Оценочные и функциональные группы доминант коммуникации. Тенденции социальной детерминированной дифференциации языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные и функциональные группы доминант коммуникации. Тенденции социальной детерминированной дифференциации языка



Оценочная группа социологических доминант коммуникации. Оценочные доминанты – сопряженные категории. В коммуникативном процессе они актуализируются одновременно, в совокупности представляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смысловой информацией, с отношением к партнеру или оценочной информацией, ценностной ориентацией и самооценкой. Данные категории тесно связаны с содержательным аспектом коммуникации, в котором пересекаются собственно смысловые и оценочные характеристики.

Ценностные представления индивида формируются через познание окружающего мира, через процессы социального общения, воспитания и деятельности. Система ценностных представлений («этическая система») может включать объективные ценности типа «добро» и «зло», но средства и условия освоения этих ценностей могут оцениваться по-разному: либо на основе общественного мнения; либо в соответствии с нравственными нормами или религиозными убеждениями данного общества; либо субъективно.

Смысловая информация – социально значимая категория. Она связана с социальными реалиями, с явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используется в целях регуляции социальных отношений.

В реальной коммуникации смысловая информация тесно связана со смысловым (тематическим) полем дискурса, но может быть передана даже одним высказыванием.

Социально значимой категорией смысловая информация становится в том случае, когда связана с социальными реалиями, с явлениями, представляющими интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, мотивированную социальными интересами и потребностями индивида и общества и используемую в целях регуляции социальных отношений.

Оценочная информация определяется как компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опоры на смысл. Конечно, оценочную информацию можно получить из отдельных высказываний типа: «Все это чепуха, ложь!». Но эти высказывания представляют собой реплики в ответ на смысловую информацию. Оценочная информация содержит качественную оценку смысловой информации и осознанно или неосознанно, намеренно или ненамеренно передает отношение говорящего (пишущего) к той или иной социальной информации. В этом состоянии она и важна для социальной коммуникации.

Ценностная ориентация как существенная характеристика социальной коммуникации по отношению к партнеру тесно связана с предыдущей. Она определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, как система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении. Рассматривая ее в узком плане как оценочное отношение к партнеру, следует отметить, что она имеет двойную обусловленность – социальную и психологическую. С одной стороны, оценочное отношение к партнеру базируется на его социально-ролевом статусе; с другой – на субъективных ощущениях симпатии – неприязни, чувствах уважения – презрения и т.п. Оценочное отношение зачастую формируется на основе социального стереотипа индивида, группы.

Самооценка – сложная категория, представляющая интерес не только в прагматическом, но и в теоретико-познавательном плане. Определяется как свойство человека оценивать себя – свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане, категория самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией самопознания. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.

В естественной коммуникации рассмотренные выше категории актуализируются одновременно через коммуникативные единицы соответствующих уровней коммуникации, хотя в конкретных дискурсах они могут занимать доминирующее положение.

Объективность обоснования рассмотренных выше ситуативных и содержательно-оценочных характеристик как существенных категорий социальной коммуникации формально подтверждается их выражением в коммуникативных единицах различных уровней*.

* См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 47–62.

 

Функциональная группа социологических доминант коммуникации. Основными функциями коммуникации как социально обусловленного процесса являются взаимодействие коммуникантов и воздействие на них с определенной целью. Социальная коммуникация основывается на трех основных базовых функциях общей коммуникации – информационной, прагматической и экспрессивной. Анализ различных уровней коммуникации свидетельствует о том, что в рамках этих базовых функций выделяются частные и специализированные функции, которые актуализируются с помощью разнообразных коммуникативных средств. Так, указывающая и репрезентативная функции, социально ориентированы или передают социально значимую информацию. Другие функции имеют постоянную социальную ориентацию благодаря своей коммуникативной природе и поэтому представляют особый интерес для социальной коммуникации. Специализированные функции социальной коммуникации актуализируются в конкретных речевых актах, всегда социально ориентированных. Их можно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, самопрезентации, аппелятивная, побудительная, волеизъявителъная, регулирующая, ритуальная и перформативная.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция актуализируется в устной и письменной формах коммуникации с помощью стереотипных вербальных высказываний и невербальных средств. В письменных научных текстах вводный абзац иногда выполняет контактоустанавливающую функцию.

Функция самопрезентации (самооценки) актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли. В актуализации самопрезентации значительное место занимают невербальные средства – фонационные и кинесические. При самопрезентации проявляется также ценностная ориентация говорящего, его самооценка.

Аппелятивная функция (функция обращения) актуализируется через четкую социальную ориентацию при обращении к людям с разным социальным статусом, дифференцированно используя не только формы имени, но и формы обращения. Одновременно с вербальными здесь могут быть привлечены и невербальные средства. Являясь универсальной функцией, обращение имеет свои особенности выражения в разных культурно-генетических ареалах. Так, в русском ареале обращение по имени имеет много социально-дифференцированных вариантов. Традиционно при обращении к старшему или в деловой официальной ситуации используется отчество. Однако под влиянием американского коммуникативного стереотипа наметилась тенденция опускать отчество (пока еще не в функции непосредственного обращения); ведущие радио- и телепередач часто обращаются к своим коллегам по имени, создавая этим неформальную ситуацию беседы и доверительности.

Побудительная (мотивационная) функция актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуникации с помощью эксплицитных (разъяснительных) средств выражения, которые выбираются в зависимости от статусно-ролевых отношений коммуникантов. Но могут быть использованы и импликационные средства, преимущественно фонационные. Правильно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не менее красноречивы, чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.

Волеизъявительная (директивная) функция актуализируется в речевых актах типа директива (распоряжение, приказ и т.п.). Отличительная черта данной функции в плане выражения – довольно ограниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию коммуникации при этом выполняют невербальные средства, как бы компенсируя невыразительность вербальных.

Регулирующая (саморегулирующая) функция актуализируется эксплицитно, обычно в официальных ситуациях, главным образом с помощью вербальных средств в стереотипных высказываниях – речевых формулах типа: «Ваше время истекло!», «Пора заканчивать/начинать». В неофициальных ситуациях, особенно при межличностном общении, регулирующая функция может актуализироваться имплицитно: для того чтобы побудить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание или, напротив, вернуть его к интересующему вопросу, широко используются взгляд, жест и пауза, регулирующая функция как бы двунаправлена – на партнера и на себя. В последнем случае фактически осуществляется саморегуляция. Специфика этой функции заключается в ее динамизме, обусловленном изменением ситуации, введением новой информации и т.п.

Ритуальная (магическая) функция актуализируется в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами, поверьями и суевериями (поэтому ее иногда называют магической). Это устойчивая функция. Она выражается с помощью постоянного набора вербальных и невербальных средств, которые актуализируются в стереотипных высказываниях – речевых формулах и имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведения согласно «обычаю». Являясь универсальной, ритуальной, функция имеет наиболее ярко выраженную национальную специфику в способах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.

Перформативная (формативная) функция (лат. «performo» – действую) сопряжена с ритуальной функцией (иногда их объединяют), поскольку она актуализируется в стереотипных ситуациях и установках коммуникации. К специфическим чертам перформативной функции относятся сообщения информации главным образом о совершаемых действиях и то, что высказывание и совершаемое действие эквивалентны. Например, высказывания типа «Извините!», «Благодарю вас!», «Я обещаю, клянусь!» фактически вербальные действия извинения, благодарности, обещания, клятвы. Если кто-то говорит: «Я торжественно клянусь!», это значит, что он связан клятвой, т.е. без высказывания нет действия. Иногда такие высказывания называют перформативными. Они интерпретируются однозначно, будучи жестко ограничены социальной ориентацией – коммуникативной сферой, ситуацией и установкой. Поэтому данная функция имеет свойства социального символизма.

Рассмотренные выше функции обязательны для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к социологическим доминантам. Другие коммуникативные функции также социально обусловлены (по своей природе), но актуализация их социально значимых компонентов имеет факультативный характер, поэтому они не включаются в число доминант.

Подчеркивая важность социологических доминант, необходимо отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми стереотипами, образующими в совокупности так называемый речевой этикет. Речевой этикет – система устойчивых высказываний (речевых формул общения), предписываемых обществом в данный исторический период в соответствии с социальной ориентацией коммуникации: коммуникативной сферой, ситуацией, статусно-ролевыми отношениями и коммуникативной установкой. В конечном счете речевой этикет обусловлен взаимодействием социальных и коммуникативных факторов и выразительных средств коммуникации, а также их вариативностью. Наиболее полно речевой этикет актуализируется в дискурсе и тесно связан с его регистром и способом передачи социально-оценочной информации.

Владение речевым этикетом особенно важно на уровне межфункциональной коммуникации. Универсальность и обязательность совокупности социально обусловленных коммуникативных норм позволяет ставить вопрос о возможности включения речевого этикета в число социологических доминант коммуникации и выражения ее содержательных категорий.

Прогнозирование тенденций социальной детерминированной дифференциации языка в условиях изменения социально-экономической ситуации показывает, что она зависит от возрастания стабильности или нестабильности в обществе. Как показывают исследования, рост различия доходов между богатыми и бедными слоями населения создает обострение отношений между ними, усиливая двойственность понимания терминологии. Преобладания в государстве средней по доходам части населения, стабильность общей ситуации уменьшает определенную разделенность языка при общении.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как определяется социологическая доминанта коммуникации? Назовите основные группы социологических доминант.

2. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли?

3. В чем различие между смысловой и оценочной информацией?

4. Что такое «социальный стереотип»?

5. Перечислите факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию как категории социальной коммуникации.

6. Как понимается функция в социологии и социологии коммуникации?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.017 с.)