Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития личности школьника в современныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
условиях На этом занятии студенты также анализируют материал, по-лученный в школе по заданию преподавателя во время педагоги-ческой практики. Психологический анализ теоретического и практического мате-риала, выводы и обобщения делаются по следующему плану: 1. Влияние научно-технического прогресса на особенности раз-вивающейся личности школьника. 2. Социально-психологические предпосылки развития самосоз-нания школьника и его роль в формировании его личности наразных этапах обучения. 3. Возрастные и индивидуальные особенности уровня притяза-ний школьника и его внешних проявлений. 4. Непрерывность образования, самообразования и овладениеосновами информатики и ЭВМ—важное условие всестороннегоразвития личности школьника и подготовки его к труду. 5. Организация самовоспитания и управления им в подростко-вом и юношеском возрасте. 6. Значение режима дня в современных условиях жизни детейи подростков. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психоло-гии/Под ред. Ф. И. Иващенко, Я. Я. Коломинского.—Минск: Вы-шейшая школа, 1980.—С. 3—23. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.—С. 187—274. Анцифирова Л. И. Методологические проблемы психологии раз-вития//Принцип развития в психологии,—М.: Наука, 1978.—С. 3—20. Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект пробле-мы субъективного/уМетодологические и теоретические проблемыпсихологии/Под ред. Е. В. Шороховой.—М.: Наука, 1969.—С. 317—347. Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическаянаука — реформе ш кол ыУУ В опросы психологии. — 1984. — № 3. —С. 12—24. Блонский П, П. Избранные педагогические и психологическиесочинения/Под ред. А. В. Петровского.—М.: Педагогика, 1979.—Т. 2.—С. 8—117. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. — 1978.— Ns 4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—М.: АПН РСФСР, 1960. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 21—37. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гаме- зо М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., Просвещение, 1984.—С.'27-37. Гензек В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенезачеловека/УПсихологический журнал. ~ 1980. — Т. 1. — № 6. —С. 42—53. Донцов А. И., Соркисян Ш. В. Совместная деятельность какфактор межличностного восприятия в группе//Вопросы психоло-гии. — 1980. — № 4. -- С. 38—49. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. —М.: Политиздат, 1977.—С. 159—230. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. —М.: Просвещение, 1967.—С. 38—83. Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова.—М.: Педагоги-ка, 1975. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтоге-незеУУПринцип развития в психологии.—М., 1978.—С. 316—337. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического разви-тия в детском возрасте/УВопросы психологии.—1971.—№ 4. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.—М.: Про-свещение, 1966.—С. 82—170. Задания для самостоятельной работы студентовАннотирование и конспектирование литературы Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология лич-ности.—М.: Наука, 1980.—С. 113—210. Тихомиров О. К. Психология мышления.—М.: Наука, 1984.—С. 181—231. Шкаликов В. Л., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения иразвития в процессе освоения профессиональной деятельности//Психологический журнал.—1984.—Т. 5.—№ 5.—С. 94—103. Якобсон П. М. Психология чувств: Хрестоматия по психоло-гии.—М., 1984.—С, 480—487. Темы рефератов или докладов. Литература 1. Проблема развития ребенка в советской психологии Костюк Г. С. Проблема развития ребенка в советской психо-логииУУВопросы психологии.— 1967.—№ 6. Мухина В. С. Детская психология.—М.: Просвещение, 1985. 2. Формирование направленности личности школьника Денисовская Т. М. К проблеме развития личности/УПсихологи-ческий журнал.— 1981.—Т. 2.—№ 6.—С. 97—103. Размыслов П. И. Интересы младших школьников//Психологиямладшего школьника/Под ред. Е. И. Игнатьева.—М.: АПНРСФСР, 1960. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.—М.: Учпедгиз,1961. 6 Заказ 2263 .Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте.—М.: Просвещение, 1983,—С. 5—69, 88—95. 3. Развитие и формирование способностей школьников Ананьев Б. Г. Формирование одаренности//Склонности и спо-.собности.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. Артемьева Т. И. Психология способностей и всестороннее раз-витие личности/'/Принцип развития в психологии.—М.: Наука,1978.—С. 142—156. Корсунский Е.. А. Развитие литературных способностей школь-ников: Учебное пособие к спецкурсу.—Л.: ЛГПИ, 1985. Регуш Л. А. Прогнозирование как поздавательная способностьличности//Проблемы развития познавательных способностей. —Л,: ЛГПИ, 1983.—С. 33—45. 4. Психологические основы самовоспитания воли школьников Агафонов Т. И., Андреева А. Ф. Активизация у учащихся на-стойчивости в процессе самоподготовк.и//Труды Краснодарскогопедагогического института. — 1962. — Вып. 29. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.—Минск: Вы-шейшая школа, 1985.—С. 135—192. Рувинский А. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспита-ния.—М.: Просвещение, 1972. —С. 6—28, 74—99. 5. Формирование характера школьника Абраменко В. И.. Психология характера школьников подрост-кового возраста.—Киев, 1974. Мерлин В. С, Проблемы экспериментальной психологии лично-сти: Хрестоматия-по психологии/Под ред. А. В. Петровского. М.: 1977.—С. 182—192. Решение психологических задач Задача 1 По теории Бине— Штерна, развитие наблюдения у детей про-ходит через несколько уровней, или стадий, сменяющихся в опре-деленной, раз и навсегда данной последовательности: 1) стадияперечисления разрозненных предметов (от 3 до 7 лет); 2) стадияописания: дается характеристика предметов, указываются неко-торые связи между ними; 3) стадия интерпретации: воспринима-ется картина в целом, вскрываются связи и отношения. При проверке этой теории советские психологи (С. Л. Рубин-штейн, Г. Т. Овсепян) пришли к выводу, что указанные уровнинельзя соотносить с возрастом детей. В зависимости от содержа-ния воспринимаемого дети одного и того же возраста могут ока-заться на разных стадиях наблюдения, так же как и дети разныхвозрастов могут оказаться на одной и той же стадии. Вопросы 1. В чем заключается ошибочность теории Бине—Штерна? 2. Подтвердите конкретными примерами правильность выводовС. Л. Рубинштейна и Г. Т. Овсепяна. Задача 2 От младших к старшим классам у школьников происходит из-менение наблюдательности. Если у младших школьников она про-является в фиксировании признаков, лежащих на поверхноститого или иного предмета или явления, то у средних и старшихшкольников появляется стремление проникнуть в сущность явле-ния, отразить скрытые, но существенные признаки. Вопросы 1. Чем объясняется это изменение наблюдательности? 2. Какова роль учителя в развитии наблюдательности школь-ников? Задача 3 . В возрастном плане изменение психических процессов происхо-дит во взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. Это мож-но проследить на воспроизведении школьниками II, IV, VII и Хклассов рассказа В. Короленко «Огоньки», содержание которогои изложение его школьниками дается ниже. Огоньки* (Рассказ В. I^o-роле'нко-) Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плытьпо угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, подтемными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко... — Ну, слава богу!—сказал я с радостью,—близко ночлег!Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опятьапатично налег на весла. — Далече! Я не поверил. Огонек так и стоял, выступая вперед из неопре-деленной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно,.далеко. Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму,и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот, еще два-три удара веслом,—и путь кончен.... А между тем—далеко!.. И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущельяи скалы выплывали, надвигались и уплывали, а огонек все стоялвпереди, переливаясь и маня,—все так же близко и все так жедалеко... — Методика разработана А. П. Семеновой (См.: Щардаков М. Н. Очеркипсихологии школьника.—М.: Учпедгиз, 1955.—С. 44). б* 8°, Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененнаяскалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньшеи после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течетвсе в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять прихо-дится налегать на весла. Но все-таки... все-таки впереди—огни! Воспроизведение рассказа II класс (Ш. И.) «Я ехал на лодке. Вдруг я увидел огонек. Огонек был далекоза скалами. Со мной ехал мой товарищ Саша. Мы поехали, ноогонек не скрывался. Мы ехали много раз, но огонек не скрывал-ся. Оказывается, этот огонек никогда не скрывается». IV класс (Ш. И.) «Как-то давно плыл я по реке. Вдруг за поворотом мелькнулогонек. Мне показалось, что он близко. Но гребец сказал, что этотогонек далече. Я не поверил. Вот казалось, что еще два или трираза налечь на весла и огонек будет около лодки. Но я был неправ, огоньки то удалялись, то приближались. Гребец был прав.Лодка скользила по реке, как по темным чернилам, было сумрач-но. И много еще манили меня приближением и отдалением огонькя.Не одного меня». VII класс (Г. А.) «Кто-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирскойреке. Вдруг из-за поворота мелькнул огонек. «Ну, слава богу,ночлег недалеко», — сказал я. Гребец обернулся и сильнее налегна весла: «Далече». Я не поверил. Но чем дальше мы плыли, тембольше я убеждался, что они далеко. Скалы выступали, остава-лись далеко позади, а мы все плыли и плыли по угрюмой реке.Много раз я вспоминал эти огоньки. Многих они манили своейблизостью. У многих они мелькали перед глазами. Но сколько ннплыли, они все были далеко». Х класс (Л. Ш.) «Как-то давно темным вечером случилось мне плыть по угрю-мой сибирской реке. Плыли долго. Вдруг за поворотом вдалекемелькнул яркий, светящийся огонек. «Ну, слава богу», — вздохнуля, надеясь, что мы скоро приплывем к огоньку. — Далече еще,—ответил лодочник, налегая на весла. А ого-нек все светил. Он призывал к себе, обещая что-то, маня, пере-двигался среди темной, непроглядной сибирской реки. Свойствотаких огоньков — только обещать, манить, призывать, завлекать.Кажется, еще два-три шага и ты дойдешь до него, но увы! Огонекисчезает. Мы плыли на огонек, но он только нас манил, уходявсе дальше и дальше от нас. Среди темной ночи грозными вста-вали силуэты гор, чернели берега реки, а огонек все призывалнас. Так и в жизни. Нам светит огонек. Он притягивает нас к себесвоею властной силой, и, очарованные его светом, мы идем, бежимза ним, а он исчезает. Но в жизни все течет, все изменяется. Намсветят на пути огоньки, то исчезая, то появляясь, и в этом прелестьжизни». Вопросы 1. Укажите возрастные особенности психических процессов,проявившиеся у школьников при воспроизведении рассказа. 2. Отметьте специфику единства интеллектуальных, волевых иэмоциональных проявлений личности школьников разных возрас-тов при воспроизведении ими рассказа. Задача 4 В структуре формирующейся личности подрастающего человекабольшую роль играет характер. Он наиболее полно выражаетцельность личности. Характер складывается и совершенствуетсяв практической деятельности человека. Для становления характераличности большое значение имеет мировоззрение, устойчивая об-щественно значимая мотивация поведения, волевая активность,выдержка и самообладание. Внимательно прочитайте высказывания А. Воробьева, А. И. Вы-соцкого, Э. Бердюковой и дайте ответы на вопросы. А. Воробьев: «Все знают: после войны ленинградские ребятиш-ки не отличались ни крепким здоровьем, ни хорошим физическимразвитием. И вот в одну из ленинградских секций по тяжелой атле-тике вскоре после Дня Победы является маленький щупленькийпаренек. Тренеры, атлеты измерили его глазом: «Ты скажи, друг,в чем у тебя душа держится? У нас нет еще твоей весовой катего-рии!» Суровый приговор. От такого приема другой опустил быруки. Но этот парень оказался с характером... Пришедшего звали Дима Иванов. Несмотря на малые годы ихлипкое телосложение, он уже сам зарабатывал на хлеб—рабо-тал водопроводчиком. Упорный парнишка смастерил штангу и сталзаниматься с ней каждый день. А когда через год Дима появилсяв том же самом тренировочном зале, его не узнали. Он был креп-ко сложен, мускулы упругими мячами вздувались под рубашкой.Вскоре он добился звания мастера спорта, а затем побеждал начемпионатах СССР и мира, неоднократно устанавливал мировыерекорды. Воля и характер помогли ему «сотворить себя»'. А. И. Высоцкий: «Всякий волевой акт характеризуется волевымусилием, т. е. сознательной мобилизацией человеком всех психи-ческих и физических возможностей для преодоления трудностей.На разных этапах волевого действия (при постановке цели, пла-нировании, исполнении) волевые усилия могут иметь неодинаковуюстепень выраженности. С помощью волевых усилий человек нетолько может побудить себя к деятельности, но и тормозить Воробьев А. Плюс воля к победе//Правда.'— 1980.— 14 янв. действия, мешающие достижению цели. Таким образом, благодаряволевым усилиям осуществляется регуляция поведения. Исследования показали, что волевая активность имеет сложнуюпсихологическую структуру: непосредственными побудителями во-левой активности школьников являются внешние воздействия, мо-тивация и сознательная самостимуляция. Однако (как установлено в исследовании) воздействия внеш-него мира (предметов и всевозможные воздействия людей) имеютнеодинаковую побудительную силу. Побудительная сила внешнихвоздействий определяется не только их интенсивностью, но и от-ношением личности к этим воздействиям. <...) Развитие волевой активности школьников связано с развитиемвсех ее психологических компонентов, которые совершенствуютсявместе с формированием всей личности»'. Э. Бердюкова: «Какими милыми, забавными, но разными похарактеру приходят малыши в детский сад. Одни действительноприветливы, открыты, послушны, другие с «секретом», не сразу иключик к ним подберешь. — Тамара Григорьевна, Игорь у меня куклу отобрал. — Тамара Григорьевна, а Саша дерется, щиплется. Воспитательница не спешит отчитать провинившегося. Пони-мает, что малыши еще не прижились в коллективе, не узнали другдруга, в ходу старые замашки. Ее задача—создать обстановку,исключающую конфликты. •(...> 20 лет работает Тамара Григорьевна в 39-м саду. Очень лю-бит детей. Никогда не повышает на них голоса, не наказывает —только беседа, только разъяснение и убеждение, и те охотновыполняют ее задания, требования. Главное, чтобы дети росли добрыми и трудолюбивыми, счи-тает воспитательница, без этих качеств человеку в коллективевсегда трудно. Как сформировать такие черты характера? <...> Тамара Григорьевна убеждена, ребенок—не «заготовка» завт-рашнего человека, это уже маленький, ранимый, с неустойчивымповедением, но человек. И говорить с ним надо на равных, безсюсюканья, но и без взрослого «зазнайства». Тем более что, пообщему мнению, дети теперь приходят более развитые, более вос-питанные. И подготовить их к жизни—это значит научить житьсреди людей, интересами коллектива, воспитать потребность при-носить людям пользу и радость»2. Вопросы 1. Укажите, какие психологические компоненты входят в струк-туру характера личности. 2. Расскажите, какими качествами личности должен обладатьучитель, чтобы распознавать внутренний мир ребенка, понять егодумы и чаяния, заставить его критически оценить свое поведение ' Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изуче-ния. — Челябинск, 1979.—С. 5—11. 2 Бердюков Э. Талант и доброта//Учительская газета.—1980.—1 июля. и принять правильное решение, отвечающее нормам коммунисти-ческой морали. 3. Докажите, почему для формирования у детей коммунисти-ческих черт характера нового человека необходимо особое вни-мание обращать на воспитание мировоззрения, воли и трудолю-бия, чуткости к людям, осознанного отношения к поступкам лю-дей, критичности в самооценке своего поведения, ответственнос-ти за свои действия. Темы курсовых исследований 1. Динамика психического отражения школьниками социаль-ных явлений в мире людей на разных этапах возрастного раз-вития. 2. Проблема соотношения знаний и мышления при решениизадач на разных возрастных этапах психического развития школь-ника. 3. Психические особенности формирования потребности в тру-де на разных возрастных этапах психического развития школь-ника. 4. Учебная деятельность как фактор психического развития школьника. Раздел I!ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 4. Психическое развитие ребенкадо поступления в школу Методические указания При изучении данной темы необходимо обратить особое вни-мание на психологические условия развития ребенка до поступ-ления в школу. В соответствии с принятой возрастной классифи-кацией в психическом развитии ребенка принято выделять тристадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет). Для каждой изэтих стадий психического развития ребенка характерны своиособенности. Вскрывая их, следует опираться на следующие ме-тодологические положения: 1) развитие психики ребенка с са-мого начала есть социальный процесс; 2) развитие психики осу-ществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; 3) деятельность ребенка всегда опосредована отношениями ребен-ка и взрослых. В процессе своего развития ребенок вступает в особые, спе-цифические отношения с окружающим его миром предметов иявлений, созданных предшествующими поколениями людей. Ре-бенок активно присваивает себе достижения человечества, овла-девает ими. Овладение миром предметов и действиями с ними,языком, человеческими отношениями, развитие мотивов челове-ческой деятельности, способностей должно осуществляться черезпосредство взрослых. Психические особенности ребенка разви-ваются в активной деятельности, направляемой и организуемойвзрослыми. На каждой возрастной стадии выделяется ведущая деятель-ность, т. е. такая «деятельность, в форме которой возникают ивнутри которой дифференцируются другие, новые виды деятель-ности (...), в которой формируются или перестраиваются част-ные психические процессы..., от которой ближайшим образом за-висят наблюдаемые в данный период развития основные психо-логические изменения личности ребенка»'. Смена ведущей дея-тельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую. Ведущей деятельностью на первой стадии (младенчество)выступает эмоциональное общение со взрослыми. Все отношениямладенца с окружающей действительностью преломляютсячерез призму отношений со взрослыми. В течение первого полу- ' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1972.—С. 505—506. годия у ребенка формируется сложная форма поведения при об-щении со взрослыми — «комплекс оживления». Это первая про-стейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром.«Комплекс оживления» составляют следующие компоненты: вы-деление ребенком из окружающей среды взрослого человека (за-мирание); мимическое (улыбка) и специфическое голосовое (гу-лекие) общение со взрослым человеком; активное привлечениевзрослого к общению (движения конечностей и тела). По дан-ным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воз-действие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положи-тельное влияние на повышение общей активности ребенка, су-щественно влияет на развитие его познавательной деятельности,направленной на ознакомление с предметами. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ре-бенка, учит его действовать с предметами, но и определеннымобразом оценивает поведение ребенка (интонация речи, слова,мимика и т. д.), благодаря чему малыш начинает усваивать по-ложительные способы поведения. На первых порах деятельность ребенка слита с деятельностьювзрослого. В совместной деятельности ребенка со взрослым напротяжении младенческого периода развивается способность кподражанию, что существенно расширяет возможности обучения.На основе подражания младенец овладевает отдельными само-стоятельными действиями с предметами. При этом ему прихо-дится обращаться к_взрослым за помощью. Так возникает потреб-ность в речевом общении со взрослыми. Это та основа, на кото-рой строится сначала понимание речи, а затем и активная речьсамого ребенка. Не только в истории человечества речь возниклаиз потребности «что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс), но ив онтогенезе речь возникает из потребности общаться со взрос-лыми. Возникновение потребности в речевом общении, подго-товка речедвигательного и слухового аппарата к активномуфункционированию — важнейшие достижения младенческого воз-раста. На основе организуемой взрослыми деятельности у ребенкак концу младенчества складывается первоначальное представ-ление об окружающем мчре, возникают элементарные формывосприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку вэтом мире и составляющие необходимую предпосылку для пере-хода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Исходя из того, что развитие психики носит социальный ха-рактер, при изучении темы особо следует выделить роль языкав общем психическом развитии ребенка на всех стадиях; пока-зать, как овладение речью перестраивает чувственное познаниеребенка; подчеркнуть роль овладения родным языком в расши-рении границ познания ребенком окружающего мира, возмож-ность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого. Основными достижениями раннего детства, определяющимиразвитие психики ребенка, являются овладение ходьбой (прямой походкой), предметной деятельностью и речью. Овладение ходь-бой расширяет возможности ознакомления ребенка с окружаю-щей действительностью, а также переход к предметным дейст-виям, что приводит к изменению его отношений со взрослыми.Эмоциональное общение отходит на второй план, а на первыйвыступает деловое, практическое сотрудничество. Предметная дея; тельность становится ведущей потребностью ребенка. Ребенок учит-ся действовать с окружающими его предметами, использовать ихпо назначению. На основе подражания и с помощью речевыхуказаний — инструкций взрослого — формируются первые быто-вые навыки ребенка. Переходя от простых манипулятивных дей-ствий к собственно предметной деятельности, ребенок открываетфункции предметов, их скрытые свойства. Но познает их ребеноктолько в совместной деятельности со взрослыми. Овладение пред-метными действиями можно рассматривать как трехступенчатыйпроцесс. На первой ступени ребенок может выполнять с предме-том любое известное ему действие, на второй предмет употребля-ется только по прямому назначению, и на третьей ступени, знаяосновную функцию 'предмета, ребенок может свободно употреблятьпредмет в разных назначениях. Для психического развития особое значение имеют соотнося-щие и орудийные действия. Формируются эти действия в процес-. се обучения. Соотносящие действия развивают координацию рукпод контролем зрения и формируются в процессе обучения. Ов-ладение орудийными действиями позволяет использовать какое-либо орудие в качестве посредника между рукой ребенка и пред-метами, на которые он воздействует, т. е. деятельность ребенка приобретает опосредованный характер. На основе предметной деятельности начинают складыватьсяболее сложные виды деятельности: появляются элементы сюжет-но-ролевои игры, различные продуктивные виды деятельности(рисование, лепка, конструирование, элементы трудовой деятель-ности). Обучение, которое осуществляется в совместной со взрослымидеятельности, невозможно без речевого общения. Речь использу-ется главным образом' для налаживания сотрудничества со взрос-лыми в ходе совместной предметной деятельности. Она выступа-ет как средство деловых контактов ребенка со взрослыми. Раннее детство признано сензитнвным периодом для усвоенияречи. Решающее значение в этом возрасте для развития речиимеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее всвязи с овладением предметной деятельностью. Совершенствуется понимание речи, и формируется собственная активная речь ре-бенка. Существенным достижением в развитии понимания речив конце преддошкольного периода является овладение слушани-ем. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределынепосредственной ситуации общения, создают возможность ис-пользовать речь как основное средство познания действительнос-ти, недоступной непосредственному опыту ребенка. На основе слу- шания развивается умение сосредоточиться, воспринимать речь,запоминать, переживать и т. д. В формировании активной речи от произнесения несколькиходно-двухсложных слов малыш проходит путь.до использованияречи как основного способа общения. Словарь ребенка наполня-ется всеми частями речи, он овладевает многими элементами грам-матического строя родного языка, научается произносить боль-шинство фонем... " В этот период интенсивно формируются все функции речи:'обозначающая, обобщающая, коммуникативная и регулятивная.Слово как обозначение чего-то служит для ребенка средствомвыделения, вычленения предметов, их признаков, действия илисвязей. Слово как обобщение служит средством объединения мно-гих предметов в группы, категории. Обозначая связи, отношениямежду предметами, слово обеспечивает их восприятие в разно-образных взаимозависимостях (пространственных, функциональ-ных, причинных, целевых), что необходимо для развития детско-го мышления. Умственное развитие малыша теснейшим образомсвязано с основными" "достижениями возраста: овладением пред-метными действиями и речью. В раннем возрасте появляются пер-вичные формы наглядно-действенного мышления, возникающего впроцессе овладения опосредованной деятельностью и в связи сее развитием'. Через слово малыш усваивает первые правила поведения,предъявляемые требования, запреты. Взрослые дают словеснуюоценку его поведению. Эти оценки формируют первоначальныеотношения ребенка к окружающему миру. Так он постепенно на-чинает овладевать формами поведения, свойственными человеку,что лежит в основе предпосылок развития личностных свойств: самосознания, выражающегося в самооценке и элементах само-контроля; зачатков воли, что проявляется в возникновении эле-ментов произвольности поведения и деятельности, в послушании,основанном на подражании и привычке; элементов этичности лич-ности, что связано с овладением некоторыми этическими норма-ми и правилами поведения и началом формирования нравствен-ных чувств. Изменившиеся возможности ребенка порождают иновые потребности. На основе овладения многими навыками дея-тельности и поведения появляется стремление к самостоятельнос-ти, что лежит в основе «кризиса трех лет». Стремление к самостоятельности, активному участию в жизниокружающих реализуется в сюжетно-ролевых играх детей, кото-рые становятся ведущей деятельностью следующего периода дет-ства. «Значение игры для психического развития детей дошколь-ного возраста,—отмечал Д. Б. Эльконин,—многосторонне. Глав-ное ее значение состоит в том, что благодаря особым игровымприемам (принятию ребенком на себя роли взрослого человека ' Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем- возрасте в связи с фор-мированием опосредованной деятельности//Умствениое воспитание детей ран-него возраста.'—М., 1968. и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразитель-ному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок модепирует в ней отношения между людьми... Ролевая игра выступаеткак деятельность, в которой происходит ориентация ребенка гсамых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческоГ.деятельности»'. На основе сюжетно-ролевой игры начинает развиваться новая деятельность—учение, первоначачьно через вклю-чение в игру (дидактические игры). В тесной связи с ролевой ш-рой развиваются в этот период и продуктивные виды деятель-ности (изобразительная, конструктивная, трудовая). Постепенноприобретая различные формы, эти виды деятельности становятсясамостоятельными. В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчи-няясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать свои-ми психическими процессами (учится запоминать целенаправлен-но, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.). ! Психическое развитие ребенка на стадии дошкольного возрас-та приводит к перестройке его взаимоотношений с окружающиммиром. Ребенок становится относительно самостоятельным и эле-ментарно обслуживает себя, но эта самостоя гельносгь еще оченьотносительна. Поэтому он чувствует необходимость считаться стребованиями взрослых: от того, как он выполняет требованияокружающих, зависят отношения взрослых к нему. Стремлениек сохранению положительных отношений со взрослыми, с однойстороны, и к совместной деятельности со сверстниками, установ-лению положительных контактов с ними — с другой, — один изглавных мотивов поведения дошкольника. Поэтому стремление ксохранению положительных отношений с окружающими приво-дит к практическому овладению правилами поведения. На семинарском занятии, характеризуя достижения в психи-ческом развитии дошкольника, необходимо: 1) раскрыть значе-ние ведущей деятельности и изменившихся взаимоотношений до-школьника с окружающими для формирования личности ребен-ка; 2) на конкретных примерах показать, что к концу дошколь-ного периода ребенок как со стороны формирующихся некоторыхсвойств личности, так и со стороны психических процессов готовперейти к новым способам -деятельности и общения в условияхшкольного обучения. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста являет-ся формирование соподчинения мотивов. В зависимости от ус-ловий воспитания на первый план могут выдвинуться различныемотивы (общественно значимые, честолюбия, эгоистические и т.д.).В этом возрасте складывается личность с ее основными компо-нентами. Направленность личности выступает в форме опреде-ленной иерархии мотивов, что создает возможность произволь- ' Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-ском возрасте//Вопросы психологии.—1971.—№ 4.—С. 15. него поведения ребенка. От отдельных произвольных девств'; i"iдошкольник переходит к собственно произвольному поведениюРазвивается самосознание ребенка, он уже не только выделяетсебя из окружающей среды, не только может оценить отдельныесвоп действия, что сформировалось на предыдущей стадии раз-вития, он уже способен оценить своп возможности в знакомыхему видах деятельности, оценить некоторые качества своей лич-ности. Интенсивно формируется в этот период и индивидуальностьличности, проявляющаяся в темпераменте дошкольника, склады-вающихся и подчас относительно устойчивых чертах характера,специальных и общих способностях ребенка. / Развитие всех компонентов формирующейся личности нераз-рывно связано с деятельностью дошкольника. В совместной дея-тельности с другими детьми он овладевает взаимоотношениями,принятыми в обществе. От того, как взрослые умеют организоватьсовместную деятельность детей, зависит процесс формированияличности. В результате непосредственного знакомства с окружаю-щей действительностью и специально организованного обученияи воспитания у дошкольника складывается система представле-ний об окружающем мире. Умственные способности ребенка до-стигают уровня развития, необходимого для последующего обу-чения в школе. В умственной деятельности старшего дошкольника представ-лены все виды и формы мышления, что позволяет ему решать ин-теллектуальные задачи. Все виды мышления функционируют вединстве, В зависимости от условий и сложности задачи на пер-вый план выступает тот или иной вид мышления. Наглядно-дей-ственное мышление приобретает осознанность, что выражается вспособности дошкольника планировать ход последующих дейст-вий и описывать в речи совершенное действие. В связи с обога-щением запаса представлений о предметах, их свойствах, дейст-виях с ними, явлениях окружающей действительности, формирую-щимся умением оперировать представлениями ведущим видоммышления в дошкольном детстве становится наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку выходить за пределы непосред-ственно воспринимаемого и предвосхищать ход событий. На основе действенного и образного мышления у дошкольни-ка к шести годам интенсивно формируется словесно-логическоемышление. К семи годам ребенок способен построить стройнуюсистему суждений, вывести правильное умозаключение па основеимеющихся у него знаний. Развитие словесно-логического мыш-ления неразрывно связано с имеющимися у него знаниями, сте-пенью их обобщенности, развитием мыслительных операций, чтов свою очередь, зависит от характера обучения и воспитания до-школьника. Развитые формы творческого и воссоздающего вооб-ражения позволяют усваивать материал, недоступный непосред-ственному восприятию, создавать образы на основе словесногоописания. Эта способность обеспечена опытом ребенка и высокимуровнем развития речи. Словарь старшего дошкольника дости- °3 гает 4,5 тысяч слов, включает все части речи, он владеет всемиэлементами грамматического строя родного языка; у дошколь-ника развиты все виды устной речи, внутренняя речь, и он готовк усвоению письменной речи в процессе обучения. Таким образом, мотивация поведения, возможность произволь-ной регуляции поведения и деятельности, умение контактироватьсо сверстниками, осуществлять совместную деятельность, высокийуровень умственного развития являются основой для формиро-вания у дошкольников стремления к общественно значимой и об-щественно оцениваемой деятельности, готовности к школьномуобучению. Рекомендуемые по теме семинарские и практические занятияпозволяют студентам ознакомиться с особенностями начальногоэтапа формирования личности ребенка, с методиками диагности-ки умственного развития детей до поступления в школу. При проведении практических занятий целесообразно исполь-зовать методики, разработанные в лаборатории психофизиологиидетей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПНСССР (методики 2, 3, 4, 5)'. Решение приведенных в практикуме задач дает возможностьстудентам приобрести опыт анализа различных личностных про-явлений ребенка и процесса его познавательной деятельности наразных этапах его психического развития. Планы семинарских и практических занятийЛитература Первое занятие (семинарское) Формирование личности в дошкольном возрасте 1. Развитие мотивов поведения и деятельности дошкольника.возникновение иерархии мотивов. 2. Формирование воли в дошкольном возрасте: а) развитие произвольности поведения дошкольника; б) развитие отдельных волевых свойств; в) типичные недостатки воли дошкольника.3. Развитие чувств у дошкольника: а) изменение чувств по характеру протекания; б) формирование высших чувств. 4. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 5. Формирование индивидуального своеобразия личности вдошкольном возрасте: а) особеннос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.024 с.) |