Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федерация Учителей Кундалини-йоги в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С появлением в 1996 году в России наркологического центра Я.Э. Марашака – «Кундала», многие лица, проходившие в нем реабилитацию, после окончания курса (основанной на занятиях кундалини-йогой 3 раза вдень), продолжали заниматься йогой и дальше. «Я остаюсь таким же наркоманом, просто теперь мой наркотик кундалини-йога» - сообщает в своем интервью Алексей Меркулов - один из известных московский учителей кундалини-йоги (в среде кундалини-йоги преподаватели любят называть себя учителями, как это делал Йоги Бхаджан). Многие бывшие наркоманы в скором времени стремились сами стать преподавателями кундалини-йоги. Но согласно правилам 3HO преподавать кундалини-йогу может только сертифицированный учитель, прошедший соответствующее обучение в KRI (Институт Исследования Кундалини). Я.Э. Маршак в этом плане являлся исключением, так как он получил личное «благословение» от самого Йоги Бхаджан, но всем прочим желающим, прежде чем начать преподавательскую практику, предстояло пройти обучение за границей, например, во Франции в школе Амрит Нам Саровар, под личным руководством ее основателя Карта Сингха. Стоимость обучения составляла около 3000 долларов, в середине 90-х позволить себе это могли немногие. Так, например, первым в России учителями кундалини-йоги Алисе Ротенберг и Александру Куликову, после обучения у Маршака, для начала преподавательской деятельности пришлось ехать на международный семинар, проходящий в рамках деятельности 3HO, и, получив бумагу об участии в нем, они начали преподавать кундалини-йогу. Это было не совсем «законно» с точки зрения 3HO, но в то время в этом мало, кто разбирался. Введение 3HO обязательной сертификации всех преподавателей способствовало проведению более безопасных классов кундалини-йоги. Это подтверждается описанием опытов Я.Э. Маршаком с холотропным дыханием, которые проводили и другие последователи на своих классах. 3HO за последние 25-30 лет стала очень осторожной организацией, понимающей, что основные ее клиенты – это уже не бывшие хиппи-наркоманы, а преуспевающие офисные сотрудники и мелкие руководители, основной интерес которых сводится к «психологии влияния». Но в начале 90-х в Москве происходила такая же «стадия становления», как и в ашрамах 3HO в конце 60-х в США. Основной акцент занятий делался на изменение сознания. Люди, приходившие на классы кундалини-йоги искали того же, что им давали наркотики, а зачастую просто хотели совместить одно с другим. Именно в 90-е годы кундалини-йога обросла многочисленными страшными историями. В России существовала не только кундалини-йога школы Йоги Бхаджана, была еще сахаджа-йога Шри Матаджи Нирмала Деви, занятия которой также носили название кундалини-йоги. По своей сути они являлись совершенно разными вещами. В 1998 году в Москву, по приглашению Я.Э. Маршака, для семинара в клинике «Кундала» приехал основатель французской школы кундалини-йоги Амрит Нам Саровар – Карта Сингх. Многие будущие учителя кундалини-йоги, проходившие реабилитацию в клинике, описывают этот момент, как один из важнейших в отечественной истории кундалини-йоги. Карта Сингх, уроженец Марокко, ценитель суфийской философии, в 20 летнем возрасте повстречался с Йоги Бхаджаном. Став одним из первых его учеников, он продолжал работу в KRI (Институт Исследования Кундалини), создав вначале 90-х одну из главных школ, обучавших кундалини-йоге школы Йоги Бхаджана. Работая лесничим в одном из заповедников Французских Альп, он сумел организовать штаб квартиру школы в живописном месте Домэн Ле Мартинэ (Domaine Le Martinet). За основу обучения в школе Амрит Нам Сровар был взят курс, основанный на шаманских практиках - «Взаимодействия с пятью элементами – Земля, Огонь, Вода, Воздух и Эфир». По сей день, в рекламном буклете школы сказано: «в Программу Тренинга дополнительно входит Подготовительный модуль "Пробуждение Духа”, который дает возможность прикоснуться к магически-шаманским корням Йоги» [37]. Обучение в школе Амрит Нам Сровар делится на два уровня. В конце 90-х обучение на первом уровне было возможно только в штаб квартире школы во Французских Альпах. Обучение включает в себя следующую программу: • Эпоха Водолея и Пробуждение Сознания • Учитель Эпохи Водолея • Краткая история и философия Йоги • Звук и мантры • Дыхание, пранаяма, крийя в Кундалини-Йоге • Асаны, мудры, бандхи • Медитация с мантрой и без • Релаксация • Грани ума, ум как слуга Души • 10 тел сознания • Чакры • Прана – энергия жизни • Йогическая и западная анатомия и физиология • Йогисечкий образ жизни • Ответственность преподавателя на классе и вне класса • Садхана • Кундалини-йога и Сикхская Дхарма Программа делится на три модуля по 6 дней каждый. Их прохождение и сдача сертификационных экзаменов возможны в течение года. При успешном окончании обучения, учащемуся выдается соответствующий сертификат с золотой печатью KRI, дающий возможность преподавать кундалини-йогу по всему миру. Стоимость обучения на курсе в 2014 году составляла около 80000 рублей, плюс билеты, визы и прочее. Далее все желающие, после полугода и более преподавательской практики могут поступить на 2-й уровень обучения, состоящий из 6 модулей: • Модуль 1: Стресс-менеджмент • Модуль 2: Осознанная коммуникация • Модуль 3: Гуманология для пар: он, она, мы • Модуль 4: Ум и медитация • Модуль 5: Гуманология циклов • Модуль 6: Воин-святой Время изучения каждого модуля занимает 5 дней. Карта Сингх проводит их лично. Перерыв между изучением модулей должен составлять от 2-х до 4-х месяцев. Перед изучением модуля предписывается специальная подготовка. Так, например, для изучения «Модуля 3» предписывается 40 дней воздержания от секса и монодиета на кичари (густой суп из риса, чечевицы и специй). За время прохождения модулей участники узнают свое предназначение в этой инкарнации, учатся медитировать во время ходьбы, мысленно покидать свое тело, общаются с пищей, осознают, как «переписать судьбу и достичь высшего предназначения» и многое другое. Как мы видим – полный набор мистических практик Нью Эйдж. Стоимость обучения на Уровне 2 индивидуальна для каждого модуля, но в среднем составляет от 500 до 1000 евро за каждый модуль. Тогда, в 1998 году, приезд Карта Сингха можно было назвать «днем открытых дверей» для школы Амрит Нам Саровар. Многие ученики Я.Э. Маршака под сильным впечатлением начали собирать деньги на обучение во Франции. Среди них были такие лица, как Сергей Литау, основатель крупнейшей в России сети йога-центров «Федерация Йоги», Алексей Меркулов, ставший «лицом кундалини-йоги» на российском телевидении, и одна из первых учениц Маршака – Алиса Ротенберг, основавшая в дальнейшем собственную Академию Интегративной Кундалини-йоги. Далеко не все могли позволить себе весьма дорогое обучение во Французских Альпах в центральном штабе Амрит Нам Саровар, и администрация школы стремилась открыть свой филиал на территории России. KRI, и входящая в нее IKYTA (Международная Ассоциация Учителей Кундалини-йоги Сообщества 3НО), уже много лет практиковала такие модели в различных странах мира. Но реализовать этот замысел (получить свидетельство о регистрации некоммерческой организации в Минюсте), получивший название Федерация Учителей Кундалини-йоги (ФУКЙ), им удалось только к апрелю 2009 года. Формально Федерация Учителей Кундалини-йоги в Москве существовала с 1999 года, и носила название «Сообщества кундалини-йогов». Это была группа людей, которая ставила своей приоритетной задачей ежедневное проведение садхан, и предпринимающая безуспешные попытки в проведении двух основных праздников кундалини-йоги – Йоги Белой Тантры и Фестиваля Кундалини-йоги. С 2006 года им удалось организовать небольшой выезд на природу на «праздник летнего солнцестояния» в 100 км от Москвы по Симферопольскому шоссе. Первый раз Йога Белой Тантры состоялась в 2010 году в Москве по адресу: Варшавское шоссе, дом 118, корпус 1, где и по сей день ежегодно проводится в конце января. На первых трех фестивалях использовалась видеозапись класса Йоги Бхаджана для проведения занятий, но с 2014 года действующий махан-тантрик, Сат Нирмал Каур Кхалса, исполняющая роль фасилитатора, стала приезжать на фестиваль лично. Фестиваль Йоги Белой Тантры в Москве собирает приблизительно 300-400 человек, и длится около 13 часов. Стоимость посещения около 7000 рублей. Также за 2500 рублей можно посетить несколько подготовительных мастер классов. С 1999 по 2010 гг. помещение для проведения садхан ФУКЙ предоставляли различные йога-центры Москвы, среди которых особенно стоит выделить зал «Федерации йоги на Полянке» и «Сурья-Рам», находящийся рядом со станцией метро Курская. Проведение садхан и другая деятельность в рамках «Сообщества кундалини-йогов» называлась служением. В 2003 году Дмитрий Волков вместе с Жанной Прокошиной начали заниматься переводом книг Йоги Бхаджана на русский язык. Впоследствии их деятельность привела к созданию издательства Yoga-X-Press, опубликовавшего серию книг «Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана». В 2005 году один из участников «Сообщества кундалини-йогов» Сергей Литау открыл первый зал «Федерации йоги» на Полянке. Однако в Минюсте России зарегистрированы две никак не связанные между собой организации со схожим названием: сеть центров «Федерация Йоги» и «Федерация Йоги России». В «зале на Полянке» начинают преподавать многие ученики Я.Э.Маршака, которые начинали заниматься еще в 90-х. Среди них сам Сергей Литау, Алиса Ротенберг, Александр Куликов, Павел Маликов и др. Большинство из них также вели программы по реабилитации наркозависимых в центре Я.Э. Маршака «Кундала». Все преподаватели кундалини-йоги на тот момент имели сертификаты KRI с золотой печатью, дающие право преподавания, в том числе и в России. В 2006 году Алиса Ротенберг решает открыть в России собственную школу подготовки учителей кундалини-йоги. Пройдя соответствующую регистрацию в Yoga Alliance (США), которая в России на тот момент была мало актуальна, и, используя для практических занятий залы «Федерации Йоги» Сергея Литау, она открывает Академию Интегративной Кундалини Йоги (АИКЙ). Но снова возникает проблема с сертификацией учеников в KRI, так как АИКЙ могла выдавать лишь диплом, соответствующий сертификации Yoga Alliance – RYS 200 (о том, что учитель йоги прослушал в данном учебном заведении, имеющем сертификат на проведение подобной аттестации, 200 часов основного курса для учителей йоги). Диплом с золотой печатью KRI АИКЙ выдавать не могла и не может по сей день. Ежедневно Yoga Alliance получает около 1000 заявок на регистрацию от учителей и 75 от школ ежемесячно. Цифры заставляют задуматься о том, что йога стала выгодным бизнесом, поскольку для того, чтобы стать «учителем», достаточно прослушать всего несколько групповых лекций и получить сертификат с печатью Yoga Alliance. Алиса Ротенберг в рамках АИКЙ открывает программу профессиональной переподготовки (второе высшее образование) по специальности «Практическая психология», специализация: «Кундалини-йога как метод интегративной телесно-ориентированной психологии и психокоррекции». На обучение принимаются только лица от 22 до 49 лет, имеющие высшее образование и стаж занятий кундалини-йогой не менее 6 месяцев. Выпускники получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке по специальности «Практическая психология» (830 часов), специализация «Кундалини йога, как метод интегративной телесно-ориентированной психологии и психокоррекции» Института Интегративной Психологии Профессионального Развития (гос. лицензия А 267415)[38]. Ежегодно академию заканчивают около 20 студентов. С 2008 по 2014 год, академию закончили 118 человек из них 18 стали сертифицированными преподавателями кундалини-йоги соответственно либо по ходу обучения, либо в дальнейшем получили диплом с золотой печатью в KRI. В 2009 Санкт-Петербург посетил Харидживан Сингх Хальса, и провёл свой первый семинар. Личность Хариджвана хорошо известна в США – он был одним из первых учеников Йоги Бхаджана, а в середине 90-х, подобно Карта Сингху, создал свою школу, проводящую подготовку и сертификацию учителей кундалини-йоги. Школа «Хариджван Сингх Хальса» носит название по имени ее владельца и ее преподавательский состав так же ограничивается только им. Суть обучения на Уровне 1 состоит в посещении трех шестидневных семинаров в загородном отеле, поселка Токсово, не далеко от Санкт-Петербурга. Хариджван проводит эти семинары лично 2-3 раза в год, на которых читаются лекции по нумерологии и астрологии (основные специализации Хариджвана), сочетающиеся с коллективным пением мантр и медитациями под гонг[39]. Для получения сертификата с золотой печатью, достаточно просто посетить все три семинара. Цена каждого семинара по сей день около 80000 рублей. При обучении на Уровне 2 (после сертификации на Уровне 1) Хариджван проводит такие же «Модули», как и школа Амрит Нам Саровар, только местом проведения служат не Французские Альпы, а загородный отель под Петербургом. В 2009 году школа Амрит Нам Саровар открыла свое представительство в России, давая возможность проведения сертификации Уровня 1 прямо в Москве. Ответственной организацией за проведения учебных модулей и за выдачу сертификатов стала Федерация Учителей Кундалини Йоги (ФУКЙ), которая в этом же году открыла свой офис по адресу: г.Москва, Нижний Сусальный пер., д. 5, стр. 10. ФУКЙ в рамках обучения по программе Уровень 1 школы Амрит Нам Саровар организует в течение года три шестидневных модуля, либо семь модулей выходного дня. Также для успешного прохождения модулей будущий учитель кундалини-йоги обязан выполнить не менее пяти общих садхан, поучаствовать в фестивале «Йога белой Тантры». Стоит заметить, что для успешной сертификации на Уровне 2 необходимо выполнить 40 общих садхан подряд. Кроме этого, учитель кундалини-йоги обязан подписать «Кодекс учителя». Это основной нравственно-этический комплекс предписаний для учителей кундалини-йоги. Он включает в себя «клятву учителя»: • Я не женщина. • Я не мужчина. • Я не личность. • Я не я. • Я — учитель. Также «Кодекс Учителя» включает в себя восемь пунктов отношений учителя с учеником, среди которых обязательство «проявлять чуткость и уважение к моральным, социальным и религиозным взглядам учеников и избегает попыток навязать им свои убеждения» и запрет на «любые сексуальные отношения с учениками, так как они противоречат преподавательской этике, даже если сам ученик является инициатором таких отношений или соглашается их принять». В «Кодексе Учителя» говорится, что любой учитель кундалини-йоги выступает в качестве члена всех международных (и национальных, если применимо) учительских организаций: 3НО, IKYTA и KRI, внося свой вклад в их общность; в своей деятельности учитель представляет профессиональную и этическую политику этих организаций, в том числе обязан придерживаться вегетарианской диеты и не может употреблять алкоголь, наркотические вещества и табачные изделия. За нарушение каких любо норм кодекса, учитель кундалини-йоги теряет статус учителя. Согласно «Кодексу Учителя» ФУКЙ следит за внесением гурудакшины каждым членом федерации. Гурудакшина является обязательным налогом (10% от заработка преподавателя) для всех членов 3HO. Для членов ФУКЙ в России, минимальный размер гурудакшины – 108 долларов США. Как сказано на официальном сайте ФУКЙ: «Гурудакшина, принимаемая Федерацией от учителей Кундалини Йоги, используется для развития и поддержания Учения Йоги Бхаджана в России и в мире в целом. 10% от Гурудакшины, принятой Федерацией, перечисляется в фонд Международной организации 3HO (Healthy Happy Holy – Здоровые Счастливые Благословенные). 3НО использует полученные в виде Гурудакшины средства для создания и поддержания «Библиотеки Учения Йоги Бхаджана»[40]. На данный момент, как минимум 342 сертифицированных учителя кундалини-йоги ежегодно вносят свои гурудакшины, плюс к этому гурудакшины обязаны вносить и те, кто только проходит обучение на Уровне 1. Ответственность за правильное проведение учителями классов по кундалини-йоге также несет ФУКЙ. Занятия по кундалини-йоге делятся на несколько типов: 1. Обычный класс 2. Интенсивный класс (мастер класс от преподавателя) 3. Садхана 4. Шабд 1. Обычный класс по кундалини-йоге состоит из: • вводной мантры «Ом Намо Гуру Дев Намо», со слов Йоги Бхаджана соединяющей всех участников процесса с «Золотой цепочкой учителей кундалини-йоги» и пения последующей мантры; • дыхательной гимнастики; • выполнения комплекса упражений – ассан кундалини-йоги, подготавливающих участников к медитации; • медитации в динамической позе, чаще всего с пением мантр 3HO (но вместо этого может использоваться обычное молчание, танцы под музыку, пение песен под гитару, гонг-медитация, элементы сикхского боевого искусства Гатки, и многое другое); • далее следует шавасана (неподвижное лежание на полу в «позе трупа); • В заключении пение мантры «Сат Нам» и гимна 3HO «Пусть солнце светит над тобою, И Любовь прибудет, Чистый Свет озарит тебя, и хранит в Пути» 2. Интенсивный класс повторяет по своей структуре обычный класс по кундалини-йоге, но обязательно включает в себя продолжительную лекцию перед началом занятия. Медитация во время интенсивного класса носит авторский характер и более продолжительна по времени. 3. Садхана – основная практика кундалини-йоги, которая по мнению Йоги Бхаджана, должна проходить в предрассветные часы и занимать десятую часть суток. Согласно учению Йоги Бхаджана предрассветные часы – это «время нектара», которое следует посвятить божественному, чтобы остальное время дня было благословлено[41]. Практика садханы должна проводиться с четырех до семи утра; длиться она должна минимум два часа. В нее входит чтение утренний молитвы сикхов «Джап Джи», на оригинальном языке гурмуркхи, небольшой комплекс физических упражнений – ассан, часовая медитация с коллективным пением (индуистская традиция киртан) семи мантр, и последующая шавасана. Согласно учению кундалини-йоги это делает человека более чувствительным к «тонким вибрациям» и более практичным по отношению к этому миру. Таким образом, получается своеобразная смесь традиционной практики всех религий – утренней молитвы и мотивов Нью Эйдж. 4. Шабд – это пение одной единственной мантры (из мантр 3HO), сидя в одной позе с определенным положением рук. Продолжительность шабда, как правило чуть больше часа, но в исключительных случаях может доходить до двадцати часов. В ФУКЙ шабды проводятся ежедневно. Практику шабдов (и, отчасти, садханы) можно сравнить с другой, известной в йогических кругах практикой – джапой. Джапа – это монотонное повторение или распевание имени божества. Постоянное повторение этих звуков устраняет все посторонние раздражители, и, в конце концов, разум сам перестает реагировать на окружающее. В этом состоянии разум работает и способен к восприятию, но не всего. Можно сказать, что разум в этом состоянии воспринимает только сознание. Это и называется чистым, или трансцендентным сознанием[42]. Стоимость посещения обычного занятия по кундалини-йоге составляет от 300 до 800 рублей, интенсивного класса от 800 до 2500 рублей. Садханы и шабды, в основном, проводятся среди учителей кундалини-йоги самими учителями и предполагают добровольное пожертвование. При этом организаторы всегда напоминают слова Йоги Бхаджана, что «пришедший с пустыми руками – пустым и уходит!». Посещение садхан и шабдов простыми посетителями не возбраняется. Стоит обратить внимание на заработок учителей кундалини-йоги. За проведение обычного класса по кундалини-йоги учитель, в большинстве случаев, получает 20% от стоимости занятия за каждого ученика. То есть, если стоимость класса (в большинстве московских клубов) составляет 500-600 рублей, то преподаватель заработает 100-120 рублей за каждого посетителя. Вознаграждение преподавателя за интенсивные классы - больше т.к. стоимость их посещения в 2-3 раза выше, но организовать их могут только действительно известнее учителя с многолетним стажем преподавания. Посещаемость занятий по кундалини-йоге в несколько раз ниже, чем, например, по наиболее распространенной хатха-йоге. Важно также отметить, что за последние несколько лет число посетителей центров йоги резко упало, особенно это коснулось классов по кундалини-йоги. Например, если в 2010 году на утреннем классе какого-либо известного учителя, практикующего кундалини-йогу более 15 лет, можно было наблюдать 20-25 человек, то во второй половине 2014 года их число сократилось до 5-7. И хотя Йоги Бхаджан обещал своим последователям, что они смогут сделать кундалини-йогу своей профессией, на данный момент иметь сколь-либо приемлемый заработок для начинающего преподавателя в принципе невозможно. По причине того, что в Москве и Санкт-Петербурге посещаемость занятий по кундалини-йоги падает, многие учителя переориентировались на выездные семинары в регионы. На региональном уровне кундалини-йога остается пока чем-то новым и интересным, и определенного рода спрос на мастер-классы «известных московских учителей» там имеется. Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана продвигалась исключительно на волне Нью Эйджа, резко обрушившейся на Россию с начала 90-х. Традиции кундалини-йоги изначально включали в себя астрологию и нумерологию. На пике популярности в конце 2000-х, кроме традиционных классов, открывались всевозможные кружки по астрологии и нумерологии. Практика естественных родов – также немаловажная составляющая учения кундалини-йоги. Йоги Бхаджан учил, что душа вселяется в эмбрион лишь на 120 день, а также считал, что женщинам, не способным обеспечить ребенка, предпочтительнее делать аборт. Ведение беременности в традиции кундалини-йоги обычно принято доверять не врачам, а йогам-дулам – своеобразным «специалистам» по ведению беременности и естественным родам. Йоги-дулы называют себя ангелами-хранителями для будущих мам. Йоги-дулы проходят специальную программу обучения в 3HO. В описании деятельности йоги-дулы имеется не только ведение беременности со всевозможными занятиями йогой и медитациями, но и присутствие при родах. «Дула нужна при родах для того, чтобы возвращать женщину в настоящий момент: дышать с ней, помогать расслабиться, делать ей массаж. Дула ассистирует акушерке, если та позволяет, приносит ей что-то из еды и напитков, подменяет ее в минуты отдыха»[43]. Однако 3HO, будучи очень осторожной организацией, делает сноску, что «дула не должна противиться какому-либо медицинскому решению или вмешательству и никогда не вмешивается в медицинский процесс. И если при родах возникают какие-либо проблемы – это ответственность врачей и акушерок»[44]. Послеродовая деятельность дулы, грубо говоря, сводится к сорокадневному пению мантр для новорожденного и помощи по дому. Известная отечественная дула Светлана Шнырова проводит выездные тренинги, в ходе которых учит женщин «процессуальной работе с духом Земли». Она сотрудничает с «Профессиональным Процессуальным Cообществом», члены которого занимаются весьма любопытными вещами, например, осваивают азы «глубинной демократии», проводят «шаманские интенсивы» и т.п. В рамках сикхстской традиции кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана в России стоит отметить получение «духовного имени» в 3HO, которое созвучно именам сикхов, получаемых во время принятия амрита (обряд вступления сикха в общину – Хальсу). Хотя получение имени с окончанием «сингх» (для мужчин) или «каур» (для женщин), и ношение основных элементов традиционной одежды сикхов – это весьма формальный акт, некоторые последователи кундалини-йоги совершают паломничество в Педжаб для принятия амрита. Так это описывает один из наиболее известных в последние годы учителей кундалини-йоги Алексей Владовский: «Каждый человек, если идет в глубь учения, приходит к фазе, когда нужно сделать некий внутренний выбор: либо остаться в индефикации «кундалинщика», человека, практикующего кундалини-йогу, либо выбрать путь в котором его дал Йоги Бхаджан. Йоги Бхаджан не учил йоге, он обращал западный мир в сикхов. Без обращения к традиционному сикхизму, я в какой-то момент встал в определенный психологический тупик. Я понял, как работает практика кундалини-йоги, как она меня ведет, понял, в чем смысл и в этот смысл уперся. Смысл я видел в том, что практика помогает нам физически, психически и духовно ощущать и развивать в себе внутренний ресурс. Для чего? Чтобы реализовать его в Сикхской Дхарме, то есть в правильной жизни на земле» [45]. Кроме принятия амрита, многие последователи кундалини-йоги приобщаются к еще одной сикхской традицией. Ею стала борьба на мечах – Гатка, зародившаяся в Педжабе при десятом сикхском гуру Говинд Сингхе. В Европе она появилась благодаря ученику Йоги Бхаджана Нанаку Деву Сингху, который ежегодно в июле-августе проводит палаточные сборы всех любителей этой борьбы на острове Рюген в Балтийском море. В Москве Нанак Дев Сингх при поддержки ФУКЙ провел свой первый мастер класс весной 2010 года. После его приезда, вместе с группой энтузиастов занятия по Гатке пытался проводить Алексей Меркулов (с мая по август 2010 года, два раза в неделю, в семь утра в Нескучном саду на бесплатной основе), но дело быстро заглохло. В 2013 году в Москве появился первый сертифицированный преподаватель по Гатке Евгений Скрынник[46]. Он начал проводить занятия по Гатке 2 раза в неделю в центре йоги Сурья Рам, но через год из-за низкой посещаемости их пришлось убрать из расписания центра. Со слов Евгения Скрынникова, Гатка - это родная сестра Кундалини-йоги, в основе Гатки лежат уникальные динамические медитации, позволяющие сконцентрировать внимание и сбалансировать полушария мозга. Основной элемент Гатки – это Пантра, состоящая из четырех простых симметричных движений, которые включают в себя синхронную работу рук, ног и корпуса. Это - абсолютно типичная «база» для классического, спортивного, либо исторического фехтования. Однако, Евгений Скрынников, дает ей следующее определение: «Само слово Пантра (еще говорят пентра/pentra), расшифровывается как по-тантра (po-tantra) или идеальная форма взаимодействия человека (точки) и вселенной (бесконечности)» [47]. Достаточно странное сравнение банальных упражнений на развитие координации с тантрическими практиками. Занятия любым боевым искусством положительно влияют на собранность и волевые качества человека, но возносить это до уровня мистических практик индуизма – явное преувеличение. Подобных сравнений в кундалини-йоге очень много, равно как и безосновательных утверждений. Например, во время обычного класса, преподаватель может утверждать, что в данный момент вы излучаете из рук зеленую энергию. Почему и от чего делаются подобные выводы – непонятно. Псевдонаучные объяснения пронизывают буквально всю кундалини-йогу – мантры влияют на счастье, судьбу и достаток, беременность протекает по каким-то совершенно новым законам, а банальные психологические тренинги приобретают сакральное значение. Многие учителя кундалини-йоги, практикующие в течение нескольких лет, разочаровываются в ней. Наиболее ясно этот момент объясняет вышеупомянутый Сергей Литау в своем интервью журналу Yoga Life. В нем, человек, сыгравший ключевую роль в распространении кундалини-йоги в России, честно признается, что кундалини-йога не работает, и что тантрическая практика пробуждение кундалини, не имеет с ней ничего общего[48]. Из вышеуказанных примеров видно, что многие учителя кундалини-йоги разочаровываются в ней, понимая, что она не несет в себе духовности, а «сикхская дхарма» является лишь видимой оболочкой. Хотя для кого-то практика кундалини-йоги остается способом достижения состояний, которые некогда они получали с помощью наркотиков. Либо, как обещал Йоги Бхаджан, кундалини-йога может стать профессией и заработком. Заключение В настоящей аттестационной работе освещена жизнь Йоги Бхаджана и его учение о кундалини-йоге, ввиду чего была затронута проблема многогранности распространения идей Нью Эйдж в современном обществе. Проведенное исследование показало, что «официальная» биография Йоги Бхаджана, опубликованная на различных сайтах созданной им организации 3HO, состоит из множества противоречивых и откровенно мифических материалов. Из этого можно сделать вывод, что она тщательно корректировалась в течение многих лет, чтобы быть согласованной с его учением о кундалини-йоге. Йоги Бхаджана следует считать основателем новой традиции в рамках Нью Эйджа, основу которой составила практикуемая сикхами нам-йога. Так как ортодоксальная традиция сикхизма была слишком трудна (и малоинтересна) для понимания западными хиппи, Йоги Бхаджан преподносил её сквозь призму популярных в то время увлечений восточными и эзотерическими практиками. Таким образом, в рамках его учения о кундалини-йоге священное писание и элементы образа жизни сикхов, сочетались с немыслимыми для сикхской традиции псевдо-тантрическими практиками, сутрой Патанджали, астрологией, нумерологией и даже идеями шаманизма. Следует заметить, что деятельность 3HO по сей день сводится к организации различных классов, семинаров и фестивалей по кундалини-йоге и получению прибыли от их проведения. В данном случае традиции сикхизма являются для 3HO лишь маркетинговым ходом, позволяющим оставаться оригинальными среди многочисленных организаций, действующих под знамёнами Нью Эйджа. В спорах (длившихся с 1971 по 1979 гг.) насколько учение Йоги Бхаджана остается в рамках традиции сикхизма, окончательную точку поставило не столько мнение профессора Международной Школы Исследований Сикхизма (The International School of Sikh Studies) доктора наук Сакбира Сингх Капура, сколько тысячи последователей 3HO и многомиллионный годовой оборот данной организации. Учение об энергии кундалини, проповеданное Йоги Бхаджаном, по мнению Сакбира Сингх Капура в рамках сикхизма нашло свой образ в учении о трансцендентном аспекте Бога в человеке (божественной правде). Проведённое исследование даёт нам право сделать вывод о том, что 3HO является неосикхской организацией, формально остающейся в рамках вероучения сикхизма. При этом члены Хальсы закрывают глаза на многие идеи, заимствованные из Нью Эйдж кундалини-йогой школы Йоги Бхаджана. Основными причинами появления кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана в России стал распад СССР и некий «духовный вакуум», образовавшийся в результате разрушения политической, экономической и финансовой системы. Небольшие классы по кундалини-йоге, раз в неделю проводимые в Москве Яковом Эммануиловичем Маршаком, действительно, многим помогли избавиться от наркотической зависимости. Но место наркотической зависимости в их жизни заняла кундалини-йога, затягивающая в сторону восточных учений с совершенно иным мироощущениями, идеалами и ценностями. Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана в России явилась типичным примером нью-эйджевской йоги, в которой благодаря различным психотехникам (например, холотропному дыханию) человек может получить некий мистический опыт, который с православной точки зрения можно охарактеризовать «прельщением». Наибольшая опасность заключается в том, что человек, просто посещающий классы по кундалини-йоге рано или поздно решает стать преподавателем. Большинство преподавателей, ведущих классы по кундалини-йоге, видя человека, более полугода регулярно посещающего занятия, предлагают ему пройти курс обучения, чтобы он сам смог стать преподавателем. Кроме значительных финансовых затрат, прохождение обучения на «модуле учителей» предполагает участие в опасных практиках, заимствованных из шаманизма, способных влиять на чувство самоиндефикации и психическое состояние в целом. На данный момент сложно соотнести деятельность 3HO в России – Федерации Учителей Кундалини Йоги, с деятельностью тоталитарной секты. Скорее это коммерческий аудиторный культ с харизматическим ядром, ориентированный в первую очередь на успешных офисных работников, владельцев малого и среднего бизнеса и людей, часто подверженных стрессам. Экономическая ситуация в нашей стране со второй половине 2014 года негативно сказалась на посещаемости классов по кундалини-йоги в целом ощутимо сократила число посетителей центров йоги. Максимальный интерес к кундалини-йоге школы Йоги Бхаджана наблюдался в 2010-2013 году и на данный момент мы наблюдаем его спад. Дальнейшую тенденцию деятельности 3HO в России определить сложно, но ведущие мировые школы (Амрит Нам Саровар, Харидживан) по подготовке учителей кундалини-йоги планируют в 2015 году запуск новых учебных модулей (Уровень 3), которые, несомненно, будут пользоваться определённым спросом. Настоящая аттестационная работа явилась первой попыткой в России дать комплексную оценку деятельности 3HO в нашей стране. Трудность проведения исследования состояла в малом количестве материалов, связанных с учением о кундалини-йоге школы Йоги Бхаджана. Исследование показало, что кундалин-йога школы Йоги Бхаджана, не смотря на формальную связь с сикхизмом, относится к движению Нью Эйдж и эффективность её практики является надуманной. В тоже время следует учитывать, что методы, используемые на модулях подготовки учителей кундалини-йоги, носят ложный мистический характер, опасный для человека. Библиография
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.207.33 (0.023 с.) |