ТОП 10:

Тема 10. Социальные институты. Общественное мнение как социальный институт



Сущность социального института, процесс институционализации. Виды социальных институтов.

Функции социальных институтов.

Общественное мнение как социальный институт.

1. Сущность социального института, процесс институционализации. Виды социальных институтов.Общество представляет собой не только совокупность классов, этнических, демографических групп, различных типов личностей, но и выступает как система социальных институтов. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами.

В общем плане социальный институт можно определить как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение основных потребностей общества.

Другими словами,социальный институт–это относительно устойчивая модель поведения индивидов и организаций в определенной сфере деятельности.

Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

В структуре социального института выделяют:

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Ресурсы и материальные средства.

Виды социальных институтов.

По степени формальности социальные институты подразделяются на:

1. формальные (например, государство) – взаимодействие между субъектами в рамках данного института осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.

2. неформальные (например, дружба) – формальная регламентация социальных ролей, функций, способов и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.

В зависимости от реализуемых потребностей:

· экономические – это все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т.д., т.е. реализуют потребности добывания средств существования: пищи, одежды, жилья. К ним относят: собственность, денежное обращение, рынок, фирму, трудовую деятельность и т.д.

· политические – институты, связанные с поддержанием законов, правил и стандартов, т.е. они реализуют потребность в безопасности и социальном порядке. Это – государство, политические партии, выборы, армия, полиция и т.д.

· социокультурные – институты, нацеленные на открытие, освоение и последующее воспроизводство знаний, культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определенных ценностей и норм. Это – образование, мораль, общественное мнение, средства массовой информации, религия, наука и т.д.

· семейные – отражают потребности воспроизводства населения (брак, родство, семья).

· религиозные – потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни (церковь, культ).

Базовые характеристики социальных институтов, отличающие их от других социальных образований:

1. Объективность, независимость от сознания, желаний, предпочтений отдельных людей.

2. Устойчивость в пространстве и времени.

3. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействий.

4. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия в данной сфере, принудительность.

5. Институты обладают моральным авторитетом и культурной легитимностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый социальный институт можно считать социальной организацией, но не каждую организацию – институтом. Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация.

Институционализация представляет собой процесс придания различным формам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

 

Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта, социальный контроль за этой деятельностью со стороны специализированных органов.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

2. Функции социальных институтов.Каждый социальный институт выполняет свои специфичные функции в обществе. Между тем есть ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому, к ним относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области. Социальные институты транслируют опыт, ценности, нормы культуры из поколения в поколение.

2. Функция интеграции и сплочения общества – состоит в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества.

3. Функция регулирования и социального контроля – состоит в регулировании действий индивидов на основе норм, правил поведения, санкций, обеспечивает выполнение желательных действий и запретнежелательного поведения.

4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность – нацелена на обеспечение связей, общения, взаимодействия людей на основе определенной организации их совместной жизнедеятельности.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов.С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят должного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов.

Дисфункция социального института – явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Внешне дисфункция выражается в нехватке соответствующих подготовленных кадров, материальных средств, в организационных неурядицах. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, потери деперсонализации. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенностей личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом – не зависит от склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов. Оно зависит от четкого определения социальных ролей и эффективной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение.

Устранение дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

В деятельности каждого конкретного социального института функции и дисфункции подразделяются на явные, если они официально заявлены, ожидаемы и всеми осознаются, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются и не ожидаются.

 

Явные Неявные

Функции

Дисфункции

 

Явные функции социального института – те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Так, явная функция социального института семьи – воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни.

Латентные функции и дисфункции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института.

Латентные функции отличаются от дисфункций, тем, что не наносят вреда. Так, явной функцией высшей школы является – подготовка будущих профессионалов, латентной функцией – формирование среды общения, явной дисфункцией, то что содержание образования и методы обучения не соответствуют современному информационному взрыву, быстро изменяющимся требованиям к профессиональным знаниям, латентной дисфункцией – закрепление социального неравенства, имеющего место, например, за счет наличия элитного и частного образования, доступного не для всех, низких шансов сельской молодежи поступить в вуз из-за слабого уровня подготовки в сельских школах.

3. Общественное мнение как социальный институт: понятие, структура, каналы выражения, функции.Роль общественного мнения всегда возрастает в сложные, переломные моменты человеческой истории, поэтому повышенный интерес современных социологов к общественному мнению вполне закономерен. Российский социолог Б.А.Грушин утверждает, что «оно напоминает атмосферное давление: невидимо невооруженным взглядом, но весьма ощутимо».

Общественное мнение определяют по-разному: в терминах состояния сознания, явления духовной жизни общества, особой формы коллективной общественно-познавательной деятельности, коллективных суждений, высказываний, представлений и т. д. Зачастую отмечается двойственная природа общественного мнения: оно является одновременно и духовным и практическим образованием, т.е. принадлежит как к сфере духа, так и к сфере практики.

Таким образом, общественное мнениеможно определить как оценочно-познавательную деятельность социальных общностей, которая выражается в коллективно выработанных, широко распространенных суждениях, эмоциях, поведенческих установках, по поводу актуальных, общественно значимых проблем и явлений.Иначе говоря, это мнение значительной части населения по каким-либо важным общественным проблемам.

В современной социологии под общественным мнением понимают два общественных феномена:

Во-первых, социально-политический институт, который участвует в осуществлении власти, является узаконенным механизмом принятия решений в условиях демократии (в т.ч. через выборы, референдумы);

Во-вторых, состояние массового сознания, совокупное оценочное суждение групп людей, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий действительности.

При рассмотрении общественного мнения как социального института, прежде всего, анализируются характеристики субъектов общественного мнения и субъектов власти, отношения между ними. При рассмотрении общественного мнения как состояния массового сознания на первый план выдвигаются проблемы его зрелости, изучаются субъекты , объекты и каналы выражения.

Общественное мнение имеет внешнюю и внутреннюю структуру. Под внешней структуройпонимается система отношений между субъектом и объектом мнений.

Субъектомобщественного мнения выступают его «носители», то есть социальные общности – большие, средние или малые.

Индивид (например, политический лидер) не может быть носителем общественного мнения, но может быть его выразителем. Реальный субъект общественного мнения может сформироваться только в условиях демократии и при наличии гражданского общества.

Объектом общественного мнения могут стать явления природного и социального мира. Общественное мнение чаще, быстрее и энергичнее реагирует на явления социального мира, нежели на явления природного мира, потому что социальная реальность – непосредственная сфера интересов общественного мнения. Однако, далеко не все реальные факты, события и идеи могут выступать в качестве объектов общественного мнения. Феномену общественного мнения присущ ряд ограничений – это критерии, которым должны соответствовать вопросы, по поводу которых может формироваться общественное мнение.

1. Критерий «общественного интереса». Общественное мнение высказывается не по всем проблемам общества, а лишь по тем, которые представляют общественный интерес.

2. Критерий «актуальности». Общественное мнение возникает не только по проблемам, вызывающим общественный интерес, но и актуальным в данный момент времени.

3. Критерий «дискуссионности». Общественное мнение формируется в тех случаях, когда возможны альтернативные оценки, различные точки зрения.

4. Критерий «компетентности». Общественное мнение, в отличие от, например, общественного настроения – это всегда компетентное суждение. Некомпетентность суждений, которые претендуют на статус общественного мнения, может быть органичной и неорганичной:

· органичная некомпетентность связана с тем, что общество в целом не может компетентно судить обо всех проблемах его жизнедеятельности (это, в первую очередь касается научных проблем, например – медицины или экономики).

· неорганичная некомпетентность связана с недостаточной информированностью общественности по данной проблеме, когда в принципе общественность может получить и усвоить эту информацию, но ее нет.

Внутренняя структураобщественного мнения включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты и отношения между ними. Взаимодействие этих компонентов обеспечивает развитие общественного мнения и переход при определенных условиях в массовые социальные действия.

Рациональный компонент – совокупность представлений, суждений, мыслей, идей, взглядов общности по поводу определенного объекта.

Эмоциональный компонент включает в себя чувства, эмоции, настроения, возникающие у субъекта в связи с его отношением к объекту.

Поведенческий компонент отражает готовность субъекта к определенным действиям, в основе которых лежат эмоциональный и (или) рациональный компоненты.

 

 

Общественное мнение имеет следующие свойства:

1. Направленность связана с общественной оценкой явления или проблемы. Направленность бывает позитивной, негативной или нейтральной. В последнем случае объект уже включен в сферу общественного мнения, но оценки по отношению к нему еще не выработаны.

2. Распространенность имеет два аспекта: территориальный и социально-демографический. Чем шире ареал распространенности мнения и чем глубже проникновение в сознание различных групп, тем выше вероятность социальных изменений, с ним связанных.

3. Интенсивность зависти от эмоциональной, рациональной и поведенческой составляющей общественного мнения. Чем выше эмоциональный накал, чем жестче рациональные суждения и выше убежденность в их верности, чем выше готовность к массовым действиям, тем общественное мнение более интенсивно. Интенсивность мнения связана с мерой напряженности в обществе в связи с той или иной общественной проблемой.

4. Компетентность опирается на рациональную составляющую общественного мнения. Через компетентность реализуется способность высказывать суждения и давать оценки с привлечением знаний (как научных, так и ненаучных). Степень компетентности зависти от информированности, уровня образования, культуры субъекта. Некомпетентное мнение базируется на слухах, домыслах, молве, компетентное – на проверенной информации из достоверных источников.

5. Стабильность мнения – это степень устойчивости и постоянства общественного мнения, как по форме, так и по содержанию.

6. Динамичность – скорость реагирования общественного мнения на изменения, происходящие в обществе.

7. Зрелость общественного мнения – ценностная, интегральная характеристика, объединяющая в себе все предыдущие. Под зрелым понимают компетентное, интенсивное, распространенное и стабильное общественное мнение. Именно такое мнение становится мощным фактором социальных изменений, т. к. в нем находит выражение то, что объединяет различные социальные группы, и с ним должны считаться властные структуры, общественные движения и политические партии.

Система отношений властных структур и органов управления с общественным мнением оказывает огромное влияние на свойства общественного мнения и одновременно является показателем социального развития. Взаимодействие общественного мнения с различными видами власти и управления можно описать, выделив два типа таких отношений:

1. патерналистский – игнорирование властями общественного мнения и принятие управленческих решений без его учета или имитация учета общественного мнения. Такой тип отношений характерен для тоталитарных и авторитарных режимов, где органы власти почти полностью подавляют и подчиняют себе общественное мнение.

2. партнерский – за разными субъектами общественного мнения сохраняется автономия и возможность выражать себя в различных формах. Этот тип отношений характерен для демократических режимов и основан на идеологии социального партнерства, когда субъекты власти полностью (естественно, взвешено и с учетом имеющихся возможностей) учитывают предложенные общественным мнением пути решения проблем. Для этого демократические режимы создают систему политических, правовых, экономических и других гарантий свободного и эффективного функционирования общественного мнения. Общественное мнение в таких условиях становится плюралистическим: не только общество в целом, но и все составляющие его слои и группы получают возможность свободно выражать свое отношение к событиям, происходящим в мире, стране или ее отдельных регионах. Нормой взаимодействия между властными структурами и общественным мнением становится его включенность в процессы управления на всех стадиях.

Каналы выражения общественного мнения делятся на три, кардинально различающиеся по своим информационным свойствам, группы:

1) опосредованные каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них опосредовано, через фигуру «ретранслятора». К ним относятся средства массовой информации, средства массовой устной пропаганды, средства наглядной агитации, заседания и документы органов управления. Общественное мнение здесь испытывает влияние «ретранслятора», и поэтому может искажаться.

2) прямые каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них и поступает в органы управления прямо, не проходя отбор через фигуру «ретранслятора». К ним относятся собрания, средства информационного давления (митинги, демонстрации, забастовки), личные контакты руководства с населением, письма. Общественное мнение здесь может быть достаточно объективным, однако вряд ли способно репрезентативно отражать мнение различных социальных общностей.

3) специализированные каналы выражения общественного мнения представляют собой группу методов научного анализа общественного мнения. К ним относятся разнообразные опросы населения, референдумы и выборы. Очевидно, что информация, получаемая, через эти каналы является наиболее качественной и надежной, поскольку обладает принципиальными возможностями быть объективной и репрезентативной.

Отметим, что ряд социологов проводят различия между социологическими исследованиями и опросами общественного мнения, поскольку феномен общественного мнения существовал задолго до появления опросов, а кроме того, информация об общественном мнении «добывается» не только с помощью опроса. Все чаще опросы общественного мнения называют поллингами, а специалистов, которые их осуществляют – поллстерами.

Общественное мнение – важнейший элемент общества, поэтому оно выполняет ряд значимых для его жизнедеятельности функций. К ним относятся:

· информационная. Состоит в том, что общественное мнение является важнейшим поставщиком информации о субъективном мире людей, их отношении к событиям, явлениям действительности.

· регулятивная. Общественное мнение вырабатывает (самостоятельно или «переносит» из науки, религии, идеологии) и насаждает в обществе определенные нормы, ценности, установки, модели поведения.

· управленческая. Общественное мнение выступает источником информации о субъективном мире людей, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений.

· экспрессивная. Общественное мнение, независимо от того, в каких условиях ему приходится функционировать, всегда выражает определенную позицию по отношению к фактам, событиям жизни общества, деятельности органов управления.

· консультативная. Общественное мнение участвует в процессе подготовки и принятия решений органами управления, дает совет, консультирует по поводу путей и методов решения проблем жизни общества.

· директивная. Общественное мнение иногда само выносит решение по тем или иным общественным проблемам, имеющим обязательный характер. Речь идет о выборах, референдумах, функционировании различных форм прямой демократии в трудовых коллективах, по месту жительства населения и т. д.

· побудительная. Общественное мнение через митинги, забастовки, демонстрации побуждает органы управления к принятию решений. Эта функция занимает промежуточное положение между консультативной и директивной, и не всегда рассматривается как самостоятельная функция. Однако ее нельзя отождествлять ни с директивной (так как здесь само общественное мнение не принимает решений), ни с консультативной (так как здесь общественное мнение не дает «советы», которые могут быть приняты, а могут – нет), а прямо и активно «давит» на органы управления, заставляя их принимать решения.

Через реализацию вышеперечисленных функций проявляется (более или менее результативно) воздействие общественного мнения на процессы социального управления обществом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.018 с.)