Виды экономического поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экономического поведения.



В зависимости от реализуемых мотивов можно выделить следующие виды экономического поведения:

1. Целерациональное поведение, которое предполагает рациональное использование способностей и возможностей (условий, средств) для достижения поставленных экономических целей.

2. Ценностно-рациональное поведение, которое базируется на вере в самодовлеющие ценности (религиозные, морально-этические, эстетические и др.).

3. Аффективное поведение, обусловленное эмоциональным состоянием индивида или группы.

4. Традиционное поведение, основанное на привычках или обычаях, которые существуют длительное время.

В зависимости от фазы воспроизведенного цикла выделяют дистрибутивное, производственное, обменное и потребительское экономическое поведение.

1.Дистрибутивное (распределительное)экономическое поведение – соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами. Оно служит определителем нормы и меры присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также способа перераспределения ресурсов от одного пользователя к другому. Рынок рассматривается как бесконечный процесс перераспределения огромной массы экономических ресурсов в сфере обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над определенными благами.

2. Производственное поведение – характеризуется накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их объединением и комбинированием с целью получения конкретных благ и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Одним из важнейших аспектов производственного поведения является трудовое поведение. Трудовое поведение – специализированная профессиональная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), которые превращаются, трансформируются в конечные или промежуточные продукты.

3. Обменное поведение обеспечивает движение разнообразных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основании учета и сравнения их ценностей. Мера дефицитности товаров, которые оборачиваются, проявляется в ценах. Она руководит действиями субъектов, которые являются по отношению один к другому продавцами и покупателями. Наиболее наглядные и эмпирически доступные к обзору элементы экономического обмена демонстрирует торговля, которая относится к наиболее давнему классу экономических действий.

4. Потребительское поведение обеспечиваетизъятие экономических благ из товарного обращения и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Фаза потребления присуща большинству субъектов экономического поведения, которые используют ресурсы. Исходный баланс потребления определяется тремя составными: уровнем дохода, стандартами потребления, уровнем компетентности субъектов рассчитывать свои действия, не выходя за границы тех ресурсов, которыми они владеют.

Регулятором экономического поведения выступает экономическая культура. Экономическая культура – это комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью. Экономическая культура является подсистемой национальной культуры и тесно связана с другими ее составляющими: политической культурой, правовой, моральной и т.д.

Экономическая культура является многоуровневым образованием и включает как рациональные, так и иррациональные компоненты. В экономической культуре можно выделить следующие уровни:

· знания про экономическую систему, ее роли, функции, решения и действия, возможности и способы влияния на принятие решений;

· чувства по отношению к экономической системе, ее структуре, ролям, функциям;

· суждения, мысли и представления об экономической системе, ее роли, функциях, которые складываются из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций;

· наиболее распространенные в обществе модели экономического поведения.

Экономическая культура формируется специфическими социально-экономическими процессами и, в свою очередь, оказывает значительное влияние на всю совокупность экономических процессов данного общества. Каждой экономической системе соответствует особенная базовая модель экономической культуры, которая проявляется в каждой стране в специфических национальных формах. Выделение разных моделей экономических культур дает возможность проанализировать, почему одинаковые по своей форме экономические институты являются дееспособными в одних странах и абсолютно не подходят для других.

3. Предпринимательство как социально-экономический феномен. Парадигма нынешней волны исследовательского интереса к предпринимательству складывается в середине XX века. В современной социологии наиболее распространенной является трактовка предпринимательства с точки зрения функционального подхода, наиболее ярким представителем которого считают Й. Шумпетера. Йозеф А. Шумпетер предложил рассматривать предпринимателя как новатора. Й. Шумпетер утверждал, что экономическому прогрессу внутренне присущи "революционные" изменения, которые переводят хозяйственный кругооборот на новый уровень. А в основе изменений лежит предпринимательская функция, которая проявляется в "новой комбинации" факторов производства. Следствием возникновения "новой комбинации" становится нововведение. В центре процесса революционизации экономики и находится фигура предпринимателя. Таким образом, Й. Шумпетер разработал тип творческого предпринимателя, который реализует нововведение и тем самым обеспечивает экономический рост.

Предпринимательская деятельность – это процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли.

С точки зрения функционального подхода:

1. Предпринимательство не всегда связано с правом собственности.

2. Предпринимательство выступает характеристикой поведения, ане какого-либо вида занятий. Осуществление новых комбинаций – не профессия и, кроме того, не является раз и навсегда данным свойством.

3. Предприниматель не обязательно должен быть духовным творцом нововведений. Можно сказать, что предприниматели – это люди, которые используют идеи других людей, когда видят пользу от их применения. Творчество предпринимателя в отличие от других лиц творческих профессий не означает неограниченного полета фантазии, оно всегда «заземлено» на решении конкретных проблем.

Укажем, что предпринимательство не отождествляется с бизнесом – «деланием денег». Бизнесмен может быть предпринимателем – новатором, а может – обычным хозяйственником.

Основными признаками предпринимательской деятельности относятся:

1. Организационно-хозяйственное новаторство, которое заключается в "комбинации" тех или других факторов, которых раньше не существовало, использовании изобретений или, шире, разнообразных возможностей для создания чего-то нового.

2. Экономическая свобода, т.е.свобода в выборе направлений и методов деятельности, использовании прибыли, самостоятельность принятия решений.

3. Риск и ответственность за принятые решения и действия. Предприниматель всегда действует в таких условиях, когда само получение прибыли и ее размер неопределенны, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен.

4. Ориентация на достижение коммерческого успеха. Поскольку предпринимательская деятельность относится к экономической деятельности, то четвертым ее признаком является ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли, на что и направленно организационное новаторство.

Среди личных качеств предпринимателя обычно выделяют:

· интеллект и нацеленность на новое знание;

· воображение и изобретательность;

· личная энергия и воля к действию;

· сочетание ума и фантазии.

К мотивам предпринимательской деятельности относят:

· прибыль. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Заработанные деньги – это показатель успеха задуманного предпринимательского проекта;

· стремление к свободе и самореализации;

· повышенная потребность в достижении;

· повышенная склонность к риску.

На исторические и социальные корни предпринимательства обращает внимание в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог Макс Вебер. М. Вебер указал на особую роль предпринимательского духа, лежащего в основеразвития современного капитализма и предпринимательства, который основывался на протестантской религии и протестантской этике.

В протестантском учении говорится о том, что:

· существуетбожественная предопределенность и признаки избранности человека, которые, прежде всего, связаны с профессиональными успехами. Это требует беззаветной преданности профессии, суровой дисциплины, безустанного труда, аскетизма, морального осуждения лени, т.е. формируется трудовая этика. Пропагандируется честность, прямота и крайняя порядочность в личной и деловой жизни;

· отсутствует осуждение богатства и интереса к материальным благам;

Таким образом, не рассчитывая на индульгенцию, человек должен осуществлять строгий самоконтроль. И человек, и капитал не должны пребывать в праздности, они должны работать, приумножая богатство. Само же богатство, помимо материального достатка, приносит чувство достигнутого и, более того, является свидетельством избранности человека. В результате твердость веры становится могучим орудием систематизации, упорядочения хозяйственной жизни. Так религиозная этика способствует формированию особой хозяйской этики, где целью человека, руководствующегося этой этикой, является не выигрыш, получаемый как подарок судьбы тем, кому представился благоприятный случай разбогатеть, а рентабельность методически и рационально организованного предприятия, всех его производственных процессов и экономических связей с контрагентами, основанных на принципе: "Честность – лучшая политика".

Таким образом, протестантизм санкционировал предпринимательскую деятельность, жажду приобретательства, но вместе с тем связал человека в его потреблении.

Суть заключается в том, что именно Реформация, создающая новый "капиталистический дух", в совокупности с социальными, экономическими, политическими изменениями дает толчок к развитию современного производительного, высокопродуктивного и рационального капитализма. Без духовной реформации, нравственного перерождения такой переход становится невозможным даже при наличии остальных предпосылок. Религиозная мотивация предпринимательской деятельности со временем отмирает. Капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему больше опору, но вместе с тем, этический стиль, созданный реформацией, сохраняется.

Тема 12. Образование как социальный институт

1. Становление образования как социального института.

2. Функции и цели института образования.

3. Реформирование образования. Проблемы образования в Украине.

1. Становление образования как социального института. Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность и формальный результат этого процесса — аттестат, диплом, свидетельство. Образование также рассматривается как система определенных, тесно взаимосвязанных между собой учреждений и организаций – от школы до академий.

Уровень школьного образования в любом обществе тесно связан с показателями экономического развития. В первобытном обществе наши предки занимались охотой и собирательством. У них не было ни правительства, ни церкви, ни школ. Образование было всего лишь навыками и знаниями, которые дети получали непосредственно от своих родителей.

В странах с низкими и средними доходами, а именно в них живет большинство населения планеты, мальчики и девочки посещают школу в течение нескольких лет и получают те знания и навыки, которые им нужны для ведения хозяйства. Возможность изучать литературу, искусство, естественные науки и историю есть только у тех немногих счастливчиков, что могут позволить себе не работать. Да и само слово «школа» – от древнего «schola» – отдых. В Древней Греции учениками таких знаменитых учителей как Аристотель, Платон, Пифагор были исключительно молодые аристократы. Аналогично дело обстояло и в Древнем Китае, где Конфуций делился мудростью только с избранными.

Элементы институционализации образования существовали уже в Древней Греции. Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Немногочисленные публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. В 12-13 веках в Европе возникают университеты, а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Развитые формы образование как социальный институт принимает в 19 веке, когда появляется массовая школа. Признаками институционализации образования является оформление социальной группы, для которой деятельность по обучению и воспитанию становится профессиональной; изменение качества самой деятельности, ее ролевой, целевой, иерархический характер; появление специальных учреждений, норм, регулирующих процесс обучения, воспитания.

Образование – социальный институт, благодаря которому общество обеспечивает своих членов важными знаниями, в том числе о фундаментальных явлениях действительности, профессиональных навыках и культурных нормах и ценностях.

Рассмотрим те социальные перемены, которые способствовали становлению и развитию образования как социального института.

Первой из таких перемен стали Демократические революции. Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах. В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народ должен знать хотя бы буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования – главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу – например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

В 20 веке роль образования постоянно возрастает, что проявляется в следующих моментах:

1. В современных промышленно развитых странах начальное образование является обязательным и бесплатным.

2. Увеличивается число людей, получающих среднее и высшее образование. В развитых странах подавляющая часть молодежи оканчивает среднюю школу (в США – 80%, Японии – 94%). В Украине в 2005 г. – 35 % молодежи имеет высшее образование, а в 1991 году таких было – 18 %. Среди населения в целом в 2001 г. было 31,3 % людей с высшим образованием и 69,8% с полным средним. Однако ситуация серьезно отличается по сельскому и городскому населению.

3. Увеличивается среднее число лет обучения. Большинство европейских стран (Австрия, Швеция, Испания, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Украина) внедрили 12-летний курс обучения в школах. В Великобритании, Италии, Финляндии, Польше, Румынии в школах учатся 13-14 лет.

4. В развитых странах увеличивается доля государственных расходов на образование и, вместе с тем, растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Вложение денег в обучение является наиболее выгодным, по оценкам экспертов 1 $ затрат на образование приносит 6-10 $ прироста национального дохода.

 

 

2. Функции и цели института образования. Функции образования:

1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.

4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

5. Функция социальной мобильности исглаживания социального неравенства. В современном мире образование воспринимается как один из основных каналов вертикальной мобильности и средство, сглаживающее социальное неравенство.

6. Функция отбора. Например, существует отбор детей в элитные школы.

7. Гуманистическая функция – этовсесторонне развитие личности учащегося, повышение его культурного уровня. Узкоспециальная подготовка устаревает также быстро, как и исследовательское оборудование и научные методики. Сейчас требуется широкообразованный специалист, умеющий общаться и принимать участие в выработке решений совместно с другими людьми, обладающий способностью заглянуть в будущее, умеющий разрешать этические вопросы в конфликтных ситуациях. Для выполнения этих функций нужны обширные знания в области культуры, социологии и психологии.

У нас гуманистическая функция чаще всего сводится к расширению того или иного вида гуманитарного знания – этического или социологического, истории или философии. Но дело не в полноте набора учебных дисциплин. Главное – сформировать систему новых личностных качеств – критическое отношение к себе и к своим стереотипам и привычкам, гибкого мышления. Одна из важнейших черт – интеллигентность – т.е. понимание интересов других лиц, общностей, нравственная активность, последовательное отстаивание своих позиций. Образование должно повышать адаптационные возможности человека в крайне нестабильной среде – расширять горизонты сознания, повышая его общекультурные и интеллектуальные возможности.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся:

· функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми);

· функция формирования среды общения;

· выбора супруга;

· «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые:

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься в сложившейся структуре занятости.

Всередине ХХ в. в связи с НТР, гигантским информационным бумом возникает необходимость в пересмотре глобальных целей образования. Главным становится развитие творческого потенциала личности, формирование способности учиться, т.е. интенсивная цель преобладает.

3. Реформирование образования. Проблемы образования в Украине. В 90-х годах ХХ в. ощутимо дал о себе знать кризис образования в большинстве ведущих стран мира.

Основные проблемы образования в современном мире:

1. Неравенство доступа к образованию.

2. Поиск новых форм обучения

3. Недостаточное финансирование образования в развивающихся странах.

На рубеже XX-ХХІ веков четко обозначились основные тенденции обновления, реформирования образования:

· Основная идея реформы – развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

· демократизация всей системы обучения и воспитания;

· повышение фундаментальности образования;

· гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

· интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

Проблемы функционирования образования в Украине:

В 50-60-е гг. советская средняя и высшая школа получала по результатам сравнительных международных исследований наивысшие экспертные оценки, однако это был пик. Потом происходил только экстенсивный рост при ускоренном снижении качества образования. Однако и сейчас зарубежные специалисты отмечают высокий уровень подготовки как в средней, так и в высшей школе.

Западные эксперты в качестве достижений в области образования в СССР называли:

· доступность начального образования;

· формирование образованных трудовых ресурсов;

· выравнивание талантов;

· достижение равноправия женщин в сфере образования;

· победы выпускников школ на академических олимпиадах;

· более высокий уровень учебы в точных вузах;

· качество образования в области естественных и математических наук.

За годы независимости институт образования в Украине существенным образом изменился. При сохранении традиционных уровней образования: дошкольного, начального, среднего, высшего, аспирантуры и докторантуры, состоялись значительные изменения в наборе его элементов и принципов функционирования:

· общее среднее образование стало двенадцатилетним и перешло на двенадцатибалльную систему оценивания;

· среднее образование стало более разнообразным за счет того, что кроме традиционных школ появились лицеи и гимназии, а рядом с государственными учебными заведениями в стране функционируют и частные;

· значительно расширилась сеть высших учебных заведений, численность студентов и набор специальностей. Вузы готовят студентов по 76 направлениям и 584 специальностям.

· происходят качественные преобразования в рамках Болонского процесса. Изменения в Высшей школе Украины направлены на переход к двухуровневой системе подготовки: бакалавр-магистр; увеличение количества времени на самостоятельную работу, возрастание их самостоятельности при выборе дисциплин, развитие индивидуальных программ обучения; увеличение уровня самостоятельности вузов.

· значительно расширилось количество и профиль всевозможных школ, курсов, семинаров, тренингов и т.д., работающих, как правило, на коммерческой основе, и ориентированных на удовлетворение запросов рынка труда в специалистах конкретного профиля и на повышение уровня квалификации или переквалификацию работников.

На фоне этих изменений не сразу заметен кризис,в котором находится система образования. А он характеризуется не только масштабностью, охватывая все ее элементы, но и беспрерывным углублением, что делает нереальным накопление и развитие того интеллектуального потенциала, без которого Украина не сможет сделать инновационный рывок и достичь уровня высокоразвитых стран.

Среди основных проблем, которые существуют в украинском образовании, выделим следующие:

1. «Утечка мозгов». Если раньше этот процесс охватывал ученых и высококвалифицированных специалистов, то сейчас «эстафета» перешла к выпускникам вузов, аспирантам и молодым специалистам, как правило, к наиболее подготовленным и энергичным. Перепись населения 2001 г. показала, что за весь послевоенный период, при увеличении количества выпускников вузов на 60 %, впервые было зафиксировано сокращение количества лиц с высшим образованием среди молодежи 25-29 лет и 30-34 лет. Объяснением здесь служит миграция.

2. Падение качества знаний у выпускников как средней, так и высшей школы, которая вызвано рядом причин:

· оторванностью высшей школы от нужд современного рынка труда. Отрицательные тенденциисвязаны, прежде всего, с диспропорциями в подготовке выпускников разных уровней квалификации. За годы независимости в стране резко увеличилась как количество высших учебных заведений ІІІ-ІV уровней аккредитации (их численность выросла более чем в 2 раза), так и соответственно количество студентов, которые получают в них высшее образование (их количество выросло в 2,5 раза). Что же касается вузов І-ІІ уровней аккредитации, то при незначительном росте их числа, количество студентов, получающих в них образование, сократилась в 1,6 раза. При этом экономика испытывает значительный дефицит высококвалифицированных рабочих: токарей, фрезеровщиков, наладчиков и т.д. По мнению специалистов, Украине необходима другая пропорция между выпускниками вузов І и ІІ уровня аккредитации, с одной стороны, и выпускниками вузов ІІІ и ІV уровней, с другого: не1 к 5, как сейчас, а 2 к 1.

Вторая отрицательная тенденция, связанная с существующими диспропорциями в подготовке специалистов разных направлений. Так, за годы независимости количество выпускников юридических направлений подготовки выросло в 13 раз, экономических, бухгалтерских и коммерческих – в 6, а специалистов по технологическим дисциплинам, т.е. тех, кто должен внедрять в стране инновационную экономику, новейшие технологии, стало больше только на 8 %;

· отсутствием тесной связи высшей школы с научной деятельностью. Вузы не имеют средств на содержание крупных научно-исследовательских лабораторий, исследовательских центров. В 2008 г. из 351 вуза 3-4 уровня аккредитации только в 164 реально велись научные исследования.

· снижением профессионального уровня преподавательских кадров, который объясняется, с одной стороны, все той же «утечкой умов», а с другой, старением преподавателей, из-за слабого притока молодых специалистов в школы и университеты страны;

· отсталой материальной базой, на которой осуществляется подготовка по техническим и природоведческим специальностям;

· обилием мелких профессиональных учебных заведений с небольшим числом учащихся. В Украине на сегодняшний момент 904 вуза, что в среднем почти в 10 раз больше, чем в развитых странах на аналогичное количество людей, причем среднее количество студентов в украинских вузах – 6,6 тыс. В тоже время в университетах развитых стран учатся порой и по 50 тыс. студентов. Кроме этого есть еще 1005 структурных подразделений вузов, т.е. филиалов больше, чем самих вузов. Еще одна проблема состоит в том, что вузы подчинены 26 министерствам.

· слабым стимулированием отличного и хорошего обучения и низким уровнем отчисления студентов за неуспеваемость.

3. Неравенство шансов при получении образования для выходцев из разных слоев общества. Стоимость обучения в отечественных частных высших учебных заведениях, или по контрактной форме обучения в государственных, практически не отличается от европейского уровня 1 – 9 тысяч долларов США (при этом не берутся во внимание престижные вузы Запада) и это на фоне средней заработной платы, которая не является сопоставимой ни со среднеевропейскими доходами, ни со стоимостью обучения.

4. Возрождение полной неграмотности. В 2004 году, по словам министра образования, 38 тыс. детей и подростков школьного возраста вообще не посещали школу и другие учебные заведения. Увеличилась и доля подростков, которые не получают полного среднего образования.

Почему же в Украине существует системный и беспрерывно возрастающий кризис в системе образования? В любой стране состояние образования связано с состоянием ее экономики. Таким образом, ситуация в системе образования является производной от экономической ситуации, которая сложилась в Украине. Приведем несколько цифр. Доля Украины в мировом объеме торговли наукоемкою продукцией составляет 0,1 %, что на порядок ниже, чем в Китае и Польше, и на два порядка ниже, чем в Германии. В украинском экспорте высокотехнологическая продукция занимает лишь 8 % его стоимости. Если в государстве существует экономика, неориентированная на развитие современных наукоемких технологий, то будет отсутствовать и запрос на интеллектуально сложные и фундаментальные знания. Для радикального улучшения системы образования, преодоления в ней кризисных явлений, необходима общегосударственная стратегия развития данного института, разработка и реализация которой будет возможна только как часть стратегии развития страны в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.098 с.)