Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н. И. Колтышева, О. А. Короткевич↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Имени Франциска Скорины» Н. И. КОЛТЫШЕВА, О. А. КОРОТКЕВИЧ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ к практическим занятиям для студентов непсихологопедагогических специальностей университет СОДЕРЖАНИЕ
Введение Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность; социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом; средство разрешения глобальных проблем человечества. Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и готовности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой и социумом и созданию новых, более эффективных форм общественной жизни, культуры в целом. С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается значение наук о человеке и образовании. Повышение требований к уровню образованности специалиста, его психолого-педагогической культуре, личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию обусловили необходимость и актуальность дисциплины «Основы психологии и педагогики» на непсихологопедагогических специальностях. Психология и педагогика входят в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его установок, привычек и должны использоваться как инструмент при решении проблем жизни и профессиональной деятельности. Наряду с лекционными занятиями психолого-педагогические умения и навыки приобретаются на практических занятиях, целью которых является углубление теоретических знаний, раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека, организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей, предупреждение и разрешение конфликтов, организация семейной жизни, обеспечение гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития. Планы-задания включают перечень вопросов, рассматриваемых на практическом занятии, основные понятия по теме, тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, литературу, тестовые задания, примерные перечни вопросов к зачету и экзамену по дисциплине и адресованы студентам непсихологопедагогических специальностей университета. Основные понятия по теме Пси́хика (от др.-греч. { ψυχή } «дыхание, душа») - особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Этапы развития психологической науки: 1 этап - психология как наука о душе. 2 этап - психология как наука о сознании. 3 этап - психология как наука о поведении. 4 этап - психология как наука о психике. Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предмет психологии - это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных. Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Задачи психологии: - научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; - научиться управлять ими; - использовать научные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики; - быть теоретической основой для прикладной и практической психологии. Метод – это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки. Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов. Классификация методов в психологии: - методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод); - методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы); - методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие). Принципы психологии: - принцип детерминизма: все психические явления причинно обусловленные объективной действительностью; - принцип единства сознания и деятельности: деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека; - генетический принцип: все психические явления рассматрива-ются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся; правильная и полная характеристика любого психи-ческого явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений. Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Классификация методов психологического исследования: - неэкспериментальные методы; - психодиагностические методы; - экспериментальные методы; - формирующие методы.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей.
Тематика рефератов 1 Зарождение психологической науки в странах Древнего Востока. 2 Развитие психологической науки в эпоху Возрождения. 3 Развитие психологических взглядов в Белоруссии. Вопросы для самоконтроля 1 Что такое психология? 2 Каковы этапы развития психологической науки? 3 Что такое объект психологии? Каковы его особенности? 4 Что такое предмет психологии? 5 Каковы задачи психологии как науки? 6 Что такое метод исследования в психологии? 7 Каковы методы психологии? 8 Каковы принципы психологии? 9 Какова классификация методов исследования, применяемых в психологии? 10 Какие методы относятся к неэкспериментальным? Каковы их особенности? 11 Какие методы относятся к психодиагностическим? Каковы их особенности? 12 Что такое эксперимент в психологии? Каковы виды экспериментов? 13 Какова структура психологической науки? Тест 1 Вставьте пропущенные слова. Психика - особое … высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной действительности: 1) свойство; 3) проявление; 2) порождение; 4) состояние.
2 Вставьте пропущенные слова. Предмет психологии - … и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях: 1) психика; 3) деятельность; 2) сознание; 4) бессознательное. 3 Вставьте пропущенные слова. Психология - это … состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования как активного участника социального процесса: 1) эмоциональные; 3) деятельностные; 2) сознательные; 4) психические.
4 Вставьте пропущенные слова. Психология как наука о душе - … этап развития психологической мысли: 1) первый; 3) третий; 2) второй; 4) четвертый.
5 Вставьте пропущенные слова. Психология как наука о поведении - … этап развития психологической мысли: 1) первый; 3) третий; 2) второй; 4) четвертый. 6 Вставьте пропущенные слова. Психология как наука о закономерностях и механизмах развития психики - … этап развития психологической мысли: 1) первый; 3) третий; 2) второй; 4) четвертый.
7 Вставьте пропущенные слова. Психология как наука о сознании - … этап развития психологической мысли: 1) первый; 3) третий; 2) второй; 4) четвертый. 8 Отметьте, какой из принципов не выделяется в современной психологии как основной: 1) принцип детерминизма (причинности); 2) принцип единства сознания и деятельности; 3) принцип развития психики; 4) принцип единства и борьбы противоположностей.
9 Метод психологии, который заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психологических явлениях, называется - …: 1) наблюдение; 3) тестирование; 2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование),
10 Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, называется - …: 1) наблюдение; 3) тестирование; 2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование). 11 Метод психологии, который можно определить как стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, называется - …: 1) наблюдение; 3) тестирование; 2) эксперимент; 4) опрос (анкетирование). 12 Форма психического отражения объективной действительности, присущая только человеку, называется - …: 1) психика; 3) поведение; 2) сознание; 4) рефлекс.
13 Какой из принципов психологии говорит о закономерной и необходимой зависимости психических явлений от порождающих факторов: 1) принцип детерминизма (причинности); 2) принцип единства сознания и деятельности; 3) принцип развития психики; 4) принцип единства и борьбы противоположностей. Основные понятия по теме Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях. Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира». Подходы к наличию психики у живых существ: 1 Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку. 2 Панпсихиз м (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность. 3 Биопсихизм - психика – свойство живой материи и растений тоже. 4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему. 5 Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг. 6 Наличие чувствительности – критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители. Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри): 1 стадия - стадия элементарной чувствительности; 2 стадия - стадия предметного восприятия; 3 стадия - стади я интеллекта. Тематика рефератов 1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию 2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда. 3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова. Вопросы для самоконтроля 1 Что такое психика? 2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 3 В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия - с другой? 4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их? 5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека? 6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? 7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? 8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие? 9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы? 10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? 11 Что такое сознание? 12 Каковы структурные компоненты сознания? 13 Что такое самосознание? 14 Каковы основные компоненты самосознания? 15 Что такое бессознательное? 16 Каковы формы сознания? Тест 1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …: 1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин; 2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.
2 Что из перечисленного не входит в структуру психики: 1) психические свойства; 3) психические импульсы; 2) психические процессы; 4) психические состояния.
3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания: 1) социальная психология; 4) общая психология; 2) педагогическая психология; 5) возрастная психология; 3)психодиагностика; 6) патопсихология.
4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности: 3) социальная психология; 3) общая психология; 4) педагогическая психология; 4) возрастная психология; 5) психодиагностика; 6) патопсихология. 5 К функциям психики не относятся: 1) регулятивная функция; 3) функция принятия; 2) возрастная функция; 4) функция отражения. 6 Вставить пропущенные слова. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …: 1) общении; 3) обучении; 2) поведении; 4) деятельности. 7 Какие компоненты включает сознание: 1) знание; 4) целеполагание; 2) самосознание; 5) язык; 3) способности; 6) эмоциональная оценка. 8 Что из указанного входит в структуру психических процессов: 1) познавательные процессы; 3) психические состояния; 2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.
9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов: 1) ощущение; 8) воля; 2) восприятие; 9) чувства; 3) память; 10) внимание; 4) темперамент; 11) мышление; 5) характер; 12) воображение; 6) усталость; 13) речь; 7) способности; 14) мозг. Занятие 1 1 Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая 2 Деятельностный подход в развитии личности 3 Культурно - исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.
Занятие 2 1 Структура личности по К.К. Платонову 2 Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация Основные понятия по теме Понятие «человек» - самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. В языке слово «личность» имеет широкий спектр употребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С одной стороны, аспект, проекция, с другой - основополагающее начало. Личность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется интеллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе. Личность - это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности. Проблема личности в психологии до конца не исследована и представляет большой интерес для специалистов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность». Индивид - это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель человеческой общности. К индивидным свойствам человека относятся не только его врожденные свойства (пол, телосложение, задатки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.). Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться. Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию, но если личность по своей сущности социальна, то по способу существования - индивидуальна. Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей. Индивидуальность - это оригинальность человека. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее. Теории исследования личности: Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.: человек - это чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул - реакция»). Психоанализ - основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями. Неофрейдизм - представители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. - отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным. Гештальтпсихология - основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Именно свойства целого определяют свойства его составляющих. Когнитивная психология (от лат. cognitio - знание, познание) - направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведении человека отводили знанию. Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судьбу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела. Деятельностный подход (М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее формирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богатство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, которым он их наполняет. Культурно-исторический подхо д (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отношению как к практическому действию, так и к мышлению. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности. Структура личности: - биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности; - социальное (экзопсихика), определяющее отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте. Функционально-динамическая структура личности (К.К. Платонов): - направленность личности (включает в себя такие характеристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе воспитания); - жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения); - особенности психических процессов (включает такие характеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений); - биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности. Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта. Основные механизмы психологической защиты: Замещение -защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, ему присущие. Подавление (репрессия) - вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде, головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д. Отрицание - устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях. Рационализация - построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, - симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности. Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности. Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии - это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей. Сублимация - преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п. Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Тематика рефератов 1 Биевиоризм (Дж. Уотсон, А. Бандура и др.) 2 Гуманистическая теория личности (А. Маслоу). 3 Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Вопросы для самоконтроля 1 Что такое личность? 2 Каковы особенности понятия «личность»? 3 Каковы особенности понятия «индивид»? 4 Всякий ли индивид является личностью? Почему? 5 Что такое индивидуальность человека? 6 Каковы особенности понятия «индивидуальность»? 7 Каковы особенности бихевиористической теории исследования личности? 8 Каковы основные положения психоанализа? 9 В чем сущность гештальтпсихологической теории исследования личности? 10 Что лежит в основе когнитивной теории исследования личности? 11 Каковы основные положения гуманистической теории исследования личности? 12 Каковы отличия деятельностного и культурно-исторического подхода в изучении личности? 13 Какова структура личности? 14 Чем вызвана психологическая защита личности? 15 Каковы основные механизмы психологической защиты? Каково их значение?. Тест 1В психологии личность определяют через совокупность: 1) физических качеств; 2) интеллектуальных качеств; 3) социальных качеств; 4) умственных способностей.
2 Что из указанного составляет систему качеств человека: 1) интеллект; 2) социальные установки; 3) взгляды; 4) культурный уровень; 5) мораль; 6) волевые качества; 7) сознание; 8) поведение.
3 Какие свойства относятся к индивидным свойствам человека: 1) сознание; 6) поведение; 2) взгляды; 7) задатки; 3) интеллект; 8) способности; 4) пол; 9) характер; 5) телосложение; 10) ценностные ориентации. 4 Направленность личности включает: 1) знания; 7) идеалы; 2) интересы; 8) привычки; 3) склонности; 9) навыки; 4) моральные свойства; 10) чувства; 5) мышление; 11) мировоззрение; 6) убеждение; 12) память. 5 Жизненный опыт личности включает: 1) знания; 7) умения; 2) интересы; 8) привычки; 3) склонности; 9) навыки; 4) моральные свойства; 10) чувства; 5) мышление; 11) мировоззрение; 6) эмоции; 12) память. 6 Особенности психических процессов личности включают: 1) воля; 7) темперамент; 2) интересы; 8) привычки; 3) восприятие; 9) навыки; 4) ощущения; 10) чувства; 5) мышление; 11) эмоции; 6) убеждение; 12) память. 7 Основные механизмы психологической защиты включают: 1) зрение и слух; 10) идентификация; 2) подавление; 11) рационализация; 3) направленность; 12) инверсия; 4) темперамент; 13) проекция; 5) отрицание; 14) изоляция; 6) способности; 15) регрессия; 7) характер; 16) сублимация; 8) замещение; 17) задатки; 9) воля; 18) умения. Основные понятия по теме Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет. Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента: - предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то; - напряжение психики, которое при этом возникает. Качества направленности: Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности. В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека. Основные компоненты направленности. Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побудителями к определенной деятельности. Потребности бывают биологическ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.015 с.) |