Отвращение-возмущение. Презрение-неуважение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отвращение-возмущение. Презрение-неуважение



Гнев, отвращение и презрение – разные фундаментальные эмоции. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при презрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе.

Причиной гнева является чувство физического или психологического препятствия чему-то, что человек очень хочет сделать. Этим препятствием могут быть физические помехи, правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны, непосредственная реакция может в гневе не выражаться. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева.

Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, повседневные фрустрации (психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи), прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Существуют также индивидуальные и зависящие от уровня развития причин гнева. Вместе с тем некоторые из этих причин могут способствовать возникновению и иных эмоций помимо гнева.

Индивидуальные выражения гнева могут значительно варьировать, но на лице индивида в состоянии гнева почти всегда можно видеть хотя бы некоторые из врожденных естественных компонентов проявления гнева.

При гневе кровь «кипит», лицо горит, мышцы напряжены. Человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо образом свой гнев.

Большинство эмоций, входящих в комплекс гнева, гармонически взаимодействуют между собой и поддерживают высокий уровень четко сформулированной, направленной активации. В ситуации гнева страх как по абсолютным значениям, так и по рангу ниже, чем в любой другой отрицательно-эмоциональной ситуации.

Гнев подавляет страх. Возможная роль страха в ситуации гнева, как и роль страдания, может заключаться в ослабляющем влиянии на потенциально опасную «триаду враждебности». В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания. Он объясняется способностью мобилизовать энергию индивида и сделать его готовым к активной самозащите. В ряде случаев небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, если приходится, например, говорить в свою защиту. Существуют клинические и экспериментальные данные, которые показывают, что неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношение и приводит к психосоматическим расстройствам.

В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не столь опасно, как гнев.

Вещи, разложившиеся или испорченные в физическом или психологическом смысле, вызывают отвращение. Когда человек сталкивается с чем-то вызывающим отвращение, он может сказать «Это отвратительно на вкус». При крайнем выражении отвращения человек выглядит так, как будто он подавился или сплевывает. Выражение отвращения включает также подтягивание верхней губы вверх и наморщивание носа. Это создает впечатление, как будто глаза косят.

Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и скверного вкуса во рту. Человек хочет устранить объект отвращения или устраниться от него. Если отвращение очень интенсивно, оно действительно может вызвать рвоту. По мнению ученых, объект гнева захватывает внимание сильнее, чем объект отвращения, который должен скорее способствовать переключению внимания на что-либо другое.

Когда что-либо вызывает наше отвращение, мы пытаемся изменить этот объект таким образом, чтобы он перестал быть отвратительным. Отвращение играет роль в поддержании гигиены тела. Отвращение, сопряженное с гневом и может быть очень опасным, поскольку он может вызвать «нападение», а отвращение - желание «отделаться». Отвращение, как и гнев, может быть направленным на себя, понижая самооценку и вызывая самоосуждение. Сравнение здоровых испытуемых и пациентов, страдающих депрессией, показало, что последние характеризуются направленностью на себя гнева и отвращения.

В эволюционной перспективе презрение могло возникнуть как средство подготовки индивида или группы к встрече с опасным соперником. Ситуации, вызывающие презрение, это те в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, культурнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву пытающую презрение.

Презирающий человек так изображает презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята, как будто человек смотрит на кого-то сверху. В то же время презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими.

Презрение является чувством враждебности. В эволюции презрение могло играть конструктивную роль в развитии самообороны. Однако, когда презрение обращено на других людей (или на себя), трудно обнаружить в этой эмоции что-либо положительное или адаптивное. Возможно, что презрение умеренной силы служит конструктивным целям, если оно направлено против тех, кто заслуживает его, например, загрязнение среды, аморальности и др.

Презрение основная эмоция во всех видах предрассудков, включая и расовые. Из трех эмоций триады враждебности гнева, отвращения и презрения презрение является наиболее холодной эмоцией. Она у каждого человека проявляется по-разному. Это связано с индивидуально-типологическими особенностями личности и ее внутренней культурой.

Все вышеназванные факторы необходимо учитывать при ведении делового общения (понимание партнера, ведение переговоров, принятие решений и др.).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое психика человека?

2. Какие психические процессы относят к познавательным процессам?

3. Сформулируйте понятие внимания и назовите свойствами, которыми характеризуется внимание человека?

4. Какие три вида внимания различают в психологии? Опишите их.

5. Каковы пути привлечения, поддержания и развития внимания человека?

6. Сформулируйте понятие ощущения. Назовите виды ощущений по признаку модальности. По каким еще признакам классифицируются ощущения?

7. Что называется восприятием? Каковы его основные свойства?

8. Что называется памятью? Какие виды памяти есть у человека?

9. Сформулируйте понятие воображения, назовите и охарактеризуйте его виды.

10. Каким образом воображение участвует в творчестве?

11. Что такое мышление? Назовите виды мышления.

12. Какими операциями описывается мыслительный процесс? Опишите функции каждой из них.

13. Какие существуют виды эмоций? Какую роль в жизни человека играют различные виды эмоций?

14. Какие существуют виды чувств?

15. Опишите особенности психических состояний.

16. В чем проявляется воля человека? Чем отличаются волевые поступки от безвольных?

17. Какие качества присущи волевой личности?

18. Что такое потребности личности, и какова их связь с направленностью?

19. Что такое называется темпераментом?

20. Назовите свойства нервной системы и опишите ее типы. Какая связь между типом нервной деятельности и типом темперамента?

21. Перечислите черты темпераментов холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика.

22. Какую роль играет темперамент в профессиональной деятельности?

23. Почему социальная полноценность человека не обуславливается его темпераментом?

24. Что называется характером?. Назовите его основные черты.

25. Какие существуют виды характера? Как проявляются черты характера?

26. Что такое способности человека? Виды способностей.

27. Что такое склонности?

28. Что понимается под социализацией личности?

29. Что такое ценностные ориентации?

30. В чем проявляются социальные ожидания?

31. Дайте характеристику гнева, отвращения и презрения.

Литература

1. Морозов А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

2. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. 200 с.

3. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

4. Найн А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. 256 с.

5. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. 288 с.

6. Жариков Е.С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

7. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймна. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 640 с.

Глава 3

СТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.011 с.)