Характеристика основных категорий психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных категорий психологии.



ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену

  1. Психология как наук
  2. Характеристика основных категорий психологии.

3. Психика человека и ее характеристика

4. Деятельности и поведение личности.

  1. Общественное и индивидуальное сознание.
  2. Проблема биологического и социального в природе человека.
  3. Психологическая характеристика личности.

8. Ощущения, его виды и свойства.

9.Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий.

  1. Функции и виды представлений.
  2. Память, ее общая характеристика, свойства и функции.
  3. Мышление как процесс.
  4. Мышление и речь.
  5. Природа воображения и его виды.
  6. Внимание, его функции и свойства.
  7. Социализация личности и ее механизмы.
  8. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация. Социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль.

18.Направленность личности

19. Потребности и их классификация.

20. Мотивация и волевые процессы.

21. Я-концепция личности.

22. Виды психологических защит.

23. Понятие и виды психологических состояний.

24. Взаимосвязь психических состояний и поведения.

25. Темперамент и свойства нервной системы.Типы темперамента.

26. Характер. Формирование характера.

27. Способности. Виды способностей. Задатки.

28. Межличностные отношения, их виды. Статус и ролевые отношения.

29. Общение, его функции и структура.

30. Конфликты в межличностных отношениях и их классификация.

  1. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности.
  2. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.

33. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития.

34 Социально-психологический климат группы.

35 Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.

36Руководство и лидерство.

37Стили руководства в управлении группой.

38. Психология принятия управленческих решений.

39 Объект и предмет, основные категории педагогики.

40Основные методологически е принципы. Методы педагогических исследований.

41. Образование как общечеловеческая ценность.

42 Состояние современной системы образования Республики Беларусь.

43 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

44 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств

45 Социальная среда и ее воспитательные функции.

46 Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

 



Психология как наука

Психология (от греческого «психе» – душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап – психология как наука о душе.

2 этап – психология как наука о сознании.

3 этап – психология как наука о поведении.

4 этап – психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Общественное и индивидуальное сознание.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре­дусмотрена их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру.

Формы сознания: индивидуальное и обще­ственное.

Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, его особое, индивидуальное восприятие окружающего мира (совокупность его взглядов, представлений и интересов).

Оно порождает и соответствующее индивидуальное поведение.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе (то есть духовная жизнь общества).

Общественное сознание имеет социальную природу (основу). Оно возникает из общественной практики людей как результат их разнообразной деятельности. И является результатом совместного осмысления социальной действительности взаимодействующими между собой людьми.

Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание тесно, диалектически взаимосвязано с индивидуальным сознанием как категории «общее» и «единичное». Общественное сознание является отражением единичного (индивидуального) сознания и в то же время проявляется через единичное.

1. Однако, индивидуальное сознание, будучи автономным, не является полностью независимым от общества.

Оно взаимодействует с общественным сознанием: обогащает его своими образами, переживаниями, идеями и теориями.

2. В свою очередь индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания: усваивает имеющиеся в обществе взгляды, представления, предрассудки.

Проблема биологического и социального в природе человека.

Человек – это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой – это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек – это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой – социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки — в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно1-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.


 

Мышление как процесс.

Мышление – это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Виды мышления:

Наглядно-действенное – отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное – осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное – это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в каче­ствах ума:

ü Самостоятельность мышления.

ü Широта и глубина ума.

ü Гибкость мысли.

ü Быстрота и критичность ума.

 

Мышление и речь.

Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь это словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

Внутренняя речь – это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

Внешняя речь – бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

Понятность речи – зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

Выразительность речи – определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.


 

Направленность личности

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.


19. Потребности и их классификация.

Потребность это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

-потенциальные и актуализированные;

-материальные и духовные;

-биологические и социальные;

-просоциальные и асоциальные;

-индивидуальные, групповые и общественные;

-здоровые и нездоровые;

-ведущие и второстепенные;

-устойчивые и неустойчивые;

-реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

-потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.;

-потребности в безопасности – чувствовать себя за­щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

-потребности в принадлежности и любви – принадле­жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при­нятыми ими;

-потребность уважения (почитания) – одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус­пехов;

-познавательные потребности – знать, уметь, пони­мать, исследовать;

-эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота;

-потребность в самоактуализации – реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

 

Виды психологических защит.

Психологическая защита личностисвязана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрей­дом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд.

Основные механизмы психологической защиты.

Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесслед­но, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявле­ние в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание — устранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами. Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекция — приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение) - обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия — возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.


Руководство и лидерство.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.


 

Образование как общечеловеческая ценность.

-Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральны­ми нормами, профессиональным опытом и другими ду­ховно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохра­нению и обогащению как национального, так и общечело­веческого культурного наследия.

-Образование — это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора­ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.

-Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са­моутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образова­ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.

- Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про­гресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала для формирования тенденций научно-техниче­ского развития и перспектив дальнейшего совершенство­вания общества.

Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непо­средственным образом зависит от состояния образователь­ной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная ценность образования не всегда совпада­ет с государственной. Очень часто государство лишь про­возглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обе­щаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит виндивиду­ально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования


42.Состояние современной системы образования Республики Беларусь.

 Дошкольное воспитание

 Общее среднее образование

 Профессионально-техническое образование

 Среднее специальное

 Высшее образование

 Подготовку научных и научно-педагогических кадров

 Повышение квалификации и переподготовку кадров

Современную развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации РБ.

Основные принципы реформирования национальной системы образования:

• Доступность образования

• Равенство прав граждан на получение образования

• Единство образовательных и воспитательных задач

• Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений

• Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

• Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования

• Поэтапность проведения преобразований и их корректировка

• Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективность.

 

ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену

  1. Психология как наук
  2. Характеристика основных категорий психологии.

3. Психика человека и ее характеристика

4. Деятельности и поведение личности.

  1. Общественное и индивидуальное сознание.
  2. Проблема биологического и социального в природе человека.
  3. Психологическая характеристика личности.

8. Ощущения, его виды и свойства.

9.Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий.

  1. Функции и виды представлений.
  2. Память, ее общая характеристика, свойства и функции.
  3. Мышление как процесс.
  4. Мышление и речь.
  5. Природа воображения и его виды.
  6. Внимание, его функции и свойства.
  7. Социализация личности и ее механизмы.
  8. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация. Социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль.

18.Направленность личности

19. Потребности и их классификация.

20. Мотивация и волевые процессы.

21. Я-концепция личности.

22. Виды психологических защит.

23. Понятие и виды психологических состояний.

24. Взаимосвязь психических состояний и поведения.

25. Темперамент и свойства нервной системы.Типы темперамента.

26. Характер. Формирование характера.

27. Способности. Виды способностей. Задатки.

28. Межличностные отношения, их виды. Статус и ролевые отношения.

29. Общение, его функции и структура.

30. Конфликты в межличностных отношениях и их классификация.

  1. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности.
  2. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.

33. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития.

34 Социально-психологический климат группы.

35 Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.

36Руководство и лидерство.

37Стили руководства в управлении группой.

38. Психология принятия управленческих решений.

39 Объект и предмет, основные категории педагогики.

40Основные методологически е принципы. Методы педагогических исследований.

41. Образование как общечеловеческая ценность.

42 Состояние современной системы образования Республики Беларусь.

43 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

44 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств

45 Социальная среда и ее воспитательные функции.

46 Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

 



Психология как наука

Психология (от греческого «психе» – душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап – психология как наука о душе.

2 этап – психология как наука о сознании.

3 этап – психология как наука о поведении.

4 этап – психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Характеристика основных категорий психологии.

Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

3. Психика человека и ее характеристика

Психика это свойство человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

 


 

4. Деятельности и поведение личности.

Деятельность это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель мотив способ результат.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки.

Навыки — это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки — в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

• Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.126 с.)