Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития личности школьника в современных

Поиск

условиях

На этом занятии студенты также анализируют материал, по-лученный в школе по заданию преподавателя во время педагоги-ческой практики.

Психологический анализ теоретического и практического мате-риала, выводы и обобщения делаются по следующему плану:

1. Влияние научно-технического прогресса на особенности раз-вивающейся личности школьника.

2. Социально-психологические предпосылки развития самосоз-нания школьника и его роль в формировании его личности наразных этапах обучения.

3. Возрастные и индивидуальные особенности уровня притяза-ний школьника и его внешних проявлений.

4. Непрерывность образования, самообразования и овладениеосновами информатики и ЭВМ—важное условие всестороннегоразвития личности школьника и подготовки его к труду.

5. Организация самовоспитания и управления им в подростко-вом и юношеском возрасте.

6. Значение режима дня в современных условиях жизни детейи подростков.

Актуальные проблемы возрастной и педагогической психоло-гии/Под ред. Ф. И. Иващенко, Я. Я. Коломинского.—Минск: Вы-шейшая школа, 1980.—С. 3—23.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.—С. 187—274.

Анцифирова Л. И. Методологические проблемы психологии раз-вития//Принцип развития в психологии,—М.: Наука, 1978.—С. 3—20.

Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект пробле-мы субъективного/уМетодологические и теоретические проблемыпсихологии/Под ред. Е. В. Шороховой.—М.: Наука, 1969.—С. 317—347.

Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическаянаука — реформе ш кол ыУУ В опросы психологии. — 1984. — № 3. —С. 12—24.

Блонский П, П. Избранные педагогические и психологическиесочинения/Под ред. А. В. Петровского.—М.: Педагогика, 1979.—Т. 2.—С. 8—117.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. — 1978.— Ns 4.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—М.:

АПН РСФСР, 1960.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 21—37.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гаме-

зо М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., Просвещение, 1984.—С.'27-37.

Гензек В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенезачеловека/УПсихологический журнал. ~ 1980. — Т. 1. — № 6. —С. 42—53.

Донцов А. И., Соркисян Ш. В. Совместная деятельность какфактор межличностного восприятия в группе//Вопросы психоло-гии. — 1980. — № 4. -- С. 38—49.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. —М.: Политиздат, 1977.—С. 159—230.

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. —М.: Просвещение, 1967.—С. 38—83.

Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова.—М.: Педагоги-ка, 1975.

Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтоге-незеУУПринцип развития в психологии.—М., 1978.—С. 316—337.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического разви-тия в детском возрасте/УВопросы психологии.—1971.—№ 4.

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.—М.: Про-свещение, 1966.—С. 82—170.

Задания для самостоятельной работы студентовАннотирование и конспектирование литературы

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология лич-ности.—М.: Наука, 1980.—С. 113—210.

Тихомиров О. К. Психология мышления.—М.: Наука, 1984.—С. 181—231.

Шкаликов В. Л., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения иразвития в процессе освоения профессиональной деятельности//Психологический журнал.—1984.—Т. 5.—№ 5.—С. 94—103.

Якобсон П. М. Психология чувств: Хрестоматия по психоло-гии.—М., 1984.—С, 480—487.

Темы рефератов или докладов. Литература

1. Проблема развития ребенка в советской психологии

Костюк Г. С. Проблема развития ребенка в советской психо-логииУУВопросы психологии.— 1967.—№ 6.

Мухина В. С. Детская психология.—М.: Просвещение, 1985.

2. Формирование направленности личности школьника

Денисовская Т. М. К проблеме развития личности/УПсихологи-ческий журнал.— 1981.—Т. 2.—№ 6.—С. 97—103.

Размыслов П. И. Интересы младших школьников//Психологиямладшего школьника/Под ред. Е. И. Игнатьева.—М.: АПНРСФСР, 1960.

Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.—М.: Учпедгиз,1961.

6 Заказ 2263


.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте.—М.: Просвещение, 1983,—С. 5—69, 88—95.

3. Развитие и формирование способностей школьников

Ананьев Б. Г. Формирование одаренности//Склонности и спо-.собности.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.

Артемьева Т. И. Психология способностей и всестороннее раз-витие личности/'/Принцип развития в психологии.—М.: Наука,1978.—С. 142—156.

Корсунский Е.. А. Развитие литературных способностей школь-ников: Учебное пособие к спецкурсу.—Л.: ЛГПИ, 1985.

Регуш Л. А. Прогнозирование как поздавательная способностьличности//Проблемы развития познавательных способностей. —Л,: ЛГПИ, 1983.—С. 33—45.

4. Психологические основы самовоспитания воли школьников

Агафонов Т. И., Андреева А. Ф. Активизация у учащихся на-стойчивости в процессе самоподготовк.и//Труды Краснодарскогопедагогического института. — 1962. — Вып. 29.

Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.—Минск: Вы-шейшая школа, 1985.—С. 135—192.

Рувинский А. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспита-ния.—М.: Просвещение, 1972. —С. 6—28, 74—99.

5. Формирование характера школьника

Абраменко В. И.. Психология характера школьников подрост-кового возраста.—Киев, 1974.

Мерлин В. С, Проблемы экспериментальной психологии лично-сти: Хрестоматия-по психологии/Под ред. А. В. Петровского. М.:

1977.—С. 182—192.

Решение психологических задач Задача 1

По теории Бине— Штерна, развитие наблюдения у детей про-ходит через несколько уровней, или стадий, сменяющихся в опре-деленной, раз и навсегда данной последовательности: 1) стадияперечисления разрозненных предметов (от 3 до 7 лет); 2) стадияописания: дается характеристика предметов, указываются неко-торые связи между ними; 3) стадия интерпретации: воспринима-ется картина в целом, вскрываются связи и отношения.

При проверке этой теории советские психологи (С. Л. Рубин-штейн, Г. Т. Овсепян) пришли к выводу, что указанные уровнинельзя соотносить с возрастом детей. В зависимости от содержа-ния воспринимаемого дети одного и того же возраста могут ока-заться на разных стадиях наблюдения, так же как и дети разныхвозрастов могут оказаться на одной и той же стадии.

Вопросы

1. В чем заключается ошибочность теории Бине—Штерна?

2. Подтвердите конкретными примерами правильность выводовС. Л. Рубинштейна и Г. Т. Овсепяна.

Задача 2

От младших к старшим классам у школьников происходит из-менение наблюдательности. Если у младших школьников она про-является в фиксировании признаков, лежащих на поверхноститого или иного предмета или явления, то у средних и старшихшкольников появляется стремление проникнуть в сущность явле-ния, отразить скрытые, но существенные признаки.

Вопросы

1. Чем объясняется это изменение наблюдательности?

2. Какова роль учителя в развитии наблюдательности школь-ников?

Задача 3

. В возрастном плане изменение психических процессов происхо-дит во взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. Это мож-но проследить на воспроизведении школьниками II, IV, VII и Хклассов рассказа В. Короленко «Огоньки», содержание которогои изложение его школьниками дается ниже.

Огоньки* (Рассказ В. I^o-роле'нко-)

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плытьпо угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, подтемными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...

— Ну, слава богу!—сказал я с радостью,—близко ночлег!Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опятьапатично налег на весла.

— Далече!

Я не поверил. Огонек так и стоял, выступая вперед из неопре-деленной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно,.далеко.

Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму,и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот, еще два-три удара веслом,—и путь кончен.... А между тем—далеко!..

И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущельяи скалы выплывали, надвигались и уплывали, а огонек все стоялвпереди, переливаясь и маня,—все так же близко и все так жедалеко...

— Методика разработана А. П. Семеновой (См.: Щардаков М. Н. Очеркипсихологии школьника.—М.: Учпедгиз, 1955.—С. 44).

б* 8°,


Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененнаяскалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньшеи после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течетвсе в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять прихо-дится налегать на весла.

Но все-таки... все-таки впереди—огни!

Воспроизведение рассказа

II класс (Ш. И.)

«Я ехал на лодке. Вдруг я увидел огонек. Огонек был далекоза скалами. Со мной ехал мой товарищ Саша. Мы поехали, ноогонек не скрывался. Мы ехали много раз, но огонек не скрывал-ся. Оказывается, этот огонек никогда не скрывается».

IV класс (Ш. И.)

«Как-то давно плыл я по реке. Вдруг за поворотом мелькнулогонек. Мне показалось, что он близко. Но гребец сказал, что этотогонек далече. Я не поверил. Вот казалось, что еще два или трираза налечь на весла и огонек будет около лодки. Но я был неправ, огоньки то удалялись, то приближались. Гребец был прав.Лодка скользила по реке, как по темным чернилам, было сумрач-но. И много еще манили меня приближением и отдалением огонькя.Не одного меня».

VII класс (Г. А.)

«Кто-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирскойреке. Вдруг из-за поворота мелькнул огонек. «Ну, слава богу,ночлег недалеко», — сказал я. Гребец обернулся и сильнее налегна весла: «Далече». Я не поверил. Но чем дальше мы плыли, тембольше я убеждался, что они далеко. Скалы выступали, остава-лись далеко позади, а мы все плыли и плыли по угрюмой реке.Много раз я вспоминал эти огоньки. Многих они манили своейблизостью. У многих они мелькали перед глазами. Но сколько ннплыли, они все были далеко».

Х класс (Л. Ш.)

«Как-то давно темным вечером случилось мне плыть по угрю-мой сибирской реке. Плыли долго. Вдруг за поворотом вдалекемелькнул яркий, светящийся огонек. «Ну, слава богу», — вздохнуля, надеясь, что мы скоро приплывем к огоньку.

— Далече еще,—ответил лодочник, налегая на весла. А ого-нек все светил. Он призывал к себе, обещая что-то, маня, пере-двигался среди темной, непроглядной сибирской реки. Свойствотаких огоньков — только обещать, манить, призывать, завлекать.Кажется, еще два-три шага и ты дойдешь до него, но увы! Огонекисчезает. Мы плыли на огонек, но он только нас манил, уходявсе дальше и дальше от нас. Среди темной ночи грозными вста-вали силуэты гор, чернели берега реки, а огонек все призывалнас.

Так и в жизни. Нам светит огонек. Он притягивает нас к себесвоею властной силой, и, очарованные его светом, мы идем, бежимза ним, а он исчезает. Но в жизни все течет, все изменяется. Намсветят на пути огоньки, то исчезая, то появляясь, и в этом прелестьжизни».

Вопросы

1. Укажите возрастные особенности психических процессов,проявившиеся у школьников при воспроизведении рассказа.

2. Отметьте специфику единства интеллектуальных, волевых иэмоциональных проявлений личности школьников разных возрас-тов при воспроизведении ими рассказа.

Задача 4

В структуре формирующейся личности подрастающего человекабольшую роль играет характер. Он наиболее полно выражаетцельность личности. Характер складывается и совершенствуетсяв практической деятельности человека. Для становления характераличности большое значение имеет мировоззрение, устойчивая об-щественно значимая мотивация поведения, волевая активность,выдержка и самообладание.

Внимательно прочитайте высказывания А. Воробьева, А. И. Вы-соцкого, Э. Бердюковой и дайте ответы на вопросы.

А. Воробьев: «Все знают: после войны ленинградские ребятиш-ки не отличались ни крепким здоровьем, ни хорошим физическимразвитием. И вот в одну из ленинградских секций по тяжелой атле-тике вскоре после Дня Победы является маленький щупленькийпаренек. Тренеры, атлеты измерили его глазом: «Ты скажи, друг,в чем у тебя душа держится? У нас нет еще твоей весовой катего-рии!» Суровый приговор. От такого приема другой опустил быруки. Но этот парень оказался с характером...

Пришедшего звали Дима Иванов. Несмотря на малые годы ихлипкое телосложение, он уже сам зарабатывал на хлеб—рабо-тал водопроводчиком. Упорный парнишка смастерил штангу и сталзаниматься с ней каждый день. А когда через год Дима появилсяв том же самом тренировочном зале, его не узнали. Он был креп-ко сложен, мускулы упругими мячами вздувались под рубашкой.Вскоре он добился звания мастера спорта, а затем побеждал начемпионатах СССР и мира, неоднократно устанавливал мировыерекорды. Воля и характер помогли ему «сотворить себя»'.

А. И. Высоцкий: «Всякий волевой акт характеризуется волевымусилием, т. е. сознательной мобилизацией человеком всех психи-ческих и физических возможностей для преодоления трудностей.На разных этапах волевого действия (при постановке цели, пла-нировании, исполнении) волевые усилия могут иметь неодинаковуюстепень выраженности. С помощью волевых усилий человек нетолько может побудить себя к деятельности, но и тормозить

Воробьев А. Плюс воля к победе//Правда.'— 1980.— 14 янв.


действия, мешающие достижению цели. Таким образом, благодаряволевым усилиям осуществляется регуляция поведения.

Исследования показали, что волевая активность имеет сложнуюпсихологическую структуру: непосредственными побудителями во-левой активности школьников являются внешние воздействия, мо-тивация и сознательная самостимуляция.

Однако (как установлено в исследовании) воздействия внеш-него мира (предметов и всевозможные воздействия людей) имеютнеодинаковую побудительную силу. Побудительная сила внешнихвоздействий определяется не только их интенсивностью, но и от-ношением личности к этим воздействиям. <...)

Развитие волевой активности школьников связано с развитиемвсех ее психологических компонентов, которые совершенствуютсявместе с формированием всей личности»'.

Э. Бердюкова: «Какими милыми, забавными, но разными похарактеру приходят малыши в детский сад. Одни действительноприветливы, открыты, послушны, другие с «секретом», не сразу иключик к ним подберешь.

— Тамара Григорьевна, Игорь у меня куклу отобрал.

— Тамара Григорьевна, а Саша дерется, щиплется.

Воспитательница не спешит отчитать провинившегося. Пони-мает, что малыши еще не прижились в коллективе, не узнали другдруга, в ходу старые замашки. Ее задача—создать обстановку,исключающую конфликты. •(...>

20 лет работает Тамара Григорьевна в 39-м саду. Очень лю-бит детей. Никогда не повышает на них голоса, не наказывает —только беседа, только разъяснение и убеждение, и те охотновыполняют ее задания, требования.

Главное, чтобы дети росли добрыми и трудолюбивыми, счи-тает воспитательница, без этих качеств человеку в коллективевсегда трудно. Как сформировать такие черты характера? <...>

Тамара Григорьевна убеждена, ребенок—не «заготовка» завт-рашнего человека, это уже маленький, ранимый, с неустойчивымповедением, но человек. И говорить с ним надо на равных, безсюсюканья, но и без взрослого «зазнайства». Тем более что, пообщему мнению, дети теперь приходят более развитые, более вос-питанные. И подготовить их к жизни—это значит научить житьсреди людей, интересами коллектива, воспитать потребность при-носить людям пользу и радость»2.

Вопросы

1. Укажите, какие психологические компоненты входят в струк-туру характера личности.

2. Расскажите, какими качествами личности должен обладатьучитель, чтобы распознавать внутренний мир ребенка, понять егодумы и чаяния, заставить его критически оценить свое поведение

' Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изуче-ния. — Челябинск, 1979.—С. 5—11.

2 Бердюков Э. Талант и доброта//Учительская газета.—1980.—1 июля.

и принять правильное решение, отвечающее нормам коммунисти-ческой морали.

3. Докажите, почему для формирования у детей коммунисти-ческих черт характера нового человека необходимо особое вни-мание обращать на воспитание мировоззрения, воли и трудолю-бия, чуткости к людям, осознанного отношения к поступкам лю-дей, критичности в самооценке своего поведения, ответственнос-ти за свои действия.

Темы курсовых исследований

1. Динамика психического отражения школьниками социаль-ных явлений в мире людей на разных этапах возрастного раз-вития.

2. Проблема соотношения знаний и мышления при решениизадач на разных возрастных этапах психического развития школь-ника.

3. Психические особенности формирования потребности в тру-де на разных возрастных этапах психического развития школь-ника.

4. Учебная деятельность как фактор психического развития

школьника.


Раздел I!ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 4. Психическое развитие ребенкадо поступления в школу

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить особое вни-мание на психологические условия развития ребенка до поступ-ления в школу. В соответствии с принятой возрастной классифи-кацией в психическом развитии ребенка принято выделять тристадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет). Для каждой изэтих стадий психического развития ребенка характерны своиособенности. Вскрывая их, следует опираться на следующие ме-тодологические положения: 1) развитие психики ребенка с са-мого начала есть социальный процесс; 2) развитие психики осу-ществляется в процессе активной деятельности самого ребенка;

3) деятельность ребенка всегда опосредована отношениями ребен-ка и взрослых.

В процессе своего развития ребенок вступает в особые, спе-цифические отношения с окружающим его миром предметов иявлений, созданных предшествующими поколениями людей. Ре-бенок активно присваивает себе достижения человечества, овла-девает ими. Овладение миром предметов и действиями с ними,языком, человеческими отношениями, развитие мотивов челове-ческой деятельности, способностей должно осуществляться черезпосредство взрослых. Психические особенности ребенка разви-ваются в активной деятельности, направляемой и организуемойвзрослыми.

На каждой возрастной стадии выделяется ведущая деятель-ность, т. е. такая «деятельность, в форме которой возникают ивнутри которой дифференцируются другие, новые виды деятель-ности (...), в которой формируются или перестраиваются част-ные психические процессы..., от которой ближайшим образом за-висят наблюдаемые в данный период развития основные психо-логические изменения личности ребенка»'. Смена ведущей дея-тельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую.

Ведущей деятельностью на первой стадии (младенчество)выступает эмоциональное общение со взрослыми. Все отношениямладенца с окружающей действительностью преломляютсячерез призму отношений со взрослыми. В течение первого полу-

' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1972.—С. 505—506.

годия у ребенка формируется сложная форма поведения при об-щении со взрослыми — «комплекс оживления». Это первая про-стейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром.«Комплекс оживления» составляют следующие компоненты: вы-деление ребенком из окружающей среды взрослого человека (за-мирание); мимическое (улыбка) и специфическое голосовое (гу-лекие) общение со взрослым человеком; активное привлечениевзрослого к общению (движения конечностей и тела). По дан-ным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воз-действие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положи-тельное влияние на повышение общей активности ребенка, су-щественно влияет на развитие его познавательной деятельности,направленной на ознакомление с предметами.

Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ре-бенка, учит его действовать с предметами, но и определеннымобразом оценивает поведение ребенка (интонация речи, слова,мимика и т. д.), благодаря чему малыш начинает усваивать по-ложительные способы поведения.

На первых порах деятельность ребенка слита с деятельностьювзрослого. В совместной деятельности ребенка со взрослым напротяжении младенческого периода развивается способность кподражанию, что существенно расширяет возможности обучения.На основе подражания младенец овладевает отдельными само-стоятельными действиями с предметами. При этом ему прихо-дится обращаться к_взрослым за помощью. Так возникает потреб-ность в речевом общении со взрослыми. Это та основа, на кото-рой строится сначала понимание речи, а затем и активная речьсамого ребенка. Не только в истории человечества речь возниклаиз потребности «что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс), но ив онтогенезе речь возникает из потребности общаться со взрос-лыми. Возникновение потребности в речевом общении, подго-товка речедвигательного и слухового аппарата к активномуфункционированию — важнейшие достижения младенческого воз-раста.

На основе организуемой взрослыми деятельности у ребенкак концу младенчества складывается первоначальное представ-ление об окружающем мчре, возникают элементарные формывосприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку вэтом мире и составляющие необходимую предпосылку для пере-хода к усвоению общественного опыта в раннем детстве.

Исходя из того, что развитие психики носит социальный ха-рактер, при изучении темы особо следует выделить роль языкав общем психическом развитии ребенка на всех стадиях; пока-зать, как овладение речью перестраивает чувственное познаниеребенка; подчеркнуть роль овладения родным языком в расши-рении границ познания ребенком окружающего мира, возмож-ность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого.

Основными достижениями раннего детства, определяющимиразвитие психики ребенка, являются овладение ходьбой (прямой


походкой), предметной деятельностью и речью. Овладение ходь-бой расширяет возможности ознакомления ребенка с окружаю-щей действительностью, а также переход к предметным дейст-виям, что приводит к изменению его отношений со взрослыми.Эмоциональное общение отходит на второй план, а на первыйвыступает деловое, практическое сотрудничество. Предметная дея;

тельность становится ведущей потребностью ребенка. Ребенок учит-ся действовать с окружающими его предметами, использовать ихпо назначению. На основе подражания и с помощью речевыхуказаний — инструкций взрослого — формируются первые быто-вые навыки ребенка. Переходя от простых манипулятивных дей-ствий к собственно предметной деятельности, ребенок открываетфункции предметов, их скрытые свойства. Но познает их ребеноктолько в совместной деятельности со взрослыми. Овладение пред-метными действиями можно рассматривать как трехступенчатыйпроцесс. На первой ступени ребенок может выполнять с предме-том любое известное ему действие, на второй предмет употребля-ется только по прямому назначению, и на третьей ступени, знаяосновную функцию 'предмета, ребенок может свободно употреблятьпредмет в разных назначениях.

Для психического развития особое значение имеют соотнося-щие и орудийные действия. Формируются эти действия в процес-. се обучения. Соотносящие действия развивают координацию рукпод контролем зрения и формируются в процессе обучения. Ов-ладение орудийными действиями позволяет использовать какое-либо орудие в качестве посредника между рукой ребенка и пред-метами, на которые он воздействует, т. е. деятельность ребенка приобретает опосредованный характер.

На основе предметной деятельности начинают складыватьсяболее сложные виды деятельности: появляются элементы сюжет-но-ролевои игры, различные продуктивные виды деятельности(рисование, лепка, конструирование, элементы трудовой деятель-ности).

Обучение, которое осуществляется в совместной со взрослымидеятельности, невозможно без речевого общения. Речь использу-ется главным образом' для налаживания сотрудничества со взрос-лыми в ходе совместной предметной деятельности. Она выступа-ет как средство деловых контактов ребенка со взрослыми.

Раннее детство признано сензитнвным периодом для усвоенияречи. Решающее значение в этом возрасте для развития речиимеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее всвязи с овладением предметной деятельностью. Совершенствуется понимание речи, и формируется собственная активная речь ре-бенка. Существенным достижением в развитии понимания речив конце преддошкольного периода является овладение слушани-ем. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределынепосредственной ситуации общения, создают возможность ис-пользовать речь как основное средство познания действительнос-ти, недоступной непосредственному опыту ребенка. На основе слу-

шания развивается умение сосредоточиться, воспринимать речь,запоминать, переживать и т. д.

В формировании активной речи от произнесения несколькиходно-двухсложных слов малыш проходит путь.до использованияречи как основного способа общения. Словарь ребенка наполня-ется всеми частями речи, он овладевает многими элементами грам-матического строя родного языка, научается произносить боль-шинство фонем... "

В этот период интенсивно формируются все функции речи:'обозначающая, обобщающая, коммуникативная и регулятивная.Слово как обозначение чего-то служит для ребенка средствомвыделения, вычленения предметов, их признаков, действия илисвязей. Слово как обобщение служит средством объединения мно-гих предметов в группы, категории. Обозначая связи, отношениямежду предметами, слово обеспечивает их восприятие в разно-образных взаимозависимостях (пространственных, функциональ-ных, причинных, целевых), что необходимо для развития детско-го мышления. Умственное развитие малыша теснейшим образомсвязано с основными" "достижениями возраста: овладением пред-метными действиями и речью. В раннем возрасте появляются пер-вичные формы наглядно-действенного мышления, возникающего впроцессе овладения опосредованной деятельностью и в связи сее развитием'.

Через слово малыш усваивает первые правила поведения,предъявляемые требования, запреты. Взрослые дают словеснуюоценку его поведению. Эти оценки формируют первоначальныеотношения ребенка к окружающему миру. Так он постепенно на-чинает овладевать формами поведения, свойственными человеку,что лежит в основе предпосылок развития личностных свойств:

самосознания, выражающегося в самооценке и элементах само-контроля; зачатков воли, что проявляется в возникновении эле-ментов произвольности поведения и деятельности, в послушании,основанном на подражании и привычке; элементов этичности лич-ности, что связано с овладением некоторыми этическими норма-ми и правилами поведения и началом формирования нравствен-ных чувств. Изменившиеся возможности ребенка порождают иновые потребности. На основе овладения многими навыками дея-тельности и поведения появляется стремление к самостоятельнос-ти, что лежит в основе «кризиса трех лет».

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизниокружающих реализуется в сюжетно-ролевых играх детей, кото-рые становятся ведущей деятельностью следующего периода дет-ства. «Значение игры для психического развития детей дошколь-ного возраста,—отмечал Д. Б. Эльконин,—многосторонне. Глав-ное ее значение состоит в том, что благодаря особым игровымприемам (принятию ребенком на себя роли взрослого человека

' Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем- возрасте в связи с фор-мированием опосредованной деятельности//Умствениое воспитание детей ран-него возраста.'—М., 1968.


и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразитель-ному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок модепирует в ней отношения между людьми... Ролевая игра выступаеткак деятельность, в которой происходит ориентация ребенка гсамых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческоГ.деятельности»'. На основе сюжетно-ролевой игры начинает развиваться новая деятельность—учение, первоначачьно через вклю-чение в игру (дидактические игры). В тесной связи с ролевой ш-рой развиваются в этот период и продуктивные виды деятель-ности (изобразительная, конструктивная, трудовая). Постепенноприобретая различные формы, эти виды деятельности становятсясамостоятельными.

В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчи-няясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать свои-ми психическими процессами (учится запоминать целенаправлен-но, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.).

! Психическое развитие ребенка на стадии дошкольного возрас-та приводит к перестройке его взаимоотношений с окружающиммиром. Ребенок становится относительно самостоятельным и эле-ментарно обслуживает себя, но эта самостоя гельносгь еще оченьотносительна. Поэтому он чувствует необходимость считаться стребованиями взрослых: от того, как он выполняет требованияокружающих, зависят отношения взрослых к нему. Стремлениек сохранению положительных отношений со взрослыми, с однойстороны, и к совместной деятельности со сверстниками, установ-лению положительных контактов с ними — с другой, — один изглавных мотивов поведения дошкольника. Поэтому стремление ксохранению положительных отношений с окружающими приво-дит к практическому овладению правилами поведения.

На семинарском занятии, характеризуя достижения в психи-ческом развитии дошкольника, необходимо: 1) раскрыть значе-ние ведущей деятельности и изменившихся взаимоотношений до-школьника с окружающими для формирования личности ребен-ка; 2) на конкретных примерах показать, что к концу дошколь-ного периода ребенок как со стороны формирующихся некоторыхсвойств личности, так и со стороны психических процессов готовперейти к новым способам -деятельности и общения в условияхшкольного обучения.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста являет-ся формирование соподчинения мотивов. В зависимости от ус-ловий воспитания на первый план могут выдвинуться различныемотивы (общественно значимые, честолюбия, эгоистические и т.д.).В этом возрасте складывается личность с ее основными компо-нентами. Направленность личности выступает в форме опреде-ленной иерархии мотивов, что создает возможность произволь-

' Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-ском возрасте//Вопросы психологии.—1971.—№ 4.—С. 15.

него поведения ребенка. От отдельных произвольных девств'; i"iдошкольник переходит к собственно произвольному поведениюРазвивается самосознание ребенка, он уже не только выделяетсебя из окружающей среды, не только может оценить отдельныесвоп действия, что сформировалось на предыдущей стадии раз-вития, он уже способен оценить своп возможности в знакомыхему видах деятельности, оценить некоторые качества своей лич-ности. Интенсивно формируется в этот период и индивидуальностьличности, проявляющаяся в темпераменте дошкольника, склады-вающихся и подчас относительно устойчивых чертах характера,специальных и общих способностях ребенка.

/ Развитие всех компонентов формирующейся личности нераз-рывно связано с деятельностью дошкольника. В совместной дея-тельности с другими детьми он овладевает взаимоотношениями,принятыми в обществе. От того, как взрослые умеют организоватьсовместную деятельность детей, зависит процесс формированияличности. В результате непосредственного знакомства с окружаю-щей действительностью и специально организованного обученияи воспитания у дошкольника складывается система представле-ний об окружающем мире. Умственные способности ребенка до-стигают уровня развития, необходимого для последующего обу-чения в школе.

В умственной деятельности старшего дошкольника представ-лены все виды и формы мышления, что позволяет ему решать ин-теллектуальные задачи. Все виды мышления функционируют вединстве, В зависимости от условий и сложности задачи на пер-вый план выступает тот или иной вид мышления. Наглядно-дей-ственное мышление приобретает осознанность, что выражается вспособности дошкольника планировать ход последующих дейст-вий и описывать в речи совершенное действие. В связи с обога-щением запаса представлений о предметах, их свойствах, дейст-виях с ними, явлениях окружающей действительности, формирую-щимся умением оперировать представлениями ведущим видоммышления в дошкольном детстве становится наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку выходить за пределы непосред-ственно воспринимаемого и предвосхищать ход событий.

На основе действенного и образного мышления у дошкольни-ка к шести годам интенсивно формируется словесно-логическоемышление. К семи годам ребенок способен построить стройнуюсистему суждений, вывести правильное умозаключение па основеимеющихся у него знаний. Развитие словесно-логического мыш-ления неразрывно связано с имеющимися у него знаниями, сте-пенью их обобщенности, развитием мыслительных операций, чтов свою очередь, зависит от характера обучения и воспитания до-школьника. Развитые формы творческого и воссоздающего вооб-ражения позволяют усваивать материал, недоступный непосред-ственному восприятию, создавать образы на основе словесногоописания. Эта способность обеспечена опытом ребенка и высокимуровнем развития речи. Словарь старшего дошкольника дости-

°3


гает 4,5 тысяч слов, включает все части речи, он владеет всемиэлементами грамматического строя родного языка; у дошколь-ника развиты все виды устной речи, внутренняя речь, и он готовк усвоению письменной речи в процессе обучения.

Таким образом, мотивация поведения, возможность произволь-ной регуляции поведения и деятельности, умение контактироватьсо сверстниками, осуществлять совместную деятельность, высокийуровень умственного развития являются основой для формиро-вания у дошкольников стремления к общественно значимой и об-щественно оцениваемой деятельности, готовности к школьномуобучению.

Рекомендуемые по теме семинарские и практические занятияпозволяют студентам ознакомиться с особенностями начальногоэтапа формирования личности ребенка, с методиками диагности-ки умственного развития детей до поступления в школу.

При проведении практических занятий целесообразно исполь-зовать методики, разработанные в лаборатории психофизиологиидетей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПНСССР (методики 2, 3, 4, 5)'.

Решение приведенных в практикуме задач дает возможностьстудентам приобрести опыт анализа различных личностных про-явлений ребенка и процесса его познавательной деятельности наразных этапах его психического развития.

Планы семинарских и практических занятийЛитература

Первое занятие (семинарское)

Формирование личности в дошкольном возрасте

1. Развитие мотивов поведения и деятельности дошкольника.возникновение иерархии мотивов.

2. Формирование воли в дошкольном возрасте:

а) развитие произвольности поведения дошкольника;

б) развитие отдельных волевых свойств;

в) типичные недостатки воли дошкольника.3. Развитие чувств у дошкольника:

а) изменение чувств по характеру протекания;

б) формирование высших чувств.

4. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

5. Формирование индивидуального своеобразия личности вдошкольном возрасте:

а) особеннос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.024 с.)