КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА



12.1. Межличностная и социально-психологическая несовместимость

 

Культура (лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класса) или всего общества в целом. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура управления, культура труда, культура общения и т.д.). Таким образом, из вышесказанного следует, что соблюдение культуры делового общения способствует результативному достижению поставленных целей в процессе деловых контактов.

Для рассмотрения вопроса выделим некоторые индивидуальные особенности характера, создающие у человека предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Чаще других конфликтные люди– люди с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой. Одинаково плохо, если человек переоценивает или недооценивает себя и свои возможности. И в том, и в другом случае индивидуальная самооценка может вступить в противоречие с оценкой окружающих.

Определенный набор отрицательных эмоциональных качеств личности (тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность и др.) и отрицательные интеллектуальные качества, такие, как ригидность (отсутствие гибкости) и косность (неспособность воспринимать новое) – питательная среда для формирования конфликтных отношений. Перечисленные качества личности в разном сочетании и количестве могут быть присущи тому или иному человеку. Однако наличие этих качеств не означает, что они с неизбежностью приведут к возникновению конфликтных отношений.

Для того, чтобы такие отношения возникли должна зародиться межличностная несовместимость – несоответствие индивидуально-психологических особенностей одного человека индивидуально-психологическим особенностям другого. Это означает, что два человека обладают некоторыми личностными чертами, среди которых есть трудно совместимые или несовместимые при определенных объективных условиях. Основой межличностной несовместимости могут стать различия в индивидуальных интересах или в представлениях об интересах коллег.

В качестве примера рассмотрим типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученными им заданиями. В острых аварийных ситуациях медлительность флегматика и вспыльчивость, неуравновешенность холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

Социально-психологические причины конфликтных отношений обусловлены особенностями внутригрупповой жизни людей. Они лежат в основе социально-психологической несовместимости. Для их понимания рассмотрим дефиниции «внутриролевой конфликт» и «межролевой конфликт».

Внутриролевые конфликты возникают при противоречивости представлений о совокупности прав и обязанностей людей, выполняющих одну и ту же роль, т.е. окружающие люди предъявляют к личности трудносовместимые или практически несовместимые требования.

Межролевые конфликты возникают в ситуациях, когда личность вынуждена одновременно исполнять роли, которые предъявляют к ней несовместимые или трудносовместимые требования (например, токаря переводят на должность бригадира).

Основой социально-психологической несовместимости может стать расхождение представлений о групповых нормах поведения и тех, на которые ориентирован данный человек. Такая ситуация складывается у людей, которые психологически ориентированы на нормы поведения референтной для них группы, а не той, в которой они работают.

Кроме социально-психологических отношений причинами конфликта могут быть: материально-технические, хозяйственно-политические, хозяйственно-организационные, социально-профессиональные, социально-демографические и др.

В практике различают потенциальный и реальный конфликт. Различие между ними заключается в том, что в случае реального конфликта его участники, осознав сложившиеся между ними отношения, переходят к конфликтному поведению. Стратегия этого поведения может быть различной. Однако все многообразие форм конфликтного поведения можно свести к трем основным стратегиям:

– выход из системы отношений с тем человеком, с которым может произойти конфликт;

– длительные переговоры с выяснением многих деталей сложившихся отношений и готовность обеих сторон пойти на взаимные уступки, т.е. компромисс;

– борьба с попыткой отстоять свои позиции, которые могут оказаться как верными, так и ошибочными.

Стратегия конфликтного поведения может быть выбрана как неосознанно, так и сознательно. Независимо от избранной участниками конфликта стратегия поведения любой конфликт завершается или разрешается определенным исходом. Конфликт может полностью угаснуть – в этом и состоит истинный его исход. Это означает, что конфликт устраняется не только на уровне поведения, но и на внутреннем уровне, когда бывшие участники конфликтных отношений уже не воспринимают друг друга как оппоненты.

Любой конфликт может играть двойственную роль, сочетая в себе конструктивную и деконструктивную функции.

Деконструктивная функция заключается в том, что наносится ущерб здоровью участникам конфликтов, и проявляется это, прежде всего, в неврозах. При самых неблагоприятных отношениях плата за конфликт может быть очень высокой – инфаркт, инсульт и даже смерть. Немалый ущерб наносится и производству (потере рабочего времени, снижение производительного труда и др.).

Качества, которые необходимо учитывать в достижении гармонии в отношениях с другими людьми, по мнению Е.Я. Мелибруды, следующие:

1. Эмпатия. Умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они воспринимают их поступки с их же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

2. Доброжелательность. Способность е только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

3. Аутентичность. Умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самым собой в контактах с окружающими.

4. Конкретность.Отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на все вопросы.

5. Инициативность. Склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти впереди», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность.Умение говорить и действовать напрямую, четкое представление об отношении других людей и четкая демонстрация своего отношения к ним.

7. Открытость. Готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, умение говорить о своих мыслях и чувствах.

8. Принятие чувств. Отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с другими людьми, но и показать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны, других. Однако при этом должно отсутствовать стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.

9. Конфронтация. Умение «с глазу на глаз» обращаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

10. Самопознание. Познавательное отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя. Однако при этом необходимо быть автором своей самооценки; оценивать отношения с другими людьми и новому опыту как к центральному материалу, важному для более глубокого самопознания [3].

Для практических целей окажется полезной информация о том, что каждая психометрическая форма личности предпочитает разные стили поведения в конфликтных ситуациях из выделенных пяти классических стилей (табл. 6).

Таблица 6

 

Классические стили поведения в конфликтных ситуациях

 

N п.п. Стили поведения в конфликте Формы личности
Состязание, атака, агрессия Треугольник, зигзаг
Проявление гибкости, поиск компромисса Круг, треугольник
Отклонение от столкновения, избегание Квадрат, прямоугольник, зигзаг
Приспособление вплоть до сдачи позиций Круг
Сотрудничество, образование союзов, объединение с другими Круг, квадрат, зигзаг, прямоугольник

12.2. Влияние и взаимовлияние в условиях делового общения

Влияние (произвольное или непроизвольное) и взаимовлияние являются практически постоянно действующими факторами общения. В социально-психологическом аспекте влияние – результат изменения одним человеком поведения другого, его взглядов, представлений, социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических характеристик в процессе общения с ним. При этом речь идет не о любом влиянии, а таком, которое способствует развитию личности или подготавливает это развитие.

Воздействие как целенаправленная передача информации от одного участника взаимодействия к другому свидетельствует о степени влияния лишь по глубине изменения взглядов, установок и ценностных ориентаций, поведения в целом того человека, от которого воздействия направлены. Бывают случаи, когда один человек способен буквально перевернуть всю жизнь другого, настолько сильное влияние он может на него оказать. Это в значительной степени зависит от того, насколько он значим и авторитетен, насколько он является для другого своего рода нравственным эталоном. Именно это определяет высокую степень значимости данного человека и его жизненной позиции, которая превращается в правила индивидуального поведения другого человека.

Влияние значимо другого (как самый необходимый, желательный и незаменимый в сложившейся ситуации общения) обусловлено его идеальной представительностью в сознании индивида. В психологии это понимается как отраженная субъективность, как образ другого субъекта, выступая действенным фактором. Именно идеальный образ значимого способствует изменению психологических характеристик индивида, формированию его новых взглядов, возникновению новых побуждений или ранее не испытанных эмоциональных состояний. Индивид, соотнося себя с значимым другим, сознательно или неосознанно принимает и реализует в своем поведении его нормы и ценностные ориентации.

Известно, что если при общении между людьми устанавливаются положительные эмоционально насыщенные отношения, то они быстрее поддаются взаимному влиянию. Сила влияния партнера по общению будет зависеть от содержания духовного мира личности, преломляющего любые внешние воздействия на нее. Помимо вербальных и невербальных средств общения взаимовлияние имеет свою внутреннюю сторону: познание партнерами друг друга, межличностные отношения, саморегуляция поступков индивида с учетом сложившегося образа значимого другого, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей и др. Следовательно, какой опыт общения и познания людей приобрел человек и преобразовал его в свой внутренний план сознания, таким образом он и будет вести себя по отношению к другим людям.

Основа влияния людей друг на друга заложена в социальной природе человека, а также в индивидуальных различиях людей, их непохожести друг на друга.

В сфере межличностных отношений распространенной является референтная зависимость, понимаемая как особая значимость для индивида отношений, которые его связывают с другим человеком или социальной группой.

Референтность– качество личности, которое определяется мерой его значимости для другого человека и выступает фактором персонализации, т.е. идеальной представленности в поведении других людей. Сущность референтного влияния заключается в преобразованиях интеллектуальной и эмоционально-потребностной сфер личности другого человека. Результатом рефернтного влияния одного человека на другого могут являться изменившиеся не только взгляды и психологические установки, но и ценностные ориентации, а также практические действия индивида в соответствии с ценностными ориентациями значимого другого.

Объектом референтных отношений в некоторых случаях может быть та или иная социальная группа, нормы поведения, которой становятся мотивационным источником поведения индивида. В условиях общения с членами той или иной референтной группы происходит процесс интериоризации индивидом групповых норм, т.е. преобразование их в структуру внутреннего плана сознания индивида.

Как субъект общения индивид, с одной стороны, воздействует на других, а с другой сам испытывает влияние со стороны других. В результате такого взаимодействия общающиеся наряду с имеющимися у них уже сформированными и закрепленными свойствами приобретают новые качества и свойства.

К действенным способам влияния в референтной группе относятся и разнообразные формы и средства общения её членов: вербальные и невербальные, непосредственные и опосредованные. В межличностном общении на первое место выступает его вербальная форма, а речь является наиболее мощным средством влияния на сознание общающихся людей.

В ходе общения в референтной группе индивид, усваивая вербальную информацию, переводит её во внутренний план сознания, регулирующий его поведение, т.е. внутренняя речь как материализованная форма сознания выступает регулятивом поведения. Среди психологических факторов формирования человека речь играет доминирующую роль.

Объектом референтных отношений может быть и отдельный человек, когда он оказывает сильное влияние на другого человека в силу своего авторитета.

Авторитет – влияние одного человека на другого или на окружающих лиц. Он может быть основан на том, что этот человек является для других правильным эталоном и в силу этого обладает высокой степенью референтности.

Влияние может быть связано и с информационной зависимостью, когда один человек для достижения социально или личностно значимых целей не располагает необходимой информацией, а потому некритически воспринимает её от другого человека, которого он считает более информированным. Такое влияние обозначается в практике дефиницией «власть эксперта». Например, степень доверия к Платону или Аристотелю, определяла силу их влияния на обучающихся, они становились образцом для подражания. Основой авторитета могут быть высокие нравственные или интеллектуальные качества человека, занимаемое им служебное положение, его должность или статус.

Субъект референтных отношений непроизвольно или осознанно, соотнося себя с другими участниками подобных отношений и принимая их нормы и ценностные ориентации, реализует интеризованные нормы в своем реальном поведении.

В практике существует преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) влияние одного человека на другого. При преднамеренном влиянии индивид ставит специальную цель – изменить какие-то психологические характеристики партнера по общению. При непреднамеренном – такая цель не ставится, однако последствия непреднамеренного влияния сказываются независимо от значимого другого.

Социально-психологическим механизмом произвольного влияния являются убеждение и внушение.

Убеждение в социально-психологическом понимании – специфический способ организованного и целенаправленного влияния субъекта на сознание партнера по общению. В психологической структуре личности убеждение – осознанная потребность, отражающая определенное понимание ею окружающего мира и побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, представлениями и ценностным ориентациями. Образуя определенную систему взглядов, убеждение лежит в основе мировоззрения человека.

Убежденность – черта личности, обусловливает общую направленность ее поведения, деятельности и ценностных ориентаций. Это качество выступает как внутренний психологический регулятив сознания и поведения человека. Убеждение – не просто знание о чем-то или ком-то, а такое знание, которое принимается за истинное не только рационально, но и эмоционально. Поэтому оно становится устойчивым мотивом поведения человека.

Следовательно, при убеждении необходимо воздействовать не только на разум человека, но и на его чувства. Убеждение в большей степени способствует достижению взаимопонимания взаимодействующих субъектов, потому что изменяет их взгляды и установки на существо решаемых задач.

Внушение– представляет собой целенаправленное вербальное воздействие одного человека на другого или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие информации, в которой что-то утверждается или отрицается без доказательства. Внушение может быть также составным компонентом повседневного общения людей. Степень восприимчивости индивида к внушению зависит от его готовности подчиниться такому воздействию.

Внушаемость является нормальным свойством психики любого человека. Все люди подвержены влиянию, однако, степень внушаемости у всех разная. Она зависит как от личностных качеств, так и от ситуативных факторов. Например, внушаемость повышается в ситуации грозящей опасности, неуверенности в себе, робости, стеснительности, заниженной самооценки, впечатлительности и др. В условиях непосредственного общения внушаемость человека зависит от разнообразных факторов. Например, личностные свойства индивида, степень его внушаемости, насколько личность сочетает логические и эмоциональные моменты в процессе внушения и др. В повседневной жизни внушение используется в педагогике, в медицине, пропаганде и др.

В межличностном общении убеждение и внушение практически используются всегда, дополняют друг друга, обусловливая более действенное влияние одного человека на другого. Результатом такого влияния является формирование в сознании участников общения психологических или социальных установок, соответствующих целям обучения или совместной деятельности.

К механизмам непроизвольно влияния одного человека на другого относится психическое заражение и подражание.

Психическое заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного человека другому, которое воспринимается неосознанно.

Подражание – непреднамеренное следование какому-либо примеру образцу. Оно является сложным психическим явлением, включающим как непроизвольное копирование, так и сознательное воспроизведение индивидом внешних черт поведения, действий и поступков окружающих людей. При подражании зачастую сказывается не только влияние стереотипов, но и модыи других социально-психологических явлений.

Мода – специфический способ влияния. Она возникает, в основном, стихийно, под влиянием изменяющихся взглядов людей. Мода обладает большой силой внушающего, принуждающего и впечатляющего воздействия на человека.

Содержание общения и механизмы произвольного и непроизвольного влияния одного человека на другого или на группу лиц являются важным фактором, способствующим закреплению, преобразованию или изменению тех или иных взглядов и представлений, установок, норм поведения и ценностных ориентаций. Механизмы внушения показаны рис.25.

Личность

Рис. 25. Социально-психологические механизмы влияния

12.3. Выбор оптимального стиля делового общения

Наиболее распространенными стилями руководства являются авторитарный, демократический, и попустительский.

Для характеристики стилей руководства будем опираться на стороны общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная). С этой целью возьмем такой стилеобразный признак, как внутренняя позиция руководителя. Он отражает восприятие руководителем своей персоны по отношению к подчиненным. Поскольку от этого признака зависит и восприятие подчиненных, он может быть отнесен к перцептивной стороне общения (возникновение и совершенствование образа партнера по общению).

При авторитарном стиле руководитель занимает позицию «над группой», при демократическом – «внутри группы», при попустительском – «незаметно» в стороне от группы.

Практика деятельности руководителей показывает, что внутренняя или субъективная их позиция в большей мере, чем объективная. Она влияет на: восприятие подчиненными своего руководителя; поведение самого руководителя; характер взаимоотношений, складывающихся в группе; эффективность их совместной деятельности.

Каждый руководитель в разные моменты своей деятельности вступает во взаимоотношение со своими подчиненными: вырабатывает и принимает ответственные решения, контролирует их выполнение и т.д. Все перечисленные стилеобразующие признаки можно отнести к интерактивной стороне общенияруководителя.

Для авторитарного стиля руководства характерно единоличное принятие решения по любому важному или незначительному для судьбы коллектива вопросу. Руководитель, реализующий авторитарный стиль предпочитает все производственные данные держать при себе. В общении с подчиненными преобладает сухой, официальный, нередко грубый тон распоряжения звучат в форме приказов.

При демократическом стиле руководства выработка и принятие решений осуществляется при участии подчиненных, с которыми руководитель советуется и консультируется. Инициатива подчиненных всячески поощряется и стимулируется. Руководитель-демократ обстоятельно информирует своих подчиненных о предстоящих делах, обязательно раскрывает перед ними перспективу общего для группы дела. Тон в общении дружеский, товарищеский. Приказы старается заменить предложениями, советом или просьбами.

Попустительский стиль руководства известен и по другим названиям: формальный, анархический, невмешивающийся. Руководитель этого типа редко хвалит и также редко наказывает подчиненных, предпочитая оставаться в «тени». Характерной особенностью попустительского стиля является информированность подчиненных от случая к случаю. Определить тон такого руководителя трудно, так как он избегает коммуникативных контактов со своими подчиненными.

К группе коммуникативных признаковможно отнести такие, как информированность подчиненных и преобладающий тон речи руководителя.

Опыт показывает, что в жизни, рассмотренные типичные стиля руководства редко встречаются в чистом виде. Чаще всего стиль общения реального руководителя с сотрудниками включает элементы каждого или любых двух из трех типичных стилей руководства. И только по преимущественной выраженности одного из них можно определить конкретный стиль.

Эффективность стилей руководства варьируются в зависимости от критерия ее оценки.

1. Критерий по количеству и качеству производимой работы. При попустительском стиле по сравнению с другими типами руководства будет выполнен меньший объем работы и качество ее ухудшится. Наибольшее количество работы обеспечивает авторитарный стиль. При демократическом стиле группа проигрывает в количестве, но зато повышается качество и оригинальность исполнения, отмечается творческий характер к делу. Продуктивность работы не снижается в отсутствии руководителя.

2. Удовлетворенность членов группы совместной работой и складывающимися при этом взаимоотношениями как с руководителем, так и с сотрудниками. При авторитарном стиле складывается атмосфера нервности и напряженности в отношениях. В таких условиях трудно решаются производственные задачи. Происходит дифференциация внутри группы. При демократическом стиле руководства преобладают дружественные, доброжелательные и доверительно-откровенные отношения, чуткость сотрудничества и поддержка. Члены группы занимают более равномерное положение в группе, чем при авторитарном стиле руководства. Попустительский стиль при определенных условиях и непродолжительности времени тоже может быть эффективным. Если группа состоит из инициативных и сознательных сотрудников, проявляющих творческую активность в работе, то невмешивающийся стиль будет стимулировать развитию самоуправления. Принципиально иной эффект тот же самый стиль обеспечит в группах без высокой инициативы и сознательности - там воцаряется дезорганизация и анархия, ведущие к развалу работы [4].

Из вышесказанного следует, что каждый типичный стиль руководства обладает определенными преимуществами в сравнении с другими, но каждый из них не лишен недостатков, Поэтому при решении задачи важно только правильно определить, в чем заключается достоинство стиля конкретного руководителя, а что является его недостатком.

Гибкий стиль руководства – стиль, при котором руководитель сознательно и преднамеренно применяет в работе тот типичный стиль, который в конкретных условиях и в конкретном коллективе в данный момент времени обеспечивает наибольшую эффективность групповой совместной деятельности.

Разнообразие стиля должно проявляться не только в действиях руководителя, но и в его способности думать, оценивать, прогнозировать, давать характеристику людям.

Американские ученые выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления. Он должен уметь:

– общаться на формальной и неформальной основах, эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;

– проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

– ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;

– получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

– принимать решения в неопределенных ситуациях;

– распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;

– проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

– критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Способность «открывать новые свойства» в своих сотрудниках – качество, которое необходимо развивать постоянно у руководителя. Открытость образа человека не менее важна в нашей жизни, чем открытость образа предмета. Чтобы стать настоящим руководителем необходимо:

– получить гуманитарное образование. Оно имеет огромную пользу и неповторимо;

– повышать свой теоретический уровень, проходить подготовку и переподготовку в различных областях знаний, связанных с управлением;

– изучение передового опыта руководства других руководителей, обмен мнениями на семинарах;

– повышение уровня коммуникативной и сензитивной компетентности в общении.

В качестве практического руководства в общении с руководителем можно использовать данные из области психогеометрии. В них содержатся исчерпывающая информация о том, как ведут себя руководители, имеющие разную психогеометрическую форму.

12.4. Общение и формирование жизненной позиции личности

В условиях межличностного общения личности могут занимать самые различные позиции: паритетные или такие, когда один – хозяин положения, а другой – подчиненный; один – контролер, наблюдающий за исполнением правил поведения и общения, а другой – жертва, вынужденная совершать те или иные действия вопреки своим убеждениям и др.

Умение сохранять установившиеся отношения с партнерами по общению даже вопреки изменениям позиции какого-то его участника относится к числу особых способностей личности – способности к общению. Реально существуют две формы общения людей: а) нормативное; б) свободное вариативное. В них могут допускаться: импульсивные поведенческие акты; сознательно волевые действия и поступки. Поэтому возможны различного рода неожиданности, противоречия, отступления от принятых норм, изменения позиций общающихся и т.д.

Позиция личности – устойчивая система ее отношений к тем или иным сторонам действительности, к другим людям и к самому себе, которая проявляется в соответствующем поведении. Сформировавшаяся и закрепившаяся позиция личности характеризуется устойчивостью и непротиворечивостью, что позволяет прогнозировать ее поведение в конкретной ситуации и ответные действия.

Жизненная позиция личности – система ее отношений к различным сторонам объективной действительности и как общую направленность ее интересов и ценностных ориентаций, которые она практически реализует и отстаивает в различных сферах своей жизнедеятельности.

Групповая роль – функция личности, одобренный участниками общения способ поведения в соответствии с занимаемой позицией в системе межличностных отношений (лидер, ведомый и др.). В отличие от межличностных социальные роли определяются местом личности в системе объективных социальных отношений (ученый, артист и др.).

В практике выделяют следующие виды ролей:

институциональные,предусматривающие четко сформулированные и закрепленные официальными документами способы деятельности и поведения (директор образовательного учреждения, ректор высшего учебного заведения, генеральный директор и др.);

конвенциальные, основывающиеся на представлениях самих участников общения или совместной деятельности о формах поведения, ожидаемых от того или иного участника в определенной ситуации (генератор идей, коммуникатор и др.).

Статустесно связан с престижем и авторитетом личности, с ее влиянием на группу. Один и тот же человек может иметь различный статус в разных группах общения в зависимости от основы общения и уровня социального развития группы. Вступая в общение, каждый человек учитывает статус других людей, и сам определяет для себя роль в конкретной системе отношений.

Система социальных ожиданий по отношению к человеку, занимающему ту или иную позицию в межличностном общении, обозначается дефиницией «экспектация» – разновидность санкций, опосредующих отношения. Социальные ожидания определяют способ выполнения личностью роли в межличностном общении.

В социально-психологическом аспекте реализация жизненной позиции личности зависит от социальных установок и диспозиций. Методологическое значение теории установок для исследования проблемы общения заключается в том, что она позволяет исследовать вопрос о:

А) том, каким образом преломляются внешние воздействия на человека через его внутренний мир;

Б) психологическом механизме регуляции поведения личности [6].

На протяжении всей жизни у человека формируется сложнейшая система объективно-личностных отношений к окружающей действительности (к выполнению своего гражданского долга, к людям и др.).

Субъективные отношения выступают в качестве психологического механизма включения личности в общественные отношения. Они определяют способы ее общения и взаимодействия с другими людьми, характеризуют жизненную позицию личности в обществе, обусловливают специфическую систему предпочтений, мнений, вкусов, интересов, способствуют формированию определенных стереотипов и привычек поведения и способов обращения с другими людьми, определяют стиль ее поведения, способствуют развитию личности в процессе накопления, расширения и интеграции опыта общения и др.

Б.Ф. Ломов, приняв за основу схему В.Н. Мясищева, выделяет базовые параметры субъективных отношений, их первый уровень, к которому относит их модальность (положительное, отрицательное, нейтральное, амбивалентное), интенсивность, широту и степень устойчивости. Вторым уровнем субъективных отношений он считает их доминантность, эмоциональность, когерентность (внутренняя связность), степень обобщенности, принципиальность и уровень активности. Основным параметром высшего уровня интеграции субъективных отношений является их степень сознательности. Эти параметры позволяют измерять субъективные отношения личности к людям и явлениям [7].

Глубина, эмоциональная насыщенность общения личности с другими людьми в наибольшей степени способствуют развитию и изменению всех указанных параметров его субъективного отношения к людям. Понятие «субъективные отношения личности», по мнению Б.Ф. Ломова, близко по содержанию к понятиям «установка» и «аттитюд» и являются по отношению к ним родовым [7].

Понятие «установка» подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; «личностный смысл» – их связь с общественно выработанными значениями; «аттитюд» – их субъективность [5].

Проблема установки исследуется в общей и социальной психологии, а также в социологии. Впервые проблемой установки в нашей стране начал заниматься Д.Н. Узнадзе. Установка определяет направленность действия субъекта в привычных для него ситуациях, но сама не отражается в сознании, не осознается. В результате повторения ситуаций, в которых удовлетворяется потребность личности, установки закрепляются и фиксируются. В процессе жизни человека закрепляется целая система фиксированных установок, оказывающих регулирующее влияние на его поведение и деятельность [6].

В социальной психологии исследуются социальные установки, оказывающие регулирующее влияние на отношение личности к социальным объектам (людям, социальным группам и явлениям и т.д.). Социальные установки личности– звено, образующее в системе взаимодействия личности с окружающей средой одну из составляющих совокупность внутренних условий, через призму которых преломляются все внешние воздействия на нее. Социальные установки в личностном аспекте выполняют функцию обеспечения внутренней определенности, последовательности и устойчивости отношений личности к другим людям, обусловливая его субъективную позицию по отношению к ним. Понятие социальные установки используются при изучении сложных социальных объектов.

 

&n



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.016 с.)