажо, Л.Кро, Ж Капель и др.) рационалистическая (П.Блум, Б.Скиннер и др.), феноменологическая (А.Маслоу, К. Роджерс и др.), неинституционная (П.Гудман, И. Илич и др.)

Непрерывное образование: сущность, функции и принципы.

Структура и основные звенья системы образования и их характеристики.

Учебно- воспитательные учреждения разноуровнего образования.

Тема 3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Понятие содержания образования. Научные основы определения содержания образования. Критерии отбора и построения содержания.

Материальная и формальная теории формирования содержания образования. Факторы, влияющие на содержание образования. Историко-педагогический анализ проблем содержания образования («формальная» и «материальная» школа). Современные концепции содержания образования в отечественной (И.Я. Лернер, В.С. Леднев, Ю.К. Бабанский) и зарубежной (прагматизм, гуманистическая педагогика) практике. Составляющие базовой культуры личности: система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности; система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру (труду, науке, другим людям, самому себе). Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

 

Тема 4. Государственный образовательный стандарт и составляющие содержания образования.

Российское законодательство, регулирующее образовательную сферу. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Стандарты первого поколения: Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Базисный учебный план: инвариантная и вариативная части. Учебная программа, учебники и учебные пособие. Учебный предмет как педагогически адаптированная совокупность знаний, умений и навыков из определенной области действительности. Структура учебного предмета. Классификация учебных предметов. Направления модернизации предметной структуры: интегрированные курсы, модульная система, частичный и полный отказ от предметной системы.

 

Семинарское занятие №2.1.

Тема: Содержание образования. Образовательная политика государства.

Цель: охарактеризовать понятие «содержание образования»; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в ОУ разных типов, выявить основные направления образовательной политики России.

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

1. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания.

2.Государственный стандарт общего образования, его содержание и структура.

3. Носители содержанияцелостного педагогического процесса и их характеристики: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты.

4. Учебный предмет, его состав и место в учебном процессе.

Характеристика компонентов базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, гражданская культура, культура труда и экономическая культура, экологическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.

6. Пути, формы и средства формирования компонентов базовой культуры личности.

Литература.

1.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

3.Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

4. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1. Выделите из предлагаемых определений понятия «образование» наиболее приемлемое.

1. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

2. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

3. Образование – это процесс и результат не только обучения, но и самообразования, а также воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные умения, складывается мировоззрение.

4. Понятие «образование» включает прежде всего передачу и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, подготовку к специальной профессиональной деятельности.

Задание 2. Напишите 10 библиографических карточек по литературе к данным темам, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

· Культура и образование.

· Системный подход к содержанию образования.

· Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

· Дополнительное образование в РФ: история и современность.

Задание 3. Проанализируйте любую школьную учебную программу: структура, принцип построения, содержание. Сделайте выводы.

Задание 4. Что такое содержание образования:

1) система ЗУН, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении ЗУН, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи построения природы и жизни общества;

4) Ваш вариант ответа

Задание 5. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»:

1) действие, доведенное до автоматизма;

2) способ достижения конкретной учебной цели;

3) межпредметные связи;

4) учебное занятие;

5)знание;

6) календарно-тематический план;

7) учебный план.

Задание 6. Найдите в литературе и впишите следующие определения.

Базисный учебный план__________________________

Государственный образовательный стандарт______________________

Семинарское занятие №2.2.

Тема: Стандарты второго поколения.

Цель: знакомство с ФГОС и сопроводительными документами, отработка умения анализа урока с точки зрения формирования УУД.

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

– Закон об образовании. Характеристика основных положений.

– 5 пунктов президентской инициативы.

– Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

– Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).

– Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы.

– Федеральная целевая программа развития образования.

– Концептуальные основы ФГОС.

– Системно-деятельностный подход.

– Универсальные учебные действия.

– Основные характеристики нового стандарта.

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

– Фундаментальное ядро содержания общего образования.

– Требования к структуре основной образовательной программы.

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1.Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик.

Заполнить таблицу:

Название Какие УУД он отражает Что полезного "транслирует" детям
*Как обезьянки обедали *Готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового, умение решать проблемные ситуации в команде *навыки командной работы, умение договариваться, решать конфликтные ситуации
* "Как обезьянки обедали"    
*Кто сказал "Мяу"    
*Кто сказал "Мяу"    

 

Задание 2.Анализ предложенного урока

Что предполагалось сделать для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД? (ответ представить в виде письменного отчёта).

Тема урока

“Такие простые правила”

Цель

освоение детьми правил поведения в школе

Задачи

  • усвоение представлений о правилах поведения в школе;
  • формирование положительного отношения к выполнению правил поведения в школе;
  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие толерантности, вежливого отношения к окружающим

Ход урока

1. Организационный момент:

Дети сидят по группам (4 группы).

2.Приветствие:

Учитель: - Здравствуйте ребята! Все вы знаете, что слово “привет” можно заменить жестами. Давайте поприветствуем друг друга не просто обычным жестом, а так, как приветствуют друг друга “европейцы” - пожимают руки, “японцы” - кланяются, “африканцы” - трутся носиками. Повернитесь и поприветствуйте друг друга!

Молодцы ребята. Продолжаем дальше. Сегодня у нас необычный урок. И начнётся он - угадайте с чего? (звучат версии детей)- С мультфильма!

- Посмотрите внимательно мультфильм “Маша и медведь”.

3. Знакомство с персонажем:

(просмотр мультфильма "Маша и медведь 11-серия: Первый раз в первый класс")

Обсуждение: У.: - О чем этот мультфильм? (о Маше, о медведе, о школе, о том, как надо вести себя в школе)

  • Что вы узнали из него интересного и важного, с кем познакомились?
  • Что Маша делала в школе? Как она вела себя на перемене? (шалила, хулиганила, никого не слушала)
  • А каких героев вы еще знаете, не соблюдающих правила? (Незнайка, старуха Шапокляк, Буратино)
  • А как именно ведут себя эти сказочные герои? (часто не слушаются, хулиганят, иногда дерутся)

4. Основная часть:

Работа над правилами

У.: -А будет ли всем хорошо в школе, если все будут поступать только как им хочется?

Дети -НЕЕЕЕТ!

У.: - А почему не будет всем хорошо?

Дети:-Рассуждения детей.

У.:-Молодцы, ребята. Очень интересные рассуждения и доказательства вы приводите. А как сделать так, чтобы всем было комфортно в школе, все знали как правильно и неправильно поступать?

Дети: - Рассуждения детей

У.: - Давайте мы с вами подумаем сейчас, какие правила надо соблюдать в школе, чтобы всем нам в ней очень нравилось учиться. Я буду называть правило, а вы поднимайте руки, если считаете, что это правило непременно должно соблюдаться в школе, чтобы всем нам в ней было комфортно и удобно находиться:

  • Толкаться и драться
  • Приходить в школу вовремя, не опаздывать на уроки
  • Бегать на перемене
  • Приходить в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выученными уроками
  • Не здороваться со взрослыми и одноклассниками
  • Уважительно относиться к окружающим, здороваться с учителями и ребятами
  • Дразнить и пугать одноклассников
  • Внимательно слушать учителя
  • Смеяться над одноклассниками
  • Разговаривать на уроке, мешать товарищам слушать учителя
  • Без разрешения учителя уходить из школы и с ее территории в урочное время.
  • Во время урока отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами и не относящимися к уроку делами.
  • Если на уроке хочешь задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, надо поднять руку.
  • Толкать друг друга, бросаться предметами, громко кричать
  • Помогать друг другу

Учитель располагает выбранные детьми правила на доске под надписью: МОЖНО И НУЖНО и веселым лицом, а не выбранные располагает отдельно под надписью НЕЛЬЗЯ и грустным лицом.

У.: - Ребята, мы с вами так хорошо поработали, столько разных правил определили, которые помогут нам успешно и дружно учиться. Все вы молодцы! Но у нас пока ещё отсутствуют 4 новых ученика. Сегодня вместе с вами должны были учиться и Незнайка, и старуха Шапокляк, и Буратино, и Маша. Но что-то я этих учеников не вижу в классе.

Стук в дверь и входят старшеклассники в наряде Маши, Буратино, Незнайки и Шапокляк.

У.: - Здравствуйте, наши новые ученики! Почему опаздываете?

Буратино: - Что это, в школу надо рано разве приходить?

Незнайка: Не знаю я...

Шапокляк: Так это, что ж торопиться -то... Разве есть такое правило, чтобы не опаздывать?

У.: - Дети, скажите, пожалуйста, есть ли у нас в школе такое правило, чтобы не опаздывать?

Дети: - ДААА!

Персонажи:-А почему нельзя опаздывать?

Дети:- Рассуждения детей.

Персонажи: - Ух ты, а ещё что-ли какие-то правила есть?

У.: -Ну конечно, есть. И вот если бы вы не опоздали, вы бы про них узнали. Но ничего страшного, ведь ребята все правила знают, они вам помогут. А чтобы легче было вам во всей нашей школьной жизни и её правилах разобраться, давайте сейчас мы разделимся на 4 команды и посоревнуемся, кто лучше сможет рассказать о наших школьных правилах.

Упражнение: рисунок “Школа с правилами” и “Школа без правил”.:

У.: Ребята, так как мы с вами находимся в школе, то и думать о правилах нам проще. Пожалуйста, подумайте несколько минут и ответьте: если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?

У.: А теперь я предлагаю каждой команде нарисовать два рисунка на такие темы: “Школа с правилами” и “Школа без правил”. Вы сейчас в командах подумайте и решите, кто будет рисовать "школу с правилами", а кто "школу без правил" (Контролируют время сказочные герои, которые находятся по одному в каждой группе), а помогать вам будут наши новые ученики. Заодно и правила запомнят. Всем ли понятно задание?

  • Обсуждение: Что общего есть в рисунках? Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, отбирают, обзывают? Можно ли назвать рисунки “Школа без правил” радостными? Какой вывод мы можем сделать: нужны ли нам правила поведения в школе? Зачем?
  • Выводы: Правила в школе нужны. Они помогают нам чувствовать себя в безопасности. Выполнять их иногда очень сложно и не хочется, но все равно нужно.

У: - Ну что же, а чтобы наши новые ученики не забывали правила поведения в школе, когда будут готовиться к следующему уроку и придут к нам опять, давайте мы с вами подарим им наши рисунки на память. Согласны?

Дети: - ДА

Персонажи: Большое спасибо, мы обязательно всё запомним выучим и когда придём в следующий раз, то не будем никакие правила в школе нарушать!

5. Итоги урока:

У.: - Ну что ж, ребята, урок наш подходит к концу, все ли вы хорошо поняли и запомнили наши правила?

Дети - ДА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.219 с.)