Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы профессионализма учителя-логопеда↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление специалиста в любой области профессионального развития обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и психологов проводится анализ профессиональной деятельности учителя, его личности, педагогического общения, раскрываются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Бабанский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.). Становление профессионализма опирается на общее психическое развитие, создающее своего рода фонд потенциальных возможностей человека для выполнения того или иного вида деятельности. Так, в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности – способности к познанию, мышлению, общению, начальным формам труда. Затем эти способности «специализируются» – человек обнаруживает у себя склонности и большую успешность в конкретных видах труда (гуманитарные, технические, художественные склонности и т. д.). Позднее, в юношеском возрасте, начинают складываться общие профессиональные способности, а по мере работы человека в рамках узкой сферы человеческой практики оттачиваются профессиональные способности. Прежде чем конкретизировать эти способности применительно к профессиональной деятельности учителя-логопеда, необходимо отметить, что становление специалиста в области коррекционной педагогики (логопедии) тесно связано с развитием его личности. Такие черты личности человека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка и другие могут оказывать позитивное влияние на выбор профессии, ход профессиональной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществления деятельности, установление профессиональных притязаний. Некоторые особенности личности могут препятствовать становлению профессио-нализма, например, недостаточное развитие общих способностей, негативные акцентуации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сфер и др. Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными «плоскостями» выступают личность, деятельность и общение, поэтому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от новообразований, которые имеют место в каждой из этих сфер. Рассмотрим их подробнее.
Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степенью целостности, системности всех этих признаков, развитие которых происходит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и основные его показатели относятся к послевузовскому периоду, когда человек непосредственно приступает к выполнению профессиональной деятельности. Модель профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд,может быть представлена в следующем виде:
Если рассматривать более подробно компоненты представленной модели, то можно отметить, что основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют: ¨ использование правовых методов и этических норм, принципов деонтологии в организации процесса коррекционно-педагогического взаимодействия с лицами, страдающими нарушениями речи; ¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и невербальными средствами педагогического общения; ¨ владение методами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей и подростков с отклонениями в речевом развитии; консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков с нарушениями речи; ¨ умелое и творческое применение дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых; ¨ владение методами воспитания и обучения, формирования основных видов деятельности у детей с речевой патологией; ¨ владение современными компьютерными технологиями поиска и обработки информации, ведения логопедической документации, осуществления логопедической коррекции; ¨ стремление к профессиональному совершенствованию. Среди качеств личности учителя-логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить: гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность профессией, самообладание, тактичность, искренность, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и др. К организаторским качествам учителя-логопеда относятся следующие: организованность, инициативность, самостоятельность, ответственность, мобильность и адекватность при принятии и реализации решений в профессиональной деятельности, умение организовать игровую и познавательную деятельность детей и подростков с нарушениями речи, умение координировать усилия специалистов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых и др. К коммуникативным умениям учителя-логопеда следует отнести следующие базовые умения как синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности: 1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение организовывать и поддерживать диалог; умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией; умение активно слушать и др. 2. Перцептивные умения (восприятия и понимания друг друга): умение быстро и правильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, в меняющихся условиях общения; умение управлять своим восприятием; умение понимать эмоциональное состояние, оценивать и прогнозировать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению; умение понять внутреннее состояние, особенности личности ребенка или подростка с нарушением речи. 3. Умения межличностного взаимодействия: умение занимать адекватную ролевую позицию; умение воздействовать на уровне диалога, полилога, межгруппового диалога и т. д.; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение строить конструктивные взаимоотношения с детьми, коллегами, родителями, администрацией; умение конструктивно разрешать конфликты и др. Педагогическое мастерство учителя-логопеда складывается, по нашему мнению, из следующих взаимосвязанных компонентов: 1) высокая общая и нравственно-эстетическая культура; 2) обладание способностями к педагогической деятельности (педагогический гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях; коммуникабельность; эмпатия; педагогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.); 3) обладание личностными качествами педагога (направленность и возможности личности, стиль поведения, убежденность и самокритичность, искренность и способность владеть собой, целеустремленность, гибкость и др.); 4) профессиональная эрудиция и компетентность, т. е. владение логопедическими технологиями, адекватное и творческое их применение в практической деятельности; 5) безукоризненное владение техникой речи, включая механизмы дыхания, голосообразования, артикулирования; 6) профессиональное владение лингвистическими, паралингвистическими, невербальными средствами педагогического общения; 7) коммуникативная культура; 8) стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности. Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно. Овладеть основами профессиональной коммуникативной культурой можно двумя путями: изучая и осваивая природу, структуру и законы процесса общения; овладевая процедурой и технологией педагогической коммуникации, умениями и навыками профессионально-педагогического общения, развивая коммуникативные способности, собственный опыт коммуникативной деятельности.
Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания 1. Объясните смысл следующих утверждений: Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. А. Сент-Экзюпери Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими Гете 2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный. 3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбудимый, уступчивый, поверхностный. 4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек». 5. Раскройте структуругуманизации личности учителя. 6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профессиональной культуры учителя. 7. Сравните структуру педагогических способностей и профессионально обусловленных свойств по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину. 8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства. 9. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с психологической точки зрения (по А.К. Марковой). 10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полноценного коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи. 11. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенностям детей и подростков с нарушениями речи, влияющим на их социокоммуникативную совместимость. 12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учителя-логопеда. 13. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учителя-логопеда выступают личность, деятельность и общение? 14. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма учителя-логопеда. 15. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успешной реализации профессиональных задач. Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ. К основным положениям гуманистической педагогики относятся: а) принцип субординации б) принцип монологизма в) принцип диалогизации г) все ответы верны
2. Укажите правильный ответ. Культура общения как компонент профессиональной культуры состоит из: а) культуры взаимопознания б) культуры взаимопонимания в) культуры взаимодействия партнеров по общению г) все ответы верны
3. Укажите правильный ответ. К образам профессиональной культуры учителя относятся: а) культура познания б) культура труда в) культура общения г) культура самосовершенствования д) все ответы верны.
4. Укажите правильный ответ. Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, замена его развивающим влиянием предполагает: а) культуру убеждений б) культуру эмоциональной жизни в) культуру педагогического влияния г) культуру представлений учителя о самом себе д) все ответы верны
5. Укажите правильный ответ. Для каждого педагога самым важным является: а) больше внимания уделять учебным проблемам б) тщательно планировать любое мероприятие в) вести внеклассную, внеучебную работу с подопечными г) любить учащихся, испытывать радость от общения с ними
6. Укажите правильный ответ. «Эффективные» преподаватели, как правило, демонстрируют: а) спокойную сдержанность, вежливую строгость, неназойливую пунктуальность б) умение дружески разговаривать, душевно улыбаться в) умение терпимо относиться к промахам своих воспитанников, спокойно разъяснять их ошибки г) все ответы верны
7. Укажите правильный ответ. Способности к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения по В.А. Крутецкому относятся к: а) общим педагогическим способностям б) личностным способностям в) организационно-коммуникативным способностям г) дидактическим способностям д) все ответы верны
8. Укажите правильный ответ. Экспрессивно-речевые способности по В.А. Крутецкому относятся к: а) общим педагогическим способностям б) личностным способностям в) организационно-коммуникативным способностям г) дидактическим способностям д) все ответы верны
9. Укажите правильный ответ. К коммуникативным профессионально обусловленным свойствам учителя относят: а) требовательность б) доброжелательность в) профессиональную работоспособность г) самоотверженное отношение к профессии д) все ответы верны
10. Укажите правильный ответ. Элементами педагогического мастерства являются: а) гуманистическая направленность личности б) профессиональные знания в) педагогические способности г) педагогическая техника д) все ответы верны
11. Укажите правильный ответ. Креативность педагога является показателем: а) способностей к педагогической деятельности б) гуманистической направленности личности в) педагогической техники г) профессиональных знаний д) все ответы верны
12. Укажите правильный ответ. К умениям педагога управлять своим поведением относят умения: а) организаторские б) социально-перцептивные в) управления педагогическим общением г) мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность д) все ответы верны.
13. Укажите правильный ответ. Средствами педагогической техники являются: а) речь б) паралингвистика в) мимика г) жесты д) все ответы верны
14. Укажите правильный ответ. Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях зависит от: а) педагогического мышления и опыта преподавателя б) знания и умения применять многочисленные приемы воздействия в) такта учителя и умения подбирать оптимальные способы общения с учащимися г) все ответы верны
15. Авансировать похвалой целесообразно: а) лучших учеников б) благополучных учащихся в) того, кто еще поощрения не заслужил, но уже начал проявлять прилежание, дисциплинированность, активное отношение к жизни класса, школы г) любого школьника
16. Укажите правильный ответ. Систематические угрозы и наказания, строгий контроль, детальный разбор каждого проступка… а) помогают наладить дисциплину б) заставляют учеников более изощренно маскировать отрицательные стороны своего поведения в) подрывают авторитет учителя, не способны исправить школьника г) являются неотъемлемой составной частью методики воспитания
17. Укажите правильный ответ. Самовоспитание начинается с: а) самоприказа б) самооценки в) самоубеждения г) самоободрения д) все ответы верны.
18. Укажите правильный ответ. К активным методам обучения общению относятся: а) групповая дискуссия б) ролевая игра в) разбор конкретных ситуаций г) все ответы верны
19. Укажите правильный ответ. К продуктивным стилям педагогического общения относятся: а) общение – дистанция б) общение на основе дружеского расположения в) общение – устрашение г) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью д) общение – заигрывание
20. Укажите правильный ответ. К средствам, повышающим эффективность педагогического коммуникативного воздействия, относятся: а) инициативность б) система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации в) повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы г) все ответы верны
21. Укажите правильный ответ. Какие коммуникативные барьеры могут отмечаться у детей и подростков с общим недоразвитием речи? а) фонетические б) семантические в) лексические г) все ответы верны
22. Укажите правильный ответ. Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются: а) адекватное использование логопедических технологий б) владение педагогической техникой и мастерством в) владение коммуникативной культурой г) все ответы верны
23. Укажите правильный ответ. К умениям учителя-логопеда взаимодействовать с детьми в процессе коррекционно-развивающего обучения относятся: а) коммуникативные умения б) организаторские умения в) умения организовать диалогическое общение г) стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей д) все ответы верны
24. Укажите правильный ответ. Признаками профессионализма учителя-логопеда в области профессионального общения являются: а) отнесение себя к профессиональной общности б) овладение нормами и культурой педагогического общения и этики в) овладение коммуникативной культурой г) анализ эффективности собственного коммуникативного поведения д) все ответы верны
25. Укажите ошибку. Признаками профессионализма учителя-логопеда являются: а) недостаточная эффективность профессиональной деятельности б) понимание предназначения профессии, ее социальной значимости в) овладение компонентами педагогической техники и мастерства г) осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности
26. Укажите правильный ответ. Модель профессионализма учителя-логопеда представлена следующими компонентами: а) профессиональные качества б) способности в) личностные качества г) различные виды компетентности д) все ответы верны
27. Укажите правильный ответ. Компонентами педагогического мастерства учителя-логопеда являются: а) профессиональная компетентность б) коммуникативная компетентность в) педагогическая компетентность г) все ответы верны
Тестирование
1. 1. Определите свой психологический тип по отношению к окружающим, оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 4 [94]. 1. Я легко сближаюсь с людьми. 2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь. 3. Я разговорчивый человек. 4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми. 5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения. 6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах. 7. Мне удается оживить скучную компанию. 8. Я говорю быстро. 9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь. Обработка результатов Подсчитайте сумму баллов. 1–12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший педагог или организатор. По темпераменту обычно флегматик или меланхолик. 13–24 балла. Амброверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, педагоги – словом, все, чья работа требует умения общаться с людьми. 25–36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства. По темпераменту такой человек обычно холерик или сангвиник.
2. Протестируйте свои личностные профессиональные качества, отвечая на вопросы «да», «нет», «иногда». Вопросы 1. Любите ли вы анализировать свои поступки? 2. Проявляете ли вы инициативу в решении нужных, но неприятных дел? 3. Вы легко ориентируетесь в критических обстоятельствах? 4. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки? 5. Стремитесь ли вы отстаивать свое мнение, если оно расходится с мнением ваших коллег? 6. Можете ли вы сразу признать свою ошибку? 7. Считаете ли вы, что надо отстаивать собственное мнение по любому вопросу? 8. Зависит ли ваше настроение от внешних причин? 9. Используете ли вы ошибку, допущенную вашим оппонентом в пылу полемики? 10. Какими из названных качеств вы обладаете (самооценка должна быть объективной): наблюдательность, уверенность, артистизм, увлеченность, объективность, находчивость, чувство меры, остроумие, обаяние, эрудиция, неравнодушие, тактичность, оптимизм? Обработка результатов Ответив «да», Вы получаете 2 балла; «нет» – 1 балл; в ответе на вопрос № 10 засчитывается 1 балл за каждое отмеченное Вами качество. Предполагается, что отрицательным будет ответ на вопросы 4, 7, 8, 9; если же ответ положителен, он оценивается как «минус 1 балл», ответ «иногда» означает нулевую оценку. Суммируйте баллы. Вот как будет выглядеть диагностика ваших личностных профессиональных качеств: 23–20 баллов – Вы близки к идеалу; 19–14 баллов – Вы правильно выбрали профессию и будете хорошим учителем, но стоит подумать о более жестком самоконтроле; менее 13 баллов – Вам нужно много работать над самосовершенствованием или подумать о перемене профессии.
Ответы на тестовые задания
1 в; 2 г; 3 д; 4 в; 5 г; 6 г; 7 б; 8 г; 9 б; 10 д; 11 а; 12 б; 13 д; 14 г; 15 в; 16 б, в; 17 б; 18 г; 19 б; 20 г; 21 г; 22 г; 23 д; 24 д; 25 а; 26 д; 27 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.) |