Диагностика профессиональной компетентности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика профессиональной компетентности



 

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь».

Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети

постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2.

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации

по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Ситуация 3.

Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку

 

«Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации?

Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

Ситуация 4.

После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.

Обратите внимание на следующие моменты.

? Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их поиске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятельности детей, Вам профессионально интересно.

? Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас появляется много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рассматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мотивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской театрализованной деятельности.

? Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражительность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоянии, проанализировать его.

 

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

 

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?

2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?

3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель?

Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?

4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?

5. Любишь ли ты играть в «театр»?

6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?

 

7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?

8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?

9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?

10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?

11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?

12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?

13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции

в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

 

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников

в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских

умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа,

что проявляется в наличии таких умений, как:

• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;

• комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;

• планирование игры — организация спектакля.

 

Структурные компоненты игры-драматизации

Замысел Роль Восприятие

Ведущий

смысла

Комбинирование

 

 

Ф.И. ребенка Мотив

Воспроизведение

Сопереживание

Интерпретация

 

 

Игры

Импровизация

Планирование

 

впечатлений

Внимание

Принятие

 

Передача

образа

 

 

Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:

• принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;

• передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;

• возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:

• внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;

• сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;

• воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из- за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.

Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-

оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:

• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное 0 детских рисунках;

• комбинирование замысла — создание декораций спектакля;

• передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

 

 

Вторая часть

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

? Чудо остров!? Карабас-Барабас

? Наша Таня громко плачет...? Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями

(удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равно-

душно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

 

 

 

 

3. Пантомимические этюды.

Котята: Покажи:

• сладко спят;? как танцует добрая фея на балу у

• просыпаются, лапкой умываются; Золушки;

• зовут маму;? как злится страшная ведьма на балу

• пытаются утащить сосиску; у Спящей Красавицы;

• боятся собаки;? как удивляется черепашка-ниндзя;

• охотятся.? как здоровается Снежная Королева;

? как обижается Винни-Пух;

? как радуется Бэтман.

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут? Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (Нежно) Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. Стережешь ты мышку Педагог. А в товарищи щенка?

тут? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить:

Ребенок. Мяу! (Утвердительно) трусливо, пугливо...)

5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.

6. Проговаривание скороговорок.

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина измазалась в грязи.

7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать

свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

 

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений

1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам

для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.

 

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора

1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля,

предложить необходимый игровой реквизит.

2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.

Беседа-игра на выявление зрительских умений

После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:

- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной

мысли произведения.)

 

 

— Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у

него характер? (На понимание характера персонажей.)

- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)

- Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

— Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

— Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

— Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

 

Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств

для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер

выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев;

следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.

Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично);

выражение мнения по поводу игры актеров.

 

Третья часть

 

Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей,

воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.

 

Тест «ЗАРД»

Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения

 

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного про-

изведения, его художественную идею........................................................

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время

развития событий произведения..................................................................

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на

бумаге»................................................................................................. …….

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................

9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для

игры-драматизации................................................................................

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не-

понравившихся персонажах...................................................................

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к

импровизациям............................................................................................

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои

впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на

бумаге с их помощью................................................................................

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что на-

до изображать в игре драматизации......................................................

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,

умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной

деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку

доводит до конца)..............................................................

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он

хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................

 

Оценка результатов.

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):

• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;

• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;

• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;

 

 

• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той

ребенок и имеет наибольшую склонность.

Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

 

Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «+—» — частично.

Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.

 

Внешние условия игровой среды, способствующей развитию Оценка

театрализованной деятельности детей

1. Специальное помещение для театрализованной деятельности

2. Устройство сцена

театра: занавес

зрительный зал

декорации

музыкальное оснащение

осветительные приборы (рампа, прожекторы)

Специальные мастерская режиссера

помещения: костюмерная

гримерная

мастерская оформителя

место для хранения декораций

Театральный набор кукол

реквизит: ширмы для кукольного театра

костюмы

маски

игровые атрибуты

В группе детского сада

1. Наличие уголка театрализованной деятельности детей

2. Различные виды театров:

«бибабо»

настольный

теневой

пальчиковый

театр на фланелеграфе

марионеточный

 

 

 

3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

набор кукол

ширмы для кукольного театра

костюмы

элементы костюмов

маски

игровой реквизит

4. Наличие атрибутов для различных игровых позиций

а) «актер»: костюмы

маски

куклы

театральный реквизит

грим

элементы костюмов

б) «режиссер»: декорации

различные материалы для изготовления теат-

ральных атрибутов

стул режиссера

сценарии, алгоритмы их составления

книги

образцы музыкальных произведений (кассе-

ты с записью музыки)

в) «зритель»: места для зрителей

афиши

программки

театральная касса

билеты в театр

бинокль

«деньги»

номерки в гардероб

реквизит для буфета

г) «оформитель»: различные виды бумаги, ткани

краски

фломастеры

клей

карандаши

нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки

сподручный материал

природный материал

 

В совокупности полученная информация будет служить основанием

для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Вопросы:

Что помогает выявить педагогическая диагностика театрализованной деятельности в детском саду?

Задание для самостоятельной работы:

Выявите театральные умения у нескольких дошкольников по одной из предложенных методик.

 

 

Литература

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игро-

вой деятельности / Под ред. В.А.Деркунской. – СПб: Детство-Пресс, 2004.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/

Под ред. Т.С.Комаровой.-Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.

4. Стрелкова Л.Г. Диагностические и формирующие функции игры-

драматизации/Педагогические проблемы руководства игрой дошкольника:

Сб.науч.тр./ Под ред. А.В.Запорожца.-М.: АПН СССР, 1979.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Темы контрольных работ

 

1. Теоретические основы театрализованной деятельности дошкольников.

2. Организация режиссерских игр и игр-драматизаций в детском саду.

3. Примерные методические рекомендации к организации театрализованной деятельности в ДОУ.

4. Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрального искусства. Л.С.Выготский о роли воображения при формировании детского

творчества.

5. Воспитательные возможности детского театра. Роль театрализованных

игр в эстетическом воспитании дошкольников.

6. Программы по детскому театральному творчеству как универсальная

педагогическая модель.

7. Характеристика театрализованных игр и их классификация.

8. Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности.

9. Содержание и методика самостоятельной театрализованной деятельности в детском саду.

10. Принципы отбора литературных произведений для игр-драматизаций.

11. Специфика методов и приемов и их разнообразие при организации игр-

драматизаций.

12. Роль театрально-игровой деятельности в овладении дошкольником навыками коллективного творчества.

13. Особенности организации знакомства детей с устройством театра, с

культурой поведения в нем.

14. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к театральному

искусству.

15. Педагогическое руководство театрализованной деятельностью детей

старшего дошкольного возраста.

16. Приобщение к театру детей дошкольного возраста.

17. Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной деятельности в детском саду.

18. Н.С.Карпинская о развитии выразительности речи в процессе игры-

драматизации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.

5. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра.- М., 1999.

6. Белянская Л.Б. Хочу на сцену.-Донецк, 1997.

7. Березин В.И. Искусство оформления спектакля.- М., 1986.

8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

9. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.

10. Бурманский Г.В., Слуцкий в.М. Одаренные дети. – М., 1991.

11. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

12. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.

13. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред. В.С.Клюева,

Н.А.Яковлева. – М., 1989.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

15. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.

16. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких.-М.: Учпедгиз, 1961.

17. Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр.-Л., 1983.

18. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов.-М., 1992.

19. Деменни Е.С. За петрушечной ширмой. – Л., 1930.

20. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //

Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

21. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве.-М.: Смысл, 1997.

22. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.

23. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

24. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология– М., 1972.

25. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Ежегодник РАО.-М., 2002.

26. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

27. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.

28. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Из-

бранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1

29. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.

30. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

31. Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. – Ростов н/Д, 1998.

32. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.

33. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

34. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек./ Сост. Е.Л.Трусова.-Киев, 1991.

35. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.

36. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей

// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

37. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников: М., 1986.

 

38. Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Психология художествен-

ного творчества: Хрестоматия.-Минск: Харвест, 1999.

39. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры:

Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.

40. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.

41. Козюренко Ю Музыкальное оформление спектакля. – М., 1979.

42. Кокшенова А. Умеют ли куклы плакать? – М., 1995.

43. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды.-М., 1990.

44. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сб статей и речей. – М., 1973.

45. Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание, 1990. - №1,2.

46. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.

47. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок». – М., 1996.

48. Лосев А. Искусство и творческая деятельность. – Киев, 1979.

49. Маханева М.Театрализованная деят-сть дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.

50. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

51. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие спос-ости.-М., 1981.

52. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.- М., 1982.

53. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду.-Минск, 1953.

54. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте.-Екатер., 1999.

55. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.

56. Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М., 1990.

57. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализован-

ных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

58. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное

воспитание, 1980.- №10.

59. Образцов С.В. Всю жизнь играю в куклы. – М., 1989.

60. Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991.

61. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в щколу/ Под ред. Т.С.Комаровой.-Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.

62. Петров В.А. Развитие творческого потенциала личности в условиях театральной

самодеятельности.- Челябинск, 1988.

63. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

64. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии.-М.: МПУ, 1996.

65. Пономарев Я. Психология творчества. – М., 1976.

66. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

67. Раппопорт С. Искусство и эмоция. – М., 1972.

68. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под

ред. С.Л.Новоселовой.— М., 1989.

69. Родари Дж. Грамматика фантазии: Пер. с итал. – М., 1989.

70. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман.-М.:

Педагогика, 1985.

71. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное вос-

питание. – 1983. - №12.

72. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб, 1998.

73. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.

74. Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М., 1961.

75. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное

воспитание, 1988.-№8.

76. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. – 1983. - №4.

77. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника.-Л., 1980.

78. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.

79. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол.-М.: Искусство, 1983.

80. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

81. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№

6, 10, 12; 1998-№2.

82. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-

дети».-М.: АРКТИ, 2004; Дошкольное воспитание.- 1996.-№ 8,9,11..

83. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /

Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

84. Стрелкова Л.Г. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации /

Пед. проблемы рук-ва игрой дошкольника.-М.: АПН СССР, 1979.

85. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации// Эмоциональное развитие дошкольника/

Под ред. А.Д.Кошелевой.-М., 1985.

86. Стуль М.П. Воспитание искусством: в театр всей семьей.-Челябинск, 1986.

87. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе.-Челябинск, 1991.

88. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой

других народов // Дошкольное воспитание, 1994.-№3.

89. Тантомарески в детском саду // Дошкольное воспитание, 1983.- №5.

90. Тарасенко С. Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.

91. Театр и образование: Сб. науч. тр. // Отв. ред. Е.К.Чухман.-М., 1992.

92. Театр теней: искусство светотени / Авт.-сост. И.с. Скрипник.-М.: АСТ, 2005.

93. Торшилова Е.М.орозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и

диагностика. – М., 1994.

94. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.-М.: Владос, 1999.

95. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в

театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

96. Хейзинга И. Человек играющий.-М.: Прогресс-Традиция, 1997.

97. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем–звуки получаем.– СПб, 1998.

98. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.

99. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

100. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-

школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

101. Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского.-М., 1998.

102. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет.-М., 1995.

103. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991.- №7.

104. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.

105. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред.

Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Концепция художественного образования в Российской Федерации

(Утверждена Министерствами образования и культуры

Российской Федерации в ноябре 2001г.)

Художественное образование - это процесс овладения и освоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее

духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция художественного образования в Российской Федерации

опирается на основополагающий государственный документ - Национальную доктрину образования в Российской Федерации, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России.

Концепция отражает волю государства в реализации консти-

туционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

• право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями

культуры, доступ к культурным ценностям;

• свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

• обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного

наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной

политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Система художественного образования включает в себя эстетическое

воспитание, общее художественное и профессиональное художественное

образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и

искусства.

 

Цели и задачи художественного образования

Цели художественного образования на современном этапе:

• обеспечение реализации Национальной доктрины образования в

Российской Федерации;

• повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

• сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы

учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование ставит задачи:

• формирования и развития эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

• создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

• подготовки творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы

художественного образования;

• сохранения и передачи новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

приобщения граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества,

классического и современного искусства;

• реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

• широкого внедрения художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

• формирования культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

• использования возможностей искусства, художественно-

творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

• привлечения ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

• вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических

навыков;

• выявления художественно одаренных детей и молодежи, обеспечения соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, отражающих переживаемые российским

обществом трудности в экономике и социальной сфере, таких как:

• недооценка в социальной практике роли эстетического сознания,

художественной культуры как влиятельных факторов динамичного развития общества;

 

• культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению и даже отрицаются;

• усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой,

которая приобретает все более элитарный характер;

• второстепенная роль, которая отводится предметам художественноэстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

• распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня

жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что

становится препятствием на пути к получению образования в области искусства части одаренной молодежи;

• чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение остр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.276 с.)