Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе педагогической деятельности учитель постоянно самосовершенствует свое профессиональное мастерство. Этот опыт работы составляет предпосылку профессионального самовоспитания. Профессиональное самовоспитание - формирование личности в соответствии с поставленной профессиональной целью. Самовоспитание является относительно поздним приобретением онтогенеза и связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения уровня профессионализма самовоспитание становится значимой силой саморазвития личности учителя. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самооценка, самоконтроль. Самоанализ (педагогическая рефлексия) – способность учителя давать себе и своим поступкам объективную оценку, понимать, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. Педагогическая рефлексия представляет собой не только понимание субъектом своей педагогической деятельности, но и знание того, насколько другие понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции. Самоконтроль - осознание, оценка и регулирование учителем собственных действий, психических процессов и состояний. Его проявление и развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Самооценка – оценивание человеком собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей. Это ценность и значимость, которой учитель наделяет себя в целом и отдельные стороны своей деятельности, поведения. Выделяют два уровня формирования самооценки. Первый состоит в соотнесении уровня своих притязаний с достигнутым результатом, второй – в социальном сравнении, сопоставлении с себе окружающими. Педагогический такт представляет собой чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, коллегами по труду (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М., 2005, с.331). В этом понятии ценностное отношение к ученикам соединяется с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. По мнению А.С.Макаренко, педагогический такт - это умение «нигде не переборщить», т.е. сочетать уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. К.Д. Ушинский под педагогическим тактом понимал уважение и терпимость к нравственным порокам, установление отношений доверия, доброты, справедливости и делового контакта (З.Х. Гунаева К.Д. Ушинский об этике учителя. Пятигорск, 2009, с.36). В ряде случаев педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых наряду с нравственной стороной взаимоотношений требуется проявление находчивости, уравновешенности, чувства юмора. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является основой зарождения доверия и духовной близости между учителем и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где важны внимательность и справедливость.
Вопросы и задания: 1. Дайте характеристику способностям как психическим свойствам человека. 2. Охарактеризуйте многообразие видов и классификаций педагогических способностей. 3. Обоснуйте понятие педагогический такт в структуре педагогических способностей. 4. Дайте определение понятию «профессиональное самовоспитание».
Литература для самостоятельной работы: 1. Гунаева З.Х. К.Д. Ушинский об этике учителя. - Пятигорск, 2009. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. - М., 2005. 3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2007. 4.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. Часть 1. - Пятигорск: ПГШЛУ, 2009. 5.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.008 с.) |