ТОП 10:

Часть I. теория и методология СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ



С.В. БОРИСНЁВ

 

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

 

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

 

 

УДК 316.454.5(075.8)

ББК 60.524.224я73

Б82

Рецензенты:

кафедра социологии и психологии управления

Государственного университета управления

(зав. кафедрой д-р психол. наук, проф. В.Н. Князев);

д-р филос. наук, проф. Е.Д. Богатырев;

д-р социолог, наук, доц. В.Л. Примаков

 

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Бориснёв С.В.

Б82 Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.

 

ISBN 5-238-00513-Х

 

Учебное пособие раскрывает содержание основных проблем по социологии коммуникации, включенных в государственный стандарт высшего профессионального образования России.

В книге освещаются общие вопросы теории и методологии дисциплины, ее объектно-предметная область, история возникновения и развития, основные прикладные проблемы социальной коммуникации.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология». Книга может использоваться в процессе подготовки специалистов по менеджменту, социальной коммуникации, журналистике, социолингвистике, а также для повышения квалификации управленческих кадров.

ББК 60.524.224я73

 

ISBN 5-238-00513-Х © С.В. Бориснёв, 2003

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Предисловие

 

В последнее время меняются представления как о роли коммуникации в жизни общества, так и об объекте, предмете, целях и методах социологии коммуникации, обусловливая новый взгляд на проблемы социальной коммуникации. Вырастая из теории коммуникации, коммуникавистики, лингвистики и других смежных дисциплин, социология коммуникации постепенно превратилась в одно из направлений социологической науки. При этом динамика развития социологии коммуникации и динамика генезиса единого социокоммуникативного процесса в мире и в России совпадают.

Введение в программы вузов, готовящих кадры социологов-исследователей, преподавателей социологии, государственного стандарта социологической дисциплины «Социология коммуникации», способствовало расширению исследований в данной области науки, созданию учебно-методических материалов, курсов лекций, разработке структурно-логических схем, позволяющих преподавателям и обучаемым успешно ориентироваться в нарастающем потоке социокоммуникативных знаний.

Материалы учебного пособия, предлагаемого читателям, в силу своего тезисного и интегративного характера могут быть использованы как на занятиях по указанной дисциплине, так и при изучении других социологических дисциплин, в процессе преподавания теорий коммуникации, организации и управления, при подготовке специалистов менеджмента, социальных коммуникаций, журналистов и социолингвистов.

Материал, представленный в данном пособии, систематизирован в два раздела, которые, решая самостоятельные задачи, тесно взаимосвязан между собой по принципу от «текста к схеме». Этим обеспечивается дидактическая преемственность и последовательность изучения всего материала.

Первая часть книги («Теория и методология социологии коммуникации») предназначена для формирования у читателей знаний по научным основам социальной коммуникации, уяснения социокоммуникативного категориального аппарата.

Вторая часть («Социальная коммуникация в жизнедеятельности современного общества») конкретизирует практическое приложение социальной коммуникации и современные подходы к ее развитию, позволяет познакомиться с основными направлениями, тенденциями ее применения на сегодняшний день.

Приложение («Структурно-логические схемы») акцентирует внимание преподавателей на возможностях проблемной методики передачи материала и установления прочного диалога с обучаемыми.

В пособии шестнадцать глав, каждая из которых содержит по два параграфа. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля по изучаемой теме.

В учебном пособии обобщен теоретический и прикладной материал по социальной коммуникации, проанализированы все наиболее значимые источники по данному процессу. В конце учебного пособия приводится список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Завершается пособие словарем понятий, употребляемых в теории и практике социальной коммуникации.

 

Часть I. теория и методология СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ

«Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях»

Джон Хиббен

 

Глава 1. Социология коммуникации – специальная отрасль социологического знания

Вопросы для самоконтроля

 

1.В чем состоит сущность и содержание социальной коммуникации?

2.Назовите различия между объектом и предметом исследования.

3.Как соотносятся социология коммуникации и социальная коммуникация?

4.Что общее содержится в понятиях общения, коммуникации и речевой деятельности и в чем их различие?

5.Каковы базовые составляющие социальной коммуникации и проблемные вопросы, связанные с ними?

6.Что является непременным условием для становления социологии коммуникации как научной дисциплины?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Каковы истоки социокоммуникации и основы социологии коммуникации?

2.Назовите теории социальной коммуникации.

3.Перечислите требования, предъявляемые к коммуникации.

4.Приведите основные теории массовой коммуникации.

5.Определите современные проблемы массовой коммуникации.

6.Опишите основные модели социальной коммуникации.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Какие факторы определяют онтологию социальной коммуникации?

2.Перечислите вопросы, составляющие проблематику гносеологического аспекта социальной коммуникации.

3.В чем заключается трудность обоснования единиц коммуникации?

4.Что понимают под социальной информацией?

5.Почему социальный статус является важнейшей категорией социальной коммуникации?

6.В чем различие между методологией и методикой?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Как определяется социологическая доминанта коммуникации? Назовите основные группы социологических доминант.

2.Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли?

3.В чем различие между смысловой и оценочной информацией?

4.Что такое «социальный стереотип»?

5.Перечислите факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию как категории социальной коммуникации.

6.Как понимается функция в социологии и социологии коммуникации?

 

Виды коммуникативных систем

 

Специфика коммуникативных систем определяется тремя критериями: целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), выбором коммуникативных средств (печать, радио, телевидение, компьютер и т.д.), каналами передачи и восприятия информации (аудитивным, визуальным, аудитивновизуальным, тактильным, возможно экстрасенсорным) и способами обмена информацией (естественными и искусственными).

В обобщенной форме можно сказать, что коммуникативные системы различаются по целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации.

На основе названных критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. Правда, чаще говорят о естественных и искусственных языках, а не о коммуникативных системах. В данном случае происходит не просто свободное варьирование терминов, а молчаливое признание того факта, что коммуникативная система предполагает соотнесенность с конкретным языком как со средством общения. Однако условия выделения естественных и искусственных коммуникативных систем различны. Если естественные коммуникативные системы вычленяются из потока речевого общения, в котором актуализируется естественный язык, то искусственно созданные коммуникативные системы строятся на основе функционального аналога естественного языка, т.е. конструкта, не обладающего всеми свойствам и функциями естественного языка. Вот почему, говоря об «искусственных языках», следует помнить, что этот термин используется условно.

К естественным системам относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. Такие системы характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни коммуникации. Одна из сильных сторон естественных вербальных коммуникативных систем – их широкий коммуникативный диапазон. Некоторые языки содержат более миллиона лексических единиц и функционируют во всех сферах общения. Будучи неоднородными по своим функционально-стилистическим свойствам, они изучаются коммуникативной лингвистикой и стилистикой. Непосредственный предмет изучения социолингвистики и социокоммуникации – социальная дифференциация. Невербальные средства коммуникации и их функционирование изучаются специальной дисциплиной – паралингвистикой (греч. «para» – около + фр. «linguistigue», лат. «lingua» – язык).

К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика им не характерна. Такие коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. Априорные (лат. «a priori» – изначально) системы создаются как независимые, без опоры на естественный язык. Таковыми являются системы, основанные на логической классификации понятий: философские языки, системы, где коммуникативными средствами служат символы, т.е. символические системы; языки математики – язык дифференциального и интегрального исчисления, язык математической логики и др. Использование буквенной нотации и символов математических операций в Европе относится к XVI в., несколько позже складывается символический язык химии. Элементы символических языков лингвистики создаются лишь в 30–40-х годах XX в. Помимо буквенных символов, используются звуковые символы и жесты. Например, в музыкальном языке соль-ресоль (1817–1866 гг. во Франции) была использована нотная азбука с соответствующими звуками, цифрами, вариантами цветового спектра. На основе жестов создавались так называемые молчаливые языки, которые обслуживают либо религиозные общины, давшие обет молчания, либо узкие профессиональные группы, заинтересованные в сохранении «тайного» кода коммуникации.

Возникновение таких специализированных языков, особенно в точных науках, объясняется стремлением преодолеть одно из онтологических свойств естественного языка – многозначность его единиц, которая не устранялась даже в коммуникации. Стремление добиться однозначного соответствия между планом выражения и планом содержания заставило создателей априорных языков отдалиться от естественных языков. В них актуализируются лишь две функции естественного языка – репрезентативная (называется или представляется какой-то объект, свойство, явление, существенные для данной области деятельности) и металингвистическая (используются символы, обозначающие научные понятия). Математический и философский «языки», кроме того, выполняя функцию, несвойственную естественному языку, служат средством логического вывода. Эти «языки» обслуживают определенные социальные группы общества для решения специальных задач и актуализируются как специализированные коммуникативные системы (подсистемы, микросистемы) в различных областях человеческой деятельности. Апостериорные (лат. «a posteriori» – из последующего) системы создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура. Лексические единицы – слова и их составляющие (суффиксы, префиксы, окончания) ориентированы на интернациональную лексику довольно широкого ареала, например европейского.

Причина создания апостериорных систем – стремление найти сравнительно простое и эффективное средство для международного общения при решении специализированных задач коммуникации. Попытки воплотить эту «вавилонскую» мечту человечества восходят к античной эпохе IV–III вв. до н.э. В течение определенного времени функцию средства международного общения выполняли языки, застывшие в своем развитии. Так, в Европе функцию международного языка в научных и религиозных сферах общения длительное время выполняла латынь. Начиная с XVII в. стали разрабатываться проекты различных искусственных систем. Наиболее эффектным и популярным в Европе оказался язык, созданный в 1887 г. варшавским врачом Л.Л. Заменгофом, псевдоним которого «Эсперанто» (esperanto – надеющийся, от лат. «sperare» – надеяться) стал названием этого искусственного языка. Эсперанто построен на основе интернациональной лексики, преимущественно романского происхождения, но с германскими и славянскими элементами. Грамматика его проста и стандартизирована, графика дана на латинской основе, ударение – на втором слоге от конца. В отличие от других искусственных построений эсперанто «живет», так как видоизменяется, увеличивается его словарный состав. Этому способствует значительный объем публикаций (художественная и общественно-политическая литература, поэзия, переводы, учебники, словари и активная деятельность международных и национальных объединений эсперантистов). Неудивительно, что эсперанто претендует на статус языка.

Значительно меньшее распространение имел язык ИДО. Фактически это эсперанто, реформированный рядом ученых Франции в 1907 г. Довольно ограниченные коммуникативные функции имеют и другие искусственные системы апостериорного вида, например, окциденталь и интерлингва*.

* См.: Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. – М., 1987.

 

К смешанному виду коммуникативных систем относятся те, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними. В смешанном виде довольно четко различаются неспециализированные и специализированные коммуникативные системы. К неспециализированным языкам, которые были реализованы в практической коммуникации как средство международного общения, относится волапюк. Он был создан в 1879 г. И.М. Шлейером в Германии. Хотя в составе слов волапюка были использованы корни латыни и наиболее распространенных европейских языков, они были так видоизменены, что «узнать» их невозможно даже полиглоту. На этом языке некоторое время даже издавались газеты и журналы, но как средство международного общения он оказался непригодным. Фактически надо было изучить совершенно новый язык, что нецелесообразно.

Опыт показал, что смешанный вид коммуникативных систем не эффективен для неспециализированных целей общения, но может служить хорошей основой для создания специализированных коммуникативных систем. Наступление эпохи научно-технической революции послужило мощным стимулом для конструирования многочисленных коммуникативных систем, ориентированных на решение специальных задач. Все эти системы используют принцип смешанных искусственно-естественных языков, т.е. наряду с символами, формулами включают и слова естественного языка. Эти системы различаются не только по набору элементов и их структурированию, но также и по своим специфическим задачам и способам функционирования, по наличию/отсутствию обратной связи, степени связанности с естественным языком и другим характеристикам. Обычно их рассматривают в двух группах – как языки программирования и информационные языки.

Языки программирования сложны по своей структуре, но по функциям близки к естественным языкам. Они выступают как средство символического представления алгоритмов в виде последовательных сложных действий. Сегодня известно более 600 языков программирования. Их отличительное свойство – способность к саморазвитию за счет расширения своих функций. Коммуникативная функция разных вариантов языков программирования сначала сводилась к тому, что они служили лишь средством представления (записи) какой-либо специальной информации – программы, данной в виде последовательности отдельных команд, которые должен выполнять пользователь. В последующих вариантах коммуникативная функция служит средством символического представления алгоритмов в виде последовательности сложных действий. Разработка программ с обратной связью позволяет осуществить коммуникацию на уровне человек – машина – человек, реализуя функции ситуативной оценки, самообучения и коррекции.

Ограниченность специализированных коммуникативных систем, созданных на базе языков программирования, привела к необходимости создания языков, ориентированных на массового пользователя. В 60-е годы прошлого столетия были созданы Алгол-60, Кобол и Фортран. Первый предназначался для программирования математических задач с логическими условиями, второй – для задач обработки планово-экономической информации, третий был ориентирован на задачи вычислительного характера. Наиболее универсальным, многоцелевым языком, сочетающим в себе ценные свойства упомянутых здесь языков, является PL-1, созданный в 1975 г. Разработанная на его основе диалоговая коммуникативная система позволяет работать в режиме человек – компьютер.

Информационные языки – еще одно средство коммуникации между человеком и машиной. Они предназначены для предоставления информации, которая вводится, хранится и обрабатывается в ЭВМ. Коммуникативные системы, построенные на базе информационных языков, носят характер автоматизированных систем, выполняющих определенные информационные задачи, а именно: накопление, хранение и поиск документов; сбор и обработка информации в сфере управления; формулирование запросов и результатов обработки данных в форме документов. Перечисленные «машинные» документы широко используются в управленческой деятельности наряду с традиционными документами, составленными вручную.

В зависимости от набора элементов, их комбинации и способа записи, а также конкретных задач различают синтетические, дескрипторные и классификационные языки. Более широкое распространение дескрипторных языков обусловлено относительной простотой их применения в технике процесса индексирования. Обычно их называют информационно-поисковыми языками, так как они актуализируются в автоматизированных коммуникативных системах, основная функция которых – поиск и хранение научно-технической информации.

Расширение технологических возможностей машинной обработки информации и коммуникативных сфер применения информационных языков повышает их социальную значимость как средства общения для общества в целом и отдельных его частей.

Растущая информатизация общества, продолжение научно-технического прогресса открывают большие перспективы развития коммуникативных систем. Это в первую очередь обусловлено настоятельной необходимостью разработки таких программных систем, которые, используя резервы компьютерных технологий, могли бы передавать информацию в более четких и легко обозримых формах. Сегодня заметно усилился интерес к визуализации информации. На основе достижений информатики, когнитологии и психологии разработаны коммуникативные системы, представленные в виде различных графиков, схем, картограмм, диаграмм, позволяющих быстро воспринять информацию и вычленить необходимые детали.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Что такое система и каковы ее существенные признаки?

2.Назовите способы научной систематизации объектов.

3.Чем объясняется множественность коммуникативных систем?

4.Раскройте сходство и различие взаимосвязей элементов в языковой и коммуникативной системах.

5.В чем назначение и каковы функции искусственных «языков», их классификация?

6.Чем обусловлены сходство и различие в естественных и искусственных коммуникативных системах?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Назовите критерии уровней коммуникации.

2.В чем целесообразность выделения семиотического уровня коммуникации?

3.Раскройте природу лингвистического уровня коммуникации.

4.Перечислите особенности метаязыкового уровня коммуникации.

5.Как понимается паралингвистика? Какие виды коммуникативных средств относятся к паралингвистике?

6.Что понимается под синтетическим уровнем коммуникации?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Каким образом формируется личность?

2.Как понимается языковая личность?

3.В чем общее и различное при определении языковой и коммуникативной личности?

4.Назовите параметры коммуникативной личности.

5.В чем суть двухступенчатой модели коммуникативной личности?

6.Приведите критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Как понимается соотнесенность фундаментальных принципов научного исследования, частнонаучных методов и конкретных методов?

2.Какие требования предъявляются к частнонаучным методам?

3.Чем определяется выбор конкретных специализированных методов?

4.По каким критериям различаются конкретные методы?

5.В чем суть контент-анализа; его сильные и слабые стороны?

6.Что такое дискурс-анализ и каковы возможности его использования для исследования социальной коммуникации?

 

Герберт Спенсер

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Что понимают под взаимодействием в социальной Коммуникации?

2.Как мотивационные теории объясняют сущность и функции межличностной коммуникации?

3.Назовите особенности межличностной коммуникации в малых груп-группах.

4.Что такое убеждение как метод воздействия?

5.Приведите этапы процесса убеждения.

6.В чем состоит роль и место личности в процессе коммуникативного взаимодействия социальных структур российского общества?

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что понимают под глобальностью в современной науке?

2.В чем состоит активизация дальнейшей глобализации коммуникативных процессов в мире?

3.Назовите концепции коммуникативной глобализации человечества.

4.Каковы проблемы становления и функционирования коммуникации в мировом сообществе?

5.Назовите тенденции к созданию нового мирового коммуникативного порядка.

6.Как изменяется процесс становления и функционирования проблем современности?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Чем является массовая аудитория для функционирования массовой коммуникации?

2.Как массовая коммуникация влияет на культуру?

3.Как СМИ воздействуют на массовую аудиторию?

4.Назовите тенденции воздействия СМИ на развитие культуры.

5.Перечислите подходы, существующие в западной науке к массовой культуре?

6.Как массовая культура воздействует через СМК на российское общество?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Перечислите основные социальные компоненты информационной картины мира.

2.В чем сущность «информационной революции»?

3.Что понимают под социальной информацией?

4.В чем состоит процесс информатизации общества?

5.Что такое новые информационные технологии?

6.Как влияет информационная революция на образ деятельности людей в сферах общественной жизни?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Назовите теории развития средств массовой информации.

2.В чем заключается различие подходов к развитию информационных средств?

3.Какие факторы определяют эффективность массовой коммуникации?

4.Что понимают под социальной ответственностью за предоставляемую информации?

5.Какие существуют подходы к социальной ответственности за предоставляемую информацию?

6.В чем заключается персональная ответственность за предоставление информации массам?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Чем являются средства массовой информации для массовой коммуникации?

2.Назовите условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации.

3.Как различаются технические средства, передающие информацию?

4.Перечислите подходы к обоснованию функций массовой коммуникации.

5.Что включает деятельность массовой коммуникации?

6.Какую роль играют средства массовой информации в жизнедеятельности общества.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Назовите классические теоретические подходы к проблеме свободы и контроля в СМИ.

2.Перечислите особенности современного состояния свободы средств массовой информации.

3.Раскройте современные теоретические подходы к проблеме свободы средств массовой информации.

4.Какие проблемы средств массовой информации относятся к правам человека?

5.В чем заключается международная деятельность по проблемам свободы средств массовой информации?

6.Какова деятельность российского государства в обеспечении свободы и контроля в СМИ нашего общества?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Назовите основные способы воздействия на массовую аудиторию.

2.Какие требования предъявляются к структурированию информационного материала?

3.В чем заключаются основные элементы механизма установления контакта с аудиторией и индивидом?

4.Раскройте связь массовой коммуникации и сфер общественных связей и отношений.

5.В чем заключаются основные функции рекламы?

6.Перечислите прикладные задачи социологии коммуникации.

 

Приложение. Структурно-логические схемы

Глава 1

1.1

 

1.2

Основные понятия социологии коммуникации

 

Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемой главным образом с помощью вербальных средств коммуникации (обмен через речь, эмоции)

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью коммуникативных средств (средство, передача – взаимодействие, воздействие)

Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи,-принятыми в обществе (говорение, слушание, чтение, письмо)

Содержание базовых составляющих социокоммуникации

 

 

Глава 2

2.1

2.2

Глава 3

3.1

3.2

Глава 4

4.1

Стратификационная

 

 

 

Ситуативная

4.2

Оценочная

Функциональная

Функции

Специфическая доминанта

 

¡ Речевой этикет – система устойчивых высказываний, речевых формул общения, предписываемых обществом в данный исторический период в соответствии с социальной ориентацией коммуникации – коммуникативной сферой, ситуацией, статусно-ролевыми отношениями и коммуникативной установкой.

¡ Речевой этикет обусловлен взаимодействием социальных и коммуникативных факторов и выразительных средств коммуникации, а также их вариативностью.

Глава 5

5.1

Виды системности:

¡ Система (с греческого sustema - целое, составное из частей, соединение) – совокупность элементов, находящихся в многомерных отношениях друг с другом и образующих определенное целостное единство.

¡ Классификация (с латинского klassis - разряд, класс + facere – делать) -распределение объектов или понятий о них в какой-либо области знаний или деятельности человека по классам на основе определенного признака, позволяющего установить однородные связи.

¡ Таксономия (с греческого taxis - расположение, порядок + nomos - закон) – совокупность принципов и правил классификации объектов, а также и сама научная систематизация сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.

¡ Стратификация латинского stratum - слой, настил + facere – делать) -выявление отдельных однородных множеств элементов в области, имеющей слоистое строение.

¡ Типология (с греческого typos - отпечаток, форма, образец + logos - слово, учение) – группировка элементов на основе общности наиболее существенных признаков, часто с помощью обобщенной модели.

Признаки системности

Объектность – элементы некого множества или совокупности; Структура – сеть отношений и связей между этими элементами; Целостность – свойство данной совокупности элементов функционировать как единство, в котором целое зависит от элементов, а элементы от целого

5.2

Критерии коммуникативных систем:1. Целевое назначение системы (какая информация сообщается и кому предназначается). 2. Выбор коммуникативных средств (печать, радио, ТВ и т.д.). 3. Каналы передачи и восприятия информации (ауди-тивное, визуальное, аудитивно-визуальное, тактильное). 4. Способы обмена информацией (естественные и искусственные).

Естественные системы системы, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения.

Характеризуются: многофункциональностью, социальной дифференциацией, вариативностью, динамикой развития

Искусственные системы системы, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов.

 

Априорные – (от лат. a priori – изначально) системы, которые создаются как независимые, без опоры на естественный язык.

А. Философские языки – языки, основанные на логической классификации понятий. Б. Языки математики: язык дифференциального исчисления; язык интегрального исчисления; язык математической логики и др. В. Символический язык химии. Г. Символический язык лингвистики

Апостериорные – (от лат. a posteriori – из последующего) системы, которые создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура.

А. Язык эсперанто. Б. Язык ИДО

Смешанные – системы, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними.

А. Неспециализированные (язык волапюк).

Б. Специализированные: языки программирования;

информационные языки

 

Глава 6

6.1

СЕМИОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Семиотика (греч. semeion – знак, признак) – наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию; учение о природе и разновидностях знаковых процессов (Ч.С. Пирс).

Типы знаков (Ч.С. Пирс): икона, индекс, символ.

Аспекты характера соотнесенности знаков:

 

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Слово основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств.

Речевой акт 1. Целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в обществе. 2. Единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации.

Высказываниевербализованный результат речевого акта, продукт речевого действия.

Дискурс в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане.

Типы дискурсов

 

6.2

МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Метаязык язык «второго порядка», языковый подуровень

 

Особенности метаязыковой коммуникации, ограниченная вариативность по сравнению с естественным языком, стремление к однозначной интерпретации термина; доминирование информационной функции, адекватная передача информации; стереотипичность речевых актов, в которых реализуется общенаучная и терминологическая лексика; социальная ориентированнбсть на участников коммуникации с точки зрения их научной компетентности и профессиональной специализации; более последовательное соблюдение речевого этикета, принятого в научной сфере коммуникации.

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Паралингвистическая коммуникациякоммуникация невербальными средствами

Основа: невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса, тон, паузы.

Истоки невербальной коммуникации:

а) биологический; б) социальный.

Типы невербальных средств: 1) поведенческие знаки; 2) ненамеренные знаки; 3) собственно-коммуникативные знаки.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.052 с.)