Межличностные отношения в группах и коллективах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностные отношения в группах и коллективах



 

Жизнедеятельность личности осуществляется в общности людей. Малые группы, коллективы, большие группы (классы, народы, нации) – это примеры общностей разного уровня и масштаба.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2–3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Это элементарная ячейка общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей и т. п.

Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологическим образованием. Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Степень психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Классифицировать малые группы можно по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др.

В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений выделяют первичную группу – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящих перед группой задач. Человек входит в несколько первичных групп одновременно. Контакты в них не дозированы. Каждый может общаться с любым по мере желания и необходимости. Однако, как правило, члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе) – это так называемый первичный круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа невелика (2–7 человек).

По принципу образования различают реальные и условные группы. Реальная группа – фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с общими целями и задачами. Она может существовать кратковременно или длительно, быть большой или малой. Общность людей, составленная номинально, называется условной группой. По такому признаку, например, выделяют возрастные категории детей: дошкольников, младших школьников, подростков – для изучения анатомо-физиологических, психических и других особенностей.

По способу образования различают официальные и неофициальные группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностями, стилем общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкцией. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) скрепляет официальную группу, помогает решать поставленные задачи. Неофициальные группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации, симпатии, близости взглядов, убеждений, признания авторитетности, компетентности отдельных личностей. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием, ни инструкцией. Официальные документы в этом случае не имеют силы.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу. Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы и ценности которой она признает, поддерживает, считает самыми лучшими. Однако может быть и так, что личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности, взгляды, нормы другой. Иначе говоря, для личности эталоном служит другой образец.

Низший уровень объединения людей – конгломерат – неорганизованное в силу обстоятельств, случайное скопление людей. Характерной особенностью данной общности является то, что объединяет людей место и время. Развитие общности от конгломерата идет в направлении кооперации.

Кооперация – это объединение, в котором налажены содержательные контакты, установлена взаимозависимость. Главными признаками кооперации являются следующие: сосредоточенность людей одновременно в одном месте, наличие четкой организации (каждый знает свои функции и выполняет их), направленность усилий на решение задачи, стоящей перед объединением. Кооперация предполагает свободное деловое общение ее членов. Развитие кооперации приводит к становлению коллектива.

Коллектив – это группа людей, объединенных общими целями, подчиненными целям общества. Ему присущи все признаки группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – коллектив. Официальная или неофициальная группа может превратиться в коллектив, если приобретает его признаки. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.

В зависимости от целей деятельности различают профессиональные коллективы, общественные организации, добровольные общества, самодеятельные коллективы и т. п. В зависимости от связи и места в системе других коллективов их делят на первичные и основные. Первичный коллектив – это первичная группа с признаками коллектива. Основной коллектив – объединение первичных коллективов.

Коллектив, как наиболее развитая общность людей, не возникает сразу. Он формируется под влиянием внешних и внутренних сил и вырастает из группы. Следовательно, на ранних этапах он имеет признаки этой общности и лишь в развитии приобретает свойство коллектива. В своем становлении коллектив проходит несколько стадий. На первой стадии группа людей объединяется требованиями руководителя. Каждый член группы признает эти требования, выполняет их, и таким образом происходит объединение, осуществляются и утверждаются связи между индивидами. На второй стадии требования к личности предъявляет группа. Это групповое требование также принимается личностью к исполнению. На третьей стадии личность предъявляет требования сама к себе, исходя из ценностных ориентации, установок, целей коллектива.

Следует отметить, что коллектив – не застывшая, неподвижная общность. Он – живой социальный организм: в нем меняется содержание деятельности, перестраивается структура, положение конкретных личностей, изменяются отношения между ними. Коллектив как единица, как общность людей сохраняет свою целостность не только в силу существования общей цели, но и благодаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий.

На практике встречаются следующие типы руководителей:

1) авторитарный. Руководитель такого типа использует преимущественно методы администрирования. Он, как правило, резок, не желает прислушиваться к мнению других, принимает решения единолично;

2) демократический. Для этого типа характерно вынесение важных проблем и решений на обсуждение коллектива, учет мнений. Руководителя демократического типа отличает большая гибкость, находчивость в решении задач. При демократическом стиле некоторые функции руководителя передаются другим членам коллектива и таким образом намечается тенденция к самоуправлению;

3) попустительский. Руководитель такого типа пускает дело на самотек. Он мало заботится об организации коллектива, о его делах. Подчиненные не чувствуют руководства. Каждый член коллектива делает то, что желает, не считаясь ни с общей задачей, ни с тем, что делают другие.

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности по отношению к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь».

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.

Существует несколько видов деловой зависимости:

деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности, выполняют одинаковые функции;

деловые отношения подчинения. В них одно лицо, согласно документу, занимает положение, обязывающее его осуществлять контроль и принимать решения.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, неприязни и т. д. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечается несколько вариантов деловых и личных взаимоотношений:

совпадение положительной направленности членов группы. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи;

натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные;

нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные отношения при этом нивелируются. Они не проявляются, так как для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности, а также сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

Общение и межличностные отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетным опросом, социометрией. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение. Наблюдение, эксперимент и опрос, используемые при изучении личности, вполне приемлемы и при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.

В настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она используется для изучения общения, межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе).

В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях:

«звезда» – член группы, получающий наибольшее количество выборов;

«предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньшее количества выборов, отданных популярному;

«оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.

Каждый член группы, коллектива занимает то или иное положение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненного», в личных – «предпочитаемый»; другой – в личных – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса: «предпочитаемый» в деловых и в личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия – способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующее успеху выполнения совместных действий. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармонии сочетания физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в выносливости и др.).

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной деятельности, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. Большое значение для данного вида совместимости имеет темперамент.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей.

В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей, обладающих чертами характера, дополняющими одна другую.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность взглядов на различные аспекты социальной жизни, общность нравственных и моральных установок, общую направленность личности.

В межличностных отношениях зачастую возникают конфликты. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-идеологическом отношениях. Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем, другие вызывают противоборство и разрешаются в нем. В группах и коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации.

 

Методика определения психологического климата (сокращенный вариант)

 

 

Применяется для обследования лиц любого возраста.

 

Цель: определение психологического климата в группе с помощью социометрического исследования.

Описание. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число выборов, сделанных каждым членом группы,

в указанном примере будет равно (N- 1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N- 1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N- 1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений.

Параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22–25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4–5 выборов. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

• измерение степени сплоченности/разобщенности в группе;

• выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии/антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

• обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка, или социометрическая анкета, составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

 

Социометрическая карточка

 

 

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп можно произвести, пользуясь специальной таблицей величины ограничения социометрических выборов.

 

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу (пример дан в таблице). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Пример социоматрицы для группы численностью N-членов

 

Примечание. «+» положительный выбор, «-» отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта).

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (см. ниже).

 

 

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, так как дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

 

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2–3 членов, реже из 4 и более членов, как показано справа.

Особенности выделенных в ходе проведения исследования предпочтений указывают на социометрический статус членов группы.

Социометрический статус – это позиция, которую занимает личность в группе. Он бывает положительным и отрицательным.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

 

Психические состояния – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Всякое психическое состояние есть нечто целое, своего рода синдром. Вне психических процессов нет психических состояний. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия катастрофы может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этого зрелища. Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности. Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности личности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто ее отдельных элементов, функций или сторон.

Связь психических состояний с индивидуальными особенностями находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из характерологии. Решительность или нерешительность, активность или пассивность, бодрость или подавленность могут быть как временными состояниями, так и устойчивыми чертами личности. Тревожность может быть ситуативной и личностной (говоря о стрессе, как личностную характеристику выделяют стрессоустойчивость). В то же время состояние может и не соответствовать характерным особенностям поведения. Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Говоря о психических состояниях, выделяют их функции, детерминанты, структуру, характеристики и непрерывность.

К основным функциям состояний относятся регулятивная, интегративная и адаптивная.

Регулятивная функция – функция адаптации к окружающей среде и ситуации.

Интегративная функция обеспечивает целостную совокупность психических процессов и психологических свойств.

Адаптивная функция заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования.

Соотношение потребностей, желаний и стремлений человека, его возможностей (способностей, в том числе скрытых) и условий среды определяет характеристики состояния. Непрерывность состояний представляет собой отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое. Любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем.

К характеристикам состояния относятся:

• эмоциональные (иногда их называют модальными, имея в виду качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание);

• активационные (отражающие интенсивность);

• тонические (отражающие тонус, ресурс сил);

• тензионные (степень напряжения);

• временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

• полярность состояний (эмоциональные характеристики состояний).

К эмоциональным характеристикам состояний относят доминирующую эмоцию, знак эмоции (положительная или отрицательная), интенсивность переживания эмоции.

Активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений, реакций. На одном полюсе возбуждения – подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, на другом – торможение, спад, снижение интенсивности, темпа.

Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил. При повышенном тонусе наблюдается повышенная готовность к работе, субъективное ощущение внутренней собранности. Пониженный тонус характеризуется низкой работоспособностью, усталостью, вялостью, несобранностью, инертностью.

Тензионная характеристика присуща любым состояниям. На одном полюсе здесь расположены раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, на другом – закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, переживание несвободы.

Временные характеристики состояния подразделяются на доминирующие (наиболее характерные для субъекта), промежуточные (переходные) состояния, мимолетные, длительные и хронические.

Полярность проявляется в виде периодической смены противоположных эмоциональных состояний. Радость сменяется печалью, за возбуждением следует расслабление. Человек не может долго испытывать одну и ту же эмоцию, и чем ярче она выражена, тем быстрее и более ярко будет проявляться ее противположность.

К числу важных характеристик состояния также относится степень осознанности субъектом того или другого состояния.

Ниже приводятся методики, позволяющие определить психическое состояние, а также уровень тревожности и диагностировать депрессивные состояния.

 

Методика определения доминирующего состояния [19]

 

 

Применяется для обследования взрослых.

 

Цель: определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным назначением опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний.

Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1 – полностью не согласен;

2 – согласен в малой степени;

3 – согласен почти наполовину;

4 – согласен наполовину;

5 – согласен более чем наполовину;

6 – согласен почти полностью;

7 – согласен полностью.

Выбрав один из баллов шкалы: 1,2, 3, 4, 5, 6 или 7, – вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта, указав в верхней части листа свою фамилию (или псевдоним), дату и время начала работы.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркнете ненужную цифру и напишите справа новую.

 

Опросник

1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.

2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3. Я тревожусь очень часто.

4. Я часто плохо засыпаю.

5. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.

6. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

7. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

8. Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.

9. Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

10. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.

11. Часто я чувствую себя бесполезным.

12. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.

13. Трудные задачи у меня поднимают настроение.

14. У меня часто болит голова.

15. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

16. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.

17. Меня легко задеть словом.

18. Я полон энергии.

19. Существует конфликт между моими планами и действительностью.

20. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю выносливость.

21. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

22. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней.

23. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.

24. Я упускаю удобный случай из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение.

25. Есть очень много вещей, которые меня легко раздражают.

26. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.

27. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

28. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).

29. Утром, после пробуждения, я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.

30. Мне нравится постоянно преодолевать новые трудности.

31. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.

32. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.

33. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.

34. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

35. Я смотрю в будущее с полной уверенностью.

36. Я очень часто теряю терпение.

37. Люди разочаровывают меня.

38. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

39. Мне все быстро надоедает.

40. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

41. Я часто испытываю общую слабость.

42. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

Интерпретация результатов. В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод сырых баллов в стандартные, в Т-оценки. Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом: средние величины приравниваются к 50 Т-баллам; 10 Т-баллов равны одной сигме (сигма – среднеквадратичное отклонение.)

Повышенные оценки по той или иной шкале – это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы.

Пониженные оценки – это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы.

Высокие оценки – это оценки в 60 и более Т-баллов.

Низкие оценки – это оценки в 40 и менее Т-баллов.

 

Шкалы

Шкала «Ак»: «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации». Данная шкала позволяет составить представление о характеристике состояния, в большинстве случаев сильнее зависящей от соответствующего свойства личности – активности, чем от других факторов. Следует учесть, что активность лишь относительно устойчива, поскольку предрасположенность к активному или пассивному отношению, реагированию зависит от множества текущих обстоятельств, социальной среды, а также событий, предшествующего жизненного периода личности. Для диагностики состояний и настроений особенно важно учитывать крепость веры в достижение своих целей, выявлять активную или пассивную позицию по отношению к сложившейся жизненной ситуации. Данный параметр особенно важен при диагностике стрессовых состояний.

Высокие оценки – более 60 Т-баллов. Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки – менее 40 Т-баллов. Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Шкала «То»: «тонус: высокий – низкий». В ситуации острого стресса человек чаще испытывает ощущение подъема сил, но часто наблюдается и противоположная картина – ощущение слабости. Сходная картина может наблюдаться и при затяжном стрессе. Энергические характеристики для любого психического состояния являются важнейшим измерением. Особенно необходимы они для прогноза развитая состояния индивида. В диагностике стрессовых состояний они дают ценные данные о глубине стресса.

Высокие оценки. Характерна высокая активность, стеническая реакция на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Готовность к работе, в том числе длительной.

Низкие оценки. Характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Меньше возможностей проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Шкала «Сп»: «спокойствие – тревога». В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др. Среди видов тревоги для этого типа людей в наибольшей степени характерны длительные, долго не затухающие эмоциональные переживания.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей.

Низкие оценки. Наличествует склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

Шкала «Ус»: «устойчивость – неустойчивость эмоционального тона».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.148 с.)