Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт



2.1. Социологическое изучение социальных институтов....................... 69

2.1.1. Понятие социального института и история

его изучения………………………………………………………..70

2.1.2. Институты и организации 74


Оглавление

2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75

2.2.1. Специфические черты СМИ как социального

института........................................................................................................ 75

2.2.2. Масс-медиа и власть 78

2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79

2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных
институтов................................................................................................................. 93

2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100

2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103

Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104

Противоречивость конституционно-правового

порядка............................................................................................... 105

2.4.3. Глобализация и международный информационный
порядок.......................................................................................................... 109

2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

3.1. Свобода слова как нормативный принцип

деятельности СМИ................................................................................................. 124

3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129

3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133

 

3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134

3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137

3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138

3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142

3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145

3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146

3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147

3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148

3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149

3.4.3. Качество информации.................................................................... 151

3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152

3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153

«Культурное гражданство».......................................................... 154


Оглавление

3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия
журналистики.......................................................................................................... 156

3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157

3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159

3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174

 

Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита

до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175

4.2. Возникновение американской традиции

исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187

4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189

4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190

4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192

4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193

СМИ и пропаганда.......................................................................... 194

Структура коммуникации............................................................. 197

Анализ контроля сообщений........................................................ 198

Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200

Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204

Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206

4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой
коммуникации......................................................................................................... 207

4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211

Повторное открытие первичной группы.................................. 212

«Лидеры мнений»............................................................................ 213

«Личное влияние»............................................................................ 214

Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216

4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218

4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220

4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая»

функция СМИ............................................................................................... 223

4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа

в обществе..................................................................................................... 228

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231


Оглавление

Глава 5. Новейший этап исследований СМИ: от доминирующей к альтернативной парадигме

5.1. Смена парадигмы и институционализация
медиаисследований...................................................................................................... 233

5.1.1. Торонтская школа: Г. ИннисиМ. Мак-Люэн 235

Смена средства коммуникации — доминанта

изменений в обществе....................................................................................... 238

Средство сообщения есть сообщение....................................... 244

Развитие идей Торонтской школы.............................................. 250

5.1.2. Анненбергская школа............................................................................. 253

5.1.3. Бирмингемская школа............................................................................ 256

5.1.4. Glasgow Media Group............................................................................... 260

5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха.................................................. 266

5.2.1. Ж. Бодрийяр: коды и «симулякры»............................................. 266

5.2.2. Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповесгвований....................................... 271

5.2.3. Интерпретации постмодерна....................................................... 275

5.2.4. Постмодернистское «прочтение» медиа........................................... 278

5.3. Интернет — воплощение постмодерна?.................................................. 281

5.3.1. Социальные последствия сетевых коммуникаций,

или «общение» в Интернете............................................................................. 285

5.4. Проблемы медиаглобализации.......................................................................... 289

5.4.1. «Мифология» глобализации через медиа......................................... 294

5.5. Основные «поля» современных исследований.............................................. 297

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 301

Глава 6. Исследования аудитории, или Эффекты воздействия масс-медиа

6.1. Масса, публика, аудитория: различия и особенности
формирования......................................................................................................... 303

6.1.1. Г. Тард: публика итолпа........................................................................... 304

6.1.2. Специфика массовых взаимодействий...................................... 306

6.1.3. СМИ как фактор массовизации................................................... 311

6.2. Эффекты масс-медиа..................................................................................... 314

6.2.1. Массовая паника.............................................................................. 314

6.2.2. Выборочное восприятие информации и теория когнитивногодиссонансаЛ. Фестингера 316

6.2.3. Теория «разрывов в знании», или информационного дефицита.... 320

6.2.4. Теория «пользы и удовлетворения потребностей»................. 324


6.3. Повестка дня для общества (agenda setting theory)................................ 327

6.3.1. Возникновение гипотезы................................................................ 328

6.3.2 Механизм формирования повестки дня...................................... 331

6.3.3. Индивидуальные повестки дня..................................................... 337

6.3.4. Роль повестки дня............................................................................. 339

6.4. Конструирование социальных проблем................................................... 341

6.4.1. Традиция в понимании «социальной проблемы».................... 342

6.4.2. Социальная проблема — результат «коллективного определения» 343

6.4.3. Публичные арены и их «пропускная способность»................ 349

6.4.4. «Усталость сострадать».................................................................. 351

6.5. Общественное мнение..................................................................................... 358

6.5.1. Понятие общественного мнения.................................................... 358

6.5.2. Дж. Гэллап и научное изучение общественного

мнения............................................................................................................. 361

6.5.3. Процедуры и выборка...................................................................... 366

6.5.4. Э. Ноэль-Нойман: «спираль молчания»..................................... 368

6.6. Медиаметрия: рейтинг и его роль в изучении аудитории.................... 372

6.6.1. Реклама в современном мире......................................................... 372

6.6.2. Рейтинг Нильсена.............................................................................. 375

6.6.3. Основные понятия и способы медиаизмерений........................ 376

6.6.4. Проблемы медиаизмерений............................................................ 378

6.6.5. Действенна ли реклама в СМИ?................................................... 379

6.7. Аудитории в условиях многоканальной медиасреды........................... 381

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 382

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.1. Массовая коммуникация какдействие....................................................... 385

7.1.1. Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности.. 387

7.1.2. Специфика дискурса масс-медиа................................................. 389

7.1.3. Требования к информационному продукту............................... 392

7.2. Стратегии журналистской деятельности................................................. 396

7.2.1. Открытые коммуникативные задачи.......................................... 396

Информирование и репортажный способ работы............................. 397

Артикуляция независимого мнения

и расследовательский способ работы....................................... 398

Развлечение и «произвольное» обращение

с источниками................................................................................... 400


Оглавление

7.2.2. Скрытые коммуникативные задачи, или

внешние ограничители деятельности журналиста........................... 401

Скрытая реклама............................................................................ 401

Политическое давление................................................................ 402

Личные обязательства и зависимости....................................... 404

7.2.3. Совмещение конкурирующих задач —

основа коммуникативного действия журналиста............................. 404

7.2.4. Результаты журналистских практик.......................................... 406

7.3. Новые виды журналистских практик........................................................ 407

7.3.1. Журналистика «сиюминутности»............................................... 407

7.3.2. Онлайновая журналистика........................................................... 409

 

7.4. Интернет и будущее журналистики.......................................................... 411

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные

миры журналиста.................................................................................................. 416

7.5.1. Социология профессиональных практик.................................. 416

7.5.2. Правила и практики журнализма как профессии................... 418

7.5.3. Символическое поведение журналистов.................................. 419

7.5.4. Профессиональная культура........................................................ 422

Различие «профессиональной культуры»

и субкультуры профессии............................................................. 422

7.5.5. Профессиональная идентичность............................................... 423

7.5.6. Компенсирующие стратегии журналистской идентичности...... 425

7.5.7. Карьера журналиста, или Дополняющие

идентичности............................................................................................... 428

7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор

журналиста.............................................................................................................. 429

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 432

Заключение............................................................................................................. 433

Словарь терминов.................................................................................................. 434

Литература к курсу «Социология массовых коммуникаций»................... 445

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

_____________________________________________________________

 

Учебное пособие «Социология массовых коммуникаций» подготов­лено на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет студен­там отделения деловой и политической журналистики факультета при­кладной политологии ГУ ВШЭ. Этот учебный курс предназначен для подготовки журналистов-аналитиков, что задало его содержание. Ос­новная его цель — рассмотреть, с одной стороны, реальные пробле­мы, которые характеризуют предметное поле бурно развивающихся современных массовых коммуникаций, а с другой — проанализиро­вать и систематизировать основные исследовательские подходы и ме­тоды изучения сложного и многообразного социального феномена, ставшего на протяжение последних десятилетий решающим факто­ром резкого изменения мира. Эти существенные обстоятельства оп­ределили характер и структуру книги.

Университетский курс традиционно включает систематическое изложение принципов и правил изучения предмета той или иной на­учной дисциплины, испытанных временем и признанных научным со­обществом в качестве классических. Такой подход в отношении дан­ного курса невозможен, ибо сама коммуникативистика, частью ко­торой является социология массовых коммуникаций, — все еще фор­мирующаяся наука, междисциплинарная по своей сути (сам предмет изучения подвижен, меняется на глазах), а потому демонстрирующая множественность теоретических подходов. Подобные незавершен­ность и неопределенность хорошо заметны в статьях самых, пожалуй, авторитетных научных словарей. Так, в Большом толковом социоло­гическом словаре Collins дается следующее определение социологии массовых коммуникаций: «Подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она при­влекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее раз-


Предисловие

нообразие теоретических подходов». В The Penguin Dictionary of Sociology какое-либо определение вообще отсутствует, а статья под тем же на­званием начинается словами: «Исследователи, работающие в этой об­ласти, в настоящее время в основном занимаются тремя проблема­ми...»: это, во-первых, изучение сообщений массовой коммуникации на основе различных подходов; во-вторых, исследования институци­онально-организационных форм медиа и их персонала, включающие проблемы собственности в сфере СМИ и контроля за ними, а также изучение основных принципов, которыми руководствуются в своей деятельности журналисты; в-третьих, анализ эффектов воздействия СМИ на аудитории. Последняя проблема вызывает особый исследо­вательский интерес в силу того, что вопрос о реальном воздействии медиа на аудиторию, особенно в условиях экспоненциального роста сетевых СМИ, остается открытым. Преимущество такого не жестко фиксированного изложения связано с открытостью и многослойнос-тью самого предметного поля изучения — современных медиа. Все эти проблемы нашли свое отражение в учебном пособии.

В основу изложения учебного материала положено когнитивное понимание современной массовой коммуникации, транслирующей создаваемые в процессе производства информационного продукта смыслы, т.е. знания о мире. Материалы, представленные в книге, фик­сируют наличное состояние дел в исследовании современной массо­вой коммуникации и демонстрируют открытый характер исследова­тельского поля.

Изложенные выше соображения обусловили значительные со­держательные отличия данного учебника от существующих отече­ственных изданий, прежде всего глубоких и хорошо фундированных работ Л.Н. Федотовой (см., например: ФедотоваЛ.Н. Социология мас­совой коммуникации: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003), где весьма подробно анализируется, наряду с прочим, практика социологичес­кого изучения данного феномена по всем его основным направлени­ям — материалов СМИ с помощью контент-анализа, аудитории, об­щественного мнения и т.п. — на основе эмпирических исследований, проводимых отечественными учеными.

Учитывая особенности контингента слушателей, профессио­нальная деятельность которых требует аналитических навыков, но не


Предисловие

предполагает проведения конкретных эмпирических исследований, автор стремился наполнить курс познавательными составляющими, предлагая в нем некоторые современные подходы к проблемам пони­мания знания (К. Поппер) и порядков знания (Г. Шпинер), отталкива­ясь от классического понятия информации и ее передчи («цепь Шен­нона — Уивера»). Все это позволило, как представляется, более глу­боко осмыслить и показать основные механизмы функционирования массовой коммуникации как специфического социального институ­та современного общества (гл. 2).

Проблема свободы слова как основы существования и деятель­ности СМИ с момента возникновения первого из них— газет, — раз­витие нормативных принципов социально-институционализирован­ной системы массовых коммуникаций в процессе их исторической эволюции, проблемы «четвертой власти» рассматриваются в гл. 3.

История формирования научного изучения СМИ и современ­ных подходов к анализу массовой коммуникации (гл. 4 и 5) развора­чивается на фоне реальных, постоянно возникающих проблем, мно­гие из которых до сих пор не имеют однозначного решения, прежде всего в силу открытости и изменчивости самого процесса распрост­ранения информации в обществе.

Ориентация СМИ на аудиторию как основной объект деятель­ности естественным образом требовала рассмотрения эффектов воз­действия и способов взаимодействия этих двух основных агентов ин­формационного процесса (гл. 6). Особое внимание при этом было об­ращено на такие, сравнительно плохо представленные в отечествен­ной литературе, проблемы, как формирование «повестки дня» и ме­ханизмы выдвижения социальных вопросов, требующих публичного обсуждения, анализ исследований двусмысленного образования — и существующего и как бы не существующего, но в этом своем при­зрачном существовании оказывающего огромное влияние на полити­ческую жизнь, — общественного мнения, а также точным методам фик­сации внимания аудитории на различных каналах информации — ме-диаметрии. Здесь же анализируются новые электронные медиа, прежде всего Интернет, формирующие принципиально иной тип социальных связей и массовой коммуникации, приобретающей диалоговый харак­тер с точки зрения изменения индивидуального опыта и восприятия новых медиа как процесса изменения традиционных аудиторий.


Предисловие

Завершающая глава посвящена анализу изменений роли и мес­та журналиста в информационном обществе, реальным практикам журналистской деятельности в условиях рынка, что является предме­том оживленных дискуссий как в профессиональном, так и научном сообществе.

Понимая всю сложность поставленной задачи и ограниченность собственных возможностей в силу практической необъятности проб­лемного поля, автор часто вспоминал слова знаменитого лексикогра­фа, создателя первого словаря английского языка доктора Джонсона: «Все часы врут, но и показывают какое-то время». Хочется надеяться, что данный учебник поможет студентам яснее представить будущую профессиональную деятельность и проблемы, которые подстерегают их на этом пути.

 


 

Глава 1

КОММУНИКАЦИЯ

И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Приступая к анализу любой проблемы, необходимо четко очертить исследовательское поле, принять соответствующие рабочие опреде­ления изучаемого феномена. Это особенно важно в данных темати­ческих рамках из-за чрезвычайно высокой смысловой перегруженно­сти понятия массовой коммуникации. Для определения основных на­правлений исследования проблематики изучаемого предмета полез­но сформулировать ряд вопросов, ответы на которые помогут полу­чить представление о сути дела.

1. Когда возникает массовая коммуникация и каков ее истори­ческий контекст, т.е. социально-политические, культурные и техно­логические основания появления этого феномена.

2. Первое научное формулирование (артикуляция) проблемы и генезис ее развития.

3. Современное состояние дел: значение данной проблемы здесь и сейчас, основные подходы и методы ее изучения.

4. Прагматический аспект — что дает изучение данного вопроса.
Такой историко-генетический принцип изложения мы и поста­раемся реализовать в книге.

1. 1

Роль коммуникации в обществе

Рассматривая роль коммуникации в истории человечества, не будет преувеличением утверждать, что без коммуникации общество как та­ковое вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно су­ществующие личности. Общество — сеть отношений, возникающих и поддерживаемых главным образом благодаря коммуникации. Даже удалившиеся от мира отшельники связаны — мысленно — с другими


Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе

живыми существами, поскольку полное одиночество для человека — одно из самых страшных наказаний. Потребность в обмене инфор­мацией как необходимая основа общения возникла с появлением че­ловека разумного (homo sapiens), глубоко проникнув в его поведение, привычки, обычаи. Поэтому не будет сильным преувеличением ут­верждение, что Homo sapiens — существо коммуницирующее, а сама коммуникация существует столько же, сколько существует человечес­кое общество, выступая как его системообразующая основа.

В настоящее время для обозначения массовой коммуникации повсеместно употребляется термин «mass media» (в России чаще всего в калькированном виде — масс-медиа). Поскольку научное изучение любого явления требует терминологической определенности, обра­тимся к этимологии данного понятия.

Media (мн. ч. от лат. medium — посредник) встречается уже в XVI в. в английской речи, в XVII в. используется в языке философии, а с XVIII в. начинает употребляться применительно к газетам — исторически пер­вому специальному носителю массовой коммуникации. С середины XIX в. это понятие приобретает современное значение — распространение сообщений с помощью особых средств связи (по­чта, телеграф). Для обозначения газеты в качестве рекламного посред­ника понятие «медиа» применяется с начала XX в.

Термин «communication» (от лат. communicare — делать общим, свя­зывать) существует в английском языке с XV в., обозначая любой про­цесс сообщения, передачи. В XVII в. его содержание расширяется, вклю­чая физические способы сообщения, прежде всего транспортные ли­нии коммуникации (дороги, каналы, позже железные дороги).

В научный оборот понятие «коммуникация» ввел в 1909 г. аме­риканский социолог, один из виднейших представителей Чикагской социологической школы Чарлз Хортон Кули (1864—1929), определив ее как средство актуализации «органически целого мира человечес­кой мысли»1. В качестве средств организации общения в начале XX в. он называет газеты, почту, телеграф, железные дороги и образование.

1 См.: Cooky Ch.H, The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N.Y., 1953.


1. 1. Роль коммуникации в обществе

По мнению одного из виднейших представителей современной коммуникативистики, профессора Амстердамского университета Дэниса МакКуэйла1, сам термин «массовая коммуникация» возник в конце 30-х годов XX в., фиксируя распространение новых способов массовой передачи социальной информации — развитие радиовеща­ния (20-е годы), позже телевидения (40-е годы) и их все возрастаю­щую роль в обществе2. Это объединенное расширенное понятие для обозначения прессы и вещания отразило новый этап в развитии об­щества — появление современных масс-медиа.

Следует отметить, что в этот период термин «масс-медиа» вы­полнял функцию скорее метки, очерчивая некое общее понимание нового феномена и позволяя описать его типичные черты. Сложность строгого, т.е. научного, употребления понятия «массовая коммуни­кация» связана со множеством коннотаций (смыслов), которыми на­гружен каждый из составляющих его терминов, о чем речь пойдет ниже. Так, термин «коммуникация» до сих пор не имеет общеприня­того определения, хотя ныне большинство исследователей принима­ет предложенную руководителем Анненбергской школы (США) про­фессором Джоном Гербнером дефиницию — «социальная интеракция через сообщение».

Сегодня массовая коммуникация рассматривается как процесс передачи информации большим группам людей с помощью специ­альных средств — масс-медиа (mass media) или средств массовой ин­формации (СМИ).

Существует несколько возможностей изучения такого явления, как массовая коммуникация. Прежде всего это медиаориентированный подход, исходящий из посылки об относительной автономности средств массовой коммуникации в обществе. Его используют преиму­щественно представители самих средств массовой коммуникации, которые склонны к преувеличению собственной роли в обществе, под­черкиванию всеобъемлющего характера и чуть ли не всемогущества

1 McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. Sage Publications,
1994.

2 Williams R. Keywords a Vocabulary of Culture and Society. N. Y.: Oxford Univ.
Press, 1976. P. 169-170; 62-63.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

современных СМИ. При этом в качестве определяющих факторов рас­сматриваются либо технологические возможности массовой комму­никации, либо особенности ее содержания.

Используемый автором подход может быть определен как соци­ально ориентированный, рассматривающий массово-коммуникативные процессы как зависимые и определяемые процессами более общего порядка, прежде всего социально-политическими и экономическими. В этом смысле теория массовой коммуникации является, по сути, при­ложением к теориям более высокого уровня, но не в оценочном смыс­ле (выше значит лучше), а в отношении степени обобщения.

Итак, в самом общем виде коммуникацию можно определить как одну из основ человеческой жизнедеятельности, тип взаимодействия между людьми, предполагающий обмен знаниями.

1.2

Коммуникация как передача знания

Что такое знание? Словари и энциклопедии вряд ли помогут ответить на этот вопрос; они предлагают либо логически нестрогие1, либо од­носторонние определения, ориентированные на какую-то конкрет­ную теоретико-познавательную позицию2, либо — если это философ­ские словари и энциклопедии, — слишком детальные тяжеловесные описания со ссылками на труды разных философов, включающие мно­жество уточнений и оговорок.

_____________________

1 «Знание — состояние, принадлежность знающего что-либо» (Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1976. С. 688). Ясно,
что у знающего что-либо может быть множество других состояний наряду с со­
стоянием знания, например у него может болеть голова и т.п.

2 В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение зна­
ния: «Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее
отражение в мышлении человека» (М, 1979. С. 456). Нельзя согласиться с по­
добным определением: знание не обязательно должно быть верным — оно мо­
жет быть и ошибочным, и не всегда проверяется практикой, а может принимать­
ся на веру.


1.2. Коммуникация как передача знания

Для наших целей знание надо рассматривать максимально широ­ко: не только истинное (верное) и не только научное, но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное, прочтенное и вспо­минаемое, догадки и фантазии — все это также должно быть отнесено к знанию; сюда же, разумеется, следует включить и результаты науч­ных исследований, основанных на продуманной стратегии и отрабо­танной методологии, как и сами применяемые стратегии и методоло­гии. Иными словами, понятие знания в широком смысле состоит из самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые все­ми членами общества или всем человечеством, и специализированные знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессиональных или демографических групп, а также субкультур­ные и даже эзотерические знания, предсталяющие собой строго обе­регаемое достояние узких сообществ.

Знание можно рассматривать по отношению к его носителям (и здесь также не нужны ограничения): они могут быть духовными, напри­мер человеческое сознание, или материальными и техническими — бе­реста, бумага, глиняные плитки, граммофонные пластинки, ком­пьютерные дискеты, CD, микрочипы и проч. Весьма разнообразны и средства переработки знаний — от человеческого мозга до суперком­пьютеров и других технических средств.

Чтобы наше представление о знании не стало в конце концов бессодержательным от его чрезмерного расширения, надо выделить то общее, что имеется во всех видах знания независимо от их содер­жания, носителя, степени их распространенности и обстоятельств су­ществования.

Это общее — наличие информации, понимаемой как сообщение (предложение, высказывание), констатирующее наличие или отсут­ствие определенного состояния дел. Причем не важно, верное («ис­тинное») оно или нет, обосновано рационально или не обосновано, выражено в вербальной (языковой) или невербальной форме, откры­то (эксплицитно) или молча (имплицитно) предполагается. Именно информация является ядром всякого знания (понятие информации будет детально рассмотрено далее в этой главе). Пока речь пойдет о более широком понятии знания.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

1.2.1

Свойства знания

Знание отличается от всего сущего в силу целого ряда особых, весьма необычных свойств, которые и определяют специфику как его сово­купностей, структур, так и связанных с ним форм деятельности. Не­мецкий философ Г. Шпинер перечисляет восемь таких специфичес­ких признаков1, мы добавим к этому списку еще один.

• Главным из признаков знания, отличающих его от других ве­щей и явлений, является его символический характер, вытекающий из функции репрезентации (представления), свойственной ему в процес­се познания. Знание всегда есть информация «о» чем-то, «относитель­но» чего-то или «по поводу» чего-то. Это «что-то», знанием чего (или о чем) оно является, представляет собой определенное предметное содержание знания. Но знание — не прямое и непосредственное «от­ражение» этого содержания; в результате познания человек всегда по­лучает не объект как таковой, а его более или менее выраженную (ре)-конструкцию. Возможности и пределы истинного познания изучает философская наука эпистемология (от греч. epistemologia), или теория познания.

Говоря о знаниях, мы имеем в виду когнитивную (от лат. cognitio — познавание, понимание, представление) репрезентацию объектов и яв­лений внешнего мира, т.е. их представление в сознании человека, или их информационную составляющую. Можно различать «внутреннюю» и «внешнюю» репрезентации. Внутренняя репрезентация — это пред­ставление вещи в наших чувствах и сознании, внешняя — представле­ние в других, технических или не технических посредниках — от языка или компьютера. И в том, и в другом случае речь идет о знании.

Можно говорить о репрезентации второго порядка, т.е. о репре­зентации репрезентированного, когда имеющееся знание (репрезен­тация) само требует «репрезентации» для того, чтобы быть перерабо­танным в разного рода технических системах. В этих случаях симво-

1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen, 1994. S. 27-28. Изложение идей Г. Шпинера дано по: Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. Статьи и эссе. М.: Университетская книга, 2005. С. 107-149.


1.2. Коммуникация как передача знания

лическая функция репрезентации по отношению к «миру» или «реаль­ности» никакой роли не играет. Семантику (т.е. смысл) знаков тогда можно не принимать во внимание также, как и прагматику (отноше­ние знания к тому, кто им пользуется).

Символический характер знания позволяет человеку распоря­жаться явлениями и объектами, даже реально не располагая ими. Так, с помощью знания можно манипулировать вещами, удаленными во времени и пространстве, описывать изобретенные или просто нафан­тазированные вещи и явления. Можно делать вещи осязаемыми пу­тем их описания, обдумывать действие, не совершая его.

• Другой важный признак — непредметный характер знания. В нем, собственно, и заключается нематериальность знания, контрастирующая с твердостью и тяжестью материальных объектов, с которыми мы стал­киваемся в повседневной жизни. По причине своей нематериальнос­ти знание в высшей степени подвижно, расположено к перемене мес­та, времени, к изменению собственного состояния. Все это делает знание значительно более легким в обращении, чем предметы, кото­рые оно репрезентирует, представляет.

Непредметный характер знания является основой многих важ­ных дифференциаций: например, различения между материальными и духовными благами, как они определяются в философии, между ма­териальной и духовной культурой, как их трактуют культурологи, или между материальной и интеллектуальной собственностью, как они по­нимаются у юристов. Во всех трех случаях знание принадлежит к пос­ледней категории перечисленных бинарных оппозиций.

По причине своей нематериальности знание весьма уязвимо: оно легко подвергается отрицанию. Отрицание — противоположно на­правленная информация; в философии, как и в жизни, это называет­ся критикой. Знание уязвимо с точки зрения его содержания, которое может быть искажено путем дезинформации; знание легко проигно­рировать. Но в то же время знание практически неуничтожимо1: од­нажды полученное, открытое, «изготовленно» знание, если оно важ-

1 Информация принципиально неуничтожима. Булгаковская фраза из ро­мана «Мастер и Маргарита» — Рукописи не горят — представляет собой метафо­рическую версию данного тезиса.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

но, может быть уничтожено лишь с огромными затратами средств и усилий. (Это хорошо известно из криминальных романов: для того, чтобы уничтожить знание, мало убить его носителя — надо уничто­жить самого киллера, потом заказчика и т.д. и т.д.)

Именно по причине своей нематериальности, несвязанности с определенным местом и временем, знание обретает поистине боже­ственные свойства вневременности, бесконечности существования, потенциальной вездесущности и неограниченной возможности само­репродуцирования, а кроме того еще и возможности воздействия как на человеческий мир, так и на мир физических вещей и явлений.

Один из наиболее интересных способов понимания этих свойств знания предложил выдающийся английский философ сэр Карл Поппер (1902-1994) в своей концепции «трех миров». Согласно его воззрениям, существуют три мира: первый — мир физических объектов или физических состояний, второй — мир сознаний, состояний сознания, третий — «мир интеллигибилий, или мир идей в объективном смысле: это мир возможных объектов мышления»1, т.е., по суще­ству, мир знаний.

Предмет философии — знание, т.е. «проблемы, теории и аргументы как таковые. Знание в этом смысле совершенно независимо также от чьего-либо убеждения или расположения к согласию с ним, или к утверждению его, или к действию. Знание в объективном смысле есть знание без познающего: это зна­ние без знающего субъекта»2. Именно это «знание в объективном смысле», или, говоря другими словами, объективное содержание знания и есть попперовский «третий мир».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.086 с.)