Тема 25. Современные педагогические технологии в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25. Современные педагогические технологии в начальной школе



(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. В чем заключается роль педагогических технологий начального образования на современном этапе развития системы образования в России?

2. Выделите основные качества современных технологий.

3. Раскройте сущность, особенности реализации следующих технологий: традиционной, развивающей, разноуровневой, игровой, личностно ориентированной, коллективной, авторской.

4. Обучение в начальной обычно строится от частного к общему. Характерно ли это для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Почему? Что является основой теоретических знаний, усваиваемых школьниками в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

5. Сопоставьте цели обучения в концепциях Д.Б. Эльконина – В.А. Давыдова и Л.В. Занкова.

6. В чем специфика теоретического мышления

7. Почему в концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова большое значение придается моделированию?

8. Подготовьте реферативные сообщения:

а) концепция гуманистического воспитания В.А. Сухомлинского;

б) концепция педагогического стимулирования В.А. Равкина;

в) концепция активизации познавательной деятельности учащихся (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина);

г) концепция педагогической диагностики (Я.С. Турбовской);

д) личностно-гуманная концепция Ш.А. Амонашвили;

е) концепция П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

9. В чем разница между авторитарной и гуманистической концепцией воспитания?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Сравните традиционную; игровую; личностно-ориентированную, развивающую; компьютерную (информационную), проектную, проблемную технологии обучения. В характеристике отразите особенности их реализации в начальной школе.

2. Оцените высказывание «Проблемное обучение сегодня − одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики». (Пекина, М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М.М. Пекина. − М., 1996. − С. 60.) Докажите правомерность этого утверждения.

Тема 26. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Как вы считаете, что общего в понятиях «профессионализм» и «мастерство» и в чем различие между ними?

2. Раскройте понятие «педагогическая рефлексия», ее виды и содержание.

3. Почему профессионально ориентированная деятельность, является ведущим условием развития личности учителя?

4. В чем сущность профессионального самовоспитание учителя?

5. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

6. Каков сегодня идеальный образ учителя?

7. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

8. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

9. Назовите способы профессиональною самовоспитания.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

2. Напишите статью на тему «Социально-психологические условия становления будущего учителя начальных классов», где отразите характеристику студенчества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении.

 

 


Рекомендуемая литература

Основная

1. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учебное пособие для высш. проф. образования / Н. В. Матяш. - Москва: Академия, 2011. - 144 с.

2. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии: сборник методических разработок / [авт.-сост. М. А. Александрова и др.]. - Москва: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 208 с

3. Подласый, Иван Павлович. Педагогика начальной школы: учебник для пед. училищ и колледжей по специальности "Образование": доп. М-вом образования и науки РФ / И. П. Подласый. - Москва: Владос, 2008. - 463 с.

4. Титов, Вадим Александрович. Педагогика начальной школы [Электронный ресурс]: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва: Приор-издат, 2008. - 224 с.

Дополнительная

1. Беспалько В.П Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике / В. П. Беспалько. - Москва: Народное образование, 2008. - 512 с..

2. Буданова О.В. Стандарты в начальной школе / О. В. Буданова. - Москва: Педагогический поиск, 2011. - 144 с. - (Библиотека администрации школы. Новые образовательные стандарты)..

3. Лизинский В.М. Модернизация школы или новая школа / В. М. Лизинский. - Москва: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 160 с..

4. Методика воспитательной работы: учебник по специальности "Преподавание в начальных классах" / [В. П. Сергеева и др.]; под ред. В. П. Сергеевой. - Москва: Академия, 2011. - 368 с..

5. Начальное образование: научно-методический журнал. № 1. - Москва: Русский журнал, 2012.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: в 3 ч.: система заданий. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - Москва: Просвещение, 2011. - 215 с.

7. Патрушина Т.А. Первоклассник на пороге школы: советы родителям: советы учителю / Т. Патрушина, Л. Филякина. - Санкт-Петербург: Речь: Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2009. - 112 с.

8. Урок в начальной школе: реализация системно-деятельностного подхода к обучению: книга для учителя / А. К. Дусавицкий [и др.]. - Москва: Вита-Пресс, 2012. - 288 с.

Цифровые образовательные ресурсы и интернет-ресурсы

1. Зайдман И.Н. Инновационные технологии и модели обучения: учебное пособие / И. Н. Зайдман, Ю. Ю. Алехова, О. А. Ефремова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 140 с. - Библиогр.: с. 138-139. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/144555/e361f531655170a7.pdf. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

2. Педагогический словарь: учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва: Академия, 2008. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 343-344. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/99513/979375ae63a32eee.pdf. - Алф. указ.: с. 327-342. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

3. Подласый, Иван Павлович. Педагогика начальной школы: учебник для пед. училищ и колледжей по специальности "Образование": доп. М-вом образования и науки РФ / И. П. Подласый. - Москва: Владос, 2008. - 463 с.: ил. - (Для средних специальных учебных заведений). - Библиогр. в конце гл.. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

4. Титов, Вадим Александрович. Педагогика начальной школы [Электронный ресурс]: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва: Приор-издат, 2008. - 224 с. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

УМКД (Б3.Б9) - 08

Примерные темы рефератов и докладов

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов.

1. В.А. Сухомлинский о гуманном воспитании

2. А.С. Макаренко и личностный подход к воспитанию.

3. Педагогическое наследие М. Монтессори и современность.

4. Теории воспитания, образования, обучения: Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Дж. Дьюи, Э. Торндайка и др.

5. Специфические особенности профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

6. Личность педагога как основа педагогической деятельности.

7. Статус, позиция современного учителя, его права и обязанности.

8. Традиции гуманизма и современная школа.

9. Основные направления воспитания по В.А. Сухомлинскому.

10.Трудности работы с одаренными детьми.

11. Диагностика эффективности воспитательной работы.

12. Пути развития творческих способностей младших школьников.

13. Среда как компонент воспитательной системы начальной школы.

14. Портрет учителя начальных классов сегодня.

15. Индивидуальный подход в работе учителя начальных классов.

16. Трудности работы с одаренными детьми.

17. Современная школа: ее модификации.

18. Традиции гуманизма и современная школа.

19. Школьные трудности благополучных детей.

20. Ребенок в школе и дома: парадоксы поведения.

21. Личностный подход в учебном процессе: проблемы, поиски, решения.

22. Система школьного образования и детская одаренность.

23. Формы обучения в ВУЗе.

24. Совершенное общество и учитель.

25. Социально-психологические условия становления будущего учителя начальных классов.

26. Профессиональное самовоспитание учителя начальных классов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.013 с.)