Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы перевоспитания трудных детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кочетов А. И. Перевоспитание подростка.—М.: Педагогика1972. Иванова В. Ф. Психологические основы перевоспитания «труд-ных» подростков//Методика воспитательной работы в школе.—Владивосток, 1976. Махов Ф. С. Особенности межличностного общения педагоги-чески запущенных подростков//Советская педагогика.—1978.—№5. Медведев Г. П. Об особенностях педагогически запущенныхдетей//Советская педагогика.— 1966.—№ 10. Невский И. А. О трудных школьниках//Советская педагоги-ка.—1969.—№ 7. Перфильевская Д. Так называемые трудные дети//Народноеобразование. — 1966. — № 4. Щекочихин Ю. П. Трудный подросток.—М.: Знание, 1979. 4. Самооценка школьника и ее воспитательное значение Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формированиясамооценки в младшем школьном возрасте//Вопросы психоло-гии.— 1978.—№ 4. Зак А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младшихшкольников // Вопросы психологии. — 1978. — № 2. Кон И. С. Какими они себя видят.—М.: Знание, 1975. Липкина А. И. Самооценка школьника.—М.: Педагогика,1976. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохране-ния (у школьников) //Вопросы психологии.— 1975. —№ 3. Спичак С. Ф. Обзор экспериментальных работ по изучению са-мооценки личности // Социально-психологические проблемы фор-мирования личности и учебно-воспитательного коллектива: Меж-вузовский сб. науч. тр.—М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. 5. Психологические особенности семейного воспитания Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений.—М.: Знание, 1977. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.— М.: Знание,1981. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе//Соч.—М.: АПН РСФСР, 1957.—Т. 4. Храпов В. Родители просят совета.—М.: Знание, 1983. Тимощенко Л. Н. В семье растет дочь.—М.: Знание, 1978. Решение психологических задач Ниже приведены конкретные педагогические ситуации. Вни-мательно их прочитайте и дайте ответы на вопросы, приведенныев конце каждого текста. Задача 1 Сегодня в группе ЧП—у Пети пропала ручка (очень краси-вая, такой нет ни у кого из ребят). Петина бабушка обнаружилаее в шкафчике у Юры и подняла крик. Я растерялась. Помоглиродители—они как раз начинали приходить за детьми,—потре-бовали от бабушки прекратить при детях оскорблять ребенка.Юра в слезах убежал, а остальные ребятишки стали собиратьсядомой. Галочка даже расплакалась, так ее напугала эта сцена. Вечером была у Юры. В квартире грязь, беспорядок, отец пьяный храпит на диване, а Юра с сестренкой забились на кух-ню. В доме ни одной книги, не видно игрушек. Мать болезненная,опустившаяся, ко всему равнодушная. О краже я даже говоритьне стала. Лишь попросила вымыть мальчика и одеть во все чис-тое. После всего, что я увидела в его квартире, я не в силах ру-гать Юру даже за кражу. Что делать?.. Завела разговор о краже, спросила ребят, что они об этомдумают. И посыпались на голову бедняжки Юры все обиды, на-копившиеся против него. Не успела я и оглянуться, как чувст-вую: катится на мальчика ком всеобщей ненависти и злобы. АЮра весь сжался и молчит. Хотела я остановить ребят, но тутвдруг встал Петя и сказал, что подарит Юре эту ручку, а ему папаеще привезет. Только пусть Юра пообещает никогда ничего безразрешения не брать. — А наказывать Юру не надо,—тихо попросил Петя.Когда Петя положил на Юрину парту ручку, тот горько рас-плакался. Вопросы \. Расцените поведение Пети по отношению к Юре. 2. Как бы вы оценили позицию взрослого, по совету которогоПетя поступил именно таким образом? 3. О каких моральных чувствах и качествах детей можно го-ворить, прочитав данный отрывок? L Задача 2 «В семье у меня дела были плохие. Отец часто пил и скандалил. Когда я был маленьким, мы с матерью очень часто убе-гали из дома и ночевали у соседей... Вначале моя жизнь протекала почти как у всех людей моейвозраста, т. е. до пяти лет меня водили в детский сад, где я гкакой-то мере воспитывался, но об этом что-то очень плохо помню. А вот с шести лет жизнь моя, если можно так сказать, пошлсбоком. Из детсада я по странным причинам выбыл и до школынаходился без контроля, потому что, когда я просыпался, домауже никого не было, и весь день я был сам себе хозяин: что хо-тел, то и делал. Родители мои, хотя и просили соседей, чтобы ohi! за мной присмотрели, но какое дело соседям до чьего-то сына?Между прочим, именно в это время я и познал одну сторону де-нег. Около моего дома находился гараж комбината бытового об-служивания. Ну и там, как в любой «шарашкиной конторе», пос-ле работы шоферы и механики любили выпить. А так как делатьмне было нечего, то я там все время крутился, сдавал пустые бу-тылки, благо, магазин был под боком и бутылки в нем прини-мали любого калибра. На вырученные деньги я покупал конфетыи прочие сладости... Когда я пошел учиться в IV класс, между отцом и матерьюпроизошла крупная ссора, и мать подала на развод... Мы уеха-ли в другой город, и там я немного разболтался, как говорится,без отцовского глаза... ...Единственная моя претензия к отцу и матери в том, чтоуж очень строго меня держали в возрасте от 12 до 15 лет. В этичерные для меня дни очень много меня били ремнем за замечанияв школе и вообще за мое мальчишеское повеление. Между про-чим, били меня иногда совершенно ни за что. Могли бы просто со мной поговорить, и все было бы хорошо. После пятнадцати летменя потянуло на улицу к более или менее взрослой жизни. Мнехотелось сходить в кино и на танцы, но меня по-прежнему не пу-скали. И вот в один декабрьский вечер 1975 года я сказал маме,что в школе вечер и что хочу туда сходить. Она мне категориче-ски отказала. Тут я не выдержал и заявил, что на вечер в школу я все равно пойду. Когда я оделся, дорогу мне загородила мать.Мы с ней поговорили: сначала мирно, потом уже в резких тонах.В результате я оттолкнул ее от двери и выбежал на улицу. Поче-му я так подробно запомнил этот случай? Да, мне кажется, пото-му, что этот вечер явился границей, притом довольно резкой, вмоих отношениях с семьей. Чем дальше шло время, тем я всеменьше стал слушаться их советов, а поступал, как считал нуж-ным...»'. Вопросы 1. Становление каких черт личности подростка и юноши прос-матриваются в написанном им сочинении? ' Щекочихин Ю. П. Трудный подросток.—М.: Знание, 1979.174 2. Оцените позицию родителей в становлении и развитии взгля-дов, черт характера, отношений их сына. Задача 3 «Старый московский дом, асфальтовый дворик почти без зе-лени. Ребята играют в игру, ныне забытую: «Двенадцать пало-чек»—усложненный вариант пряток. Со второго этажа, из окна,женский голос: — Вовочка, иди обедать!Молчание. Снова тот же голос: — Суп остынет, Вовочка. Иди домой!От стайки ребят отделяется желтолицый от веснушек под-росток и, глядя наверх, кричит: — Не буду! Не хочу! Отстань! — Но, Вовик, ты же сегодня плохо завтракал! Я тебя жду.Иди домой, пожалуйста, Вовочка! Опять молчание. Вовочка (его уличное прозвище—Японец)колупает ногтем цементный шов стены и, наконец, принимает ре-шение: — Давай суп сюда! Здесь буду есть! — Ну как же так, Вовочка... Это же неудобно. Зачем же...Ну хорошо, я сейчас вынесу тарелку. Женщина сдается. Не тут-то было. Новый приказ заставляетее высунуться из окна, а мальчишек подойти поближе. — Спускай суп ко мне! На веревке!Ребята замерли: что будет? — Японец, ты что, спятил, да тебя сейчас...—бросил одиниз них. Последовал самоуверенный ответ: — А ты погоди, посмотрим, что будет, а потом говори.Сын лучше знал свою мать. Вскоре из окна медленно поползлавниз удивительно ловко обвязанная бечевкой тарелка супа и ут-вердилась на коленях усевшегося на карточки мальчика. Такимже путем был спущен хлеб и ложка, завернутые в белую сал-фетку. Он лениво хлебал суп и на удивленные возгласы товари-щей обронил гордо: — Она у меня дрессированная... Не то что ваши!..И тогда один из ребят, Борька, с криком: «Какой же ты гад»ударом ноги выбил у него тарелку и съездил по физиономии. Тотс ревом убежал домой... Ребята разошлись, опасливо поглядываяна окна второго этажа»1, Вопросы 1. Какие черты характера мальчика намечаются в его пове-дении? 2. Родительница способствовала формированию определенныхчерт. Чем? Докажите. 1981. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, Задача 4 «Урока Федоров не выучил, это было ясно всем. Неуверен-но, сбивчиво произнес несколько слов, запутался и замолчал. Икак ни старался морщить лоб и тереть виски, так ничего вспом-нить и не смог. Он стоял и досадовал на себя, на Ленку, соседку,которая не смогла подсказать ему, на меня, который так много,по его мнению, задает всегда по истории. Вконец раздосадован-ный, он не выдержал и надерзил. Мол, непонятно, зачем вообщенужна эта история? Вот химия или физика—это да, это другоедело, науки будущего, на них не жалко сил и времени. А чтотолку копаться в архивной пыли? Дела давно минувших дней. Ичто за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке правил, до-пустим, Тутанхамон, имя которого натощак не скоро выговоришь. Что и говорить, не очень приятно услышать учителю такиеслова, по все-таки больше всего огорчил меня не Федоров, а еготоварищ, сосед по парте. — Сунулся, дурак, с языком-то,—укорял он Федорова во вре-мя перемены.—Теперь вот влетит. Мать еще, погоди, позовут. — Но если я в самом деле не люблю эту историю?—горя-чился тот. — Он не любит...—насмешливо передразнил его сосед.—Аты думаешь, я больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их лю-бить. Их не любить, а изучать надо, понял? Он выразительно постучал Федорова пальцем по голове. — Они не нами, дураками, придуманы,—продолжал он.— Ты хоть физику да химию любишь, а мне так вот все они до лам-почки. Мне бы лишь школу кончить, а "там... видел я все этинауки, знаешь где? Но я же не кричу об этом, делаю вид, что вселюблю. — И чего же мне теперь делать?—успокоившись, спросилФедоров. — Тут и ежику понятно,—усмехнулся тот.—Пойти и изви-ниться. Погорячился, мол, наговорил всего сдуру, простите. — Но не могу я вот так пойти и... Ведь я не виноват, чтоне люблю... — А тебя не за это и ругают—за твою глупость. Мало ликто чего не любит. Не забывай: скоро нам характеристики писатьбудут. И вообще, не переломишься, если лишний раз поклонишь-ся. ...Федоров так и не приходил извиняться»*. Вопросы 1. В приведенном эпизоде у школьников просматриваются чер-ты их характера. Какими терминами вы обозначили бы их? 2. Обсудите поведение и позицию учащихся в данной ситуа-ции и прогнозируйте развитие характера каждого школьника. Задача 5 Везде пишут, что если родители что-нибудь пообещают де-тям, то должны обязательно сделать. А моя мама поступает по-другому. Она дала мне четыре рубля на портфель. Я у нее спро-сила: «Можно мне еще взять на колготки?» Она согласилась, ана следующий день говорит: «Тамара, дай мне пять рублей. Кол-готки тебе сейчас не обязательно покупать». Я ей отдала, нодо того расстроилась, что прямо ревела. Она разозлилась и ска-зала: «А я думала, у тебя есть совесть! Нет ее у тебя», — поло-жила деньги на стол и ушла. Но я к этим деньгам даже не при-тронулась. Моя подруга меня предупредила: «Она их у тебя за-берет». Но я была уверена, что мама на это не способна. А ока-зывается, она способна на все. Если ты не в состоянии выполнитьсвое обещание, тогда нечего и обещать. Скажите, кто из нас прав?»' Вопросы 1. Дайте оценку позиции Тамары и ее мамы в данной ситуа-ции. 2. Как вы ответили бы автору письма? Задача 6 «Несколько лет назад пришел в школу, где я работала, но-вый учитель. Я бывала на его лекциях в институте усовершен-ствования учителей и не могла не восхищаться его умом, обшир-ными знаниями, прекрасной памятью. Единственное, что менянемного смущало, — за последние годы этот учитель сменил не-сколько школ. «Всякое бывает,—успокаивала я себя,-—для ре-бят такой педагог — находка, да и мы учителя, за ним потянемся».Прошел месяц. Журналы трех девятых классов, где он работал,запестрели двойками. Учителя и родители заволновались. «Ниче-го, — успокаивали их,— до уровня его требований надо дорасти.Пусть ребята стараются». Что же ребята? Поначалу они в биб-лиотеку чаще стали заглядывать, читать больше, записывали каж-дое слово учителя, боялись рот раскрыть, чтобы не сказать что-нибудь невпопад. Потом осмелели, стали отвечать на вопросы,высказывать свои мысли. А в ответ: — Чтобы это сказать, руку поднимать не стоило. — Это мнение дешево стоит. — А это и совсем глупо. И образовался вокруг учителя вакуум. Вызвал он однажды к доске всеобщего любимца Юру С. Тотсказал что-то, что пришлось не по вкусу учителю. Учитель остро-умно, но без пощады словесно отхлестал мальчишку. И тогдакласс взорвался. Спросит учитель одного—не знает, подниметдругого — то же самое. Кончилась первая четверть, собрался пед-совет по ее итогам. Обращаемся к новому учителю: «Почему у ' Залипаев В. П. Записки сельского учитзля—М.: Знание, 1982. Могилевская Г. Л. Дети и деньги.—М.: Знание, i977, 12 Заказ 2268 Юры двойки? Что ему делать, чтобы исправить их?» И в ответслышим такое, чего не приходилось слышать в стенах школы ни-когда. «Не помню, кто этот Юра. Но раз у него столько двоек,положение его безнадежно». Дальше хуже. Наш коллега не захотел выслушать мнение то-варищей и очень обиделся за то, что они, в том числе и классныйруководитель, прекрасно знавший ребят, решили высказать своемнение. И что же? В ноябре учитель отказался от класса...В конце года он ушел из школы совсем»'. Вопросы 1. В чем причина неудачи педагога? 2. В каком направлении подобная позиция учителя окаже!влияние на учащихся, каково значение такой позиции? 3. Что бы вы предложили сделать, чтобы разрядить обста-новку? Задача 7 «...Однажды во время похода по местам боевой славы в За-полярье произошел такой эпизод. Стояла вьюжная январская по-года. Наш путь лежал через долину славы — района, где были ос-тановлены фашистские войска, рвавшиеся к Мурманску. Подъ-ехали к памятнику. Ребята нехотя стали выходить из автобуса.Говорили: «Мы видели все это, да и холодно, можно простудить-ся». Мне было стыдно смотреть в глаза экскурсоводу. Он воевал вЗаполярье, был инструктором по подготовке лыжников, которыхотправляли на диверсии в тыл врага. Сам много раз ходил на за-дание, разумеется в любую погоду. Дважды ранен. И вот сегод-няшние парни, которым почти столько же лет, сколько было емув годы войны, боятся метели... Я подумал: а ведь мы сами порой выбираем формы военно-патриотического воспитания, которые не вырабатывают у школь-ников ни воли, ни мужества, ни гражданственности. Теперь неред-ко походами называют воскресные прогулки или обыкновенныеэкскурсии на комфортабельных автобусах. Ребята в лучшем слу-чае получают готовый материал, не приложив особых усилий ккакому-либо поиску. А то, что легко дается, легко и забывается,не трогая сердца, не оставляя следа в памяти... Своим ученикам я решил «дать понюхать», что такое зима наСевере. Воспользовавшись отсутствием связи с Новой Титовкой,конечным пунктом нашего похода, я пришел к ребятам и сказал: «Машины нет и не будет—снежные заносы. Решайте сами, какбыть». Никто не захотел возвращаться в Мурманск. До НовойТитовки восемнадцать километров. В пургу, по заснеженной до-роге с большими рюкзаками (питание на семь дней, спальныемешки), да еще в руках музыкальные инструменты. Шли долго.И никто не пожаловался, что трудно. Только к вечеру добрались до деревни — чуть не падали отусталости. Но настроение у всех было приподнятое: сумели, до-шли. Нам предоставили домик, в котором никто не жил. При-шлось самим топить. Не успели согреться чаем, как явились с при-глашением: хотя концерт объявлен на завтра, собрался полныйклуб, все ждут выступлений сегодня. Наши отговорки: мы, мол,устали, у нас «сели» голоса — никто всерьез не воспринял. Тогдарешили быстро собраться. И вот возбужденные после концертаребята вернулись в домик, гордо держа грамоту за отличный кон-церт. Долго не могли заснуть. Говорили о Заполярье, о том, чтопонять тундру в уютной мурманской квартире невозможно. Го-ворили о войне. Кто-то спросил меня: — А дрова и уголь подвозили на позиции? — Нет. Дорога была плохая. С трудом удавалось доставлятьбоеприпасы. — А как же наши бойцы в горной тундре всю зиму? Я не ответил. Пусть представят сами, пусть спросят экскурсо-вода, в котором они только сейчас увидели героя. Началось самое главное—переоценка ценностей. Казалосьбы, небольшое испытание, но оно заставило ребят другими гла-зами взглянуть на войну, на тех, кто здесь воевал и победил, насебя и свое место в жизни. Поисковая работа дает возможность понять быстротечность,необратимость времени. Все меньше остается на земле людей,которые участвовали в революции и гражданской войне. Редеютряды и ветеранов Великой Отечественной... Я уверен: настанетвремя, когда новые поколения будут завидовать нам только по-тому, что мы жили, работали, дружили с людьми, спасшими че-ловечество от фашизма»1. Вопросы 1. Укажите, какие волевые качества проявили учащиеся, вы-полняя задачи, описанные в рассказе. 2. Перечислите основные волевые качества, которые должнывоспитывать у учащихся школа, учителя, семья, комсомол, пио-нерская организация. 3. Докажите, что проявление воли представляет собой особуюформу активности личности, детерминированную условиями жиз-ни и бытия, связанную с проявлением в ней сознания. Приведитепримеры из наблюдаемых вами фактов. Задача 8 Психология утверждает, что в основе нравственной воспитан-ности ребенка лежат его ценностные ориентации и система сло-жившихся отношений к действительности, к людям, к делу и ксамому себе как субъекту деятельности. Без этих качеств нет ду- ' Баранова И, Обратная связь//Вечерний Ленинград. — 1982.—15 окт. Дранишников В. Долиной славы//Правда.—1979.—19 окт. 12* ховното богатства личности и внутренней потребности трудитьсяна благо общества. Внимательно прочтите эпизоды из жизни, приведенные в ста-тье учителя В. Зарипаева', и дайте ответы на сформулированныениже вопросы. Эпизод первый «Готовились к школьному вечеру. Как обычно в таких слу-чаях, понадобилась небольшая сумма денег. — По сколько будет собирать?—спросил староста класса. — По пять рублей, — не задумываясь ответил Игорь. — Не слишком ли много? — усомнился я. — Ничего, дадут, — беззаботно махнул тот рукой. — Не столь-ко давали. Легкость, с которой решал Игорь денежные вопросы, при-знаться, удивила. — Кстати, сколько получают твои родители? — поинтересо-вался я. Тот неопределенно пожал плечами: — Не знаю. А зачем это вам? — Подумай сам. У вас в семье четверо детей, все учатся.Представь, если каждый начнет по пять рублей просить... И ведь что удивительно: семья у Игоря трудовая. Отец с ма-терью с малых лет в работе, знают цену копейке. Отчего же сын,которому пятнадцать лет, растет этаким розовым, инфантильныммальчиком, не вникая в нужды и заботы семьи? Как видно, издесь родители рассуждают по расхожему принципу: мы, мол, всвое время хлебнули лиха, так пусть наши дети поживут как сле-дует. И ограждают сына или дочь от всяких дел и забот, тща-тельно скрывая от них денежные затруднения, выполняют все ихприхоти. Хорошо, что в наши семьи пришел достаток. Но беспокоит талегкость, с которой наши дети решают порой финансовые во-просы. Недавно довелось услышать разговор двух учеников. — Захочу—папа завтра же купит мне мотоцикл,—похвасталодин из них. Этот мальчишка, не заработавший в своей жизни ни копей-ки, уверен, что отец ему не откажет. Эпизод второй «Как-то одна мамаша пожаловалась мне на свою дочь: — Просто не знаю, что делать. Требует самые модные туфлии брюки. А где я возьму столько денег? У меня ведь еще двое... Слушая маму Любы, я вспомнил свое посещение их семьи. Хо-телось взглянуть на рабочее место девочки, узнать, где и как онаготовит уроки, как ведет себя дома, помогает ли маме. И что жея увидел? На столе в полном беспорядке громоздились учебники, ' Зарипаев В. Когда хлеб сладок: На темы воспитания//Правда.—1983.-29 сент. тетради, посторонние предметы. Личные вещи разбросаны по всейквартире. Но что больше всего поразило меня—гора грязной по-суды. В ответ на замечание Люба, не испытывая никакого смуще-ния, ответила: — Воды нет. Вот придет с работы мама... Ну прямо как в известной песне: «Матушка возьмет ведро,молча принесет воды...» А девочке-то, между прочим, без малогошестнадцать. Мама ее работает на животноводческой ферме, задень сильно устает. Признаться, непомерные запросы Любы в смысле одежды неоказались для меня неожиданностью. Эти амбиции, требованиянаходятся, как известно, в обратной пропорции по отношению ктрудолюбию, личному вкладу в общее дело. Человек, знающий,что такое настоящий труд, знающий, как достается трудовая ко-пейка, как правило, скромен, не требует лишнего». Эпизод третий «Зашел как-то на уроке разговор о хлебе. Пытался дока-зать, что это одна из главных наших ценностей. Но, кажется, таки не получилось. Скептически улыбались ребята. Не доходило. А осенью впервые классом работали на колхозном поле, уби-рали картошку. Дело, как известно, нелегкое, трудоемкое. Каж-дому клубеньку надо поклониться, и рук жалеть не приходится.Здесь и земля, и грязь, и холод, да и корзина по весу—не школь-ный портфель. Но вот короткий перерыв. Ученики присели перекусить. В од-ной руке кусок черного хлеба, в другой — огурец или помидор.Уплетают с хрустом, за обе щеки. И никаких деликатесов, ника-ких конфет. Поняли мои ребятки, когда хлеб бывает сладким»." Вопросы 1. Объясните, почему учителя В. Зарипаева «беспокоит та лег-кость, с которой наши дети решают порой финансовые вопросы». 2. Раскройте правильность утверждения автора, что «непомер-ные запросы и амбиции Любы», ее требования в смысле одежды«находятся в обратной пропорции по отношению к трудолюбию,личному вкладу в общее дело». 3. Докажите, что привлечение детей к труду, общественно по-лезной деятельности взрослых—непременное условие формиро-вания нравственно цельной личности нового человека. Тема курсовых исследований 1. Самооценка и ее место в самовоспитании подростка. 2. Волевая активность учащихся (индивидуальные.особен-ности). 3. Конфликты между учащимися и способы их разрешения. 4. Ответственность: уровни развития и индивидуальные осо-бенности у учащихся, 5. Психологические основы устойчивости личности. 6. Проблема диагностики воспитанности в советской психоло-гии и теории воспитания. 7. Психологические основы трудового воспитания. Тема 9. Учение как специфическая форма познавательной деятельности человека Методические указания Основная задача изучения данной темы — раскрытие психоло-гических закономерностей учения как специфической формы са-мостоятельной познавательной деятельности человека, направлен-ной на овладение опытом предшествующих поколений, зафикси-рованным в материальной и духовной культуре общества. Изучение темы следует начать с рассмотрения методологичес-ких вопросов психологической теории учения. Как известно, ос-новной объем знаний, умений, навыков, форм поведения, обра-зующих содержание подлежащего передаче общественного опыта,человек усваивает, будучи включенным в различного рода учебно-воспитательные системы. В этих случаях усвоение соответствую-щего содержания выступает как результат двух взаимосвязанныхпроцессов: учения и обучения. В условиях научно-техническогопрогресса и реализации идей непрерывного образования учениеприобретает все большее значение как самостоятельная форма со-циальной активности человека, направленная на постоянное со-вершенствование себя как субъекта предметной деятельности идеятеля общественного развития. На семинарских занятиях при рассмотрении социально-психо-логической сущности учения особое внимание следует обратить натезис К. Маркса об опредмечивании деятельности в ее продуктахи сложившийся в марксистско-ленинской гносеологии подход кпроцессам познания как к активному взаимодействию познаю-щего субъекта с познаваемым объектом. К. Маркс сущность оп-редмечивания раскрывает следующим образом: «Трудовая дея-тельность человека запечатлевается в своем продукте; она пре-вращается в форму бытия или предметности»'. Тезис К. Марксаполучил глубокое психологическое толкование в работах совет-ского психолога А. Н. Леонтьева. Раскрывая природу человечес-кого учения, А. Н. Леонтьев пишет: «Чтобы овладеть продуктомчеловеческой деятельности, нужно осуществить деятельность,адекватную той, которая воплощена в данном продукте»2. Следо-вательно, если предметом учения выступают элементы материаль-ной культуры общества, то для овладения ими у индивида долж-ны быть сформированы психические механизмы общественно при- ' Маркс К; Энгельс Ф. //Соч.— 2-е изд.—Т. 23. — С. 191—192.2 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы со-ветских психологов периода 1946—1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляу- дис.—М.. 1981.—С. 40. нятых способов их использования. Если же учебная деятельностьнаправлена на овладение содержанием духовной культуры, то вэтом случае важно, чтобы индивид овладел идеальными дейст-виями и операциями, необходимыми для воссоздания соответству-ющего содержания в сознании личности, поскольку, как показы-вают исследования, отражение окружающей действительностипредставляет собой активное формирование образа объективнойреальности в процессе познавательной деятельности человека. В учении выделяют структурные компоненты, которые могутбыть условно названы побудительным, программно-целевым, дей-ственно-операционным и контрольно-регулирующим. Побудительный компонент включает в себя познава-тельные потребности и сформированные на их основе мотивы учеб-ной деятельности. Примером познавательной потребности можетбыть потребность в приобретении новых знаний, а мотива, возник-шего на ее основе, — познавательный интерес. Советская психо-логия располагает обширными данными, характеризующими осо-бенности потребностно-мотивационной сферы учащихся. Интереск этой проблеме полностью оправдан: внутренние побуждения, ле-жащие в основе любой деятельности, в том числе и учебной, ока-зывают непосредственное влияние на все ее компоненты, динами-ку протекания и получаемый в итоге конечный результат. Основным элементом программно-целевого компо-нента выступает цель учебной деятельности, как идеальноепредвосхищение ее конечного результата. Содержание цели уче-ния и процесс ее формирования определяются прежде всего уров-нем осознания учащимся ряда обстоятельств, среди которых сле-дует особо выделить мотивы, лежащие в основе его учебной дея-тельности, требования, предъявляемые ему в условиях конкретнойучебной ситуации (задачи), знания, умения и навыки, необходи-мые для успешного осуществления деятельности. Постановка це-ли — важный этап в развертывании учебной деятельности. На ос-нове цели идет выработка программы действий, ориентированныхна достижение желаемого результата. Действенн о-о перационный компонент учебнойдеятельности образуют действия и операции, в ходе которых реа-лизуется ранее сформированная программа. В структуре учебнойдеятельности можно выделить перцептивные, мнемические, пред-метные, речевые и умственные действия. Состав учебных действийопределяется прежде всего особенностями содержания учебногоматериала, целью учебной деятельности, мерой владения учащи-мися приемами учебной работы, позицией ученика в соответству-ющей педагогической ситуации. Способом осуществления учебныхдействий являются операции. Как отмечает Н. Ф. Талызина, по-следовательное выполнение операций образует процесс выполне-ния действия. Рассматривая способы осуществления учебной дея-тельности, целесообразно ознакомиться с понятием приема учеб-ной работы, введенного Е. Н. Кабановой-Меллер. Прием учебнойработы—это совокупность учебных действий, объединенных в систему, функционирование которой обеспечивает достижение це-лей учения. Специфические действия оценивания, контроля и саморегуля-ции учебной деятельности являются составляющими контроль-но-регулирующего компонента. В процессе учения с по-мощью этих действий обеспечиваются контроль и оцениваниеполучаемых результатов. На основе сопоставления полученных ре-зультатов с целями и текущими задачами деятельности происхо-дит, в случае необходимости, коррекция системы учебных дей-ствий. На начальных этапах учебная деятельность оценивается иконтролируется учителем. Но по мере овладения личностью учеб-ной деятельностью действия оценивания и контроля заменяютсясамооцениванием и самоконтролем. В качестве ориентиров дея-тельности в этом случае выступают сформированные у учащихсяв процессе обучения обобщенные способы учебной работы. По ме-ре становления механизмов саморегуляции учебной деятельнос-ти оценка ее эффективности, строящаяся вначале только наоснове анализа итогов выполнения задания, постепенно трансфор-мируется в текущую оценку соответствия или несоответствия це-лям деятельности выбранных способов ее осуществления. Эта тен-денция ведет к развитию прогнозирующего самоконтроля исвидетельствует о превращении учения в самостоятельно органи-зуемую и направляемую деятельность человека. Психологический анализ учебной деятельности индивида вклю-чает в себя и рассмотрение ее результатов, в качестве которых вы-ступают те или иные изменения как в сознании, так и в поведенииличности. В педагогической психологии сущность результатовучебной деятельности раскрывается понятием «научение».Л. Б. Ительсон определяет научение как «устойчивое целесообраз-ное изменение физической и психической деятельности (поведе-ния), которое возникает благодаря предшествующей деятельнос-ти (или поведению), а не вызывается непосредственно врожден-ными физиологическими реакциями организма»'. Следовательно,учение можно рассматривать как деятельность, целью которой яв-ляется научение. Говоря о результатах учения, нельзя ограничиться рассмотре-нием только тех знаний, умений и навыков, которые приобретаетчеловек в условиях конкретной учебной ситуации. Объясняется этотем, что субъектом учебной деятельности выступает целостнаяличность учащегося, система, имеющая определенные психическиеособенности. А как известно, любое воздействие на тот или инойэлемент системы влечет за собой изменения в состоянии всей сис-темы. Вот почему возникающие в результате учения дополненияк имеющимся у человека знаниям, способам отражения окружа-ющей действительности, программам действий, как и любые дру-гие факты научения, влекут за собой перестройку как содержаниясознания личности, так и ее психических свойств. ' Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обуче-ния.—Владимир, 1972.—С. 5. Именно это обстоятельство дает основание рассматривать не-прерывное учение индивида как важнейший фактор становлениякоммунистической личности, ее нравственного облика и идейнойубежденности. При изучении материала темы следует рассмотреть вопрос овлиянии учения на процесс формирования личности школьника наразных этапах его обученя. Существенными здесь являются двамомента: первый заключается в определении специфики влиянияприсваиваемых в результате учения знаний на последующую дея-тельность и поведение личности; второй — в рассмотрении усло-вий возникновения в ходе учения новых и совершенствованияимеющихся механизмов психического отражения и регуляции по-ведения. В настоящее время установлено, что степень влияния усвоен-ных знаний на личность зависит от уровня усвоения знаний. Зна-ния могут быть усвоены на уровнях, позволяющих: а) идентифи-цировать вновь поступающую информацию о явлении с уже имею-щейся; б) описывать явления, опираясь на воспроизведение ранееусвоенной информации; в) объяснять происходящее, используявоссозданный в сознании (а если необходимо, в практических дей-ствиях) образ (или модель) соответствующего явления, в кото-ром зафиксированы важнейшие свойства, связи и отношения, оп-ределяющие его сущность; г) осуществлять преобразование пред-метов и явлений в соответствии с задачами деятельности, разви-вая для этих, целей уже сформированные знания. Например, зна-ния о явлении пластичности материалов, будучи усвоенными напервом уровне, позволят отличить пластичный материал от не-пластичного, на втором — дать описание пластичных материалов,на третьем — объяснить причины пластичности, на четвертом —добиться пластичности материала на основе необходимого преоб-разования его внутреннего строения. Знания, усвоенные на первомуровне, называют знаниями-знакомствами, на втором — знания-ми-копиями, на третьем — знаниями-умениями, на четвертом —знаниями-трансформациями. Различия функциональных возмож-ностей усвоенных знании определяются особенностями материала,позицией ученика в учебной ситуации, сформированностью у уча-щегося приемов описания, объяснения и преобразования явленийдействительности. Помимо накопленных в процессе учения знаний, на формиро-вание личности учащегося оказывает влияние и сама учебная дея-тельность, усвоение и осуществление которой требует определен-ного уровня развития психики. В процессе учебной деятельностишкольник под руководством учителя овладевает всеми ее компо-нентами, что создает условия для становления его как субъектаучения. При этом формируются и получают необходимое развитиепсихические механизмы произвольной регуляции поведения, пред-варительного планирования и текущего контроля деятельности,отражения отношений, в которые вступают ее участники, а такжерегулирующих их норм и правил. При благоприятных обстоятель- ствах к окончанию младшего школьного возраста механизмы пла-нирования, осуществления и контроля учебной деятельности до-стигают уровня, необходимого для успешного ее становления вподростковом возрасте. В этот период учение начинает высту-пать для школьника прежде всего, как средство организации со-циальной активности. На первый план выдвигается социальныйаспект учения. Объектом рефлексии становятся учебные и оце-ночно-товарищеские отношения со сверстниками. Проникновение в их сущность влияет на становление самооценки личности, меха-низмов контроля и саморегуляции. Эти новые для всихики ребен-ка свойства и процессы стабилизируются в юношеском возрасте,когда учебная деятельность не сводится только к усвоению об-щественно-исторического опыта, а выполняет наряду с этим функ-ции преобразования, расширения и обогащения. Учение становит-ся для человека средством, обеспечивающим эффективность егопродуктивной деятельности, превращаясь в условиях научно-тех-нической революции в процессе непрерывного- самообразования исамоусовершенствования. Раскрытию специфики учебной деятельности как фактора фор-мирования личности школьника следует посвятить практическоезанятие, на котором студенты, используя материал наблюдения заработой учащихся на уроке, могут проследить развитие их умст-венной самостоятельности в процессе учебной деятельности. Для этого студентам необходимо до проведения занятия посетить шко-лу и выполнить задания преподавателя по изучению учебной дея-тельности школьника на уроке. Ход выполнения задания. В процессе подготовки к нему сту-денты знакомятся с классом, выбирают ученика, учебная деятель-ность которого станет объектом изучения на уроке. С учителем,работающим в классе, согласовывается дата посещения урока,выясняются тема урока, его место в системе занятий по' данномуразделу, цель и учебно-воспитател
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.019 с.) |