Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая культура и проблемы ее взаимодействия с национальной культурой и искусством

Поиск

 

Рассмотрение проблем взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации позволяет раскрыть социальный механизм ее современного функционирования в систему средств массовой коммуникации.

В понятии культуры фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм этой жизнедеятельности, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различны этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (например, античная культура, культура майя и др.). Культура также характеризует особенности поведения, осознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной ж^зни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) или всего общества в целом*.

* См.: Энциклопедический социологический словарь. – М.: РАН – ИСПИ 1995 – С. 343.

 

Более сжато, можно выразить понятие культура как определенный уровень развития общества, способностей человека, а также как материальные и духовные ценности.

Роль массовой коммуникации в формировании культуры современного общества весьма значительна и является тцюизводной от трех взаимозависимых компонентов. Средства массовой коммуникаций обладают огромными возможностями в распространении классической и современной культуры. Трансляция (доставка) эстетических ценностей миллионным аудиториям – одна из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру. Другая форма воздействия – не репродуктивные, а собственно творческие, продуктивные аспекты средств массовой коммуникации. И третьим, наиболее значимым моментом, определэпощим влияние средств массовой коммуникации на формирование современной культуры, является то, что они благодаря своей технической природе не только обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудиторий, документальную фиксацию и демонстрацию материала, но и способствовали целому ряду новых эстетических качеств, получивших осмысление в различных направлениях культурной деятельности, прочно войти в арсенал современной культуры.

Названные компоненты определяют тенденции развития культуры. Первая тенденция создание новых видов искусств. Этот процесс обогащения современной культуры за счет освоения новых эстетических качеств, открытых и внедренных в культурную практику «техническими искусствами», существенным образом не только влияет на область творческой деятельности, но и расширяет сам процесс эстетического анализа, развивает искусствоведческую теорию. Сказанное можно подтвердить примером фотографии – одного из средств массовой коммуникации, с помощью которого впервые возникает такое доступное, такое важное для художественной культуры эстетическое качество, как документа-лизм. Необходимо подчеркнуть, что и для фотографии, и для других средств массовой коммуникации документальность не только художественное качество, но и важная составная часть их природы, основное онтологическое свойство.

Вторая тенденция – развитие границ типов культуры. Ежедневность соприкосновения с продукцией средств массовой коммуникации, отсутствие четких границ между условным и безусловным, сама обстановка обыденности восприятия художественных ценностей, актуальный информационный контекст, в который включены произведения искусства, размывают непроходимую ранее границу между высоким искусством и «низкими» жанрами, сокращают дистанцию между продукцией средств массовой коммуникации и потребителем. Все это не только оказывает влияние на культуру, но и ведет к расширению сферы эстетического, к постоянному соприкосновению в обыденной жизни с объектами культуры, к проникновению образов, символов и знаков художественных форм, созданных на базе средств массовой коммуникации, в повседневное мышление, к созданию устойчивой иконосферы и звукового ландшафта, в рамках которых протекает жизнедеятельность современного человека.

Третья тенденция усиление восприятия культуры. Говоря о связи современной культуры со средствами массовой коммуникации, необходимо подчеркнуть, что на базе визуальных средств массовой коммуникации возникли новые, специфические формы художественного мышления, повышающие роль визуального начала в художественной культуре. Западные идеологи пытаются утверждать, что эти визуальные средства полностью вытесняют сегодня вербальное, и что вербальная культура отмирает. Но это неверно. Напротив, происходит взаимопроникновение, при котором киномышление с его контактностью, планами влияет на литературно-драматическое и театральное мышление. Принцип монтажности, например, применяется в различных пьесах. Телевидение, рожденное на основе литературного сценария с учетом опыта живописи и кино, обратно воздействует на эти виды искусства, обогащая их эстетически, углубляя их публицистически-гражданское начало.

Средства массовой коммуникации своей реальной, обширной практикой нанесли серьезный удар по элитарной культуре, воздействовали на распространение художественной классики в массы. Выросшие из литературы, живописи и других традиционных искусств, средства массовой коммуникации оказывают обратное воздействие на них, создают предпосылки укрепления постулата народности искусства, ибо выступают в качестве реального гаранта массовости искусства. Благодаря средствам массовой коммуникации возможно более глубокое теоретическое осознание связи утилитарного и эстетического, функционального и гедонистического в воздействии искусства.

Глубокое взаимодействие средств массовой коммуникации с художественной культурой, ее коренное отличие от массовой с остротой ставят теоретический вопрос о содержании понятия народности и массовости культуры.

Необходимо отметить, что в существующей иерархии понятий: «искусство» – «художественная культура» - «культура» – каждое последующее понятие включает в себя предыдущие, тогда как каждое предыдущее есть «рефлексия», «зеркальный образ» (термин М.С. Кагана) каждого последующего.

Осуществляя попытку распределения интересующих нас терминов, следует указать на две взаимосвязанные и взаимозависимые, но самостоятельные сферы их употребления: научно-содержательную и социально-идеологическую. Если к первой относятся такие понятия, как «массовая культура» – «мировая культура», «народная культура» – «фольклорная культура», то ко второй, безусловно, будет относиться такая классификация, как «элитная культура» и «маргинальная культура», «массовая культура» и «народная культура».

Массовость культуры как мировой характеризуют ее социальная распространенность, степень вовлеченности масс как субъекта творчества в процесс производства культуры (самодеятельность, профессиональное искусство) и степень ориентированности продуктов культуры на массу как на адресата и реципиента.

Народность культуры как фольклорной характеризуют народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Массовая культура – наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчиненное ему как своей цели. Производство массовой культуры предполагается как по месту (ее потребитель – это «все», входящие в ту или иную большую человеческую общность, в предельном случае – все члены общества или даже все человечество), так и по времени (производство массовой культуры должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно). Проблематика массовой культуры оказывается, таким образом, причастной, по существу, ко всем исследованиям современного общественного сознания, отражая в себе всю его сложность и противоречивость*.

* См.: Энциклопедический социологический словарь. – М.: РАН – ИСПИ, 1995. – С. 344.

 

Основными чертами массовой культуры являются примитивизация отражения человеческих отношений, социальный максимализм, развлекательность и сентиментальность, смакование насилия, секса, выпячивание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма.

Народная культура – степень ориентированности культуры на народ как объект изображения или описания, выражение интересов народа, это точка зрения художника на жизнь, основа его идеалов, участие народных масс в сознательном творении культуры.

Если в противовес народной культуре рассматривается элитная (элитарная) культура, то имеет место ориентация на высшую часть общества, отражающую их точку зрения на культурную жизнь, основные идеалы и развитие культуры.

Противоположной элитарной культуре является маргинальная культура – (лат. «maiginalus» – как находящийся на краю) как культура групп людей или личностей поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Средства массовой коммуникации имеют огромное значение в формировании народной культуры – истинно художественной и массовой. Массовость художественной культуры коренным образом отлична от масскульта, который даже западными теоретиками рассматривается как негативное явление современной общественной жизни.

В этом случае художественная культура решает двуединую задачу – социализации и персонификации человека. Под социализацией понимается общественное становление индивида, а под персонификацией – развитие личности и утверждение ее самоценности. Профессиональная подготовка формирует специалиста в той или иной конкретной области. Художественная культура вне зависимости от профиля специалиста формирует из него личность, осознающую свою самоценность и деятельно включенную в определенные, исторически обусловленные типы общественных связей.

Различие между народной культурой и массовой культурой в обществе можно выявить по следующему основанию: содержание и специфика того или иного типа культуры определяются прежде всего той моделью, той концепцией личности, которая в рамках данной культуры постулируется, разрабатывается и внедряется в сознание людей. Коренным моментом, непосредственно связанным с типом личности, является концепция образа жизни.

В зависимости от ориентации на тот или иной образ жизни и характер личности, от установок коммуникатора средств массовой коммуникации, участвующих в процессе создания и ретрансляции культурных ценностей, тем или иным способом формируется тип личности и оказывается влияние на характер художественной культуры. Поэтому, говоря о месте и роли средств массовой коммуникации в данной культуре, следует определить прежде всего ее направленность, а также дать анализ концепции личности и ориентации средств массовой коммуникации. Все это создает широкий жанровый диапазон для массовой культуры, предопределяет использование всех индустриально-технических основ средств массовой коммуникации.

Поскольку средства массовой коммуникации оказывают всеохватывающее воспитательное воздействие на человека, которое зависит от мировоззренческих установок коммуникатора, постольку теория средства массовой коммуникации – поле острой идеологической борьбы.

В современной западной социологии наиболее распространено сциентистское, натуралистически-вещное понимание массовой культуры как культуры повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием, непосредственно и достоверно представленной прежде всего деятельностью средств массовой коммуникации, а потому в принципе не нуждающейся в философской, «глубинной» верификации. В концепциях Э. Шилза и Л. Уайта массовая культура рассматривается как в целом удовлетворительная форма демократизации современного общества (с соответствующим ростом жизненного уровня, образования). Оптимистическим взглядам на массовую культуру противостоят различные направления критического анализа, тесно связанного с проблематикой массового общества. Среди предшественников и авторов этой, критики Местр, Э. По, А. Токвиль, Ш. Бодлер, Ф. Ницше, Д. Милль, X. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, Т. Адорно, А. Лефевр, Э. Фромм, Д. Рисмен, Г. Маркузе, Ч, Миллс, X. Энценсбергер, А. Моль и др. В рамках этого направления массовая культура рассматривается как выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, цинично эксплуатирующих культурные запросы масс, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения и угнетения; как показатель распада отношений личной и общинной зависимости и кризиса традиционных демократических ценностей. Демонизм, приписываемый при этом массовой культуре, объясняется ее вездесущим умением сводить любые явления подлинной, высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания неразвитым вкусам, до иллюстрации «извечной истинности» провозглашаемых ею вульгарных сентенций. Толчок развитию проблематики массовой культуры дало проявление контркультуры и революция в области средств связи и информации*.

* См.: Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 178-179.

 

Средства массовой коммуникации, обладающие огромными возможностями хранения и распространения культуры, могут, таким образом, стать мощным каналом моментальной поставки научных и кулыурцых достижений и открытий большинству населения. Исходя из этого и выяснив наиболее общие тенденции и закономерности функционирования и использования средств массовой коммуникации, сделаем некоторые предположения о том, каковы же дальнейшие перспективы их развития.

В области прогнозирования можно выделить два типа высказываний, которые базируются на двух формах общественного сознания и используют присущие им познавательные средства. Это наука с ее аппаратом категорий и понятий и искусство с его образной природой видения действительности.

В футурологии долгое время наиболее ценным считался прогноз строго научный. Однако не менее ценен прогноз художественный. Поэтому наиболее эффективным, продуктивным и правильным представляется прогнозирование, учитывающее научные и художественные возможности. Все дело в специфике познающих средств науки и искусства – категории и образа.

Вероятностные прогностические суждения формулируются на стыке художественного и научного восприятия как результат взаимодействия двух программ: эмоционального переживания и рационального мышления. При этом сфера художественного прогнозирования обладает опережающим видением. Вероятно, наиболее результативным с точки зрения выявления прогнозных суждений будет анализ тех предсказаний, которые встречаются в области художественного творчества. При том такого, которому не чужда коммуникативная функция, тесное соприкосновение с ней.

Средства массовой коммуникации, обретая художественно-информативное значение, Начинают развиваться по законам искусства и, несмотря на свою историческую молодость, стремятся стать вровень с многовековыми традициями в освоении духовного богатства. Пытаясь в исторически кратчайший срок пробежать расстояние, отделяющее от традиционных искусств, и поднять свои возможности на их уровень при освоении мира под другим углом зрения, с новой стороны, они наращивают потенциал технических и художественно выразительных приемов и возможностей адекватной передачи образа. При этом средства массовой коммуникации в художественных аспектах своего развития опираются на опыт традиционных искусств, на опыт всей художественной культуры человечества.

Процесс формирования культурно-коммуникативной системы представляется нам еще не завершившимся. Телевидение сегодня дает нам доказательство того, что возможно существование такого коммуникативного средства, которое, аккумулировав в себе все основные достижения массовой коммуникации, объединив зрительный и звуковой каналы информации и синтезировав оба типа коммуникации (первый – временной, диахронный, исторический, обеспечивающий культуронаследие, и второй – пространственный, синхронный, актуальный, обеспечивающий социорегуляцию), может стать универсальной культурно-коммуникативной системой. Ее универсальность будет обеспечена тем, что в рамках единого коммуникативного средства появится принципиальная возможность как адаптации всего предшествующего фонда, его почти адекватного перевода в аудиовизуальные образы, так и создания новых художественных образов в системе складывающегося телевизионного искусства. Однако техническое несовершенство современного телевидения позволяет говорить об этом с оговоркой. Почти адекватный перевод на телеязык целого ряда видов искусств становится неидентичным, когда речь идет о скульптуре, архитектуре и другом, требующем объемного видеоизображения. Вероятно, голография и квадратозвучание обогатят возможности телевидения или определят новое коммуникативное средство.

По всей видимости, те отдельные достижения в сфере средств связи и тенденции их использования, которые существуют сегодня, дадут качественно новое коммуникативное средство. Уже сегодня в крупнейших библиотеках мира редкие книги выдаются в фильмокопиях. Эти фильмокопии можно считывать с экрана, находящегося в квартире. Наряду с обратной связью новое коммуникативное средство должно обрести и иные качества, позволяющие с единого, универсального экрана считывать не только книги из библиотеки, но и воспринимать образы изо- и звуковидеотехники, экспонировать любую информацию.

Реализация всех этих возможностей – дело будущего. Гарантией же их осуществления может служить обобщение опыта развития массовой коммуникации, которое позволяет теоретически сформулировать следующую тенденцию: прогресс общества и культуры вызывает усложнение культурных сообщений, стимулируя развитие массовой коммуникации и приводят к образованию новых систем, удовлетворяющих требования сложности передаваемого текста в сочетании с информативной компактностью, знаковой плотностью, выразительностью, доходчивостью, наглядностью.

При этом традиционные для определенной культуры средства массовой коммуникации, технически усложняясь, существуют для современной культуры уже не как способы передачи информации, а как художественные системы, имеющие самостоятельное эстетическое значение. Всякое искусство рождалось и как определенная информационно-коммуникативная система. Любая достаточно развитая система массовой коммуникации имеет тенденцию к перерастанию в искусство.

Отдельной проблемой, более экономического, чем культурного характера стоит вопрос о взаимодействии такого важного аспекта массовой культуры как реклама с национальной культурой и ее главной частью – искусством. Стремление создателей рекламы сыграть на тонкостях человеческой психологии, слабостях и не знаниях чего-либо большой частью массовой аудитории, ради большой прибыли в значительной части вступает в противоречие с моральными нормами общества. Острота отношений между рекламой и культурой всегда будет сохраняться и, единственно возможными путями преодоления крайнего обострения является государственное регулирование рекламной деятельности с помощью законодательства и общественного мнения.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем является массовая аудитория для функционирования массовой коммуникации?

2. Как массовая коммуникация влияет на культуру?

3. Как СМИ воздействуют на массовую аудиторию?

4. Назовите тенденции воздействия СМИ на развитие культуры.

5. Перечислите подходы, существующие в западной науке к массовой культуре?

6. Как массовая культура воздействует через СМК на российское общество?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.016 с.)