ТОП 10:

Основные компоненты СМИ российского общества в современных условиях



 

Эффективное функционирование средств массовой информации предопределено наличием определенных компонентов, которые образуют собой соответствующую систему. Такими компонентами являются основные структурные характеристики, их функции и непосредственная деятельность по реализации этих функций.

Структурные характеристики представляют собой структуру институтов СМИ, которая имеет вертикальную инфраструктуру (пронизывает общество сверху донизу) и горизонтальную инфраструктуру (разветвленность на каждом уровне общества).

Вертикальная инфраструктура (подсистема) включает четыре составляющих. Техническая составляющая представлена полиграфическими предприятиями, техническими центрами радиовещания и телевидения, предприятиями связи, ведущими подписку и распространение прессы, передачу радио- и телесигналов.

Информационная составляющая – это система телеграфных агентств, агентств печати, пресс-центры, службы по связям с общественностью, агентства по общественному мнению, рекламные организации, средства аудио- и визуальной информации (пресса, радио, телевидение, средства массового воздействия, собственно технические средства).

Организационно-управленческая представлена государственными органами, занятыми подготовкой нормативных актов, регулирующих деятельность СМИ (судебная палата по информационным спорам), осуществляющих их регистрацию и лицензирование, а также агентствами по распространению печати, библиотеками, информационными комиссиями и комитетами, союзами и советами журналистов.

Учебно-научная составляющая включает учебные заведения или факультеты журналистики, научные и научно-исследовательские центры.

Горизонтальная инфраструктура (подсистема) охватывает современные средства массовой информации, представляющие по целям, задачам, направлениям весьма пеструю картину. Их характеризует разнообразие, разнонаправленность, разный охват аудитории.

Телезрителям и радиослушателям предлагаются различные телевизионные и радиоканалы, теле- и радиопрограммы, теле- и радиопередачи, адресованные разной аудитории, различающиеся по стратификационному и демографическому состоянию. Читателям – разнообразные издания: общественно-политические, деловые, профессиональные, специализированные, религиозные, спортивные, рекламные, эротические.

Структура институтов СМИ занимается сбором, анализом, переработкой и распространением актуальной, общественно-значимой информации. При этом одни подсистемы непосредственно только этим и занимаются, а другие, такие как союзы журналистов, вузы и пр., в разной степени обслуживают этот процесс.

Наличие системы, обеспечивающей массовое информирование населения, – необходимое условие существования современного цивилизованного общества.

К особенностям организационного статуса средств массовой информации в государственной структуре России относятся: четко регламентированные органы печати, радио и телевидения; наличие цензуры по всей информации государственной деятельности и всем официальным публикациям; направленность на определенную аудиторию, связанную с государственной службой.

Функции СМИ или СМК. Традиционно массовую коммуникацию рассматривают как способ опосредованного общения через СМИ, поскольку непосредственное общение (прямой контакт оратора с аудиторией) предполагает большую, но не массовую аудиторию. Этим объясняется, почему из двух базовых функций коммуникации – взаимодействия и воздействия в средствах массовой информации или средствах массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие.

В рамках этой функции СМИ обеспечивают регулярность и ти-ражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую коммуникацию, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получать различную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст при помощи кабельной техники позволяет получить информацию, заложенную в компьютере и даже обеспечить обратную связь с другими получателями информации (каковым является Интернет). Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в следующих направлениях: децентрализация – выбор программы зависит в большей степени от индивида, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); возможность интерактивности – взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.

В рамках функции воздействия рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции средств массовой информации как части массовой коммуникации – информационную, регулирующую и культурологическую. В терминах социологии содержание этих функций понимается соответственно как оптимизация деятельности общества и индивида, социализация индивида и интеграция общества.

По поводу функций СМИ мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэлом были выделены три функции: 1) обозрениеокружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляцияс социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передачакультурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию – развлекательную.В начале 80-х гг. XX в. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую,имея в виду специфические задачи, которые выполняют СМИ во время различных компаний, чаще политических, реже – религиозных. По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.

В отечественной психолингвистике выделяются функции, типичные для радио- и телевизионного общения: оптимизации деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить совместную деятельность; функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; функция социализации личности – воспитательная функция привития личности черт, желательных для общества*.

* См.: Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – С, 46–48,

 

Есть оригинальный взгляд на функции СМИ французских исследователей Котля и Коде, которые выделяли функции антенны, усилителя, фокуса, призмы, эха.

В чем сущность основных функций СМИ с социологической точки зрения?

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации позволяет прогнозировать свои действия, экономит время, заметно усиливает мотивацию к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. В указанной функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь также кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются средствами массовой информации как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства. Она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. С помощью СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, и в конечном счете – интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры. Отношение к массовой культуре в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями – несомненная заслуга СМИ. С другой – низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Особыми функциями государственных СМИ являются:

• информационная (доведение собственно государственной информации);

• образовательная (социализация, как орган социальной ориентации);

• защитная (психологическая, социально-психологическая защита);

• критика и контроль (арбитражная);

• артикуляция (варьирование различньгх интересов как межведомственного характера, так и иерархического);

• мобилизационная (публикация оперативной массовой информации для граждан России и заинтересованных в ней).

Непосредственная деятельность по реализации имеющихся функций.Средства массовой информации – современный высокоразвитый инструмент и механизм социального действия, которое заключается в систематическом распространении информации среди различной по численности, рассредоточенной аудитории в целях удовлетворения духовных ценностей данного общества или его правящих групп; оказании идеологического, экономического культурного, организационного и, наконец, политического воздействия.

В целом роль средств массовой информации обеспечивается инфраструктурой журналистики. Она включает внешние и внутренние условия. Внешние условия: оперативность (СМИ представляют собой сложную систему источников сообщений и их получателей, связанных между собой физическими каналами движения информации); актуальность (эффективность СМИ, особенно общественно-политическая, определяется не только задачами воздействия на адресатов, но и тем, насколько их содержание и формы соответствуют текущим информационным нуждам населения или отдельных групп общества); направленность (внутри современных СМИ развиваются не только глобализация, но и специализация – возрастная, территориальная, культурная, социальная и политическая). Внутренние условия: покупаемость (СМИ являются объектом рыночной экономики, продуктом коммерции, элементом культурной индустрии); управляемость (можно говорить, что СМИ – мощное орудие социального управления и социально-политического манипулирования (манипулирования сознанием с помощью СМИ), регулирования отношений социальных групп и распространения культуры – важнейший элемент общественных отношений); принадлежность (наблюдается монополизация СМИ, которая выражается в единообразии информационного потока, его унификации, направленности на укрепление существующего режима власти, воспитание недоверия и агрессивного отношения к любой чуждой для режима информации, исчезновении плюрализма мнений, свободы печати).

Так, с монополизацией средств массовой информации образуется закрытое общество, где для информации определена одна роль – формирование с помощью технических средств управляемой и полностью подконтрольной массы населения.

В то же время некоторые частные СМИ перестают играть роль политического амортизатора – без согласования с политическим режимом формируют инакомыслие и оппозицию.

В последнее время средства массовой информации стали играть еще более значимую роль, так как все чаще выступают единственным источником важной информации и в необходимых случаях обеспечивают возможность предоставления массам желательной для власти информации. Отсюда – повышение политической роли СМИ. Кроме того, наблюдается кризис прессы, который в первую очередь касается государственных СМИ. Объясняется это тем, что реальная независимость негосударственной прессы рассматривается как политическая проблема. В государственных печатных средствах технические и профессиональные возможности ограничены, отсутствует объективность такой печати.

К особенностям деятельности государственных СМИ в условиях России можно отнести то, что:

• они являются частью государственного аппарата (например: предоставление информации государственными газетами – «Российская газета и «Красная звезда» только с точки зрения государственных должностных лиц);

• государственные СМИ выражают официальную точку зрения государственных структур РФ (предоставление для информации места общественным деятелям только согласно закону о выборах);

• недопущение персональной критики высших должностных лиц государства и действий государственных органов.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Чем являются средства массовой информации для массовой коммуникации?

2.Назовите условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации.

3.Как различаются технические средства, передающие информацию?

4.Перечислите подходы к обоснованию функций массовой коммуникации.

5.Что включает деятельность массовой коммуникации?

6.Какую роль играют средства массовой информации в жизнедеятельности общества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.007 с.)