Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8 Эмоционально-волевая сфера личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1 Функции чувств и эмоций: оценивающая, побуждающая, регулятивная 2 Эмоциональные состояния и индивидуальные различия эмоциональной жизни 3 Высшие чувства и их классификация 4 Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства Занятие 2 1 Психологическая структура волевых действий 2 Волевые качества личности их характеристика 3 Волевая регуляция поведения 4 Воспитание воли и ее значение в жизни человека
Основные понятия по теме Эмоции – это непосредственное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Чувства – одна из основных форм эмоционального переживания человеком своего отношения к предметам, событиям, другим людям. Источниками эмоций и чувств являются отражаемая в нашем сознании действительность и наши потребности. Классификация эмоций:
Эмоции и чувства делятся на: - выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности (удовольствие, радость, восторг, любовь и др.); - выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др.). Функции чувств и эмоций: - оценивающая - положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.); - побуждающая - чувства могут подтолкнуть человека к действию, а могут препятствовать этому; - регулятивная - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно. В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяются на следующие виды: Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Аффект (от лат. affectus - волнение, страсть) -эмоциональное состояние, противоположное настроению; бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая личность полностью. Страсть - это стойкое, всеохватывающее чувство, вызывающее стремление к активной деятельности, которое всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство) – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Агрессия (от лат. agressio - нападать) – модель поведения, которая обеспечивает адаптацию человека, способ удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации. Стресс (от лат. stress - напряжение) - состояние сильного эмоционального напряжения, которое оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Высшие чувства присущи только человеку, тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и окружающим, с убеждениями и взглядами. Чувства подразделяются на три группы: - моральные чувства - связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей; - интеллектуальные чувства - связаны с удовлетворением познавательных потребностей; - эстетические чувства - возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей. Классификация высших чувств
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством, активизируют психические процессы. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это - любовь к красоте. Воля - это сознательное преодоление личностью трудностей при достижении цели. Основные функции воли: - регулирование поведения и поступков человека; - руководство потребностями, желаниями, мотивами. Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы: - осознание цели и стремление ее достичь; - осознание возможностей ее достичь; - появление мотивов, связанных с достижением цели; - борьба мотивов и выбор возможности достижения; - принятие решения о возможных действиях; - осуществление принятого решения. Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий. Волевые действия могут проявляться в разных формах: - побуждение (связано с усилием заставить себя что-либо сделать); - запрет (связано с торможением); - поддержание работоспособности (усилия по преодолению утомляемости); - контроль (самоконтроль) действий и поступков; - сопротивление внешним воздействиям на пути к достижению цели. В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека: - целеустремленность; - самообладание; - самостоятельность; - решительность; - настойчивость; - энергичность; - инициативность; - исполнительность.
Тематика рефератов 1 Виды эмоций и их выражение у человека. 2 Физиологические основы волевых действий. 3 Развитие воли у человека.
Вопросы для самоконтроля 1 Что такое эмоции? 2 Что такое чувства? 3 Каковы отличия эмоций от чувств? 4 Какова классификация эмоций? 5 Какие фундаментальные эмоции выделил К. Изард? 6 Какую классификацию эмоций разработал Б. Додонов? 7 В чем заключаются функции чувств и эмоций? 8 Каковы виды эмоциональных состояний? 9 С чем связаны высшие чувства? Кому они присущи? 10 Какова классификация высших чувств? 11 Что такое воля? 12 Каковы основные функции воли? 13 Что такое волевые процессы? Каковы их виды? 14 Какие этапы выделяют в сложных волевых процессах? 15 Чем отличаются волевые процессы от неволевых? 16 Каковы формы волевых действий? 17 Какие волевые качества присущи человеку Тест
1 Вставить пропущенные слова. Чувство - это одна из форм действительности, выражающая субъективное … человека к удовлетворению своих потребностей: 1) влечение; 3) стремление; 2) отношение; 4) презрение. 2 Вставить пропущенные слова. Эмоции определяются как отражение отношения … деятельности к ее мотиву: 1) цели; 3) субъекта; 2) объекта; 4) результата.
3 Вставить пропущенные слова. Воля - … регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков: 1) сиюминутное; 3) неосознанное; 2) постоянное; 4) сознательное. 4 Вставить пропущенные слова. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение … действия или удержание от нежелательных поступков: 1) привычного; 3) целенаправленного; 2) непроизвольного; 4) активного.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.006 с.) |