Глава 4. Невербальные средства общения в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Невербальные средства общения в педагогическом процессе



Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

Размещение партнеров на расстоянии до 120 см называют:

а) интимным

б) социальным

в) личным

г) публичным

 

2. Укажите правильный ответ.

«Зеркалом души» называют:

а) сердце

б) глаза

в) лицо

г) руки

 

3. Укажите правильный ответ.

Школьник заинтересованно слушает объясняющего урок учителя, когда:

а) сидит прямо

б) склонив голову набок

в) опустив или подняв голову

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

4. Укажите правильный ответ.

К вербальному общению относится:

а) кинесика

б) паралингвистика

в) диалог

г) пантомимика

 

5. Укажите правильный ответ.

К невербальным средствам общения относятся:

а) кинесика

б) паралингвистика

в) пантомимика

г) мимика

д) все перечисленные

 

6. Укажите ошибку.

К оптико-кине­тической системе невербальной коммуникации относятся:

а) жестикуляция

б) паралингвистика

в) пантомимика

г) мимика

д) все перечисленные

 

7. Укажите правильный ответ.

Совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции, носит назва­ние:

а) пантомимика

б) мимика

в) паралингвистика

г) такесика

д) все перечисленное

 

8. Укажите правильный ответ.

Нормами пространственной и временной организации обще­ния занима­ется наука:

а) такесика

б) паралингвистика

в) проксемика

г) кинесика

д) все перечисленные

 

9. Укажите правильный ответ.

К ситуативным параметрам определения расстояния до собеседника отно­сятся:

а) национальная и социальная принадлежность

б) конкретные условия общения

в) возраст

г) темперамент

д) все перечисленные

 

10. Укажите правильный ответ.

В блок способностей к управлению и рефлексии невер­бального поведения в значимых педаго­гических ситуациях (по Е.А. Петровой) входят:

а) привлечение внимания

б) выражение отношения

в) проявление требования

г) оценивание ответа

д) все перечисленное

 

11. Укажите правильный ответ.

К модальным речевым жестам учителя относятся:

а) запрещающие

б) выражающие неудо­вольствие

в) приглашающие

г) вопросительные

д) все перечисленные

 

12. Укажите правильный ответ.

Учителя с демократическим стилем педагогического общения в основном используют жесты:

а) доминирования

б) превосходства

в) поддержки

г) все ответы верны

 

13. Укажите правильный ответ.

Частота жестикуляции учителя зависит от:

а) стажа работы учителя

б) от психического состояния

в) от темперамента и общей культуры

г) все ответы верны

 

14. Укажите правильный ответ.

К неэстетичной пантомимике учителя можно отнести:

а) переминание с ноги на ногу

б) привычку держаться за спинку стула

в) привычку вертеть в руках посторонние предметы

г) «наполеоновскую» позу

д) все перечисленное.

 

15. Укажите правильный ответ.

Особенно осторожным следует быть учителю при оказании такесических знаков вни­мания:

а) первоклассникам

б) младшим школьникам

в) старшеклассникам

г) «трудным» детям

 

16. Укажите ошибку.

Тональность общения и поведения учителя может быть:

а) приподнятой

б) вульгарной

в) деловой

г) интимной

д) обыденной

 

17. Укажите правильный ответ.

К основным показателям культуры выражения невербального поведения учителя отно­сятся особенности:

а) мимики

б) жестикуляции

в) пантомимики

г) дистантности общения

д) всего перечисленного

 

18. Укажите правильный ответ.

Негативные мысли и фразы:

а) ослабляют наши мышцы

б) ухудшают деятельность щитовидной железы

в) снижают жизненную энергию

г) передаются окружающим через выраже­ние лица и звуки речи

д) все ответы верны.

Тестирование

 

1. Определите ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе обще­ния, ответив «да» или «нет» на вопросы теста.

Вопросы

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я го­ворю слиш­ком громко или слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым челове­ком вызы­вает у меня тре­вогу.

5. Я часто бываю скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не при­слониться или на что-то не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения парт­нера, со­средоточива­ясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего общения несколькими хорошо зна­комыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-нибудь в руках.

10. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуля­цию.

Интерпретация результатов

Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невер­баль­ными средствами общения. Если на все вопросы даны от­рицательные ответы («нет»), это не оз­начает, что можно пренебречь не­вер­бальными методами. Внимательно наблюдая за собой и со­беседниками, можно обнаружить много интересных, информативных момен­тов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно об­лег­чить вашу профессиональ­ную деятельность.

 

2. Определите характеристики своего неречевого поведения с помо­щью опросника, разра­ботанного В.А. Лабунской, «Невербальные характе­ристики общения» [55].

Инструкция. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не со­гласны – «-».

Утверждения:

1. Жесты, мимика, позы и походка учителя сочетаются меж­ду собой.

2. Речь учителя маловыразительна, не хватает жестов, мимики.

3. Используемые учителем выразительные движения (жесты, позы, ми­мика) помо­гают в понимании нового материала при объяснении.

4. У учителя невыразительные жесты, мимика, походка.

5. Учащиеся повторяют манеру поведения, жесты, мимику или по­ходку учителя по­тому, что они красивые.

6. Внешне учитель не выражает свое недовольство, а пере­дает его лишь словами.

7. Темп движений учителя на уроке оптимален.

8. Учитель не может мимикой, жестом, позой, прикоснове­нием выра­зить свое требо­вание, – все говорит словами.

9. Жесты, мимика, поза учителя соответствуют словам, до­полняют со­держание речи.

10. Учитель не может без слов показать свое доброжела­тельное отно­ше­ние к уче­нику.

11. Он (она) может без слов пробудить или усилить интерес к препо­да­ваемой теме.

12. Жесты и мимика учителя всегда одинаковые, они как будто выпол­няются им по шаб­лону.

13. У учителя нет некрасивых, непривлекательных жестов, мимики, поз.

14. Учитель не умеет без слов привлечь внимание.

15. Он (она) умеет без слов оценить ответ как правильный или непра­вильный.

16. Движения учителя необходимо сделать более широки­ми и свобод­ными, так как он (она) очень скован в движениях.

Обработка результатов производится по предложенному ниже ключу.

I шкала. Формально-динамические параметры невербаль­ного поведе­ния учителя (от 0 до 4 баллов).

«Да» – 7; «Нет»: 2, 12, 16.

II шкала. Эстетическая гармоничность невербального репертуара учи­теля (от 0 до 4 баллов).

«Да»: 1, 9, 13; «Нет» – 4.

Ill шкала. Способность к управлению и рефлексии невербального пове­де­ния на уроке (от 0 до 8 баллов). «Да»: 3, 5, 11, 15; «Нет»: 6, 8, 10, 14.

Подсчитывался также общий балл невербальной вырази­тельности учи­теля – как сумма ре­зультатов первых трех шкал. Показатель от 0 до 7 говорит о низкой невербальной выразитель­ности учителя, от 7 до 12 – о среднем уровне, от 12 до 16 – высо­кая (от 100 до 75% - высокая; от 74 до 50% – сред­няя, от 49 до 0% – низкая).

 

Ответы на контрольные задания

14. На рисунке 2 изображены следующие чувства:

1) веселье;

2) враждебность;

3) безразличие;

4) застенчивая радость;

5) грусть;

6) сильная злость;

7) бурная радость;

8) злость;

9) плохое самочувствие;

10) скорбь;

11) скепсис;

12) глубокая печаль.

Верными считаются все ответы, находящиеся в близком синони­миче­ском ряду.

 

Ответы на тестовые задания

 

1 в; 2 б; 3 б; 4 в; 5 д; 6 б; 7 а; 8 в; 9 б; 10 д; 11 б; 12 в; 13 б, в; 14 д; 15 в, г; 16 б; 17 д; 18 д.

 

 

Глава 5. Психотехника речи и ее значение в работе

Учителя-логопеда

 

Ключевые понятия: саморегуляция,психотехника речи;паралин­гвис­тические средства общения, речевое дыхание, голосообразование, дикция, ритмико-мелодическая характеристика речи учителя.

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Объясните смысл следующих изречений:

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.

Сенека, римский философ

Мысль входит вратами чувств.

Гельвеций

...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изу­че­нием техники.

М. Горький

2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности вы­пол­ните упражнение «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги на­пишите свое имя и добавьте к нему опреде­ление, отражающее вашу сущ­ность и на­чинающееся с той же буквы, что и имя. Подумайте и ска­жите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, нега­тив­ного отноше­ния к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Сравните оба опреде­ле­ния. Есть ли различия в том, каким вы видите себя, и как вас воспринимают люди? Задумай­тесь о причинах раз­личий.

3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и на­пря­гите указатель­ный па­лец ведущей руки, проверьте, куда идет напряже­ние (в со­седние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). По­старай­тесь убрать лишнее напряжение, при этом держите палец на­пряжен­ным; ос­во­бодите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась сво­бодно, а палец оставался напряженным; освобо­дите остальные пальцы, а указатель­ный держите на­пря­женным.

По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Рас­слабьте мыш­цы ног и так далее до головы, а затем напря­гите все тело и опять рас­слабьте. Напрягите левую ногу – проверьте, не на­пряглась ли пра­вая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела. Уп­ражнения на мышеч­ное зажатие и осво­бождение выполняются на счет (25, 20, 15, 10, 5).

4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего уп­ражнения. При­мите какую-либо заведомо неудобную позу: при­жать подбо­родок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно пря­мо, кос­нуться паль­цами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мыш­цах и суставах возникают локальные напря­жения – зажимы. Смысл задания заклю­чается в том, чтобы максимально точно выде­лить область возникновения за­жима и, сконцентрировав в этой области рас­слаб­ление, снять зажим.

5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуля­ции по следующим па­раметрам:

- умение снимать излишнее напряжение, волнение;

- умение преодолевать в себе нерешительность перед вы­ступлением;

- умение мобилизовать рабочее самочувствие;

- умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях;

- умение создавать необходимое настроение.

6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключни­кова, накоплению пси­хической энергии человека с помощью мыс­ленной ви­зуали­зации ярких образов.

«Активизирующие образы». Ваши силы будут непре­рывно возрастать, если несколько раз в те­чение дня вы сумеете ярко представить: а) что ваше тело омыва­ет дождь бодрящей энергии; б) внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флю­иды; в) на вас на­правлен сол­нечный луч, не­сущий исцеление и радость; г) вы полный сил и уверенности че­ло­век, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду.

«Ураган энергии». Полезно пред­ставлять, как сквозь ваше тело, го­ло­ву, мозг проходит ветер или даже ура­ган свежей, бодрящей энергии и как бы вы­ветривает, выдувает состояние уста­лости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уверенно­стью.

«Место силы». Мысленно пере­неситесь в «место силы» (термин К. Кас­танеды), представьте зрительно какое-либо заповедное место с пре­красным пейзажем и чи­стым воздухом, кото­рое вы когда-то посещали и где чувство­вали себя наилучшим образом. Затем глубоко, всем существом, ощутите со­стояние бодрости, свежести и здоровья, кото­рое вы там испы­тали. И, нако­нец, усильте образ и возникшее ощуще­ние, представляя, что пространство этого пей­зажа пропитано необыкно­венно мощной энергией.

7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные со­мати­че­ские ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локали­зо­вано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий го­лов­ной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувст­вуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо­цио­нально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой во­лосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100].

8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализи­руйте шутливые со­веты «наоборот» с точки зрения последствий их вы­пол­нения.

1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте не­до­верчивы.

2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то за­го­ните ярость по­глубже в себя.

3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не по­зво­ляйте себе никаких сла­бостей.

4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников.

5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не те­ряйте его даже на друже­скую беседу.

6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не ус­тупайте и требуйте все­гда по максимуму.

7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприят­ная штука [28].

9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехо­рошо, когда звуки вы­говариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, ко­гда их за­темняет излишняя небрежность; не­хорошо, когда слова произно­сятся сла­бым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произно­сят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, напри­мер, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвуч­ный и глу­хой» [118].

10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приве­денных ниже ка­честв голоса учителя в конкретных педагогических ситуа­циях: чистый, ясный, благозвучный, достаточно громкий, интонационно-вы­разительный, летящий, выносливый, гибкий, устойчивый.

11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и от­рицательных ка­честв профессионального голоса педагога.

12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соот­вет­ствия профессио­нальным требованиям.

13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении.

14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы пере­дать: а) недоумение; б) почтительный тре­пет; в) злорадство; г) готовность смеять­ся вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение.

Карл у Клары украл кораллы.

Проворонила ворона вороненка.

От топота копыт пыль по полю летит.

15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыха­нии соотносятся как 1:20. Добейтесь такого соотноше­ния, на едином дыхании произнося с вы­ра­жением целые тексты, а при оста­новке вдыхайте быстро и бесшумно.

Текст для примера:

Людей, которые бессознательно искажают привыч­ные выражения и слова, приспосабли­вая их к новой дей­ствительности, кто-то удачно на­звал народными исказителями. Искази­тели от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя ска­зан­ное, добива­ются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77].

16. Часто измененная артикуляция небольшо­го количества зву­ков спо­собна сущест­венно повлиять на речевую личность, её характери­стики и са­мосознание. Произнесите в пред­ла­гаемом предложении ударное [о] на аме­риканский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь со­рок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.

Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще про­износительные особенности влияют на со­держание сказанного?

17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягива­нием безударных слогов), а затем – дик­тора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между сло­вами) [77]:

«...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произне­сение. И если без произне­сения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет та­кую силу, то, бесспорно, что его значение в ора­торском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голо­сом, в спокойных — мягким; низкий го­лос придаст ему важности; ко­леблющийся — трога­тель­ности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звуча­нийнизкого, высокого и пере­мен­ного — достигает столь разнообразного и столь сладост­ного совер­шен­ства..»

18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]:

а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]:

– резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук;

– на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы;

б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для про­из­ношения сочета­ниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д.

в) произносить скороговорки, сначала медленно, пре­увеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением рече­вого аппарата. Затем по­степенно наращивать темп, следя за правиль­ностью произношения всех звуков. При­меры скороговорок:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Купи кипу пик.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д.

19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи:

а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударе­ний;

б) лексическое богатство;

в) выразительность, образность речи.

20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи:

а) «полетность», звонкость голоса;

б) гибкость голоса, богатство интонации;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения);

д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д.

Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

К стрессогенным факторам, характерным для работы учителя, отно­сятся:

а) информа­ционные перегрузки

б) высокая степень ответственности

в) дефицит времени для принятия оптимальных педагогиче­ских реше­ний

г) эмоциональные перегрузки

д) все перечисленное

 

2. Укажите правильный ответ.

Какие факторы являются производными от внутреннего состояния учи­теля?

а) внешний вид учителя

б) мимика и пантомимика

в) осанка

г) вербальные и паралингвистические средства общения

д) все перечисленное

 

3. Укажите правильный ответ.

К методам регуляции психических состояний Л.П. Гримак относит:

а) рефлексотерапию

б) цветомузыку

в) релаксационные уп­ражнения

г) все перечисленное

 

4. Расположите в нужной последовательности следующие способы са­мо­регуляции:

а) про­изношение вслух и мысленно словесных формулировок в такт ды­ханию

б) использование активной роли представлений, чувственных образов

в) произ­вольная регуляция дыхания

г) релаксация, снятие мышечных зажимов

 

5. Укажите правильный ответ.

К какому способу саморегуляции относится музыкотерапия?

а) психическая само­регуляция

б) воспитание доброжелательности и оптимизма

в) разрядка в деятельности

г) контроль своего поведения

 

6. Укажите правильный ответ.

К приемам психофизической само­регуляции учителя-логопеда можно отнести:

а) глубокое осознание социальной роли сво­ей профессии

б) чувство долга

в) эмоциональную отзывчивость и открытость

г) стремление к самоанализу и адекватной самооценке

д) все перечисленное

 

7. Укажите правильный ответ.

Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние прояв­ле­ния и на­правляя контроль:

а) на тонус мимической мускулатуры

б) на тонус скелетной мускулатуры

в) на дыхание, голос

г) на темп речи

д) все перечисленное

 

8. Укажите правильный ответ.

Определите цели аутогенной тренировки:

а) управление эмоциями

б) устранение чрезмерного напряжения, «зажатости»

в) восстановление работоспособности

г) использование скрытых запасов сил

д) все перечисленное

 

9. Укажите правильный ответ.

Релаксация – это….

а) расслабление мышц тела

б) вызывание ощущения тяжести

в) вызывание ощущения тепла

г) регуляция дыхания

д) все перечисленное

 

10. К паралингвистическим средствам невербального общения отно­сятся:

а) различные характеристики голоса и интонации

б) мимика

в) пантомимика

г) смех

д) все перечисленное

 

11. Укажите правильный ответ.

По особенностям голоса можно определить:

а) эмоциональное состояние человека

б) пол

в) национальность

г) возраст

д) все перечисленное

 

12. Укажите правильное определение.

Психотехника речи это…

а) система индивидуально-психологического управ­ления голосом

б) система индивидуально-психологического управ­ления дикцией

в) система индивидуально-психологического управ­ления интонацией

г) раздел психотехники общения

д) все перечисленное

 

13. Укажите правильное определение.

Техника речи это…

а) комплекс умений и навыков в ре­чевом дыхании, голосообразовании и дикции

б) приемы эффек­тивного использования невербальных средств взаи­мо-действия лю­дей

в) приемы эффек­тивного пользования экстралингвистическими сред­ст­вами взаимо­дейст­вия

г) приемы, определяющие содержательность словесного действия

д) все перечисленное

 

14. Укажите правильное определение.

Паралингвистика – это наука, изучающая…

а) громкость и интонацию голоса

б) тембр, темп и высоту голоса

в) влияние качества голоса на коммуникацию

г) все перечисленное

 

15. Признаками речевого (фонационного) дыхания являются:

а) ротовой тип дыхания

б) быстрый вдох и замедленный выдох

в) максимальное расхождение голосовых складок на вдохе

г) значительное сближение голосовых складок на выдохе

д) все перечисленное

 

16. Укажите ошибку.

Голос обеспечивает:

а) разборчивость речи

б) выразительность речи

в) эмоциональность речи

г) грамматическую правильность речи

д) получение информации об ин­дивидуальных особенностях го­воря­щего.

 

17. Укажите ошибку.

Голос человека может быть:

а) речевой

б) певческий

в) медленный

г) шепотный

 

18. Укажите правильный ответ.

К акустическим характеристикам голоса относятся:

а) сила

б) высота

в) темп

г) тембр

д) все перечисленное

 

19. Укажите ошибку.

Причинами рас­стройств голоса являются:

а) снижение зрения

б) несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса

в) перенапряжение голоса

г) неправильная техника голосоподачи

д) заболевания гортани и носоглотки, ротоглотки

 

20. Укажите правильный ответ.

О нарушениях силы голоса свидетельствует голос:

а) хриплый

б) назализованный

в) иссякающий

г) скрипучий

д) глухой

 

21. Укажите правильный ответ.

Высота голоса зависит:

а) от амплитуды колебаний голосовых складок

б) от частоты колебаний голосовых складок

в) от работы дыхательного аппарата

г) от активности артикуляции

 

22. Укажите ошибку.

К представителям голосоречевых профессий относятся:

а) лекторы

б) программисты

в) проповедники

г) педагоги

д) адвокаты

 

23. Укажите правильный ответ.

Увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов объясня­ется:

а) стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни

б) отсутствием знаний по гигиене голоса

в) увеличением часовой недельной нагрузки

г) недостаточной техникой владения просодическими средствами речи

д) всем вышеперечисленным

 

24. Укажите правильный ответ.

В комплекс работы по коррекции нарушений голоса входит:

а) артикуляционная гимнастика

б) статическая дыхательная гимнастика

в) динамическая дыхательная гимнастика

г) массаж

д) все перечисленное

 

25. Укажите правильный ответ.

К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи отно­сятся:

а) интонация

б) дикция

в) темп речи

г) сила и тембр голоса

д) все перечисленное

 

26. Укажите ошибку.

В комплекс интонационных средств входит:

а) мелодика

б) четкость звукопроизношения

в) логическое ударение

г) степень громкости

д) интенсивность движения тона

Тестирование

 

1. Определите с помощью этого научно-популярного теста свою под­верженность к стрессам. Для этого ответьте «да» или «нет» на следую­щие вопросы:

1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?

3. Теряете ли самообладание в споре?

4. Прерываете ли собеседника?

5. Разговаривая, размахиваете ли руками?

6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7. Говорите ли вы иногда сами с собой?

8. Обижаетесь ли по пустякам?

9. Долго ли не можете вечером уснуть?

Обработка результатов

Если у вас набралось 9 «да», знайте: Ваше нервное напряжение пере­шло все границы и Вам нужно срочно заняться своим здоровьем.

7 «да» – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не при­ведет к добру.

Если среди ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать, что у Вас нервы в порядке.

 

2. Определите свою способность к саморегуляции с помощью сле­дую­щего теста [119].

Инструкция. Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касаю­щиеся са­мочувст­вия и на­строения:

1. Вы всегда спокойны и выдержаны?

2. Ваше настроение, как правило, мажорное?

3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и со­сре­доточены?

4. Вы умеете управлять своими эмоциями?

5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с това­ри­щами и близкими?

6. Вы легко усваиваете изученный материал?

7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы изба­виться?

8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим об­разом?

Обработка результатов

 

Подсчитайте количество «да» и «нет» и сделайте выводы.

Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спо­кой­ствии, отсут­ствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной само­оценке; если ответы отри­цательные на все или некоторые вопросы, то это го­ворит о тревожности, неуверенности, неудовлетворен­ности собой, самокри­тичности. Смешанные ответы (и «да», и «нет») ука­зывают на уме­ние ви­деть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Сле­дую­щие шаги можно сде­лать, если осознать способы саморегуляции и ов­ладеть ее мето­ди­кой.

 

3. Оцените уровень личностной тревожности с помощью «Личност­ной шкалы про­явле­ний тревоги» (И. Тейлор) [78].

Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», если не со­гласны – «нет».

Утверждения:

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым че­ловеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу уси­деть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудно­сти, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь зада­нии.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Я почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная пот­ли­вость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно за­снуть.

42. Я – человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Меня нередко охватывает отчаяние.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов

 

При подсчете суммарного показателя тревожности складывается ко­ли­чество совпа­дений ответов «да» («+») и «нет» («-») с ключевыми значе­ниями. В один балл оценивается каждый ответ «нет» на высказывания 1–13 и ответ «да» на вы­сказывания 14–50.

Суммарная оценка:

40–50 баллов рассматриваются как показатель очень вы­сокого уровня тревожности;

25–39 баллов свидетельствуют о высо­ком уровне данного показателя;

15–24 – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5–14 баллов – о среднем (с тенденцией к низ­кому) уровне;

0–4 балла – о низком уровне тревожности.

Как низкие, так и высокие показатели тревожности требуют осо­бого внимания. В первом случае есть смысл подумать о том, что во взаимоот­но­шениях с другими людьми отсутствие тревожности может проявляться как безответственность, попустительство, не­достаточ­ное вни­мание к парт­неру. Высокий же уровень тревожности сопро­вождается стремлением из­бегать со­циальных контактов, подозритель­ностью, неуверенностью в соб­ственных возможностях.

Ответы на тестовые задания

 

1 д; 2 д; 3 г; 4 г, в, б, а; 5 в; 6 д; 7 д; 8 д; 9 д; 10 а; 11 д; 12 д; 13 а; 14 г; 15 д; 16 г; 17 в; 18 а; б; г; 19 а; 20 в; 21 б; 22 б; 23 д; 24 д; 25 д; 26 б.

 

 

 

 

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните смысл следующих утверждений:

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с челове­ком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

А. Сент-Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, ка­кими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими

Гете

2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный.

3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбуди­мый, уступчи­вый, поверхностный.

4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек».

5. Раскройте структуругуманизации личности учителя.

6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профес­сио­нальной куль­туры учителя.

7. Сравните структуру педагогических способностей и профессио­нально обусловленных свойств по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину.

8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства.

9. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с пси­хологической точки зрения (по А.К. Марковой).

10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полно­цен­ного коммуника­тивного развития детей и подростков с нарушениями речи.

11. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенно­стям детей и подро­стков с нарушениями речи, влияющим на их социоком­му­никативную совместимость.

12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учи­теля-логопеда.

13. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учи­теля-логопеда выступают личность, деятельность и об­ще­ние?

14. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма учителя-логопеда.

15. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успеш­ной реализации про­фессио­нальных задач.

Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

К основным положе­ниям гуманистической педагогики относятся:

а) принцип субординации

б) принцип монологизма

в) принцип диалогизации

г) все ответы верны

 

2. Укажите правильный ответ.

Культура общения как компонент профессиональной куль­туры со­стоит из:

а) культу­ры взаимопознания

б) культуры взаимопонимания

в) культуры взаимодействия парт­неров по общению

г) все ответы верны

 

3. Укажите правильный ответ.

К образам профессиональной куль­туры учи­теля относятся:

а) культура познания

б) культура труда

в) культура общения

г) куль­тура самосовершенствования

д) все ответы верны.

 

4. Укажите правильный ответ.

Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, за­мена его развивающим влиянием предполагает:

а) культуру убеждений

б) культуру эм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.366 с.)