Методика 2. Диагностика степени овладения действиямиотнесения свойств предметов к заданным эта-лонам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Диагностика степени овладения действиямиотнесения свойств предметов к заданным эта-лонам



I группа—доэталонная. Дети ориентируются не на сходствоформы изображенного предмета с эталоном, а на внешние по-бочные признаки (например, сходство содержания).

II группа—дети синкретической ориентировки. На основе вы-деления лишь одной детали или вообще без учета характерныхдеталей контура предмета ошибочно относят весь предмет в це-лом к какому-либо из эталонов.

III группа—дети со смешанным типом ориентировки, меняю-щимся в зависимости от сложности объекта. Простые объекты,

' См.: Диагностика умственного развигия дошкольников/Под ред. Л. А. Вен-гера, В. В. Холмовской

2 Там же.—С. 215.

3 Там же. — С. 239.


детали которых находятся внутри общего контура, дети безоши-бочно относят к нужному эталону (ботинок). При анализе объ-ектов^ выступающими за контур деталями (утюг) у этих детейпроявляется синкретический тип ориентировки.

IV группа—дети с адекватной ориентировкой. При анализеформы предмета ориентируются на соотношение общего контураи отдельных деталей, что позволяет безошибочно сопоставлятьпредмет с эталоном. Ошибки случайны.

Методика 3. Диагностика степени овладения моделирую-щими перцептивными действиями

I группа—дети обнаруживают полную неспособность к выпол-нению моделирующих перцептивных действий, наблюдаются лишьотдельные правильные решения, не зависящие от сложностипредъявленных задач; в большинстве случаев дети создают ком-бинации элементов, не соответствующих форме заданной фигуры..

II группа—дети, у которых перцептивное моделирование ог-раничено системой операций, позволяющих учитывать форму, по-ложение и пространственное соотношение не более двух элемен-тов целой фигуры; эти дети решают верно задачи, требующиесочетания двух элементов, в остальных случаях либо подменяютзадачу, подбирая элементы, по своей общей форме сходные с за-данной фигурой, либо составляют неадекватные сочетания.

III группа—дети в достаточной мере владеют всеми опера-циями, необходимыми для выполнения моделирующего перцеп-тивного действия в условиях данной задачи, но это действие ещенедостаточно точно и гибко, допускаются ошибки, при которыхвыбранная совокупность элементов дает возможность составитьфигуру, сходную с заданной, но не идентичную ей.

IV группа—дети, обнаруживающие высокую степень овладе-ния моделирующим перцептивным действием, допускают лишь от-дельные неточности.

Методика 4. Диагностика степени овладения действияминаглядно-образного мышления

I группа—дети с неадекватной формой ориентировки, учиты-ваются лишь отдельные элементы «письма» и полянки; делаютневерные выборы. Они не умеют соотнести схему с реальной си-туацией.

II группа—дети, для которых характерна незавершенная ори-ентировка на один признак. Они членят задачу на этапы, у каж-дого поворота дорожки обращаются к ориентирам или обозначе-нию направления, указанным в «письме», и пытаются им следо-вать; эти дети еще не могут работать так на протяжении всегорешения задачи и к концу теряют этот способ. Дети этой группычаще делают Ошибки на последнем этапе, так как не могут од-новременно учесть два параметра (задачи 7—10); наблюдаютсяпопытки соотнесения схемы с реальной ситуацией, но простран-ственные представления носят фрагментарный характер.

96 ^ ^

III группа—дети, у которых отмечена завершенная ориента-ция на один признак. Они могут до конца соотносить указания«письма» с изображениями на полянке, но не решают задач, тре-бующих одновременного учета направления пути и ориентиров:

одни из них могут успешно использовать только ориентиры, дру-гие — только изображения направлений пути. Дети этой группымогут пользоваться простейшими пространственными представле-ниями.

IV группа—дети с незавершенной ориентировкой по двум па-раметрам. (Верно решают первые шесть задач.)

V группа—дети, у которых отмечено детальное соотнесениес одновременным учетом двух параметров.

У детей двух последних групп достаточно полные и расчле-ненные пространственные представления. Различие состоит, по--видимому, в стойкости и подвижности таких представлений.

Методика 5. Диагностика сформированности действия ло-гического мышления

I группа—дети, располагающие элементы в случайном поряд-ке, без учета как сериационных (по величине), так и классифи-кационных (по форме) отношений.

II группа—дети, учитывающие классификационные отноше-ния, но не соблюдающие сериации элементов.

III группа—дети, которые учитывают классификационные от-ношения элементов и частично сериационные отношения, допус-кая при размещении элементов отдельные ошибки.

IV группа—дети учитывают как классификационные, так исериационные отношения элементов.

Отчеты студентов обсуждаются на повторном практическомзанятии по следующим вопросам:

1. Особенности овладения детьми 6 лет действиями отнесениясвойств предметов к заданным эталонам.

2. Степень овладения детьми моделирующими перцептивнымидействиями.

3. Особенности овладения действиями наглядно-образногомышления.

4. Некоторые особенности действий логического мышления де-тей 6 лет.

Экспериментальный материал, собранный студентами, впослед-ствии может быть использован при обсуждении вопроса о готов-ности детей 6 лет к обучению в школе.

Мухина В. С. Детская психология.—М.: Просвещение, 1985. —Раздел V.—Гл. 14, 15.

Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред.Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.—М.: Педагогика, 1978.

Петренко Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педа-гогике.—Минск, 1984.

7 Заказ 2268


Задания для самостоятельной работыАннотирование или конспектирование литературы

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как фор-ма усвоения социального опыта.—М.: Педагогика, 1984.—Ч. III. Мухина В. С. Детская психология.—М.: Просвещение, 1985.

Темы рефератов или докладов. Литература

1. Игра — ведущая деятельность дошкольника

Психология и педагогика игры дошкольника (материалы сим-позиума)/Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.—М.: Просве-щение, 1966.

Эльконин Д. Б. Психология игры.—М.: Педагогика, 1978.

2. Особенности общения дошкольников со сверстниками

Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников сосверстниками//Дошкольное воспитание.— 1975.—№ 10.

Репина Т. Проблема межличностных отношений дошкольникови ее изучение//Дошкольное воспитание.— 1975.—№ 10.

Отношения между сверстниками в группе детского сада/Подред. Т. А. Репиной.—М.: Педагогика, 1978.

Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у до-школьников.—М,: Изд-во МГУ, 1976.

3. Особенности проявления темперамента в дошкольном воз-расте

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента.—М.: Просвещение,1964.—Гл. I, VI.

Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическимособенностям//Вопросы психологии.—1963.—№ 1.

Широкова Л. Дети с разными типами высшей нервной дея-тельности//Дошкольное воспитание.—1976.—№ 12; 1977.—№ 1.

4. Развитие творческой деятельности дошкольника

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1967.

Детское творчество//Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. —1970.—№ 314.

5. Особенности внимания дошкольников и его организация вдеятельности детей

Аксенова М. Н., Некрасова К. А. Об уровне развития устой-чивости произвольного внимания у детей, поступающих из детско-го сада в школу//Ученые записки Горьковского государственногопедагогического института им. М. Горького.—1971.—Вып. 117.

Волкова Н. Внимание детей во время занятий//Дошкольноевоспитание. — 1971. — № 12.

Терехова Н. Развитие работоспособности детей, предупрежде-ние утомления на занятиях//Дошкольное воспитание.—1977.—№ 4,

Решение психологических задач Задача I*

Мальчик—старший дошкольник. В его поведении наблюда-ются следующие факты. Он хочет, например, кушать, но возьметсуп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отка-зывается, но когда садятся другие, то он обязательно начнет про-сить есть. Если мать куда-нибудь уходит из дому, то и он про-сится с нею, но стоит ей только сказать: «Ну одевайся, идем».как мальчик отвечает: «Не пойду». Если мать после этого идетк двери, то он кричит: «Пойду», а как только она возвращаетсяза ним, снова отказывается идти. Так может продолжаться не-сколько раз, причем ребенок в это время начинает плакать.

Вопросы

1. Какие отрицательные качества воли проявляются в пове-дении дошкольника?

2. Как следует строить воспитательную работу с такими деть-ми?

Задача 2

В группу принесли новую заводную игрушку — собачку. Ос-мотрев ее, воспитательница завела игрушку: собачка начала по-ворачиваться и залаяла. Воспитательница поднесла игрушку бли-же к детям. Роланд испугался и толкнул собачку ногой. Все детистали жалеть собачку и говорить, что ей больно. В групповуюзашел врач и стал вместе с детьми рассматривать собачку. Анд-рей рассказал о плохом поступке Роланда. Мальчик сразу изме-нился, начал сквозь слезы говорить: «Я так не хотел, ну я такне буду больше, я так не хотел! Слышите!?» Воспитательница •предложила Роланду погладить собачку, он согласился и сразуперестал плакать, успокоился.

Вопросы

1. Какая особенность протекания чувств проявилась в пове-дении Роланда?

2. К какому темпераменту его можно отнести?

Задача 3

Миша — подвижный общительный мальчик. При оценке ра-бот по аппликации цветов воспитательница спросила Мишу:

— Миша, чья работа тебе больше всех нравится?

— Лены Рощиной, только я еще лучше могу.

— А что же ты не сделал? Посмотри, все ребята закончили, а утебя еще только стебельки.

— А я позже всех начал, а если бы успел, то у меня было былучше. Посмотрите, какие у меня стебельки тоненькие!

* Задача взята из сб.: Воспитывать психологическую пытливость у буду-щих учителей.—Пермь, 1966.—С, 56.

7*


На музыкальном занятии поют песню о Родине. Миша оченьгромко выкрикивал слова и на замечание Лены ответил: «Эту пес-ню нельзя петь тихо, потому что она о Родине. И. В. говорила,что слова нужно произносить четко, понятно, и я произносил».Воспитательница задала вопрос: «А как ты думаешь, у тебя по-лучается пение под музыку? Мне вот кажется, ты сам по себе, амузыка сама по себе». Миша ответил: «Я под музыку пою».

Вопросы

1. Какие особенности формирующейся самооценки у дошколь-ника можно отметить?

2. Какой тип темперамента располагает к завышенной само-оценке, а какой — к заниженной?

3. Выскажите предположения о возможных причинах форми-рования неадекватной самооценки.

Задача 4*

Марина недавно перешла в новый детский сад. Она оказаласьобщительной, инициативной, удивительно быстро освоилась с ре-бятами в новой обстановке.

Девочки играют в школу. Учительница—Марина. Устраива-ют «класс», расставляют столы, вешают доску. Игорь помогав!играющим наладить игру. «Можно я буду играть с вами?»—спра-шивает он. Дети соглашаются, и Игорь садится за один из сво-бодных столов. «Не будешь играть. Надо было меня спросить!»—говорит повелительно Марина.

Однажды дети убирали участок, работали, разделившись нагруппы по 5 человек. «А мы уже закончили», — сообщила Ма-рина. «А теперь помогите товарищам»,—сказала воспитательни-ца. Дети принялись подбирать листья. А Марина стояла надув-шись и ничего не делала. «Помогай, Марина, помогай нам, оста-лось совсем немного»,—приглашали ребята. И вдруг воспита-тельница услышала, как сказала Марина своей подружке: «А за-чем убирать? Ведь все равно нас уже не похвалят, мы же непервые будем!»

Вопросы

1. Какие мотивы являются ведущими в поведении Марины?

2. Какие недостатки предшествующего воспитания могли сфор-мировать такое поведение девочки?

3. Какие черты характера формируются у Марины?

4. Как необходимо построить воспитание девочки, чтобы пре-одолеть отрицательные черты ее поведения, учитывая и то, чтоона недавно пришла в эту группу?

* Материал для задачи взят из статьи М. Л. Рубцовой и Л. Федосеевой «Пусть растут дружелюбными, общительными, отзывчивыми» (Дошкольноевоспитание.—1974.'—№ 11).

Задача 5*

Угостили маленькую Вареньку шоколадкой. Девочка отломи-ла крошечный кусочек и побежала к маме: «На». «Добрая де-вочка,—похвалила мама,—кушай сама, ты у нас самая малень-кая».

• Варенька подносргг угощение бабушке. Та делает вид, что от-кусила, причмокивает, хвалит внучку: «Щедрая девочка- Каквкусно! Спасибо!» Варенька подносит угощение деду, но и тототказывается: «Я и так знаю, что ты у нас не жадная, добрая».Дедушка гладит ее по голове.

Теперь Варенька бежит к сестренке-школьнице, подносит ейко рту кусочек шоколадки. Он вмиг исчезает за ее щеками! Ва-ренька расплакалась. И мама, и бабушка, и дедушка разом об-рушиваются на старшую сестру-школьницу: «Как не стыдно, оби-дела маленькую! Большая, а не понимает!» Варенька, переставплакать, вслушивается в реплики взрослых. Весь ее вид говорито том, что концовка спектакля ее вполне удовлетворяет.

Вопросы

1. Какие отрицательные черты характера формируются у Ва- реньки?

2. Как следует поступать взрослым, чтобы развить у Варень-ки доброту?

3. Какое значение имеет оценка взрослыми поведения самогоребенка и действий окружающих для формирования привычекповедения и соответствующих им черт характера?

Задача 6**

Пап, мы с мамой в лес собрались. Ты поедешь с нами? —прикрыв дверь спальни, спрашивает Петя.

«Вот неугомонные,—с досадой думает Федор Сергеевич.—•Вечно их куда-то тянет. В воскресенье отдохнуть бы от всякиххлопот, а тут надо собираться, потом ехать в душном и тесномавтобусе, который за неделю -надоел. А в лесу? Бесцельно бро-дить, смотреть на деревья и кустарники. Скука! А ему, конечно,интересно,—посмотрел Федор Сергеевич на сына. Все в дико-винку. Будет бегать, высматривать жуков, собирать листья, шиш-ки. А мне какая радость?»

Федор Сергеевич снова посмотрел на сына, приподнялся, нотут же опустился в кресло.

— Я, пожалуй, побуду дома,—наконец ответил он на вопросмалыша.—Ты там с мамой погуляешь.. — Ну пап!—стал умолять ребенок,—мы с тобой в футболпоиграем, побегаем.

* Материал для задачи взят из статьи Э. Пилюгиной «Предупреждайтекапризы малышей» (Дошкольное воспитание.—1978.—№ 11).

•''* Материал для задачи взят из записей В. Крючкова «С любовью к де-тям» (Дошкольное воспитание.— 1980.—№ 3).


Федор Сергеевич поморщился: «Ну, чего привязался. Впро-чем, конечно, с мамой не разгуляешься». И предложил:

— Ну, придешь с прогулки, мы во дворе погоняем мяч.

— Ты пойми, ему без тебя скучно, мальчику нужен отец,—крикнула из коридора жена.

— Да, нужен... Но... могу я себе принадлежать?

— Ну, пойдем,—с грустью сказала мама и потянула к себе малыша.

Молча они вышли из квартиры.

«Ничего, в лесу развеселятся»,—успокоил себя Федор Сергее-вич и потянулся за газетой.

Вопросы

1. Дайте обоснованную оценку поведения родителей.

2. Какая потребность ярко проявляется в желании малышапойти погулять с обоими родителями?

3. К каким последствиям может привести неудовлетворениеэтой потребности?

Задача 7

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикла-дывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После мно-гих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси.Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница го-ворит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сде-лал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертитсяколесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница неза-метным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра сноваприкладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его наось. «Вот и починил!»—радостно заявляет мальчик, но опять неможет сказать, как он это сделал.

Вопросы

1. Определите примерный возраст ребенка.

2. Какие особенности мыслительной деятельности проявилисьв данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следуетсделать?

Задача 8*

Шестилетней Наташе тетя задала такую задачу: «Летели че-тыре птички, сели на деревья. Сели по одной — птичка лишняя,сели по две—дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Наташанесколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогдатетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С помощьюэтих деревьев Наташа правильно и быстро решила задачу.

* Материал для задачи 8 взят из книги А. А. Люблинский «Беседа с вос-питателем о развитии ребенка» (М., 1962).

Вопросы

1. Почему для решения задачи Наташе понадобились выре-занные деревья?

2. Какие особенности мышления дошкольника проявилисьздесь?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обу-чения?

Темы курсовых исследований

1. Восприятие и оценка дошкольником сверстника.

2. Влияние мотивов на продуктивность памяти дошкольников.

3. Проявление общительности у детей различного темпера-мента.

4. Самооценка и уровень притязаний у дошкольников.

5. Преодоление робости и застенчивости у дошкольников ивоспитание активных волевых качеств.

Тема 5. Психическое развитие и формированиеличности младшего школьника

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, следует обратить вни-мание на существенные изменения условий психического разви-тия младшего школьника и особенности формирования его лич-ности по сравнению с предыдущим периодом развития.^С поступ-лением ребенка в школу учение становится ведущим видом дея-тельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целе-направленный, общественно значимый и систематизированный ха-рактер. В процессе обучения в начальных классах игра тоже ис-пользуется, но она уже связывается с задачами учения, изменя-ются ее цели, виды и условия организации^

В ходе изучения темы необходимо раскрыть различия произ-водительного и учебного труда как по конечному результату (об-щественно полезный продукт—самоусовершенствование), так ипо значению отдельных звеньев деятельности. С. Л. Рубинштейнподчеркивал, что «в первом случае субъект сосредоточен главнымобразом на способах его выполнения (действия), на его схеме,во втором—на результате» (С. Л. Рубинштейн). Поэтому ^приорганизации учебной деятельности детей в начальных классахучитель должен обращать особое внимание на процесс, на спо-собы выполнения действий. Их четкое осознание школьникамиявляется необходимым условием развития, так как конечнойцелью учения является не только приобретение определенныхзнаний, навыков, но н формирование умений самостоятельно при-обретать знания для последующего решения сложных проблемпроизводства, науки и других видов общественной деятельностилюдей.


Раскрывая особенности познавательной деятельности млад-шего школьника, необходимо также обратить внимание на то, чтоона приобретает произвольный характер, и это открывает широ-кие возможности для расширения границ познания. Основа тако-го познания заложена в содержании и методах школьного обу-чения. Особо следует остановиться на современных проблемахпоиска оптимальных школьных программ и эффективных методовобучения.

Особо надо выделить и новый характер общения младшегошкольника. Общение становится более целенаправленным, по-скольку появляется постоянное активное воздействие учителя, содной стороны, и учебного коллектива — с другой. Кроме того,необходимо остановиться и на особенностях общения младшегошкольника с окружающими людьми вне школы. Изменилась со-циальная роль ребенка, у него появляются новые обязанности иновые права, которые накладывают отпечаток на взаимоотноше-ния со сверстниками, со взрослыми и с родителями.

При рассмотрении особенностей общения младшего школьни-ка следует обратить особое внимание на отношение первоклас-сников к учителю, раскрыть сильные и слабые стороны такогоотношения, показать, что оно не остается неизменным.

Необходимо подчеркнуть, что новый характер общения ока-зывает существенное влияние на формирование мотивов учениямладшего школьника, на развитие его нравственных качеств, наформирование его самооценки и уровня притязаний. От особен-ностей взаимоотношений ребенка с учителем, одноклассниками,родителями, от осознания своей позиции в классе, от сложивших-ся коллективных взаимоотношений во многом зависит и успеш-ность учебной деятельности детей и формирование их личности.

Далее, при изучении данной темы следует показать, что впроцессе учебной деятельности у младшего школьника развива-ются способности к саморегуляция поведения и деятельности;

сознательное принятие решений способствует самоорганизациидеятельности и утверждению интереса к процессу приобретения, знаний. Изменяется мотивация поведения школьника. ^Главнымимотивами становятся мнения товарищей, коллектива. Формиру-ются нравственные чувства и волевые свойства личности. Необ-ходимо подчеркнуть, что все эти изменения происходят постепен-но, в сложном взаимодействии друг с другом, от I класса к IY/[Для младшего школьника все большее значение приобретаетоценка его деятельности учителем. Оценка учителя, во-первых,выражает не только конечный результат учебной деятельностишкольника, но и сам процесс учения, и, во-вторых, она носит чет-ко мотивированный и общественно значимый характер. Поэтомуправильная, объективная оценка учебной деятельности школьни-ка оказывает влияние на развитие самооценки, на формированиеуровня притязаний младших школьников, на развитие познава-тельных способностей, умения самостоятельно ставить цели и за-дачи деятельности.

Изучая все эти вопросы, важно специально выделить специ- •фические особенности шестилетних детей и проследить динамикупсихического развития ученика от I до IV класса.

При планировании и организации самостоятельной работы иособенно при выполнении курсовых исследований необходимо тща-тельно ознакомиться с основными принципами психологическогоанализа учебной деятельности младшего школьника, раскрытьпсихологический механизм формирования его личности как созна-тельного субъекта и показать возможность дальнейшего совер-шенствования форм и методов обучения и коммунистическоговоспитания детей младшего школьного возраста.

Планы семинарских и практических занятий

Литература

Первое занятие (семинарское)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.05 с.)