Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этноцентризм и культурный релятивизм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и функции культуры. В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэтому очень сложно дать единое определение, в котором были бы учтены все оттенки и значения этого слова. Термин «культура» имеет латинское происхождение (cultura – уход, обработка) и первоначально означало обработку земли, выращивание урожаев. На сегодняшний день существует множество определений понятия «культура», часто это понятие употребляется как синоним цивилизации, общества, например, «культура майя» или «трипольская культура». Но в любом случае культура всегда понимается как творческие достояния людей, отделенные от того, что дает нам природа. Поэтому культура не наследуется генетическим путем, она непосредственно связана с обществом. Между культурой и обществом существует очень тесная связь, но необходимо понимать, что: · культура имеет отношение к стилю жизни членов данного общества – их привычкам, традициям, манере поведения, материальным ценностям, которые они вырабатывают. · общество же, в первую очередь, это система взаимоотношений, которая объединяет людей одной культуры. Ни одна культура не может существовать без общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры. Под культурой мы будем понимать явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Культура олицетворяет в себе все, что мы думаем, как поступаем и чем владеем. С точки зрения социологии, культура – это ценности, нормы, традиции, убеждения, модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество. Чтобы понять содержание культуры, необходимо помнить, что культура всегда существует в двух формах. Материальная культура – это материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.п.. Нематериальная или духовная культура – это идеальные (т.е. нематериальные) формы общественной жизни, идеи, которые создают люди: язык, религия, идеология, моральные и правовые нормы, фольклор и народные традиции, наука, искусство и т.п.. Культуру изучают разные науки – философия, культурология, история, антропология и прочие. Однако в социологии существует свой аспект изучения культуры; она, прежде всего, исследует роль культуры, ее функции в формировании и развитии социальных систем, то, как те или иные элементы культуры влияют на жизнедеятельность социальных общностей. К социальным функциям культуры относят: 1.Функцию адаптации. Культура обеспечивает приспособление общества и отдельного индивида к среде – природной, исторической, психологической. 2. Функцию идентификации. Опираясь на созданные культурой идеи и представление об окружающей реальности, индивид создает собственный «Я-образ», который получил название идентичности. Формированию идентичности способствует отождествление себя с определенными социальными общностями, которое возникает на основе общей культуры. 3.. Образовательно-воспитательную функцию. Усваивая культурные образцы и навыки, биологический индивид становится личностью, способной думать, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. Поэтому, рассматривая процесс формирования личности, социологи понимают его как процесс формирования носителя, преемника и продолжателя культуры. 4. Функцию интеграции. Единые ценности, нормы, традиции и стандарты поведения объединяют огромное количество людей в общество. Т.е. культура – это цемент, который объединяет людей и делает возможными постоянные, надежные, возобновляющиеся отношения. 5. Мировоззренческую функция. Культура объясняет окружающий мир и помогает найти смысл человеческого существования. 6. Регулятивную функция. Культура – это нормативная система, правила, которые считаются разумными и правильными в данном обществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает и ориентирует поведение людей, благодаря культуре люди имеют возможность оценить пользу или вред, добро или зло. 7. Функцию социального контроля. Культура накладывает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым и приемлемым в данной культуре. Она способна наказывать, поощрять, сдерживать поведение людей. 8. Функцию социальных изменений. Изобретения и инновации в социокультурной сфере (например, научные открытия, новые религиозные культы или политические идеологии) могут выступать мощным фактором социальных изменений в обществе в целом. 2. Базисные элементы культуры. Несмотря на то, что культуры чрезвычайно отличаются друг от друга, с точки зрения базисных элементов они всегда состоят из языка, символов, ценностей, норм и технологии. Рассмотрим каждый элемент отдельно. Язык. Язык выступает, образно говоря, «ключом» к пониманию культуры. Язык – это код, шифр, с помощью которого люди могут общаться друг с другом и отличать своих от чужаков. На земном шаре существует около 3600 языков, и только 300 из них – литературные. В современном мире чаще всего употребляют китайский, английский и испанский язык, четвертое место занимает русский язык. Рядом с языком, как устной культурной традицией, существует и письменность. Письменность люди изобрели около 5 тыс. лет тому назад, и это можно считать огромным шагом вперед в человеческой истории. Язык – явление социальное, им невозможно овладеть без общения с другими людьми. Также язык выступает главным средством передачи культуры. Как в нашем организме присутствуют гены предков, так и в культуре содержатся неисчислимые символы тех, кто жил до нас. Язык принимает участие в приобретении и организации жизненного опыта людей. Это можно увидеть при сравнительном анализе различных языков. В языке гренландских эскимосов нет слов «лифт» и «троллейбус», но существует около 70 определений снега и льда, в арабском языке можно найти 6000 слов для определения верблюда, частей его тела и сбруи. Единый язык консолидирует, поддерживает единство общества, поэтому понятно, почему любое государство уделяет большое значение проблеме государственного или национального языка, предоставляя ему всяческую поддержку. Символы. Люди, как и все другие живые существа, воспринимают окружающий мир с помощью органов чувства, но в отличие от других мы создаем символы. Символы – это понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл, имеют значение для людей одной культуры. Слово, улыбка, картина в приемной директора, белый халат врача или мундир военного, сигнал «SOS» и прочее – все это символы, с помощью которых мы общаемся и передаем информацию друг другу. Чтобы адекватно понимать друг друга людям необходимо оперировать общепринятыми значениями, им нужен единый язык, понятные слова, термины, знаковые системы. Поэтому люди «договариваются» считать тот или иной звук, движение, цвет, геометрическую форму и т.п. понятными для себя и окружения. Так появляются символы – условные значения, которых не существует в природе. Но одни и те же предметы, физические явления и жесты имеют различные значения в зависимости от контекста культуры. Некоторые символы имеют исключительное значение для отдельного человека и культуры общества в целом. К ним принадлежат государственный флаг, герб, гимн, архитектурные памятники, могилы предков и т.п. Подобные символы выступают в качестве социальных ценностей, которые имеют особое значение в культуре. Ценности. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен обязательно оценить окружающий мир, его элементы, связи, понять их значение для себя, выработать представление о желаемом. Для этого необходимо применить абстрактные, обобщенные критерии оценки. Именно такие обобщенные критерии оценки действий, связей, явлений, идей составляют основу культуры и имеют название ценностей. Ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности всегда лежат в основе моральных принципов. В христианской культуре – это десять заповедей, которые ставят превыше всего ценность человеческой жизни (не убей), супружескую верность (не прелюбодействуй), уважение старших (почитай отца своего и мать свою). Эти ценности можно назвать общечеловеческими. Наряду с общечеловеческими существуют национальные ценности, они формируют основу этнической культуры, способствуют самоидентификации, объединяют людей. Это народные традиции, праздники, фольклор, исторические реликвии, памятники архитектуры и т.п. Аналогичным способом можно выделить групповые, семейные и даже индивидуальные ценности. Например, рушник, фотография или ювелирное украшение могут иметь большую ценность для отдельной семьи или человека, и не заслуживать внимания всех других. Нормы. Нормы (от лат. norma – правило, образец) – это общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры. Соблюдение или нарушение социальных норм вызывает соответствующую реакцию со стороны окружения, которая принимает форму поощрения или наказания. Санкции, например, одобрительная улыбка или удивленный взгляд, создают систему социального контроля – разнообразных средств, с помощью которых общество контролирует выполнение норм. Технологии и материальная культура. Нарядус такими неощутимыми при прикосновении феноменами как символы, нормы и ценности, культура существует также в виде вполне материальных вещей. Китайцы едят не ножом и вилкой, а палочками, японцы сидят на полу и снимают обувь, прежде чем зайти в дом, молодежь чаще пользуется CD-проигрывателями и мобильными телефонами. Технологии существуют в любой культуре. Технологии –это способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях. Развитие технологий в современном обществе привел к формированию так называемой «техносферы». Огромное количество технических устройств, которые окружают человека, создают искусственную среду, аналогов которой никогда не было в прошлом. 3. Культурное разнообразие. Виды культуры. Человеческим культурам присущее удивительное разнообразие. Ценности и нормы широко варьируются и часто значительно отличаются от тех, которые мы считаем «нормальными». Например, иудеи не едят свинину, в то время как индусы едят свинину, но не употребляют в пищу говядину. Европейцы рассматривают поцелуй как вполне естественное проявление сексуального поведения, однако во многих других культурах он неизвестен (как, например, в Нигерии), или же признается отвратительным. Индусы испытывают удивление, что жена европейца обращается к мужчине по имени в присутствии его матери и без ее разрешения. Японцы, рассказывая о печальных событиях, улыбаются, чтобы не причинить боль слушателю. Мусульманин будет поражен, увидев алкогольные напитки за столом на христианских поминках. Приведенные примеры есть лишь отдельными аспектами широкого культурного разнообразия, которое отличает одно общество от другого. Культура общества редко выглядит как что-то единое и целостное. Целостность культуры, т.е. когда все члены общества разделяют единые ценности, нормы, а также почти не различаются в образе жизни, присуща лишь архаическим обществам, которые немногочисленны, недостаточно структурированы и почти не имеют социальной дифференциации и неравенства. Появление социальной дифференциации и неравенства приводят к возникновению разнообразных видов культуры. Виды культуры: Господствующая культура – культура большинства или господствующих классов. Это общие, унифицированные формы культуры, которые присущи большим обществам, нациям или народам в целом. Так, общая история, условия проживания, особенности быта и т.п., приводят к возникновению общих социально-психологических черт народа, которые называют менталитетом. Субкультура – система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других. Субкультуры формируются под влиянием таких факторов как принадлежность к классу, этническое происхождение, религия, место жительства, возраст и т.п. Так своя культура у бизнесменов и бомжей, программистов и спортсменов, христиан и буддистов, горожан и фермеров, молодых и пожилых людей, наркоманов и алкоголиков и т.д.. Каждый человек может принимать участие во многих субкультурах одновременно, однако это не означает, что он отказывается от господствующей культуры, чаще всего он лишь демонстрирует незначительное отклонение от нее. Однако субкультура иногда может принимать форму контркультуры. Контркультура – это субкультура, нормы и ценности которой не только отличаются от общепринятых, но и противостоят им.Контркультура – это форма протеста, вызов существующей социальной системе, главная цель носителей контркультуры – возмутить общество, вызвать интерес к «андеграунду», обратить внимание на определенные общественные проблемы. Примером контркультуры может выступать культура хиппи, террористов, преступников. Наличие в обществе мощной контркультуры выступает признаком глубокого кризиса культуры и неудовлетворенности части общества (чаще всего молодежи) системой ценностей, норм и образцов поведения, которые предлагает культура. Такие моменты чаще или реже переживает любая культура. Но с помощью контркультур эти кризисы, возможно, преодолеть, воспринимая положительные элементы, совершенствуя отношения между людьми. В зависимости от принадлежности людей к тому или иному классу различают: Элитарную ( или высокую) культуру – культурные образцы, которые создавались привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами.Она, прежде всего, включают классическую музыку, литературу и изобразительное искусство. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Народная культура – культурные образцы, которые широко распространены среди населения,это фольклор, сказки, мифы и песни, потребляемые беднотой. Такое распределение существовало до середины ХХ столетия, потом, с широким распространением средств массовой информации (радио, печатных изданий, кино, а позже телевидения, магнитофонов, видеоносителей, Интернета и т.п.), произошло стирание различий между элитарной и народной культурой. Так возникла массовая культура. Массовая или популярная культура – культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, так называемому «массовому потребителю». 4. Этноцентризм и культурный релятивизм. Человек, который с детства воспитывался на идеях и ценностях своей общности, как правило, склонен оценивать эти идеи и ценности как естественные и правильные. Ценности, идеи и нормы другой культуры могут казаться ему непонятными, странными и даже дикими. Т.е., люди, обычно, смотрят на мир через призму своей собственной культуры. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры получила название этноцентризм. Этноцентризм может быть не только этническим, хотя чаще всего мы сталкиваемся именно с этой формой, но и групповым. Например, когда военные используют присущие им нормы и ценности для оценки деятельности общественных объединений или научных коллективов. С точки зрения социологии, как идеологически нейтральной науки, любую культуру необходимо изучать, исходя из ее собственных норм и ценностей, оценка другой культуры с позиции своей собственной недопустима для социолога. Однако важно помнить, что уважение и любовь к своей культуре, истории, приверженность традициям, языку способствуют сплоченности общества, формированию чувства патриотизма. Этноцентризм – явление естественное и неизбежно для культуры, по степени выраженности он может существовать в трех формах: Недостаточный этноцентризм может привести к размыванию культуры, аккультурации, т.е. привитию новых культурных форм, смешиванию их с местными культурными традициями, и даже, к ассимиляции культуры в более устойчивой и развитой. Умеренный этноцентризм необходим людям для ощущения эмоционального единства, интеграции народа, общества. Умеренный этноцентризм выполняет положительные функции, формирует непредубежденное и толерантное отношения к другим культурам, которые само по себе выступает признаком уверенности, открытости и развитости культуры. Абсолютный этноцентризм порождает враждебность, конфликты с другими народами, которые связаны с попыткой навязать им свои, кажущиеся более прогрессивными нормы и ценности. Подобные проявления этноцентризма приносят вред, в первую очередь, самому народу и его интересам, тормозит развитие культуры, делает ее невосприимчивой к новому, консервативной и негибкой. Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура – это уникальное явление, поэтому она должна рассматриваться только на основе принятых в ней стандартов. Однако соблюдение принципа культурного релятивизма иногда порождает трудности и вопросы. Например, если в некоторых культурах существует ритуальный каннибализм, должны ли мы относиться к этому как к «нормальному проявлению культурного разнообразия»? Во многих современных восточных обществах женщины и до сих пор не имеют равных с мужчинами прав. Должные ли мы отказаться от отрицательной оценки дискриминации женщин лишь на основе уважения к чужим традициям? Ответ на эти вопросы, по мнению многих социологов, заключается в том, что главное для науки вообще и социологии в частности – не оценка, а понимание явления. Любой культурный образец(обычай или норма, ценность или обряд), каким бы «диким» он не казался представителю другой культуры, может быть понятым лишь в контексте собственной культуры. Понимание содержания того или другого обычая не означает его безоговорочного одобрения и принятия. Если же все, что кажется «неправильным», просто отбрасывается, понимание другой культуры становится просто невозможным. Так, многоженство невозможно оценить и понять в традициях христианства, но ислам и восточные традиции позволяют выяснить причины возникновения и сущность этого феномена. Культурный релятивизм должен применяться не только в процессе научного анализа, а и в повседневных взаимодействиях представителей разных культур. Привитие культурного релятивизма происходит сложно, он требует понимания непривычных ценностей и норм, отказа от культурных стандартов, которых люди придерживались всю жизнь. Но постепенно, по мере того как жители разных стран все чаще контактируют друг с другом, важность понимания других культур значительно повышается. Благодаря международной экономике, распространению средств массовой коммуникации и информации, процессам миграции, туризма и т.п. мы наблюдаем сближение мировых культур, культурный обмен между ними. Вместе с этим, проявляется и противоположная тенденция – сохраняются значительные культурные отличия. Целостность и самобытность культуры обеспечивается механизмами социокультурной селекции и социокультурным иммунитетом.Каждая культура в процессе культурного обмена старается отобрать и сохранить лишь те черты, которые отвечают ее общей логике, менталитету. Для этого культура может оказывать сопротивление чужим для нее элементам. Так почти все страны мира позаимствовали у западного общества технологии и средства организации производства, но не нормы и принципы западной морали. Подобное сопротивление – это свидетельство особой заботы людей о собственной культуре, сохранении ее самобытности и неповторимости, поскольку потеря культуры непременно приведет к распаду данного общества, которое всегда характеризуется определенными традициями, нормами, моделями поведения. Тема 3. Личность и общество
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.58 (0.012 с.) |