Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9 Межличностные отношения и общениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1 Межличностные отношения и социальные роли 2 Социальные роли и социальные позиции 3 Социальные нормы и условия эффективного взаимодействия Занятие 2 1 Структура общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный компоненты 2 Вербальные и невербальные средства общения 3 Роль общения в работе руководителя 4 Взаимодействие в общении
Основные понятия по теме
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.
Структура общения (по Г.М. Андреевой):
Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем. Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера. Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение. Основные механизмы социальной перцепции: Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально. Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам: Эффект ореола - когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества. Эффект новизны- когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой. Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера. Функции общения: Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Стороны общения - конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие: Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Конативная (поведенческая) сторон а общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности. Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений, т.е. поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. Основные виды социальных норм: Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия. Среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др. Виды общения: - вербальное – невербальное; - контактное – дистантное; - непосредственное – опосредованное; - устное – письменное; - диалогическое – монологическое; - межличностное – массовое; - частное – официальное (деловое); - искреннее – манипулятивное. Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов: - принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора); - принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент); - принцип качества информации (не ври); - принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение); - выражай мысль ясно и убедительно; - умей слушать и понять нужную мысль; - умей учитывать индивидуальные особенности собеседника. Этапы общения: - появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт; - ориентировка в целях, в ситуации общения; - ориентировка в личности партнера; - планирование содержания общения (обычно бессознательно); - бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения; - восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи; - корректировка направления и стиля общения. Средства общения: - язык - обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам; - интонация; - мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние; - позы, дистанция, взаиморасположение партнеров; - взгляды, «контакт глаз»; - жесты. Стратегии поведения: а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей; б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера; в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений; г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера; д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого. Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.). Классификация межличностных отношений: Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые. Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого. Тематика рефератов 1 Психологические барьеры общения в коллективе. 2 Приемы создания оптимальных межличностных отношений в группе. 3 Общение как процесс развития контактов между людьми. Вопросы для самоконтроля 1 Что такое общение? 2 Каковы отличия социального смысла общения от психологического? 3 Какова структура общения? 4 Каковы особенности коммуникативной стороны общения? 5 Чем выражена интерактивная сторона общения? 6 Что собой представляет социальная перцепция? 7 Каковы основные механизмы социальной перцепции? 8 Какие функции выполняет общение? 9 Каковы стороны общения и их особенности? 10 Что такое социальные нормы? Каковы их виды? 11 Каковы характерные черты отдельных видов общения? 12 Какие этапы присущи общению? 13 Каковы средства общения? 14 Что включает стратегия поведения? 15 Что такое межличностные отношения? Какова их классифи-кация?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.01 с.) |