Культура и межкультурное взаимодействие В современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и межкультурное взаимодействие В современном мире



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________________

(наименование кафедры)

______________________

(институт/факультет)

___________ Е.В. Кузнецова

«___» ____________ 20___ г.

КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Направление подготовки:

050100.62 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль

«Психология образования»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы - 4 года

Форма обучения - очная

 

Куйбышев 2013

 

СОСТАВИТЕЛЬ:_____________________________________________________

(Ф.И.О., учёная степень, звание, должность, подпись)

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры ______________________________________

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ ___________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Директор библиотеки _________________ _____________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  
  1.1. Пояснительная записка  
  1.2. Требования к результатам освоения программы  
  1.3. Содержание и структура дисциплины  
  1.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
II. МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ  
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  
  4.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов  
  4.2. Формы, содержание и требования к выполнению самостоятельной работы  
V. ФОНДЫ КОНТРОЛЯ  
  5.1. Система оценки для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации  
  5.2. Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний  
VI. ГЛОССАРИЙ  

I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель освоения дисциплины

Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» даст студентам новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания и образа жизни будущих специалистов. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта в своей профессиональной области.

Место дисциплины структуре ООП. Дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» является обязательной дисциплиной профессионального цикла вариативной части учебного плана направления 050400.62 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.

Задачи курса:

· Знакомство с основными теоретическими подходами к культуре, цивилизации, к анализу межкультурного общения;

· Приобретение знаний о специфике культур, системах их ценностей и норм, определяющих правила вербального (речевого) и невербального поведения носителей этих культур.

· Формирование культурной восприимчивости (сенсибилизация), как в отношении собственных культурных особенностей, так и по отношению к специфике других культур;

· Развитие способности к анализу и адекватной интерпретации процессов и результатов взаимодействия представителей различных культур и культурных групп (субкультур) в конкретных условиях интеракции.

Учебная дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» носит междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании теории культуры, мировой и отечественной истории культуры, истории религии, этнографии, языкознании.

Важность освоения данного курса обусловлена процессами интеграции мирового сообщества, приобщением России к ценностям мировой культуры, а также возрастанием роли гуманитарного знания в общественной жизни.

Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» является предшествующей для изучения таких дисциплин, как «Философия», «История», «Педагогика» и других.

Дисциплина изучается в 1 семестре.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме выполнения контрольных заданий по изученным темам.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта

Требования к результатам освоения программы

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8 (таблица 1).

 

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ОК-1 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды Знать: Закономерности исторического развития, культурологических подходов Уметь: Выделять главное, общее и особенное в историческом процессе. Владеть: Методами исследования исторического процесса и культурологических явлений процесса
ОК-3 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения Знать:этикет Уметь: использовать в практической деятельности нормы этикета Владеть: навыками нравственного поведения в быту и этикета в профессиональной деятельносит
ОК-4 готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Знать: Основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук Уметь: методы социальных, гуманитарных и экономических наук Владеть: Методами решения социальных и профессиональных задач
ОК-5 способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами Знать: Нормы литературного языка Уметь: Вести полемику и дискуссию Владеть: Приемами публичной речи
ОК-7 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен рабо Знать: Методы создания культурно-просветительских программ Уметь: Разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, Владеть: Способами убеждения при реализации поставленных задач
ОК-8 способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий Знать: этнокультурные и конфессиональные различия Уметь: учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса Владеть: методами построения социальных взаимодействий

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации.

Тема 1. Концепции культуры.

Понятие «культура» в античности, средневековье и в эпоху Возрождения. Переосмысление понятия культуры в период Нового времени. Эволюционистская концепция (Э.Б. Тайлор, Г.Спенсер). Культурно-историческая школа (В.Дильтей, Ф.Гребнев). Французская школа Анналов. Социологическая школа (П.Сорокин, М.Вебер, А.Тойнби). Структуралистическая концепция культуры (Ф.де Соссюр,,К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, М.Фуко, Б.Барт). Символическая концепция культуры (Э.Кассирер, Ю.М.Лотман). Феноменологическая концепция культуры (Э.Гуссерль, Э.Пачи, М.Шелер).(Теории Гегеля, Н.Бердяева, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассета, Е.Финка, И.Г.Гердера, В.Виндельбанда, Н.Я.Данилевского и др.). Представления о культуре в конце. 19 – 20 вв. Культурологическая концепция К. Маркса. Культура в концепции Зигмунда Фрейда. Принудительно-охранительный характер культуры во фрейдизме. Психологическая трактовка феномена культуры. Неофрейдистская концепция культуры (К.Г.Юнг). Функционализм. Ницшеанская концепция культуры. Освальд Шпенглер и его «Закат Европы». Влияние 1 и 2 Мировых войн на переосмысление феномена культуры. Культурный релятивизм. Влияние НТР на осмысление культуры в конце 20 в.

Тема 4. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

Социализация индивидов и групп: социально–исторические особенности механизмов и форм. Деструктивная социализация в чужой культуре. Поликультурное, мультикультурное, кросс-культурное образование, понятие толерантности. Культурная компетентность. Межкультурная компетентность и ее аспекты: культурный, языковой, коммуникативный.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы

1. 1.http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2. 2.http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы

1.http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2.http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Проблема «диалога культур»

1. Понятие «диалога» в философии культуры (М. Бубер, М. Бахтин).

2. 2.Культура как общение культур (В. Библер). Понятие диалогической ситуации. Основные черты и этапы культурного диалога. Диалог и энтилехия культуры.

3. Теория взаимодействия культур. Формы и принципы взаимодействия культур. Ассимиляция и транскультурация. Влияние как феномен культуры. Проблема культурной экспансии.

4. Понимание в диалоге культур.

5. Герметичность и открытость культуры: «свое» и «чужое» в культуре.

6. 6.Этноцентризм как форма культурной идентичности. Культурный национализм и космополитизм в культуре. Проблема взаимоотношения мировой и национальной культур.

Основная литература

1. 1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Федора Конюхова,2002.–712с.

2. Культурология. История мировой культуры: / под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2001 –600с.

3. 3.Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая. школа, 2001 –511с.

4. 4.Культурология. / Г. В. Драч, О. М. Штомпель. СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

5. 5.Культурология: История мировой культуры/ под ред.Т.Ф.Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.–607с.

 

Дополнительная литература

1. 1.Викторов В. В. Культурология. М.: Экзамен, 2002. - 544 с.

2. 2.Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура. М.: Высшая школа., 2001. - 767 с.

3. 3.Культурология: / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2003. - 280 с.

4. 4.История. Культура. Повседневность: Западная Европа: От античности до 20 века /под ред. М.И. Козьякова. М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.

5. 5.Теория культуры./ А. И. Шендрик.. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. - 519 с.

6. 6.Культурология: История мировой культуры./ под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М.: Академия, 2003.–607с.

 

Дополнительная литература

1. Викторов В. В. Культурология/ под ред. Р.П.Трофимовой. - М.: Экзамен, 2002. - 544 с.

2. Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура: М.: Высшая школа., 2001. - 767 с.

3. Культурология: / П. С. Гуревич.М.: Гардарики, 2003. - 280 с.

4. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: От античности до 20 века/под ред. М.И.Козьякова. М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.

5. Теория культуры./ А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА:Единство, 2002. - 519 с.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернетресурсы

1. http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2. http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4.

ТЕМА: Российская цивилизация и культура в мире

1. Место России среди других мировых цивилизаций.

2. С какой археологической культурой исторически связана культура Руси? Прародина славян. Этнические элементы в русской культуре.

3. Историко-культурных общности в истории русской культуры по Н.А.Бердяеву?

4. «Этносы» в русской истории, по мнению Л.Н.Гумилёва?

5. Характеристику концепции «Москва – Третий Рим».

6. Влияние петровских реформ на русскую культуру.

7. Поиск «русской идеи» в XIX в.

8. Культурные преобразования советской эпохи, важнейшие достижения.

9. Роль русской культуры в мире.

Основная литература

1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). М.: Федора Конюхова,2002.–712с.

2. Культурология. История мировой культуры:/ под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2001 –600с.

3.Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2001 –511с.

4.Культурология./ Г. В. Драч, О. М. Штомпель. СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

5.Культурология: История мировой культуры/ под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М.: Академия, 2003.–607с.

 

Дополнительная литература

1. Викторов В. В. Культурология/ под ред.Р.П.Трофимовой. - М.: Экзамен, 2002. - 544 с.

2. Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура. М.: Высшая школа., 2001. - 767 с.

3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.:: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2004. - 256 с.

4. Культурология: / П. С. Гуревич.М.: Гардарики, 2003. - 280 с.

5. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: От античности до 20 века: /под ред. М.И.Козьякова. М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.

6. Теория культуры./ А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. - 519 с.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернетресурсы

1. http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2. http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.

ТЕМА : Межкультурная коммуникация.

1. История и причины возникновения межкультурной коммуникации (МКК). Теория МКК и ее составляющие.

2. Модели коммуникации. Виды коммуникации.

3. Теории МКК (культурных измерений Г. Хофштеде,

1. культурной грамотности Э. Хирша, контекста культуры Э. Холла и др.).

2. 4.Идентичность, национальный характер и национальный менталитет.

4. Стереотипы в МКК. Классификации. Проблема изучения этнических стереотипов.

5. Невербальное общение его составляющие.

6. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Модель освоения чужой культуры М. Беннет.

7. Культурный шок и способы его преодоления. Понятие межкультурной компетенции.

3. 9.Межкультурные и межэтнические конфликты. Причины возникновения и способы урегулирования.

10. Толерантность как результат МКК.

 

Основная литература.

11. 1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). М.: Федора Конюхова,2002.–712с.

3. Культурология. История мировой культуры:/ под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2001 –600с.

12. 3.Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая. школа, 2001 –511с.

13. 4.Культурология. / Г. В. Драч, О. М. Штомпель. СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

14. 5.Культурология: История мировой культуры / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М.: Академия, 2003.–607с.

 

Дополнительная литература

1. Викторов В. В. Культурология/ под ред.Р.П.Трофимовой. - М.: Экзамен, 2002. - 544 с.

2. Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура..М.: Высшая школа., 2001. - 767 с.

3. Культурология: / П. С. Гуревич.М.: Гардарики, 2003. - 280 с.

4. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: От античности до 20 века: учебное пособие по культурологии для вузов /под ред. М.И.Козьякова. М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.

5. Теория культуры./ А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА:Единство, 2002. - 519 с.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы

1.http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2.http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

ТЕМА: Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса

1. Взаимодействие культур в истории человечества.

2. Причины, формы и результаты контактов культур и цивилизаций.

3. Интеграция и Этнизация- как тенденции развития в современном обществе.

4. Понятие Глобализация. Причины возникновения и сущность процесса.

5. Формы глобализационного процесса.

6. Культурная трансформация – благо или проклятие.

 

Основная литература

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). М.: Федора Конюхова,2002.–712с.

2. Культурология. История мировой культуры: / под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2001 –600с.

3. Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая. школа, 2001 –511с.

4. Культурология. / Г. В. Драч, О. М. Штомпель.. СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

5. Культурология: История мировой культуры / под ред.Т.Ф. Кузнецовой..М.: Академия, 2003.–607с.

 

Дополнительная литература

1. Викторов В. В. Культурология/ под ред.Р.П. Трофимовой. М.: Экзамен, 2002. - 544 с.

2. Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура. М.: Высшая школа., 2001. - 767 с.

3. Культурология: / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2003. - 280 с.

4. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: От античности до 20 века /под ред. М.И. Козьякова. М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.

5. Теория культуры./ А. И. Шендрик. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. - 519 с.

Электронные ресурсы

1.Лекции по Культурологи [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Пензинский Технологический ин-т. – Пенза, 2007. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы

1.http://www.plib.ru/library/book/12560.html

2.http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Одной из главных задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине является воспитание у студентов сознания важности, необходимости и полезности знания содержания данной дисциплины для дальнейшей профессиональной деятельности будущих педагогов.

Методическая модель преподавания курса основана на применение активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

· выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

· объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

· активное участие студентов в учебном процессе;

· проведение практических занятий;

· приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

Используемые методы преподавания: лекционные занятия с применением наглядных пособий и раздаточных материалов; метод мозгового штурма, индивидуальные групповые задания при проведении практических занятий.

Преподавателю необходимо помогать студенту в организации самостоятельной работы, проявлять индивидуальный подход, учитывать уровень знаний студента.

Для лучшего усвоения студентами материала дисциплины преподаватель выбирает соответствующие методы преподавания, предусматривающие сочетания всех типов занятий и всех возможных форм контроля усвоения знаний. Преподавателю следует контролировать выполнение всех заданий систематически и строго в определяемые календарным планом сроки.

Преподавателю рекомендуется активно использовать в учебном процессе разработки кафедры по тестовым упражнениям по соответствующим разделам дисциплины с использованием мультимедийной техники.

Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования дополнительной литературы и Интернет-ресурсов по различным разделам.

Методические указания и пособия, имеющиеся по каждой теме дисциплины, содержат, как правило, больший по объему и содержанию материал, чем требуется программой курса. Это дает возможность студентам самостоятельно увеличивать объем получаемых знаний. Тем не менее, c целью привития навыков к самостоятельной работе, преподавателям полезно на практических и семинарских занятиях давать дополнительно для самостоятельного изучения студентам определенные разделы дисциплины, которые не представлены в программе, но описаны в соответствующих методических разработках кафедры. В дальнейшем, после ознакомления преподавателем с проделанной студентами работой, предоставить студентам возможность выступить с краткими сообщениями по материалам проделанной работы перед студенческой аудиторией с использованием мультимедийной техники.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Содержательное наполнение программы курса «Культура и межкультурное взаимодействие в окружающем мире» обусловлено базовым характером курса. Информационный материал извлекается студентом из рекомендованной литературы и лекций преподавателя. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студент обсуждает на семинарских занятиях и научно-практических конференциях. С целью формирования у студента способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены типовые задания, а также задания, требующие творческого, самостоятельного поиска решения. Обязательным компонентом в образовательном процессе является составление студентом словаря психолого-педагогических понятий.

Предлагаемое построение курса должно помочь студентам сориентироваться в предмете и показать, как используются знания по социальной педагогике в практике образовательного процесса. Разработанные и рекомендуемые планы лекционных занятий, мы учитывали, что они помогут студентам при самостоятельном изучении курса, а также позволят сосредоточить внимание на важных и практически применимых вопросах каждого раздела курса.

Рекомендации к проведению семинарских занятий.

В соответствии с учебным планом семинарские занятия необходимо проводить, делая акцент на наиболее трудных теоретических темах курса.

Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

2. Работа с монографиями и первоисточниками.

Важной работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий.

Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса, первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п.

Важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана.

Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник.

Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст.

Общепринятыми пометками являются такие:

! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте;

? - несогласие с автором, сомнение;

?! - недоумение, удивление;

NB - весьма важно;

V - важно, стоит заметить;

~~ - интересно, может пригодиться.

Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.

4.2. Формы, содержание и требования к выполнению самостоятельной работы

Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практических занятий целесообразно выполнение самостоятельной работы с использованием научных и учебно-методических источников.

Результаты выполнения и защиты самостоятельной работы являются основанием для получения бонуса на экзамене. Студенты, не выполнившие в полном объеме самостоятельную работу, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Рефераты по курсу

Примерные темы рефератов:

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Техника, цивилизация, культура.

2. Прогресс и культура.

3. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева.

4. Концепция цивилизации А. Тойнби.

5. Концепция цивилизации П.Сорокина.

6. Типология цивилизаций.

7. Коэволюция и проблема устойчивого развития.

8. Природный фактор и кризисы цивилизации.

9. Природа и общество: единство процессов самоорганизации.

10. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

11. Языческая культура славян.

12. Языческая культура восточных славян.

13. Христианство и язычество: синкретизм или непримиримость.

14. Русское православие: между католицизмом и исламом.

15. Петербург – западное в русском или просто западный город.

16. Чаадаев о России.

17. Данилевский и его концепция. Россия и Европа.

18. Бердяев о судьбах России.

19. Гумилев и его теория пассионарности.

20. Проблема взаимоотношения Восток-Запад.

21. Мировые религии. Путь к Богу- единственный или разные?

22. Взаимообогащение культур.

23. Проблема национального и интернационального.

24. Что важнее: интернационализация или сохранение национального. Возможен ли диалог?

Требования и рекомендации по оформлению рефератов:

Реферат (от лат. Reffere – докладывать, сообщать) один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении курса. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде исследуемой студентом научной проблемы, с последующим докладом в форме публичного выступления.

В реферате должны быть представлены:

1. Титульный лист (указание учебного заведения, темы реферата, наименование дисциплины и специальности, номера учебной группы и ФИО исполнителя, должности, ученой степени и ФИО преподавателя).

2. План-оглавление (названия 3-5 параграфов).

3. Введение (объясняется выбор темы; ее значимость, актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи психологии).

4. Основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый параграф должен быть логическим продолжением другого).

5. Заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме).

6. Список используемой литературы. (Оформляется список следующим образом: Ф.И.О. автора; название работы; место и год издания).

При разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников. Объем реферата 10-15 страниц.

Критерии оценивания реферата:

Критерии оценки реферата (проекта) могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

1. соответствие реферата теме;

2. глубина и полнота раскрытия темы;

3. адекватность передачи содержания первоисточника;

4. логичность, связность;

5. доказательность;

6. структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

7. оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. Д.);

8. языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (проекта): введению, основной части, заключению.

3) Критерии оценки введения:

· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

· наличие сформулированных целей и задач работы;

· наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

· наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

· проблемность и разносторонность в изложении материала;

· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

· наличие в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.196 с.)