Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития психики и формы поведения в животном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: - психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и др.); - психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); - психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности. Психическая деятельность зависит от особенностей человече-ского организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют: - сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); - моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); - ассоциативные зоны (служат для переработки информации). В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения. Сознание есть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Характеристики сознания человека: - совокупность знаний об окружающем нас мире; - закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта; - обеспечение целеполагающей деятельности человека; - наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности. Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко): - осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; - осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); - познавательные когнитивные представления о себе; - эмоциональное, чувственное представление о себе. Структура самосознания - единство трех компонентов (И.И. Чеснокова): самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова): – когнитивный компонент (образ физического Я); - аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка); - поведенческий компонент, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны. Формы сознани я: индивидуальное, групповое и общественное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают: - неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия); - явление неосознаваемой установки – это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом; - неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др. Неосознаваемые побудители сознательных действий -основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы. Надсознательные процессы – это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт). Тематика рефератов 1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию 2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда. 3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова. Вопросы для самоконтроля 1 Что такое психика? 2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 3 В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия - с другой? 4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их? 5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека? 6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? 7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? 8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие? 9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы? 10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? 11 Что такое сознание? 12 Каковы структурные компоненты сознания? 13 Что такое самосознание? 14 Каковы основные компоненты самосознания? 15 Что такое бессознательное? 16 Каковы формы сознания? Тест 1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …: 1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин; 2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.
2 Что из перечисленного не входит в структуру психики: 1) психические свойства; 3) психические импульсы; 2) психические процессы; 4) психические состояния.
3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания: 1) социальная психология; 4) общая психология; 2) педагогическая психология; 5) возрастная психология; 3)психодиагностика; 6) патопсихология.
4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности: 3) социальная психология; 3) общая психология; 4) педагогическая психология; 4) возрастная психология; 5) психодиагностика; 6) патопсихология. 5 К функциям психики не относятся: 1) регулятивная функция; 3) функция принятия; 2) возрастная функция; 4) функция отражения. 6 Вставить пропущенные слова. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …: 1) общении; 3) обучении; 2) поведении; 4) деятельности. 7 Какие компоненты включает сознание: 1) знание; 4) целеполагание; 2) самосознание; 5) язык; 3) способности; 6) эмоциональная оценка. 8 Что из указанного входит в структуру психических процессов: 1) познавательные процессы; 3) психические состояния; 2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.
9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов: 1) ощущение; 8) воля; 2) восприятие; 9) чувства; 3) память; 10) внимание; 4) темперамент; 11) мышление; 5) характер; 12) воображение; 6) усталость; 13) речь; 7) способности; 14) мозг.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.006 с.) |