Основные характеристики общения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики общения



 

Речевое общение многолико. Его можно рассматривать под разными углами зрения. В качестве разных сторон единого процесса общения можно выделить следующие:

1. Стремление организовать действия в аргументации наиболее оптимальным способом (спор, переговоры, полемика, торг, дискуссия, беседа). Данный аспект можно назвать тактикой аргументации.

2. Всякое общение – всегда некоторое соглашение. Поэтому можно рассматривать аргументацию как следование определенному моральному кодексу.

3. Общение всегда выразимо в языке, для чего необходимо рассмотреть правила его использования, построения публичной речи, ее принципов, структуры, фигур красноречия. Это риторический аспект общения.

4. В общении участвуют живые люди. Поэтому необходимо учитывать их мотивы поведения, психические установки. Это социально-психологический аспект речевого общения.

Общение – многофакторное явление и ему свойственна определенная совокупность характеристик (рис.3). Рассмотрим кратко их содержание.

Вступая в общение, его участники преследуют определенные цели. Цель общения – это то ради чего у личности возникает данный вид активности [5]. В психологии выделяется восемь основных целей общения [3]:

1. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности [5].

2. Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.

3. Побудительная – стимуляция активности партнера по сообщению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Понимания – установление не только адекватного восприятия смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

7. Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных и деловых отношений, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

8. Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера по общению, а также его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и др.

Общение полифункционально. Оно в жизни человека выполняет различные функции. А.А. Брудный выделяет четыре функции общения: инструментальная (необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда); синдикативная (находит свое выражение в сплочении малых и больших групп); трансляционная (необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев); самовыражения (ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания) [17]. Вышеназванные функции общения характерны для творческих личностей.

В процессе общения выделяются некоторые его стороны. Например, Г.М. Андреев выделяет: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (взаимовосприятие) [15]; Б.Ф. Ломов – информационно-коммуникативную (охватывает процессы приема и передачи информации); регуляционно-коммуникативную (связана с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности); аффективно-коммуникативную (относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния) [16].

 

 

Рис. 3. Характеристики общения

Таким образом, из вышесказанного следует, что общение выступает в трех ипостасиях: а) имеет коммуникативную функцию; б) выступает как взаимодействие (интеракция); в) связано с взаимным восприятием партнеров (социальная перцепция) (рис. 3). Рассмотрим три вышеназванные стороны общения.

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами и её понимании ими. Коммуникативный акт (или акт общения) анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант (коммуникатор, т.е. тот, кто является субъектом общения); адресат (репициент, т.е. тот, кому направлено сообщение); сообщение (то, что передается, какое именно сообщение); код (какими средствами, общими для адресанта или адресата, передается сообщение); цель (зачем, ради чего что-то сообщается); канал связи (голос, письменный текст, проведенная связь, связь через эфир, Интернет); результат (что достигнуто в процессе общения). Опираясь на знания этих компонентов, легшее готовить свое сообщение и оценивать его.

Передача информации осуществляется с помощью знаковых систем. В зависимости от типа знаковой системы выделяют: а) вербальную (речевую) коммуникацию; б) невербальные виды коммуникации.

Главным и основным является речь (вербальная коммуникация). В ней представлены внешний чувственный (слышимые звуки, видимые знаки – буквы), а также внутренний смысловой аспекты.

Среди неречевых средств (невербальная коммуникация) выделяют: оптико-кинестические (жесты, мимика, пантомимика); паралингвические (качество голоса, его диапозон, тональность); экстралингвические (пауза, плач, смех, темп речи); пространственно-временные (взаимное расположение партнеров, временные задержки начала общения и др.) [21]. Функции невербальной коммуникации - дополнение речевого общения. Более подробно они будут рассмотрены в следующих главах.

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом участнике (персонализацию). При этом необходимым условием выступает не простое использование единого языка, а одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.

2. Интерактивная сторона общения заключается в организации делового взаимодействия между общающимися личностями (обмен не только знаниями, идеями, но и действиями). Под ним мы понимаем любую совместную деятельность людей по созданию продуктов или услуги и по обмену этими продуктами или услугами. Интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения. Здесь имеют значение мотивы, цели общения каждой стороной, их взаимодействие. Существуют следующие виды делового взаимодействия: содружество; конкуренция; конфликт.

Содружество (совместная деятельность) – организованная система активности взаимодействующих личностей, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры (цели, органы организации и руководства, разделение процесса совместной деятельности).

Конкуренция – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, которая характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими личностями или группами. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъектов действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну.

Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, которая характеризуется объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции (возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого) между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Однако, поскольку кооперация является лишь формой взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется главным образом характером деятельности, в рамках которой развивается кооперация.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация.

3. Перцептивная сторона общенияозначает процесс восприятия, познания, понимания и оценки друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Это достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Перцептивная сторона общения характеризуется совокупностью механизмов взаимопонимания: 1) идентификация; 2) стереотипизация; 3) рефлексия; 4) обратная связь; 5) моделирование; 6) обособление. Рассмотрим кратко их содержание. Идентификация – способ понимания одного человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристик характеристикам другого человека. Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, социальным стереотипам. Рефлексия – осмысливание субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Обратная связь – получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Моделирование – сознательное оценивание другого человека по проявлениям (непосредственным и специально построенным). Обособление – эмоциональное отстаивание отдельным индивидом своей природной и личностной сущности, непосредственное переживание. Эти механизмы позволяют обеспечить анализ и контроль полученной человеком информации о другом человеке, о результатах взаимодействия друг с другом.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Близко к общению стоит еще одно понятие – общительность, которая означает психическую готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и её следует рассматривать, как правомерно считает В.А. Канн-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в отношении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений [20].

По мнению исследователей, общение должно удовлетворять следующим требованиям: в нем должна существовать строгая «линия общения»; в конце каждой линии должны находится лица, способные пользоваться ею; необходимость наличия технических средств коммуникации, подтверждающие, что эта линия используется; должны существовать побудители к использованию линии общения; должна быть избрана правильная форма общения (устная, письменная или графическая) [7].

Выполнение вышеназванных требований, позволяет соблюдать определенную культуру общения, котораяобеспечивается интеллектуальной, эмоциональной и нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт. Такие личности способны к «коммуникационной импровизации» и следуют лишь ограниченному числу «правил», которые усвоены до автоматизма. Их общение всегда творчество.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение феномену «общение».

2. Назовите основные цели общения.

3. Какие составляющие можно выделить в процессе общения?

4. Назовите стороны общения и дайте краткую их характеристику.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: / РАН Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 2000. – 256 с.

3. Краткий педагогический словарь / Сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 213 с.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. –- 494 с.

5. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во «Центр», 1997. – 256 с.

6. Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989. – 622 с.

7. Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: «Дело, ЛТД», 1994. – 702 с.

8. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. – М.: Педагогика, 1984.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988. – 127 с.

11. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Учеб. пособие по спецкурсу. –Ростов н/Д.: РГПИ, 1976. – 148 с.

12. Сидельников Т.Т. Спор! Спор? Спор … – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. – 112 с.

13. Акинин М.С. Деловое общение менеджера: каким ему быть? – Сочи: Мерез, 1991. – 178 с.

14. Булыгина А.А. Этика делового общения. Курс лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. – 147 с.

15. Андреев Г.М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987. – 303 с.

16. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Педагогика, 1981. – 104 с.

17. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989.

18. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. – М.: Прогресс, 1986. – 254 с..

19. Конфуций. Изречения. – М.: МГУ, 1994. – С.31.

20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

21. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. – 136 с.

22. Мудрик А.В. Общение как педагогическая категория // Психологические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Наука, 1979.

Глава 2



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.013 с.)