Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных категорий психологии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену
3. Психика человека и ее характеристика 4. Деятельности и поведение личности.
8. Ощущения, его виды и свойства. 9.Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий.
18.Направленность личности 19. Потребности и их классификация. 20. Мотивация и волевые процессы. 21. Я-концепция личности. 22. Виды психологических защит. 23. Понятие и виды психологических состояний. 24. Взаимосвязь психических состояний и поведения. 25. Темперамент и свойства нервной системы.Типы темперамента. 26. Характер. Формирование характера. 27. Способности. Виды способностей. Задатки. 28. Межличностные отношения, их виды. Статус и ролевые отношения. 29. Общение, его функции и структура. 30. Конфликты в межличностных отношениях и их классификация.
33. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. 34 Социально-психологический климат группы. 35 Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. 36Руководство и лидерство. 37Стили руководства в управлении группой. 38. Психология принятия управленческих решений. 39 Объект и предмет, основные категории педагогики. 40Основные методологически е принципы. Методы педагогических исследований. 41. Образование как общечеловеческая ценность. 42 Состояние современной системы образования Республики Беларусь. 43 Обучение как целенаправленный процесс развития личности. 44 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств 45 Социальная среда и ее воспитательные функции. 46 Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.
Психология как наука Психология (от греческого «психе» – душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Этапы развития психологической науки: 1 этап – психология как наука о душе. 2 этап – психология как наука о сознании. 3 этап – психология как наука о поведении. 4 этап – психология как наука о психике. В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Объект психологии – это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предмет психологии – это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных. Задачи психологии: • научиться понимать сущность психических явлений; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; • быть теоретической основой практики психологической службы. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрена их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности. Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Формы сознания: индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, его особое, индивидуальное восприятие окружающего мира (совокупность его взглядов, представлений и интересов). Оно порождает и соответствующее индивидуальное поведение. Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе (то есть духовная жизнь общества). Общественное сознание имеет социальную природу (основу). Оно возникает из общественной практики людей как результат их разнообразной деятельности. И является результатом совместного осмысления социальной действительности взаимодействующими между собой людьми. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания Общественное сознание тесно, диалектически взаимосвязано с индивидуальным сознанием как категории «общее» и «единичное». Общественное сознание является отражением единичного (индивидуального) сознания и в то же время проявляется через единичное. 1. Однако, индивидуальное сознание, будучи автономным, не является полностью независимым от общества. Оно взаимодействует с общественным сознанием: обогащает его своими образами, переживаниями, идеями и теориями. 2. В свою очередь индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания: усваивает имеющиеся в обществе взгляды, представления, предрассудки. Проблема биологического и социального в природе человека. Человек – это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой – это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существования. А многие психологи уточняют, что человек – это существо биопсихосоциальное. Диалектика взаимосвязей биологического и психического, психического и социального до сих пор представляет для науки серьезную проблему. Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «созревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой – социальным научением. Природные (биологические) особенности человека выступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нервной системы лежат в основе темперамента, а задатки — в основе способностей. Установлено, что во многом именно генами определяется множество психологических характеристик человека (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно1-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социальной среды, социального опыта, в том числе и воспитания в широком смысле этого слова.
Мышление как процесс. Мышление – это психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и решение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность). Виды мышления: • Наглядно-действенное – отличается тем, что решение • Наглядно-образное – осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. • Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное – это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного вида дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т.д. Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума: ü Самостоятельность мышления. ü Широта и глубина ума. ü Гибкость мысли. ü Быстрота и критичность ума.
Мышление и речь. Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, осмысления и передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Собственно, языки и сформировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения. Речь – это словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно словесного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.). Виды речи: Внутренняя речь – это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь коротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова. Внешняя речь – бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, диспут, дискуссия). Свойства речи: • Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации. • Понятность речи – зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня развития слушателей. • Выразительность речи – определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.
Направленность личности Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов. Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью. 19. Потребности и их классификация. Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то. Потребности бывают: -потенциальные и актуализированные; -материальные и духовные; -биологические и социальные; -просоциальные и асоциальные; -индивидуальные, групповые и общественные; -здоровые и нездоровые; -ведущие и второстепенные; -устойчивые и неустойчивые; -реальные и иллюзорные. Классификация потребностей по А.Х. Маслоу: -потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.; -потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности; -потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятыми ими; -потребность уважения (почитания) – одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение успехов; -познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать; -эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота; -потребность в самоактуализации – реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.
Виды психологических защит. Психологическая защита личностисвязана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта. Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд. Основные механизмы психологической защиты. • Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д. • Отрицание — устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях. • Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. • Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. • Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности. • Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности. • Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии — это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей. • Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п. Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Руководство и лидерство. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Образование как общечеловеческая ценность. -Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия. -Образование — это средство социалиализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны. -Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе. - Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества. Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Общественная ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов. Личностная ценность образования состоит виндивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования 42.Состояние современной системы образования Республики Беларусь. Дошкольное воспитание Общее среднее образование Профессионально-техническое образование Среднее специальное Высшее образование Подготовку научных и научно-педагогических кадров Повышение квалификации и переподготовку кадров Современную развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации РБ. Основные принципы реформирования национальной системы образования: • Доступность образования • Равенство прав граждан на получение образования • Единство образовательных и воспитательных задач • Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений • Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. • Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования • Поэтапность проведения преобразований и их корректировка • Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективность.
ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену
3. Психика человека и ее характеристика 4. Деятельности и поведение личности.
8. Ощущения, его виды и свойства. 9.Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий.
18.Направленность личности 19. Потребности и их классификация. 20. Мотивация и волевые процессы. 21. Я-концепция личности. 22. Виды психологических защит. 23. Понятие и виды психологических состояний. 24. Взаимосвязь психических состояний и поведения. 25. Темперамент и свойства нервной системы.Типы темперамента. 26. Характер. Формирование характера. 27. Способности. Виды способностей. Задатки. 28. Межличностные отношения, их виды. Статус и ролевые отношения. 29. Общение, его функции и структура. 30. Конфликты в межличностных отношениях и их классификация.
33. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. 34 Социально-психологический климат группы. 35 Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. 36Руководство и лидерство. 37Стили руководства в управлении группой. 38. Психология принятия управленческих решений. 39 Объект и предмет, основные категории педагогики. 40Основные методологически е принципы. Методы педагогических исследований. 41. Образование как общечеловеческая ценность. 42 Состояние современной системы образования Республики Беларусь. 43 Обучение как целенаправленный процесс развития личности. 44 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств 45 Социальная среда и ее воспитательные функции. 46 Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.
Психология как наука Психология (от греческого «психе» – душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Этапы развития психологической науки: 1 этап – психология как наука о душе. 2 этап – психология как наука о сознании. 3 этап – психология как наука о поведении. 4 этап – психология как наука о психике. В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Объект психологии – это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предмет психологии – это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных. Задачи психологии: • научиться понимать сущность психических явлений; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; • быть теоретической основой практики психологической службы. Характеристика основных категорий психологии. Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности. Психологические категории делят на 2 группы: • Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид) • Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я») Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение. Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели. Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений. Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития. Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности. Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию. 3. Психика человека и ее характеристика Психика – это свойство человека отражать объективный мир в его связях и отношениях. Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: • психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие); • психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); • психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности); Психическая деятельностьзависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют: • сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); • моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); • ассоциативные зоны (служат для переработки информации). В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.
4. Деятельности и поведение личности. Деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель мотив способ результат. Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд. Всякая деятельность состоит из действий и поступков. Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Поступки — это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами. В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности: • Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки. • Навыки — это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. • Привычки — в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными. Например, дурные привычки: курение, сквернословие и др. • Деятельность является одним из проявлений поведения человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не деятельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.013 с.) |