Тема 14. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общение учителя и учеников в воспитательном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общение учителя и учеников в воспитательном процессе.



(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие» и «стиль педагогического отношения».

2. Стратегии педагогического взаимодействия (кооперация и конкуренция).

3. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия.

4. Какие правила будет соблюдать учитель-гумманист?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

- Общение как средство воспитания младших школьников;

- Идеи педагогической поддержки в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинского;

- Условия и средства реализации педагогической поддержки в работах В.А. Сухомлинского;

- Теоретические и практические рекомендации в трудах педагогов новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова), соотносимые с понятием педагогической поддержки.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «1» Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, - он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда –радостный вскрик: - «Я понял! Можно еще и так решить...»

Вопросы и задания: 1. Каков стиль педагогического взаимодействия на уроке?

2. Что служит критерием успеха на уроке?

3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?

5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

Тема 15. Свободная активность ребенка и проблемы ее ограничения.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: коллектив, детский коллектив.

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности?

2. Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной педагогике и их отличительные особенности.

3. Каковы основные признаки детского коллектива? Какие существуют подходы к выделению этапов развития детского коллектива?

4. В чем заключается педагогическое руководство ученическим коллективом на разных этапах его развития?

5. Раскройте основные условия развития детского коллектива. Приведите примеры из жизни школы, раскрывающие действие законов коллектива по А.С. Макаренко.

6. Дайте оценку работы органов ученического самоуправления в школе, в которой вы учились.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

а) Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов;

б) Разработка теории коллектива на современном этапе;

в) Роль детского коллектива в развитии личности;

г) Роль сверстников в формировании личности младшего школьника.

д) Проблемы формирования индивидуальности в коллективе.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить се. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, -есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может читать лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

Вопросы и задания:

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

Тема 16. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте основные подходы к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса.

2. Каковы принципы отбора критериев, диагностики результатов, оценки диагностического инструментария и т.д.

3. Охарактеризуйте критерии оценки эффективности воспитательного процесса.

4. В чем заключаются особенности диагностика воспитанности младших школьников.

Задания для практической и самостоятельной работы:

Разбейтесь на группы. Каждая группа разработайте программу воспитательной работы (согласно заданным условиям) и подготовьте к защите мультимедийную презентацию. Особое внимание уделите диагностическому направлению.

Заданные условия:

Группа.

1 класс, аэрокосмический лицей.

Группа

4 класс, лицей информационных технологий

Группа

3 класс, женская классическая гимназия

Группа

2 класс, гимназия эстетического профиля

5 группа

1 класс, общеобразовательная школа

Совместно смоделируйте дополнительные условия (центр или окраина города и т.д.)

Примерная структура программы воспитательной работы

1. Объяснительная записка:

а) особенности класса и воспитанников;

б) особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействие со средой;

в) принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса;

г) принципы построения программы.

2. Воспитательные цели.

3. Содержание и организация воспитательного процесса.

А. Организация жизнедеятельности детского коллектива:

а) задачи;

б) особенности диагностики младших школьников с целью создания коллектива;

в) содержание;

г) способы реализации задач.

Б. Организация деятельности органов детского самоуправления:

а) задачи;

б) особенности диагностики детского коллектива с целью создания органов управления;

в) содержание деятельности и способы реализации задач.

В. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

а) задачи;

б) содержание деятельности и формы сотрудничества.

Критерии оценки

(группы оценивают друг друга)

Требования к содержанию программы
1. Обоснования направлений деятельности 5 баллов
2. Какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается 5 баллов
3. Как именно будут, проходит подготовка и проведение различных видов и форм работы (с коллективом в целом, организациями самоуправления, родителями педагогами и общественностью) 3 балла
Требования к оформлению презентации
4. Содержание должно отражать цели работы, представлены элементы: - описание, 1 балл
- анализ. 3 балла
Корректность текста: - отсутствие ошибок, 1 балл
- использование научной терминологии. 1 балл
Дизайн: - оформление логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречат содержанию, 1 балл
- текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами, все ссылки работают. 1 балл
Требования к выступлению группы
Содержание: - логичность изложения, - аргументированность, - ответы на вопросы   1 балл 2 балла 2 балла

 

Тема 17.Методы и формы организации работы с родителями.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Формы работы с родителями в современных образовательных учреждениях.

2. Причины осложнений в системе отношений семьи и школы.

3. Воспитательная функция учителя. Воспитательная функция родителей.

4. Основные задачи классного руководителя (воспитателя) в работе с родителями учащихся.

5. Формы совместной работы школы и семьи, методика ее организации.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

а) Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

б) Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец.

- Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я coгласен, что это произошло не по злой воле, - говорит отец. - Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.

Вопросы и задания:

1.Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца

2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?

3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?

Раздел 4. Управление системой начального образования.

Тема 18. Сущность и основные категории управления системой начального образования.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание следующих нормативных документов в сфере начального образования.

- Закон РФ «Об образовании».

- О сроках обучения в начальной школе.

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- Обязательный минимум содержания начального образования.

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.

- Устав начальной школы.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Побеседуйте с директором базовой школы, завучами. Выясните, как они понимают управленческий труд и его специфику, как они определили бы определили роль информации в управленческой деятельности и требования к ней. Проанализируйте полученные материалы и сделайте выводы.

2. Используя различные пособия и словари выясните подходы к определению и классификациям методов управления образовательного учреждения. Определите свое отношение и трактовку этих понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.027 с.)