ТОП 10:

Оценочные и функциональные группы доминант коммуникации. Тенденции социальной детерминированной дифференциации языка



Оценочная группа социологических доминант коммуникации.Оценочные доминанты – сопряженные категории. В коммуникативном процессе они актуализируются одновременно, в совокупности представляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смысловой информацией, с отношением к партнеру или оценочной информацией, ценностной ориентацией и самооценкой. Данные категории тесно связаны с содержательным аспектом коммуникации, в котором пересекаются собственно смысловые и оценочные характеристики.

Ценностные представления индивида формируются через познание окружающего мира, через процессы социального общения, воспитания и деятельности. Система ценностных представлений («этическая система») может включать объективные ценности типа «добро» и «зло», но средства и условия освоения этих ценностей могут оцениваться по-разному: либо на основе общественного мнения; либо в соответствии с нравственными нормами или религиозными убеждениями данного общества; либо субъективно.

Смысловая информация – социально значимая категория. Она связана с социальными реалиями, с явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используется в целях регуляции социальных отношений.

В реальной коммуникации смысловая информация тесно связана со смысловым (тематическим) полем дискурса, но может быть передана даже одним высказыванием.

Социально значимой категорией смысловая информация становится в том случае, когда связана с социальными реалиями, с явлениями, представляющими интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, мотивированную социальными интересами и потребностями индивида и общества и используемую в целях регуляции социальных отношений.

Оценочная информация определяется как компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опоры на смысл. Конечно, оценочную информацию можно получить из отдельных высказываний типа: «Все это чепуха, ложь!». Но эти высказывания представляют собой реплики в ответ на смысловую информацию. Оценочная информация содержит качественную оценку смысловой информации и осознанно или неосознанно, намеренно или ненамеренно передает отношение говорящего (пишущего) к той или иной социальной информации. В этом состоянии она и важна для социальной коммуникации.

Ценностная ориентация как существенная характеристика социальной коммуникации по отношению к партнеру тесно связана с предыдущей. Она определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, как система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении. Рассматривая ее в узком плане как оценочное отношение к партнеру, следует отметить, что она имеет двойную обусловленность – социальную и психологическую. С одной стороны, оценочное отношение к партнеру базируется на его социально-ролевом статусе; с другой – на субъективных ощущениях симпатии – неприязни, чувствах уважения – презрения и т.п. Оценочное отношение зачастую формируется на основе социального стереотипа индивида, группы.

Самооценка – сложная категория, представляющая интерес не только в прагматическом, но и в теоретико-познавательном плане. Определяется как свойство человека оценивать себя – свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане, категория самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией самопознания. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.

В естественной коммуникации рассмотренные выше категории актуализируются одновременно через коммуникативные единицы соответствующих уровней коммуникации, хотя в конкретных дискурсах они могут занимать доминирующее положение.

Объективность обоснования рассмотренных выше ситуативных и содержательно-оценочных характеристик как существенных категорий социальной коммуникации формально подтверждается их выражением в коммуникативных единицах различных уровней*.

* См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 47–62.

 

Функциональная группа социологических доминант коммуникации.Основными функциями коммуникации как социально обусловленного процесса являются взаимодействие коммуникантов и воздействие на них с определенной целью. Социальная коммуникация основывается на трех основных базовых функциях общей коммуникации – информационной, прагматической и экспрессивной. Анализ различных уровней коммуникации свидетельствует о том, что в рамках этих базовых функций выделяются частные и специализированные функции, которые актуализируются с помощью разнообразных коммуникативных средств. Так, указывающая и репрезентативная функции, социально ориентированы или передают социально значимую информацию. Другие функции имеют постоянную социальную ориентацию благодаря своей коммуникативной природе и поэтому представляют особый интерес для социальной коммуникации. Специализированные функции социальной коммуникации актуализируются в конкретных речевых актах, всегда социально ориентированных. Их можно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, самопрезентации, аппелятивная, побудительная, волеизъявителъная, регулирующая, ритуальная и перформативная.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция актуализируется в устной и письменной формах коммуникации с помощью стереотипных вербальных высказываний и невербальных средств. В письменных научных текстах вводный абзац иногда выполняет контактоустанавливающую функцию.

Функция самопрезентации (самооценки) актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли. В актуализации самопрезентации значительное место занимают невербальные средства – фонационные и кинесические. При самопрезентации проявляется также ценностная ориентация говорящего, его самооценка.

Аппелятивная функция (функция обращения) актуализируется через четкую социальную ориентацию при обращении к людям с разным социальным статусом, дифференцированно используя не только формы имени, но и формы обращения. Одновременно с вербальными здесь могут быть привлечены и невербальные средства. Являясь универсальной функцией, обращение имеет свои особенности выражения в разных культурно-генетических ареалах. Так, в русском ареале обращение по имени имеет много социально-дифференцированных вариантов. Традиционно при обращении к старшему или в деловой официальной ситуации используется отчество. Однако под влиянием американского коммуникативного стереотипа наметилась тенденция опускать отчество (пока еще не в функции непосредственного обращения); ведущие радио- и телепередач часто обращаются к своим коллегам по имени, создавая этим неформальную ситуацию беседы и доверительности.

Побудительная (мотивационная) функция актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуникации с помощью эксплицитных (разъяснительных) средств выражения, которые выбираются в зависимости от статусно-ролевых отношений коммуникантов. Но могут быть использованы и импликационные средства, преимущественно фонационные. Правильно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не менее красноречивы, чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.

Волеизъявительная (директивная) функция актуализируется в речевых актах типа директива (распоряжение, приказ и т.п.). Отличительная черта данной функции в плане выражения – довольно ограниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию коммуникации при этом выполняют невербальные средства, как бы компенсируя невыразительность вербальных.

Регулирующая (саморегулирующая) функция актуализируется эксплицитно, обычно в официальных ситуациях, главным образом с помощью вербальных средств в стереотипных высказываниях – речевых формулах типа: «Ваше время истекло!», «Пора заканчивать/начинать». В неофициальных ситуациях, особенно при межличностном общении, регулирующая функция может актуализироваться имплицитно: для того чтобы побудить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание или, напротив, вернуть его к интересующему вопросу, широко используются взгляд, жест и пауза, регулирующая функция как бы двунаправлена – на партнера и на себя. В последнем случае фактически осуществляется саморегуляция. Специфика этой функции заключается в ее динамизме, обусловленном изменением ситуации, введением новой информации и т.п.

Ритуальная (магическая) функция актуализируется в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами, поверьями и суевериями (поэтому ее иногда называют магической). Это устойчивая функция. Она выражается с помощью постоянного набора вербальных и невербальных средств, которые актуализируются в стереотипных высказываниях – речевых формулах и имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведения согласно «обычаю». Являясь универсальной, ритуальной, функция имеет наиболее ярко выраженную национальную специфику в способах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.

Перформативная (формативная) функция (лат. «performo» – действую) сопряжена с ритуальной функцией (иногда их объединяют), поскольку она актуализируется в стереотипных ситуациях и установках коммуникации. К специфическим чертам перформативной функции относятся сообщения информации главным образом о совершаемых действиях и то, что высказывание и совершаемое действие эквивалентны. Например, высказывания типа «Извините!», «Благодарю вас!», «Я обещаю, клянусь!» фактически вербальные действия извинения, благодарности, обещания, клятвы. Если кто-то говорит: «Я торжественно клянусь!», это значит, что он связан клятвой, т.е. без высказывания нет действия. Иногда такие высказывания называют перформативными. Они интерпретируются однозначно, будучи жестко ограничены социальной ориентацией – коммуникативной сферой, ситуацией и установкой. Поэтому данная функция имеет свойства социального символизма.

Рассмотренные выше функции обязательны для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к социологическим доминантам. Другие коммуникативные функции также социально обусловлены (по своей природе), но актуализация их социально значимых компонентов имеет факультативный характер, поэтому они не включаются в число доминант.

Подчеркивая важность социологических доминант, необходимо отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми стереотипами, образующими в совокупности так называемый речевой этикет. Речевой этикет – система устойчивых высказываний (речевых формул общения), предписываемых обществом в данный исторический период в соответствии с социальной ориентацией коммуникации: коммуникативной сферой, ситуацией, статусно-ролевыми отношениями и коммуникативной установкой. В конечном счете речевой этикет обусловлен взаимодействием социальных и коммуникативных факторов и выразительных средств коммуникации, а также их вариативностью. Наиболее полно речевой этикет актуализируется в дискурсе и тесно связан с его регистром и способом передачи социально-оценочной информации.

Владение речевым этикетом особенно важно на уровне межфункциональной коммуникации. Универсальность и обязательность совокупности социально обусловленных коммуникативных норм позволяет ставить вопрос о возможности включения речевого этикета в число социологических доминант коммуникации и выражения ее содержательных категорий.

Прогнозирование тенденций социальной детерминированной дифференциации языка в условиях изменения социально-экономической ситуации показывает, что она зависит от возрастания стабильности или нестабильности в обществе. Как показывают исследования, рост различия доходов между богатыми и бедными слоями населения создает обострение отношений между ними, усиливая двойственность понимания терминологии. Преобладания в государстве средней по доходам части населения, стабильность общей ситуации уменьшает определенную разделенность языка при общении.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Как определяется социологическая доминанта коммуникации? Назовите основные группы социологических доминант.

2.Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли?

3.В чем различие между смысловой и оценочной информацией?

4.Что такое «социальный стереотип»?

5.Перечислите факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию как категории социальной коммуникации.

6.Как понимается функция в социологии и социологии коммуникации?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.01 с.)