Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика социологии коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исходя из понимания социальной коммуникации, можно сделать вывод, что социология коммуникации вычленяет и подвергает социологическому анализу составные части теории социальной коммуникации. В первую очередь рассмотрим термины, присущие социальной коммуникации. Между пониманием «социология коммуникации» и «социокоммуникация» (социологическая коммуникация) имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальный аспект коммуникации, предполагая изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как на процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых центральное место занимают социальные факторы. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны. Сравним социологию языка, социологию лингвистики и социолингвистику, социологию психологии и социопсихологию*. * См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Кариг», 1997. – С. 6–7.
В чем состоит специфика социологии коммуникации? Проблематику коммуникации в современном обществе следует рассматривать как единую взаимосвязанную систему, основными терминологическими компонентами которой являются непосредственно коммуникация и социальная коммуникация. Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать понятиями «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность», которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие их, зачастую употребляются как синонимы, например «общение» и «коммуникация». Слово «общение» зачастую используется не в строго терминологическом смысле, а как обозначение процесса обмена мыслями и информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение, прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты – как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях, в психологии общение обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности в целях обмена информацией. Термин «коммуникация», как определено в начале, имеет, по крайней мере, три интерпретации: а) средство информации; б) передача информации; в) воздействие информацией. Для социокоммуникации важны все три толкования термина. Первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, различных по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе – с проблемами межличностной коммуникации; третье обусловлено проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ее ключевой проблемой является механизм перевода индивидуального процесса передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей, через него реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Термин «речевая деятельность» понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это «языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания»*. Выделяются следующие виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания иностранного языка. * См.: Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции*, согласно которой речевая деятельность ориентирована психологически, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в «речевых действиях», представляющих собой множество речевых операций. * См.: Выготский Л.С. Развитие высшей психической функции. – М., 1960; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
Начиная с 70-х годов прошлого века речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике* и понимается как вид деятельности, основной мотив которой обусловлен производством самой речи. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, такое понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социологии коммуникации. * Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общим здесь выступает их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как со средством общения и связи с социоречевьш поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий, что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные аспекты этих сложных понятий. В социокоммуникативном контексте данные понятия могут быть уточнены следующим образом. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом с помощью вербальных средств коммуникации. Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. Коммуникация – центральное понятие социологии коммуникации – целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности. Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие – основные аспекты ее исследования, к которым относятся социальные структуры общества в плане их коммуникативных характеристик, коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации, способы, включающие каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки. Степень разработанности каждой из перечисленных составляющих различна. Кроме того, их исследование проводится в рамках научных дисциплин, имеющих свои цели и задачи. Вопросы социальной структуры общества представляют непосредственный интерес для социологии. Коммуникативные системы изучаются преимущественно в рамках прикладных задач коммуникации на базе теории информации. Изучение каналов и средств коммуникации связано главным образом с проблемами средств массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации с точки зрения их эффективности. Для социологии коммуникации важны те характеристики этих составляющих, которые позволяют выявить механизм коммуникативного взаимодействия людей и воздействия на их социальную оценку передаваемой и получаемой информации. Понятие социальной структуры общества сопряжено с понятием социальной общности или социума – одной из ключевых категорий социологии. Социум (лат. «socium» – общее, совместное) понимается как «большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры»*. Человеческое общество при этом может быть структурировано в зависимости от признака, определяющего его целостность на базе семейно-родственных, классовых, территориальных или других отношений. Целостность – существенная характеристика любой разновидности социума. Дело в том, что в каждой социальной структуре, будь то большая или малая группа, семейная ячейка, действуют определенные социальные нормы, закрепленные традицией, юридически или морально-нравственными обязательствами. * Краткий словарь по социологии. – М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 376.
В целом, можно сказать, что первая составляющая достаточно хорошо изучена как в общей, так и в частной социологии, хотя принципы стратификации общества как социума неоднородны, отсюда неопределенность границ, количества, объема и уровня социальных общностей различного вида, что в значительной степени осложняет исследование проблем собственно социокоммуникации: какой вариант стратификации данного общества взять за первооснову при анализе социальной коммуникации, насколько этот вариант актуален для настоящего времени, в какой степени он связан с характеристиками социоречевого поведения членов этого общества? Так, в частности, установлено, что в территориально обусловленных общностях существует своя речевая норма, которая обеспечивает адекватное продуцирование и понимание информации. Следовательно, для социокоммуникации в социальной структуре общества необходимо выяснить, какие социально значимые параметры стратификации общества связаны с дифференциацией и варьированием нормативных характеристик коммуникации. Выяснением этих вопросов занимается социолингвистика*. Но социолингвистика оперирует главным образом языковыми единицами – фонемой, морфемой, словом, словосочетанием, предложением. Для социокоммуникации необходимы свои единицы – единицы коммуникации, которые обеспечивают не только адекватную передачу и восприятие информации, но и связи информации с конкретной ситуацией общения. Сравним, например, смысловую информацию, которую передает слово пожар в предложении «Пожар уничтожил десятки гектаров леса» и в однословном восклицании «Пожар!». В первом случае отправитель и получатель информации отстранены от описываемой ситуации. Слово пожар употребляется в так называемой номинативной функции – оно лишь называет стихию, которая послужила причиной гибели леса. Смысл этого слова раскрывается через сочетаемость с другими словами предложения. Во втором случае слово пожар употребляется в коммуникативной функции – оно сообщает информацию с определенной целью – предупредить об опасности или побудить к действию в данной ситуации. Оно самодостаточно, так как, будучи интонационно оформлено как высказывание, именно в этом статусе высказывания функционирует как коммуникативная единица. При этом неважно, какой произносительный вариант был использован – «акающий», характерный для жителей Москвы и южных регионов России (пвжар), или «окающий», характерный для северных территорий распространения русского языка (пожар). Социальной коммуникации гораздо важнее, кто сообщил информацию, каким тоном, каким способом; для нее необходимо знать, какие социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в коммуникации. * Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. – М., 1976.
Социальной структурой соответствующей сферы общества служит социальная структура ее организации с точки зрения рассмотрения ее коммуникативных характеристик. Вторая составляющая – коммуникативная система – отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Согласно теории систем основополагающими признаками любой системы являются объектность (наличие объекта, сущностей, элементов), структура (сеть отношений или связей между элементами) и целостность (составляющая, обеспечивающая функционирование системы как единства). В рассматриваемом плане коммуникативная система не отличается от других. Более того, включая варьирующие и разнородные элементы, не имея жесткой структуры, поскольку в коммуникации взаимодействуют различные по своей природе факторы (языковые и неязыковые), она является открытой системой, и, следовательно, ее целостность относительна. Вместе с тем именно целостность обеспечивает любому системному единству способность функционировать во времени и пространстве. Коммуникативные системы в каждой сфере общества представляются как системы, реализующие различные виды социальной коммуникации в определенной сфере деятельности. Поскольку в коммуникации задействованы различные по своей природе коммуникативные средства, более оправдано говорить не об одной, а о нескольких коммуникативных системах. Различие коммуникативных средств позволяет предположить уровневую организацию коммуникативных систем, обслуживающих общество. Третья составляющая социокоммуникации представляет собой способы коммуникации. Это самая сложная составляющая. Она включает различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личностей и массовой коммуникации. Основными видами вербальной коммуникации является устная и письменная речь. Несмотря на то, что при этом используются однородные коммуникативные средства, способы их актуализации существенно различаются и требуют специального изучения в плане социокоммуникации. Особую роль в массовой коммуникации играют СМИ, которые в зависимости от способа передачи и восприятия информации бывают визуальными (периодическая печать), аудитивными (радио) и аудитивно-визуальными (телевидение). В каждой сфере общества способы коммуникации идентичны и отличаются лишь спецификой форм и методов передачи и получения соответствующей информации. Сегодня, по общему признанию, от коммуникации во многом зависит успех деятельности любой организации (учреждения, предприятия, фирмы). Она представляет одну из сложных проблем социального управления. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма общества и каждой его организации или института. Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управленческой деятельности человечества являются необходимым условием управления. Главное в коммуникационном процессе – не просто обмен информацией между двумя и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. Препятствий и помех для правильной передачи смысла сообщений достаточно много и в каналах, и в среде. Даже при личном общении существуют барьеры для ясной коммуникации (различие в восприятии, внимании и др.). Поэтому роль человека в коммуникативных процессах очень значительна. По образному выражению Р. Фалмера, хорошая коммуникация, как и чистый воздух, обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся до тех пор, пока ее отсутствие не начинает «портить нам жизнь». Качество коммуникативных процессов как в обществе, так и каждой его сфере зависит от коммуникативной культуры окружающих индивидов, от нас лично. Таким образом основы социокоммуникации – основы теорий коммуникации, ее методологическое обоснование и методы анализа фактологического материала. Краткий обзор составляющих социокоммуникации и связанных с ними проблем показывает, что для их решения необходимо привлечение разных наук, смежных с социологией, таких как философия, психология, лингвистика, этнография, антропология и др. Такова специфика любой интегративной научной дисциплины, первоочередной задачей которой выступает обоснование своего предмета исследования, что можно сделать, только опираясь на достижение наук, имеющих один и тот же объект изучения, в данном случае – коммуникацию. Социологию коммуникации необходимо изучать во взаимосвязи с социологическими дисциплинами – историей социологии, общей социологией, социальной статистикой, социальной антропологией, социологией организаций, управления (менеджмента) и т.д. Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сущность и содержание социальной коммуникации? 2. Назовите различия между объектом и предметом исследования. 3. Как соотносятся социология коммуникации и социальная коммуникация? 4. Что общее содержится в понятиях общения, коммуникации и речевой деятельности и в чем их различие? 5. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации и проблемные вопросы, связанные с ними? 6. Что является непременным условием для становления социологии коммуникации как научной дисциплины?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.01 с.) |