Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов.



Тема 1.Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогика начального образование, воспитание, образование, развитие, младший школьный возраст

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте сущность, предмет, объект и задачи педагогики начального образования.

2. Почему суждение о том, что педагогика воспитывает, обучает и формирует ученика, является неверным?

3. Педагогика начального образования в системе педагогических наук.

4. Кто более ответственен за воспитание? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и силы воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходит скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Соотнесите понятия «формирование», «развитие», «воспитание», «образование», «обучение». Составьте иерархическую схему.

2. Рассмотрите основные исторические периоды развития педагогической мысли. Особое внимание заострите на вкладе российских и зарубежных педагогов в развитие педагогики начального образования. Результаты оформите в виде таблицы.

Тема 2. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: личность, объект, субъект, педагогическое взаимодействие.

Вопросы для обсуждения

1. Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?

2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

3. Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.

4. Существует мнение, что с развитием новых информационных технологий профессия учителя исчезнет. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог?

6. Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога.

7. Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профе­ссионально?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Составьте характеристику профессиональных функций учителя начальных классов.

2. Напишите эссе на тему «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

3. Постройте на основе знаний о структуре педагогической деятельности последовательность действий педагога.

Тема 3. Требования к теоретической и практической готовности педагога начальной школы.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагог, педагог начальной школы, теоретическая готовность, практическая готовность.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте влияние на развитие личности младшего школьника наследственности, среды и воспитания.

2. Сравните особенности развития мальчиков и девочек в начальной школе.

3. Приведите примеры постановки задач школьной диагностики на основе особенностей развития младших школьников.

4. В чем заключается зависимость развития младшего школьника от целей и задач обучения и воспитания.

5. Докажите, что проявление активности и самостоятельности младших школьников зависит от характера организации основных видов деятельности.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Приведите примеры построения учебного процесса, когда ребенок является объектом (субъектом) учебной деятельности. (Для работы используйте Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1989. С. 3-14. Младший школьник как субъект педагогического воздействия).

2. Поразмышляйте. Каким образом должна строиться работа учителя, чтобы младший школьник постепенно переходил от позиции объекта к позиции субъекта учебной деятельности?

Раздел 2. Теория обучения детей младшего школьного возраста.

Тема 4. Сущность, движущие силы, противоречия, логика и функции образовательного процесса в начальной школе

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: движущие силы, противоречия, логика, функции, образовательный процесс в начальной школе

Вопросы для обсуждения

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса в начальной школе.

Функции педагогического процесса в начальных классах.

Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных и методы их реализации в учебном процессе.

Воспитательная функция педагогического процесса; содержание, структурные компоненты, виды образовательных и методы их реализации в учебном процессе.

Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации.

Образец самостоятельного изучения.

Принцип доступности.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Правила (по Я. Коменскому):

- переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

Тема 5. Особенности обучения младших школьников

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: обучение, младший школьник.

Вопросы для обсуждения

1. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

2. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.

3. Конкретное и абстрактное, чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

4. Чувственный образ в интеллектуальном развитии младшего школьника.

5. Функции наглядного образа в педагогическом процессе.

6. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе.

7. Абстракции в учебной деятельности младших школьников.

8. Формирование логических суждений, операций и приемов у детей.

9. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности (игра, труд).

10. Характеристика учебной деятельности как ведущей на этапе начального образования.

11. Структура учебной деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

12. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Прочитайте отрывки из работ Д.Б. Эльконина и Д.Г. Левитес (приложение [1]), выделите специфические особенности учебной деятельности, ее структурные компоненты.

2. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности игровой, трудовой и учебной деятельности, по следующим признакам:

- цель,

- функции,

результат.

3. На основе изучения дополнительной литературы составьте реферативное выступление о влиянии формирования учебной деятельности на развитие личности учащихся.

Тема 6. Содержание начального образования как фундамент базовой культуры личности.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: начальное образование, Государственный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники.

Вопросы для обсуждения

1. Социальный опыт в содержании обучения. Различные подходы к содержания обучения.

2. Системный характер содержания современного обучения.

3. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения (Государственный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники). Отражение в документах современных подходов к содержанию обучения.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Прочитайте приложения 2 и 17, [1] сформулируйте основные по­зиции государства в области содержания образования.

2. Проанализируйте учебный план (приложение 19 [1]), докажите, что при его составлении учтены требования Государственного стан­дарта (приложение 18).

3. Прочитайте приложение 20, [1] выпишите компоненты содержа­ния образования.

4. Проанализируйте учебные программы нескольких дисциплин, преподаваемых в начальной школе, выделите общие компонен­ты в их структуре.

5. Прочитайте приложение 21, [1] проанализируйте один из учебни­ков с точки зрения реализации в нем функций учебника.

6. На основе анализа материала, представленного в приложении 21, [1] составьте схему «Структура учебника».

7. Проанализируйте один из учебников с точки зрения его струк­турных компонентов.

8. Подготовьте два реферативных выступления по работе «От учеб­ника — к творческому замыслу урока» на темы: «Методы и прие­мы работы учителя с текстовыми компонентами учебника» и «Методы и приемы работы учителя с внетекстовыми компонен­тами учебника».

9. Составьте несколько тезисов в доказательство того, что содер­жание обучения в школе нуждается в постоянном изменении, совершенствовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.243.100 (0.017 с.)