Основные компоненты СМИ российского общества в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные компоненты СМИ российского общества в современных условиях



 

Эффективное функционирование средств массовой информации предопределено наличием определенных компонентов, которые образуют собой соответствующую систему. Такими компонентами являются основные структурные характеристики, их функции и непосредственная деятельность по реализации этих функций.

Структурные характеристики представляют собой структуру институтов СМИ, которая имеет вертикальную инфраструктуру (пронизывает общество сверху донизу) и горизонтальную инфраструктуру (разветвленность на каждом уровне общества).

Вертикальная инфраструктура (подсистема) включает четыре составляющих. Техническая составляющая представлена полиграфическими предприятиями, техническими центрами радиовещания и телевидения, предприятиями связи, ведущими подписку и распространение прессы, передачу радио- и телесигналов.

Информационная составляющая – это система телеграфных агентств, агентств печати, пресс-центры, службы по связям с общественностью, агентства по общественному мнению, рекламные организации, средства аудио- и визуальной информации (пресса, радио, телевидение, средства массового воздействия, собственно технические средства).

Организационно-управленческая представлена государственными органами, занятыми подготовкой нормативных актов, регулирующих деятельность СМИ (судебная палата по информационным спорам), осуществляющих их регистрацию и лицензирование, а также агентствами по распространению печати, библиотеками, информационными комиссиями и комитетами, союзами и советами журналистов.

Учебно-научная составляющая включает учебные заведения или факультеты журналистики, научные и научно-исследовательские центры.

Горизонтальная инфраструктура (подсистема) охватывает современные средства массовой информации, представляющие по целям, задачам, направлениям весьма пеструю картину. Их характеризует разнообразие, разнонаправленность, разный охват аудитории.

Телезрителям и радиослушателям предлагаются различные телевизионные и радиоканалы, теле- и радиопрограммы, теле- и радиопередачи, адресованные разной аудитории, различающиеся по стратификационному и демографическому состоянию. Читателям – разнообразные издания: общественно-политические, деловые, профессиональные, специализированные, религиозные, спортивные, рекламные, эротические.

Структура институтов СМИ занимается сбором, анализом, переработкой и распространением актуальной, общественно-значимой информации. При этом одни подсистемы непосредственно только этим и занимаются, а другие, такие как союзы журналистов, вузы и пр., в разной степени обслуживают этот процесс.

Наличие системы, обеспечивающей массовое информирование населения, – необходимое условие существования современного цивилизованного общества.

К особенностям организационного статуса средств массовой информации в государственной структуре России относятся: четко регламентированные органы печати, радио и телевидения; наличие цензуры по всей информации государственной деятельности и всем официальным публикациям; направленность на определенную аудиторию, связанную с государственной службой.

Функции СМИ или СМК. Традиционно массовую коммуникацию рассматривают как способ опосредованного общения через СМИ, поскольку непосредственное общение (прямой контакт оратора с аудиторией) предполагает большую, но не массовую аудиторию. Этим объясняется, почему из двух базовых функций коммуникации – взаимодействия и воздействия в средствах массовой информации или средствах массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие.

В рамках этой функции СМИ обеспечивают регулярность и ти-ражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую коммуникацию, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получать различную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст при помощи кабельной техники позволяет получить информацию, заложенную в компьютере и даже обеспечить обратную связь с другими получателями информации (каковым является Интернет). Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в следующих направлениях: децентрализация – выбор программы зависит в большей степени от индивида, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); возможность интерактивности – взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.

В рамках функции воздействия рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции средств массовой информации как части массовой коммуникации – информационную, регулирующую и культурологическую. В терминах социологии содержание этих функций понимается соответственно как оптимизация деятельности общества и индивида, социализация индивида и интеграция общества.

По поводу функций СМИ мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэлом были выделены три функции: 1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию – развлекательную. В начале 80-х гг. XX в. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняют СМИ во время различных компаний, чаще политических, реже – религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.

В отечественной психолингвистике выделяются функции, типичные для радио- и телевизионного общения: оптимизации деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить совместную деятельность; функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; функция социализации личности – воспитательная функция привития личности черт, желательных для общества*.

* См.: Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – С, 46–48,

 

Есть оригинальный взгляд на функции СМИ французских исследователей Котля и Коде, которые выделяли функции антенны, усилителя, фокуса, призмы, эха.

В чем сущность основных функций СМИ с социологической точки зрения?

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации позволяет прогнозировать свои действия, экономит время, заметно усиливает мотивацию к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. В указанной функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь также кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются средствами массовой информации как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства. Она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. С помощью СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, и в конечном счете – интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры. Отношение к массовой культуре в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями – несомненная заслуга СМИ. С другой – низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Особыми функциями государственных СМИ являются:

• информационная (доведение собственно государственной информации);

• образовательная (социализация, как орган социальной ориентации);

• защитная (психологическая, социально-психологическая защита);

• критика и контроль (арбитражная);

• артикуляция (варьирование различньгх интересов как межведомственного характера, так и иерархического);

• мобилизационная (публикация оперативной массовой информации для граждан России и заинтересованных в ней).

Непосредственная деятельность по реализации имеющихся функций. Средства массовой информации – современный высокоразвитый инструмент и механизм социального действия, которое заключается в систематическом распространении информации среди различной по численности, рассредоточенной аудитории в целях удовлетворения духовных ценностей данного общества или его правящих групп; оказании идеологического, экономического культурного, организационного и, наконец, политического воздействия.

В целом роль средств массовой информации обеспечивается инфраструктурой журналистики. Она включает внешние и внутренние условия. Внешние условия: оперативность (СМИ представляют собой сложную систему источников сообщений и их получателей, связанных между собой физическими каналами движения информации); актуальность (эффективность СМИ, особенно общественно-политическая, определяется не только задачами воздействия на адресатов, но и тем, насколько их содержание и формы соответствуют текущим информационным нуждам населения или отдельных групп общества); направленность (внутри современных СМИ развиваются не только глобализация, но и специализация – возрастная, территориальная, культурная, социальная и политическая). Внутренние условия: покупаемость (СМИ являются объектом рыночной экономики, продуктом коммерции, элементом культурной индустрии); управляемость (можно говорить, что СМИ – мощное орудие социального управления и социально-политического манипулирования (манипулирования сознанием с помощью СМИ), регулирования отношений социальных групп и распространения культуры – важнейший элемент общественных отношений); принадлежность (наблюдается монополизация СМИ, которая выражается в единообразии информационного потока, его унификации, направленности на укрепление существующего режима власти, воспитание недоверия и агрессивного отношения к любой чуждой для режима информации, исчезновении плюрализма мнений, свободы печати).

Так, с монополизацией средств массовой информации образуется закрытое общество, где для информации определена одна роль – формирование с помощью технических средств управляемой и полностью подконтрольной массы населения.

В то же время некоторые частные СМИ перестают играть роль политического амортизатора – без согласования с политическим режимом формируют инакомыслие и оппозицию.

В последнее время средства массовой информации стали играть еще более значимую роль, так как все чаще выступают единственным источником важной информации и в необходимых случаях обеспечивают возможность предоставления массам желательной для власти информации. Отсюда – повышение политической роли СМИ. Кроме того, наблюдается кризис прессы, который в первую очередь касается государственных СМИ. Объясняется это тем, что реальная независимость негосударственной прессы рассматривается как политическая проблема. В государственных печатных средствах технические и профессиональные возможности ограничены, отсутствует объективность такой печати.

К особенностям деятельности государственных СМИ в условиях России можно отнести то, что:

• они являются частью государственного аппарата (например: предоставление информации государственными газетами – «Российская газета и «Красная звезда» только с точки зрения государственных должностных лиц);

• государственные СМИ выражают официальную точку зрения государственных структур РФ (предоставление для информации места общественным деятелям только согласно закону о выборах);

• недопущение персональной критики высших должностных лиц государства и действий государственных органов.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем являются средства массовой информации для массовой коммуникации?

2. Назовите условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации.

3. Как различаются технические средства, передающие информацию?

4. Перечислите подходы к обоснованию функций массовой коммуникации.

5. Что включает деятельность массовой коммуникации?

6. Какую роль играют средства массовой информации в жизнедеятельности общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.024 с.)