Понятие «социальная коммуникация», объектно-предметная область социологии коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «социальная коммуникация», объектно-предметная область социологии коммуникации



 

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. Коммуникация (от лат. «communication – сообщение, передача и от «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей занимает ведущее место в сфере социальных процессов.

Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Существует большое количество определений коммуникации. Так, в словаре «Современная западная социология» дается следующее толкование понятия коммуникации: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) общение и обмен информацией в обществе, т.е. социальная коммуникация*.

* См.: Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 131.

 

В «Современном словаре иностранных слов» – данное понятие определяется как:

• путь сообщения (воздушная, водная и т.д. коммуникация);

• форма связи (телеграф, радио, телефон);

• акт общения, связь между двумя и более индивидами, основания для взаимопонимания;

• процесс сообщения информации с помощью технических средств – СМК (печать, радио, кино, телевидение)*.

* См.: Современный словарь иностранных слов. – М., 1993. – С. 294.

 

Согласно энциклопедическому социологическому словарю коммуникация – это передача информации от одной системы к другой, посредством специальных материальных носителей, сигналов*.

* См.: Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – С. 286.

 

Таким образом, коммуникация представляет собой:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира;

б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку;

в) передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Между людьми коммуникация происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. Коммуникация – необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, так как обеспечивает связь между людьми, позволяет накапливать и передавать социальный опыт, обеспечивает разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры. В процессе непосредственного общения между людьми коммуникация, неразрывно связанная с их психологическим взаимодействием, лишь в абстракции может рассматриваться как самостоятельная информационная форма межличностного общения.

Исходя из представленных определений, можно сказать, что коммуникация как явление имеет место в каждой организации общества, обеспечивая взаимодействие как внутри ее, так и с остальными социальными составляющими, обладая при этом своей спецификой и особенностями.

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. прошлого века. Использование указанных средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей передачи информации в социальных системах. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики, усложнение математики и инженерных наук, которые термином «коммуникация» обозначают технические каналы и средства связи, электронные системы.

Коммуникация является объектом как гуманитарных, так и точных наук, каждая из которых вычленяет из коммуникации свой объект и предмет исследования.

При этом технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов – систем определенных символов и правил, с помощью которых можно представить необходимую информацию.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией, а именно: разработка диалоговых систем типа «человек – компьютер», совершенствование статических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Диапазон здесь весьма широк – от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.

Психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации – нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи – устной и письменной, диалогической и монологической.

Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации – жестах, мимике и других несловесных коммуникативных средствах.

Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.

Если для лингвиста, рассматривающего различные функции языка как средства общения, изучение получаемой информации отходит как бы на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации, то для социолога исследование коммуникации важно прежде всего как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Именно поэтому в социологии коммуникации наряду с межличностной – всесторонне изучается массовая коммуникация. Основная задача социологии при этом – исследование социальных факторов, обусловливающих влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения – отношения к социальным реалиям и ценностям.

Политология, теория коммуникации и другие науки рассматривают свои аспекты коммуникации со всеми присущими им особенностями и спецификой.

Следовательно, социальная коммуникация – это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе.

Таким образом, социология коммуникации является специальной отраслью социологии как общей социальной теории и занимает определенное место в области социологических исследований. Объектом социологии коммуникации выступает социальная коммуникация.

Из приведенного определения социальной коммуникации следует вывод, что предметом социологии коммуникации являются функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Субъектами социологии коммуникации выступают человек, люди, группы людей, организации, общество и социум.

В каждой сфере (организации) общества (государства) объектом социальной коммуникации выступает соответствующая коммуникация; предметом особенности общения, взаимодействия и воздействия, имеющиеся в данной сфере; субъектом индивиды, составные части, система управления, ее организация в целом.

Выделяя важную конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функционировании социальных систем, выдающийся американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что «удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем», а последние создаются и функционируют только благодаря процессам коммуникации. Дело в том, что ситуация двух участвующих во взаимодействии лиц никогда не бывает идентичной, поэтому без способности к абстрагированию значений от отдельных частных ситуаций и введения этих абстрактных символов, значений, норм в символическую систему культуры, «коммуникация была бы невозможной»*.

* См.: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: 1996. – С. 468.

 

Коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора – субъекта социального действия. Каждый такой субъект стремится определенным образом воздействовать на реципиента, т.е. на человека, которому адресовано сообщение, с целью стимулировать в некотором смысле ответный результат – чувство, оценку, действие и т.п.

«Поскольку коммуникация является частью социального процесса, постольку, – пишет Т. Парсонс, – личности действуют в рамках роли, природа которой зависит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуникативное содержание»*.

* Там же. С. 514.

 

Согласно Т. Парсонсу, в процессе коммуникации взаимодействуют несколько элементов: 1) действие актора и/или носителя сообщения; 2) ответная реакция реципиента; 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, связывающие участников коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, способствует накоплению и передаче социального опыта, его обогащению, распределению труда и обмену его продуктами, организации совместной деятельности, трансляции культуры.

Чем сложнее и разветвленное деятельность общества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливаемый объем информации – научной, художественной, политической, бытовой и т.п., – тем более важную роль в процессе его существования играет социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция – стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникативных процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые опираясь на новейшие научные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других к созданию и эффективному использованию коммуникативных систем и сетей, к их практическому применению в процессах управления.

Социальная коммуникация в ходе своего осуществления решает четыре основные взаимосвязанные задачи:

1) интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних – в единую и целостную систему общества;

2) внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;

4) создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.

Социология коммуникации изучает также в социальной коммуникации значимые категории (социальный статус, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интерференция, коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка, смысловая информация, оценочная информация, ценностная ориентация, самооценка и др.) и частные функции (контактоустанавливающая, самопрезентации, аппелятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная, перформативная и др.), уровни коммуникации (семиотический, лингвистический, металингвистический, паралингвистический, синтетический и др.), виды коммуникативных систем (естественные, искусственные и т.д.). Помимо этого анализируются взаимодействия социальных и коммуникативных факторов в типах коммуникации (внутриличностной, межличностной, групповой, организационной, массовой и т.п.).

Таким образом, социология коммуникации является специальной отраслью социологии как общей социальной теории и имеет свое место в области социальных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.018 с.)