Ритмико-мелодическая характеристика речи учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритмико-мелодическая характеристика речи учителя



Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тес­но свя­зан со сложным про­цессом учебного слушания, поэтому для правильного вос­приятия учениками учебного мате­риала очень важна совершен­ная речь учи­теля. Нечеткое произношение отдельных звуков вы­зывает у учащихся непо­нимание, смех, моно­тонная речь нагоняет скуку, а неоправданно пате­тиче­ская интонация в личной беседе вызывает недоверие к учителю.

С. Соловейчик в статье «Человек свободный» пишет: «Как и во всяком деле, как и во вся­кой профессии, ремесло, требова­ния ремесла, или, лучше сказать, мастерства, человеку важнее – без ремесленных навыков, без мас­терства работать почти невоз­можно. Учишь ли ты или, на новый лад, раз­ви­ваешь – все равно нужны способы, методы, навыки. Виктор Федорович Ша­та­лов начинает свои семинары со скороговорок: пока не научишься яс­ной, быстрой и точной речи, в класс лучше не входить. Хорошая дикция – необ­ходимая часть учительского ремесла. И сколько такого в преподава­нии!» (Первое сентября. – 19 июля 1997. – № 75. – С. 1).

Речевое совершенство учителя и, конечно, учителя-лого­педа, во мно­гом обусловливается навыками владения им психотехникой речи.

Психо­техника речи явля­ется разделом психотехники об­ще­ния, раскры­вающим приемы эффек­тивного пользования лин­гвистиче­скими, паралин­гвистическими и экстралингвис­тическими средствами взаимодейст­вия лю­дей. Если лингвистические средства определяют со­держательность словес­ного действия, то паралингвистические и экстра­лингвисти­ческие – его выра­зитель­ность. Например, паузы, при их пра­вильном использовании, по­зво­ляют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наи­более важ­ные места (Е.В. Руденский).

Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движе­нием голоса (его по­вышение и понижение), темпоритмом, тембром, интен­сивно­стью звучания и ударением – фра­зовым и логическим. К основным характе­ристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относят следующие:

1) интонация (разнообразная, монотонная, подвижная);

2) дикция (ясная, нечеткая);

3) темп речи (быстрый, медленный, умеренный);

4) регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний);

5) сила голоса (сильный, слабый, умеренный);

6) тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).

Интонация – сложный комплекс невербальных ритмико-интонаци­он­ных средств (про­содических элементов), включающих мелодику, сте­пень громкости, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударе­ние, до­полняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрес­сивное зна­чение звучащей речи.

Интонацияиграет особую роль в общении, помогая лучше по­нять смы­словое содержание речи и отношение говорящего как к предме­ту речи, так и к собеседнику или аудитории. По ут­верждению психологов, 17–20% инфор­мации слу­шателю дает интонация говорящего. Глав­ными комму­ни­катив­ными достоинствами инто­нации являются ее естественность, соот­ветствие си­туации общения.

Мелодика речи – повышение и понижение тона голоса. В со­четании с ударениями и пау­зами фонетическая мелодика оформ­ляет смысловые от­но­шения между частями фразы. Повест­вовательная мелодика характеризу­ется понижением голоса на последнем ударном слоге; вопро­сительная — харак­теризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысло­вым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная — сви­детельст­вует об эмоциональ­ном побуждении, сопровождающем речь гово­рящего.

Основной тон высказывания – одно из главных средств интонаци­онно-звуковой выра­зительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он гово­рит. В создании тона большую роль играют тембр голоса и другие интонационные средства. (Например, тембр голоса Ю. Левитана, артикуля­ция, манера произносить фразу, интонаци­онная окраска каждого слова уже предвещали значительность экстрен­ного сообщения). То­нов может быть столько, сколько разных эмоций и отноше­ний: убеждающий, назидательный, проситель­ный, вопрошающий, радост­ный, грустный, злоб­ный, суровый, ласковый, сдержанный, холод­ный, взволнованный, торжест­венный, описательный, иронический и др.

Наиболее эффективен для организа­ции учебного взаимодействия спо­койный, убедитель­ный тон речи учителя, имеющий модальную окраску по­буждения, воздейст­вия на слу­шателя-ученика.

Ударение различают грамматическое (произнесение с наи­большей си­лой какого-либо слога в слове), синтагматическое (основное слово син­тагмы произносится с большей длительностью и боль­шей интенсивностью, чем осталь­ные слова), фразовое (переда­ется подъе­мом или снижением всего контура предложения, выражает законченность выска­зы­вания).

Логическое ударение – это выделение наиболее важного, по намере­нию говорящего, слова в ряду остальных слов для придания предложению точ­ного смысла. Интонационное вы­деление логического слова выражается в по­вышении, понижении или усилении звука голоса, в подчеркнутой ар­тикуля­ции слова. Помимо логического ударения, выделение слов создается и дру­гими просодическими средствами: изменением силы голоса, замет­ным уве­личением дли­тельности звучания слова, психологи­ческой паузой.

Пауза – остановка в течении речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения, один из наиболее выразительных эле­ментов невербальной коммуникации. Ха­рактер паузы определяется местом возникновения и продолжительностью. Помимо физиологи­ческой функ­ции, позволяю­щей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить вы­ска­зывание, разделить на смысловые куски, привлечь внима­ние к важной ин­формации. Ло­гические паузы, при их правильном использова­нии, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или уси­лить наиболее важ­ные места. Паузы могут быть грамматическими, психо­логическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пау­за напряжения), физическими (недоста­ток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.). Для достижения выразитель­ности речи следует пользоваться логическими и психологическими паузами.

Пауза в речи учителя мо­жет быть полифункциональным средством воз­действия, более эф­фективным, нежели многочисленные призывы-инст­рук­ции для ученика: обратить особое вни­мание, отметить смысловую веху учеб­ной информации, сделать вывод и т. п.

Учитель общается с учащимися не только, когда говорит, но и когда вы­разительно мол­чит. Молчание как коммуникативный знак может выпол­нять различныефункции: 1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопо­нимания, как пока­за­тель близости, ко­гда слова излишни; 2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимо­понимания, сви­детельствующую об отчужденности ком­муни­канта; 3) эмотивную, когда таким образом пере­да­ются различные эмо­циональные состояния: страх, удивление, восхищение, ра­дость и др.; 4) ин­формативную, как сигнал согласия или несогласия, одоб­рения или не­одобре­ния, желания или нежелания совер­шить какое-либо дей­ствие; 5) стратегиче­скую, когда выражается нежелание говорить с опреде­ленной целью: не пока­зать свою осведомленность; 6) риторическую, как спо­соб привлечения вни­мания, при­дания особой весомости последующему вы­ска­зыванию; 7) оце­ночную, как реакцию на действия и слова собесед­ника; 8) акциональную, для выражения изви­нения, прощения, примирения, не­редко сопровождаемую паралингвистическими средствами: жестами, ми­микой.

Известны такие разновидности интонационных стилей, как инфор­ма­ционный (дело­вой), научный, публицистический, худо­жественный, раз­го­ворный. Специальные исследования показали присутствие в речи учи­теля всей интонационной палитры. Стилистика речевого пове­дения обу­словлена педагогическими задачами, тематикой высказываний, конкрет­ной си­туацией и другими обстоятельствами [99].

Интонация играет важную роль в управлении поведением собесед­ника, эмо­ционально за­ражает его и внушает определенный строй мыслей, что не­обходимо учитывать в педагогиче­ском взаимодействии. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, со­беседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Например, сказав «спасибо», можно выразить раз­личные оттенки чувств: сер­дечную благодарность, обиду, равнодушие, на­смешку и др.

С помощью упражнений можно научиться слышать и по­нимать смысло­вые значения интонации собеседника, можно оценить педаго­гические воз­мож­ности ис­пользования интонационных средств, если соотне­сти эти воз­мож­ности с осо­бенностями своего голоса, с индивидуальной ма­нерой ре­че­вого поведения. Речь учителя должна привлекать своей есте­ствен­ностью, ме­ло­дикой и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выра­зительнее.

Дикция – 1) подвижность и дифференцированность движений ор­ганов артикуляцион­ного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произ­ношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) произноше­ние, степень отчетливости, ясности и чистоты в произ­несении слов, слогов и зву­ков в разговоре, пении. Хорошая дикция предполагает отсутствие скорогово­рок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи, способст­вует пра­вильному восприятию речи говорящего. Дикция зависит от коорди­нированной и энергич­ной работы всего речевого аппа­рата. При отработанной дикции даже произнесенное шепо­том слово дохо­дит до каждого из присутст­вующих на уроке учеников.

Для учителя, особенно для учителя-лого­педа, четкость произношения – профессиональная не­обходимость, способст­вующая правильному вос­при­ятию и повторению детьми речи педа­гога. Четкость дикции свя­зана, прежде всего, с отработкой артикуляции – движе­ний органов речи по­средством ар­тикуляционной гимна­стики, включающей упражнения для раз­минки рече­вого аппарата и для правильной отработки артикуляции каждого звука.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или за­медление, обу­славливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи во многом зависит от темперамента гово­ря­щего, его знаний и представлений о пред­мете речи, от его настроения. Может измеряться количеством слов в еди­ницу времени (секунду, минуту). Быстрый темп (90-120 слов в ми­нуту) затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содер­жании словес­ного действия, медленный (50-60 слов в минуту) – утомляет. Средний темп речи – 70-80 слов в минуту.

Темп речи в учебном процессе зависит от содержания учебного ма­те­риала, от типа речи (темп высказывания-рас­суждения медленнее, чем темп описания) и от типа высказывания (замед­ленность инструкции или вывода). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержа­ния его речи и ситуа­ции общения. Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети, в особенности «тугодумы», схватывают смысл высказыва­ний, а неоп­равданное замедление вызывает интеллектуальную и эмо­цио­нальную затор­моженность слушателей. Учитывается и возраст учащихся: для младших школьников это 40–60 слов в минуту, для подростков – 60–70, для старше­классников – 70–100 слов. Чем важнее слово, текст, тем мед­леннее должна быть речь учителя. При расширении круга об­щения естест­венно повышение громкости, при сокращении – понижение. Голосовые модуля­ции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты.

Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смы­словое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Темпоритмическая организация устных высказываний (скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в соче­тании с ритмической организованно­стью речи) может быть самой разнооб­разной. Выбор темпоритма обусловлен конкрет­ными обстоя­тельст­вами общения, его целевой направленностью, эмоцио­нальным состоя­нием говорящего. Речевому общению учащихся с педагогом мешает его сбивчи­вая, нев­нятная, монотонная, плохо слышимая или громко­голо­сая речь, неприят­ный оттенок голоса, дефекты произношения.

Учителю-логопеду в процессе коррекции речи детей необходимо уде­лять особое внима­ние развитию ее ритмико-интонационной стороны. При этом целесообразно использовать ре­комендации Т.А. Ладыженской с уче­том осо­бенностей речевого и коммуникативного развития детей: 1) чтобы дети по­няли: для того, чтобыихбыло приятно и легко слушать, чтобы речь их была понятной для других, необ­ходимо говорить достаточно громко, в нормаль­ном темпе, без лишних жестов; 2) чтобы учащиеся научились в соответ­ствии с ситуацией, с задачей общения изменять громкость, темп, тон речи, тембр; умели выразительно, используя логи­ческое ударе­ние, про­читать стихотво­рение, пересказать текст, рассказать сказку.

У детей формируют умение изменять (усиливать или уменьшать) гром­кость речи в зави­симости от содержания и задачи высказывания. Де­тей зна­комят с различными видами тона речи, уместностью или неумест­ностью того или иного тона в определенной речевой ситуации, учат правильно использо­вать это качество устной речи. При анализе гото­вых текстов или высказыва­ний учеников учитель предлагает во­просы: о чем этот рассказ? Какова его главная мысль (что хотел (а) сказать)? Какие слова или пред­ложения в тек­сте говорят нам о том, что это высказывание надо произносить весело (гру­стно)? Какую часть рассказа нужно произносить грустно (ве­село)?

Детей учат использовать темп как звуковое средство выразительности устной речи. Уп­ражнения в произношении скорого­ворок способствуют формированию отчетливой, разборчи­вой, внятной устной речи. Например, при разучи­вании скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» пе­да­гог ставит перед детьми задачу: «Попробуем выучить эту скороговорку и нау­чимся быстро произносить ее. Сна­чала я прочитаю скороговорку мед­ленно, чтобы всем было понятно… Подумайте: о чем говорится в ско­рого­ворке? Какой согласный звук (со­глас­ные звуки) много раз по­вто­ряется? Да­вайте под­счи­таем, сколько раз повторяется в скорого­ворке звук [т] (6 раз), звук [п] (5 раз). Попы­таемся прого­ворить скороговорку мед­ленно, все вместе два раза. Теперь шепо­том несколько раз – вна­чале медленно, потом все бы­стрее и быстрее. Кто может произнести вслух скорого­ворку в бы­стром темпе? А сейчас все вместе произнесем скорого­ворку, все время убыстряя темп...».

Закрепить знания детей о тембровых различиях голоса, умение изме­нять тембр голоса по­могут различные игры, типа «Кто позвал?», «Узнай по го­лосу» и другие, инсценирование ска­зок [93].

 

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Объясните смысл следующих изречений:

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.

Сенека, римский философ

Мысль входит вратами чувств.

Гельвеций

...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изу­че­нием техники.

М. Горький

2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности вы­пол­ните упражнение «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги на­пишите свое имя и добавьте к нему опреде­ление, отражающее вашу сущ­ность и на­чинающееся с той же буквы, что и имя. Подумайте и ска­жите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, нега­тив­ного отноше­ния к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Сравните оба опреде­ле­ния. Есть ли различия в том, каким вы видите себя, и как вас воспринимают люди? Задумай­тесь о причинах раз­личий.

3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и на­пря­гите указатель­ный па­лец ведущей руки, проверьте, куда идет напряже­ние (в со­седние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). По­старай­тесь убрать лишнее напряжение, при этом держите палец на­пряжен­ным; ос­во­бодите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась сво­бодно, а палец оставался напряженным; освобо­дите остальные пальцы, а указатель­ный держите на­пря­женным.

По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Рас­слабьте мыш­цы ног и так далее до головы, а затем напря­гите все тело и опять рас­слабьте. Напрягите левую ногу – проверьте, не на­пряглась ли пра­вая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела. Уп­ражнения на мышеч­ное зажатие и осво­бождение выполняются на счет (25, 20, 15, 10, 5).

4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего уп­ражнения. При­мите какую-либо заведомо неудобную позу: при­жать подбо­родок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно пря­мо, кос­нуться паль­цами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мыш­цах и суставах возникают локальные напря­жения – зажимы. Смысл задания заклю­чается в том, чтобы максимально точно выде­лить область возникновения за­жима и, сконцентрировав в этой области рас­слаб­ление, снять зажим.

5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуля­ции по следующим па­раметрам:

- умение снимать излишнее напряжение, волнение;

- умение преодолевать в себе нерешительность перед вы­ступлением;

- умение мобилизовать рабочее самочувствие;

- умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях;

- умение создавать необходимое настроение.

6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключни­кова, накоплению пси­хической энергии человека с помощью мыс­ленной ви­зуали­зации ярких образов.

«Активизирующие образы». Ваши силы будут непре­рывно возрастать, если несколько раз в те­чение дня вы сумеете ярко представить: а) что ваше тело омыва­ет дождь бодрящей энергии; б) внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флю­иды; в) на вас на­правлен сол­нечный луч, не­сущий исцеление и радость; г) вы полный сил и уверенности че­ло­век, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду.

«Ураган энергии». Полезно пред­ставлять, как сквозь ваше тело, го­ло­ву, мозг проходит ветер или даже ура­ган свежей, бодрящей энергии и как бы вы­ветривает, выдувает состояние уста­лости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уверенно­стью.

«Место силы». Мысленно пере­неситесь в «место силы» (термин К. Кас­танеды), представьте зрительно какое-либо заповедное место с пре­красным пейзажем и чи­стым воздухом, кото­рое вы когда-то посещали и где чувство­вали себя наилучшим образом. Затем глубоко, всем существом, ощутите со­стояние бодрости, свежести и здоровья, кото­рое вы там испы­тали. И, нако­нец, усильте образ и возникшее ощуще­ние, представляя, что пространство этого пей­зажа пропитано необыкно­венно мощной энергией.

7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные со­мати­че­ские ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локали­зо­вано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий го­лов­ной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувст­вуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо­цио­нально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой во­лосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100].

8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализи­руйте шутливые со­веты «наоборот» с точки зрения последствий их вы­пол­нения.

1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте не­до­верчивы.

2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то за­го­ните ярость по­глубже в себя.

3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не по­зво­ляйте себе никаких сла­бостей.

4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников.

5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не те­ряйте его даже на друже­скую беседу.

6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не ус­тупайте и требуйте все­гда по максимуму.

7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприят­ная штука [28].

9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехо­рошо, когда звуки вы­говариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, ко­гда их за­темняет излишняя небрежность; не­хорошо, когда слова произно­сятся сла­бым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произно­сят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, напри­мер, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвуч­ный и глу­хой» [118].

10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приве­денных ниже ка­честв голоса учителя в конкретных педагогических ситуа­циях: чистый, ясный, благозвучный, достаточно громкий, интонационно-вы­разительный, летящий, выносливый, гибкий, устойчивый.

11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и от­рицательных ка­честв профессионального голоса педагога.

12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соот­вет­ствия профессио­нальным требованиям.

13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении.

14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы пере­дать: а) недоумение; б) почтительный тре­пет; в) злорадство; г) готовность смеять­ся вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение.

Карл у Клары украл кораллы.

Проворонила ворона вороненка.

От топота копыт пыль по полю летит.

15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыха­нии соотносятся как 1:20. Добейтесь такого соотноше­ния, на едином дыхании произнося с вы­ра­жением целые тексты, а при оста­новке вдыхайте быстро и бесшумно.

Текст для примера:

Людей, которые бессознательно искажают привыч­ные выражения и слова, приспосабли­вая их к новой дей­ствительности, кто-то удачно на­звал народными исказителями. Искази­тели от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя ска­зан­ное, добива­ются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77].

16. Часто измененная артикуляция небольшо­го количества зву­ков спо­собна сущест­венно повлиять на речевую личность, её характери­стики и са­мосознание. Произнесите в пред­ла­гаемом предложении ударное [о] на аме­риканский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь со­рок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.

Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще про­износительные особенности влияют на со­держание сказанного?

17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягива­нием безударных слогов), а затем – дик­тора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между сло­вами) [77]:

«...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произне­сение. И если без произне­сения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет та­кую силу, то, бесспорно, что его значение в ора­торском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голо­сом, в спокойных — мягким; низкий го­лос придаст ему важности; ко­леблющийся — трога­тель­ности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звуча­нийнизкого, высокого и пере­мен­ного — достигает столь разнообразного и столь сладост­ного совер­шен­ства..»

18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]:

а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]:

– резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук;

– на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы;

б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для про­из­ношения сочета­ниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д.

в) произносить скороговорки, сначала медленно, пре­увеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением рече­вого аппарата. Затем по­степенно наращивать темп, следя за правиль­ностью произношения всех звуков. При­меры скороговорок:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Купи кипу пик.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д.

19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи:

а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударе­ний;

б) лексическое богатство;

в) выразительность, образность речи.

20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи:

а) «полетность», звонкость голоса;

б) гибкость голоса, богатство интонации;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения);

д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д.

Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

К стрессогенным факторам, характерным для работы учителя, отно­сятся:

а) информа­ционные перегрузки

б) высокая степень ответственности

в) дефицит времени для принятия оптимальных педагогиче­ских реше­ний

г) эмоциональные перегрузки

д) все перечисленное

 

2. Укажите правильный ответ.

Какие факторы являются производными от внутреннего состояния учи­теля?

а) внешний вид учителя

б) мимика и пантомимика

в) осанка

г) вербальные и паралингвистические средства общения

д) все перечисленное

 

3. Укажите правильный ответ.

К методам регуляции психических состояний Л.П. Гримак относит:

а) рефлексотерапию

б) цветомузыку

в) релаксационные уп­ражнения

г) все перечисленное

 

4. Расположите в нужной последовательности следующие способы са­мо­регуляции:

а) про­изношение вслух и мысленно словесных формулировок в такт ды­ханию

б) использование активной роли представлений, чувственных образов

в) произ­вольная регуляция дыхания

г) релаксация, снятие мышечных зажимов

 

5. Укажите правильный ответ.

К какому способу саморегуляции относится музыкотерапия?

а) психическая само­регуляция

б) воспитание доброжелательности и оптимизма

в) разрядка в деятельности

г) контроль своего поведения

 

6. Укажите правильный ответ.

К приемам психофизической само­регуляции учителя-логопеда можно отнести:

а) глубокое осознание социальной роли сво­ей профессии

б) чувство долга

в) эмоциональную отзывчивость и открытость

г) стремление к самоанализу и адекватной самооценке

д) все перечисленное

 

7. Укажите правильный ответ.

Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние прояв­ле­ния и на­правляя контроль:

а) на тонус мимической мускулатуры

б) на тонус скелетной мускулатуры

в) на дыхание, голос

г) на темп речи

д) все перечисленное

 

8. Укажите правильный ответ.

Определите цели аутогенной тренировки:

а) управление эмоциями

б) устранение чрезмерного напряжения, «зажатости»

в) восстановление работоспособности

г) использование скрытых запасов сил

д) все перечисленное

 

9. Укажите правильный ответ.

Релаксация – это….

а) расслабление мышц тела

б) вызывание ощущения тяжести

в) вызывание ощущения тепла

г) регуляция дыхания

д) все перечисленное

 

10. К паралингвистическим средствам невербального общения отно­сятся:

а) различные характеристики голоса и интонации

б) мимика

в) пантомимика

г) смех

д) все перечисленное

 

11. Укажите правильный ответ.

По особенностям голоса можно определить:

а) эмоциональное состояние человека

б) пол

в) национальность

г) возраст

д) все перечисленное

 

12. Укажите правильное определение.

Психотехника речи это…

а) система индивидуально-психологического управ­ления голосом

б) система индивидуально-психологического управ­ления дикцией

в) система индивидуально-психологического управ­ления интонацией

г) раздел психотехники общения

д) все перечисленное

 

13. Укажите правильное определение.

Техника речи это…

а) комплекс умений и навыков в ре­чевом дыхании, голосообразовании и дикции

б) приемы эффек­тивного использования невербальных средств взаи­мо-действия лю­дей

в) приемы эффек­тивного пользования экстралингвистическими сред­ст­вами взаимо­дейст­вия

г) приемы, определяющие содержательность словесного действия

д) все перечисленное

 

14. Укажите правильное определение.

Паралингвистика – это наука, изучающая…

а) громкость и интонацию голоса

б) тембр, темп и высоту голоса

в) влияние качества голоса на коммуникацию

г) все перечисленное

 

15. Признаками речевого (фонационного) дыхания являются:

а) ротовой тип дыхания

б) быстрый вдох и замедленный выдох

в) максимальное расхождение голосовых складок на вдохе

г) значительное сближение голосовых складок на выдохе

д) все перечисленное

 

16. Укажите ошибку.

Голос обеспечивает:

а) разборчивость речи

б) выразительность речи

в) эмоциональность речи

г) грамматическую правильность речи

д) получение информации об ин­дивидуальных особенностях го­воря­щего.

 

17. Укажите ошибку.

Голос человека может быть:

а) речевой

б) певческий

в) медленный

г) шепотный

 

18. Укажите правильный ответ.

К акустическим характеристикам голоса относятся:

а) сила

б) высота

в) темп

г) тембр

д) все перечисленное

 

19. Укажите ошибку.

Причинами рас­стройств голоса являются:

а) снижение зрения

б) несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса

в) перенапряжение голоса

г) неправильная техника голосоподачи

д) заболевания гортани и носоглотки, ротоглотки

 

20. Укажите правильный ответ.

О нарушениях силы голоса свидетельствует голос:

а) хриплый

б) назализованный

в) иссякающий

г) скрипучий

д) глухой

 

21. Укажите правильный ответ.

Высота голоса зависит:

а) от амплитуды колебаний голосовых складок

б) от частоты колебаний голосовых складок

в) от работы дыхательного аппарата

г) от активности артикуляции

 

22. Укажите ошибку.

К представителям голосоречевых профессий относятся:

а) лекторы

б) программисты

в) проповедники

г) педагоги

д) адвокаты

 

23. Укажите правильный ответ.

Увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов объясня­ется:

а) стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни

б) отсутствием знаний по гигиене голоса

в) увеличением часовой недельной нагрузки

г) недостаточной техникой владения просодическими средствами речи

д) всем вышеперечисленным

 

24. Укажите правильный ответ.

В комплекс работы по коррекции нарушений голоса входит:

а) артикуляционная гимнастика

б) статическая дыхательная гимнастика

в) динамическая дыхательная гимнастика

г) массаж

д) все перечисленное

 

25. Укажите правильный ответ.

К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи отно­сятся:

а) интонация

б) дикция

в) темп речи

г) сила и тембр голоса

д) все перечисленное

 

26. Укажите ошибку.

В комплекс интонационных средств входит:

а) мелодика

б) четкость звукопроизношения

в) логическое ударение

г) степень громкости

д) интенсивность движения тона

Тестирование

 

1. Определите с помощью этого научно-популярного теста свою под­верженность к стрессам. Для этого ответьте «да» или «нет» на следую­щие вопросы:

1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?

3. Теряете ли самообладание в споре?

4. Прерываете ли собеседника?

5. Разговаривая, размахиваете ли руками?

6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7. Говорите ли вы иногда сами с собой?

8. Обижаетесь ли по пустякам?

9. Долго ли не можете вечером уснуть?

Обработка результатов

Если у вас набралось 9 «да», знайте: Ваше нервное напряжение пере­шло все границы и Вам нужно срочно заняться своим здоровьем.

7 «да» – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не при­ведет к добру.

Если среди ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать, что у Вас нервы в порядке.

 

2. Определите свою способность к саморегуляции с помощью сле­дую­щего теста [119].

Инструкция. Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касаю­щиеся са­мочувст­вия и на­строения:

1. Вы всегда спокойны и выдержаны?

2. Ваше настроение, как правило, мажорное?

3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и со­сре­доточены?

4. Вы умеете управлять своими эмоциями?

5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с това­ри­щами и близкими?

6. Вы легко усваиваете изученный материал?

7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы изба­виться?

8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим об­разом?

Обработка результатов

 

Подсчитайте количество «да» и «нет» и сделайте выводы.

Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спо­кой­ствии, отсут­ствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной само­оценке; если ответы отри­цательные на все или некоторые вопросы, то это го­ворит о тревожности, неуверенности, неудовлетворен­ности собой, самокри­тичности. Смешанные ответы (и «да», и «нет») ука­зывают на уме­ние ви­деть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Сле­дую­щие шаги можно сде­лать, если осознать способы саморегуляции и ов­ладеть ее мето­ди­кой.

 

3. Оцените уровень личностной тревожности с помощью «Личност­ной шкалы про­явле­ний тревоги» (И. Тейлор) [78].

Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», если не со­гласны – «нет».

Утверждения:

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым че­ловеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу уси­деть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудно­сти, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма трево



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.327 с.)