Основы профессионализма учителя-логопеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы профессионализма учителя-логопеда



 

Становление специалиста в любой области профессионального разви­тия обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и пси­хологов проводится анализ профес­сиональной деятельности учителя, его личности, педагогиче­ского обще­ния, раскрыва­ются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Ба­банский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Становление профессионализма опирается на общее психическое раз­ви­тие, создающее своего рода фонд потенциальных возможностей чело­века для выполнения того или иного вида деятельности. Так, в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способ­ности – способности к по­знанию, мышлению, общению, начальным формам труда. Затем эти способ­ности «специализируются» – человек обнаруживает у себя склонности и большую ус­пешность в конкретных видах труда (гума­нитарные, техниче­ские, художественные склонности и т. д.). Позднее, в юношеском возрасте, начинают складываться общие профессиональные спо­собности, а по мере работы человека в рамках узкой сферы человече­ской практики оттачива­ются профессиональные способности.

Прежде чем конкретизировать эти способности применительно к про­фессиональной дея­тельности учителя-логопеда, необходимо отметить, что становление специалиста в области коррекционной педагогики (лого­педии) тесно связано с развитием его личности. Такие черты лич­ности че­ловека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная само­оценка и другие могут оказывать позитивное влияние на вы­бор профес­сии, ход профессиональ­ной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществ­ления деятельности, установление профес­сио­нальных притязаний. Некото­рые особенности личности могут препят­ствовать ста­новлению про­фессио-нализма, например, недостаточное разви­тие общих способностей, не­га­тив­ные акцен­туации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мо­тива­ционной сфер и др.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном про­странстве, ее основными «плоскостями» выступают лич­ность, деятельность и общение, по­этому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от новообразова­ний, которые имеют ме­сто в каждой из этих сфер. Рассмотрим их подробнее.

 

Сто­роны профес­сио­на­лизма Признаки профессионализма Признаки непрофессиона­лизма
    Про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность   Понимание предназначения про­фес­сии учителя-лого­педа, ее соци­альной зна­чимо­сти Непонимание социальной значи­мо­сти, предназначе­ния про­фес­сии учителя-лого­педа
Овладение правовыми и де­онто­логи­че­скими нормами про­фес­сио­нальной дея­тельно­сти Нарушение правовых и де­он­толо­ги­че­ских нормативов профес­сии
Овладение компонентами педа­гоги­че­ской техники и мас­терства Недостаточное владение компо­нен­тами педагогической техники и мас­терства
Адекватное использование лого­педи­че­ских технологий, дос­ти­же-ние вы­соких и стабильных резуль-та­тов ло­гопедической коррекции Низкая эффективность про­фессио­наль­ной деятельно­сти, не­выпол­не­ние про­фессио­нальных функций
Творческие дейст­вия в профес­сиональной среде, осознание ин­дивидуаль­ной от­ветст­вен­но­сти за резуль­таты деятельности Пассивность и несамостоя­тель­ность в работе, отсутствие осозна­ния ин­ди­виду­альной от­вет­ствен­ности за ре­зультаты деятель­но­сти
Устойчивость к профессио­наль­ным пе­регрузкам, отсутст­вие ус­талости, сим­птомов «эмо­цио­нального сгора­ния» Высокая психологическая цена ре­зуль­тата, постоянное пе­реутомле­ние, уста­лость, апатия
  Про­фес­сио­наль­ное об­ще­ние Отнесение себя к профес­сио­наль­ной общности Отсутствие представления о себе в профессии
Овладение нормами и куль­турой пе­да­гогического общения и этики, комму­никативной куль­ту­рой Нарушение этических норм про­фес­сии, недостаточное вла­де­ние ком­му­никатив­ной куль­турой
Доброжелательность, эмпатич­ность про­фессио­нальной по­зи­ции, ком­му­ника­бельность Некомпетентность профес­сио­наль­ной коммуникации, не­умение слу­шать и по­нимать со­беседников
Готовность к изменениям, откры­тость для духовного взаи­мообо­гаще­ния, ана­лиз эф­фек­тивности собственного ком­муни­кативного поведе­ния Косность, консерватизм, за­кры­тость в общении, низкий уро­вень знания осо­бенностей своего ком­муникатив­ного по­тенциала  
Конкурентоспособность, умение вы­звать в социуме ин­те­рес к ре­зульта­там своей про­фес­сиональ­ной дея­тельности Отсутствие интереса к ре­зульта­там труда и ответствен­ности за профес­сио­нальные ре­шения и дей­ствия
    Про­фес­сио­наль­ная личность Устойчивая профессио­наль­ная мо­ти­ва­ция, интерес к про­фессии, продуманное по­ведение Неустойчивая или низкая профес­сио­нальная мотивация, спонтан­ное про­фес­сиональное по­ведение
Наличие позитивной Я-кон­цеп­ции, аде­кватной само­оценки Заниженная или завышен­ная само­оценка, низкий уровень про­фес­сио­наль­ных притязаний
Гибкость, вариативность мыш­ле­ния и речи, стремление к твор­че­ству Стереотипность в работе, противо­дей­ствие инновациям, ри­гидность, слабая изменяе­мость
Осознанное духовное обо­гаще­ние, из­менение себя сред­ствами про­фес­сии Профессионально-личност­ные ак­цен­туации и деформации лично­сти
Обогащение профессии средст­вами сво­его творчества Остановка в профессио­наль­ном росте, имитация ком­петентно­сти
Принятие себя как профес­сио­нала, стремление к мастер­ству Пассивность, спонтан­ность уча­стия в профессио­нальной жизни
Преобладание эмоцио­нально-по­ло­жи­тельного отноше­ния к про­фес­сии, удов­летворен­ность ею Преобладание отрицатель­ного эмо­цио­нального настроя, не­удов­летво­ренность, негати­визм
Опора на прошлый профес­сио­наль­ный опыт, преемствен­ность в работе Действия без учета преж­него опыта, в том числе и негативного, «топта­ние на месте»
Непрерывное профессио­нальное са­мообразование, высокая про­фес­сио­нальная обу­чаемость Устаревающий багаж про­фессио­нальных знаний, низкая профес­сио­нальная обучаемость

 

Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степе­нью це­лостности, сис­темности всех этих признаков, развитие которых про­исхо­дит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и ос­новные его показатели относятся к послевузовскому пе­риоду, ко­гда чело­век непосредственно приступает к выполнению профессиональной дея­тель­ности.

Модель профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд,может быть представлена в следующем виде:

 

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ Методологическая компетентность (понимание теоретических ос­нов профессии, целостное видение коррекционно-образователь­ных процессов и тенденций). Инструментальная компетентность (владение дифференциро­ван­ными логопедическими технологиями, методами и средствами профи­лактики, кор­рекции и устранения речевых нарушений у де­тей, подрост­ков и взрослых). Интегральная компетентность (умение сочетать теорию и прак­тику ло­гопедии). Коммуникативная компетентность (умение осуществлять компе­тентное и продуктивное педагогическое общение). Адаптивная компетентность (способность адаптироваться к изме­няю­щимся условиям).
    ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Гуманистическая направленность и человеколюбие. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность. Увлеченность профессией, трудолюбие; терпение. Целеустремленность, выдержка и самообладание. Социальная активность, решительность, настойчивость. Развитое самосознание и адекватная самооценка.   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА Профессиональное призвание. Профессиональное мышление. Этика, такт, общая и коммуникативная культура. Потребность в самосовершенствовании.
  СПОСОБНОСТИ: педагогические, речевые, коммуникативные, организаторские, творче­ские.  
     

Если рассматривать более подробно компоненты представленной мо­дели, то можно отме­тить, что основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют:

¨ использование правовых методов и этических норм, принци­пов де­он­тологии в организации процесса коррекционно-педагогического взаимо­дей­ствия с лицами, страдающими наруше­ниями речи;

¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и не­вербальными средст­вами педагогического общения;

¨ владение методами психолого-педагогического и логопедиче­ского об­следования, диффе­ренциальной диагностики детей и подростков с от­клоне­ниями в речевом развитии; консуль­тирования родителей и педаго­гов по про­блемам обучения, развития, жизненного и профес­сионального само­опреде­ления детей и подростков с нарушениями речи;

¨ умелое и творческое применение дифференцированных лого­пе­диче­ских технологий, мето­дов и средств профилактики, коррекции и устра­не­ния речевых нарушений у детей, подрост­ков и взрослых;

¨ владение методами воспитания и обучения, формирования ос­новных видов деятельности у детей с речевой патологией;

¨ владение современными компьютерными технологиями по­иска и обра­ботки информации, ведения логопедической документации, осущест­в­ления логопедической коррекции;

¨ стремление к профессиональному совершенствованию.

Среди качеств личности учителя-логопеда, необходимых для успеш­ной реализации про­фессиональных задач, следует выделить: гуманистиче­скую направленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность про­фессией, самообладание, тактичность, искренность, находчивость, наблюда­тель­ность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и др.

К организаторским качествам учителя-логопеда относятся следую­щие: организованность, инициа­тивность, самостоятельность, ответствен­ность, мо­биль­ность и адек­ватность при принятии и реализации решений в профессио­нальной деятель­ности, умение организовать игровую и познавательную дея­тельность детей и подростков с нарушениями речи, умение координи­ровать усилия специали­стов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых и др.

К коммуникативным умениям учителя-логопеда следует отнести сле­дующие базовые умения как синтез общепсихологических, социально-пси­хологических и специально-профес­сиональных качеств личности:

1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно поль­зо­ваться вербальными и невербаль­ными средствами общения; умение ор­гани­зовывать и поддерживать диалог; умение использо­вать в общении нормы ре­чевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуа­цией; умение активно слушать и др.

2. Перцептивные умения (восприятия и понимания друг друга): уме­ние быстро и пра­вильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, в ме­няющихся условиях общения; уме­ние управлять своим восприятием; умение понимать эмоциональное состояние, оценивать и прогнозировать эмоцио­нально-психологи­ческие реак­ции партнеров по общению; умение понять внутреннее состояние, особенности личности ребенка или подростка с нару­ше­нием речи.

3. Умения межличностного взаимодействия: умение занимать адек­ват­ную ролевую по­зицию; умение воздействовать на уровне диалога, по­лилога, межгруппового диалога и т. д.; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение строить конструктивные взаимоотно­шения с детьми, коллегами, родителями, администрацией; умение конст­руктивно разрешать конфликты и др.

Педагогическое мастерство учителя-логопеда складывается, по на­шему мнению, из сле­дующих взаимосвязанных компонентов:

1) высокая общая и нравственно-эстетическая культура;

2) обладание способностями к педагогической деятельности (педаго­ги­ческий гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, уве­ренно­сти в их способностях и возможностях; коммуникабельность; эмпа­тия; педа­гогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);

3) обладание личностными качествами педагога (направленность и воз­можности лично­сти, стиль поведения, убежденность и само­критич­ность, ис­кренность и способность вла­деть со­бой, целеустремленность, гибкость и др.);

4) профессиональная эрудиция и компетентность, т. е. владение лого­пе­дическими техно­логиями, адекватное и творческое их применение в практи­ческой деятельности;

5) безукоризненное владение техникой речи, включая механизмы ды­ха­ния, голосообразо­вания, артикулирования;

6) профессиональное владение лингвистическими, паралингвистиче­скими, невербаль­ными средствами педагогического общения;

7) коммуникативная культура;

8) стремление к совершенствованию своей профессиональной компе­тентности.

Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчест­вом, овладеть им сложно. Овладеть основами профессиональной коммуникатив­ной культурой можно двумя путями: изучая и осваивая природу, струк­туру и за­коны процесса общения; овладевая процедурой и технологией пе­дагогиче­ской коммуникации, умениями и навыками профессио­нально-пе­дагоги­че­ского общения, развивая коммуникативные способно­сти, собственный опыт коммуни­кативной деятельности.

 

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните смысл следующих утверждений:

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с челове­ком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

А. Сент-Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, ка­кими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими

Гете

2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный.

3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбуди­мый, уступчи­вый, поверхностный.

4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек».

5. Раскройте структуругуманизации личности учителя.

6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профес­сио­нальной куль­туры учителя.

7. Сравните структуру педагогических способностей и профессио­нально обусловленных свойств по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину.

8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства.

9. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с пси­хологической точки зрения (по А.К. Марковой).

10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полно­цен­ного коммуника­тивного развития детей и подростков с нарушениями речи.

11. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенно­стям детей и подро­стков с нарушениями речи, влияющим на их социоком­му­никативную совместимость.

12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учи­теля-логопеда.

13. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учи­теля-логопеда выступают личность, деятельность и об­ще­ние?

14. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма учителя-логопеда.

15. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успеш­ной реализации про­фессио­нальных задач.

Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

К основным положе­ниям гуманистической педагогики относятся:

а) принцип субординации

б) принцип монологизма

в) принцип диалогизации

г) все ответы верны

 

2. Укажите правильный ответ.

Культура общения как компонент профессиональной куль­туры со­стоит из:

а) культу­ры взаимопознания

б) культуры взаимопонимания

в) культуры взаимодействия парт­неров по общению

г) все ответы верны

 

3. Укажите правильный ответ.

К образам профессиональной куль­туры учи­теля относятся:

а) культура познания

б) культура труда

в) культура общения

г) куль­тура самосовершенствования

д) все ответы верны.

 

4. Укажите правильный ответ.

Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, за­мена его развивающим влиянием предполагает:

а) культуру убеждений

б) культуру эмоциональной жизни

в) культуру педагогического влияния

г) культуру представлений учителя о самом себе

д) все ответы верны

 

5. Укажите правильный ответ.

Для каждого педагога самым важным является:

а) больше внимания уделять учебным проблемам

б) тщательно планировать любое мероприятие

в) вести внеклассную, внеучебную работу с подопечными

г) любить учащихся, испытывать радость от общения с ними

 

6. Укажите правильный ответ.

«Эффективные» преподаватели, как правило, демонстрируют:

а) спокойную сдержанность, вежливую строгость, нена­зойливую пунк­туальность

б) умение дружески разговаривать, душевно улыбаться

в) умение терпимо относиться к промахам своих воспитан­ников, спо­койно разъяснять их ошибки

г) все ответы верны

 

7. Укажите правильный ответ.

Способности к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения по В.А. Крутецкому от­носятся к:

а) общим педагогическим способностям

б) личностным способностям

в) организационно-коммуникативным способностям

г) дидактическим способностям

д) все ответы верны

 

8. Укажите правильный ответ.

Экспрессивно-речевые способности по В.А. Крутецкому относятся к:

а) общим педагогическим способностям

б) личностным способностям

в) организационно-коммуникативным способностям

г) дидактическим способностям

д) все ответы верны

 

9. Укажите правильный ответ.

К коммуникативным профессионально обусловленным свойствам учи­теля относят:

а) требовательность

б) доброжелательность

в) профессиональную работоспособность

г) самоотверженное отношение к профессии

д) все ответы верны

 

10. Укажите правильный ответ.

Элементами педагогического мастерства являются:

а) гуманистическая направлен­ность личности

б) профессиональные знания

в) педагогические способности

г) педагогическая техника

д) все ответы верны

 

11. Укажите правильный ответ.

Креативность педагога является показателем:

а) способностей к педагогической деятельности

б) гуманистической направлен­ности личности

в) педагогической техники

г) профессиональных знаний

д) все ответы верны

 

12. Укажите правильный ответ.

К умениям педагога управлять своим поведением относят умения:

а) организаторские

б) социально-перцептивные

в) управ­ления педагогическим общением

г) мобили­зации учащихся на интен­сивную познавательную деятель­ность

д) все ответы верны.

 

13. Укажите правильный ответ.

Сред­ствами педагогической техники являются:

а) речь

б) паралингвистика

в) мимика

г) жесты

д) все ответы верны

 

14. Укажите правильный ответ.

Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуа­циях зави­сит от:

а) педагогического мышления и опыта преподавателя

б) знания и умения применять многочисленные приемы воздействия

в) такта учителя и умения подбирать оптимальные спо­собы общения с учащимися

г) все ответы верны

 

15. Авансировать похвалой целесообразно:

а) лучших учеников

б) благополучных учащихся

в) того, кто еще поощрения не заслужил, но уже начал про­являть при­ле­жание, дис­циплинированность, активное отно­шение к жизни класса, школы

г) любого школьника

 

16. Укажите правильный ответ.

Систематические угрозы и наказания, строгий контроль, детальный раз­бор каждого про­ступка…

а) помогают наладить дисциплину

б) заставляют учеников более изощренно маскировать от­рицательные стороны сво­его по­ведения

в) подрывают авторитет учителя, не способны исправить школьника

г) являются неотъемлемой составной частью методики вос­питания

 

17. Укажите правильный ответ.

Самовоспитание начинается с:

а) самоприказа

б) самооценки

в) самоубеждения

г) самоободрения

д) все ответы верны.

 

18. Укажите правильный ответ.

К активным методам обучения общению относятся:

а) групповая дискуссия

б) ролевая игра

в) разбор конкретных ситуаций

г) все ответы верны

 

19. Укажите правильный ответ.

К продуктивным стилям педагогического общения относятся:

а) общение – дистанция

б) общение на основе дружеского расположения

в) общение – устрашение

г) общение на основе увлеченности совместной творческой дея­тельно­стью

д) общение – заигрывание

 

20. Укажите правильный ответ.

К средствам, повышающим эффективность педагогического коммуни­ка­тивного воздейст­вия, относятся:

а) инициа­тивность

б) система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации

в) повышение и усиление голоса в на­чале каждой последующей фразы

г) все ответы верны

 

21. Укажите правильный ответ.

Какие коммуникативные барьеры могут отмечаться у детей и подрост­ков с общим недо­развитием речи?

а) фонетические

б) семантические

в) лексические

г) все ответы верны

 

22. Укажите правильный ответ.

Основными компонентами профессиональной компетентности учи­теля-логопеда явля­ются:

а) адекватное использование логопедических технологий

б) владение педагогической техникой и мастерством

в) владение коммуникативной культурой

г) все ответы верны

 

23. Укажите правильный ответ.

К умениям учителя-логопеда взаимо­дей­ствовать с детьми в процессе коррекционно-раз­вивающего обучения относятся:

а) коммуникативные умения

б) организаторские умения

в) умения организовать диалогическое общение

г) стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную актив­ность детей

д) все ответы верны

 

24. Укажите правильный ответ.

Признаками профессионализма учителя-логопеда в области профес­сио­наль­ного обще­ния являются:

а) отнесение себя к профессиональной общности

б) овладение нормами и культурой педа­гогического общения и этики

в) овладение комму­никативной культурой

г) ана­лиз эффективности собственного ком­муникативного поведения

д) все ответы верны

 

25. Укажите ошибку.

Признаками профессионализма учителя-логопеда являются:

а) недостаточная эффективность профессиональ­ной деятельности

б) понимание предназначения профессии, ее социальной значимости

в) овладение компонентами педагогиче­ской техники и мастерства

г) осознание индивидуальной ответствен­ности за результаты деятель­но­сти

 

26. Укажите правильный ответ.

Модель профессионализма учителя-логопеда представлена следую­щими компонентами:

а) профессиональные качества

б) способности

в) личностные качества

г) различные виды компетентности

д) все ответы верны

 

27. Укажите правильный ответ.

Компонентами педагогического мастерства учителя-логопеда явля­ются:

а) профессиональная компетентность

б) коммуникативная компетентность

в) педагогическая компетентность

г) все ответы верны

 

Тестирование

 

1. 1. Определите свой психологический тип по отношению к окру­жающим, оценивая приве­денные высказывания в баллах от 0 до 4 [94].

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность об­ще­ния.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не ко­паться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов.

1–12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компа­нии способен на­гнать на всех тоску. Такой человек ориен­ти­рован в основном на собственные чув­ства, застенчив, общению предпо­читает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не до­веряет, любит порядок. Пессими­стичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший педа­гог или организа­тор. По темпераменту обычно флегматик или мелан­холик.

13–24 балла. Амброверт. Для него характерны спокой­ные, ровные от­ношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими ка­че­ствами обладают, как прави­ло, лучшие руководители, педагоги – сло­вом, все, чья ра­бота требует умения общаться с людьми.

25–36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общитель­ный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрас­ный импровизатор. Все у него по­лучается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собст­венным обя­зательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно на­звать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контро­лировать эмоции и чувства. По темпераменту такой человек обычно холе­рик или сангвиник.

 

2. Протестируйте свои личностные професси­ональные качества, от­ве­чая на вопросы «да», «нет», «иногда».

Вопросы

1. Любите ли вы анализировать свои поступки?

2. Проявляете ли вы инициативу в решении нужных, но неприят­ных дел?

3. Вы легко ориентируетесь в критических обстоятельствах?

4. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

5. Стремитесь ли вы отстаивать свое мнение, если оно расходится с мнением ваших кол­лег?

6. Можете ли вы сразу признать свою ошибку?

7. Считаете ли вы, что надо отстаивать собственное мнение по лю­бому вопросу?

8. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?

9. Используете ли вы ошибку, допущенную вашим оппонентом в пылу полемики?

10. Какими из названных качеств вы обладаете (самооценка дол­жна быть объективной): на­блюдательность, уверенность, артис­тизм, увле­чен­ность, объективность, находчивость, чув­ство меры, остроумие, обая­ние, эру­диция, неравнодушие, тактичность, оп­тимизм?

Обработка результатов

Ответив «да», Вы получаете 2 балла; «нет» – 1 балл; в ответе на во­прос № 10 засчитыва­ется 1 балл за каждое отмеченное Вами качество.

Пред­полагается, что отрицательным будет ответ на вопросы 4, 7, 8, 9; если же ответ по­ложителен, он оценивается как «минус 1 балл», ответ «ино­гда» означает нулевую оценку.

Суммируйте баллы. Вот как будет выглядеть диагностика ваших лич­но­стных профессио­нальных качеств:

23–20 баллов – Вы близки к идеалу;

19–14 баллов – Вы правильно выбрали профессию и будете хо­рошим учителем, но стоит подумать о более жестком самоконтроле;

менее 13 баллов – Вам нужно много работать над самосовершенство­ва­нием или подумать о перемене профессии.

 

 

Ответы на тестовые задания

 

1 в; 2 г; 3 д; 4 в; 5 г; 6 г; 7 б; 8 г; 9 б; 10 д; 11 а; 12 б; 13 д; 14 г; 15 в; 16 б, в; 17 б; 18 г; 19 б; 20 г; 21 г; 22 г; 23 д; 24 д; 25 а; 26 д; 27 г.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.156 с.)