Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности восприятия младшими школьниками учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Особенности отношения первоклассника к учителю. 2. Особенности восприятия учителя младшими школьниками (I,II, III, IV классы): а) описание методики эксперимента; б) анализ полученных результатов. 3. Изменения восприятия детьми учителя от I к IV классу. Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни-ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им.А. И. Герцена.—1971.—Т. 445. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л.: Изд-воЛГУ, 1965. Коломинский Я. Л., Березовик Н. А. Учитель и детский коллек-тив.—Минск: Народная асвета, 1975. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьни-ка,—М.: Просвещение, 1977.—С. 215—219. 9. Психологический анализ причин неуспеваемости младшихшкольников 1. Психология готовности ребенка к обучению в школе. 2. Характеристика мотивов учения у детей с пониженной обучае-мостью. 3. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающихмладших школьников: а) описание методик эксперимента; б) анализ результатов исследования. 4. Причины неуспеваемости младших школьников и возможныепути преодоления неуспеваемости. Дубровина И. В. Некоторые особенности проявления специфи-ческих особенностей у младших школьников/Щсихологическиепроблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давы-дова.—М.: Просвещение, 1977.—С. 260—266. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. Исследование развития позна-вательных интересов младших школьников в различных условияхобучения//Вопросы психологии. — 1975. —№ 3. Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивову детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.—1977.—№ 1. Особенности памяти и мышления младших школьников, от-стающих в развитии.—М.: Педагогика, 1973. Маркова А. К., Абрамова Г. Г. Психолого-педагогические ас-пекты проблемы индивидуальных различив/Вопросы психоло-гии.—1977.—№ 2. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость школь-ников.—Минск: Народная асвета, 1977. Проскура Е. О психологической готовности к школе перво-классников/УДошкольное воспитание. — 1977. —№ 8. Психологические проблемы неуспеваемости школьника/Подред. Н. А. Менчпнской.—М.: Педагогика, 1971.—Гл. 2, 3, 4. Фомичева Т. В., Ходор Н. И. О влиянии некоторых факторовна успеваемость учащихся первых классов//Вопросы психоло-гии.—1978.—№ 6. 10. Особенности оценки и самооценки в младшем школьномвозрасте 1. Оценка и самооценка как проблема психологии личности. 2. Описание методик изучения оценки и самооценки младшихшкольников. 3. Анализ результатов эксперимента. 4. Характеристика изменений оценки и самооценки у детей млад-шего школьного возраста. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования са-мооценки в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии —1978.—№ 4. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки уча-щихся I—IV классов в учебной деятельности//Вопросы психоло-гии. — 1968.—Л" 3. Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни-ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им.А. И. Герцена.— 1971.—Т. 445. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л- Изд-воЛГУ, 1965. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 2. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учеб-ной деятельности.—М.: Просвещение, 1968.—Гл. 12. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки какличностного параметра умственной деятельности//Проблемы ди-агностики умственного развития.—М.: Педагогика, 1975. 11. Мотивы учебной деятельности и поведения младшегошкольника 1. Роль мотивов в поведении и деятельности человека. 2. Мотивы учения у младших школьников. 3. Мотивы выполнения общественных поручений в младшемшкольном возрасте. 4. Экспериментальное изучение мотивов поведения и деятельнос-ти младших школьников: а) описание методик эксперимента; б) анализ результатов исследования. 5. Возможные пути формирования положительных мотивов пове-дения и учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личностиМ.: Мысль, 1976. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 1, 2. Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивову детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.— 1977.—№ 1. Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития мо-тивов учения младших школьников//Психологические проблемыучебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова.—М.,1977.—С. 280—289. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред.Л. Н. Божович, Л. В. Благонадежиной.—М.: Педагогика, 1972. 12. Особенности взаимоотношений младших школьников в кол-лективе 1. Коллекгив—необходимое условие развития личности. 2. Особенности взаимоотношений младших школьников: а) описание методики эксперимента; б) анализ результатов эксперимента. 3. Условия, необходимые для формирования коллектива младшихшкольников. 4. Роль учителя в формировании классного коллектива. Божович Л. И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимо-отношения ребенка с коллективом и их влияние на формированиеличности//Вопросы психологии.—1976.—№ 1. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и пробле-мы воспитания/Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова.—М.: Педагогика, 1976. Кисловская В. Р. К вопросу об эмоциональном отношениишкольника к коллективу//Вопросы психологии.—1971.—№ 1. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ском коллективе.—Минск: Народная асвета, 1969. Роботова А. С. О некоторых психологических условиях воспи-тания правильных взаимоотношений учащихся в коллективе//Воп-росы психологии. — 1970.—№ 5. Социально-психологические проблемы формирования личностии учебно-воспитательного коллектива/Под ред. П. А. Просецкогои др.—М.: Педагогика, 1975. Шульгина Б. А. К характеристике принятия школьником мне-ния сверстников в конфликтной ситуации//Вопросы психологии. —1974.—№ 2. Тема 6. Психологические особенности подростковоговозраста Методические указания Данная тема занимает особое место не только в курсе психо-логии, но и во всем цикле психолого-педагогических дисциплин.Важность ее определяется, во-первых, большим практическим зна-чением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пя- ти—с IV по VIII—учителя имеют дело с подростками); во-вто-рых, тем, что она позволяет конкретизировать понятия о возрастеи о личности, с которыми студенты знакомятся в курсах общейпсихологии, педагогики, возрастной и педагогической психологии; в-третьих, при изучении этой темы наиболее рельефно проявляют-ся межпредметные связи между психологией и педагогикой, на-глядным становится необходимость психологических знаний дляучителя, невозможность без них понять поведение подростка,осуществить правильное педагогическое воздействие на воспитан-ника. Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психо-логического понятия возраста как качественной характеристикипсихики человека, которая отличается от житейского представле-ния о возрасте как о количестве прожитых лет. Некоторые дет"вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса,другие—позже—с V класса. Переход в следующий возрастнойпериод—ранняя, юность—у некоторых детей начинается уже вVII классе, другие остаются подростками вплоть до IX—XI клас-са. Указанные различия студенты могут увидеть на практике, таккак переход к подростковому возрасту характеризуется резкимизменением поведения детей, которое легко внешне наблюдается. Далее, раскрывая психологические особенности подростковоговозраста, полезно конкретизировать понятие личности, котороеизучается в курсах общей психологии и педагогики. Студентыдолжны убедиться, что на формирование личности подростка со-циальные ^факторь! ^оказывают ведущее влияние, а биологиче-^а^^^^ЙйДйДОВаадаег^С.оциальными факторами психическогоразвития являются: переход в среднюю школу и связанные спимизменения учебной деятельности, общения школьников и учите-лей; вступление в пионерскую организацию и позже—в комсо-мол, которое ведет за собой расширение общественно полезной i деятельности, повышение ее самостоятельности и практической л.отдачи; происходит изменение положения ребенка в семье: с рос-том физических и умственных возможностей ему начинают боль-ше доверять и поручать выполнение более сложной домашней ра-боты, включать в обсуждение семейных проблем. К биологическим факторам относятся: начало Полового созре-вания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройкавсех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснятьособенности поведения детей в этом возрасте только началом по-лового созревания. Это значительное упрощение, а часто — извра-,щение причинных зависимостей. Половое созревание как главней- .^, ший биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение <\ 'подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отноше-нию к старшим, негативизм и т. д. появляются не из-за самоТопо себе полового созревания, а через посредство социальных условийсуществования подростка: его статуса в коллективе сверстников,взаимоотношений со взрослыми и т. д. Преобразуя последние,можно воздействовать на поведение подростка. Резкое увеличение отрицательных поступков детей при пере-ходе в подростковый возраст—непослушание, упрямство, брави-рование своими недостатками, драчливость и др.—делает этотвозраст трудным для учителя. В ходе изучения этой темы студен-ты должны понять, что за каждой внешней реакцией учащегосястоит своя психологическая причина, которую легко упустить, еслиограничиваться только моральной оценкой поступков. Те действияподростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некуль-турные», «глупые», «вредные», «необъяснимые», на самом делеимеют прежде всего психологическое объяснение, вытекающее изособенностей данного этапа становления личности. Основной психологический «механизм» резкого изменения по-ведения в подростковом возрасте схематично можно представитьследующим образом. Начало полового созревания, связанное с по-явлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральнуюнервную систему, с бурным физическим развитием, повышает ак-тивность, физические и психические возможности детей и создаетблагоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрос-лости, самостоятельности. Однако на данном этапе психическогоразвития ребенок еще не может быть самостоятельным пол- ''ностью. Появляется одно из основных противоречий возраста —между возросшим ощущением самостоятельности и психическимивозможностями подростка, разрешение которого и ведет к даль-нейшему психическому развитию. Как происходит разрешение этого противоречия и как оно про-является во внешнем поведении детей? Отношения личности, как известно, складываются, осознают-ся, закрепляются, и проявляются в конкретных поступках. Следо-вательно, для 'формирования самостоятельности надо совершатьсамостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя быраз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно неза-висимым от непосредственного социального окружения, надо ужеиметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо—за-мкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная трудность здесь заключается в обретении хорошо зна-комой для зрелого человека и как раз отсутствующей у подрост-ка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознанияи самоуважения, которые и делают человека способным поступатьсамостоятельно, в одних случаях отстаивая свою правоту вопрекисопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глу-пого упрямства принимая их требования. У подростка существует несколько путей формирования само-уважения и самосознания. Один из них—развитие своей личнос-ти по образу и подобию личности взрослого человека, так какименно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью..-1Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возрас- \\ та, — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок,утвердить себя наравне со взрослыми. Чтобы решиться на само-стоятельные поступки, он непроизвольно как бы убеждает себя, что дмеет на- ато право, так как он уже, «взрослый». Поэтому «чув-ство взрослости» рассматривается психологами как главное но-вообразование личности в подростковом возрасте. Зная, что стремление получить статус взрослого закономернодля этого возраста и жизненно необходимо для полноценного пси-хического развития подростка, педагог должен правильно пони-мать психологическую природу связанных с этим отрицательныхпоступков, не препятствовать проявлениям у детей взрослости,а направлять их в положительное русло. Необходимость для под-ростка иметь образец для подражания педагог использует какодин из каналов влияния на детей, организуя встречи с передови-ками, диспуты после прочтения книг, просмотра фильмов и спек-таклей и т. д. Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверст-ников, где он-тможет «на равных» обсудить любые «взрослые»проблемы и не беспокоиться, что его одернут как маленького.Зная о большом значении для подростка общения со сверстника-ми, опытные учителя много внимания уделяют формированию по-ложительного общественного мнения в классе и в отдельных ми-крогруппах учащихся, стараются влиять на подростков через бли-жайших друзей, не допускают «выпадения» отдельных учащихся(особенно отстающих и «трудных») из структуры межличност-ных отношений классного коллектива, изучают (с помощью мето-да наблюдения или экспериментально) систему отношений си-м-патии—антипатии в своем классе. Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляетподростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость вовнешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к еенедооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и аг-рессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм иигнорирование советов и требований родителей и учителей и т. д. Сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива классашколы и т. д. может выступать не только как единичная реакцияна факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Этоодин из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущениязначительности своей личности, ее действенности, ее способностипротивостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою лич-ность с личностями других людей, ребенок начинает, так сказать,более контрастно представлять границы своего «я». Стремление к независимости у подростка внутренне связанос его большой зависимостью от личностных влияний окружающих.Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает и'определенное отношение к себе, и, как всякое внутреннее отноше-ние, оно складывается под влиянием отношений внешних, отноше-ний других людей к данной личности. Поэтому подросток оченьозабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую сре-ду, в которой эти отношения показывали бы ему, что он — взрос-лый, самостоятельный человек. Очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всяческиподдерживать у ребенка веру в себя. В противном случае неиз-бежны большие трудности в воспитании. Чтобы утвердиться в сво-их глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «я»,ребенок вынужден так или иначе проявлять себя вовне, пробо-вать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И еслинет возможности проявляться положительно, ребенок в силу пси-хологической необходимости проявляет себя в отрицательных по-ступках—бравировании своими недостатками, упрямстве ч др. Учитывая, что для данного возраста очень важно сформиро-вать самоуважение, учитель найдет пути повышения статусашкольника в классном и общешкольном коллективах, популяри-зируя успехи этого ученика в той или иной области, попытаетсямудро относиться к «срывам» в поведении детей, показывая им,что он верит в возможности каждого и уважает в подростке фор-мирующегося взрослого. Испытывая большую необходимость втакой поддержке, подросток становится подверженным влияниямучителя, являющегося источником этого столь необходимого длянего отношения. По мере взросления ребенка у него формируются такие лич-ностные структуры, как «идеальное Я», «моральное Я», «настоя-щее Я», мировоззрение, убеждения и др.; представление о себестановится более четким, устойчивым, менее зависимым от непо-средственного социального окружения, и поэтому отпадает необ-ходимость все время «утверждать» свою личность. С ростом зре-лости расширяются возможности совершать самостоятельные по-ступки и разрешаются основные противоречия подросткового воз-раста. Выделяют два этапа в процессе формирования отношения ксебе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум пе-риодам подросткового возраста—младший и старший подросток.На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей,утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого перио-да характерно некритическое подражание внешним манерамвзрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающейему ощущение своей взрослости, и т. д. На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ре-бенок, и начинает осознавать свою самобытность, своеобразиесвоей личности. В это время уже нет такой сильной зависимостиот группы сверстников. Когда товарищи заставляют подросткапоступать вразрез с его представлениями о себе самом, он можетотказаться от этого поступка и отстоять свое мнение. На этомэтапе характерно повышение внимания к внутреннему миру дру-гих людей и самоанализу, появление способности к самовоспита-нию и т. д. Меняются пути педагогического влияния на подростка. ^Формирование самосознания, отношения к себе как к отдель-ной, самостоятельной личности является существенной характери-стикой подростка любого пола и типа темперамента. Индивиду- i t-альные различия сказываются на выборе средств самоутвержде- 1 ния и на господствующих психических состояниях. Сложившиесяв обществе и усвоенные детьми представления о различиях соци-альных ролей мальчиков и девочек регламентируют пути утверж-дения личности в подростковом возрасте. Например, роль «клас-сного шута» как средство привлечения внимания к своей личнос-ти девочки, как правило, не применяют, но зато чаще, чем маль-чики, утверждают себя в учебе и общественной работе. Холерикии флегматики выбирают разные пути, чтобы утвердить свою лич-ность в глазах других. Индивидуальный подход в воспитании подростков должен осно-вываться на знании общего для всех детей этого возраста — необ-ходимости формирования отношения к себе как к отдельной са-мостоятельной личности— и-учете различий в Йеле, темперамен-те, интеллекте, общей, культуре, способностях ^характере. Педа-гог должен оказывать помощь подросткам, в выборе индивидуаль-ных" 1(и в то же время социально приемлемых) путей выражения,утверждения себя и самосознания.,,.. Поведение «трудного» подростка подчиняется той -же главнойзакономерности^ но по разным причинам им выбираются социаль-но неприемлемые пути утверждения своей личности. Семья, поло-жение в коллективе сверстников, отношение учителей, невозмож-ность проявить себя в учебе, отсутствие навыков общения и т. д.могут быть источниками трудностей формирования отношения ксебе как к самостоятельной личности и вызывать отклонения в по-ведении. Педагогу важно понять, какие из этих причин сработалив каждом конкретном случае, и помочь подростку преодолеть ихили найти новый вариант утверждения себя. Наряду с существенными изменениями личности, которые яв-ляются главными, определяющими все психическое развитие вэтом возрасте, у подростков происходит прогресс в познаватель-ной сфере. Ощущения, восприятие, память, внимание, чувства,мышление по мере развития становятся произвольными. Усвоениенаучных теоретических знаний приводит к развитию мышления, за счет чего у подростков появляется^доказательность.в рассуж-дениях, способность к дедуктивным умозаключениям,, критическоевосприятие учебног6'материала л моральных требований. "Изменения в^личности и в познавательной сфере тесно взаимо-связаны: развитие произвольных психических процессов опирает-ся на складывающуюся самостоятельность личности, а возмож-ности осознания и формирования своих личностных особенностейопределяются развитием мышления. Изучение данной темы необходимо строить исходя из ее зна-чения. Прежде всего на семинарских занятиях важно связать рас-сматриваемую тему с соответствующими разделами курсов об-щей возрастной и педагогической психологии, педагогики. На втором занятии полезно предложить студентам самостоя-тельно подготовить доклады, позволяющие сравнить психическиеособенности подростка и младшего школьника, младшего и стар-шего подростка, увидеть половые и индивидуально-типические различия подростков. Четкое осознание общего и различного в по-ведении подростков позволит наметить основные пути индивиду-ального подхода в воспитании. На отдельном занятии полезно подробно рассмотреть причиныотклоняющегося поведения учащихся. Здесь важно понять диалек-тическое взаимодействие биологических и социальных факторовпсихического развития; влияние семейного воспитания в раннемдетстве на поведение ребенка в подростковом возрасте; познако-миться с типами акцентуаций характера, наблюдающихся у под-ростков. Это позволит наметить принципиальные пути работы с«трудными». В связи с большим практическим значением данной темы не-обходимо добиваться максимальной оперативности знаний сту-дентов, умения использовать теорию в практических действиях.Для этого рекомендуется на каждом занятии (а также в виде до-машних заданий с последующим разбором на занятиях) решатьпсихологические задачи. В предлагаемые ниже задачи можно вво-дить дополнительные условия, касающиеся особенностей окру-жающей обстановки описываемой ситуации и особенностей лич-ности педагога и школьника (действующих лиц задачи). Помимонахождения правильных решений (их может быть несколько),важно "обсуждать варианты неправильного поведения педагога ипсихологически разбираться в возможных причинах этого. Некоторые задачи могут быть разыграны в ролях. Сравнениеи анализ разных исполнений одних и тех же ролей (и ученика, иучителя) чрезвычайно наглядно (что бывает порой неожиданнодля самих студентов) и убедительно показывают существованиебольших индивидуальных различий среди подростков, а такжесреди различных учительских позиций.' Метод ролевого тренинга,помимо конкретизации общих, абстрактных знаний применитель-но к частным ситуациям, встречающимся на практике, поможетпреподавателю диагностировать усвоение студентами теории. Для дальнейшего практического овладения данной темой ре-комендуется предложить студентам выполнить учебно-исследова-тельские задания (на II курсе) или курсовые работы (на III кур-се). Предложенные ниже темы курсовых исследований имеютмежпредметное психолого-педагогическое содержание. Лучше все-го их выполнять в рамках школьного практикума на младшихкурсах и методической практики на старших курсах—при сов-местном руководстве работой студента преподавателями психоло-гии и педагогики. Все темы требуют^от студента умения вестинаучное наблюдение за поведением подростка, фиксировать и под-считывать количество его отрицательных проявлений за опреде-ленный отрезок времени. Преподаватель психологии поможет сту-денту актуализировать знания, полученные при изучении темы«Методы возрастной и педагогической психологии», в частности,совместно со студентами наметит план и схему наблюдения, от-работает форму протокола наблюдения за отрицательными про-явлениями подростков (формы отрицательного поведения под- i27 ростков хорошо изложены в книге: Краковский А. П. О подрост-ках.—М.: Педагогика, 1970). Преподаватель педагогики поможетспланировать и провести соответствующие педагогические воз-действия на отдельных школьников или их группу (класс в це-лом): формирование общественного мнения с помощью бесед, ди-спутов или других мероприятий; организация общественно полез-пой деятельности школьников; формирование структуры коллек-тива класса и др. Сравнение количества отрицательных проявле-ний подростков, измеренных до и после педагогического воздейст-вия, позволит студентам убедиться в действенности знаний психо-логических особенностей детей, в тесной связи психологии и пе-дагогики. Планы семинарских занятийЛитература Занятие 1 (семинарское) Общие особенности подросткового возраста 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влия-ние на психические особенности и поведение подростка. Критикабиологизаторских учений о доминирующем значении полового со-зревания в понимании особенностей подросткового возраста. 2. Противоречие между возрастающей самостоятельностью ивозможностями ее осуществления; формирование личности в под-ростковом возрасте. 3.'Влияние коллектива и межличностных отношений в средесверстников на развитие личности подростка. 4. Общение в процессе общественно полезной дятельности какведущий вид деятельности в подростковом возрасте. 5. Перестройка учебной деятельности и развитие познаватель-ных процессов у подростка. Занятие 2 (семинарское)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.20 (0.014 с.) |