Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческая направленность в деятельности педагога.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение,1985.—С. 389—438. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет'ровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 258—283. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческийпроцесс. — Грозный, 1976. — С. 3—66. Поляков Е. М. Решение педагогических задач кяк средстроразвития у студентов педагогического мышления//Вопросы фор-мирования личности учителя в условиях педагогического инсти-тута. — Саратов, 1970.—С. 105. Творческая направленность деятельности педагога/Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л.: НИИ 00В АПН СССР, '1978. Решение психологических задач Задача 1 Основной формой организации учебно-воспитательной работыв школе является урок. Урок — это совместная коллективная дея-тельность учителя и учащихся, в процессе которой учащиеся ус-ваивают знания, 'формируют свое миропонимание, отношение к яв-лениям действительности, к людям, их труду, к себе как субъек-там деятельности. Современная педагогическая психология утверждает, что вос-питательный эффект урока зависит не только от умения учителяреализовать принципы дидактики и сделать правильный выборметодов обучения, но и от характера складывающихся взаимоот-ношений учителя с учащимися. Большое значение имеет также ито, насколько умело педагог учитывает возрастные особенностишкольников. Целенаправленная, содержательная и четко органи-зованная учебная деятельность учащихся на уроке — решающийфактор воспитательного воздействия учителя на учащихся. Внимательно прочитайте отрывок из статьи учителя А. Гар-маева и дайте ответы на вопросы. «...Помню,.как впервые в школе увидел плачущую ученицу.Причина слез: двойка. Меня это тогда не тронуло, ведь оценкабыла выставлена по заслугам. Так же спокойно ставил двойки тем,кто с программой не справлялся. И с удовольствием начинал за-ниматься с теми, в ком легко, с желанием отражалось содержаниепредмета. При воспоминании об этом периоде работы в школе ста-новится не по себе. Потому что теперь открылось неправильноепонимание высшей ценности в труде учителя: ею без тени сомне-ния представлялась учебная программа. А ученик почти не ви-делся. Хорошей завистью завидуешь тем педагогам, что сумелинайти эту действительную ценность в первые дни своей самостоя-тельной работы. От скольких горьких минут они ушли! ...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи-теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками.Более того, они и при устной оценке работы учеников ищут преж-де всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посред-ственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — вседети. Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не ук-ладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но од-нажды... Клясс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось.Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре-ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему. — Вот оно! Сережа! Ты молодец! И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!». А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся приз-наться, что это он — он! — виновник случившегося прозрения. Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе-дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе-ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про-граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И быломного других со своими именами, индивидульными способностями. Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок яуничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движениявперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед-ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме-чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсемперестал заниматься, получал несколько двоек и разной степенинагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним,стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва. Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учите-лей, вообще от школы—во двор, в компании. Уходил туда, гдев оценке окружающих его парней и сверстников находил разницумежду собой сегодняшним и вчерашним. В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению,доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть раз-бредается, не любя школу, а вместе с нею, отрицая общечелове-ческие ценности, нарабатывая свои, дворовые. И притом не ис-пытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть«трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги,кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел со-хранить в них самое важное человеческое качество—желаниеучиться! Не укладывалось в голове, как внимание к каждому вместитьв сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Ус-певал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учени-ков. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробо-вал — количество контактов с учениками осталось прежним, нохарактер их изменился. А как быть с объективной оценкой знаний? Здесь тоже ответдала практика. Долго наблюдал за учениками начальных клас-сов. Оказывается, им интересно почти все. А еще — им очень хо-чется «быть хорошими». Это значит—получать положительнуюоценку себя от учителя и сверстников. — Смотри, точка какая красивая. Вот если бы научиться ещеписать букву «а, будет все в порядке. Научимся? — Да, я сейчас. И очень старательно минут пять, а то и десять девочка станетвыводит букву «а». Такой подход с различными вариациями будетповторяться сотни раз. Дети этого не замечают. Для них оченьважен успех. Из «микроуспеха» складывается у них ощущениероста, развития. Это, оказывается, вызывает потребность новыхдостижений. Однако, если в V классе еще возможен прием, подобный тому,что с точкой и буквой, то в VI уже приходится искать в работахребят достижения более соразмерные с реальными. К счастью, да-же самые слабые дают немало поводов для положительных оце-нок. Таким образом, устная оценка развития школьника сближа-ется с объективной оценкой знаемого. ...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, чтопервым научиться какому-то действию может не обязательно от-личник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за тро-ечника, а вместе с ним и за весь класс. Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь)включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки, и не изстраха перед учителем заняты ею. Через работу каждый пытаетсянаучиться действию. А в освоении действий видит теперь собст-венное становление. Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке.Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель,и мои ученики слились в единое целое—теперь была общая цель,общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходитсямногому учиться у старших, перенимать их умение»1. Вопросы 1. В чем видит автор статьи высшую ценность в труде учи-теля? 2. Какие методы и приемы рекомендует автор статьи длявключения каждого школьника в активную самостоятельную учеб-ную деятельность? 3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагогиче-ская психология»2, что урок—это не просто «форма организацииучебно-воспитательной работы учителя с учащимися», а преждевсего совместная учебно-воспитательная работа учителя с учащи-мися, в которой учитель выступает в роли активного, творческогосубъекта общения, обучения и воспитания учащихся. Задача 2 Педагогическая психология большое значение придает форми-рованию у школьников интереса к учению и потребности в знаниях.Психологические исследования утверждают, что интерес к уче-нию и потребность в знаниях побуждают учащихся к самостоятель-ной учебной деятельности, в процессе которой развивается опе- * Гармаев А. Этот прекрасный уроку/Правда. — 1979. — 12 июня.2 См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско-го. — 2-е изд.. испр. и доп,—М., 1979,—С, 272—280. рационная и логическая структура мышления ребенка, складыва-ется эмоционально-волевая сфера его личности, формируется положительное отношение к учению, оценка и самооценка достиженийсобственной деятельности и поведения. Активная самостоятельная учебная деятельность школьника—непременное условие раз-вития его ума, чувств, воли и формирования его личности как сознательного субъекта познания и преобразования действитель-ности. Внимательно прочитайте статью завуча вечерней школы № 3г. Валуйки Л. Беспалько и ответьте на вопросы. «Кажется, все просто: не хочешь в вуз — иди в техникум, нехочешь в техникум — поступай в ПТУ. А для некоторых ребят тутвсякий раз возникают не простые проблемы. Речь идет в первуюочередь о так называемых «круглых троечниках». Вспомним, что тройка—родная сестра двойки и приобрета-ется она нередко весьма сомнительным путем. Кто из педаго-гов не был свидетелем, а то и участником таких, например, бе-сед: — Мария Ивановна, у С. все тройки, а вы ему двойку зака-тили. Но. ведь с него спрос-то какой?! —- Ладно, я подумаю, Анна Петровна,—обещает Мария Ива-новна и в конце концов ставит желаемую оценку. Бывает, что и отметки повыше появляются в результате достиг-нутого между Марией Ивановной и Анной Петровной взаимопо-нимания. — У Т. одна четверка — по вашему предмету, остальные —пя-терки. Нельзя ли найти возможность?.. Мария Ивановна обещает подумать, и Т. становится отлични-ком. Такое, к сожалению, тоже случается. Но бывает ли, чтобыАнна Петровна обращалась к коллеге с другой просьбой? Такой,допустим: — Мария Ивановна, у С. одни тройки. Но у него, кажется, про-является интерес к физике. Нельзя ли углубить его? Может быть,это станет судьбой парня? За многие годы работы в школе ни разу не приходилось слы-шать ничего подобного. И это понятно: плохая отметка у троеч-ников дает снижение показателя успеваемости вообще. «Лишний»отличник — тоже плюс школе. А то, что ученик — троечник, «круг-лый» или «некруглый», не имеет никакого значения для характе-ристики работы учительского коллектива. Представьте, что «круглый» троечник оканчивает восьмойкласс. Ему еще не заявили, что он нежелателен в IX. Но и безслов он прекрасно чувствует, как относятся к нему педагоги. Сподростком расстаются, зачастую не позаботившись о ликвидациипробелов в его знаниях, о его правильной профессиональной ори-ентации. Перед парнишкой во весь рост встает проблема: кудаподаться? Пошел бы учиться на токаря. Однако в профтехучн- лище физика нужна, а тройку по этому предмету «выпросила» емуАнна Петровна... И тут наступает, в самом прямом смысле слова, критическаяситуация: в школу мальчишка вернуться не хочет, в ПТУ идтибоится. И он идет на улицу. Невольно задумаешься: не потому лисреди несовершеннолетних правонарушителей «круглых» троечни-ков большинство? Каков же выход? Если перед нами троечник, его надо «ле-чить» увлечением. Прежде всего классный руководитель обязанопределить, в каких предметах ученик может достичь успехов. Бу-дить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любопыт-ства— прямой учительский долг. Ну а затем могут встретитьсянаши Мария Ивановна и Анна Петровна: — У моего «круглого» троечника прорезался, кажется, инте-рес к физике. Я вас прошу — поддержите его, дайте увлекатель-ное задание. Это для него жизненно важно. А Анна Петровна ответит: — Не беспокойтесь, все сделаю. Так просто? Да, так просто! Только надо учесть: эта простотатрудна для исполнения. Она под силу лишь тем, кому профессияучителя не в тягость, а в радость»'. Вопросы 1. В чем состоит психологический смысл утверждения авто-ра статьи о том, что «лечить» троечников надо увлечением и' что«будить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любо-пытства — прямой учительский долг»? 2. Какими личностными и профессиональными качествами дол-жен обладать учитель, чтобы его оценки успеваемости учащихсябыли объективными и стимулировали учащихся к самосовершен-ствованию? 3. Докажите, что включение школьника в активную самостоя-тельную учебную деятельность является обязательным условиемпсихического развития и формирования жизненной позиции еголичности.... Задача 3 Психологи' и опытные учителя утверждают, что для формиро-вания у школьников интереса к учению большое значение имеетрадостное настроение, порождаемое содержанием и организациейпроцесса обучения, а также характером оценки достижений уча-щихся со стороны учителя. :.Ф. Эйсен особо подчеркивает значение умения учителя вовре-мя заметить и правильно оценить успехи ученика. Внимательнопрочитайте выдержку из статьи Ф. Эйсена и дайте ответы на воп-росы. «...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедился втом, что гораздо эффективнее подстегивает ребенка, подростка ' Беспалько Л, Как разбудить троечника?//Правда.—1979.—8 декабря.237 похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейшийуспех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая улов-ка не только не исключает требовательности, но даже предпола-гает ее. Просто, прежде чем предъявить требования, надо воспи-тать того, к кому они обращены, подготовить к их выполнению. Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к учению,когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждуттолько неприятности. Умение- найти в личности каждого ученикасильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должностать непременной профессиональной обязанностью каждого педа-гога. Кто же снимет с детских плеч груз, образовавшийся от не-успехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сде-лает учитель?»' Вопросы 1. Какое психологическое содержание вкладывает автор в по-нятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на ак-тивность психических процессов и свойств личности школьника. 2. Какие факторы, по вашему мнению, определяют радостноенастроение в процессе учения школьника, дайте педагогическуюоценку их значимости. 3. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес кучению и радость учения, является важнейшим элементом егопрофессионального мастерства. Приведите примеры из ваших наб-людений. Задача 4 В советской психологии принято рассматривать общение какособую форму деятельности, направленную на информационноевзаимодействие людей друг с другом. «Общение для психолога,—подчеркивает профессор Н. П. Ерастов,—это прежде всего зако-номерности протекания психической деятельности людей, общаю-щихся друг с другом с определенными целями и в определенныхусловиях бытовой, производственной, общественной, учебной и да-же игровой практической деятельности2. Для учителя-воспитателя общение с учащимися создает бла-гоприятное условие не только для получения необходимой инфор-мации об особенностях психической деятельности детей, но и дляправильно-то понимания возрастной динамики их психическогоразвития, внутреннего мира, без чего невозможно управление про-цессом воспитания, организация нравственно обоснованных формвоздействия на ум, чувства и волю школьника. Внимательно прочитайте рассказ педагога Т. Королевой идайте ответы на вопросы. «Галина Алексеевна вышла из учительской и деловым шагомнаправилась к классу. Коридор почти опустел, и только у кабинетахимии толпились ребята, окружив Маргариту Михайловну. ' Эисен Ф. Сотворение радости//Известия. — 1979. — 8 июня.2 Ерастов Н. П, Психология общения.—Ярославль, 1979.—С. 28. «Как всегда!—усмехнулась Галина Алексеевна.—Вечно виснут на ней. Как это она их называет? «Мои Чебурашки»! Надо жетак выдумать! И сейчас все расстаться не могут». — Добрый день, Галина Алексеевна,—приветливо сказалаМаргарита Михайловна, увидев коллегу. — Здравствуйте. Между прочим, урок уже начался. — Ой, ребятки,—засуетилась Маргарита Михайловна,—зво-нок прозвенел, а мы и не слышали. Бегите скорее на урок. У вассейчас что? Физкультура? Извинитесь обязательно перед Михаи-лом Борисовичем. Галина Алексеевна неодобрительно покачала головой. Как онас ними нянчится! Ведь они буквально сели ей на голову. Чутьчто звонят по телефону или еще того хуже — бегут к ней домойи секретничают, у кого любимая собака пропала, у кого старшийбрат ушел служить в армию, кто вчера в театре был, а кто с дру-гом поссорился. А вчера одна сидит в учительской, домой не ухо-дит, Ждет Наденьку Лаврову, та задачку не поняла, и она ейобъяснить должна. Так можно потерять уважение к себе. Нет, их надо держатьна расстоянии. ...Она вошла в класс. Прежде всего посмотрела на доску.Мел на месте. И тряпка тоже. Мокрая, кажется. И класс вродебы проветрили на перемене. И нет опоздавших. «Вот главное,Маргарита Михайловна», — закончила свои размышления учи-тельница. Галина Алексеевна любила минуты перед опросом. Она от-крывала журнал и медленно спускалась взглядом сверху вниз пофамилиям: от Акимова до Яхонтовой. Она делала это всегда, хотякаждый раз знала еще до урока, кого сегодня спросить. Она де-лала вид, что раздумывает, сомневается. Класс замирал. ТогдаГалина Алексеевна поднимала голову и видела: кто готов, а кто—нет. Вот Павлов, взъерошив волосы, лихорадочно листает учеб-ник, что-то бормочет. А Журавлева? Сидит, как статуя, глазаопустила, ни учебника у нее на столе не видно, ни тетради. Ненравится она ей последнее время, ох, как не нравится. На трой-ки сползла. — Журавлева! Девочка вздрогнула, но продолжала сидеть. — Журавлева, встань, сделай милость, ведь я с тобой раз-говариваю. Девочка неохотно поднялась. — Я не готова,—сказала девочка еле слышным голосом. — Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно? — Я не выучила урок. Простите. — Какой урок? Что было на сегодня задано? Ты даже этогоне знаешь? В классе поднялся шум, несколько человек говорили что-го с места, а вот этого Галина Алексеевна не любила большевсего. — Я вам слова не давала. Я говорю с Журавлевой, а осталь-ных прошу молчать. Призвав строгим взглядом класс к тишине, она повернуласьснова к Журавлевой: — Ну, конечно, мы стали взрослыми, нам ни к чему выполнятьдомашние задания. Посмотри, что у тебя в журнале. Ты же, Жу-равлева, без пяти минут двоечница. Хочешь составить компаниюКузькину'и Малышеву? — А при чем здесь мы? — вскочили мальчики. — Помолчите! Журавлева, я вижу, наш диалог бесполезен.Пусть придет в школу мать. Девочка закрыла лицо руками и, рыдая, бросилась к двери.В классе установилась напряженная тишина. — Только еще истерики здесь не хватало. Нервные очень ста-ли. Только у вас нервы, а у учителя их нет. Тебе что, Шапочнн-кова? Я тебя, кажется, не вызывала. — Как вы можете, как вы можете...—голос у девочки сры-вался.—Ведь у Лены Журавлевой мама умерла. Слышите, умер-ла! А вы, вы просто... Девочка не закончила фразу. Класс смотрел на учительницуосуждающе, враждебно. ...Было далеко за полночь. Но Галина Алексеевна, несмотряна снотворное, не могла уснуть. В ушах звонко звучало: «Каквы можете, вы просто...» Ее мучила больше всего эта незаконченная фраза. И кто ее произнес! Ее гордость, девочка умная, воепитанная. Какое обвинение хотела она бросить ей, своей учи-тельнице? Галина Алексеевна задумалась, потом со злостью сказала просебя: «Неблагодарные. Им ли судить? Откуда я могла знать, чтоу Журавлевой такое?» И вдруг мелькнула мысль: «А МаргаритаМихайловна знала бы». И впервые позавидовала коллеге»'. Вопросы 1. Укажите, в чем специфика психической деятельности уучителей и учащихся, проявляющаяся в ситуации общения, опи-санной автором. 2. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведе-ния учителя и учащихся могут быть носителями информации об их характере, способностях, отношении к делу, к людям и к са-мому себе как субъекту деятельности? Приведите примеры. 3. Докажите, что для успешной реализации целей общенияучителя с учащимися необходимо иметь психолого-педагогическиезнания (какие?), педагогические умения и навыки (какие?), обла-дать определенными качествами ума, чувств и воли (какими?). Королева Т. Сложная ситуация: Расстояние до сердца//Учительская газе'1979.— 17 нояб. • королева i. та,— 1979.— 17 нояб Задача 5 Взаимоотношения учителя с учащимися—один из важнейшихпутей воспитательного воздействия на формирующуюся личностьшкольника. Однако в деятельности учителя не всегда складыва-ются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом этозависит от стиля руководства деятельностью учащихся, от харак-тера учителя и способов выполнения им своих воспитательных •функций. Внимательно прочитайте описанный Б. Узюмским в повести«Призвание» случай, происшедший на уроке молодой учительницы,и дайте ответы на вопросы. «...Когда все учащиеся десятого класса записывали план те-мы, Балашов вынул расческу и долго причесывался. — Сейчас не время заниматься этим,—заметила учительница,Балашов в ответ грубо ответил: — В поучениях представительницы детских яслей не нужда-юсь. «Выгнать наглеца из класса, уйти самой...»—мелькнула мысльу молодой учительницы, но, подумав, она приняла другое решение. — Наглость никогда не была признаком ума. Вы позоритешколу,—сказала она и продолжила урок»1. Вопросы 1. Правильно ли, по вашему мнению, поступила учительница? 2. Какие свойства характера проявила она в этом случае? 3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагоги-ческая психология», какой из пяти наиболее часто встречающихсяу учителей стилей руководства классом оказывает наиболее поло-жительное влияние на систему взаимоотношений учителя с уча-щимися. Задача 6 В педагогической психологии доказано, что объективная оценкаучителем поведения учащихся повышает воспитательный эффектпедагогических воздействий2. Неправильная оценка поведенияшкольника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явновыраженный протест. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Л. Богопольско-го и дайте ответы на вопросы. «Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна,во втором—хулигана, а в третьем—«отпетого»,, чихнул на уроке.Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это на-рочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. ' Ц'ит. по кн.: Иващенко И. Ф. Задачи по о'бщей психологии.—Минск,1979.—С. 69. 2 См.: Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.—Л., 1935. 18 Заказ 2268 Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девоч-ка, которая до тех пор слыла робкой тихоней. — Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уженесколько дней простужен и чихнул не нарочно. — Может быть, ты меня учить будешь? — повысила голос учи-тельница.—Сядь и не вмешивайся не в свое дело.Но девочка не села. — Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно.Я могу дать честное пионерское слово. — А болен—пусть идет домой,—недовольно сказала учитель-ница, начинавшая уже выходить из себя. — Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал.Ведь правда, вы так скажете?—допытывалась девочка.—И зачто вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите это-го видеть. С точки зрения молодой учительницы, работавшей только вто-рой год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нуж-ны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к ди-ректору. Директор школы за долгую жизнь перевидал много детей, имногие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на де-вочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказалучительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (такзвали девочку) он побеседует сам. Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, ти-хо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице. — Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... — начал он. — Что нужно вызвать ее родителей? — почти перебила ИринаИвановна. — Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас зато, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и,главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате,что она молодец, потому что оказалась способной отстоять това-рища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспиты-ваете в них вы, не так ли? — спросил директор и хитро посмотрелна Ирину Ивановну»1. Вопросы 1. Какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика? 2. Дайте оценку действиям учительницы и директора шко-лы. 3. Какими качествами личности должен обладать учитель идиректор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведе-ние ученика и принимать педагогически оправданные меры нака« зания за его проступки? Задача 7 Педагогической психологией доказано, что большое значениедля утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позицияпо отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различ-ных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотно-шениях с ними. Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителеписал: «У каждого человека связана с учителями масса воспомина-ний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот,например, любимая мною учительница литературы Евгения Нико-лаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день вшколе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский,костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия ииздали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая насохватила при этом радость. Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала; — Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя-щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет.Ставлю вам пять. Я сказал, что написал правду. Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права былаЕвгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать,«безыдейное» содержание,.. Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, чтомоя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детскиеощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевназнала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собойи развиваться свободно, даже помогала этому. Я по сей день дру-жу с дорогой Евгенией Николаевной»'. Вопросы 1. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи-тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученикаВ. Розова? 2. Какие психологические особенности детского мировоззренияувидела учительница в «откровении» учащихся по случаю пожарашколы? 3. Докажите, что педагогический такт в общении с учащимисяявляется важнейшим условием утверждения авторитета учителя, Задача 8 Одной из важнейших функций учителя-воспитателя в совре-менной общеобразовательной школе является классное руковод-ство. Эта работа связана с постоянным общением учителя с ро-дителями, с изучением обстановки жизни детей в семье в целях Богопольский Л. Добрый порыву/Правда. •-«1978, — 19 февр, 1 Учительская газета. — 1976. — 2 окт. 1б* создания единой и целенаправленной программы действий школыи семьи в деле воспитания учащейся молодежи. Успешное выполнение учителем обязанностей классного руко-водителя требует от него большого такта и высоких профессио-нальных качеств его личности. Внимательно прочитайте выдержки из выступлений трех чита-телей «Учительской газеты», на страницах которой было проведе-но обсуждение статьи Е. Сермяжко «Как посещать семью уче-ника», и ответьте на вопросы. Ф. Ридош, старший инспектор инспекции при начальнике Ке-меровской железной дороги: «Когда-то я был учеником—и неодной, а. многих школ. Учился в школах Одесской, Тернрпольскойи Запорожской областей. Очень трудно было мне: семья нашабыла эвакуирована из Польши, я не знал русского языка. Роди-тели не могли мне ничем помочь, и, если бы не учителя, не знаю,стал бы я тем, кто есть сейчас. Между прочим, не ко мне одно-му так относились педагоги. Все учителя душой и сердцем боле-ли за каждого ученика. Затем я сам стал родителем. Росли Сережа и Наташа. Их учи-теля бывали у нас дома очень часто. Разговор всегда был желан-ным, «от души». У меня никогда не было тайн от людей, которыеучили моих детей. Мы советовались, как лучше повлиять на ха-рактеры детей, как помочь им в учебе. Все это помогло моим стар-шим вырасти достойными людьми. Сейчас у нас растет дочь Любаша. Она учится в 4 классе. Иее педагог—тоже наш первый советчик. Мы понимаем, как труд-но каждому учителю хорошо знать своего воспитанника, микро-климат в семье, психологию семейных отношений. И мне кажет-ся, что вопрос о посещении учителем той или иной семьи—этоочень деликатное дело. Тут надо все обдумать, все взвесить, получить подробную ин-формацию о том, где работают родители, чем увлекаются, како-вы отношения между супругами. А при встрече все должно быть просто, естественно, оченьэтично. Ведь учитель хочет помочь чем-то не только ученику, нои родителям. Но, помогая, он не должен задевать самолюбие от-ца или матери. Не обвинять в невежестве, в педагогических про-счетах, в неумении воспитывать ребенка. Только тогда учительвсегда будет желанным гостем в доме». А. Султанбеков, кандидат психологических наук: «Мне кажет-ся, надо больше внимания обращать не на то, как- посещатьродителей, а как во время этих визитов с ними разговаривать.Вспоминаю такой случай. Знакомая учительница с гневом расска-зывала мне, что все ее усилия «образумить» родительницу Вовы(первоклассника!) ни к чему не привели. На ее «советы» мать необращает внимания, мер никаких не принимает, а ребенок деньото дня делается все невыносимее. «Невыносимый» Вова на поверку оказался самым обычныммальчиком. Хорошо решал задачи, правильно говорил, без оши- бок писал. Да и внешне он выглядел вполне благополучным—опрятный, аккуратный, воспитанный. Только вот сидеть спокойноза партой не мог: то вскочит, то развалится, то начнет тормошитьсоседа. Почему? Пошел в эту семью. И после длительной доверительной бесе-ды с матерью мальчика выяснил: Вова рос с отчимом, человекомгрубым, жестоким. Все эти годы он издевался над сыном, нанесему сильную психическую травму. Теперь мать живет с Володейвдвоем. Самое бы время его лечить, да вот беда—так же какотчим, его стала дергать учительница. «Да и со мной—доба-вила мать, — она разговаривает, как с провинившейся школь-ницей». Надо ли говорить, что подобная «методика» контактов с семь-ей ни к чему хорошему не приведет. Ушинский когда-то справед-ливо заметил, что воспитывается ребенок не нравоучениями, авсем образом жизни семьи. А узнать семью можно, только ставее другом, советчиком, доброжелательным помощником, поверен-ным в радостях и печалях, Многие же педагоги, к сожалению, считают, что их обязан-ность—всех и вся поучать, причем тоном, не допускающим воз-ражений. Кстати, «метод назидания» почему-то берут на вооружение ибудущие педагоги—студенты вузов и училищ. Нахватавшись, на-читавшись педагогических суждений, многие при первом же (ещев период практики!) посещении семьи считают себя на голову вы-ше тех, от кого, казалось бы, должны ждать помощи и поддерж-ки. В результате такого общения школа вместо заинтересован-ного, деятельного союзника выращивает такого же деятельного иэнергичного противника». Е. Желуницева: «Не хочу называть фамилию учительницы, окоторой пишу. Если она прочитает мое горькое письмо в газете,думаю, узнает себя, а узнав, надеюсь, поразмыслит над случив-шимся. На днях, в булочной, я встретила классного руководителя сво-ей внучки Танечки. — Очень хорошо, что я вас «поймала»,—громко сказала мневоспитательница. Причем произнесла это так резко и раздражен-но, что все, кто был в магазине, невольно обратили на нас вни-мание. — А что случилось? — испуганно спросила я. — Пока ничего страшного, но поговорить я с вами давно со-биралась. И тут же, при всех, учительница, молодая, интеллигентная повиду женщина, стала перечислять «грехи» внучки: на уроках си-дит в шарфе, отказалась с ребятами идти за макулатурой. Когдаее отчитываешь, глаз не поднимает и ни «да» ни «нет» от неене добьешься. И десять минут в том же духе. Я пыталась объяснить педагогу, что девочка недавно болела.Куда там! Обвинили и меня, что подрываю «авторитет» школы, противопоставляю Таню классу. В заключение учительница ска-зала: — Хорошо, что встретила вас, не нужно теперь идти к вамдомой. А вы передайте мои замечания родителям. С Таней я, конечно, поговорила. А вот «замечания», каюсь, непередала. Не хочу, чтобы дочь с зятем плохо думали о классномруководителе своей девочки. Ведь они видели ее только на обще-школьных собраниях—приветливую, улыбающуюся. И не уста-ют повторять Тане: «Какая у тебя замечательная учительница!»Пусть так все и думают. А за хлебом я теперь хожу в другуюбулочную»'. Вопросы 1. Выскажите ваше мнение о правильности утверждения Ф. Ри-дош, что «вопрос о посещении учителем той или иной семьи—этоочень деликатное дело». Если вы согласны с этим мнением, ука-жите, почему вы так думаете. 2. Объясните, почему авторы статей А. Салтанбеков и Е. Же-луницева в своих суждениях о «методике» контаков с семьей ука-зывают на недопустимость со стороны учителя-воспитателя поучатьродителей, «причем тоном, не допускающим возражения», «резко ираздраженно». 3. Подумайте, какими личностными и профессиональными ка-чествами должен обладать учитель, чтобы успешно решать задачиобъединения усилий школы и семьи в деле коммунистического вос-питания формирующейся личности школьника. Приведите примерыиз личных наблюдений. Задача 9 В современной советской школе большинство учителей выпол-няют функции классных руководителей — организаторов воспи-тательного процесса. Это сложная и ответственная работа,требующая от учителя глубоких психологических знаний, педагоги-ческих умений и навыков работы с детьми. Известно, что впроцессе своей жизни и деятельности школьник сталкивается с мно-гочисленными группами людей, с отдельными лицами и коллек-тивами, которые оказывают на него воспитательное воздействие,причем не всегда отвечающее требованиям государственной про-граммы обучения и воспитания. В этом случае задача классногоруководителя — обеспечить руководство процессом становленияличности ребенка, правильно интегрировать разнообразные воздей-ствия и вносить в них необходимые коррективы. Педагогическая практика показывает, что успех в решениивоспитательных задач классного руководителя зависит преждевсего от его личностных и профессиональных качеств, от его уме-ния организовать жизнедеятельность школьного коллектива, ус-Учительская газета. — 1980, — 2 февр. тановить здоровые межличностные отношения среди учащихся,пробудить у них инициативу и общественную активность. Внимательно прочитайте рассказ зав. Дзержинским роно го-рода Волгограда В. Катькалова о работе классного руководителяИ. М. Силантьевой и дайте ответы на вопросы. «Чем меньше дней остается до конца учебного года, тем чащезадумываются классные наставники о его отступающих заботах,радостях, тревогах. И тем требовательнее спрашивают себя: чтоудалось сделать, каковы воспитательные результаты? Ответить наэтот вопрос нелегко и непросто. Ведь всходы педагогических посе-вов появляются в сроки неопределенные, и нива воспитательскаязреет дольше, чем нива хлеборобская. Да и возделывает ее неодин лишь классный наставник. — О чем вы думаете сейчас, Ирина Михайловна, на порогевыпуска своих десятиклассников, которым отдали три года нелег-кого воспитательного труда? Что извлекли из собственного опыта,чем могли бы поделиться с коллегами?—спрашиваю я наставни-ка 10 класса «В» 70-й Волгоградской школы И. М. Силантьеву.И, не рассчитывая на быстрый, короткий ответ, вместе с учитель-ницей вникаю в детали ее трехлетней воспитательной работы. В целом класс, куда пришла И. М.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.019 с.) |