Тема 11 Психология групп и коллективов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11 Психология групп и коллективов



 

1 Малая группа: понятие, виды, динамические процессы в малых группах

2 Коллектив: понятие, признаки, стадии развития, виды коллективов

3 Проблемы руководства и лидерства в малой группе

4 Стили руководства малой группой

Основные понятия по теме

Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп:

- условные и реальные.

Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Реальные группы – это группы, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы в свою очередь могут быть лабораторными и естественными.

- формальные и неформальные.

Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.

- группы членства и референтные группы.

Референтные группы – это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

- ассоциация группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;

- коллектив – группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Групповая динамика – это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями.

Основные элементы групповой динамики:

- цели группы;

- нормы группы (групповые санкции и система ценностей);

- структура группы и проблема лидерства;

- сплоченность группы;

- феномен группового давления;

- фазы развития группы.

Нормы группы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно быть подчинено поведение её членов.

Групповые санкции – это механизм, посредством которого группа возвращает своих членов на путь соблюдения норм группы. Они могут быть поощрительные и запретительные.

Сплоченность – это взаимное тяготение членов группы друг к другу и выражается в стремлении оставаться в группе и сохранить её любой ценой.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

По статусу различают коллективы официальные - «формальные» и неофициальные - «неформальные». Официальные коллективы являются юридически оформленными в рамках правового пространства, а неофициальные - на желании людей сотрудничать друг с другом.

Основные отличия лидера и руководителя:

1 Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

2 Лидерство можно констатировать в условиях микросреды, т.е. малой группы, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3 Лидерство возникает стихийно, руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это процесс целенаправленный и контролируемый социальными структурами.

4 Явление лидерства менее стабильно и зависит от настроения группы, руководство – явление более стабильное.

5 Руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках у лидера нет.

6 Процесс принятия решения руководителемзначительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидерпринимает решения более непосредственные, касающиеся групповой деятельности.

7 Сфера деятельности лидера– малая группа, где он и является лидером, сфера деятельности руководителя шире, т.к. он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство – социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей, управления и подчинения.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем у других членов группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Теории происхождения лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства».

Стиль управления – это устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив).

 

Стили руководства коллективом (К.Левин):

Авторитарный стиль

Формальная сторона Содержательная сторона
1 Деловые краткие распоряжения. 2 Запреты без снисхождения, с угрозой. 3 Четкий язык, неприветливый тон. 4 Похвала и порицания субъективны. 5 Эмоции не принимаются в расчет. 6 Позиция лидера – вне группы. 1 Дела в группе планируются заранее. 2 Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. 3 Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль

Формальная сторона Содержательная сторона
1 Инструкции в форме предложений. 2 Не сухая речь, а товарищеский тон. 3 Похвала и порицания с советами. 4 Распоряжения и запреты – с дискуссиями. 5 Позиция лидера – внутри группы. 1 Мероприятия планируются в группе. 2 За реализацию предложений отвечают все. 3 Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Либеральный стиль

Формальная сторона Содержательная сторона
1 Тон – конвенциональный. 2 Отсутствие похвалы и порицаний. 3 Никакого сотрудничества. 4 Позиция лидера – незаметно, в стороне от группы. 1 Дела в группе идут сами собой. 2 Лидер не дает указаний. 3 Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.

Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

Тематика рефератов

1 Формирование коллективного мнения.

2 Лидер и стили руководства.

3 Конформизм как явление социального характера.

4 Лидерство как внутриличностная потребность человека.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое малая группа?

2 Какие существуют классификации малых групп?

3 Какие разновидности групп выделяют по уровню развития?

4 Что такое групповая динамика?

5 Каковы основные элементы групповой динамики?

6 Что такое коллектив?

7 Какие виды коллективов выделяют по виду деятельности?

8 Какие виды коллективов выделяют по статусу?

9 Каковы основные отличия лидера и руководителя?

10 Какие существуют теории происхождения лидерства?

11 Что такое стиль управления?

12 Какие стили управления коллективом выделяет К. Левин?

Тест

1Вставить пропущенные слова.

Относительное устойчивое объединение небольшого числа людей, лично знающих друг друга и непосредственно общающихся между собой в процессе осуществления общей для них цели, является … группой:

1) малой; 3) средней;

2) большой; 4) вторичной.

2 Вставить пропущенные слова.

Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для … :

1) лидера; 3) общества;

2) их развития; 4) каждого из членов коллектива.

 

3 Какое из данных определений коллектива является правильным:

1 Коллектив - это группа взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражители.

2 Группа людей, объединенных совместной деятельностью и общностью интересов, является коллективом.

3 Коллектив - это группа людей, составляющих часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.

 

4 В малой группе: добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве, называется- … :

1) убеждение; 3) конформизм;

2) сплоченность; 4) сотрудничество.

5 Вставить пропущенные слова.

Руководство - положение лица, на которое … возложены функции и управления коллективом и организации его деятельности:

1) официально; 3) добровольно;

2) неофициально; 4) авторитетно.

 

6 Вставить пропущенные слова.

Лидерство - положение члена группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в … для нее ситуациях:

1) наименее важных; 3) незначимых;

2) значимых; 4) привычных.

 

 

7 Что из перечисленного можно отнести к лидерству (лидеру):

1) назначается или избирается;

2) нестабильно, нуждается в подтверждении;

3) продукт «естественного отбора»;

4) выдвигается стихийно благодаря авторитету и личному влиянию;

5) стабильно;

6) наделяется строго оговоренными законом правами и обязанностями;

7) регламентированных прав и обязанностей не имеет.

 

8 Что из перечисленного можно отнести к руководству (руководителю):

1) назначается или избирается;

2) нестабильно, нуждается в подтверждении;

3) продукт «естественного отбора»;

4) выдвигается стихийно благодаря авторитету и личному влиянию;

5) стабильно;

6) наделяется строго оговоренными законом правами и обязанностями;

7) регламентированных прав и обязанностей не имеет.

9 В рамках какого психологического направления была разработана компенсаторная теория лидерства:

1) бихевиоризм; 3) гуманистическое направление;

2) психоанализ; 4) гештальтподход.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.013 с.)