Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. И. Колтышева, О. А. Короткевич

Поиск

Имени Франциска Скорины»

Н. И. КОЛТЫШЕВА, О. А. КОРОТКЕВИЧ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ к практическим занятиям

для студентов непсихологопедагогических специальностей университет

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….  
Тема 1 Введение в психологию ………...……………………..  
Тема 2 Понятие психики и сознания ………………………….  
Тема 3 Основы психологии личности …………………………  
Тема 4 Направленность личности, деятельность ……………..  
Тема 5 Индивидуальные психологические особенности личности: темперамент, характер, способности …………………….  
Тема 6 Понятие об ощущениях и восприятии ……………….  
Тема 7 Память, мышление, воображение…………..…………  
Тема 8 Эмоционально-волевая сфера личности …..…...…….  
Тема 9 Межличностные отношения и общение………………  
Тема 10 Конфликты и конфликтные ситуации …………….... Тема 11 Психология групп и коллективов …………………… Тема 12 Педагогика в системе наук о человеке ……………… Тема 13 Образование как система …………………………….. Тема 14 Семья в социальном пространстве воспитательного процесса …………………………………………………………….  
Нормативные правовые акты …………………………………..  
Учебники и учебные пособия ………………………………….  
Дополнительная и справочная литература …………………...  
Примерный перечень вопросов к зачету ………………………  
Примерный перечень вопросов к экзамену …………………...  

Введение

Растущая интеллектуализация производства, переход к экономи­ке, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, си­стемное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню об­разованности личности, личностному и профессиональному разви­тию. В современном обществе, важнейшими характеристиками ко­торого выступают непрерывность и динамизм развития, образова­ние приобретает особую значимость как общечеловеческая цен­ность; социальный механизм развития личности, общественного со­знания, общества в целом; средство разрешения глобальных проб­лем человечества.

Кардинально меняющиеся социальные параметры общества ока­зывают прямое влияние на все его институты, различные объедине­ния людей, непосредственно на конкретного человека. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обес­печением познавательной активности и самостоятельности мышле­ния обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллекти­ва. Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и го­товности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой и социумом и со­зданию новых, более эффективных форм общественной жизни, куль­туры в целом.

С возрастанием роли человека в социально-экономических пре­образованиях повышается значение наук о человеке и образовании. Повышение требований к уровню образованности специалиста, его психолого-педагогической культуре, личностному и профессиональ­ному развитию и самосовершенствованию обусловили необходимость и актуальность дисциплины «Основы психологии и педагогики» на непсихологопедагогических специальностях. Психология и педагогика вхо­дят в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его установок, привычек и должны использоваться как инстру­мент при решении проблем жизни и профессиональной деятельности.

Наряду с лекционными занятиями психолого-педаго­гические умения и навыки приобретаются на практических занятиях, целью которых является углубление теоретических знаний, раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека, организация совместной деятельности, сотрудничества, общения лю­дей, предупреждение и разрешение конфликтов, организация семейной жиз­ни, обеспечение гуманистического воспитания детей в семье, их пол­ноценного развития.

Планы-задания включают перечень вопросов, рассматриваемых на практическом занятии, основные понятия по теме, тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, литературу, тестовые задания, примерные перечни вопросов к зачету и экзамену по дисциплине и адресованы студентам непсихологопедагогических специальностей университета.

Основные понятия по теме

Пси́хика (от др.-греч. { ψυχή } «дыхание, душа») - особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

Этапы развития психологической науки:

1 этап - психология как наука о душе.

2 этап - психология как наука о сознании.

3 этап - психология как наука о поведении.

4 этап - психология как наука о психике.

Объект психологии - это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии - это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности.

Задачи психологии:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать научные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики;

- быть теоретической основой для прикладной и практической психологии.

Метод – это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки.

Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов.

Классификация методов в психологии:

- методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);

- методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы);

- методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Принципы психологии:

- принцип детерминизма: все пси­хические явления причинно обусловленные объективной действитель­ностью;

- принцип единства сознания и деятельности: деятельность понимается как ус­ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека;

- генетический принцип: все психические явления рассматрива-ются как постоянно количест­венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся; правильная и полная характеристика любого психи-ческого явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо­мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Классификация методов психологического исследования:

- неэкспериментальные методы;

- психодиагностические методы;

- экспериментальные методы;

- формирующие методы.

 

Неэкспериментальные методы

 

 

Наблюдение   Беседа или интервью   Анкетирование (опрос)   Анализ результатов деятельности

 

Психодиагностические методы

 

Объективные тесты   Опросники   Проективные методики

 

Тесты достижений   Тесты интеллекта   Тесты креативности     Критериальные тесты   Проективные тесты

 

Экспериментальные методы

 

Естественный эксперимент   Моделирующий эксперимент   Лабораторный эксперимент

 

К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей.

 

Формирующие методы

 

Преобразующий эксперимент   Психолого-педагогический эксперимент   Формирующий эксперимент   Экспериментально-генетический метод   Метод поэтапного формирования и т.п.

 

Структура психологической науки

 

 

Общая психология   Специальные отрасли психологии

 
 

 

  Эволюционная биопсихология       Психофизиология и нейропсихология   Психология развития   Социальная психология   Психология труда   Педагогическая психология   Патопсихология

 

Тематика рефератов

1 Зарождение психологической науки в странах Древнего Востока.

2 Развитие психологической науки в эпоху Возрождения.

3 Развитие психологических взглядов в Белоруссии.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое психология?

2 Каковы этапы развития психологической науки?

3 Что такое объект психологии? Каковы его особенности?

4 Что такое предмет психологии?

5 Каковы задачи психологии как науки?

6 Что такое метод исследования в психологии?

7 Каковы методы психологии?

8 Каковы принципы психологии?

9 Какова классификация методов исследования, применяемых в психологии?

10 Какие методы относятся к неэкспериментальным? Каковы их особенности?

11 Какие методы относятся к психодиагностическим? Каковы их особенности?

12 Что такое эксперимент в психологии? Каковы виды экспериментов?

13 Какова структура психологической науки?

Тест

1 Вставьте пропущенные слова.

Психика - особое … высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной действительности:

1) свойство; 3) проявление;

2) порождение; 4) состояние.

 

2 Вставьте пропущенные слова.

Предмет психологии - … и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях:

1) психика; 3) деятельность;

2) сознание; 4) бессознательное.

3 Вставьте пропущенные слова.

Психология - это … состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования как активного участника социального процесса:

1) эмоциональные; 3) деятельностные;

2) сознательные; 4) психические.

 

4 Вставьте пропущенные слова.

Психология как наука о душе - … этап развития психологической мысли:

1) первый; 3) третий;

2) второй; 4) четвертый.

 

5 Вставьте пропущенные слова.

Психология как наука о поведении - … этап развития психологической мысли:

1) первый; 3) третий;

2) второй; 4) четвертый.

6 Вставьте пропущенные слова.

Психология как наука о закономерностях и механизмах развития психики - … этап развития психологической мысли:

1) первый; 3) третий;

2) второй; 4) четвертый.

 

7 Вставьте пропущенные слова.

Психология как наука о сознании - … этап развития психологической мысли:

1) первый; 3) третий;

2) второй; 4) четвертый.

8 Отметьте, какой из принципов не выделяется в современной психологии как основной:

1) принцип детерминизма (причинности);

2) принцип единства сознания и деятельности;

3) принцип развития психики;

4) принцип единства и борьбы противоположностей.

 

9 Метод психологии, который заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психологических явлениях, называется - …:

1) наблюдение; 3) тестирование;

2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование),

 

10 Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, называется - …:

1) наблюдение; 3) тестирование;

2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование).

11 Метод психологии, который можно определить как стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, называется - …:

1) наблюдение; 3) тестирование;

2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование).

12 Форма психического отражения объективной действительности, присущая только человеку, называется - …:

1) психика; 3) поведение;

2) сознание; 4) рефлекс.

 

13 Какой из принципов психологии говорит о закономерной и необходимой зависимости психических явлений от порождающих факторов:

1) принцип детерминизма (причинности);

2) принцип единства сознания и деятельности;

3) принцип развития психики;

4) принцип единства и борьбы противоположностей.

Основные понятия по теме

Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.

Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».

Подходы к наличию психики у живых существ:

1 Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.

2 Панпсихиз м (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.

3 Биопсихизм - психика – свойство живой материи и растений тоже.

4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.

5 Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

6 Наличие чувствительности – критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия - стадия элементарной чувствительности;

2 стадия - стадия предметного восприятия;

3 стадия - стади я интеллекта.

Тематика рефератов

1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию

2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда.

3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое психика?

2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

3 В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия - с другой?

4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»?

8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему?

11 Что такое сознание?

12 Каковы структурные компоненты сознания?

13 Что такое самосознание?

14 Каковы основные компоненты самосознания?

15 Что такое бессознательное?

16 Каковы формы сознания?

Тест

1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …:

1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин;

2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.

 

2 Что из перечисленного не входит в структуру психики:

1) психические свойства; 3) психические импульсы;

2) психические процессы; 4) психические состояния.

 

3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания:

1) социальная психология; 4) общая психология;

2) педагогическая психология; 5) возрастная психология;

3)психодиагностика; 6) патопсихология.

 

4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности:

3) социальная психология; 3) общая психология;

4) педагогическая психология; 4) возрастная психология;

5) психодиагностика; 6) патопсихология.

5 К функциям психики не относятся:

1) регулятивная функция; 3) функция принятия;

2) возрастная функция; 4) функция отражения.

6 Вставить пропущенные слова.

Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …:

1) общении; 3) обучении;

2) поведении; 4) деятельности.

7 Какие компоненты включает сознание:

1) знание; 4) целеполагание;

2) самосознание; 5) язык;

3) способности; 6) эмоциональная оценка.

8 Что из указанного входит в структуру психических процессов:

1) познавательные процессы; 3) психические состояния;

2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.

 

9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов:

1) ощущение; 8) воля;

2) восприятие; 9) чувства;

3) память; 10) внимание;

4) темперамент; 11) мышление;

5) характер; 12) воображение;

6) усталость; 13) речь;

7) способности; 14) мозг.

Занятие 1

1 Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая

2 Деятельностный подход в развитии личности

3 Культурно - исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.

 

Занятие 2

1 Структура личности по К.К. Платонову

2 Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация

Основные понятия по теме

Понятие «человек» - самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характе­ристик, свойственных людям вообще.

В языке слово «личность» имеет широкий спектр упот­ребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С од­ной стороны, аспект, проекция, с другой - основопола­гающее начало.

Лич­ность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельно­сти и общения.

В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется ин­теллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не иссле­дована и представляет большой интерес для специали­стов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид - это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель чело­веческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не толь­ко его врожденные свойства (пол, телосложение, задат­ки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становит­ся личностью. Это значит, что не всякий индивид являет­ся личностью. Личностью не рождаются, личность фор­мируется, а также может разрушаться.

Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию, но если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования - индивидуальна.

Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность - это оригинальность человека. Ин­дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивиду­альность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Теории исследования личности:

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.: человек - это чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул - реакция»).

Психоанализ - основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями.

Неофрей­дизм - представители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. - отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значе­ние социальным.

Гештальтпсихология - основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем сум­мирования свойств отдельных его частей. Именно свойства це­лого определяют свойства его составляющих.

Когнитивная психология (от лат. cognitio - знание, позна­ние) - направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведе­нии человека отводили знанию.

Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом под­ходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Деятельностный подход (М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Культурно-исторический подхо д (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению.

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности.

Структура личности:

- биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;

- социальное (экзопсихика), определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.

Функционально-динамическая структура личности (К.К. Платонов):

- направленность личности (включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);

- жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);

- особенности психических процессов (включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);

- биопсихические свойства, объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности.

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

Основные механизмы психологической защиты:

Замещение -защитный механизм, когда действие, направ­ленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом

Идентификация - защитный механизм, при котором чело­век видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, ему присущие.

Подавление (репрессия) - вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде, головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание - устранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация - построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами. Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, - симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекция - приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение) - обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия - возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии - это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация - преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

Тематика рефератов

1 Биевиоризм (Дж. Уотсон, А. Бандура и др.)

2 Гуманистическая теория личности (А. Маслоу).

3 Феноменологическая теория личности (К. Роджерс).

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое личность?

2 Каковы особенности понятия «личность»?

3 Каковы особенности понятия «индивид»?

4 Всякий ли индивид является личностью? Почему?

5 Что такое индивидуальность человека?

6 Каковы особенности понятия «индивидуальность»?

7 Каковы особенности бихевиористической теории исследования личности?

8 Каковы основные положения психоанализа?

9 В чем сущность гештальтпсихологической теории исследования личности?

10 Что лежит в основе когнитивной теории исследования личности?

11 Каковы основные положения гуманистической теории исследования личности?

12 Каковы отличия деятельностного и культурно-исторического подхода в изучении личности?

13 Какова структура личности?

14 Чем вызвана психологическая защита личности?

15 Каковы основные механизмы психологической защиты? Каково их значение?.

Тест

1В психологии личность определяют через совокупность:

1) физических качеств;

2) интеллектуальных качеств;

3) социальных качеств;

4) умственных способностей.

 

2 Что из указанного составляет систему качеств человека:

1) интеллект;

2) социальные установки;

3) взгляды;

4) культурный уровень;

5) мораль;

6) волевые качества;

7) сознание;

8) поведение.

 

3 Какие свойства относятся к индивидным свойствам человека:

1) сознание; 6) поведение;

2) взгляды; 7) задатки;

3) интеллект; 8) способности;

4) пол; 9) характер;

5) телосложение; 10) ценностные ориентации.

4 Направленность личности включает:

1) знания; 7) идеалы;

2) интересы; 8) привычки;

3) склонности; 9) навыки;

4) моральные свойства; 10) чувства;

5) мышление; 11) мировоззрение;

6) убеждение; 12) память.

5 Жизненный опыт личности включает:

1) знания; 7) умения;

2) интересы; 8) привычки;

3) склонности; 9) навыки;

4) моральные свойства; 10) чувства;

5) мышление; 11) мировоззрение;

6) эмоции; 12) память.

6 Особенности психических процессов личности включают:

1) воля; 7) темперамент;

2) интересы; 8) привычки;

3) восприятие; 9) навыки;

4) ощущения; 10) чувства;

5) мышление; 11) эмоции;

6) убеждение; 12) память.

7 Основные механизмы психологической защиты включают:

1) зрение и слух; 10) идентификация;

2) подавление; 11) рационализация;

3) направленность; 12) инверсия;

4) темперамент; 13) проекция;

5) отрицание; 14) изоляция;

6) способности; 15) регрессия;

7) характер; 16) сублимация;

8) замещение; 17) задатки;

9) воля; 18) умения.

Основные понятия по теме

Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

- предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то;

- напряжение психики, которое при этом возникает.

Качества направленности:

Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональ­ной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.

Устойчивость направленности характеризуется длитель­ностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность направленности определяет активность ре­ализации целей в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека.

Основные компоненты направленности.

Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побу­дителями к определенной деятельности.

Потребности бывают биологическ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.015 с.)