![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институтСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. Социологическое изучение социальных институтов....................... 69 2.1.1. Понятие социального института и история его изучения………………………………………………………..70 2.1.2. Институты и организации 74 Оглавление 2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75 2.2.1. Специфические черты СМИ как социального института........................................................................................................ 75 2.2.2. Масс-медиа и власть 78 2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79 2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных 2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100 2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103 Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104 Противоречивость конституционно-правового порядка............................................................................................... 105 2.4.3. Глобализация и международный информационный 2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122 Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ 3.1. Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ................................................................................................. 124 3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129 3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133
3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134 3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137 3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138 3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142 3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145 3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146 3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147 3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148 3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149 3.4.3. Качество информации.................................................................... 151 3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152 3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153 «Культурное гражданство».......................................................... 154 Оглавление 3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия 3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157 3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159 3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы 4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175 4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187 4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189 4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190 4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192 4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193 СМИ и пропаганда.......................................................................... 194 Структура коммуникации............................................................. 197 Анализ контроля сообщений........................................................ 198 Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200 Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204 Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206 4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой 4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211 Повторное открытие первичной группы.................................. 212 «Лидеры мнений»............................................................................ 213 «Личное влияние»............................................................................ 214 Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216 4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218 4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220 4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая» функция СМИ............................................................................................... 223 4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа в обществе..................................................................................................... 228 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231 Оглавление Глава 5. Новейший этап исследований СМИ: от доминирующей к альтернативной парадигме 5.1. Смена парадигмы и институционализация 5.1.1. Торонтская школа: Г. ИннисиМ. Мак-Люэн 235 Смена средства коммуникации — доминанта изменений в обществе....................................................................................... 238 Средство сообщения есть сообщение....................................... 244 Развитие идей Торонтской школы.............................................. 250 5.1.2. Анненбергская школа............................................................................. 253 5.1.3. Бирмингемская школа............................................................................ 256 5.1.4. Glasgow Media Group............................................................................... 260 5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха.................................................. 266 5.2.1. Ж. Бодрийяр: коды и «симулякры»............................................. 266 5.2.2. Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповесгвований....................................... 271 5.2.3. Интерпретации постмодерна....................................................... 275 5.2.4. Постмодернистское «прочтение» медиа........................................... 278 5.3. Интернет — воплощение постмодерна?.................................................. 281 5.3.1. Социальные последствия сетевых коммуникаций, или «общение» в Интернете............................................................................. 285 5.4. Проблемы медиаглобализации.......................................................................... 289 5.4.1. «Мифология» глобализации через медиа......................................... 294 5.5. Основные «поля» современных исследований.............................................. 297 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 301 Глава 6. Исследования аудитории, или Эффекты воздействия масс-медиа 6.1. Масса, публика, аудитория: различия и особенности 6.1.1. Г. Тард: публика итолпа........................................................................... 304 6.1.2. Специфика массовых взаимодействий...................................... 306 6.1.3. СМИ как фактор массовизации................................................... 311 6.2. Эффекты масс-медиа..................................................................................... 314 6.2.1. Массовая паника.............................................................................. 314 6.2.2. Выборочное восприятие информации и теория когнитивногодиссонансаЛ. Фестингера 316 6.2.3. Теория «разрывов в знании», или информационного дефицита.... 320 6.2.4. Теория «пользы и удовлетворения потребностей»................. 324 6.3. Повестка дня для общества (agenda setting theory)................................ 327 6.3.1. Возникновение гипотезы................................................................ 328 6.3.2 Механизм формирования повестки дня...................................... 331 6.3.3. Индивидуальные повестки дня..................................................... 337 6.3.4. Роль повестки дня............................................................................. 339 6.4. Конструирование социальных проблем................................................... 341 6.4.1. Традиция в понимании «социальной проблемы».................... 342 6.4.2. Социальная проблема — результат «коллективного определения» 343 6.4.3. Публичные арены и их «пропускная способность»................ 349 6.4.4. «Усталость сострадать».................................................................. 351 6.5. Общественное мнение..................................................................................... 358 6.5.1. Понятие общественного мнения.................................................... 358 6.5.2. Дж. Гэллап и научное изучение общественного мнения............................................................................................................. 361 6.5.3. Процедуры и выборка...................................................................... 366 6.5.4. Э. Ноэль-Нойман: «спираль молчания»..................................... 368 6.6. Медиаметрия: рейтинг и его роль в изучении аудитории.................... 372 6.6.1. Реклама в современном мире......................................................... 372 6.6.2. Рейтинг Нильсена.............................................................................. 375 6.6.3. Основные понятия и способы медиаизмерений........................ 376 6.6.4. Проблемы медиаизмерений............................................................ 378 6.6.5. Действенна ли реклама в СМИ?................................................... 379 6.7. Аудитории в условиях многоканальной медиасреды........................... 381 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 382 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 7.1. Массовая коммуникация какдействие....................................................... 385 7.1.1. Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности.. 387 7.1.2. Специфика дискурса масс-медиа................................................. 389 7.1.3. Требования к информационному продукту............................... 392 7.2. Стратегии журналистской деятельности................................................. 396 7.2.1. Открытые коммуникативные задачи.......................................... 396 Информирование и репортажный способ работы............................. 397 Артикуляция независимого мнения и расследовательский способ работы....................................... 398 Развлечение и «произвольное» обращение с источниками................................................................................... 400 Оглавление 7.2.2. Скрытые коммуникативные задачи, или внешние ограничители деятельности журналиста........................... 401 Скрытая реклама............................................................................ 401 Политическое давление................................................................ 402 Личные обязательства и зависимости....................................... 404 7.2.3. Совмещение конкурирующих задач — основа коммуникативного действия журналиста............................. 404 7.2.4. Результаты журналистских практик.......................................... 406 7.3. Новые виды журналистских практик........................................................ 407 7.3.1. Журналистика «сиюминутности»............................................... 407 7.3.2. Онлайновая журналистика........................................................... 409
7.4. Интернет и будущее журналистики.......................................................... 411 7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста.................................................................................................. 416 7.5.1. Социология профессиональных практик.................................. 416 7.5.2. Правила и практики журнализма как профессии................... 418 7.5.3. Символическое поведение журналистов.................................. 419 7.5.4. Профессиональная культура........................................................ 422 Различие «профессиональной культуры» и субкультуры профессии............................................................. 422 7.5.5. Профессиональная идентичность............................................... 423 7.5.6. Компенсирующие стратегии журналистской идентичности...... 425 7.5.7. Карьера журналиста, или Дополняющие идентичности............................................................................................... 428 7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор журналиста.............................................................................................................. 429 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 432 Заключение............................................................................................................. 433 Словарь терминов.................................................................................................. 434 Литература к курсу «Социология массовых коммуникаций»................... 445
ПРЕДИСЛОВИЕ _____________________________________________________________
Учебное пособие «Социология массовых коммуникаций» подготовлено на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет студентам отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ. Этот учебный курс предназначен для подготовки журналистов-аналитиков, что задало его содержание. Основная его цель — рассмотреть, с одной стороны, реальные проблемы, которые характеризуют предметное поле бурно развивающихся современных массовых коммуникаций, а с другой — проанализировать и систематизировать основные исследовательские подходы и методы изучения сложного и многообразного социального феномена, ставшего на протяжение последних десятилетий решающим фактором резкого изменения мира. Эти существенные обстоятельства определили характер и структуру книги. Университетский курс традиционно включает систематическое изложение принципов и правил изучения предмета той или иной научной дисциплины, испытанных временем и признанных научным сообществом в качестве классических. Такой подход в отношении данного курса невозможен, ибо сама коммуникативистика, частью которой является социология массовых коммуникаций, — все еще формирующаяся наука, междисциплинарная по своей сути (сам предмет изучения подвижен, меняется на глазах), а потому демонстрирующая множественность теоретических подходов. Подобные незавершенность и неопределенность хорошо заметны в статьях самых, пожалуй, авторитетных научных словарей. Так, в Большом толковом социологическом словаре Collins дается следующее определение социологии массовых коммуникаций: «Подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она привлекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее раз- Предисловие нообразие теоретических подходов». В The Penguin Dictionary of Sociology какое-либо определение вообще отсутствует, а статья под тем же названием начинается словами: «Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время в основном занимаются тремя проблемами...»: это, во-первых, изучение сообщений массовой коммуникации на основе различных подходов; во-вторых, исследования институционально-организационных форм медиа и их персонала, включающие проблемы собственности в сфере СМИ и контроля за ними, а также изучение основных принципов, которыми руководствуются в своей деятельности журналисты; в-третьих, анализ эффектов воздействия СМИ на аудитории. Последняя проблема вызывает особый исследовательский интерес в силу того, что вопрос о реальном воздействии медиа на аудиторию, особенно в условиях экспоненциального роста сетевых СМИ, остается открытым. Преимущество такого не жестко фиксированного изложения связано с открытостью и многослойнос-тью самого предметного поля изучения — современных медиа. Все эти проблемы нашли свое отражение в учебном пособии. В основу изложения учебного материала положено когнитивное понимание современной массовой коммуникации, транслирующей создаваемые в процессе производства информационного продукта смыслы, т.е. знания о мире. Материалы, представленные в книге, фиксируют наличное состояние дел в исследовании современной массовой коммуникации и демонстрируют открытый характер исследовательского поля. Изложенные выше соображения обусловили значительные содержательные отличия данного учебника от существующих отечественных изданий, прежде всего глубоких и хорошо фундированных работ Л.Н. Федотовой (см., например: ФедотоваЛ.Н. Социология массовой коммуникации: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003), где весьма подробно анализируется, наряду с прочим, практика социологического изучения данного феномена по всем его основным направлениям — материалов СМИ с помощью контент-анализа, аудитории, общественного мнения и т.п. — на основе эмпирических исследований, проводимых отечественными учеными. Учитывая особенности контингента слушателей, профессиональная деятельность которых требует аналитических навыков, но не Предисловие предполагает проведения конкретных эмпирических исследований, автор стремился наполнить курс познавательными составляющими, предлагая в нем некоторые современные подходы к проблемам понимания знания (К. Поппер) и порядков знания (Г. Шпинер), отталкиваясь от классического понятия информации и ее передчи («цепь Шеннона — Уивера»). Все это позволило, как представляется, более глубоко осмыслить и показать основные механизмы функционирования массовой коммуникации как специфического социального института современного общества (гл. 2). Проблема свободы слова как основы существования и деятельности СМИ с момента возникновения первого из них— газет, — развитие нормативных принципов социально-институционализированной системы массовых коммуникаций в процессе их исторической эволюции, проблемы «четвертой власти» рассматриваются в гл. 3. История формирования научного изучения СМИ и современных подходов к анализу массовой коммуникации (гл. 4 и 5) разворачивается на фоне реальных, постоянно возникающих проблем, многие из которых до сих пор не имеют однозначного решения, прежде всего в силу открытости и изменчивости самого процесса распространения информации в обществе. Ориентация СМИ на аудиторию как основной объект деятельности естественным образом требовала рассмотрения эффектов воздействия и способов взаимодействия этих двух основных агентов информационного процесса (гл. 6). Особое внимание при этом было обращено на такие, сравнительно плохо представленные в отечественной литературе, проблемы, как формирование «повестки дня» и механизмы выдвижения социальных вопросов, требующих публичного обсуждения, анализ исследований двусмысленного образования — и существующего и как бы не существующего, но в этом своем призрачном существовании оказывающего огромное влияние на политическую жизнь, — общественного мнения, а также точным методам фиксации внимания аудитории на различных каналах информации — ме-диаметрии. Здесь же анализируются новые электронные медиа, прежде всего Интернет, формирующие принципиально иной тип социальных связей и массовой коммуникации, приобретающей диалоговый характер с точки зрения изменения индивидуального опыта и восприятия новых медиа как процесса изменения традиционных аудиторий. Предисловие Завершающая глава посвящена анализу изменений роли и места журналиста в информационном обществе, реальным практикам журналистской деятельности в условиях рынка, что является предметом оживленных дискуссий как в профессиональном, так и научном сообществе. Понимая всю сложность поставленной задачи и ограниченность собственных возможностей в силу практической необъятности проблемного поля, автор часто вспоминал слова знаменитого лексикографа, создателя первого словаря английского языка доктора Джонсона: «Все часы врут, но и показывают какое-то время». Хочется надеяться, что данный учебник поможет студентам яснее представить будущую профессиональную деятельность и проблемы, которые подстерегают их на этом пути.
Глава 1 КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Приступая к анализу любой проблемы, необходимо четко очертить исследовательское поле, принять соответствующие рабочие определения изучаемого феномена. Это особенно важно в данных тематических рамках из-за чрезвычайно высокой смысловой перегруженности понятия массовой коммуникации. Для определения основных направлений исследования проблематики изучаемого предмета полезно сформулировать ряд вопросов, ответы на которые помогут получить представление о сути дела. 1. Когда возникает массовая коммуникация и каков ее исторический контекст, т.е. социально-политические, культурные и технологические основания появления этого феномена. 2. Первое научное формулирование (артикуляция) проблемы и генезис ее развития. 3. Современное состояние дел: значение данной проблемы здесь и сейчас, основные подходы и методы ее изучения. 4. Прагматический аспект — что дает изучение данного вопроса. 1. 1 Роль коммуникации в обществе Рассматривая роль коммуникации в истории человечества, не будет преувеличением утверждать, что без коммуникации общество как таковое вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно существующие личности. Общество — сеть отношений, возникающих и поддерживаемых главным образом благодаря коммуникации. Даже удалившиеся от мира отшельники связаны — мысленно — с другими Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе живыми существами, поскольку полное одиночество для человека — одно из самых страшных наказаний. Потребность в обмене информацией как необходимая основа общения возникла с появлением человека разумного (homo sapiens), глубоко проникнув в его поведение, привычки, обычаи. Поэтому не будет сильным преувеличением утверждение, что Homo sapiens — существо коммуницирующее, а сама коммуникация существует столько же, сколько существует человеческое общество, выступая как его системообразующая основа. В настоящее время для обозначения массовой коммуникации повсеместно употребляется термин «mass media» (в России чаще всего в калькированном виде — масс-медиа). Поскольку научное изучение любого явления требует терминологической определенности, обратимся к этимологии данного понятия. Media (мн. ч. от лат. medium — посредник) встречается уже в XVI в. в английской речи, в XVII в. используется в языке философии, а с XVIII в. начинает употребляться применительно к газетам — исторически первому специальному носителю массовой коммуникации. С середины XIX в. это понятие приобретает современное значение — распространение сообщений с помощью особых средств связи (почта, телеграф). Для обозначения газеты в качестве рекламного посредника понятие «медиа» применяется с начала XX в. Термин «communication» (от лат. communicare — делать общим, связывать) существует в английском языке с XV в., обозначая любой процесс сообщения, передачи. В XVII в. его содержание расширяется, включая физические способы сообщения, прежде всего транспортные линии коммуникации (дороги, каналы, позже железные дороги). В научный оборот понятие «коммуникация» ввел в 1909 г. американский социолог, один из виднейших представителей Чикагской социологической школы Чарлз Хортон Кули (1864—1929), определив ее как средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли»1. В качестве средств организации общения в начале XX в. он называет газеты, почту, телеграф, железные дороги и образование. 1 См.: Cooky Ch.H, The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N.Y., 1953. 1. 1. Роль коммуникации в обществе По мнению одного из виднейших представителей современной коммуникативистики, профессора Амстердамского университета Дэниса МакКуэйла1, сам термин «массовая коммуникация» возник в конце 30-х годов XX в., фиксируя распространение новых способов массовой передачи социальной информации — развитие радиовещания (20-е годы), позже телевидения (40-е годы) и их все возрастающую роль в обществе2. Это объединенное расширенное понятие для обозначения прессы и вещания отразило новый этап в развитии общества — появление современных масс-медиа. Следует отметить, что в этот период термин «масс-медиа» выполнял функцию скорее метки, очерчивая некое общее понимание нового феномена и позволяя описать его типичные черты. Сложность строгого, т.е. научного, употребления понятия «массовая коммуникация» связана со множеством коннотаций (смыслов), которыми нагружен каждый из составляющих его терминов, о чем речь пойдет ниже. Так, термин «коммуникация» до сих пор не имеет общепринятого определения, хотя ныне большинство исследователей принимает предложенную руководителем Анненбергской школы (США) профессором Джоном Гербнером дефиницию — «социальная интеракция через сообщение». Сегодня массовая коммуникация рассматривается как процесс передачи информации большим группам людей с помощью специальных средств — масс-медиа (mass media) или средств массовой информации (СМИ). Существует несколько возможностей изучения такого явления, как массовая коммуникация. Прежде всего это медиаориентированный подход, исходящий из посылки об относительной автономности средств массовой коммуникации в обществе. Его используют преимущественно представители самих средств массовой коммуникации, которые склонны к преувеличению собственной роли в обществе, подчеркиванию всеобъемлющего характера и чуть ли не всемогущества 1 McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. Sage Publications, 2 Williams R. Keywords a Vocabulary of Culture and Society. N. Y.: Oxford Univ. Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе современных СМИ. При этом в качестве определяющих факторов рассматриваются либо технологические возможности массовой коммуникации, либо особенности ее содержания. Используемый автором подход может быть определен как социально ориентированный, рассматривающий массово-коммуникативные процессы как зависимые и определяемые процессами более общего порядка, прежде всего социально-политическими и экономическими. В этом смысле теория массовой коммуникации является, по сути, приложением к теориям более высокого уровня, но не в оценочном смысле (выше значит лучше), а в отношении степени обобщения. Итак, в самом общем виде коммуникацию можно определить как одну из основ человеческой жизнедеятельности, тип взаимодействия между людьми, предполагающий обмен знаниями. 1.2 Коммуникация как передача знания Что такое знание? Словари и энциклопедии вряд ли помогут ответить на этот вопрос; они предлагают либо логически нестрогие1, либо односторонние определения, ориентированные на какую-то конкретную теоретико-познавательную позицию2, либо — если это философские словари и энциклопедии, — слишком детальные тяжеловесные описания со ссылками на труды разных философов, включающие множество уточнений и оговорок. _____________________ 1 «Знание — состояние, принадлежность знающего что-либо» (Даль В.И. 2 В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение зна 1.2. Коммуникация как передача знания Для наших целей знание надо рассматривать максимально широко: не только истинное (верное) и не только научное, но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное, прочтенное и вспоминаемое, догадки и фантазии — все это также должно быть отнесено к знанию; сюда же, разумеется, следует включить и результаты научных исследований, основанных на продуманной стратегии и отработанной методологии, как и сами применяемые стратегии и методологии. Иными словами, понятие знания в широком смысле состоит из самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые всеми членами общества или всем человечеством, и специализированные знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессиональных или демографических групп, а также субкультурные и даже эзотерические знания, предсталяющие собой строго оберегаемое достояние узких сообществ. Знание можно рассматривать по отношению к его носителям (и здесь также не нужны ограничения): они могут быть духовными, например человеческое сознание, или материальными и техническими — береста, бумага, глиняные плитки, граммофонные пластинки, компьютерные дискеты, CD, микрочипы и проч. Весьма разнообразны и средства переработки знаний — от человеческого мозга до суперкомпьютеров и других технических средств. Чтобы наше представление о знании не стало в конце концов бессодержательным от его чрезмерного расширения, надо выделить то общее, что имеется во всех видах знания независимо от их содержания, носителя, степени их распространенности и обстоятельств существования. Это общее — наличие информации, понимаемой как сообщение (предложение, высказывание), констатирующее наличие или отсутствие определенного состояния дел. Причем не важно, верное («истинное») оно или нет, обосновано рационально или не обосновано, выражено в вербальной (языковой) или невербальной форме, открыто (эксплицитно) или молча (имплицитно) предполагается. Именно информация является ядром всякого знания (понятие информации будет детально рассмотрено далее в этой главе). Пока речь пойдет о более широком понятии знания. Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе 1.2.1 Свойства знания Знание отличается от всего сущего в силу целого ряда особых, весьма необычных свойств, которые и определяют специфику как его совокупностей, структур, так и связанных с ним форм деятельности. Немецкий философ Г. Шпинер перечисляет восемь таких специфических признаков1, мы добавим к этому списку еще один. • Главным из признаков знания, отличающих его от других вещей и явлений, является его символический характер, вытекающий из функции репрезентации (представления), свойственной ему в процессе познания. Знание всегда есть информация «о» чем-то, «относительно» чего-то или «по поводу» чего-то. Это «что-то», знанием чего (или о чем) оно является, представляет собой определенное предметное содержание знания. Но знание — не прямое и непосредственное «отражение» этого содержания; в результате познания человек всегда получает не объект как таковой, а его более или менее выраженную (ре)-конструкцию. Возможности и пределы истинного познания изучает философская наука эпистемология (от греч. epistemologia), или теория познания. Говоря о знаниях, мы имеем в виду когнитивную (от лат. cognitio — познавание, понимание, представление) репрезентацию объектов и явлений внешнего мира, т.е. их представление в сознании человека, или их информационную составляющую. Можно различать «внутреннюю» и «внешнюю» репрезентации. Внутренняя репрезентация — это представление вещи в наших чувствах и сознании, внешняя — представление в других, технических или не технических посредниках — от языка или компьютера. И в том, и в другом случае речь идет о знании. Можно говорить о репрезентации второго порядка, т.е. о репрезентации репрезентированного, когда имеющееся знание (репрезентация) само требует «репрезентации» для того, чтобы быть переработанным в разного рода технических системах. В этих случаях симво- 1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen, 1994. S. 27-28. Изложение идей Г. Шпинера дано по: Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. Статьи и эссе. М.: Университетская книга, 2005. С. 107-149. 1.2. Коммуникация как передача знания лическая функция репрезентации по отношению к «миру» или «реальности» никакой роли не играет. Семантику (т.е. смысл) знаков тогда можно не принимать во внимание также, как и прагматику (отношение знания к тому, кто им пользуется). Символический характер знания позволяет человеку распоряжаться явлениями и объектами, даже реально не располагая ими. Так, с помощью знания можно манипулировать вещами, удаленными во времени и пространстве, описывать изобретенные или просто нафантазированные вещи и явления. Можно делать вещи осязаемыми путем их описания, обдумывать действие, не совершая его. • Другой важный признак — непредметный характер знания. В нем, собственно, и заключается нематериальность знания, контрастирующая с твердостью и тяжестью материальных объектов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. По причине своей нематериальности знание в высшей степени подвижно, расположено к перемене места, времени, к изменению собственного состояния. Все это делает знание значительно более легким в обращении, чем предметы, которые оно репрезентирует, представляет. Непредметный характер знания является основой многих важных дифференциаций: например, различения между материальными и духовными благами, как они определяются в философии, между материальной и духовной культурой, как их трактуют культурологи, или между материальной и интеллектуальной собственностью, как они понимаются у юристов. Во всех трех случаях знание принадлежит к последней категории перечисленных бинарных оппозиций. По причине своей нематериальности знание весьма уязвимо: оно легко подвергается отрицанию. Отрицание — противоположно направленная информация; в философии, как и в жизни, это называется критикой. Знание уязвимо с точки зрения его содержания, которое может быть искажено путем дезинформации; знание легко проигнорировать. Но в то же время знание практически неуничтожимо1: однажды полученное, открытое, «изготовленно» знание, если оно важ- 1 Информация принципиально неуничтожима. Булгаковская фраза из романа «Мастер и Маргарита» — Рукописи не горят — представляет собой метафорическую версию данного тезиса. Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе но, может быть уничтожено лишь с огромными затратами средств и усилий. (Это хорошо известно из криминальных романов: для того, чтобы уничтожить знание, мало убить его носителя — надо уничтожить самого киллера, потом заказчика и т.д. и т.д.) Именно по причине своей нематериальности, несвязанности с определенным местом и временем, знание обретает поистине божественные свойства вневременности, бесконечности существования, потенциальной вездесущности и неограниченной возможности саморепродуцирования, а кроме того еще и возможности воздействия как на человеческий мир, так и на мир физических вещей и явлений. Один из наиболее интересных способов понимания этих свойств знания предложил выдающийся английский философ сэр Карл Поппер (1902-1994) в своей концепции «трех миров». Согласно его воззрениям, существуют три мира: первый — мир физических объектов или физических состояний, второй — мир сознаний, состояний сознания, третий — «мир интеллигибилий, или мир идей в объективном смысле: это мир возможных объектов мышления»1, т.е., по существу, мир знаний. Предмет философии — знание, т.е. «проблемы, теории и аргументы как таковые. Знание в этом смысле совершенно независимо также от чьего-либо убеждения или расположения к согласию с ним, или к утверждению его, или к действию. Знание в объективном смысле есть знание без познающего: это знание без знающего субъекта»2. Именно это «знание в объективном смысле», или, говоря другими словами, объективное содержание знания и есть попперовский «третий мир». Попперовские «три мира» организованы таким образом, что могут взаимодействовать попарно: первый и второй, второй и третий. Первый и третий миры не могут взаимодействовать непосредственно, безучастия второго — мира субъективных идей, являющегося медиумом взаимодействия. Причем совместное действие первого и третьего миров рассматривается Поппером не как воздействие физического мира на мир идей, а наоборот, как воздействие мира абстракции на физическую реальность. Ход его рассуждений примерно таков: невозможно отрицать, что мир философских и научных тео<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.169 (0.02 с.) |