Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности целостного педагогического процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Педагогический процесс – это самостоятельное целостное явление, имеющее свои закономерности. Какие же закономерности педагогического процесса отражают его целостность? Закономерностью в философии называют объективно существующую устойчивую повторяющуюся с необходимостью существенную связь между явлениями и процессами, характеризующую их развитие, в результате которой обеспечивается их функционирование. По мнению А.С. Макаренко, педагогика самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического процесса, что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изменившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к развивающейся личности. В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся. Наглядным примером периодических диалектических «снятий» является переход от одного возрастного этапа к другому, где «снятие» обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятельности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия. Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому - скачкообразный процесс с неизменным возвращением назад, перерывами, постепенностью. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык, например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п. Научно обоснованное построение педагогического процесса требует обращения к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно-преобразовательные функции. Так, категории «часть» и «целое» ориентируют на преодоление функционализма, на учет того, что отдельные педагогические воздействия, разрозненные мероприятия не оказывают влияния на формирующуюся личность в целом. Категории «общее», «особенное» и «единичное» требуют соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в педагогическом процессе формирования общечеловеческих качеств и развития склонностей, способностей и дарований личности, а также тщательного учета специфических условий функционирования или иной педагогической системы. Большое значение для организации и осуществления педагогического процесса имеет категория «мера». Прежде всего, она вводит в теорию и практику образования принцип оптимальности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воздействий. С категорией меры некоторым образом связан педагогический такт (как мера педагогического воздействия). За взаимосвязанными категориями «сущность» и «явление» стоит необходимость тщательного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности с тем, чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия. Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего проявления. Единство содержания и формы в педагогическом процессе требует поиска адекватных форм реализации содержания тех или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразные мероприятия. Категория «необходимость» приковывает внимание к поиску и четкому следованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория «случайность». Как случайные, неуправляемые воздействия отражаются на развитии личности? Какие способы и приемы их нейтрализации наиболее эффективны? Эти и подобные вопросы постоянно должны быть в поле зрения педагога. Категория «случайность» проявляется в феномене побочных результатов педагогических воздействий, в явлении стохастичности педагогических влияний, в соответствии с которым одно и то же педагогическое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному исследованию подверглись и специфические условия функционирования в педагогике категории «время». Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению. Проблема закономерностей целостного педагогического процесса находится в состоянии разработки. Нет единых подходов ни к пониманию того, что считать закономерностями в педагогике, ни к перечню самих закономерностей. Однако само понятие закономерности педагогического процесса прочно вошло в науку. Наиболее общая устойчивая тенденция образования как социального явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности, под которыми понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие. Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности. Можно выделить следующие группы закономерностей педагогического процесса: закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека; закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса. Закономерности, обусловленные социальными условиями, выражают зависимость педагогического процесса от общественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения; условия, в которых они будут осуществляться и как будут использоваться полученные результаты. Общество испытывает потребность в распространении информационных технологий, в большом количестве специалистов в этой сфере, но из-за экономических условий в стране оснащенность школ современными компьютерами даже в крупных городах страны еще недостаточна. Закономерности, обусловленные природой человека, устанавливают определяющую роль деятельности и общения в формировании личности, определяют зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса, раскрывают взаимозависимость процессов развития личности, социализации, воспитания и обучения, взаимосвязь задач, содержания, методов и форм целостного педагогического процесса, взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых. Таким образом, сущность целостного подхода к педагогическому процессу выражается в том, что такой подход позволяет выявить и познать сущностно содержательные характеристики соотношения педагогического процесса и его частей. Целостность – это внутреннее единство частей (таких, как образование, воспитание, обучение, развитие) и особенность (различие) каждой части. Взаимосвязь частей друг с другом создает условие реализации целостного педагогического процесса на высоком уровне, ибо в результате такой взаимосвязи в целостном педагогическом процессе появляются новые свойства, качества, закономерности, которые присущи частям в их разобщенности. Целостный педагогический процесс в конечном итоге направлен на достижение цели воспитания. Именно с позиции целостного подхода к воспитанию и обучению следует подходить к организации всей жизнедеятельности школьников, при которой с учетом возможностей школы, семьи, общества, индивидуальных особенностей учащихся развиваются все стороны личности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.105 (0.007 с.) |