Основы техники саморегуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы техники саморегуляции



Для любой профессии актуальна проблема регуляции психического со­стоя­ния работника, возник­шая как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, недостаточного владения техникой саморегуляции, непра­виль­ного режима труда и т. д.). Учиться владеть собой, ста­раться переносить стрессы (нервно-психологическое напряжение чело­века, вызываемое не­бла­гоприятными экстремальными воздей­ствиями) с наименьшими нерв­ными затратами необхо­димо, чтобы оставаться здоровым, так как пренеб­режение правилами психогигиены, длитель­ные стрессы могут привести к неврозам.

Труд учителя в силу его ответственности отли­чается высокой степе­нью напряженности, поэтому проблема стресса очень актуальна. Специ­ального внимания заслуживают особенности труда учителя в сложных ус­ловиях, ко­гда деятельность сопряжена с эпизодическим действием стрес­совых факто­ров (или с определенной вероятностью их возникновения), а «экстре­мальные условия деятельности» следует связывать с постоян­ным действием этих фак­торов, требующих предельной мобилизации всех сил – психических и физи­ческих. Стрессогенными факторами явля­ются:дефи­цит времени для приня­тия оптимальных педагогиче­ских решений, острое пере­живание ответствен­ности и риска и др.К сожалению, не каждый педа­гог по своим психофизио­логическим данным бывает готов к профессио­нальной деятельности в усло­виях вы­сокого эмо­ционального и интеллекту­ального напряжения.

А.К. Маркова отмечает важность для учителя двух аспектов: умения подгото­виться к сложной ситуации и умения действовать в ней, если она уже наступила. Для работы учителя характерны: информационный стресс, возни­кающий в ситуациях информа­ционных перегрузок, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой сте­пени ответст­венности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид воз­никают эмоциональные сдвиги, измене­ния в мотивации, характере деятельности, на­рушения двигательного и ре­чевого поведения.

Учителю важно уметь определять вероятность негативных событий, уро­вень приемлемого риска (сдача экзаменов экстерном, перевод в сле­дующий класс с двойками и др.). Степень риска в учительской профессии часто связа­на с издержками в обучении или воспитании (учи­тель рискует предоставить ученику самостоятельность в чем-то, боясь получить в ре­зультате непра­вильный поступок ученика и др.). Восприятие риска вклю­чает: последствия, связанные с действиями учителя и его позициями в школе; степень контро­лируемости ситуации; возмож­ность выбора; степень новизны и т. д. Специа­листы считают, что учителя надо готовить к экс­тремальным ситуациям раз­ного рода, учить его проигрывать вероятност­ные решения; чем больше запас таких решений, тем мобильнее будет по­ведение учителя в конкретной ситуа­ции, тем выше жизнестойкость спе­циа­листа [68, с. 100-101].

Вербальные и невербальные средства общения являются производными от внутреннего состояния, поэтому управление ими на­чинается с овладения техникой саморегуляции, которая позво­ляет человеку произ­вольно управ­лять как самочувствием, так и со­стоянием физиологических систем.

Многие начинающие педагоги испытывают «мышечные зажимы», чув­ство неуверенности, скованности, страха, если они не умеют управлять своим эмоциональным состоянием во время педагогического общения. Опи­саны многие приемы снятия страхов (фо­бий), релаксации, самовну­шения, ко­то­рые учитель может использовать для выхода из стрессо­вых ситуаций, встречающихся в повседневной педагогической жизни.

Л.П. Гримак выделяет три метода регуляции психических состояний: рефлексологический метод (воздействие на биологически активные зоны и точки массажем, токами, иглоукалывани­ем, лазерными технологиями); воз­действие цветомузыкой; релаксационные уп­ражнения.

Первоначальные навыки саморе­гуляции включают в себя следую­щие элементы: управ­ление внимани­ем, оперирование чувственными об­разами, словесные внушения, уп­равление мышечным тонусом и ритмом дыхания. Для саморегуляции можно использовать такие пути воз­действия на состоя­ние нервной системы, как: 1) сознательное из­менение мышечного тонуса (релаксация, снятие мышечных зажимов) и произ­вольная регуляция дыхания; 2) использование активной роли представлений, чувственных образов (зри­тельных, слуховых, тактильных и пр.). В состоянии мышечной расслаблен­ности действенность мысленных образов значительно по­выша­ется, а удер­жание мысленного образа тренирует внимание; 3) про­изноше­ние вслух и мыс­ленно словесных формулировок в такт дыханию [23, с. 216 - 218].

Важным элементом в развитии навыков саморегуляции является фор­ми­рование способно­сти к произвольному управлению внимани­ем, кото­рое яв­ляется сквозной психофизиологиче­ской функцией, обеспечивающей эффек­тивное протекание любого психического процесса. Эф­фективность процесса общения в значительной степени обусловливается способно­стями парт­неров к произвольному управлению собственным вниманием, владением навыками саморегу­ляции.

Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить сле­дую­щие: - воспитание доброжелательности и оптимизма, для развития кото­рых необходимы: глу­бокое осознание социальной роли сво­ей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зор­кость, эмоциональная отзывчи­вость, а также стремление к самоанализу и адекватной са­мо­оценке;

- контроль своего поведения (регуляция мышечного напряже­ния, темпа движений, речи, дыха­ния);

- разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиоте­рапия, юмор, имитаци­онная игра);

- психическая само­регуляция (аутогенная тренировка), включающая релаксацию (состояние рас­слабления) и са­мовнушение формул с целью фор­мирования профессионально не­обходи­мых качеств.

Не утратили свою актуальность советы В.А. Сухомлинского о воспи­та­нии душевного равновесия: не допускать прорас­тания угрюмости, пре­увели­чения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доб­рожела­тельным. Условиями для разви­тия этих качеств являются: глубокое осозна­ние социальной роли сво­ей профессии, развитое чувство долга, пе­дагогиче­ская зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоана­лизу и адекватной само­оценке.

Все приемы психофизической само­регуляции связаны с формирова­нием направленно­сти личности в целом, ее установок, ценностных ориен­таций, так как без изме­нений в этой сфере все последующие приемы будут малоэф­фективны. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как эле­ментарный контроль за соматическими и вегетативными прояв­лениями эмоций ведет к их самокоррекции. Контроль можно на­править на тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание, голос и т. п. (84).

Формирование способности к полному расслаблению мышц тела, т. е. достижение так на­зываемого релаксационного состояния, которое способ­ст­вует восстановлению сил, снятию эмо­ционального возбуждения, воз­можно­сти управлять процессами орга­низма и психики с помо­щью мыс­ленных са­моприказов, лежит в основе всей системы аутогенных тренировок (А. В. Алексеев, Г. С. Бе­ляев, X. Линдеман, М. М. Решет­ни­ков, И. Г. Шульц и др.).

Аутогенная тренировка (аутотренинг) является распространенным психотерапевтиче­ским методом, сочета­ющим элементы самовнушения и са­морегуляции. С помощью аутотре­нинга можно управлять своими эмо­циями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать чрезмерное напряже­ние, использовать скрытые запасы сил. Методика аутогенной тренировки ос­нована на умении достигать пол­ного расслабления мышц тела, вызывать ощущение тепла, тяжести в ко­нечностях с помощью произвольного влия­ния на тонус периферических сосудов, оказывать воздействие на глубину и ритм дыхания, на регуляцию сердечной деятельности и т. д.

Проведение ее следует начинать с выбора места, времени и позы. За­ни­маться аутотренин­гом лучше всего в тихом, зате­ненном помещении. Одежда должна быть теплой и сво­бодной, не стеснять дыхания. Мы реко­мендуем для занятий так называемую «позу кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под ту­пым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, – словом, харак­терная поза извозчика, дремлющего в ожидании седока. Гарантией вашего успеха являются уверенность в своих силах и конечном результате, внутрен­няя готовность и искреннее стремление выполнить полностью и как можно лучше предлагаемые инструкции. Занятие обычно занимает 15-20 минут.

Итак, займите удобное положение и постарайтесь отрешиться от по­сто­ронних мыслей и ощущений, не относящихся к тренировке. Для этого вы можете использовать следующие фор­мулы:

- я приготовился к отдыху;

- я успокаиваюсь;

- отвлекаюсь от всего;

- посторонние звуки не мешают мне;

- уходят все заботы, волнения, тревоги;

- мысли текут плавно, замедленно;

- я отдыхаю;

- я совершенно спокоен.

Далее, на этапе аутогенного погружения, вы должны научиться рас­слаблять правую руку (левши – левую, так как эта рука наиболее управ­ляема при занятиях аутотренингом). Для этого можно использовать фор­мулу:

- моя правая рука тяжелая.

Эту формулу нужно представить со всей наглядностью. Предложенную формулу мысленно повторяйте 6-8 раз, стараясь отчет­ливее запомнить вы­званные ощущения. После этого попытайтесь рассла­бить и ос­тальные мышцы. Не нужно напрягать внимание, все про­исходит как бы в по­лудреме. Перед вашим внутренним взглядом – только тот уча­сток тела, кото­рый упо­минается в формуле. Вни­мание переходит с одного участка на дру­гой мед­ленно и постепенно:

- в левой руке появляется приятное ощущение тяжести;

- руки тяжелеют; руки тяжелеют все больше и больше;

- руки приятно отяжелели; руки расслаблены и тяжелы;

- я совершенно спокоен; покой дает отдых организму;

- тяжелеют ноги; тяжелеет правая нога; тяжелеет левая нога;

- ноги наливаются тяжестью; ноги приятно отяжелели;

- руки, ноги расслаблены и тяжелы;

- тяжелеет туловище;

- все мышцы расслаблены и отдыхают; все тело приятно отяжелело;

- после занятий ощущение тяжести пройдет;

- я совершенно спокоен.

Для выхода из аутогенного погружения можно использовать фор­мулы:

- мои руки легкие, энергичные;

- чувствую приятное напряжение в руках;

- дышу глубоко, ритмично;

- чувствую легкость, бодрость, комфорт;

- сгибаю и разгибаю руки в локтях.

После этого можно открыть глаза, встать и сделать несколько энер­гич­ных физических уп­ражнений.

Сеанс релаксации с физическим и психическим расслаблением помо­жет студенту, учи­телю устранить состояние неуверенности, страха. Ауто­генная тренировка, наряду с дыхатель­ной и артикуляционной зарядками может вы­полнять функции своеобразной психофизической гимнастики. С целью фор­мирования профессионально не­обходимых качеств после вызы­вания ощуще­ний тяжести и тепла в конечностях, мышечного расслабле­ния, покоя полезно произнести формулы, например, такого характера: «Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Детям интересно со мной. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бод­рое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требо­ва­ния. Мне нра­вится работать на уроке. Я – учитель».

Следует помнить, что при овладении навыками саморегуляции необ­хо­дима систематиче­ская работа, тренинг психофи­зического аппарата, ко­торый постепенно станет послушным ору­дием в педагогической деятель­ности [84].

5.2. Техника речевого дыхания и голосообразования

 

Традиционно принято отождествлять речь со словом, между тем, зву­ко­вая речь как сред­ство общения невербально несет слушателю весьма значи­мую и важную для него информацию о говорящем, его отношении к собе­седнику, предмету разговора, о самом себе и т. п.

Ученые, изучающие паралингвистические средства общения (каче­ства голоса, интона­цию и др.), выделяют следующие характеристики уст­ной речи:

1. Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение че­ловека к предмету разговора, т. е. приятно ли нам беседовать о чем-то.

2. Биофизические отличия позволяют определить пол, возраст, темпе­ра­мент, внутреннее состояние человека, состояние его здоровья.

3. Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого.

4. Социально-профессиональная система показателей связана с поло­же­нием человека в обществе, с его профессией. Голос может подсказать, что человек думает о себе.

5. Национально-социальные характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран. Эта характеристика непроизвольна и фор­ми­руется еще в глубоком детстве, от нее трудно избавиться, даже в совер­шен­стве зная язык. Сюда же можно отнести различия в речи городских и сель­ских жителей.

В настоящее время разработана система упражнений по тех­нике речи, которая, опираясь в основном на опыт теат­ральной педагогики, представ­ляет собой комплекс умений и навыков в ре­чевом дыхании, голосообразо­вании и дикции, применяемых для оптимального звучания речи, владения приемами эффектив­ного использования речевого аппарата.

Дыхание обеспечива­ет жизнедеятельность организма, одновременно яв­ляясь и энергети­ческой базой речи. На уроке, особенно когда учителю при­ходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать учащением пульса, появлением одышки.

Речевое (фонационное) дыхание – этодыхание в процессе речи, от­ли­чающееся от обыч­ного (физиологического) более быстрым вдохом и за­мед­ленным выдохом, значительным уве­личением дыхательного объема, пре­имущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голо­совых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе.

Организация выдоха, в процессе которого образуются звуки речи, имеет большое значе­ние для постановки речевого дыхания и го­лоса, их развития и совершенствования. Существуют специаль­ные упражнения, развивающие речевое дыхание, укрепляющие диафрагму, брюш­ные и межреберные мышцы (см.: Тренировочные задания в конце главы).

Голос человека – явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизи­че­ским аппаратом человека; вместе с ды­ханием и артикуля­цией служит внеш­нему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Голос является важным компонентом экспрессивной речи, обес­пе­чивающим ее разборчивость, выразительность и эмоциональ­ность.

Голос определяется: 1) как способность интонировать речь или петь; 2) как со­вокупность разнообразных по своим характери­стикам зву­ков, произво­димых вибрирующими голосовыми складками; 3) как акустиче­ский феномен, позволяющий получить информацию об ин­дивиду­альных особенностях го­ворящего (о его физическом и эмо­ционально-психологи­ческом состоя­нии, интел­лектуальном и социокультурном уровне, профес­сиональной и нацио­нальной при­над­лежности) [86].

В лингвистическом смысле голос является дифференциальным при­зна­ком зву­ков речи, обеспечивает различение ударных и безудар­ных сло­гов, ма­териализуетинтонацию. В психоло­гическом аспектеголос, если расширить это понятие включе­нием в него особенностей произ­ношения(дикции), со­став­ляет звуковой облик человека. Голос каждого человека индивидуален, он почти не изменяется с возрастом.

Голос является важным средством звуковой коммуника­ции, позволяю­щим устанавливать и поддерживать контакт сад­ресатом речи. В коммуни­ка­тив­ном плане голос обеспе­чивает слы­шимость речи на большем или мень­шем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, не имеет однонаправ­ленно­сти и потому может быть обращен сразу ко многим участникам ком­муника­ции. С помощью голоса, при известных условиях, можно располо­жить к себе собе­седника и тем самым облегчить взаи­мопонимание.

Голос характеризуется силой, высотой, то­ном, тембром, резонансом, способом подачи.

Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управ­ляе­мое напряжением голосовых складок и частотой их ко­лебаний. Частот­ный диапазон голоса человека из­меряется в герцах. У мужчин он состав­ляет 80-200 Гц, у женщин – 120-400 гц, у детей он значительно выше. Динамика го­лоса характеризуется различной степенью силы звуча­ния, громкости. Гром­кость обеспечивается хорошей рабо­той дыхательного аппарата, а также ак­тивной артикуля­цией, от­сутствием лишних мышечных напряжений.

Сила голоса (громкость) зависит главным образом от амплитуды (раз­маха) колебаний го­лосовых связок, которая опре­деляется величиной воздуш­ного давления, то есть напором выды­хаемого воздуха во время го­лосообра­зования. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот. Сила звука измеряется в децибелах.

Тембр – индивидуальная звуковая окраска голоса человека, с помо­щью которой переда­ется разнообразная информация о самом говоря­щем и о пред­мете его речи. Тембр отражает акустический со­став сложных звуков и зави­сит от частоты и силы колебаний голосовых скла­док. Если тон го­лоса может быть общим для многих людей, то тембр является таким же инди­виду­аль­ным, как отпечатки пальцев. Тембровые различия носят на­звание голосовых реги­стров. В человеческом голосе различаются три реги­стра: грудной, голов­ной и средний (смешанный).

Способ подачи голоса называется атакой звука. Различают три типа го­ло­соподачи:

1) придыхательная атака, когда голосовые складки смыкаются и на­чи­нают колебаться после лег­кого выдоха (голос звучит после легкого шума);

2) твердая атака, когда сначала смыкаются голосовые складки, а за­тем осуществляется вы­дох, приводящий складки в ко­лебания;

3) мяг­кая атака, наиболее употребительная и физиологичная, когда сов­падает момент смы­кания голосовых складок и начало выдоха.

Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и ар­тикуляторов, является основным рабочим инструментом учителя. От того, насколько он им владеет, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произноше­ние) – те компоненты устной речи, которые опре­де­ляют ее интонационное богатство и своеобразие.

Термин «педагогический голос» как разновидность профессиональ­ного голоса означает «профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения», па­раметрами которого являются «потенциально высокий уровень громкости, широкий ди­намический и высотный диапазон, разнообразие тем­бров, бла­гозвуч­ность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптив­ность, гибкость, выносли­вость» [86].

По мнению психологов, эффективность коммуникации учителя и уча­щихся на 55% зави­сит от визуальных впечатлений учащихся от невербаль­ного поведения учителя, на 38 % обес­печива­ется качеством голоса и дру­гими ритмико-мелодическими характеристиками речи учи­теля и только на 7 % оп­ределяется смыслом его речи. Учащиеся чутко улавливают интона­цион­ные тон­кости рече­вого поведения учителя, четкость его произноше­ния, чистоту, правильность, мело­дичность речи. Е.Н. Ильин подчеркивает: «Дотянуться до самых тончай­ших, сокровенных дум школьника по силам лишь учительско­му голосу, когда он есть и когда художественно, а не про­сто фонетически по­ставлен» [36].

Звучность речи педагога зависит не только от при­родных особенно­стей голосового аппа­рата, но и от настроения, эмоционального состояния. Речевое обаяние учителя зависит и от тем­бра голоса, который может быть не только теплым, глубоким и мягким, но и глухим, скрипу­чим, «стеклян­ным».

Для профессионального владения голосом необходима спе­циальная ра­бота, обеспечи­вающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрес­сию. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в опреде­ленные места резонирования) может повлиять на из­менение его тембра, снять непри­ятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить об­щий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше восприни­маются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

Как показывают специальные исследования, наблюдается тенденция увеличения заболе­ваемости голосового аппарата у лиц «речевых» профес­сий (с 30-40% в 30-е годы до 55-60% в 90-е годы 20 века). Подобная тен­денция объясняется стрессовыми ситуациями в экономической и социаль­ной жизни; большой голосовой и нервно-эмоциональной нагрузкой; небла­гоприят­ными условиями труда; несоблюдением правил гигиены голоса, отсутствием навы­ков техники речи и т. д. К нарушениям голоса педагогов, затрудняющим их профессио­нальную деятельность и вызывающим эмоцио­нальные расстрой­ства, относятся не только изме­не­ние тембра звучания, ох­риплость (дисфо­ния), потеря голоса (афония), по­вышенная голосовая утом­ляемость (фона­стения), но и субъективные не­приятные ощущения: сухость, першение, ощуще­ние инородного тела в горле, навязчивое откашливание (О.С. Орлова).

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около половины рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обыч­ного, чтобы перекрыть шум класса, ко­торый в среднем составляет 55-72 децибела, а интен­сив­ность здорового го­лоса находится в пределах 65-74 децибелов. Следует учитывать, что мо­но­тонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц, поэтому, чем более выра­зительна речь, тем она здоровее. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым ап­паратом, например, при произнесении слов после выдоха на ос­таточном воздухе. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вды­хает ртом неув­лажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздра­жает слизи­стую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим воспалениям.

О.С. Орлова считает одной из причин высокой распространенности на­рушений голоса у педагогов и представителей других «речевых» про­фессий недостатки профотбора абитуриентов в высшие и средние учебные заведе­ния, а также отсутствие специальных курсов по постановке голоса в период обучения, недостаточное знакомство будущих специалистов с ме­ханизмами голосообразования и гигиены голоса. При проведении фониат­рического об­следования студен­тов-дефектологов у 25,3% обследованных были выявлены прямые или косвенные недостатки в голосовом аппарате, отрицательно влияющие на качество звучания голоса, что свидетельствует о необходимо­сти специальных занятий по обучению технике речи и вос­питанию выносли­вости голоса уже в пе­риод обучения в вузе [83].

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигие­ной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе, например, помнить, что вдыха­ние меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной и т. д. При составлении распи­сания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возни­кает при преподавании в течение 3–4 часов работы и исчезает через 1 часа полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учи­тель с большим стажем устает быстрее – через 2–3 часа и отды­хает дольше – до 2 часов. После окончания рабочего дня педагог дол­жен в течение 2–3 ча­сов избегать продолжительных разговоров.

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхатель­ных путей, нервной системы, режим питания. Не рекомендуется быстро ходить в холодные дни после голосовой рабо­ты, так как при интенсивных движениях дыхание учащается и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раз­дражающей пище. Слиш­ком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные на­питки, курение вы­зывают раздражение слизистой оболочки поло­сти рта, глотки.

Учителю-логопеду необходимо не только владеть техникой ритмико-ин­тонационных средств собственной речи, но и технологией формирова­ния и коррекции интонационной сто­роны речи у детей и подростков с раз­личной речевой патологией.

При нарушениях голоса у детей и взрослых на подготовительном этапе логопедических за­нятий используется разъяснительная психотера­пия, артикуляционная гимнасти­ка для выра­ботки четкости и правильности дви­жений всех частей артикуляцион­ного аппарата и координа­ции его ра­боты с органами дыхания и голосообразова­ния, дыхательная гимнастика и массаж.

В частности, для снятия напряжения артикуляционного аппарата и по­вышения его тону­са применяется сегментарный массаж. Производится по­глаживание кончиками паль­цев: а) от се­редины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; б) от переносицы к околоушной впадине; в) от кон­чика носа по его спинке вверх и обратно; г) винтообразные движения во­круг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одно­временным произнесением звука [м]. Для улучшения движений гор­тани и голо­совых складок проводятся: а) поглаживающий массаж гортани с по­мощью ритмичных, энергичных движений пальцами по передней по­верхно­сти шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавли­ванием на область щитовидного хряща; б) кашлевые движения, подражание стону, мычанию в сочетании с вибрационным массажем гор­тани.

Множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообра­зо­вания, находится непосредственно в области лба, носа, щек, языка, твер­дого неба, десен. С помощью массажа мышцы, участвующие в процессе голосо­образования, разогреваются и предупреждаются мы­шечные зажимы. При ги­гиениче­ском, поглаживающем массаже активизируется работа нервных окончаний, рас­положенных близко к коже, при вибрационном и точечном массажах «разогрева­ют­ся» и подготавливаются к действию нервные оконча­ния, расположенные глубже. Гигиениче­ский и вибрацион­ный массажи помо­гают, с одной стороны, рас­слабить мускулатуру рече­вого аппарата, с другой – активизировать нервные окончания, которые мо­билизуют, разогревают, го­товят речевой аппарат к звуча­нию (мышцы шеи, затылка, челюстей, дыха­тельные мышцы, зоны резонирова­ния).

Методические рекомендации к проведению массажа и самомассажа сле­дую­щие: 1) кожа массируемых частей тела и руки должны быть чис­тыми; 2) все движе­ния массирующей руки следует проводить по рекомен­дуемым направлениям; 3) массируемые мышцы должны быть расслаб­лены; 4) массаж делается медленно, плавно.

1. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж (каждое упражнение повторяется 4–6 раз):

а) верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зу­бы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам;

б) слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком язы­ка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева на­право верх­ние и нижние десны с на­ружной стороны;

в) твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично про­вести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно;

г) шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок; заты­лоч­ную область шеи обеими руками от середины до подмышеч­ных впадин; боковую поверхность шеи, поворачи­вая голову то вправо, то влево.

2. Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком:

а) постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба, там, где помещаются лобные пазухи, к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м];

б) постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам, протягивая одновременно на выдохе поочередно [м] или [н] с глас­ным [у];

в) постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное про­стран­ство и одно­временно «тянуть» на выдохе согласный [в];

г) постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под ниж­ней гу­бой и про­тяжно произносить на выдохе согласный [з];

д) постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и «тянуть» на выдохе согласный [ж] или [м];

е) постукивать ребрами ладоней обеих рук по боковой части грудной клетки снизу вверх и одновременно произносить со­гласный [м].

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает ми­мику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хму­риться, сдвигать брови, наду­вать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучша­ют окраску голоса, его силу и тембр, так как, по дан­ным физиологии, вследствие работы мимиче­ских мышц, раздражения кожи лица повы­шается тонус го­лосовых мышц.

Параллельно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, диффе­ренцирован­ная для различных частей артикуляционного аппарата: для языка, губ, челюстей, мягкого неба. Выполняются упражнения для развития четкой, координи­рованной работы всех частей рече­вого аппарата с одновре­менной регулировкой дыхания: произнесение гласных сначала одной арти­куляцией, затем шепотом и громко, произнесение слогов и слов на выдохе, шепотом и громко; произнесе­ние пословиц, поговорок, скоро­говорок без­звучно, на шепоте, громко; произ­несе­ние гласных, слогов, пословиц, скоро­говорок со сменой ударения и убыстре­нием темпа речи (шепотом и громко).

Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2–3 занятия) прово­дится дыха­тельная гимнастика (статическая и динамическая). При ее проведении необходимо соблю­дать ряд правил: не переутомлять ре­бенка, то есть строго дозировать количество и темп про­ве­дения упражне­ний; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, чтобы ре­бенок не на­прягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межребер­ных мышц; произво­дить движения плавно, под счет; заниматься в проветренном помещении.

Статические упражнения производятся при полной неподвижности тела или сопровож­даются легкими движениями. Их целью является выра­ботка дифферен­цированного дыхания через рот и нос, отработка навыков ре­чевого нижнере­берно-диафрагмального типа дыхания с преимуществен­ной трени­ровкой удлиненного выдоха. Упражнения включают дутье на вату, на­дувание шаров, мыльных пузырей, игру на дудочке, губной гар­мошке и т. д. Далее произно­сятся гласные (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие и звон­кие взрывные соглас­ные в прямых слогах с гласными.

Упражнения динамической дыхательной гимнастики связаны с ходь­бой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой повы­шают подвиж­ность грудной клетки и диа­фрагмы, снижают мышечную напряженность около­гортан­ной муску­латуры, что благоприятно воздействует не только на го­лосовые функ­ции, но и на ра­боту головного мозга.

Дыхательные упражнения со звуком:

1. Наклониться вперед, расслабив мышцы туловища, руки за голову, сделать вдох. Вы­прямив спину, подняв голову и разведя локти в стороны, по­считать вслух: от 1 до 5, сделать выдох. Повторить 5 раз.

2. Наклониться вперед – вдох, расслабить все мышцы туловища и рук – вы­дох. Протяжно «тянуть» на выдохе [змм] или [вмм]. Выпрямить спину, подни­мая голову и руки вверх. Повто­рить 5 раз.

3. Наклониться вперед, расслабить все мышцы, руки развести в сто­роны – вдох, выпря­миться, поднять голову, руки в стороны – выдох. На выдохе протяжно «тянуть» [зннн] или [бннн] (5 раз).

4. Стоя прямо, развести руки в стороны, повернуть ладони вверх. Сде­лать не­сколько вдо­хов и выдохов, не опуская рук. Вдох и выдох – носом, при от­крытом рте.

5. Стоя прямо, сделать то же самое, поднять руки над головой. «Тя­нуть» на вы­дохе соче­та­ние звуков [гмм] или [бмм] или [жнн], [дннн], по­вора­чивая го­лову то к левому, то к пра­вому плечу.

6. То же самое, постукивая кончиками пальцев по груди, лицу, голове.

7. Небольшой вибрационный бег. Мышцы шеи, плеч, рук, ног рас­слабле­ны. Протяжно произносить [м] или [н] в течение 30 секунд [44].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.06 с.)