Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Методы и формы обучения в начальной школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4) Основные понятия: начальная школа, обучение, метод, форма. Вопросы для обсуждения 1. Проблема метода в дидактической теории. 2. Структура метода. Методы, приемы и средства обучения. 3. Различные подходы к классификации методов обучения в современной педагогической теории. 4. Характеристика методов обучения. 5. Самостоятельная работа как метод обучения. 6. Дидактическая игра как метод обучения младших школьников. 7. Характеристика основных форм организации обучения. 8. Проблема взаимосвязи метода с формой и содержанием обучения. 9. Урок как элемент целостной системы. 10. Пути совершенствования урока на современном этапе развития школы. 11. Требования, предъявляемые к современному уроку. 12. Характеристика передового опыта по повышению эффективности урока (опыт В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.) Задания для практической и самостоятельной работы: 1. Прочитайте статью И.Я. Лернера (приложения), составьтетаблицу, показывающую, с помощью каких методов учащиеся могут овладеть разными элементами образования. 2. Составьте задания для учащихся по одному из учебников природоведения 2 класса для самостоятельной работы на уроке. Проанализируйте возможности их применения для реализации самостоятельной работы как метода обучения. (Охарактеризуйте каждое задание с точки зрения цели, используемого материла, характера деятельности, способа организации.) 3. Подготовьтесь к проведению дидактической игры по одной из тем курса начальной школы. (Задание готовится и проводится по группам. Дидактическая игра рассматривается как метод обучения.) 4. Опираясь на материал приложения 23 [1], разработайте несколько видов дидактических игр. 5. На основании анализа классификации методов обучения, представленных в основной литературе, составьте свою и обоснуйте ее. 6. Напишите аннотацию одной из статей журнала «Начальная школа» (по выбору), посвященных рассмотрению какого-либо метода обучения. 7. Проанализируйте методы, используемые на одном из уроков (приложения 11, 48; [1]), по следующей схеме: — какие методы учебной работы последовательно использовались на уроке; — характеристика отдельных методов с внешней стороны (беседа, изложение материала, самостоятельная работа и т.п.) — характеристика психологической и логической стороны методов обучения, используемых на уроке; — особенности реализации образовательной, воспитательном и развивающей функций методов обучения; — каковы взаимосвязи между формой, содержанием и метода ми обучения на данном уроке; — какие приемы использовал учитель при реализации различных методов обучения на уроке. 8. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования урока по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование» (за текущий год), обратите внимание на развивающий и воспитывающий характер обучения. 9. Прочитайте работу Д.Г. Левитес (приложение 26, [1]), докажите, что от мотивации зависит успешность проведения урока. Приведите примеры того, как должен действовать учитель, чтобы вызвать соответствующую мотивацию учения. 10. Прочитайте описание фрагмента урока во 2-ом классе по теме «Предложение» [1]. Определите воспитательные цели урока, покажите, в чем ценность такой организации работы на уроке. «Перед уроком парты составляются так, чтобы учащимся было удобно работать в группах. На рабочих местах конверты, в которых находятся листочки со словами, знаками препинания, листы белой бумаги, клей. Урок строится следующим образом: учитель объявляет тему урока и разъясняет способ работы. Он говорит: «Сейчас нам предстоит интересное, но сложное дело. Выполнение заданиябудет зависеть от того, насколько дружно и слаженно вы будете работать. Каждая группа возьмет конверт, в котором находятся слова и знаки препинания для составления предложения. Полученное предложение наклейте на бумагу, потом мы соединим листы всех групп и прочитаем, что получилось. Ребята по группам выполняют задание и передают листы с составленными предложениями учителю, затем — коллективная работа всего класса (составление рассказа из получившихся предложений), запись каждым учеником рассказа в тетрадь, обсуждение новой формы работы, ее результатов». (Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И.Б. Первина. М., 1985. С. 40 - 41.). 11. Прочитайте работы И.М. Витковской, ГА. Цукерман (приложения 28, 29; [1]), тезисно сформулируйте значение использования групповой работы на уроке. 5. Составьте фрагмент урока, на котором вы используете совместную учебную работу учащихся. 12. Предложите памятку для учащихся, как надо действовать, что бы работа группы была успешной. 7. На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он сам толком не знает, как правильно писать!» А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала: «Дети, не надо закрываться друг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает». — Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему? — Можно ли по характеру замечаний сделать вывод об установках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции? 13. Познакомьтесь с программой дидактического анализа урока. Опираясь на него, выполните самостоятельный письменный анализ урока (приложение 11, [1]).
Тема 8. Диагностика и контроль в обучении младших школьников (ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4) Основные понятия: обучение, диагностика, контроль, самоконтроль, самооценка. Вопросы для обсуждения 1. Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения. 2. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки. 3. Функции, виды, методы контроля и оценки в процессе обучения. 4. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки. Задания для практической и самостоятельной работы: 1. Сделайте выписки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю» детям» (гл. II) о подходе автора к оценке знаний учащихся. 2. Сделайте выписки об этапах формирования у младших школьников умений содержательной оценки, предложенных Ш.А. Амонашвили (приложение 36, [1]). 3. Посещая уроки в школе, понаблюдайте, как учитель организуй проверку знаний, умений и навыков учащихся. Какие положительные и отрицательные стороны вы заметили в организации проверки знаний учащихся на проведенных уроках? Дайте обоснование. 4. Присутствуя на уроках, понаблюдайте, как учитель оценивает знания учащихся, какие формы оценки использует. Сами оцените ответы учащихся, сравните свои отметки с отметками учи теля. Дайте объяснение своим отметкам. 5. Оцените действия учительницы в данном фрагменте урока. Что бы вы изменили для повышения его эффективности? «Урок природоведения... Коля С. отвечает у доски. Все слушают. Стоит отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же вырастает «лес рук». Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают товарища и готовы поправить его сию же минуту. Вначале учительница сопротивляется этому желанию, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять товарища. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает. — Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять не доучил...» (Федорец Г. Размышления о педагогической целесообразности // Народное образование. 1983. № 1.С. 45.) 6.В практике работы школы для оценки знаний учащихся традиционно используются вербальная или пятибалльная шкала. Предложите свою шкалу оценивания знаний младших школьников. Дайте обоснование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.216 (0.011 с.) |