Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации



Степень эффективности межличностной коммуникации оп­ределяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций – взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личнос­тей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга. Для эффектив­ности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совмести­мость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекват­ное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воз­действие через убеждение.

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуни­кативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответ­ствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитив­ном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асиммет­рией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию.

Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе – кто я такой? 2) Что я думаю о партнере – кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю (см. Вееbе. 1996. Р. 14). Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера – все, что помогает «настроиться» на межличностное общение.

Функциональный параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм социальной дифференциации и ситуативной вариативности коммуникатив­ных средств.

Восприятие в контексте социально-психологических иссле­дований трактуется как понимание и оценка человека чело­веком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученны­ми механизмами межличностного восприятия являются: а) иден­тификация – понимание другого человека путем отождествле­ния себя с ним; б) рефлексия – понимание другого через размышление за него; в) эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное сопереживание; г) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.

В контексте межличностной коммуникации восприятие – это, прежде всего, сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватнос­ти смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки парт­нера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Среди объективных факторов, обусловливающих восприятие, отмечаются особенности речевого сообщения (высказывания, дискурса), которое может отличаться по своему типу (описание, повествование, аргументация и др.), по структуре (последовательности высказываний – уточняющих, обобщающих и т.п.) или по композиции дискурса (вступление, основная часть, заключение). Имеет значение и постоянство восприятия – его относительная независимость от сопутствующих ситуативных факторов.

К субъективным факторам относят функциональные особен­ности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дис­кретность этого процесса, обусловленность восприятия про­шлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования оте­чественных психологов, носит вероятностный характер и яв­ляется одной из важнейших характеристик процесса воспри­ятия. Подробный и аргументированный анализ объективных и субъективных факторов, обусловливающих речевое восприятие, дан в работе известного психолога И.А.Зимней (см. Зимняя ИА. 1990).

Некоторые субъективные факторы, которые затрудняют адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного «Я». К таким факторам, в частности, относятся:

– неумение отделить главное от второстепенного;

– склонность обращать внимание на внешние детали ре­чевого поведения;

– зависимость от стереотипных представлений и предубеж­дений;

– ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой;

– незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние);

– концентрация в первую очередь на негативных показа­телях;

– зависимость правильной оценки от личностных отноше­ний с партнером;

– отсутствие чувства юмора.

Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, включающие задачи:

– научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали;

– научиться слушать своего партнера;

– определить, что для вас является лучшим индикатором понимания – взгляд, жест, выражение лица, одежда, акцент, тон или слова, речевые формулы;

– фиксировать свои неточности в восприятии;

– осознавать, как вас воспринимают;

– развивать ориентацию на собеседника – проявлять со­переживание, заинтересованность в партнере как в личности (см. Beebe. 1996. Р. 87-90). Практическая работа над адекват­ностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных социальных группах и тем самым способствует интеграции общества.

Воздействие через убеждение, проходящее в условиях меж­личностного общения, представляет собой еще более сложный процесс, механизмы которого изучены недостаточно глубоко. Воздействие как социально значимая функция коммуникации актуализируется на всех уровнях коммуникации в соответствии с их спецификой. Способы и частные приемы воздействия различны по форме. Они могут быть эксплицитными и им­плицитными, непосредственными и опосредованными, наме­ренными и ненамеренными, реализоваться в устной и пись­менной формах речевой деятельности. Конечная цель речевого воздействия понимается как определенная организация дея­тельности партнера – объекта воздействия (реципиента). По словам ААЛеонтьева, «воздействуя на реципиента, мы стре­мимся «спровоцировать» его поведение в нужном нам направ­лении, найти в системе его деятельности «слабые точки», выделить управляющие ею факторы и избирательно воздей­ствовать на них» (Деонтьев АА. 1974. С. 36). Приведенный выше диалог между деканом и инженером ярко иллюстрирует это определение. В данной ситуации избранный способ воз­действия определяется конечной целью одного из них – шантажировать другого.

На вербальном и невербальном уровнях коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия – приказ, команда, предупреждающий или регулирующий знак, речевое убеждение. Убеждение является наиболее сложным способом речевого воздействия на сознание индивида через обращение к его собственному критическому осмыслению информации и стимулированию рефлексии. Как метод речевого воздействия убеждение широко используется в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации. Он основан на принципах, которые являются общими для данных типов ком­муникации.

Три принципа как составные части убеждения, обоснован­ные еще Аристотелем: греч. ethos – «характер лица или явления»; греч. pathos – «душевное переживание и эмоцио­нальный настрой» и греч. logos – «слово, смысл», выдержали испытание временем. Сущность их не изменилась, и в совре­менных теориях варьируется лишь интерпретация их характе­ристик. В этос включаются устойчивые характеристики инди­вида, которые создают ощущение безопасности (доверие, ис­кренность, цельность натуры и т.п.). Пафос, понимаемый как душевное переживание индивида, его эмоциональный настрой, включает такие характеристики, как благоразумие, благород­ство, сдержанность, великодушие и т.п. Логос связан с ин­теллектуальными качествами индивида, которые играют боль­шую роль в смыслообразовании и варьируются в зависимости от темы и места разговора (греч. topoi – «место»),

Убеждение – сложный процесс, обремененный этическими нормами, объективностью оценки социальных реалий, факто­рами достоверности и доверия, сопереживания и, безусловно, умением эффективно пользоваться коммуникативным кодом. Большинство исследователей подчеркивают многоступенчатость процесса убеждения, выделяя следующие этапы: 1) привлечение внимания реципиента, 2) достижение понимания, осмысление, 3) принятие, или так называемое внутреннее присвоение (интериоризация – от лат. interior – «внутренний») информации, аргумента, свидетельства и т.п., 4) поддержание внимания, 5) действие как результат. Самым ответственным этапом счита­ется третий, когда доводы или аргументы как элементы внеш­ней структуры усваиваются реципиентом как внутренние, свои собственные. Этот этап важен прежде всего в социологическом аспекте процесса убеждения, так как в результате напряженной борьбы в осмыслении различных мнений у реципиента фик­сируется определенный сдвиг в оценке поступков и мотивов, и он делает осознанный выбор.

В плане актуализации убеждения заслуживает внимания концепция ААЛеонтьева, согласно которой следует различать воздействие через информированность и воздействие через собственно убеждение (Леонтьев АА. 1974. С. 37–38). Мы можем изменить отношение реципиента к явлениям окружа­ющей действительности, сообщив ему совершенно новую ин­формацию о неизвестных ему фактах или явлениях, например, о случаях продлевания человеческой жизни за счет замедления всех процессов жизнедеятельности («сомати» в Тибете). Сооб­щая реципиенту новую существенную информацию об уже известных ему фактах, например об изменении радиационного фона в данном регионе, мы также изменяем его представление и отношение к окружающей действительности. В обоих случаях воздействие осуществляется главным образом через информи­рованность.

Собственно убеждение, как полагает ААЛеонтьев, имеет место в том случае, когда мы, не отягчая реципиента новыми знаниями и размышлениями о новой информации, воздейству­ем на него прямо и непосредственно – представляем извес­тные уже факты и явления в совершенно новой интерпретации, используя новую систему аргументов и доводов, то есть убеж­даем его в целесообразности нового подхода к оценке окру­жающей действительности, например, в том, как можно ра­ционально реорганизовать свой рабочий день. Однако такой способ воздействия требует определенного знания когнитив­ного уровня реципиента, чтобы точно попасть в его «смысловое поле» и благоприятную эмоциональную зону. Для этого не­обходимо заранее продумать структуру дискурса по всем трем параметрам (смысловое, или тематическое поле, тональность, каналы передачи и восприятия информации). Такой способ, вернее, подготовка его реализации используется главным об­разом в массовой коммуникации. В межличностной коммуни­кации, которая отличается динамичностью, многими ситуатив­ными переменными, непосредственной обратной связью, зна­чительное место занимает импровизация – ведь процесс убеж­дения допускает не только одностороннюю аргументацию, но и контраргументацию с обеих сторон, которая может содержать и новую информацию.

Рад условий, способствующих воздействию методом убеж­дения, является общим для межличностной и массовой ком­муникации, например:

– привлекательность и коммуникативная компетентность убеждающего: в данном случае происходит своеобразный пе­ренос оценки личности как источника информации на оценку самой информации в плане ее истинности, достоверности (первичное восприятие, как доказано, более устойчиво);

– внушение доверия, которое определяется моральным обликом убеждающего, его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к реципиенту;

– использование стереотипа, что связано со стремлением индивида к идентификации собственного «Я»;

– ссылка на личный опыт других как наглядное свидетель­ство; при этом рассказ-повествование должен отвечать двум критериям – вероятности («вполне может быть») и достовер­ности («это же так и было»);195

– использование в речи повторений, сравнений, контрастов и аналогий, поскольку это создает у реципиента перспективу для рассуждений.

Для эффективности убеждения в межличностной коммуни­кации особую важность приобретает этический аспект. Аме­риканский исследователь Дж.Кондон к наиболее существенным особенностям этического аспекта межличностной коммуника­ции относит: искренность, социальную совместимость, точ­ность выражений, исключающую обман или искажение инфор­мации, согласованность слов и поступков, доверие, недопус­тимость прерывания коммуникации. Другой американский спе­циалист ЧЛарсон комментирует эти положения в виде реко­мендаций:

– будьте откровенны в высказываниях о своих чувствах и убеждениях;

– в обществах, где взаимодействие ценится больше, чем индивидуализм, важно добиваться социальной гармонии;

– будьте точны при передаче информации, не допускайте искажения смысла;

– избегайте намеренного обмана, это неэтично;

– согласуйте смысл вербальных и невербальных средств коммуникации, чтобы они не противоречили друг другу;

– не обрывайте своего партнера, не выслушав его до конца (Larson Ch. 1995. Р. 47).

Для успешной актуализации коммуникации в малых группах разработан также ряд рекомендаций практического характера:

– члены группы должны иметь возможность высказывать собственные суждения, этим поощряется развитие их потен­циальных способностей;

– особенно следует поощрять веские аргументы и ценные предложения;

– критика идей и предложений не должна переноситься на личности;

– представляя информацию для обсуждения в группе, не­обходимо добиваться точности и объективности;

– следует уважать мнение и других групп, если оно со­держит ценные предложения и дельные рекомендации.

Существуют и рекомендации, касающиеся частных приемов убеждения, которые рассчитаны на использование в своих целях психологических особенностей или эмоционального со­стояния реципиента. Так, например, чтобы получить от ре­ципиента положительный ответ, рекомендуется построить свой дискурс таким образом, чтобы он спровоцировал по крайней мере трижды положительный ответ. Это усыпляет бдительность и сопротивляемость реципиента – в четвертый раз он скорее всего ответит «да». Не рекомендуется начинать вопрос с если (вы сумеете закончить работу?), лучше спросить когда (вы сумеете закончить работу?). Допускается ответить на вопрос вопросом, если есть необходимость тщательнее продумать ответ по существу.

Экспериментально доказано, что при убеждении наиболее «сильными» являются первичный и заключительный аргументы, особенно последний. По данным некоторых исследований эта закономерность зависит и от степени важности для реципиента обсуждаемой темы. При обсуждении неординарной, дискусси­онной темы он ориентируется больше на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на за­ключительный аргумент. Существенно и такое наблюдение, что сторона, обладающая более «сильным» аргументом, имеет преимущество перед другой стороной. Это преимущество за­ключается в возможности повторить «сильный» аргумент не­сколько раз в разных вариантах {Cooper M. 1996. Р. 187).

Как видим, актуализация убеждения в межличностной ком­муникации является сложным процессом, неразрывно связан­ным с процессом восприятия. Оба эти процесса обусловлены одновременным действием социологических, психологических, этических, эмоциональных и собственно коммуникативных факторов.

Несомненно, научно-технический прогресс во многом из­менил образ жизни людей, расширив их коммуникативные возможности. Но вместе с тем нельзя не признать, что сами контакты стали более кратковременными и поэтому поверхнос­тными. Массовая коммуникация оказалась сильным конкурен­том межличностной коммуникации. Но в конечном счете ус­пешность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Воодушевляет и то, что коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств). Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разго­ворную речь, в которой индивид наиболее полно раскрывается как коммуникативная личность. 197

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют подходы к обоснованию типов комму­никации?

2. Каковы особенности межличностной коммуникации?

3. Какие компоненты выделяются в структурных, описатель­ных и функционально-объяснительных моделях межличностной коммуникации? В чем их достоинства и недостатки?

4. Как мотивационные теории объясняют сущность и фун­кции межличностной коммуникации?

5. Как понимаются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности?

6. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?

7. Какова степень структурированности в различных формах межличностной коммуникации?

8. В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах?

9. Какие условия обеспечивают эффективность межличнос­тной коммуникации?

10. Как влияет на успешность межличностной коммуника­ции совместимость коммуникантов?

11. Как понимается процесс восприятия и его роль в межличностной коммуникации?

12. Каковы способы воздействия в межличностной комму­никации?

13. Что такое убеждение как метод воздействия?

14. Каковы этапы процесса убеждения?

15. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в меж­личностной коммуникации?

16. Какова роль этического фактора в процессе убеждения?

 

Основная литература

Тарасов Е. Ф. Речевое воздействие: методология и теория//0птими-зация речевого воздействия. - М., 1990.

Зимняя И.А, Психологическая характеристика понимания речевого сообщсния//Там же.

Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой ком­муникации. Общение и речевое общение. Психолингвистичсская мо­дель речевого воздействия//Психолингвистические проблемы массо­вой коммуникации. - М., 1974. С. 28-49. 198

Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. - М., 1989.

 

Дополнительная литература

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

Узилевский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах. - М.: АДД, 1996.

Beebe S.A., Beebe S.J., Kedmond M.V. Interpersonal Communication: Relating to Others. Allyn & Bacon. Simon & Schustcr. Necdham Heights, MH. 1996.

Cooper М. & Nothsline W.L. Power Persuasion. The Educational Video Group. Greenwood. Indiana. – US, 1996.

Johannesen R.L. Ethics in Human Communication. – Wavcland Press, Inc-Prespect Heights. Illinois, 1990.

Larson Ch. U. Persuasion. Reception and Responsibility. Wadsworth Publishing Company. Belmont. – California, 1995. – 199 s.

 

Глава X. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекре­щиваются и интегрируются интересы и ожидания всех инди­видуумов – членов различных социальных структур.

В социологии массовая коммуникация понимается как со­циально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание переда­ваемой информации. Для социологии коммуникации это опре­деление недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса – механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализи­руется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.036 с.)