Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истероидный (демонстративный) типСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные признаки. С детства подростки этого типа привыкли быть в центре внимания. Они крайне эгоцентричны, испытывают ненасытную жажду внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Часто «прибежищем» истероидов служат кружки художественной самодеятельности при клубах и домах культуры. Провоцирующие факторы, «слабое место». Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и истерического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи» и потворствующая гиперпротекция. Форма проявления дезадаптации. Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, способные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные. Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакции эмансипации проявляются в основном на словах, в форме громогласных требований свободы. Внешние проявления, в том числе и побеги, носят демонстративный характер. Часто встречается реакция оппозиции с требованием вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено у таких подростков с претензиями на лидерство или исключительность. Они могут менять группу, если оказались уличенными во лжи или в несостоятельности притязаний. Увлекаются подростки истероидного типа тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто выбирают для этого оригинальные занятия или занятия с явными внешними атрибутами. В сексуальном поведении больше игры и театральности, такие подростки часто преувеличивают свой сексуальный опыт. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизм и даже суицидальные попытки, носят несерьезный, демонстративный характер и служат целям привлечения внимания. Индивидуально-дифференцированный подход. Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание находиться в центре внимания удовлетворяются безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.
Неустойчивый тип
Основные признаки. Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем не требующим волевых усилий. Безволие проявляется в отношении к учебе, работе по дому, к общественной активности. Они неспособны к деятельной активности – как общественно полезной, так и делинквентной. С 12–14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу. Провоцирующие факторы, «слабое место». Бесконтрольность с раннего возраста, гипопротекция, отсутствие внимания и контроля, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств. Форма проявления дезадаптации. Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебное заведение из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Легко вовлекаются в группы, в том числе асоциальные, где подражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе. Увлекаются поп-музыкой, смотрят развлекательные фильмы. Любят подражать артистам, героям фильмов, причем чаще выбирают для этого отрицательных персонажей. Очень склонны к делинквентному поведению – кражам, разбою, хулиганству. Высока тяга к алкоголю и приему других одурманивающих средств. Рано, уже в подростковом возрасте, может возникать алкоголизм или токсикомания. Часты побеги из дома, причина которых – стремление избежать наказаний или трудностей, при побегах вступают в асоциальные компании. Индивидуально-дифференцированный подход. Для профилактики нарушений подростков этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. Это тот редкий случай, когда показан строгий режим, дисциплина, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками. Выявление наличия той или иной акцентуации характера может служить основой для профилактической и коррекционнои работы с трудными подростками в школах и других учебных заведениях, консультативных пунктах, учреждениях, оказывающих социальную помощь подросткам. Учитывая роль социальных и семейных факторов в провоцировании дезадаптации подростков с акцентуациями характера, для эффективной профилактики и коррекции часто оказывается необходимой не только работа с самим подростком, но и в первую очередь с его ближайшим социальным окружением, семьей. Работа с подростками должна включать психотерапевтическую помощь, семейную терапию, социальную и психологическую поддержку подросткам и их родителям.
Адаптированный подростковый опросник Шмишека
Оригинальный вариант опросника был разработан Шмишеком на основе классификации акцентуированных личностей Леонгарда и применяется для выявления типов личностей. Опросник был модифицирован и адаптирован отечественным психологом И. В. Крук для раннего выявления акцентуаций характера у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он позволяет выявлять специфические подростковые типы акцентуаций характера в соответствии с принятой в нашей стране классификацией. Опросник может применяться при обследовании подростков 12 – 18 лет с нормальным интеллектом. Результаты, полученные при применении опросника, должны быть обязательно соотнесены с данными наблюдения и объективными сведениями, полученными при опросе родных и близких, изучении истории развития и реальной жизненной ситуации, в которой находится подросток. Только на основании всех этих данных можно делать выводы о наличии той или иной акцентуации и применять те или иные методы профилактики и коррекции.
Цель: определение акцентуации характера у подростков. Инструкция. Предлагаемый опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не обдумывай ответ долго, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.
Опросник 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли у тебя вызвать слезы? 4. Проверяешь ли ты несколько раз, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников? 6. Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения? 7. Любишь ли ты бывать главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно? 11. Можешь ли ты первым затеять игру? 12. Долго ли ты помнишь о нанесенной тебе обиде? 13. Умеешь ли ты сочувствовать другим? 14. Складывая вещи в портфель, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли чего-нибудь? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в классе, спортивной секции и т. д.? 16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак? 17. Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, старательным? 18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 19. Любят ли тебя все твои знакомые? 20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? 21. Твое настроение обычно немного грустное? 22. Случалось ли тебе рыдать от горя? 23. Тебе трудно оставаться на одном месте? 24. Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправедливо обижают? 25. Можешь ли ты стрелять из рогатки по птицам, дразнить собак и кошек? 26. Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, игрушках, книгах? 27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один? 28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины? 29. Ты – один из лучших учеников в классе? 30. Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих? 31. Часто ли ты веселишься, дурачишься? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда абсолютно счастливым? 33. Умеешь ли развеселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нем думаешь? 35. Ты боишься крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Бывает ли тебе страшно или неприятно входить в темную комнату? 39. Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и терпения? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми? 41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках и вечерах в школе? 42. Ты когда-нибудь убегал из дома? 43. Кажется ли тебе жизнь иногда тяжелой? 44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или одноклассниками настолько, что мог не пойти в школу? 45. Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях? 46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел? 47. Любишь ли ты животных? 48. Бывает ли, что ты, уйдя из дома, возвращаешься, чтобы проверить, все ли в порядке? 49. Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться? 50. Зависит ли твое настроение от погоды? 51. Трудно ли тебе отвечать перед всем классом? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удается? 55. Нравится ли тебе организовывать какое-либо дело или игру? 56. Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встречаешь препятствия? 57. Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-либо забот? 59. Рассказываешь ли ты учителям о проделках одноклассников? 60. Боишься ли ты один пройти по темной улице? 61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? 62. Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься в плохом? 63. Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнакомыми ребятами? 64. Часто ли у тебя бывает головная боль? 65. Часто ли ты смеешься? 66. Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не нравится? 67. Удается ли тебе сделать много разных дел за один день? 68. Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости? 69. Любишь ли ты природу? 70. Уходя из дома, проверяешь ли ты, выключен ли везде свет? 71. Боязлив ли ты? 72. Меняется ли твое настроение в праздники? 73. Участвуешь ли ты в художественной самодеятельности, театральном кружке? 74. Ты любишь мечтать или фантазировать? 75. Бывает ли, что тебя беспокоит твое будущее? 76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? 77. Можешь ли ты развлечь своих сверстников? 78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? 79. Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких неприятности? 80. Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать страницу в тетради? 81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? 82. Снятся ли тебе страшные сны? 83. Бывает ли у тебя иногда внезапное желание выпрыгнуть в окно или броситься под машину? 84. Становится ли тебе веселее среди других детей? 85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время? 86. Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки? 87. Ты скорее молчалив, чем болтлив? 88. Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, чтобы забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене? Обработка результатов. Подсчитывается количество значимых ответов для каждого типа акцентуации. Полученные показатели умножаются на соответствующие для каждого типа коэффициенты, приводимые в скобках после названия типа, – это делается для сравнения показателей. Максимальный показатель по каждому виду ситуация – 24. Признаком акцентуации характера считается показатель, превосходящий 12 баллов. Если выявляется несколько показателей выше 12 баллов, то подсчитывается средний показатель акцентуации. В этом случае признаком акцентуации можно считать показатели, превышающие среднее число. Гипертимный (3): да: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Циклоидный (3): да: 3, 18, 28, 43, 50, 62, 72, 76. Лабильный (эмотивный + экзальтированный) (2): да: 3, 10, 13, 21, 32, 35, 47, 54, 57, 69, 75, 79. Сензитивный (тревожный) (3): да: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; нет: 5. Психастенический (педантичный) (2): да: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; нет: 36. Шизоидный (3): да: 51, 68, 74, 81, 87; нет: 40, 53, 65. Эпилептоидный (2): да: 2, 12, 20, 24, 34, 37, 52, 56, 59, 64, 78; нет: 46. Истероидный (демонстративный) (2): да: 7, 15, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. Неустойчивый (3): да: 8, 25, 30, 31–42, 84, 86; нет: 9.
ПОВЕДЕНИЕ
Поведение – наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, являющаяся исполнительным звеном взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Это целенаправленная система последовательно выполняемых действий, с помощью которых осуществляется практический контакт организма с окружающей средой. Источник поведения – потребности человека. Поведение всегда общественно обусловлено. Единицами поведения являются поступки. В них формируется и в то же время выражается позиция личности. Поступок – личностная норма поведения, возникающая в подростковом возрасте благодаря формированию самосознания. Это личностно осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие). Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Действие человека в направлении сознательно поставленной цели с преодолением при этом внутренних препятствий называется волей. Волевое поведение включает в себя общие для любой целенаправленной деятельности компоненты: когнитивный, предполагающий знание об объекте или явлении; эмоциональный, проявляющийся в отношении к объекту или явлению; поведенческий, подразумевающий наличие определенной стратегии поведения. Волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет противоположные. Функции воли: торможение, регулирование поведения, контроль. Выделяют устойчивые психические образования, называемые волевыми качествами: • целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям; • настойчивость – длительное напряжение энергии; • выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению решения; • решительность – умение претворить в жизнь быстрые обоснованные и твердые решения; • самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов. Среди прочих видов поведения в кругу проблем безопасности довольно значимое место занимает агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.). Выделяются следующие виды агрессии: • физическая (нападение); • вербальная (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань); • прямая; • косвенная (сплетни и т. д.); • инструментальная (для достижения какой-либо цели); • аутоагрессия. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс. Агрессивные действия выступают в качестве: • средства достижения цели; • способа психологической разрядки; • способа удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Существует множество методик, позволяющих исследовать различные проявления поведения, его особенности в чрезвычайных ситуациях. Некоторые из них приведены ниже.
Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]
Применяется для обследования подростков.
Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии: 1) использование физической силы против другого лица – физическая агрессия; 2) выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – вербальная агрессия; 3) использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т. п.) – косвенная агрессия; 4) оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – негативизм; 5) склонность к раздражению, при малейшем возбуждении проявляющаяся во вспыльчивости, резкости, грубости и т. д. – раздражение; 6) склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – подозрительность; 7) проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида; 8) отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия, или чувство вины. Инструкция. Прочитывая или прослушивая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».
Опросник 1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо. 2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. 3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь. 4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню. 5. Не всегда получаю то, что мне положено. 6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать. 8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести. 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. 11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. 13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства. 14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю. 15. Часто бываю не согласен с людьми. 16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. 18. В раздражении хлопаю дверьми. 19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны. 20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор. 21. Меня немного огорчает моя судьба. 22. Думаю, что многие люди не любят меня. 23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. 25. Кто оскорбляет меня или мою семью, тот напрашивается на драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится. 30. Довольно многие завидуют мне. 31. Требую, чтобы люди уважали мои права. 32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей. 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34. От злости иногда бываю мрачным. 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь. 36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания. 37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39. Даже если я злюсь, не прибегаю к сильным выражениям. 40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему. 43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». 46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю. 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь. 49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева. 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. 51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. 52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 53. Когда кричат на меня, кричу в ответ. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Дерусь не реже и не чаще других. 56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку. 58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо. 59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю. 60. Ругаюсь только от злости. 61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу. 64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает. 67. Часто думаю, что живу неправильно. 68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69. Не огорчаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение. 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре часто повышаю голос. 74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Интерпретация результатов. При обработке данных в обычных условиях ответы «да» и «пожалуй, да» объединяются (суммируются как ответы «да»), также как и ответы «нет» и «пожалуй, нет».
Ключ 1. Физическая агрессия (к = 11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+. 2. Вербальная агрессия (к = 8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-. 3. Косвенная агрессия (к = 13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+. 4. Негативизм (к = 20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-. 5. Раздражение (к = 9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+. 6. Подозрительность (к = 11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-. 7. Обида (к = 13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+. 8. Чувство вины (к = 11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Примечание. Номера вопросов со знаком «-» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «да», то мы его регистрируем как ответ «нет» и наоборот.
Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления нормированные показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются). Суммарные показатели: (1 + 2 + 3): 3 = ИА – индекс агрессивности; (6 + 7): 2 = ИВ – индекс враждебности.
Методика определения агрессивности [13]
Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет.
Инструкция. На следующих страницах вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведения и установках. На них можно ответить либо «верно», либо «неверно». Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Отвечайте так, как вы считаете для себя верным. Обратите внимание на следующее: 1) не думайте, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о вас, и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Некоторые вопросы, возможно, касаются вас очень лично, но постарайтесь, чтобы ваши ответы были откровенными; 2) не думайте долго над предложениями: выбирая, давайте ответ, который вам сразу приходит на ум. Естественно, что предлагаемые утверждения не могут учесть все особенности, поэтому, может быть, некоторые из них вам не очень подходят. Несмотря на это, отметьте один из ответов, а именно тот, который для вас наиболее приемлем.
Опросник I. 1. Меня постоянно занимают проблемы других людей. 2. Когда я вижу, что люди кричат друг на друга, я думаю, что ничем хорошим это не кончится. 3. Мне очень трудно отстаивать свою точку зрения. 4. Из-за того что я нахожусь в постоянном внутреннем напряжении, я нуждаюсь в большой энергии. 5. Если кто-то по сравнению со мной показывает лучшие результаты, я быстро сдаюсь. 6. Я часто бываю безучастным ко всему. 7. Иногда мне кажется, что я не выдержу. 8. Часто, когда меня ожидает интенсивная работа, я чувствую усталость. 9. Я не люблю рисковать. 10. Мне часто представляются война и разрушения. 11. У меня часто бывает ощущение, что меня совсем никто не хочет слушать. 12. Если меня обижают, я стараюсь отомстить. 13. Я добровольно берусь за выполнение важных заданий, которых боюсь. 14. В новой ситуации я совершенно беспомощен. 15. Часто, когда мой начальник меня критикует, я потею. 16. Я возражаю моему начальнику, если у меня другое мнение по данному вопросу. 17. Мне обычно трудно сосредоточиться, даже если меня ничто не отвлекает. 18. Когда я слышу милицейскую сирену, я испытываю ужас. 19. Часто я не могу понять, почему другие боятся за меня. 20. Я считаю, что за совершение тяжких преступлений правомерно применять смертную казнь. 21. Я люблю мечтать. 22. В большой толпе людей у меня обычно возникает желание бежать без оглядки. 23. Порой, когда меня охватывает страх, я перестаю замечать других людей. 24. С моими друзьями у меня, как правило, одинаковые взгляды. 25. Часто, когда я должен говорить в присутствии других, у меня пропадает голос. 26. Иногда я так свирепею, что что-нибудь разбиваю. 27. Если официант приносит мне холодную еду, я требую унести ее обратно. 28. Я часто испытываю страх, даже если знаю, что для этого нет оснований. 29. Если я нахожу кого-то сексуально привлекательным, мне трудно дать это понять. 30. Меня раздражает, когда со мной не согласны. 31. Иногда мой страх оказывается для меня шестым чувством. 32. Меня легко напугать. 33. Часто я боюсь, что могу ударить или бросить чем-нибудь в людей, которые меня ужасно раздражают. 34. Часто у меня бывает ощущение внутренней чистоты. 35. Мне трудно прервать самому скучный, неинтересный разговор. 36. Если на меня косо смотрят, меня это немного пугает. 37. Я часто не отваживаюсь один (одна) выйти на улицу. 38. Мне страшно остаться с кем-нибудь наедине. 39. Мне трудно принять решение, так как я боюсь, что другие могут раскритиковать его. 40. Я часто думаю об ужасных катастрофах и разрушениях и даже вижу их во сне. 41. Мне почти всегда страшно самому вести машину. 42. Я часто не могу решиться предпринять что-либо. 43. Если мне не нравится, что у соседа громко играет музыка, я не могу решиться ему об этом сказать. 44. Столкновения с особенно большими трудностями часто вызывают у меня подъем настроения. 45. Иногда, когда я возвращался домой в пустую квартиру, мне казалось, что там уже кто-то есть. 46. Не знаю почему, но иногда мне хочется разбить все вдребезги. 47. В присутствии других людей я не осмеливаюсь высморкаться. 48. Когда меня что-то интересует, я удовлетворяю свое любопытство, даже если испытываю при этом страх. 49. Иногда страх может меня окрылить. 50. Я вообще не могу понять, почему люди должны ссориться. 51. По-моему, резкая критика не может помочь. 52. Когда я сижу за стаканчиком вина с хорошими друзьями, я люблю поиронизировать над другими. 53. Я часто ловлю себя на том, что замечтался и думаю совсем о другом. 54. Когда я работаю, мне, как правило, приходится напрягаться. 55. Даже когда я испытываю страх, я, в общем-то, могу определить, чем он вызван. 56. Обычно я чувствую себя одиноким даже среди людей. 57. Если кто-то разочаровывает меня, я ухожу в себя. 58. Лучше я ударю первым, чем буду ждать, пока на меня нападут. 59. Я боюсь стать зависимым от кого бы то ни было. 60. Часто у меня бывают дни, когда я часами предаюсь своим мечтам. 61. С другими людьми я чувствую себя, как в тумане. 62. Если я один в квартире, я вздрагиваю от каждого шороха. 63. В компании у меня часто возникает желание побезобразничать. 64. Несмотря на трудности, я защищаю то, что для меня важно. 65. В обществе некоторых людей я не нахожу, что сказать. 66. Я стараюсь не волноваться. 67. Мне часто трудно заснуть. 68. Я предпочитаю, чтобы другие принимали за меня решения. 69. В тех случаях, когда я держался высокомерно и надменно, я достигал успеха. 70. Часто у меня возникает чувство, что другие могут догадываться, о чем я думаю. 71. Я продолжаю поддерживать дружеские отношения, несмотря на ссоры. 72. Я испытываю угрызения совести по какому-либо поводу почти каждый день. 73. Когда на меня напускаются с упреками, я сдерживаюсь и не отвечаю тем же. 74. Если мне не нравится в гостях, я тем не менее не ухожу, чтобы никого не обидеть. 75. Мне стоит большого труда держать себя в руках, когда я злюсь. 76. Я не боюсь водить машину, даже если есть опасности на дороге. 77. Если я вижу, что бьют ребенка, я заступаюсь за него. 78. Я избегаю людей, которые задают мне неприятные вопросы. 79. Я часто волнуюсь и испытываю сильное сердцебиение. 80. Мне кажется привлекательным то, что другие находят опасным. 81. Мне больше нравится быть одному, чем в компании. 82. Когда меня пытаются втянуть в спор, я уклоняюсь. 83. Находясь в лифте, я часто ощущаю, что на меня давит тесное пространство. 84. Страх заставляет человека сжиматься. 85. Меня часто преследуют мои фантазии. 86. Мне очень важно, что думают обо мне другие люди. 87. Когда на меня напускаются с руганью, я не знаю, что ответить. 88. Мне нравится, когда мне точно говорят, что я должен делать. 89. Иногда я остаюсь в постели целый день. 90. Часто страх, возникающий у меня перед каким-либо важным событием, способствует удаче. 91. Если я очень загружен работой, я лучше поработаю сверхурочно, чем передам ее другим. 92. Я часто руководствуюсь мнением других людей. 93. Если мне кто-то нравится, я могу это свободно высказать. 94. Я легко теряю контроль и кричу на своего партнера по общению. 95. Мне трудно поддерживать тесные отношения с людьми. 96. Я не боюсь высказывать свое мнение перед группой людей. 97. В выходные дни я часто ощущаю пустоту, если ко мне не приходят гости или если я не иду в кино. 98. К концу недели я бываю так напряжен, что хотел бы отдохнуть. 99. Я часто испытываю безразличие и внутреннюю пустоту. 100. Так как меня постоянно одолевают сомнения, я вынужден вновь и вновь обдумывать решение. 101. Я могу забыть о допущенной ошибке. 102. Если кто-нибудь печален, то и мне тоже сразу становится грустно. 103. Я часто воображаю, какая кара могла бы постигнуть тех, кто был ко мне несправедлив. 104. Я часто убеждаюсь на собственном опыте, что, испытав сильный страх, человек взрослеет. 105. На вечеринках я люблю поиронизировать над кем-нибудь. 106. Я постоянно опасаюсь кого-нибудь задеть, оскорбить. 107. Я часто высказываю угрозы, которые на самом деле не собираюсь выполнять. 108. Мечтания отвлекают меня от работы. 109. В большинстве случаев я могу говорить свободно. 110. Если я на кого-нибудь накричал, то меня потом мучает совесть. 111. Я лучше промолчу, чтобы не выглядеть смешным или не восстановить других против себя. 112. Мне часто ненамеренно удается переложить на других неприятную мне работу. 113. Мне часто бывает не по себе, и я не знаю почему. 114. Другим не так-то легко сбить меня с толку. 115. Когда меня обижают, я внутренне прямо-таки сжимаюсь. 116. У меня есть друзья, которые готовы прийти на помощь, если мне страшно. 117. Я люблю играть с опасностями. 118. Если у кого-то пахнет изо рта, я говорю ему об этом. 119. У меня иногда бывают мысли о самоубийстве. 120. Я избегаю споров, чтобы оградить себя от ненужных волнений. 121. Когда меня ругают, я теряю способность думать. 122. Когда я раздражен, я срываю свою злость на других. 123. Я люблю посмеяться над другими. 124. Стремление к войнам заложено в природе человека. 125. Я часто только потом понимаю, что должен был бы сказать «нет».
II. 1. Лучше всего я нахожу общий язык с людьми, которые очень похожи на меня. 2. Личный туалет занимает у меня много времени и сил. 3. Я с удовольствием размышляю над своими сновидениями. 4. Мне приятно, когда другие люди говорят обо мне. 5. Никого, по сути дела, не интересует, что я в действительности думаю и чувствую. 6. Я сообщаю своим друзьям, когда у меня день рождения, и что я хочу получить в подарок. 7. Часто, если другие застают меня за каким-нибудь занятием, я немного пугаюсь. 8. Я часто чувствую себя ненужным. 9. Я многого жду от жизни. 10. Я наслаждаюсь, когда пару дней могу побыть в одиночестве. 11. Я люблю что-нибудь чинить, ремонтировать. 12. Я редко бываю вполне доволен происходящим. 13. Благодаря моим способностям, я везде легко завязываю знакомства. 14. Я рад, если ко мне неожиданно приходят гости. 15. Я охотно рассказываю другим о моей работе. 16. Чаще всего на праздниках я скучаю. 17. Часто люди смеются надо мной, и я не понимаю почему. 18. Я охотно читаю что-нибудь вслух для других. 19. Мне часто бывает скучно. 20. Я охотно помогаю своим новым коллегам войти в курс дела. 21. Со мной часто так случается, что я с нетерпением жду выходных дней, а когда они наступают, я скучаю. 22. Я люблю показывать гостям мой родной город. 23. Если мне кто-нибудь дает задание, мне приходится неоднократно переспрашивать, о чем идет речь. 24. Существую я или нет – это не так важно. 25. Я никогда не знаю, что мне подарить другим людям. 26. Я не могу рассказать другим людям, о чем я на самом деле думаю. 27. Если у меня хорошее настроение, я люблю одеваться кокетливо. 28. Я охотно помогаю другим людям. 29. Мне приносят радость мои фантазии. 30. Я люблю выбирать подарки для моих гостей. 31. Меня бесит, если люди, которые для меня важны, долго беседуют с другими. 32. Кто что-то дарит, рассчитывает на ответное вознаграждение. 33. Мне приятно, когда другие смотрят на меня. 34. У меня масса желаний, и я прилагаю много усилий для того, чтобы их осуществить. 35. Я могу показывать другим только завершенную работу. 36. Ответственность, которую я беру на себя, часто недооценивают. 37. Никого не интерес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.021 с.) |