Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация и волевые процессы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов — внутренних побудителей к активной деятельности или поведению. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различных психических явлений (как осознанных, так и неосознаваемых). Это могут быть: желания, влечения, намерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие. Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (отражающие потребность в общении), мотивы власти, альтруистические мотивы (стремления к бескорыстной помощи) и другие. Человек может одновременно находиться под воздействием нескольких мотивов (полимотивированность), которые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сформулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в основе которого лежит наиболее важная потребность. Волевые процессы – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы: -осознание цели и стремление ее достичь; -осознание возможностей ее достичь; -появление мотивов, связанных с достижением цели; -борьба мотивов и выбор возможности достижения; -принятие решения о возможных действиях; -осуществление принятого решения; Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий. В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека: ü целеустремленность; ü самообладание; ü самостоятельность; ü решительность; ü настойчивость; ü энергичность; ü инициативность; ü исполнительность. 21.Я-концепция личности. Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Самосознание не врожденная данность, а продукт развития человека. Главным источником формирования самосознания является обобщение знаний человека о других людях, сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни. Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внутренний мир, свое собственное «Я». «Я» — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» позволяет человеку ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность, отделять свое «Я» от «Не – Я». Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия. Самопознание – направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не общаясь, – невозможно. Самооценка— это оценка человеком самого себя относительно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адекватной и неадекватной (заниженной или завышенной). Самоконтроль — проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе определенных норм и требований. Самопринятие— признание себя в качестве положительной, достойной личности. «Я-концепция» как психологическое явление — это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе. Как говорят психологи, это «теория самого себя». Общая «Я-концепция» может включать в себя частные виды «Я-концепций», например, профессиональную «Я-концепцию». Вместе с тем, всякая «Я-концепция» включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реалъное»– это представление о себе в настоящем времени, каким я вижу себя в настоящий момент. «Я-идеальное» — это то, каким я, по моему мнению, должен был бы стать. Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов и, наоборот, источником самосовершенствования личности. Например, в работах психолога X. Ремшмидта указывается, что неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) приводит к следующим нарушениям поведения: -снижение самоуважения и часто, как следствие, социальная деградация, агрессивность и преступность; -появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, - такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные действия; -глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособными к ним.
Виды психологических защит. Психологическая защита личностисвязана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта. Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд. Основные механизмы психологической защиты. • Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д. • Отрицание — устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях. • Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. • Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. • Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности. • Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности. • Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии — это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей. • Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п. Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.011 с.) |