Индивидуальные особенности старшеклассников и профори-ентационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности старшеклассников и профори-ентационная работа



Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы само-определения.—М.: Педагогика, 1977.

Климов Е. А. Путь в профессию.—М.: Знание, 1974.

Климов Е. А, Человек и профессия.—Л.: Лениздат, 1980.—Вып. 5.

Орлов А. Б. Склонность и профессия.—М.: Знание, 1981.

Подготовка старшеклассников к жизни/Под ред. Р. Г. Гурова,Г. В. Рычкова —М.: Педагогика, 1979.

формирование жизненных планов учащихся общеобразователь-ной средней школы во внеклассной и внешкольной работе.—М.:

Педагогика, 1974.

Шубкин В. Н. Социологические опыты.—М.: Наука, 1970.

4. Товарищество, дружба и любовь в старшем школьном воз-расте

Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль-ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста-новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

Кон И. С. Психология юношеской дружбы.—М.: Педагогика,1973.

Кон И. С. Психология юношеской сексуальности//Советскаяпедагогика. — 1976. — № 5.

Комплексное исследование юношеской дружбы//Проблемы об-щения и воспитания/Под ред. Л. П. Буевой и др.—Тарту: Изд-воТартуского ун-та, 1974.—Т. II.

Харчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспита-ние.—М.: Мысль, 1977.

Ященко М. М. О конфликтных ситуациях в коллективе старше-классников//Советская педагогика, 1969.—№ 8.

5. Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни

Голод С. И. Любовь, нравственно-психологические и социаль-ные основы взаимоотношений юношей и девушек//Духовное ста-новление человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семьеи подготовка молодежи к семейной жизни/Под ред. И. В. Дубро-виной.—М.: Педагогика, 1980.—С. 3—24, 156—160.

Чудновский В. Э. Некоторые вопросы подготовки старшекласс-ников к семейной жизни.—М.: Педагогика, 1980.

Харчев А. Г., Голод С. И. Молодежь и бракУ/Человек и обще-ство,—Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.—Вып. IV.

6. Системный подход к изучению интеллекта взрослых

Ананьев Б. Г. О системном подходе в социальном познании. —М.: Наука, 1977.—С. 332—361.

Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании//Вопросы философии.— 1973. —№ 6.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-хологии.—М.: Наука, 1984.—Гл.II.

Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых:

Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

Возрастная периодизация зрелости (взрослости) и место вней студенческого возраста

Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и кон-стантность восприятия.—М.: Просвещение, 1968.—С. 40—56.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых.—М.:

Знание, 1972.


Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Подред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977.

Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальныхфункций в юношеском возрасте//Вопросы психологии.—1970.—№ 1.

8. Факторы, влияющие на формирование личности студента

Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента.— Л.:

Изд-во ЛГУ, 1974.

Образ жизни современного студента: Социологическое исследо-вание/Под ред. В. Т. Лисовского.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

Прикладная психология в высшей школе/Под ред. Н. М. Пей-сахова.—Казань: Изд-во КГУ, 1979.

Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых:

Учебное пособие.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

Щербаков А. И., Богословский В. В. Исследование отношений —актуальная задача психологии воспитания//0тношения как пробле-ма психологии воспитания.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.—С. 3—10.

9. Роль обучения в интеллектуальном развитии и воспитаниивзрослых учащихся

Виноградова А. Д. Приемы активизации умственной деятель-ности студентов при овладении психологическими знаниями: XXVIГерценовские чтения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Подред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой.—М.: Педагогика, 1977.

Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос-лых.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче-ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся//Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С. 45—48.

Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос-ти студентов.—М.: Высшая школа, 1982.

Решение психологических задач Задача I1

Ученица Х класса заявляет: «Лучше быть творцом в малень-ком деле, чем только казенным исполнителем в большом».

Вопросы

1. О каких особенностях личности девушки свидетельствуетданное высказывание?

2. Являются ли эти особенности типичными для юношескоговозраста? Докажите свою мысль.

Задача 2

Аида Н. и Люда С. — ученицы IX класса. У них примерно оди-наковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Ког-

' Задачи 1 и 2 взяты из учебного пособия: Практикум по психологии/Подред. проф. А. И. Щербакова.—Л., 1972.—Ч. II.—С. 222—224.

да в начале учебного года они узнали, что их класс будет расфор-мирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то онарасстанется со школьниками, которые ее обидели. Люда же сдосадой заметила, что теперь она будет опять в одном классе сР. и У., с которыми она дружила и порвала дружбу.

Однако после расформирования класса Люда в первые же днипознакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила кновым ученикам.

Вопросы

1. Какие особенности общительности проявляются здесь у Лю-ды и Аиды?

2. Относятся ли эти особенности к темпераменту или к харак-теру? Почему?

Задача 3

Исследователь Колосова А. М. пишет: «Известно, что в универ-ситете на конкурсных вступительных экзаменах проходной баллвсегда выше 4. Таким образом, все абитуриенты, прошедшие поконкурсу и зачисленные в университет, имеют предпосылки дляуспешного учения. Однако в действительности дело обстоит не-сколько иначе: имеет место значительный отсев студентов изуниверситета по причине академической неуспеваемости. Наиболь-ший отсев наблюдается на первых двух курсах»'.

Вопросы

1. Какие недостатки в развитии умственной деятельности юно-шей могут проявляться в данных случаях?

2. Какие особенности личности юношей могут здесь проявлять-ся?

Задача 4

В беседе с учительницей один старшеклассник признался:

«Понимаю, что химия—очень важная наука, потому и стараюсь,но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все фор-мулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подго-товку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повто-ряю без конца, а результата положительного все равно нет»2.

Вопросы

1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, чтоон так упорно учит химию, хотя она ему и совсем не нравится?

2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить от-ношение ученика к предмету?

1 Колесова А. И. Опыт сравнительного изучения учебной успеваемости сту-дентов на 1—11 курсах ЛГУ.—Л., 1974.—С. 162.

2 Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 1979. — С. 5.


Задача 5*

Учащимся старших классов было предложено рассмотреть цвет-ную репродукцию картины А. Мазина «Натюрморт с черешней»,а затем описать то, что на ней изображено. Демонстрация длиласьв течение десяти секунд, после чего репродукцию убрали.

Описания получились различные. Сравните два из них.

Ученик А. На столике причудливой формы постелена салфетка,вышитая ришелье. На салфетке две тарелки—глубокая и десерт-ная. На десертной—два яблока. Большое яблоко лежит на бокув три четверти, черенок виден сбоку, а у меньшего яблока череноксверху. В глубокой тарелке — черешня с торчащими черенками.Две черешни упали из тарелки и лежат на салфетке, а еще двесами лежат на салфетке, а черенки их — в тарелке, они свесились».

Ученик Б. На столе салфеточка кружевная, и на ней стоиттарелка с черешней. Рядом лежат несколько красных яблок.

Вопросы

1. Какое свойство личности отчетливо обнаружилось у учени-ка А. и отсутствует у ученика Б.?

2. Каково значение этого свойства в познавательной деятель-ности старших школьников?

Задача 6**

Шестнадцатилетняя Таня в своем письме в редакцию написаласледующее: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, норазве так любят? Вечно подозрения, вопросы — с кем был.а, где,письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь—не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! Ине спросят почему. Просто ругают. И все от любви, да?..»

Вопросы

1. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношениймежду Таней и ее родителями.

2. Какими качествами личности должны обладать родители,чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотношения?

Задача 7***

Как известно, педагогический институт призван готовить высо-кообразованных учителей, людей творческих, умеющих самостоя-тельно разбираться в любом теоретическом вопросе по своемупредмету. В этих целях на первом курсе факультета русского язы-ка и литературы студенты слушают пропедевтический курс «Вве-дение в литературоведение». «Его задача, — пишет Н. К. Асеев, —

* Задача взята из пособия: Практикум по психологии/Под ред. А. И. Щер-бакова. — С. 221—222.

** Задача б взята из кн.: Психологические задачи/Сост. А. И. Щербаков.—Л„ 1980.—С. 47—49.

*** Задачи 7 заимствована из кн.: Иващенко Ф. И. Задачи по общей пси-хологии.—Минск, 1979.—С. 17.

дать студентам основные представления о специфике литературы,ее назначении в обществе, о закономерностях развития. Сведенияэти нужны для того, чтобы студенты глубже воспринимали исто-рико-литературные курсы, усвоили навыки анализа художествен-ных произведений, умели дать правильную оценку тем или инымявлениям»'. Этот курс должен привить интерес к вопросам теориилитературы, развить у них самостоятельность творческого литера-туроведческого мышления. Вместе с тем автор утверждает, чтоэтот курс для студентов, впервые перешагнувших порог высшейшколы, очень сложен и труден.

Вопросы

1. Укажите, в чем, по вашему мнению, причины трудностиэтого курса для студентов.

2. Объясните, в чем сущность творческого литературоведческо-го мышления.

3. Докажите, что для развития самостоятельного литературо-ведческого мышления студентов необходимы теоретическая подго-товка и глубокий интерес к вопросам теории литературы.

Задача 8

В одном из исследований испытуемым (студентам) через элект-ронный тахистоскоп на 0,02 с предъявляли фотографии лиц людей,на которых требовалось составить характеристики. При первомпредъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики наоснове информации, которую они получали при восприятии тольковнешности данных лиц.

При повторном предъявлении им говорили, что это — «старостакурса», при третьем — это «хороший товарищ», при четвертом —это «отличники», и при пятом — это «хвостисты»9.

Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому жечеловеку—объекту восприятия—давали разные характеристики,приписывали ему различные потребности и способности, неодина-ковое отношение к учению, к жизни.

Вопросы

1. Укажите, какая особенность личности испытуемых оказаларешающее влияние на характеристику людей-объектов?

2. Какую положительную роль выполняет эта особенность привосприятии действительности в жизни человека?

Задача 9

В Советском Союзе каждому юноше и девушке «гарантируетсяравный и свободный выбор рода занятий и специальностей с уче-том интересов общества»3. Выбор профессии рассматривается не

' Асеев Н. К. Развитие литературоведческого мышления студентов//Совер-шенствование подготовки учителей.—Казань, 1980.—С. 135—136.

2 Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности.—Л., 1970.—С. 31.

3 Конституция (Основной Закон) СССР.—М., 1978.


только как личное дело, но и как дело большой общественнойзначимости. Поэтому при выборе профессии решается вопрос нетолько кем быть, но и каким быть. Социалистическое обществозаинтересовано в том, чтобы будущие специалисты уже в процессе их профессиональной подготовки овладели мастерством своей бу-дущей специальности.

Как известно, педагогическая деятельность — это деятельностьвзрослых членов общества, профессиональной целью которых явля-ется воспитание подрастающих поколений'. Педагогическое мас-терство учителя — это синтез личных качеств учителя, его знаний,умений и навыков2. Формирование педагогического мастерстваорганично связано с воспитанием личности студента как будущегоучителя, воспитателя.

Вопросы

1. Какими качествами личности должен обладать студент педа-гогического учебного заведения, чтобы хорошо подготовить себя кработе в школе?

2. Объясните, почему формирование педагогического мастерст-ва у студентов — будущих учителей органично связано с воспита-нием их личности.

Задача 10

Психологические исследования показывают, что межличностноепонимание — непременное условие культуры общения и созданияздорового микроклимата в служебных и семейных отношенияхмежду людьми.

Прочитайте внимательно пример «из жизни».

«Молодые супруги поженились по страстной любви. И ужеговорят о разводе. Причина? «Неконтактность»:

— Она всегда скандалит из-за пустяков. Вздорный характер,никогда ни в чем не уступит, — жалуется муж.

— Он все делает не вовремя, со мною не считается. Гвоздизаколачивает обязательно, когда я устала, лежу с головной болью.О чем ни спросишь, все завтра, да завтра...—парирует жена»3.

Вопросы

1. Укажите, какие отрицательные качества личности явилисьпричиной нездоровых взаимоотношений между людьми в приве-денном примере.

2. Какие особенности личности оказывают решающее влияниена взаимоотношения в процессе общения?

' См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско-го.—М., 1979.—С. 258.

2 См.: Щербаков А. советского учителя.— Л.,

3 См.: Ковалева Л., нист,— 1979.—№ 2.

3. Докажите, что межличностное понимание между людьмиявляется непременным условием создания здорового микроклима-та в служебных и семейных отношениях.

Темы курсовых исследований

1. Особенности взаимоотношений старшеклассников с учителя-ми, одноклассниками, родителями.

2. Особенности взаимоотношений учащихся ПТУ в учебном итрудовом коллективах.

3. Психологический анализ профессиональных интересов стар-ших школьников.

4. Роль оценки и самооценки в самовоспитании старшегошкольника.

5. Мотивы учебной деятельности и поведения старших школь-ников.

6. Эстетические интересы современных старших школьников.

И. Психологические основы формирования личности1967.—С. 99. Рябичев А. Как научить понимать//Молодой комму-


Раздел IIIПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 8. Психология воспитания и самовоспитания какцеленаправленного процесса формированияличности

Методические указания

Психология воспитания—наиболее сложный и малоразрабо-танный раздел педагогической психологии, изучающий внутренние(психологические) механизмы становления и развития личности вцелом, а также отдельные ее свойства.

Личность формируется в деятельности, во взаимодействии сматериальной и социальной средой. Вне активности нет становле-ния и развития личности. При этом важнейшим фактором ее фор-мирования выступают социальные связи, включенность в жизньобщества, в группы, коллективы разного масштаба. Одним изнаправлений взаимодействия личности и социальной среды явля-ется воспитание—целенаправленно спланированный и организо-ванный процесс.

Через всю практическую работу над темой должна пройти идеядеятельностного опосредования воспитания и перевоспитанияшкольника. Студентам необходимо усвоить, что формированиеличности ребенка совершается в деятельности. Темп формированияотдельных свойств, полнота и цельность, устойчивость личностипрямо пропорциональны энергичности школьника в труде, учении,игре, общении. При этом важно подчеркнуть, что деятельностьвыполняет развивающую и воспитывающую функции в том случае,если обеспечена ее мотивационная сторона, т. е. если у воспитан-ника складываются достаточно осознанные, стойкие и сильныевнутренние побуждения. Мотивационная сфера ученика—это ре-зультат его жизнедеятельности, в которой воспитательный процесс.(школы, семьи) занимает существенное место. Поэтому внутрен-ние побуждения к различным видам деятельности школьникадолжны быть заботой учителя-воспитателя. Воспитателю целесооб-разно знать и содержание, и силу мотивов, и отношение к нимсамого школьника, и не только знать, но и содействовать ихвоплощению в делах, поступках. Задачей воспитателя являетсяформирование системы общественно значимых мотивов.

В ходе занятий преподаватель акцентирует внимание студентовна прямой зависимости между деятельностью и формируемымсвойством. Так, для воспитания ответственности необходимы си-туации ответственной зависимости; для формирования выдержки —такие дела и такие жизненные обстоятельства, в которых форми-руется данное свойство.

При изучении психологических проблем воспитания важнымявляется вопрос о психологических механизмах формирования лич-ностных свойств. Как показывают теоретические и эксперименталь-ные исследования, любое свойство в развитии проходит некоторыестадии, этапы. При этом существует общая этапность для всехсвойств, которая отражает общеметодологический принцип форми-рования личности. Имеется в виду превращение внешних социаль-ных влияний во внутреннее, субъективное достояние. Иначе говоря,в этом случае путем усвоения социального опыта вырабатываетсяновое свойство. Кроме того, существуют стадии, специфическиедля конкретного личностного свойства. Зная те и другие, воспи-татель сообразно с задачами, целями строит работу по формиро-ванию свойств либо по их перестройке.

Важным вопросом, рассматриваемым в данной теме, являетсяпсихологический механизм превращения внешнего воспитательно-го управления во внутреннюю систему самоуправления и самовос-питания.

^С-аморегуляция и самоуправление—один из структурных эле-ментов личности. Они включаются в личностное свойство, но'представленность их в разных свойствах неодинакова: в одних онилишь намечаются, в других являются преобладающими. Напри-мер, в свойствах, выражающих направленность личности, этиструктурные элементы представлены в значительно меньшей сте-пени, нежели в волевых свойствах.

Высшим уровнем развития саморегуляции и самоуправленияследует считать самовоспитание, самосовершенствование. Психо-логи, изучавшие проблему самовоспитания, показали природуэтого феномена, разработали программы, предложили способыработы тем, кто решит заняться самовоспитанием.

В ходе работы над темой студентам следует убедиться в том,что воспитательное воздействие тогда ценно, когда ученик вычле-нит из него и «присвоит» способ регуляции, превратив его в способсаморегуляции. Здесь уместно напомнить студентам о понятии«интериоризация», с которым они познакомились при изучениикурса общей психологии; показать своеобразие интериоризациив формировании личностных свойств и системы самоуправления.Самовоспитание, самосовершенствование выступают высшим ре-зультатом интериоризации.

Важным вопросом, подлежащим рассмотрению на практиче-ских занятиях, является вопрос о количественной и качественнойнеравномерности в формировании личности ребенка. Психологамидоказано, что свойства личности не формируются одновременнос одинаковой полнотой: одни из них «забегают» вперед, другиеотстают. Как показывают исследования, отдельные свойства лич-ности набирают темп уже в раннем детстве; другие, напротив,лишь намечаются и сохраняются в своеобразном латентном состо-янии, делая затем, в подходящих условиях, скачок. При этомнекоторые свойства привязаны к тому или иному возрастномупериоду. Так, согласно исследованию Б. Г. Ананьева, у детей


прежде всего формируются коммуникативные свойства, что связа-но с неотъемлемой стороной жизнедеятельности — общением ре-бенка со взрослыми.

Неравномерность развития свойств личности и черт характераособенно отчетливо наблюдается у подростков. Не случайно этотпериод именуется временем бурь и противоречий. Например, уодного и того же подростка можно наблюдать отчужденность,охлаждение отношений с родителями, постепенный выход из-подих опеки и одновременно сближение со сверстниками, укреплениедружеских отношений; настойчивость в спорте и полное отсутст- «вие ее в школьных учебных делах и т. д. Непоследовательностьв проявлении характерологических и личностных черт создает тунеустойчивость и противоречивость личности в целом, с которойимеет дело воспитатель, да и сам подросток.

Может возникнуть вопрос: существует ли в развитии личностипериод, когда черты характера согласовываются, «подгоняются»друг к другу? Такое согласование наступает в более поздние пе-риоды — в старшем юношеском возрасте. Однако не исключеныи такие случаи, когда противоречивость личности сохраняется надолгие годы, а порой и на всю жизнь.

В тесной связи с вопросом о неравномерности формированияличности находится проблема устойчивости личности. Ее целесо-образно рассмотреть с точки зрения формирования и реализации Ымотивации школьника (индивидуальной и коллективистической),а также проявления конформизма. Устойчивость личности рас-сматривается в двух аспектах: устойчивость как способность че-ловека сохранять свои личные позиции и противостоять воздейст-виям, противоречащим его личным установкам; устойчивостьличности как способность человека реализовывать свои личност-ные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.Первый аспект называют оборонительным, второй — наступатель-ным (В. Э. Чудновский).

Устойчивость личности обусловлена содержанием мотивациии целей, а также степенью сформированности конкретных личност-ных свойств.

На занятиях по теме внимание студентов должно быть обра-щено наупроблему общения и межличностных отношений школь-ников в учебных и иных группах и коллективах. Известно, чтообщение играет значительную роль в становлении и формированииличности. В общении складывается и проявляется статус личнос-ти, положение в межличностных отношениях. В свою очередьстатус является одним из источников формирования самооценки.В этом случае оценка одноклассниками учебной деятельности, по-ведения, манеры общения и других проявлений школьника фикси-руется в сознании последнего, превращаясь в самооценку. Оценкаи самооценка создают своеобразный эмоциональный микроклиматученика — благополучный или неблагополучный. На занятии сле-дует напомнить студентам о социометрии как наиболее оператив-

ном методическом приеме изучения межличностных отношений истатуса школьников.

В работе над темой следует остановиться на психологическихпредпосылках формирования материалистического мировоззренияи морального воспитания учащихся. Формирование материалисти-ческого мировоззрения—сложный и длительный процесс. Он неограничивается созданием и закреплением частного психологиче-ского механизма, умственного или моторного действия. Мировоз-зрение—это сложноструктурное образование, состоящее из «ин-теллектуального», «личностного» и «практического» компонентов.Интеллектуальный компонент—запас знаний и умение их приме-нять; личностный — отношение, мотивация, моральная направлен-ность; практический—реализация знаний в практической деятель-ности, собственном поведении'.

Каждый из компонентов мировоззрения несет определеннуюнагрузку и в ходе воспитания и формирования мировоззрениядолжен быть «отработан», закреплен в сознании школьника. Вто же время все компоненты взаимосвязаны.

С вопросом о формировании материалистического мировоззре-ния тесно связан вопрос о психологических предпосылках нравст-венного воспитания. Можно считать, что психологические механиз-мы нравственного становления личности в известной мере совпа-дают с механизмами становления мировоззрения.

В становлении нравственной стороны личности школьника, каки при формировании мировоззрения, на первый план выступаютзнания нравственных норм, правил, традиций, обычаев. В созна-нии школьника они существуют в понятиях и представлениях.«Личностным» компонентом нравственной стороны школьникаявляется эмоциональность, переживание. Оно придает своеобраз-ный колорит знаниям нравственных категорий, делает их болеестойкими. Поэтому соединить в ходе воспитания знание и пере-живание—это значит решить вопрос о мотивации моральногоповедения, а также способствовать моральной оценке поведенияокружающих.

Третьим компонентом нравственной характеристики ученикаследует считать поведение, которое в конечном счете определяетнравственный облик личности. В поведении получает реализациюмотивационная сфера, нравственное сознание. Наиболее полно иотчетливо нравственность личности выражается в поступках. По-ступок—действие (или бездействие) человека, подлежащее оцен-ке с позиции норм морали. Серия поступков в разных ситуацияхи создает нравственный облик. Воспитание школьника предпола-гает выработку у него потребности в поведении (поступках),наполненных во всех частях (от мотива до исполнения) нравст-венным содержанием и переживанием.

Ранее было сказано о деятельном опосредовании воспитания.

ич'———————————

~" ' См.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. — Минск,1975.—С. 170.

Ч Заказ 2?68 161


В качестве самостоятельного вопроса должен быть рассмотренпроизводительный труд как важнейший фактор формированиясоциалистического типа личности. В Основных направленияхреформы общеобразовательной и профессиональной школы со всейчеткостью ставится задача приобщения учащихся к трудовой дея-тельности, выработки у них производственных навыков и умений.Вместе с тем в документе отмечается исключительная роль трудав воспитании юного поколения советских людей.

Разработкой теории и практики воспитания в производитель-ном труде занимаются педагогика, частные методики. Педагоги-ческая психология выясняет психологические механизмы всегокомплекса трудовой деятельности, в том числе механизмы форми-рования личностных свойств в условиях производительного труда,на знании которых строится теория и практика воспитания.

В педагогической психологии, а также психологии труда на-коплен значительный багаж знаний о влиянии производительноготруда на выработку положительных качеств личности.

На практических занятиях следует оживить в памяти студентовпсихологическую характеристику труда как основного вида дея-тельности, с которой они ознакомились в курсе общей психологии.Л далее целесообразно отметить, что труд в его разнообразныхиидах, выраженный в профессиях, формирует некоторые общиесвойства личности. Вместе с тем конкретный вид труда неизбеж-но влияет на возникновение и упрочение специфических свойстви качеств. Необходимо подчеркнуть, что в труде у учащихся фор-мируется отношение к предмету труда, к самой деятельности,приобретаются навыки общения, обращения с участниками сов-местного труда.

В пределах темы необходимо рассмотреть вопрос о професси-ональном самоопределении школьников и выборе ими жизненногопути. Как правило, в педвузе этот материал выносится на спец-семинар или излагается в спецкурсе. На занятиях по возрастнойи педагогической психологии для подробного и всестороннего рас-смотрения данного материала условий нет. Поэтому из обширногосодержания целесообразно вычленить некоторые, наиболее суще-ственные положения. Ими, на наш взгляд, являются следующие:

— социальная, государственная и личностная значимость пра-вильного выбора профессии в юношеском возрасте;

— характеристика групп профессий и требования, предъявля-емые ими к человеку;

— мотивы профессионального самоопределения школьников,их истоки;

— склонности, способности и другие свойства личности уча-щихся, их развитие в целях профессионального самоопределения;

— некоторые приемы выявления у школьников профессио-нально ценных (необходимых) свойств и качеств.

Известно, что педагогические действия органически вытекаютнз задач коммунистического воспитания. Они направлены на вы-работку у школьников умений, навыков, привычек, а в конечном

счете—на формирование личности во всей совокупности ее свойств.Педагогические действия могут быть предназначены для всехучащихся данного возраста. Это общие приемы, способы, методывоспитания. Но существуют и используются такие педагогическиедействия, которые применимы лишь к конкретному школьнику. Ипервые и вторые должны сообразоваться с уровнем воспитанностиучащихся, их индивидуально-психологическими особенностями.психическим состоянием и другими факторами.

^Следует уделить внимание психологическому обоснованию наи-более распространенных видов педагогического действия: убежде-нию, приучению, поощрению, наказанию. Изучая закономерностиформирования личности, психология воспитания выделяет показа-тели развития того или иного свойства и в целом личности, асопоставление свойств каждого ребенка с этими показателямистановится диагностической процедурой по определению уровнявоспитанности. Отсюда возможность педагогического вывода о том,какие средства, приемы, способы следует применить к данномуребенку с целью дальнейшего воспитания или перевоспитания.

Таким образом, на первом семинарском занятии целесообраз-но рассмотреть методологические проблемы психологии воспита-ния, обратив особое внимание на значение марксистско-ленинскогоучения о всестороннем развитии личности как основы коммуни-стического воспитания и роль психологических знаний для пост-роения теории воспитания. Следует также дать критическуюоценку идеалистическим и биологизаторским концепциям, лежа-щим в основе буржуазных теорий воспитания.

На втором семинарском занятии, посвященном идейной и мо-ральной устойчивости личности, следует уделить больше вниманияформированию у советских школьников направленности личностии устойчивости их жизненной позиции, формированию положитель-ных свойств в общественно полезном труде, индивидуальномуподходу в воспитании.

Третье занятие отводится рассмотрению роли коллектива зформировании личности. На этом занятии необходимо подчеркнутьто значение, которое имеют общение и межличностные отношенияв системе «учитель—ученик», «ученик—ученик» для становленияи формирования личности, ее коллективистических качеств.

На четвертом занятии следует рассмотреть психологическиепредпосылки профессионального самоопределения школьников,возможности диагностирования уровня воспитанности.

Пятое занятие отводится практическому овладению студента-ми методикой определения уровня воспитанности школьников.

Планы семинарских и практических занятий

Первое занятие (семинарское) Методологические проблемы психологии воспитания

1. Формирование гармонично развитой, общественно активнойличности—главная задача коммунистического воспитания.

II*


2. Значение психологических знаний для построения теориивоспитания.

3. Деятельность—основа формирования индивида как лич-ности.

4. Проблема управления и самоуправления воспитанием.

5. Критика идеалистических и биологизаторских концепций,лежащих в основе буржуазных теорий воспитания.

Второе занятие (семинарское)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.075 с.)