Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций – взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга. Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию. Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе – кто я такой? 2) Что я думаю о партнере – кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю (см. Вееbе. 1996. Р. 14). Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера – все, что помогает «настроиться» на межличностное общение.
Функциональный параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм социальной дифференциации и ситуативной вариативности коммуникативных средств. Восприятие в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются: а) идентификация – понимание другого человека путем отождествления себя с ним; б) рефлексия – понимание другого через размышление за него; в) эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное сопереживание; г) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя. В контексте межличностной коммуникации восприятие – это, прежде всего, сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации. Среди объективных факторов, обусловливающих восприятие, отмечаются особенности речевого сообщения (высказывания, дискурса), которое может отличаться по своему типу (описание, повествование, аргументация и др.), по структуре (последовательности высказываний – уточняющих, обобщающих и т.п.) или по композиции дискурса (вступление, основная часть, заключение). Имеет значение и постоянство восприятия – его относительная независимость от сопутствующих ситуативных факторов. К субъективным факторам относят функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования отечественных психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия. Подробный и аргументированный анализ объективных и субъективных факторов, обусловливающих речевое восприятие, дан в работе известного психолога И.А.Зимней (см. Зимняя ИА. 1990).
Некоторые субъективные факторы, которые затрудняют адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного «Я». К таким факторам, в частности, относятся: – неумение отделить главное от второстепенного; – склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения; – зависимость от стереотипных представлений и предубеждений; – ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой; – незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние); – концентрация в первую очередь на негативных показателях; – зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером; – отсутствие чувства юмора. Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, включающие задачи: – научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали; – научиться слушать своего партнера; – определить, что для вас является лучшим индикатором понимания – взгляд, жест, выражение лица, одежда, акцент, тон или слова, речевые формулы; – фиксировать свои неточности в восприятии; – осознавать, как вас воспринимают; – развивать ориентацию на собеседника – проявлять сопереживание, заинтересованность в партнере как в личности (см. Beebe. 1996. Р. 87-90). Практическая работа над адекватностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных социальных группах и тем самым способствует интеграции общества. Воздействие через убеждение, проходящее в условиях межличностного общения, представляет собой еще более сложный процесс, механизмы которого изучены недостаточно глубоко. Воздействие как социально значимая функция коммуникации актуализируется на всех уровнях коммуникации в соответствии с их спецификой. Способы и частные приемы воздействия различны по форме. Они могут быть эксплицитными и имплицитными, непосредственными и опосредованными, намеренными и ненамеренными, реализоваться в устной и письменной формах речевой деятельности. Конечная цель речевого воздействия понимается как определенная организация деятельности партнера – объекта воздействия (реципиента). По словам ААЛеонтьева, «воздействуя на реципиента, мы стремимся «спровоцировать» его поведение в нужном нам направлении, найти в системе его деятельности «слабые точки», выделить управляющие ею факторы и избирательно воздействовать на них» (Деонтьев АА. 1974. С. 36). Приведенный выше диалог между деканом и инженером ярко иллюстрирует это определение. В данной ситуации избранный способ воздействия определяется конечной целью одного из них – шантажировать другого.
На вербальном и невербальном уровнях коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия – приказ, команда, предупреждающий или регулирующий знак, речевое убеждение. Убеждение является наиболее сложным способом речевого воздействия на сознание индивида через обращение к его собственному критическому осмыслению информации и стимулированию рефлексии. Как метод речевого воздействия убеждение широко используется в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации. Он основан на принципах, которые являются общими для данных типов коммуникации. Три принципа как составные части убеждения, обоснованные еще Аристотелем: греч. ethos – «характер лица или явления»; греч. pathos – «душевное переживание и эмоциональный настрой» и греч. logos – «слово, смысл», выдержали испытание временем. Сущность их не изменилась, и в современных теориях варьируется лишь интерпретация их характеристик. В этос включаются устойчивые характеристики индивида, которые создают ощущение безопасности (доверие, искренность, цельность натуры и т.п.). Пафос, понимаемый как душевное переживание индивида, его эмоциональный настрой, включает такие характеристики, как благоразумие, благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Логос связан с интеллектуальными качествами индивида, которые играют большую роль в смыслообразовании и варьируются в зависимости от темы и места разговора (греч. topoi – «место»), Убеждение – сложный процесс, обремененный этическими нормами, объективностью оценки социальных реалий, факторами достоверности и доверия, сопереживания и, безусловно, умением эффективно пользоваться коммуникативным кодом. Большинство исследователей подчеркивают многоступенчатость процесса убеждения, выделяя следующие этапы: 1) привлечение внимания реципиента, 2) достижение понимания, осмысление, 3) принятие, или так называемое внутреннее присвоение (интериоризация – от лат. interior – «внутренний») информации, аргумента, свидетельства и т.п., 4) поддержание внимания, 5) действие как результат. Самым ответственным этапом считается третий, когда доводы или аргументы как элементы внешней структуры усваиваются реципиентом как внутренние, свои собственные. Этот этап важен прежде всего в социологическом аспекте процесса убеждения, так как в результате напряженной борьбы в осмыслении различных мнений у реципиента фиксируется определенный сдвиг в оценке поступков и мотивов, и он делает осознанный выбор.
В плане актуализации убеждения заслуживает внимания концепция ААЛеонтьева, согласно которой следует различать воздействие через информированность и воздействие через собственно убеждение (Леонтьев АА. 1974. С. 37–38). Мы можем изменить отношение реципиента к явлениям окружающей действительности, сообщив ему совершенно новую информацию о неизвестных ему фактах или явлениях, например, о случаях продлевания человеческой жизни за счет замедления всех процессов жизнедеятельности («сомати» в Тибете). Сообщая реципиенту новую существенную информацию об уже известных ему фактах, например об изменении радиационного фона в данном регионе, мы также изменяем его представление и отношение к окружающей действительности. В обоих случаях воздействие осуществляется главным образом через информированность. Собственно убеждение, как полагает ААЛеонтьев, имеет место в том случае, когда мы, не отягчая реципиента новыми знаниями и размышлениями о новой информации, воздействуем на него прямо и непосредственно – представляем известные уже факты и явления в совершенно новой интерпретации, используя новую систему аргументов и доводов, то есть убеждаем его в целесообразности нового подхода к оценке окружающей действительности, например, в том, как можно рационально реорганизовать свой рабочий день. Однако такой способ воздействия требует определенного знания когнитивного уровня реципиента, чтобы точно попасть в его «смысловое поле» и благоприятную эмоциональную зону. Для этого необходимо заранее продумать структуру дискурса по всем трем параметрам (смысловое, или тематическое поле, тональность, каналы передачи и восприятия информации). Такой способ, вернее, подготовка его реализации используется главным образом в массовой коммуникации. В межличностной коммуникации, которая отличается динамичностью, многими ситуативными переменными, непосредственной обратной связью, значительное место занимает импровизация – ведь процесс убеждения допускает не только одностороннюю аргументацию, но и контраргументацию с обеих сторон, которая может содержать и новую информацию. Рад условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации, например: – привлекательность и коммуникативная компетентность убеждающего: в данном случае происходит своеобразный перенос оценки личности как источника информации на оценку самой информации в плане ее истинности, достоверности (первичное восприятие, как доказано, более устойчиво); – внушение доверия, которое определяется моральным обликом убеждающего, его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к реципиенту; – использование стереотипа, что связано со стремлением индивида к идентификации собственного «Я»; – ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ-повествование должен отвечать двум критериям – вероятности («вполне может быть») и достоверности («это же так и было»);195
– использование в речи повторений, сравнений, контрастов и аналогий, поскольку это создает у реципиента перспективу для рассуждений. Для эффективности убеждения в межличностной коммуникации особую важность приобретает этический аспект. Американский исследователь Дж.Кондон к наиболее существенным особенностям этического аспекта межличностной коммуникации относит: искренность, социальную совместимость, точность выражений, исключающую обман или искажение информации, согласованность слов и поступков, доверие, недопустимость прерывания коммуникации. Другой американский специалист ЧЛарсон комментирует эти положения в виде рекомендаций: – будьте откровенны в высказываниях о своих чувствах и убеждениях; – в обществах, где взаимодействие ценится больше, чем индивидуализм, важно добиваться социальной гармонии; – будьте точны при передаче информации, не допускайте искажения смысла; – избегайте намеренного обмана, это неэтично; – согласуйте смысл вербальных и невербальных средств коммуникации, чтобы они не противоречили друг другу; – не обрывайте своего партнера, не выслушав его до конца (Larson Ch. 1995. Р. 47). Для успешной актуализации коммуникации в малых группах разработан также ряд рекомендаций практического характера: – члены группы должны иметь возможность высказывать собственные суждения, этим поощряется развитие их потенциальных способностей; – особенно следует поощрять веские аргументы и ценные предложения; – критика идей и предложений не должна переноситься на личности; – представляя информацию для обсуждения в группе, необходимо добиваться точности и объективности; – следует уважать мнение и других групп, если оно содержит ценные предложения и дельные рекомендации. Существуют и рекомендации, касающиеся частных приемов убеждения, которые рассчитаны на использование в своих целях психологических особенностей или эмоционального состояния реципиента. Так, например, чтобы получить от реципиента положительный ответ, рекомендуется построить свой дискурс таким образом, чтобы он спровоцировал по крайней мере трижды положительный ответ. Это усыпляет бдительность и сопротивляемость реципиента – в четвертый раз он скорее всего ответит «да». Не рекомендуется начинать вопрос с если (вы сумеете закончить работу?), лучше спросить когда (вы сумеете закончить работу?). Допускается ответить на вопрос вопросом, если есть необходимость тщательнее продумать ответ по существу. Экспериментально доказано, что при убеждении наиболее «сильными» являются первичный и заключительный аргументы, особенно последний. По данным некоторых исследований эта закономерность зависит и от степени важности для реципиента обсуждаемой темы. При обсуждении неординарной, дискуссионной темы он ориентируется больше на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент. Существенно и такое наблюдение, что сторона, обладающая более «сильным» аргументом, имеет преимущество перед другой стороной. Это преимущество заключается в возможности повторить «сильный» аргумент несколько раз в разных вариантах {Cooper M. 1996. Р. 187). Как видим, актуализация убеждения в межличностной коммуникации является сложным процессом, неразрывно связанным с процессом восприятия. Оба эти процесса обусловлены одновременным действием социологических, психологических, этических, эмоциональных и собственно коммуникативных факторов. Несомненно, научно-технический прогресс во многом изменил образ жизни людей, расширив их коммуникативные возможности. Но вместе с тем нельзя не признать, что сами контакты стали более кратковременными и поэтому поверхностными. Массовая коммуникация оказалась сильным конкурентом межличностной коммуникации. Но в конечном счете успешность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Воодушевляет и то, что коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств). Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разговорную речь, в которой индивид наиболее полно раскрывается как коммуникативная личность. 197
Вопросы для самоконтроля 1. Какие существуют подходы к обоснованию типов коммуникации? 2. Каковы особенности межличностной коммуникации? 3. Какие компоненты выделяются в структурных, описательных и функционально-объяснительных моделях межличностной коммуникации? В чем их достоинства и недостатки? 4. Как мотивационные теории объясняют сущность и функции межличностной коммуникации? 5. Как понимаются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности? 6. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации? 7. Какова степень структурированности в различных формах межличностной коммуникации? 8. В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах? 9. Какие условия обеспечивают эффективность межличностной коммуникации? 10. Как влияет на успешность межличностной коммуникации совместимость коммуникантов? 11. Как понимается процесс восприятия и его роль в межличностной коммуникации? 12. Каковы способы воздействия в межличностной коммуникации? 13. Что такое убеждение как метод воздействия? 14. Каковы этапы процесса убеждения? 15. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в межличностной коммуникации? 16. Какова роль этического фактора в процессе убеждения?
Основная литература Тарасов Е. Ф. Речевое воздействие: методология и теория//0птими-зация речевого воздействия. - М., 1990. Зимняя И.А, Психологическая характеристика понимания речевого сообщсния//Там же. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. Общение и речевое общение. Психолингвистичсская модель речевого воздействия//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974. С. 28-49. 198 Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. - М., 1989.
Дополнительная литература Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. Узилевский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах. - М.: АДД, 1996. Beebe S.A., Beebe S.J., Kedmond M.V. Interpersonal Communication: Relating to Others. Allyn & Bacon. Simon & Schustcr. Necdham Heights, MH. 1996. Cooper М. & Nothsline W.L. Power Persuasion. The Educational Video Group. Greenwood. Indiana. – US, 1996. Johannesen R.L. Ethics in Human Communication. – Wavcland Press, Inc-Prespect Heights. Illinois, 1990. Larson Ch. U. Persuasion. Reception and Responsibility. Wadsworth Publishing Company. Belmont. – California, 1995. – 199 s.
Глава X. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов – членов различных социальных структур. В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса – механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.014 с.) |