Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Поиск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания по изучению курса

для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

всех специальностей и направлений бакалавриата

 

 

Вологда


УДК 008 (09)

Культурология: Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2013. – 44 с.

 

Методические указания по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса.

 

Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей и направлений бакалавриата ВоГТУ.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ

 

 

Составители: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент;

Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент

Рецензент: Асташов В.Н., канд. филос. наук, доцент

 

 


Усл.печ.л.. Тираж.

Печать офсетная. Бумага офисная. Заказ № _____


Отпечатано: РИО ВоГТУ, г.Вологда, ул.Ленина, 15


В В Е Д Е Н И Е

Цели и задачи дисциплины

Культурология относится к базовым учебным курсам обязательного блока гуманитарных дисциплин. Культурология – интегральная наука ХХ в., включающая данные философии, социологии, истории, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.

Включение в учебную программу вузов технического профиля курса культурологии вызвано настоятельной потребностью гуманитаризации высшего образования.

Цель преподавания курса – целостное образование личности специалиста, обладающего качествами, которые помогут ему гармонично включиться в современные социально-экономические и общекультурные процессы.

Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории и истории мировой и отечественной культуры.

Задачи данного курса предполагают

· гуманитаризацию процесса обучения в техническом вузе, препятствующую формированию одностороннего технократического мышления;

· осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;

· усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;

· усвоение понятийного аппарата культурологии, основных теорий и направлений, изучение наиболее важных этапов развития мировой и отечественной культуры;

· формирование системы ценностей, соответствующей новым условиям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;

· выработку навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества на фоне идеалов и духовных ценностей прошлых эпох.


Требования к знаниям и умениям по дисциплине

 

После изучения дисциплины

 

студент должен иметь представление

· о феномене культуры, ее богатстве и многообразии;

· о специфике и закономерностях культурного процесса и типологии культуры;

· о месте отечественной культуры в мировом культурно-историческом процессе;

знать:

· понятийный научный аппарат культурологии;

· основные культурологические теории и направления;

· наиболее важные этапы развития мировой и отечественной культуры;

уметь:

· пользоваться источниками информации, обрабатывать и анализировать учебный материал;

· актуализировать знания, пользоваться усвоенным материалом в реальных жизненных ситуациях;

· формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

 

Требования к минимуму содержания дисциплины

 

Структура и состав культурологического знания; методы исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры; культура и природа; культура и общество; культура и личность; культурогенез; динамика культуры; межкультурные коммуникации; культурные ценности и нормы; культурные традиции; социальные институты культуры; типология культур; культурная самоидентичность; этническая и национальная, элитарная и массовая культура; локальные культуры; восточные и западные типы культур; место и роль России в мировой культуре; культурная универсализация в мировом современном процессе.


М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

 

В соответствии с требованиями (федеральный компонент) государственного общеобразовательного стандарта Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» культурология как одна из базовых дисциплин цикла включена в учебные планы всех специальностей, по которым ведется подготовка в Вологодском государственном техническом университете.

Учебный план заочной формы обучения предполагает изучение курса культурологии, как правило, в течение одного семестра. Он включает в себя прослушивание лекций и участие в семинарских занятиях во время сессий, консультации преподавателя в течение семестра и во время сессии, самостоятельную подготовку студентов, выполнение контрольной работы. Завершает изучение дисциплины сдача зачета (экзамена). Специфика заочной формы обучения заключается в том, что преобладающая часть материала предназначена для самостоятельной работы студентов, поэтому достичь поставленных в «Требованиях…» целей можно лишь при систематической – в течение семестра, а не накануне сессии или во время ее – подготовке.

В лекциях освещаются важнейшие проблемы культурологии с учетом последних достижений научной мысли. Также в них выделяются вопросы, которые предназначены для самостоятельного изучения с помощью учебников и дополнительной литературы, даются методические советы по самостоятельной подготовке. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит подготовку как к семинарам, так и к зачетам (экзаменам).

Семинары по культурологии имеют целью не только проверку знаний студента, но и выработку самостоятельности и аргументированности суждений, умения отстаивать собственное мнение. К семинарским занятиям следует готовиться в течение семестра, так как перегруженная аудиторной работой сессия не дает такой возможности. Изучение материала можно начать с конспекта лекции, затем обратиться к учебникам, пособиям, словарям, хрестоматиям, другой дополнительной литературе. Прочитанные разделы и статьи рекомендуется конспектировать, что позволит в дальнейшем использовать материал при написании контрольной работы и подготовке к экзамену или зачету. Качество подготовки студента будет тем выше, чем шире и разнообразнее изученная им литература. На семинарских занятиях полезно в записи вносить дополнения, почерпнутые из ответов других студентов, дополнений и обобщений преподавателя.

Контрольная работа является важным элементом как изучения культурологии в целом, так и подготовки к семинарским занятиям и зачету (экзамену), в частности. Задания в ней составлены таким образом, чтобы помочь студенту овладеть культурологическим материалом, усвоить понятийный аппарат, научиться последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, структурировать свой ответ. Оценка за этот вид самостоятельной подготовки учитывается при подведении итогов изучения дисциплины.

В контрольной работе по культурологии студентам заочной формы обучения предлагается выполнить шесть заданий. Будьте внимательны, четко следуйте их формулировке. Начинайте с нее изложение каждого задания. Не забывайте завершать их указанием на источники своего знания (изученную литературу).

Конкретную тему в заданиях следует определять по последней цифре шифра зачетной книжки студента. Например, шифр заканчивается цифрой 7, следовательно, нужно выполнить все те темы заданий, нумерация которых в свою очередь заканчивается на цифру 7 (это или только тема 7, или темы 7, 17 и т. д.). Однако обратите внимание, что в задании 1 следует изучить и изложить только одну (по выбору студента) из всех оканчивающихся на цифру 7 тем.

Контрольная работа оценивается в зависимости от того, насколько полно и логично изложен материал темы, продемонстрировал ли автор знание проблематики. Как правило, работа выполняется компьютерным набором. Общий объем ее – приблизительно 30 страниц. На титульном листе указываются название учебного заведения, факультета, группы, фамилия и инициалы автора, шифр, домашний адрес, название дисциплины.

Прием контрольных прекращается за десять дней до сессии. На каждую работу преподаватель дает письменную рецензию. Если она отвечает предъявляемым требованиям, то в «Карточке рецензента» делается пометка о допуске к защите. Защита контрольных работ проводится на собеседовании в период семестра или во время сессии. Если работа не зачтена, она возвращается студенту для доработки в соответствии с замечаниями, которые записываются или в «Карточке рецензента», или в самой работе. Авторы не допущенной к защите контрольной работы или не защитившие ее к сдаче зачета (экзамена) не допускаются.

Вопросы, вызывающие затруднения при самостоятельной подготовке к семинарам, зачету (экзамену), при написании контрольной работы, можно выяснить на консультациях.

К настоящему времени издано большое количество как собственно учебников, так и разного рода учебных пособий для вузов, в том числе хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, по культурологии, а также по истории мировой и отечественной культуры, истории искусств, религиоведению, истории религий, истории науки и др., соответствующих требованиям Федерального образовательного стандарта (список рекомендуемой литературы приведен далее). Также, безусловно, можно использовать и другую литературу из постоянно пополняющегося арсенала.

 

 

Тематика контрольных работ

 

Задание 1.

Выберите по последней цифре своего шифра проблемы (1, 11, 21, 31; 2, 12, 22, 32… 10,20, 30, 40).

Задание следует оформить в виде сравнительной таблицы (альбомное положение страниц).

Библиографический список

Основная литература

1. Бобахо, В.А. Культурология / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: Фиар Пресс, 2000. – 400 с.

2. Горелов, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 400 с.

3. Кармин, А.С. Культурология: учебник / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003. – 927 с.

4. Кондаков, И.В. Культурология. История культуры России: курс лекций / И.В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 615 с.

5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 686 с. [ а также любое другое издание ]

6. Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с. [ а также любое другое издание ]

7. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Academia, 2003. – 605 с.

8. Культурология: курс лекций / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 303 с. [ а также любое другое издание ]

9. Культурология: учеб. пособие / под ред. А.И. Шаповалова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

10. Культурология: учеб. пособие / под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – 303 с.

11. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 571 с. [ а также любое другое издание ]

12. Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с.

13. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2005. – 566 с.

14. Теоретическая культурология / отв. ред. О.К. Румянцев. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 623 с.

Дополнительная литература

1. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А.И.Арнольдов. – М.: МГИК, 1993. – 240 с.

2. Багновская, Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н.М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2005. – 297 с.

3. Балакина, Т.И. Мировая художественная культура: Россия. IX – XIX вв.: учеб. пособие / Т.И. Балакина. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 256 с.

4. Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур / А.А. Белик. – М.: РГГУ, 1998. – 241 с.

5. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А.Н. Быстрова. – М.: Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2000. – 680 с.

6. Введение в культурологию: учеб. Пособие / под ред. Е.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 336 с.

7. Викторов, В.В. Культурология: учебник / В.В. Викторов. – М.: Экзамен, 2004. – 558 с.

8. Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура / Т.С. Георгиева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

9. Гуревич, П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 333 с.

10. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 473 с.

11. История и культурология: учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – 368 с.

12. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. – СПб.: Лань, 2000. – 387с.

13. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Лань, 1996. – 418 с.

14. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 1997. – 512 с.

15. Культурология. История и теория культуры: учеб. пособие. – М.: Знание, 1996. – 272 с.

16. Культурология: Основы теории и истории культуры: учеб. пособие / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 592 с.

17. Левяш, И.Я. Культурология: курс лекций / И.Я. Левяш. – Минск: Тетра Системс, 1998. – 540 с.

18. Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособие / Ю.Я. Малюга. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 278 с.

19. Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. – М.: Высш. шк., 1996. – 272 с.

20. Мареева, Е.В. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие / Е.В. Мареева. – М.: Экзамен, 2003. – 191 с.

21. Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.– 384 с.

22. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 399 с.

23. Пигалев, А.И. Культурология: учеб. пособие / А.И. Пигалев. – Волгоград: изд-во Волгоградского гос. университета, 1999. – 420 с.

24. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С.Поликарпов. – М.: Гардарики, 1997. – 344 с.

25. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие / В.И. Полищук. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

26. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение: учеб. пособие / Ю.В. Рождественский. – М.:ЧеРо, 1996. – 288 с.

27. Розин, В.М. Введение в культурологию: учебник / В.М. Розин. – М.: ИНФРА - М-Форум, 1998. – 221 с.

28. Розин, В.М. Культурология: учебник / В.М. Розин. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.

29. Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2005. – 622 с.

30. Самохвалова, В.И. Культурология: краткий курс лекций / В.И. Самохвалова. – М.: Юрайт, 2002. – 267 с.

31. Сапронов, П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 560 с.

32. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: учебник / Е.М. Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1990. – 406 с.

33. Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: / Э.В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1994. – 280 с.

34. Трофимова, Р.П. История русской культуры: учеб. пособие / Р.П. Трофимова. – М.: Академический проект, 2003. – 607 с.

35. Черная, Л.А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2003. – 184 с.

Словарно-справочная литература

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь / В.Г. Власов. – СПб., 1998. – 672 с.

3. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 672 с.

4. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. – М.: Academia, 2001. – 403 с.

5. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече: АСТ, 2003. – 510 с.

6. Кукина, Е.М. Мир русского искусства: энциклопедический словарь / Е.М. Кукина. – М.: Рус. язык - Медиа, 2005. – 484 с.

7. Культура и культурология: словарь / ред.-сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 927 с.

8. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 415 с. [ а также любое другое издание ]

9. Культурология в терминах, понятиях, именах / сост. Б.И. Кононенко. – М.:, 1999. – 405 с.

10. Культурология: XX век: словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 630 с.

11. Культурология: XX век: энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.

12. Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. – Минск: Беларусь, 1997. – 253 с.

13. Лисаковский, И.Н. Художественная культура: термины, понятия, значения: словарь-справочник / И.Н. Лисаковский. – М.: РАГС, 2002. – 239 с.

14. Мир русской культуры: энциклопедический справочник / науч. ред. Мячин А.Н. – М.: Вече, 1997. – 618 с.

15. Мировое искусство: энциклопедический словарь / под ред. Чернецовой Е.М. – М.: Вече: ОЛИСС, 2005. – 574 с.

16. Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 507 с.

17. Популярная художественная энциклопедия: архитектура; живопись; скульптура; графика: в 2 т. / гл. ред. В.М. Полевой. – М.: Искусство, 1986 – 1988. – Т. 1 – 750 с.; т. 2 – 682 с.

18. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 1999. – 381 с.

19. Современный словарь по культурологии / отв. ред. В.В. Юрчук. – Минск: Современное Слово, 1999. – 736 с.

20. Современный словарь-справочник по искусству / под ред. А.А. Мелик-Поликаева. – М.: АСТ, 1999. – 816 с.

21. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1998. – 592 с.

22. Хроника мировой культуры / сост. и гл. ред. С.В. Стахорский. – М.: Белый город, 2001. – 750 с.

23. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – 478 с.

24. Эстетика: словарь / под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

 

Электронные ресурсы

1. 1000 великих художников [Электронный ресурс]: энциклопедия / ИДДК. - Электрон. дан. (68 файлов: 619 МB). - М.: Бизнессофт, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

2. Архитектура [Электронный ресурс] / Вече. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

3. Атлас Древнего мира: 5 миллионов лет истории человечества: от каменного века до падения Рима [Электронный ресурс] / Вече. – М.: Новый диск, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

4. Барокко [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

5. Возрождение[Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 эл. диск (CD-ROM); 12 см.

6. Дворцы и замки Европы: памятники архитектуры IX – XIX вв. [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

7. Древнерусская культура: литература и искусство [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

8. Духовная культура [Электронный ресурс] / Вече. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

9. Живопись и скульптура [Электронный ресурс] / Вече. – М.: Равновесие, 2004. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

10. Импрессионизм. Постимпрессионизм [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

11. Искусство Древнего Египта[Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

12. Искусство символизма [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

13. История искусств: классические труды [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

14. История мировых цивилизаций: доиндустриальная эпоха [Электронный ресурс] / Вече. – М.: Новый диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

15. Мастера натюрморта[Электронный ресурс] / Г.В. Дятлева. – М.: Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

16. Мастера пейзажа [Электронный ресурс] / Г.В. Дятлева. – М.: Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

17. Мастера портрета [Электронный ресурс] / Г.В. Дятлева. – М.: Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

18. Мир искусства: CE Russian [Электронный ресурс]. – М.: Открытые системы, 2004. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

19. Сокровища мирового искусства: 22 слайд-шоу [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

20. Цивилизации Древнего Востока [Электронный ресурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.


Тесты для самоконтроля

 

1. «Культура» с латинского переводится:

а. очеловечивание

б. развитие

в. развлечение

г. возделывание

 

2. Термин «культурология» ввел

а. Л. Уайт

б. Э. Тейлор

в. О. Шпенглер

г. А. Тойнби

 

3. Духовная культура:

а. синтез лучших достижений всех национальных культур

б. многослойное образование, включающее правовую, нравственную, художественную, религиозную и др. культуры

в. культура труда и материального производства

г. синтез культур различных классов и социальных групп общества

 

4. Мировая культура:

а. культура труда и материального производства

б. многослойное образование, включающее познавательную, интеллектуальную, нравственную, художественную и религиозную культуры

в. синтез лучших достижений всех национальных культур

г. синтез культур различных классов и социальных групп общества

 

5. Согласно концепции О. Шпенглера

а. цивилизация – высшая форма функционирования культуры

б. цивилизация и культура – понятия идентичные

в. цивилизация и культура – понятия конфликтующие

г. цивилизация – определенный уровень развития культуры

 

6. Научное направление в культурологии, согласно которому культура – это совокупность всей информации, способов ее организации и сохранения:

а. функционализм

б. структурализм

в. эволюционизм

г. семиотическая концепция культуры

 

7. Понятие «осевое время» применительно к периодизации истории культуры было введено:

а. А. Тойнби

б. З. Фрейдом

в. К. Ясперсом

г. Ф. Ницше

8. Противоречие между природными началами в человеке и нормами культуры лежит в основе воззрений

а. Ф. Ницше

б. Н. Данилевского

в. З. Фрейда

г. К. Ясперса

 

9. Направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей:

а. гуманизм

б. рационализм

в. экзистенциализм

г. позитивизм

 

10. Синкретизм:

а. форма первобытной религии

б. взаимозависимость материального и духовного

в. единство всех форм бытия человека

г. взаимозависимость духовного и материального

11. Автор концепции «культурных суперсистем»:

а. М. Вебер

б. А. Тойнби

в. О. Шпенглер

г. П. Сорокин

 

12. Автор идеи пассионарности:

а. Л. Гумилев

б. В. Вернадский

в. К. Циолковский

г. Н. Бердяев

 

13. Оптимистическим взглядом на технику характеризуется

а. концепция культурно-исторических типов

б. концепция единого индустриального общества

в. концепция сверхчеловека

г. концепция психоанализа

 

14. Контркультура:

а. специфическая часть общей культуры общества

б. подпольная культура

в. неразвитая культура

г. культурные установки, противостоящие основной культуре

 

15. Аккультурация:

а. диалог культур

б. взаимодействие и взаимовлияние различного типа культур

в. подавление одной культуры другой

г. культурная независимость

 

16. Проблема массовой и элитарной культуры рассмотрена в работах

а. А. Шопенгауэра

б. Х. Ортеги-и-Гассета

в. З. Фрейда

г. О. Конта

 

17. Элитарная культура:

а. антипод массовой культуры

б. субкультура массовой культуры

в. ранняя форма культуры

г. эзотерическая культура

 

18. Автор концепции архетипов культуры:

а. Ф. Ницше

б. З. Фрейд

в. К. Г. Юнг

г. Г. Гегель

 

19. Автор концепции «цивилизация как вырождение культуры»:

а. О. Шпенглер

б. П. Сорокин

в. Н. Данилевский

г. А. Тойнби

 

20. Основатель учения о культурных кризисах:

а. О. Шпенглер

б. А. Тойнби

в. З. Фрейд

г. Ф. Ницше

 

21. Международная организация, объединившая ученых и специалистов из 30 стран мира по вопросам культуры:

а. ООН

б. ЮНЕСКО

в. Парижский клуб

г. Римский клуб

 

22. Попкультура:

а. культура попов

б. популярная культура

в. массовая культура

г. молодежная культура

 

23. Важнейший фактор, определяющий характер современной культуры:

а. демографическая диспропорция

б. средства массовой информации

в. научно-техническая революция

г. ядерное оружие

 

24. Субкультура:

а. культурные установки, противостоящие основной культуре

б. подпольная культура

в. специфическая часть общей культуры общества

г. неразвитая культура

 

25. Сциентизм:

а. абсолютизация роли техники в системе культуры

б. абсолютизация роли науки в системе культуры

в. технизация окружающей среды

г. предпочтение научного развития

 

26. Появление наскальной живописи:

а. верхний палеолит

б. мезолит

в. неолит

г. бронзовый век

 

27. Виды «первобытной письменности»:

а. клинопись

б. пиктография

в. иероглифы

г. линейное письмо

 

28. Древнейшая на Земле письменность – клинопись – принадлежит

а. древним шумерам

б. египтянам

в. финикийцам

г. хеттам

 

29. Первый искусственный материал, изобретенный человечеством:

а. целлюлоза

б. полиэтилен

в. мельхиор

г. огнеупорная глина

 

30. Знаменитый свод законов – Кодекс Хаммурапи – появился в

а. Вавилонии

б. Персии

в. Индии

г. Пергамском царстве

 

 

31. Самая древняя из культур Междуречья:

а. шумеро – аккадская культура

б. халдейская культура

в. ассиро – вавилонская культура

г. иранская (персидская) культура

 

32. Религия:

а. социальный институт

б. определенное мировоззрение и действия, основанные на вере

в. название секты

г. феномен первобытной культуры

 

33. Вероисповедание:

а. история догматов

б. церковная история

в. культовая практика

г. принадлежность к религиозной системе

 

34. Национальные религии:

а. религии Древнего мира

б. монотеистические религии

в. политеистические религии

г. религии, исповедуемые представителями одной национальности

 

35. Секта:

а. локальное религиозное объединение, оппозиционное по отношению к господствующему религиозному направлению

б. система догматов произвольного содержания

в. всякое объединение верующих

г. мировоззрение религиозного индивида

36. Иудаизм:

а. религия Древнего Ирана

б. то же, что индуизм

в. самая древняя мировая религия

г. религия древних и современных евреев

 

37. Анимизм:

а. деятельность богов

б. вера в существование душ и духов

в. религиозный экстаз

г. культ животных

 

38. Магия:

а. культ предков

б. культ неодушевленных предметов

в. вера в существование душ и духов

г. вера в сверхъестественные способности человека

 

39. Согласно Библии Иисус Христос родился в городе

а. Иерусалиме

б. Вифлееме

в. Назарете

г. Иерихоне

 

40. «Библия» с греческого означает:

а. закон

б. канон

в. книги

г. слово Бога

 

41. Ветхий завет считается священной книгой:

а. в иудаизме

б. в христианстве

в. в иудаизме и христианстве

г. в католицизме, православии и протестантизме

 

42. Нирвана:

а. культовая процессия

б. христианский обряд

в. освобождение души от законов кармы

г. религиозный экстаз

 

43. Осирис:

а. божество в Древней Индии

б. божество в Древнем Египте

в. герой шумеро-аккадского эпоса

г. бог в Древней Греции

 

44. Слово «Евангелие» в Библии означает

а. благая весть

б. священное писание

в. откровение

г. слово Бога

 

45. Библия:

а. догмат мусульманства

б. сборник ритуальных текстов универсального содержания

в. священная книга христианства

г. священный текст буддистов

 

46. Имя бога, который, согласно мифу, был первым правителем Древнего Египта, научил людей обрабатывать землю, создал первые законы:

а. Ра

б. Осирис

в. Амон

г. Тот

 

47. Ритуал:

а. церковная обрядность

б. мифологические ценности

в. культовые процессии

г. исторически сложившаяся форма символического поведения

 

48. Мифология:

а. представление о родственной связи с каким-то видом животных или растений

б. совокупность преданий о деятельности богов

в. вера в существование душ и духов

г. культ неодушевленных предметов

 

49. Буддизм:

а. учение внутри христианства о душе

б. разновидность ислама

в. то же, что синтоизм

г. одна из мировых религий

 

50. Город на Аравийском полуострове, связанный со становлением ислама и названный в честь Мухаммеда «город пророка»

а. Мекка

б. Медина

в. Никея

г. Иерихон

 

51. Язычество:

а. то же, что мифология

б. вера в существование душ и духов

в. часть пантеона

г. политеистические верования

 

52. Возникновение христианства:

а. I век до н. э.

б. I век н. э.

в. конец IX века

г. начало VII века

 

53. Заповеди:

а. каноны религиозного искусства

б. основоположения синтоизма

в. предписанные свыше морально-этические нормы

г. элементы джайнизма

 

54. Фетишизм:

а. любой религиозный обряд

б. культ неодушевленных предметов

в. вера в сверхъестественные способности человека

г. культ предков

 

55. Коран:

а. священная книга мусульман

б. часть Библии

в. религиозный обряд иудеев

г. история религиозных войн

 

56. Таинства:

а. языческий ритуал

б. основные элементы христианского культа

в. элемент социологии религии

г. изложение священного текста

 

57. В основе мифа лежит

а. архетип

б. артефакт

в. коллективное бессознательное

г. индивидуальное бессознательное

 

58. Жертвоприношение:

а. приношение даров богам и духам как часть культа

б. фетиш

в. вера в существование душ и духов

г. ритуал

 

59. Самая ранняя из египетских пирамид, воздвигнутая около 4 тыс. лет назад, принадлежала фараону

а. Джосеру

б. Аменхотепу IV

в. Хеопсу

г. Рамзесу II

 

60. Фараон, выступивший как религиозный реформатор, введший новый культ бога Атона-Ра:

а. Тутанхамон

б. Джосер

в. Эхнатон

г. Рамзес II

 

61. Поэт, творчество которого стало связующим звеном между Средневековьем и Возрождением:

а. Ариосто

б. Данте Алигьери

в. Петрарка

г. Вергилий

 

62. Первый университет в Европе был открыт в

а. Болонье

б. Кельне

в. Оксфорде

г. Париже

 

63. Французский просветитель, противник современной ему культуры, автор лозунга «Назад к природе»:

а. Ж.-Ж. Руссо

б. Ф. М. Вольтер

в. Р. Декарт

г. Б. Спиноза

 

64. Возрождение:

а. период в истории человеческой культуры, связанный с утверждением гуманистической философии с переосмыслением роли человека в историческом процессе, возвращением ему места центральной фигуры мироздания

б. период в мировой культуре, отличавшийся преимущественным интересом к античной культуре и попытками ее воссоздания в разных областях интеллектуального и художественного творчества

в. период, покончивший с исключительно теологическим пониманием исторического процесса и явлений природы

г. для характеристики этого понятия можно использовать все перечисленные в данном пункте определения

 

65. Протестантизм:

а. совокупность христианских сект

б. направление христианства, оппозиционное другим

в. часть христианского культа

г. совокупность христианских сект

 

66. Художник эпохи Возрождения, автор картины «Джоконда» и др.:

а. Рафаэль

б. Микеланджело

в. Леонардо да Винчи

г. Тициан

 

67. Стиль кубизм связан с именем

а. А. Массона

б. С. Дали

в. К. Малевича

г. П. Пикассо

 

68. Философию «сверхчеловека» провозгласил

а. А. Шопенгауэр

б. О. Конт

в. Ф. Ницше

г. Л. Фейербах

 

69. Импрессионизм в живописи представлен именем

а. Д. Веласкеса

б. Э. Мане

в. К. Коро

г. Г. Курбе

 

70. «Вторым Римом» называют

а. Константинополь

б. Иерусалим

в. Александрию

г. Карфаген

 

71. Английский естествоиспытатель XIX века, создатель теории эволюции органического мира Земли:

а. К. Линней

б. Ч. Дарвин

в. А. Лавуазье

г. Д. Уатт

 

72. Импрессионизм как художественный стиль сформировался в

а. скандинавских странах

б. Англии

в. Франции

г. Германии

 

73. Широкое общественное движение в Европе XVI века, связанное с борьбой за обновление католической церкви:

а. Реформация

б. Просвещение

в. Контрреформация

г. Возрождение

 

74. Средневековый монашеский орден, главной функцией которого являлась инквизиция:

а. бенедиктинский

б. францисканский

в. Св. Кассиодора

г. Доминиканский

 

75. Тезис «Я мыслю – следовательно, я существую» выдвинул

а. Вольтер

б. Р. Декарт

в. Ж.Ж. Руссо

г. Б. Спиноза

 

76. «Отцом схоластики» считается

а. С. Боэций

б. Ф. Аквинский

в. Ф. Кассиодор

г. А. Августин

 

77. «Пьета» («Оплакивание») – произведение

а. Леонардо да Винчи

б. Микеланджело

в. Донателло

г. Рафаэля

 

78. К сюрреализму принадлежит творчество

а. Ж. Брака

б. С. Дали

в. Р. Раушенберга

г. М. Вламинка

 

79. Художественные стили западноевропейского Средневековь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.02 с.)