Творческая направленность в деятельности педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая направленность в деятельности педагога.



Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение,1985.—С. 389—438.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет'ровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 258—283.

Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческийпроцесс. — Грозный, 1976. — С. 3—66.

Поляков Е. М. Решение педагогических задач кяк средстроразвития у студентов педагогического мышления//Вопросы фор-мирования личности учителя в условиях педагогического инсти-тута. — Саратов, 1970.—С. 105.

Творческая направленность деятельности педагога/Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л.: НИИ 00В АПН СССР, '1978.

Решение психологических задач

Задача 1

Основной формой организации учебно-воспитательной работыв школе является урок. Урок — это совместная коллективная дея-тельность учителя и учащихся, в процессе которой учащиеся ус-ваивают знания, 'формируют свое миропонимание, отношение к яв-лениям действительности, к людям, их труду, к себе как субъек-там деятельности.

Современная педагогическая психология утверждает, что вос-питательный эффект урока зависит не только от умения учителяреализовать принципы дидактики и сделать правильный выборметодов обучения, но и от характера складывающихся взаимоот-ношений учителя с учащимися. Большое значение имеет также ито, насколько умело педагог учитывает возрастные особенностишкольников. Целенаправленная, содержательная и четко органи-зованная учебная деятельность учащихся на уроке — решающийфактор воспитательного воздействия учителя на учащихся.

Внимательно прочитайте отрывок из статьи учителя А. Гар-маева и дайте ответы на вопросы.

«...Помню,.как впервые в школе увидел плачущую ученицу.Причина слез: двойка. Меня это тогда не тронуло, ведь оценкабыла выставлена по заслугам. Так же спокойно ставил двойки тем,кто с программой не справлялся. И с удовольствием начинал за-ниматься с теми, в ком легко, с желанием отражалось содержаниепредмета. При воспоминании об этом периоде работы в школе ста-новится не по себе. Потому что теперь открылось неправильноепонимание высшей ценности в труде учителя: ею без тени сомне-ния представлялась учебная программа. А ученик почти не ви-делся. Хорошей завистью завидуешь тем педагогам, что сумелинайти эту действительную ценность в первые дни своей самостоя-тельной работы. От скольких горьких минут они ушли!

...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи-теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками.Более того, они и при устной оценке работы учеников ищут преж-де всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посред-ственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — вседети.

Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не ук-ладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но од-нажды...


Клясс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось.Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре-ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему.

— Вот оно! Сережа! Ты молодец!

И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!».

А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся приз-наться, что это он — он! — виновник случившегося прозрения.

Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе-дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе-ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про-граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И быломного других со своими именами, индивидульными способностями.

Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок яуничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движениявперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед-ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме-чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсемперестал заниматься, получал несколько двоек и разной степенинагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним,стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.

Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учите-лей, вообще от школы—во двор, в компании. Уходил туда, гдев оценке окружающих его парней и сверстников находил разницумежду собой сегодняшним и вчерашним.

В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению,доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть раз-бредается, не любя школу, а вместе с нею, отрицая общечелове-ческие ценности, нарабатывая свои, дворовые. И притом не ис-пытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть«трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги,кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел со-хранить в них самое важное человеческое качество—желаниеучиться!

Не укладывалось в голове, как внимание к каждому вместитьв сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Ус-певал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учени-ков. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробо-вал — количество контактов с учениками осталось прежним, нохарактер их изменился.

А как быть с объективной оценкой знаний? Здесь тоже ответдала практика. Долго наблюдал за учениками начальных клас-сов. Оказывается, им интересно почти все. А еще — им очень хо-чется «быть хорошими». Это значит—получать положительнуюоценку себя от учителя и сверстников.

— Смотри, точка какая красивая. Вот если бы научиться ещеписать букву «а, будет все в порядке. Научимся?

— Да, я сейчас.

И очень старательно минут пять, а то и десять девочка станетвыводит букву «а». Такой подход с различными вариациями будетповторяться сотни раз. Дети этого не замечают. Для них оченьважен успех. Из «микроуспеха» складывается у них ощущениероста, развития. Это, оказывается, вызывает потребность новыхдостижений.

Однако, если в V классе еще возможен прием, подобный тому,что с точкой и буквой, то в VI уже приходится искать в работахребят достижения более соразмерные с реальными. К счастью, да-же самые слабые дают немало поводов для положительных оце-нок. Таким образом, устная оценка развития школьника сближа-ется с объективной оценкой знаемого.

...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, чтопервым научиться какому-то действию может не обязательно от-личник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за тро-ечника, а вместе с ним и за весь класс.

Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь)включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки, и не изстраха перед учителем заняты ею. Через работу каждый пытаетсянаучиться действию. А в освоении действий видит теперь собст-венное становление.

Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке.Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель,и мои ученики слились в единое целое—теперь была общая цель,общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходитсямногому учиться у старших, перенимать их умение»1.

Вопросы

1. В чем видит автор статьи высшую ценность в труде учи-теля?

2. Какие методы и приемы рекомендует автор статьи длявключения каждого школьника в активную самостоятельную учеб-ную деятельность?

3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагогиче-ская психология»2, что урок—это не просто «форма организацииучебно-воспитательной работы учителя с учащимися», а преждевсего совместная учебно-воспитательная работа учителя с учащи-мися, в которой учитель выступает в роли активного, творческогосубъекта общения, обучения и воспитания учащихся.

Задача 2

Педагогическая психология большое значение придает форми-рованию у школьников интереса к учению и потребности в знаниях.Психологические исследования утверждают, что интерес к уче-нию и потребность в знаниях побуждают учащихся к самостоятель-ной учебной деятельности, в процессе которой развивается опе-

* Гармаев А. Этот прекрасный уроку/Правда. — 1979. — 12 июня.2 См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско-го. — 2-е изд.. испр. и доп,—М., 1979,—С, 272—280.


рационная и логическая структура мышления ребенка, складыва-ется эмоционально-волевая сфера его личности, формируется положительное отношение к учению, оценка и самооценка достиженийсобственной деятельности и поведения. Активная самостоятельная учебная деятельность школьника—непременное условие раз-вития его ума, чувств, воли и формирования его личности как сознательного субъекта познания и преобразования действитель-ности.

Внимательно прочитайте статью завуча вечерней школы № 3г. Валуйки Л. Беспалько и ответьте на вопросы.

«Кажется, все просто: не хочешь в вуз — иди в техникум, нехочешь в техникум — поступай в ПТУ. А для некоторых ребят тутвсякий раз возникают не простые проблемы. Речь идет в первуюочередь о так называемых «круглых троечниках».

Вспомним, что тройка—родная сестра двойки и приобрета-ется она нередко весьма сомнительным путем. Кто из педаго-гов не был свидетелем, а то и участником таких, например, бе-сед:

— Мария Ивановна, у С. все тройки, а вы ему двойку зака-тили. Но. ведь с него спрос-то какой?!

—- Ладно, я подумаю, Анна Петровна,—обещает Мария Ива-новна и в конце концов ставит желаемую оценку.

Бывает, что и отметки повыше появляются в результате достиг-нутого между Марией Ивановной и Анной Петровной взаимопо-нимания.

— У Т. одна четверка — по вашему предмету, остальные —пя-терки. Нельзя ли найти возможность?..

Мария Ивановна обещает подумать, и Т. становится отлични-ком.

Такое, к сожалению, тоже случается. Но бывает ли, чтобыАнна Петровна обращалась к коллеге с другой просьбой? Такой,допустим:

— Мария Ивановна, у С. одни тройки. Но у него, кажется, про-является интерес к физике. Нельзя ли углубить его? Может быть,это станет судьбой парня?

За многие годы работы в школе ни разу не приходилось слы-шать ничего подобного. И это понятно: плохая отметка у троеч-ников дает снижение показателя успеваемости вообще. «Лишний»отличник — тоже плюс школе. А то, что ученик — троечник, «круг-лый» или «некруглый», не имеет никакого значения для характе-ристики работы учительского коллектива.

Представьте, что «круглый» троечник оканчивает восьмойкласс. Ему еще не заявили, что он нежелателен в IX. Но и безслов он прекрасно чувствует, как относятся к нему педагоги. Сподростком расстаются, зачастую не позаботившись о ликвидациипробелов в его знаниях, о его правильной профессиональной ори-ентации. Перед парнишкой во весь рост встает проблема: кудаподаться? Пошел бы учиться на токаря. Однако в профтехучн-

лище физика нужна, а тройку по этому предмету «выпросила» емуАнна Петровна...

И тут наступает, в самом прямом смысле слова, критическаяситуация: в школу мальчишка вернуться не хочет, в ПТУ идтибоится. И он идет на улицу. Невольно задумаешься: не потому лисреди несовершеннолетних правонарушителей «круглых» троечни-ков большинство?

Каков же выход? Если перед нами троечник, его надо «ле-чить» увлечением. Прежде всего классный руководитель обязанопределить, в каких предметах ученик может достичь успехов. Бу-дить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любопыт-ства— прямой учительский долг. Ну а затем могут встретитьсянаши Мария Ивановна и Анна Петровна:

— У моего «круглого» троечника прорезался, кажется, инте-рес к физике. Я вас прошу — поддержите его, дайте увлекатель-ное задание. Это для него жизненно важно.

А Анна Петровна ответит:

— Не беспокойтесь, все сделаю.

Так просто? Да, так просто! Только надо учесть: эта простотатрудна для исполнения. Она под силу лишь тем, кому профессияучителя не в тягость, а в радость»'.

Вопросы

1. В чем состоит психологический смысл утверждения авто-ра статьи о том, что «лечить» троечников надо увлечением и' что«будить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любо-пытства — прямой учительский долг»?

2. Какими личностными и профессиональными качествами дол-жен обладать учитель, чтобы его оценки успеваемости учащихсябыли объективными и стимулировали учащихся к самосовершен-ствованию?

3. Докажите, что включение школьника в активную самостоя-тельную учебную деятельность является обязательным условиемпсихического развития и формирования жизненной позиции еголичности.... Задача 3

Психологи' и опытные учителя утверждают, что для формиро-вания у школьников интереса к учению большое значение имеетрадостное настроение, порождаемое содержанием и организациейпроцесса обучения, а также характером оценки достижений уча-щихся со стороны учителя.

:.Ф. Эйсен особо подчеркивает значение умения учителя вовре-мя заметить и правильно оценить успехи ученика. Внимательнопрочитайте выдержку из статьи Ф. Эйсена и дайте ответы на воп-росы.

«...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедился втом, что гораздо эффективнее подстегивает ребенка, подростка

' Беспалько Л, Как разбудить троечника?//Правда.—1979.—8 декабря.237


похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейшийуспех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая улов-ка не только не исключает требовательности, но даже предпола-гает ее. Просто, прежде чем предъявить требования, надо воспи-тать того, к кому они обращены, подготовить к их выполнению.

Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к учению,когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждуттолько неприятности. Умение- найти в личности каждого ученикасильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должностать непременной профессиональной обязанностью каждого педа-гога. Кто же снимет с детских плеч груз, образовавшийся от не-успехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сде-лает учитель?»'

Вопросы

1. Какое психологическое содержание вкладывает автор в по-нятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на ак-тивность психических процессов и свойств личности школьника.

2. Какие факторы, по вашему мнению, определяют радостноенастроение в процессе учения школьника, дайте педагогическуюоценку их значимости.

3. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес кучению и радость учения, является важнейшим элементом егопрофессионального мастерства. Приведите примеры из ваших наб-людений.

Задача 4

В советской психологии принято рассматривать общение какособую форму деятельности, направленную на информационноевзаимодействие людей друг с другом. «Общение для психолога,—подчеркивает профессор Н. П. Ерастов,—это прежде всего зако-номерности протекания психической деятельности людей, общаю-щихся друг с другом с определенными целями и в определенныхусловиях бытовой, производственной, общественной, учебной и да-же игровой практической деятельности2.

Для учителя-воспитателя общение с учащимися создает бла-гоприятное условие не только для получения необходимой инфор-мации об особенностях психической деятельности детей, но и дляправильно-то понимания возрастной динамики их психическогоразвития, внутреннего мира, без чего невозможно управление про-цессом воспитания, организация нравственно обоснованных формвоздействия на ум, чувства и волю школьника.

Внимательно прочитайте рассказ педагога Т. Королевой идайте ответы на вопросы.

«Галина Алексеевна вышла из учительской и деловым шагомнаправилась к классу. Коридор почти опустел, и только у кабинетахимии толпились ребята, окружив Маргариту Михайловну.

' Эисен Ф. Сотворение радости//Известия. — 1979. — 8 июня.2 Ерастов Н. П, Психология общения.—Ярославль, 1979.—С. 28.

«Как всегда!—усмехнулась Галина Алексеевна.—Вечно виснут на ней. Как это она их называет? «Мои Чебурашки»! Надо жетак выдумать! И сейчас все расстаться не могут».

— Добрый день, Галина Алексеевна,—приветливо сказалаМаргарита Михайловна, увидев коллегу.

— Здравствуйте. Между прочим, урок уже начался.

— Ой, ребятки,—засуетилась Маргарита Михайловна,—зво-нок прозвенел, а мы и не слышали. Бегите скорее на урок. У вассейчас что? Физкультура? Извинитесь обязательно перед Михаи-лом Борисовичем.

Галина Алексеевна неодобрительно покачала головой. Как онас ними нянчится! Ведь они буквально сели ей на голову. Чутьчто звонят по телефону или еще того хуже — бегут к ней домойи секретничают, у кого любимая собака пропала, у кого старшийбрат ушел служить в армию, кто вчера в театре был, а кто с дру-гом поссорился. А вчера одна сидит в учительской, домой не ухо-дит, Ждет Наденьку Лаврову, та задачку не поняла, и она ейобъяснить должна.

Так можно потерять уважение к себе. Нет, их надо держатьна расстоянии.

...Она вошла в класс. Прежде всего посмотрела на доску.Мел на месте. И тряпка тоже. Мокрая, кажется. И класс вродебы проветрили на перемене. И нет опоздавших. «Вот главное,Маргарита Михайловна», — закончила свои размышления учи-тельница.

Галина Алексеевна любила минуты перед опросом. Она от-крывала журнал и медленно спускалась взглядом сверху вниз пофамилиям: от Акимова до Яхонтовой. Она делала это всегда, хотякаждый раз знала еще до урока, кого сегодня спросить. Она де-лала вид, что раздумывает, сомневается. Класс замирал. ТогдаГалина Алексеевна поднимала голову и видела: кто готов, а кто—нет. Вот Павлов, взъерошив волосы, лихорадочно листает учеб-ник, что-то бормочет. А Журавлева? Сидит, как статуя, глазаопустила, ни учебника у нее на столе не видно, ни тетради. Ненравится она ей последнее время, ох, как не нравится. На трой-ки сползла.

— Журавлева!

Девочка вздрогнула, но продолжала сидеть.

— Журавлева, встань, сделай милость, ведь я с тобой раз-говариваю.

Девочка неохотно поднялась.

— Я не готова,—сказала девочка еле слышным голосом.

— Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно?

— Я не выучила урок. Простите.

— Какой урок? Что было на сегодня задано? Ты даже этогоне знаешь?

В классе поднялся шум, несколько человек говорили что-го с места, а вот этого Галина Алексеевна не любила большевсего.


— Я вам слова не давала. Я говорю с Журавлевой, а осталь-ных прошу молчать.

Призвав строгим взглядом класс к тишине, она повернуласьснова к Журавлевой:

— Ну, конечно, мы стали взрослыми, нам ни к чему выполнятьдомашние задания. Посмотри, что у тебя в журнале. Ты же, Жу-равлева, без пяти минут двоечница. Хочешь составить компаниюКузькину'и Малышеву?

— А при чем здесь мы? — вскочили мальчики.

— Помолчите! Журавлева, я вижу, наш диалог бесполезен.Пусть придет в школу мать.

Девочка закрыла лицо руками и, рыдая, бросилась к двери.В классе установилась напряженная тишина.

— Только еще истерики здесь не хватало. Нервные очень ста-ли. Только у вас нервы, а у учителя их нет. Тебе что, Шапочнн-кова? Я тебя, кажется, не вызывала.

— Как вы можете, как вы можете...—голос у девочки сры-вался.—Ведь у Лены Журавлевой мама умерла. Слышите, умер-ла! А вы, вы просто...

Девочка не закончила фразу. Класс смотрел на учительницуосуждающе, враждебно.

...Было далеко за полночь. Но Галина Алексеевна, несмотряна снотворное, не могла уснуть. В ушах звонко звучало: «Каквы можете, вы просто...» Ее мучила больше всего эта незаконченная фраза. И кто ее произнес! Ее гордость, девочка умная, воепитанная. Какое обвинение хотела она бросить ей, своей учи-тельнице?

Галина Алексеевна задумалась, потом со злостью сказала просебя: «Неблагодарные. Им ли судить? Откуда я могла знать, чтоу Журавлевой такое?» И вдруг мелькнула мысль: «А МаргаритаМихайловна знала бы». И впервые позавидовала коллеге»'.

Вопросы

1. Укажите, в чем специфика психической деятельности уучителей и учащихся, проявляющаяся в ситуации общения, опи-санной автором.

2. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведе-ния учителя и учащихся могут быть носителями информации об их характере, способностях, отношении к делу, к людям и к са-мому себе как субъекту деятельности? Приведите примеры.

3. Докажите, что для успешной реализации целей общенияучителя с учащимися необходимо иметь психолого-педагогическиезнания (какие?), педагогические умения и навыки (какие?), обла-дать определенными качествами ума, чувств и воли (какими?).

Королева Т. Сложная ситуация: Расстояние до сердца//Учительская газе'1979.— 17 нояб.

королева i. та,— 1979.— 17 нояб

Задача 5

Взаимоотношения учителя с учащимися—один из важнейшихпутей воспитательного воздействия на формирующуюся личностьшкольника. Однако в деятельности учителя не всегда складыва-ются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом этозависит от стиля руководства деятельностью учащихся, от харак-тера учителя и способов выполнения им своих воспитательных •функций.

Внимательно прочитайте описанный Б. Узюмским в повести«Призвание» случай, происшедший на уроке молодой учительницы,и дайте ответы на вопросы.

«...Когда все учащиеся десятого класса записывали план те-мы, Балашов вынул расческу и долго причесывался.

— Сейчас не время заниматься этим,—заметила учительница,Балашов в ответ грубо ответил:

— В поучениях представительницы детских яслей не нужда-юсь.

«Выгнать наглеца из класса, уйти самой...»—мелькнула мысльу молодой учительницы, но, подумав, она приняла другое решение.

— Наглость никогда не была признаком ума. Вы позоритешколу,—сказала она и продолжила урок»1.

Вопросы

1. Правильно ли, по вашему мнению, поступила учительница?

2. Какие свойства характера проявила она в этом случае?

3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагоги-ческая психология», какой из пяти наиболее часто встречающихсяу учителей стилей руководства классом оказывает наиболее поло-жительное влияние на систему взаимоотношений учителя с уча-щимися.

Задача 6

В педагогической психологии доказано, что объективная оценкаучителем поведения учащихся повышает воспитательный эффектпедагогических воздействий2. Неправильная оценка поведенияшкольника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явновыраженный протест.

Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Л. Богопольско-го и дайте ответы на вопросы.

«Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна,во втором—хулигана, а в третьем—«отпетого»,, чихнул на уроке.Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это на-рочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное.

' Ц'ит. по кн.: Иващенко И. Ф. Задачи по о'бщей психологии.—Минск,1979.—С. 69.

2 См.: Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.—Л., 1935.

18 Заказ 2268


Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девоч-ка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.

— Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уженесколько дней простужен и чихнул не нарочно.

— Может быть, ты меня учить будешь? — повысила голос учи-тельница.—Сядь и не вмешивайся не в свое дело.Но девочка не села.

— Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно.Я могу дать честное пионерское слово.

— А болен—пусть идет домой,—недовольно сказала учитель-ница, начинавшая уже выходить из себя.

— Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал.Ведь правда, вы так скажете?—допытывалась девочка.—И зачто вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите это-го видеть.

С точки зрения молодой учительницы, работавшей только вто-рой год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нуж-ны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к ди-ректору.

Директор школы за долгую жизнь перевидал много детей, имногие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на де-вочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказалучительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (такзвали девочку) он побеседует сам.

Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, ти-хо села на место и больше ни о чем не спрашивала.

А после уроков директор подошел к учительнице.

— Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... — начал он.

— Что нужно вызвать ее родителей? — почти перебила ИринаИвановна.

— Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас зато, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и,главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате,что она молодец, потому что оказалась способной отстоять това-рища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспиты-ваете в них вы, не так ли? — спросил директор и хитро посмотрелна Ирину Ивановну»1.

Вопросы

1. Какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика?

2. Дайте оценку действиям учительницы и директора шко-лы.

3. Какими качествами личности должен обладать учитель идиректор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведе-ние ученика и принимать педагогически оправданные меры нака« зания за его проступки?

Задача 7

Педагогической психологией доказано, что большое значениедля утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позицияпо отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различ-ных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотно-шениях с ними.

Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителеписал:

«У каждого человека связана с учителями масса воспомина-ний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот,например, любимая мною учительница литературы Евгения Нико-лаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день вшколе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский,костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия ииздали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая насохватила при этом радость.

Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала;

— Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя-щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет.Ставлю вам пять.

Я сказал, что написал правду.

Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права былаЕвгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать,«безыдейное» содержание,..

Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, чтомоя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детскиеощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевназнала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собойи развиваться свободно, даже помогала этому. Я по сей день дру-жу с дорогой Евгенией Николаевной»'.

Вопросы

1. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи-тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученикаВ. Розова?

2. Какие психологические особенности детского мировоззренияувидела учительница в «откровении» учащихся по случаю пожарашколы?

3. Докажите, что педагогический такт в общении с учащимисяявляется важнейшим условием утверждения авторитета учителя,

Задача 8

Одной из важнейших функций учителя-воспитателя в совре-менной общеобразовательной школе является классное руковод-ство. Эта работа связана с постоянным общением учителя с ро-дителями, с изучением обстановки жизни детей в семье в целях

Богопольский Л. Добрый порыву/Правда. •-«1978, — 19 февр,

1 Учительская газета. — 1976. — 2 окт.

1б*


создания единой и целенаправленной программы действий школыи семьи в деле воспитания учащейся молодежи.

Успешное выполнение учителем обязанностей классного руко-водителя требует от него большого такта и высоких профессио-нальных качеств его личности.

Внимательно прочитайте выдержки из выступлений трех чита-телей «Учительской газеты», на страницах которой было проведе-но обсуждение статьи Е. Сермяжко «Как посещать семью уче-ника», и ответьте на вопросы.

Ф. Ридош, старший инспектор инспекции при начальнике Ке-меровской железной дороги: «Когда-то я был учеником—и неодной, а. многих школ. Учился в школах Одесской, Тернрпольскойи Запорожской областей. Очень трудно было мне: семья нашабыла эвакуирована из Польши, я не знал русского языка. Роди-тели не могли мне ничем помочь, и, если бы не учителя, не знаю,стал бы я тем, кто есть сейчас. Между прочим, не ко мне одно-му так относились педагоги. Все учителя душой и сердцем боле-ли за каждого ученика.

Затем я сам стал родителем. Росли Сережа и Наташа. Их учи-теля бывали у нас дома очень часто. Разговор всегда был желан-ным, «от души». У меня никогда не было тайн от людей, которыеучили моих детей. Мы советовались, как лучше повлиять на ха-рактеры детей, как помочь им в учебе. Все это помогло моим стар-шим вырасти достойными людьми.

Сейчас у нас растет дочь Любаша. Она учится в 4 классе. Иее педагог—тоже наш первый советчик. Мы понимаем, как труд-но каждому учителю хорошо знать своего воспитанника, микро-климат в семье, психологию семейных отношений. И мне кажет-ся, что вопрос о посещении учителем той или иной семьи—этоочень деликатное дело.

Тут надо все обдумать, все взвесить, получить подробную ин-формацию о том, где работают родители, чем увлекаются, како-вы отношения между супругами.

А при встрече все должно быть просто, естественно, оченьэтично. Ведь учитель хочет помочь чем-то не только ученику, нои родителям. Но, помогая, он не должен задевать самолюбие от-ца или матери. Не обвинять в невежестве, в педагогических про-счетах, в неумении воспитывать ребенка. Только тогда учительвсегда будет желанным гостем в доме».

А. Султанбеков, кандидат психологических наук: «Мне кажет-ся, надо больше внимания обращать не на то, как- посещатьродителей, а как во время этих визитов с ними разговаривать.Вспоминаю такой случай. Знакомая учительница с гневом расска-зывала мне, что все ее усилия «образумить» родительницу Вовы(первоклассника!) ни к чему не привели. На ее «советы» мать необращает внимания, мер никаких не принимает, а ребенок деньото дня делается все невыносимее.

«Невыносимый» Вова на поверку оказался самым обычныммальчиком. Хорошо решал задачи, правильно говорил, без оши-

бок писал. Да и внешне он выглядел вполне благополучным—опрятный, аккуратный, воспитанный. Только вот сидеть спокойноза партой не мог: то вскочит, то развалится, то начнет тормошитьсоседа. Почему?

Пошел в эту семью. И после длительной доверительной бесе-ды с матерью мальчика выяснил: Вова рос с отчимом, человекомгрубым, жестоким. Все эти годы он издевался над сыном, нанесему сильную психическую травму. Теперь мать живет с Володейвдвоем. Самое бы время его лечить, да вот беда—так же какотчим, его стала дергать учительница. «Да и со мной—доба-вила мать, — она разговаривает, как с провинившейся школь-ницей».

Надо ли говорить, что подобная «методика» контактов с семь-ей ни к чему хорошему не приведет. Ушинский когда-то справед-ливо заметил, что воспитывается ребенок не нравоучениями, авсем образом жизни семьи. А узнать семью можно, только ставее другом, советчиком, доброжелательным помощником, поверен-ным в радостях и печалях,

Многие же педагоги, к сожалению, считают, что их обязан-ность—всех и вся поучать, причем тоном, не допускающим воз-ражений.

Кстати, «метод назидания» почему-то берут на вооружение ибудущие педагоги—студенты вузов и училищ. Нахватавшись, на-читавшись педагогических суждений, многие при первом же (ещев период практики!) посещении семьи считают себя на голову вы-ше тех, от кого, казалось бы, должны ждать помощи и поддерж-ки. В результате такого общения школа вместо заинтересован-ного, деятельного союзника выращивает такого же деятельного иэнергичного противника».

Е. Желуницева: «Не хочу называть фамилию учительницы, окоторой пишу. Если она прочитает мое горькое письмо в газете,думаю, узнает себя, а узнав, надеюсь, поразмыслит над случив-шимся.

На днях, в булочной, я встретила классного руководителя сво-ей внучки Танечки.

— Очень хорошо, что я вас «поймала»,—громко сказала мневоспитательница. Причем произнесла это так резко и раздражен-но, что все, кто был в магазине, невольно обратили на нас вни-мание.

— А что случилось? — испуганно спросила я.

— Пока ничего страшного, но поговорить я с вами давно со-биралась.

И тут же, при всех, учительница, молодая, интеллигентная повиду женщина, стала перечислять «грехи» внучки: на уроках си-дит в шарфе, отказалась с ребятами идти за макулатурой. Когдаее отчитываешь, глаз не поднимает и ни «да» ни «нет» от неене добьешься. И десять минут в том же духе.

Я пыталась объяснить педагогу, что девочка недавно болела.Куда там! Обвинили и меня, что подрываю «авторитет» школы,


противопоставляю Таню классу. В заключение учительница ска-зала:

— Хорошо, что встретила вас, не нужно теперь идти к вамдомой. А вы передайте мои замечания родителям.

С Таней я, конечно, поговорила. А вот «замечания», каюсь, непередала. Не хочу, чтобы дочь с зятем плохо думали о классномруководителе своей девочки. Ведь они видели ее только на обще-школьных собраниях—приветливую, улыбающуюся. И не уста-ют повторять Тане: «Какая у тебя замечательная учительница!»Пусть так все и думают. А за хлебом я теперь хожу в другуюбулочную»'.

Вопросы

1. Выскажите ваше мнение о правильности утверждения Ф. Ри-дош, что «вопрос о посещении учителем той или иной семьи—этоочень деликатное дело». Если вы согласны с этим мнением, ука-жите, почему вы так думаете.

2. Объясните, почему авторы статей А. Салтанбеков и Е. Же-луницева в своих суждениях о «методике» контаков с семьей ука-зывают на недопустимость со стороны учителя-воспитателя поучатьродителей, «причем тоном, не допускающим возражения», «резко ираздраженно».

3. Подумайте, какими личностными и профессиональными ка-чествами должен обладать учитель, чтобы успешно решать задачиобъединения усилий школы и семьи в деле коммунистического вос-питания формирующейся личности школьника. Приведите примерыиз личных наблюдений.

Задача 9

В современной советской школе большинство учителей выпол-няют функции классных руководителей — организаторов воспи-тательного процесса. Это сложная и ответственная работа,требующая от учителя глубоких психологических знаний, педагоги-ческих умений и навыков работы с детьми. Известно, что впроцессе своей жизни и деятельности школьник сталкивается с мно-гочисленными группами людей, с отдельными лицами и коллек-тивами, которые оказывают на него воспитательное воздействие,причем не всегда отвечающее требованиям государственной про-граммы обучения и воспитания. В этом случае задача классногоруководителя — обеспечить руководство процессом становленияличности ребенка, правильно интегрировать разнообразные воздей-ствия и вносить в них необходимые коррективы.

Педагогическая практика показывает, что успех в решениивоспитательных задач классного руководителя зависит преждевсего от его личностных и профессиональных качеств, от его уме-ния организовать жизнедеятельность школьного коллектива, ус-Учительская газета. — 1980, — 2 февр.

тановить здоровые межличностные отношения среди учащихся,пробудить у них инициативу и общественную активность.

Внимательно прочитайте рассказ зав. Дзержинским роно го-рода Волгограда В. Катькалова о работе классного руководителяИ. М. Силантьевой и дайте ответы на вопросы.

«Чем меньше дней остается до конца учебного года, тем чащезадумываются классные наставники о его отступающих заботах,радостях, тревогах. И тем требовательнее спрашивают себя: чтоудалось сделать, каковы воспитательные результаты? Ответить наэтот вопрос нелегко и непросто. Ведь всходы педагогических посе-вов появляются в сроки неопределенные, и нива воспитательскаязреет дольше, чем нива хлеборобская. Да и возделывает ее неодин лишь классный наставник.

— О чем вы думаете сейчас, Ирина Михайловна, на порогевыпуска своих десятиклассников, которым отдали три года нелег-кого воспитательного труда? Что извлекли из собственного опыта,чем могли бы поделиться с коллегами?—спрашиваю я наставни-ка 10 класса «В» 70-й Волгоградской школы И. М. Силантьеву.И, не рассчитывая на быстрый, короткий ответ, вместе с учитель-ницей вникаю в детали ее трехлетней воспитательной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.132 с.)