Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прикладные аспекты массовой коммуникации. Роль паблик рилейшенз и рекламы В жизни современной России
Значение теории и эффективность подходов к актуализации прагматических функций массовой коммуникации проверяются на практике. Конкретные вопросы функционирования массовой коммуникации изучаются в прикладном аспекте, который предусматривает обязательную экспериментальную работу. Экспериментально-прикладной уровень массовой коммуникации связан с самыми разнообразными сферами коммуникативной деятельности, осуществляемой с помощью средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Одну из важнейших коммуникативных сфер тесно связанную с социально значимыми видами деятельности традиционно называют «паблик рилейшнз» (лат. «PR» или рус. «ПР») – «связями с общественностью» (возникла в США в 1903 г.). Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел «паблик рилейшнз», а одноименный курс преподается в 350 колледжах. В современной России такая деятельность, как коммуникативная система управления общественными связями и общественными отношениями, получила новый импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области социальных ценностей и глобальных проблем, таких как экология, этика, религия, образование, культура и др. Расширение представления о названной сфере деятельности требует уточнения терминов «общественные связи» и «общественные отношения», в которых отражена специфика когнитивного и прагматического уровней этой деятельности. Для экспериментально-прикладного аспекта массовой коммуникации важны оба уровня, поскольку с помощью СМК не только рекламируется товар или политический имидж, но и пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и пути их решения. Традиционно PR понимается как управленческая деятельность, нацеленная на установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой зависит успех функционирования этих структур. В прагматическом аспекте PR подчеркивается умение воздействовать на общественное мнение в интересах фирмы таким образом, что убеждает потребителя в направленности деятельности фирмы на его благополучие, комфорт, экономию времени и т.п. На первый взгляд это рекламная деятельность, предполагающая, действительно, соединение науки и искусства. Но специалисты утверждают, что PR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию – убеждения во взаимовыгодном и гармоничном сотрудничестве. Различие состоит в том, что основная функция PR – управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации.
Несмотря на то, что и в том и в другом случаях принимается во внимание «человеческий фактор» и деловым контактам предшествует большой объем работы по изучению партнера, аудитории и ситуации в тактическом и стратегическом планах, самым ответственным является последний этап – актуализация цели и замысла коммуникации, когда адресант (коммуникатор – в массовой коммуникации) остается практически один на один с адресатом (аудиторией). Успех коммуникации складывается из многих компонентов. Важен не только выбор слов и речевых образцов, принятых в деловой сфере коммуникации, но и правильная ориентация на тип коммуникации – межличностной, внутригрупповой или массовой, каждая из которых имеет свою специфику. Большое значение придается тону, избранному в данной ситуации (нейтральный, сопереживающий, ироничный, назидательный и т.п.). Особенно это важно в радиовещании, когда у коммуникатора ограничен выбор коммуникативных средств. Прагматический аспект рассматриваемой сферы предполагает также оценку современным обществом рангов социальной иерархии, признаков расположенности / не расположенности потребителя информации к событиям общественной важности, стереотипов социально значимых норм коммуникации и так далее. Конечно, коммуникативная сфера «связи с общественностью» не сводится к традиционному, узкому пониманию PR. Она предполагает активное взаимодействие общественных и управленческих структур различного типа в областях, связанных с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями общества, определяющими его духовное развитие и технологический прогресс. В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, конечная цель которых – социальная интеграция общества и социальные изменения на его благо.
Так или иначе, в PR различают два основных направления деятельности – менеджмент и маркетинг. Менеджмент – в широком смысле это управление, которое предусматривает установление и поддержание: оптимальных, деловых отношений и творческих связей прежде всего в иерархической структуре организации, в так называемой закрытой или внутренней аудитории; разнообразных деловых связей с открытой или внешней аудиторией. Маркетинг – это деятельность предприятий или их специальных отделов, направленная на эффективное продвижение продукта на рынке на основе тщательного изучения информации о мотивированности потребителя и планирование способов воздействия на него через формирование общественного мнения и популяризацию собственного имиджа. И здесь уже не обойтись без рекламы и средств массовой информации. В целом PR представляет собой динамическую и гибкую систему управления общественностью в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Несмотря на различие мнений, никто не отрицает мощного воздействия СМИ на формирование общественного мнения и отношение людей к социальным ценностям. Для установления более определенной корреляции важны экспериментальные проверки как теоретических положений, так и эмпирических наблюдений, но при этом необходимо учитывать роль социальной ситуации. В технологии коммуникативной деятельности организаций, участвующих в PR, большое место занимает устная форма коммуникационного воздействия, особенно при создании общественного мнения в условиях кризисов и катастроф. Значимый сектор в ней отводится не только устным формам коммуникации, реализуемым через аудитивные и аудитивно-визуальные каналы, но и письменным, которые отличаются еще большей регламентацией в деловой коммуникативной сфере. Помимо стереотипной структуры официального или неофициального письменного текста, существуют нормы обращения к партнеру и нормы самопрезентации. Все особенности устного и письменного коммуникативного воздействия подробно разработаны в специальных пособиях по деловому этикету на базе общих закономерностей письменной и устной речи конкретного языка и психологии. Такие формы деловой коммуникации отличаются некоторыми национально-культурологическими особенностями, в зависимости от разных культурно-генетических ареалов, которые следует учитывать при межнациональном общении. Массовая коммуникация и реклама. Реклама как вид деятельности входит в сферу общественных связей и отношений, но благодаря своей специфике обычно выделяется как самостоятельный предмет изучения, в котором прикладной аспект занимает значительное место и имеет свое проявление в социальном пространстве России. Установилась типовая структура рекламной деятельности, обязательными компонентами которой выступают рекламодатель, рекламное агентство, средства массовой коммуникации и аудитория. Реклама: обслуживает продажу, помогая компаниям реализовать товар; облегчает потенциальному покупателю выбор товаров и услуг; мотивирует предметно-функциональные потребности массовой аудитории; стимулирует потенциального потребителя на приобретение новых товаров, создавая, в конечном счете, культ приобретения; является катализатором производительной и рекламной деятельности конкурентов; демонстрируя материальные культурные возможности, выполняет важную социальную роль,, направленную как на интеграцию, так и на дифференциацию социальных групп; способствует формированию благоприятного общественного мнения в отношении организации.
Суть рекламы состоит в том, что она с. помощью СМК пере-; дает информацию о потребительских свойствах товара и видах услуг в целях их реализации и создания спроса на них. Следовательно, она может рассматриваться как одна из функций массовой коммуникации. В прикладном аспекте это означает решение трех конкретных вопросов: кто должен быть заинтересован в моей рекламе, что он хочет услышать, как заставить его услышать то, что хочу сказать я. В соответствии с практической установкой разработчик рекламы решает целый ряд задач, которые можно разделить на четыре группы: получение информации о клиенте – заказчике рекламы и его товаре или сфере предлагаемых услуг; знание аудитории как потенциального потребителя этого товара или услуги; правильная оценка возможностей разных каналов СМК с точки зрения их воздействия на потребителя; подготовка текста рекламы с учетом этих данных. Сегодня имеется большое число практических руководств с конкретными рекомендациями по организации и подготовке рекламы. Этому предшествовала экспериментальная работа по изучению механизма рекламы на основе психологических, социологических и коммуникативных характеристик массовой коммуникации. Суть данного механизма состоит в том, что информацию о клиенте и его продукте желательно получить из первых рук; знание целевой аудитории основывается на изучении социологических и психологических характеристик потенциального потребителя; выбор каналов информации – непростая задача для рекламодателя, рекламного агентства и автора рекламы; важным представляется подбор коммуникативных средств. Массовая коммуникация и речевая деятельность. Известно, что процесс взаимодействия массовой коммуникации и речевой деятельности является двусторонним и обусловлен социальными и коммуникативными факторами. С одной стороны, массовая коммуникация ориентируется на нормы речевой деятельности, принятые в данном обществе; с другой – нормы речевой деятельности видоизменяются под влиянием массовой коммуникации, отражающей реалии и сдвиги в социальных ценностях общества.
В прикладном аспекте рассматриваемой проблемы интерес представляют три вопроса. Во-первых, видоизменения в речевой деятельности – в нормативных правилах речевого поведения обусловлены объективными причинами, которые заложены в природе языка. Во-вторых, общая тенденция в видоизменении речевых норм проявляется в смешении функциональных стилей. В нормативную речь проникают разговорные слова и словосочетания типа «вмазать», «утереть нос», диалекты – «давеча», «нетути» и жаргонизмы – «бабки», «лимон» и др. Видоизменения речи наблюдаются на всех уровнях языка – лексическом, грамматическом и фонетическом. В-третьих, воздействие на фонетику идет через СМК. Отмечаются колебания в ударении некоторых слов – «премировать», «нормирование», «позвонит». В радиосообщениях наблюдается чужеродная интонация – повышение тона при окончании повествовательных предложений. Не обращается внимание на темп и ритм русской речи, что даже при отчетливой артикуляции затрудняет восприятие содержания. Основная причина тенденции к смешению стилей и нарушению норм речи – стремление к ее большей выразительности, отражающей изменения в обществе. Прикладные задачи социологии коммуникации. Сегодня, в условиях изменений в обществе, расширяется проблематика массовой коммуникации, и особенно ее прикладного аспекта. Реализация практических задач всех видов социокоммуникации предполагает проведение большой экспериментальной работы, что сопряжено с поисками и обоснованием эффективных методов. Прикладные задачи любой науки проявляются как социальный заказ, и социокоммуникация в этом отношении не исключение. Ее задачи определяются возникающими трудностями и проблемами. Их решение можно осуществлять по трем направлениям. Первое направление – преодоление социокоммуникативных барьеров, которые выражаются в различных формах элементарного непонимания, неадекватного речевого поведения, даже в форме конфликтов, исход которых может быть драматическим, особенно в таких сферах, как дипломатическая, политическая, юридическая. Второе – связано с разработкой систем коммуникации в технологическом плане. Задачи здесь видоизменяются в соответствии с тенденциями эволюции общества. В плане коммуникативных задач это предполагает разработку автоматического анализа и синтеза речевых образцов хотя бы в рамках определенной коммуникативной сферы. Третье – расширение и совершенствование функциональных возможностей коммуникации. Решение данных задач вызвано необходимостью совершенствования языка как средства общения, т.е. его коммуникативной функции. Например, разработка рекомендаций по использованию языка в разных коммуникативных сферах, особенно в установлении связей с общественностью.
Вот далеко не полный перечень практических задач, связанных с разнообразными сферами человеческой деятельности. Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные способы воздействия на массовую аудиторию. 2. Какие требования предъявляются к структурированию информационного материала? 3. В чем заключаются основные элементы механизма установления контакта с аудиторией и индивидом? 4. Раскройте связь массовой коммуникации и сфер общественных связей и отношений. 5. В чем заключаются основные функции рекламы? 6. Перечислите прикладные задачи социологии коммуникации.
Приложение. Структурно-логические схемы Глава 1 1.1
1.2 Основные понятия социологии коммуникации
Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемой главным образом с помощью вербальных средств коммуникации (обмен через речь, эмоции) Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью коммуникативных средств (средство, передача – взаимодействие, воздействие) Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи,-принятыми в обществе (говорение, слушание, чтение, письмо) Содержание базовых составляющих социокоммуникации
Глава 2 2.1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.021 с.) |