Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Невербальные средства общения в педагогическом процессе↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ. Размещение партнеров на расстоянии до 120 см называют: а) интимным б) социальным в) личным г) публичным
2. Укажите правильный ответ. «Зеркалом души» называют: а) сердце б) глаза в) лицо г) руки
3. Укажите правильный ответ. Школьник заинтересованно слушает объясняющего урок учителя, когда: а) сидит прямо б) склонив голову набок в) опустив или подняв голову г) все ответы верны д) все ответы неверны
4. Укажите правильный ответ. К вербальному общению относится: а) кинесика б) паралингвистика в) диалог г) пантомимика
5. Укажите правильный ответ. К невербальным средствам общения относятся: а) кинесика б) паралингвистика в) пантомимика г) мимика д) все перечисленные
6. Укажите ошибку. К оптико-кинетической системе невербальной коммуникации относятся: а) жестикуляция б) паралингвистика в) пантомимика г) мимика д) все перечисленные
7. Укажите правильный ответ. Совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции, носит название: а) пантомимика б) мимика в) паралингвистика г) такесика д) все перечисленное
8. Укажите правильный ответ. Нормами пространственной и временной организации общения занимается наука: а) такесика б) паралингвистика в) проксемика г) кинесика д) все перечисленные
9. Укажите правильный ответ. К ситуативным параметрам определения расстояния до собеседника относятся: а) национальная и социальная принадлежность б) конкретные условия общения в) возраст г) темперамент д) все перечисленные
10. Укажите правильный ответ. В блок способностей к управлению и рефлексии невербального поведения в значимых педагогических ситуациях (по Е.А. Петровой) входят: а) привлечение внимания б) выражение отношения в) проявление требования г) оценивание ответа д) все перечисленное
11. Укажите правильный ответ. К модальным речевым жестам учителя относятся: а) запрещающие б) выражающие неудовольствие в) приглашающие г) вопросительные д) все перечисленные
12. Укажите правильный ответ. Учителя с демократическим стилем педагогического общения в основном используют жесты: а) доминирования б) превосходства в) поддержки г) все ответы верны
13. Укажите правильный ответ. Частота жестикуляции учителя зависит от: а) стажа работы учителя б) от психического состояния в) от темперамента и общей культуры г) все ответы верны
14. Укажите правильный ответ. К неэстетичной пантомимике учителя можно отнести: а) переминание с ноги на ногу б) привычку держаться за спинку стула в) привычку вертеть в руках посторонние предметы г) «наполеоновскую» позу д) все перечисленное.
15. Укажите правильный ответ. Особенно осторожным следует быть учителю при оказании такесических знаков внимания: а) первоклассникам б) младшим школьникам в) старшеклассникам г) «трудным» детям
16. Укажите ошибку. Тональность общения и поведения учителя может быть: а) приподнятой б) вульгарной в) деловой г) интимной д) обыденной
17. Укажите правильный ответ. К основным показателям культуры выражения невербального поведения учителя относятся особенности: а) мимики б) жестикуляции в) пантомимики г) дистантности общения д) всего перечисленного
18. Укажите правильный ответ. Негативные мысли и фразы: а) ослабляют наши мышцы б) ухудшают деятельность щитовидной железы в) снижают жизненную энергию г) передаются окружающим через выражение лица и звуки речи д) все ответы верны. Тестирование
1. Определите ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения, ответив «да» или «нет» на вопросы теста. Вопросы 1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо. 2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки. 3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства. 4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу. 5. Я часто бываю скован в движениях. 6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-то не облокотиться. 7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи. 8. Я стараюсь ограничить круг своего общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми. 9. При разговоре я часто верчу что-нибудь в руках. 10. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции. 11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию. Интерпретация результатов Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.
2. Определите характеристики своего неречевого поведения с помощью опросника, разработанного В.А. Лабунской, «Невербальные характеристики общения» [55]. Инструкция. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – «-». Утверждения: 1. Жесты, мимика, позы и походка учителя сочетаются между собой. 2. Речь учителя маловыразительна, не хватает жестов, мимики. 3. Используемые учителем выразительные движения (жесты, позы, мимика) помогают в понимании нового материала при объяснении. 4. У учителя невыразительные жесты, мимика, походка. 5. Учащиеся повторяют манеру поведения, жесты, мимику или походку учителя потому, что они красивые. 6. Внешне учитель не выражает свое недовольство, а передает его лишь словами. 7. Темп движений учителя на уроке оптимален. 8. Учитель не может мимикой, жестом, позой, прикосновением выразить свое требование, – все говорит словами. 9. Жесты, мимика, поза учителя соответствуют словам, дополняют содержание речи. 10. Учитель не может без слов показать свое доброжелательное отношение к ученику. 11. Он (она) может без слов пробудить или усилить интерес к преподаваемой теме. 12. Жесты и мимика учителя всегда одинаковые, они как будто выполняются им по шаблону. 13. У учителя нет некрасивых, непривлекательных жестов, мимики, поз. 14. Учитель не умеет без слов привлечь внимание. 15. Он (она) умеет без слов оценить ответ как правильный или неправильный. 16. Движения учителя необходимо сделать более широкими и свободными, так как он (она) очень скован в движениях. Обработка результатов производится по предложенному ниже ключу. I шкала. Формально-динамические параметры невербального поведения учителя (от 0 до 4 баллов). «Да» – 7; «Нет»: 2, 12, 16. II шкала. Эстетическая гармоничность невербального репертуара учителя (от 0 до 4 баллов). «Да»: 1, 9, 13; «Нет» – 4. Ill шкала. Способность к управлению и рефлексии невербального поведения на уроке (от 0 до 8 баллов). «Да»: 3, 5, 11, 15; «Нет»: 6, 8, 10, 14. Подсчитывался также общий балл невербальной выразительности учителя – как сумма результатов первых трех шкал. Показатель от 0 до 7 говорит о низкой невербальной выразительности учителя, от 7 до 12 – о среднем уровне, от 12 до 16 – высокая (от 100 до 75% - высокая; от 74 до 50% – средняя, от 49 до 0% – низкая).
Ответы на контрольные задания 14. На рисунке 2 изображены следующие чувства: 1) веселье; 2) враждебность; 3) безразличие; 4) застенчивая радость; 5) грусть; 6) сильная злость; 7) бурная радость; 8) злость; 9) плохое самочувствие; 10) скорбь; 11) скепсис; 12) глубокая печаль. Верными считаются все ответы, находящиеся в близком синонимическом ряду.
Ответы на тестовые задания
1 в; 2 б; 3 б; 4 в; 5 д; 6 б; 7 а; 8 в; 9 б; 10 д; 11 б; 12 в; 13 б, в; 14 д; 15 в, г; 16 б; 17 д; 18 д.
Глава 5. Психотехника речи и ее значение в работе Учителя-логопеда
Ключевые понятия: саморегуляция,психотехника речи;паралингвистические средства общения, речевое дыхание, голосообразование, дикция, ритмико-мелодическая характеристика речи учителя. Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл следующих изречений: Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой. Сенека, римский философ Мысль входит вратами чувств. Гельвеций ...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники. М. Горький 2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности выполните упражнение «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги напишите свое имя и добавьте к нему определение, отражающее вашу сущность и начинающееся с той же буквы, что и имя. Подумайте и скажите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, негативного отношения к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Сравните оба определения. Есть ли различия в том, каким вы видите себя, и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий. 3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и напрягите указательный палец ведущей руки, проверьте, куда идет напряжение (в соседние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). Постарайтесь убрать лишнее напряжение, при этом держите палец напряженным; освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным; освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным. По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте. Напрягите левую ногу – проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела. Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на счет (25, 20, 15, 10, 5). 4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего упражнения. Примите какую-либо заведомо неудобную позу: прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения – зажимы. Смысл задания заключается в том, чтобы максимально точно выделить область возникновения зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим. 5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуляции по следующим параметрам: - умение снимать излишнее напряжение, волнение; - умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением; - умение мобилизовать рабочее самочувствие; - умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; - умение создавать необходимое настроение. 6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключникова, накоплению психической энергии человека с помощью мысленной визуализации ярких образов. «Активизирующие образы». Ваши силы будут непрерывно возрастать, если несколько раз в течение дня вы сумеете ярко представить: а) что ваше тело омывает дождь бодрящей энергии; б) внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флюиды; в) на вас направлен солнечный луч, несущий исцеление и радость; г) вы полный сил и уверенности человек, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду. «Ураган энергии». Полезно представлять, как сквозь ваше тело, голову, мозг проходит ветер или даже ураган свежей, бодрящей энергии и как бы выветривает, выдувает состояние усталости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уверенностью. «Место силы». Мысленно перенеситесь в «место силы» (термин К. Кастанеды), представьте зрительно какое-либо заповедное место с прекрасным пейзажем и чистым воздухом, которое вы когда-то посещали и где чувствовали себя наилучшим образом. Затем глубоко, всем существом, ощутите состояние бодрости, свежести и здоровья, которое вы там испытали. И, наконец, усильте образ и возникшее ощущение, представляя, что пространство этого пейзажа пропитано необыкновенно мощной энергией. 7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100]. 8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализируйте шутливые советы «наоборот» с точки зрения последствий их выполнения. 1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте недоверчивы. 2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то загоните ярость поглубже в себя. 3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей. 4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников. 5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу. 6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и требуйте всегда по максимуму. 7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприятная штука [28]. 9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой» [118]. 10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приведенных ниже качеств голоса учителя в конкретных педагогических ситуациях: чистый, ясный, благозвучный, достаточно громкий, интонационно-выразительный, летящий, выносливый, гибкий, устойчивый. 11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и отрицательных качеств профессионального голоса педагога. 12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соответствия профессиональным требованиям. 13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении. 14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы передать: а) недоумение; б) почтительный трепет; в) злорадство; г) готовность смеяться вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение. Карл у Клары украл кораллы. Проворонила ворона вороненка. От топота копыт пыль по полю летит. 15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыхании соотносятся как 1:20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и бесшумно. Текст для примера: Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77]. 16. Часто измененная артикуляция небольшого количества звуков способна существенно повлиять на речевую личность, её характеристики и самосознание. Произнесите в предлагаемом предложении ударное [о] на американский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью. Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще произносительные особенности влияют на содержание сказанного? 17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягиванием безударных слогов), а затем – диктора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между словами) [77]: «...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности; колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства..» 18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]: а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]: – резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук; – на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы; б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для произношения сочетаниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д. в) произносить скороговорки, сначала медленно, преувеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением речевого аппарата. Затем постепенно наращивать темп, следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок: Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Купи кипу пик. Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д. 19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи: а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; б) лексическое богатство; в) выразительность, образность речи. 20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи: а) «полетность», звонкость голоса; б) гибкость голоса, богатство интонации; в) правильно выбранная сила голоса; г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения); д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д. Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ. К стрессогенным факторам, характерным для работы учителя, относятся: а) информационные перегрузки б) высокая степень ответственности в) дефицит времени для принятия оптимальных педагогических решений г) эмоциональные перегрузки д) все перечисленное
2. Укажите правильный ответ. Какие факторы являются производными от внутреннего состояния учителя? а) внешний вид учителя б) мимика и пантомимика в) осанка г) вербальные и паралингвистические средства общения д) все перечисленное
3. Укажите правильный ответ. К методам регуляции психических состояний Л.П. Гримак относит: а) рефлексотерапию б) цветомузыку в) релаксационные упражнения г) все перечисленное
4. Расположите в нужной последовательности следующие способы саморегуляции: а) произношение вслух и мысленно словесных формулировок в такт дыханию б) использование активной роли представлений, чувственных образов в) произвольная регуляция дыхания г) релаксация, снятие мышечных зажимов
5. Укажите правильный ответ. К какому способу саморегуляции относится музыкотерапия? а) психическая саморегуляция б) воспитание доброжелательности и оптимизма в) разрядка в деятельности г) контроль своего поведения
6. Укажите правильный ответ. К приемам психофизической саморегуляции учителя-логопеда можно отнести: а) глубокое осознание социальной роли своей профессии б) чувство долга в) эмоциональную отзывчивость и открытость г) стремление к самоанализу и адекватной самооценке д) все перечисленное
7. Укажите правильный ответ. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления и направляя контроль: а) на тонус мимической мускулатуры б) на тонус скелетной мускулатуры в) на дыхание, голос г) на темп речи д) все перечисленное
8. Укажите правильный ответ. Определите цели аутогенной тренировки: а) управление эмоциями б) устранение чрезмерного напряжения, «зажатости» в) восстановление работоспособности г) использование скрытых запасов сил д) все перечисленное
9. Укажите правильный ответ. Релаксация – это…. а) расслабление мышц тела б) вызывание ощущения тяжести в) вызывание ощущения тепла г) регуляция дыхания д) все перечисленное
10. К паралингвистическим средствам невербального общения относятся: а) различные характеристики голоса и интонации б) мимика в) пантомимика г) смех д) все перечисленное
11. Укажите правильный ответ. По особенностям голоса можно определить: а) эмоциональное состояние человека б) пол в) национальность г) возраст д) все перечисленное
12. Укажите правильное определение. Психотехника речи – это… а) система индивидуально-психологического управления голосом б) система индивидуально-психологического управления дикцией в) система индивидуально-психологического управления интонацией г) раздел психотехники общения д) все перечисленное
13. Укажите правильное определение. Техника речи – это… а) комплекс умений и навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции б) приемы эффективного использования невербальных средств взаимо-действия людей в) приемы эффективного пользования экстралингвистическими средствами взаимодействия г) приемы, определяющие содержательность словесного действия д) все перечисленное
14. Укажите правильное определение. Паралингвистика – это наука, изучающая… а) громкость и интонацию голоса б) тембр, темп и высоту голоса в) влияние качества голоса на коммуникацию г) все перечисленное
15. Признаками речевого (фонационного) дыхания являются: а) ротовой тип дыхания б) быстрый вдох и замедленный выдох в) максимальное расхождение голосовых складок на вдохе г) значительное сближение голосовых складок на выдохе д) все перечисленное
16. Укажите ошибку. Голос обеспечивает: а) разборчивость речи б) выразительность речи в) эмоциональность речи г) грамматическую правильность речи д) получение информации об индивидуальных особенностях говорящего.
17. Укажите ошибку. Голос человека может быть: а) речевой б) певческий в) медленный г) шепотный
18. Укажите правильный ответ. К акустическим характеристикам голоса относятся: а) сила б) высота в) темп г) тембр д) все перечисленное
19. Укажите ошибку. Причинами расстройств голоса являются: а) снижение зрения б) несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса в) перенапряжение голоса г) неправильная техника голосоподачи д) заболевания гортани и носоглотки, ротоглотки
20. Укажите правильный ответ. О нарушениях силы голоса свидетельствует голос: а) хриплый б) назализованный в) иссякающий г) скрипучий д) глухой
21. Укажите правильный ответ. Высота голоса зависит: а) от амплитуды колебаний голосовых складок б) от частоты колебаний голосовых складок в) от работы дыхательного аппарата г) от активности артикуляции
22. Укажите ошибку. К представителям голосоречевых профессий относятся: а) лекторы б) программисты в) проповедники г) педагоги д) адвокаты
23. Укажите правильный ответ. Увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов объясняется: а) стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни б) отсутствием знаний по гигиене голоса в) увеличением часовой недельной нагрузки г) недостаточной техникой владения просодическими средствами речи д) всем вышеперечисленным
24. Укажите правильный ответ. В комплекс работы по коррекции нарушений голоса входит: а) артикуляционная гимнастика б) статическая дыхательная гимнастика в) динамическая дыхательная гимнастика г) массаж д) все перечисленное
25. Укажите правильный ответ. К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относятся: а) интонация б) дикция в) темп речи г) сила и тембр голоса д) все перечисленное
26. Укажите ошибку. В комплекс интонационных средств входит: а) мелодика б) четкость звукопроизношения в) логическое ударение г) степень громкости д) интенсивность движения тона Тестирование
1. Определите с помощью этого научно-популярного теста свою подверженность к стрессам. Для этого ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры? 2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате? 3. Теряете ли самообладание в споре? 4. Прерываете ли собеседника? 5. Разговаривая, размахиваете ли руками? 6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал? 7. Говорите ли вы иногда сами с собой? 8. Обижаетесь ли по пустякам? 9. Долго ли не можете вечером уснуть? Обработка результатов Если у вас набралось 9 «да», знайте: Ваше нервное напряжение перешло все границы и Вам нужно срочно заняться своим здоровьем. 7 «да» – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру. Если среди ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать, что у Вас нервы в порядке.
2. Определите свою способность к саморегуляции с помощью следующего теста [119]. Инструкция. Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения: 1. Вы всегда спокойны и выдержаны? 2. Ваше настроение, как правило, мажорное? 3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены? 4. Вы умеете управлять своими эмоциями? 5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими? 6. Вы легко усваиваете изученный материал? 7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться? 8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом? Обработка результатов
Подсчитайте количество «да» и «нет» и сделайте выводы. Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке; если ответы отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, самокритичности. Смешанные ответы (и «да», и «нет») указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой.
3. Оцените уровень личностной тревожности с помощью «Личностной шкалы проявлений тревоги» (И. Тейлор) [78]. Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», если не согласны – «нет». Утверждения: 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли. 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие. 11. У меня редко бывает сердцебиение. 12. Обычно мои руки достаточно теплые. 13. Я застенчив не более, чем другие. 14. Мне не хватает уверенности в себе. 15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. Мой желудок сильно беспокоит меня. 18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. Мне нередко снятся кошмарные сны. 22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. 23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 24. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает. 26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь задании. 27. Я работаю с большим напряжением. 28. Я легко прихожу в замешательство. 29. Я почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо. 30. Я склонен принимать все слишком всерьез. 31. Я часто плачу. 32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. 33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня. 37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. 38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. 39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. 40. Даже в холодные дни я легко потею. 41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 42. Я – человек легко возбудимый. 43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. 44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя. 45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. 47. Я почти все время испытываю чувство голода. 48. Меня нередко охватывает отчаяние. 49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением. 50. Ожидание всегда нервирует меня. Обработка результатов
При подсчете суммарного показателя тревожности складывается количество совпадений ответов «да» («+») и «нет» («-») с ключевыми значениями. В один балл оценивается каждый ответ «нет» на высказывания 1–13 и ответ «да» на высказывания 14–50. Суммарная оценка: 40–50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности; 25–39 баллов свидетельствуют о высоком уровне данного показателя; 15–24 – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5–14 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; 0–4 балла – о низком уровне тревожности. Как низкие, так и высокие показатели тревожности требуют особого внимания. В первом случае есть смысл подумать о том, что во взаимоотношениях с другими людьми отсутствие тревожности может проявляться как безответственность, попустительство, недостаточное внимание к партнеру. Высокий же уровень тревожности сопровождается стремлением избегать социальных контактов, подозрительностью, неуверенностью в собственных возможностях. Ответы на тестовые задания
1 д; 2 д; 3 г; 4 г, в, б, а; 5 в; 6 д; 7 д; 8 д; 9 д; 10 а; 11 д; 12 д; 13 а; 14 г; 15 д; 16 г; 17 в; 18 а; б; г; 19 а; 20 в; 21 б; 22 б; 23 д; 24 д; 25 д; 26 б.
Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания 1. Объясните смысл следующих утверждений: Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. А. Сент-Экзюпери Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими Гете 2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный. 3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбудимый, уступчивый, поверхностный. 4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек». 5. Раскройте структуругуманизации личности учителя. 6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профессиональной культуры учителя. 7. Сравните структуру педагогических способностей и профессионально обусловленных свойств по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину. 8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства. 9. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с психологической точки зрения (по А.К. Марковой). 10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полноценного коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи. 11. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенностям детей и подростков с нарушениями речи, влияющим на их социокоммуникативную совместимость. 12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учителя-логопеда. 13. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учителя-логопеда выступают личность, деятельность и общение? 14. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма учителя-логопеда. 15. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успешной реализации профессиональных задач. Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ. К основным положениям гуманистической педагогики относятся: а) принцип субординации б) принцип монологизма в) принцип диалогизации г) все ответы верны
2. Укажите правильный ответ. Культура общения как компонент профессиональной культуры состоит из: а) культуры взаимопознания б) культуры взаимопонимания в) культуры взаимодействия партнеров по общению г) все ответы верны
3. Укажите правильный ответ. К образам профессиональной культуры учителя относятся: а) культура познания б) культура труда в) культура общения г) культура самосовершенствования д) все ответы верны.
4. Укажите правильный ответ. Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, замена его развивающим влиянием предполагает: а) культуру убеждений б) культуру эм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.016 с.) |