ТОП 10:

Модуль 1. Базовые формы социального



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Харьковский политехнический институт»

СоциологиЯ

Конспект лекций

для иностранных студентов,

обучающихся по экономическим направлениям подготовки

Харьков НТУ “ХПИ” 2010


СОДЕРЖАНИЕ

  Предисловие  
Модуль 1. Базовые формы социального  
Тема 1. Социология – наука об обществе  
Тема 2. Культура как социальный феномен  
Тема 3. Личность и общество  
Тема 4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение  
Тема 5. Социальная структура общества  
Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность  
Тема 7. Этнос как фактор социальной дифференциации  
Тема 8 Гендер как фактор социальной дифференциации  
Модуль 2. Организационные и институциональные основы общества  
Тема 9. Социальные организации  
Тема 10. Социальные институты. Общественное мнение как социальный институт  
Тема 11. Экономика как социальный институт  
Тема 12. Образование как социальный институт  
Тема 13. Семья как социальный институт  
Тема 14. Общество и социальные изменения  
Тема 15. Концепции социальных изменений  
Тема 16. Методология и методы социологического исследования  

Модуль 1. Базовые формы социального

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук.

Структура и функции социологии.

Методологические подходы к анализу общества.

Тема 2. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Понятие и функции культуры.

Базисные элементы культуры.

Культурное разнообразие. Виды культуры.

Тема 3. Личность и общество

Социологический взгляд на личность. Структура личности.

Социальный статус и социальная роль. Типы личности.

Социализация личности.

1. Социологический взгляд на личность. Структура личности.Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Социология изучает типичные подобные качества людей, формирующиеся благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленности к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик человека (возрасту, полу, семейному состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение. Таким образом, социология исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни.

В повседневном языке мы употребляем такие слова, как человек, индивид, личность. Часто между ними не делается никакой разницы, т.е. эти слова используются как синонимы. Но ученые закрепили за ними определенные значения, которые позволяют изучать различные аспекты сущности человека.

С научной точки зрения,человек – это наиболее общее понятие, категория, которая обозначает вид в биологической классификации. От других биологических видов человек отличается тем, что имеет не только биологические, психологические, но и социальные характеристики.

Единичный представитель человеческого рода получил название «индивид». Все люди являются индивидами независимо от того где родились, воспитывались, какой возраст, образование, профессию имеют, поскольку все мы имеем одинаковый хромосомный набор, одинаковые внутренние и внешние органы.

Индивидуальностьнабор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого. Так, мы отличаемся цветом глаз, ростом, весом (это биологическое), чертами характера (психологическое), интересами, потребностями, ценностями (социальное).

Личность – это социальное в человеке. Особенности личности зависят от общества, в котором она живет, его культуры, состояния экономики, политической ситуации, т.е. от многочисленных социальных характеристик окружения человека.

Личность – это устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Чтобы человек считался личностью, он должен:

· иметь самосознание (т.е. отделять себя от других, сознавать свои действия);

· усвоить основные нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе;

· сформировать систему интересов, ценностей;

· обладать определенной степенью автономности от общества;

· нести определенную ответственность за свои поступки.

Выделяют исходные социологические принципы анализа личности:

1. Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.

2. Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.

3. Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.

Подчеркнем, что любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех социальных групп, к которым он принадлежит, и выступающий как субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может быть различным.

Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.

Потребности. С точки зрения многих социологов, потребность – это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.

Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

1. Физиологические потребности(потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.)

2. Потребности безопасности и стабильности жизни (потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).

3. Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви (потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).

4. Потребности престижа (потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).

5. Духовныепотребности (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.).

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.

Следующий компонент личности интерес. Интерес – это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.

Ценности – объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации личности– это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.

Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются:

1. Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости);

2. Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж);

3. Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться);

4. Ценности – цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.).

Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалыэто то, к чему стремится человек, выражение надлежащего в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как представление об идеальном человеке.

Далее более подробно рассмотрим мотивы.Мотивы– разумно объясненная причина поведения, осмысление действия, внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается у многих людей может быть вызвано разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые – чтобы не пойти служить в армию, третьи – чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу.

Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов – внешних побудителей к действию. Так, обещание преподавателя выставить экзамен по рейтингу в случае активной работы на семинарских занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к семинарским занятиям без внешних побуждений, то это является примером мотива.

2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности.Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус человека– его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п.. Поскольку мы принадлежим ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию.

Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:

1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.

2. Объемом власти и авторитета.

3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.

4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.

5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.

С понятием статус связано понятие социальной роли.Рольотражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и обязанностей. Т.е., если человек имеет статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в семье, на работе, общественном транспорте будет разным.

Таким образом, социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.

Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций слушателя в аудитории, исполнителя лабораторных работ, старосты, практиканта и т.п.

Выделяют несколько видов социальных статусов:

Предписанные,которые не зависят от собственных усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца);

Достигнутые (приобретенные),которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец).

В статусном наборе можно выделить главный (интегральный) статус – это статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют окружающие (например, Президент Украины, директор).

Поскольку человек одновременно может выполнять несколько ролей, то могут возникать так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты.

Ролевое напряжение – это противоречие между представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет.

Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными.

Межличностные конфликтыимеют место тогда, когда возникают противоречия между людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут конфликтовать не потому, что они не нравятся друг другу, а потому что один из них милиционер, а второй – преступник.

Внутриличностные конфликты – это противоречия внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько ролей (межролевые конфликты), так и отвечать различным требованиям, связанным с одной и той же ролью (внутриролевые конфликты).

Межролевые конфликтывозникают тогда,когдадве или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени.

Внутриролевые конфликты состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются к носителям одной роли разными социальными группами. Например, студент должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее время по расписанию.

Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов и снятия ролевых напряжений:

1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).

2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).

3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).

4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других).

Как уже отмечалось выше, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

1. Идеальный – тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся в будущем.

2. Базисный (нормативный) – тип личности, который объективно необходим для оптимального развития данного общества.

3. Модальный (реальный) – тип личности, который преобладает в данном обществе (средний украинец, истинно русский). Он обнаруживается при помощи социологических исследований.

Идеальный, модальный и базисный типы личностей могут совпадать или нет.

Если проанализировать историю украинского общества в ХХ-ХХI столетиях, то можно выделить следующие модальные типы личности:

1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.

2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего использования).

3. Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей– демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Этот тип становится доминирующим с момента возникновения независимого украинского государства

Можно выделить 3 разновидности амбивалентного типа:

· Конформно-амбивалентный – характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержкой решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;

· Нигилистски-амбивалентный – отрицает любые альтернативы общественного развития, негативно относится к любым организационным политическим силам;

· Мозаично-амбивалентный – характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.

Если конформно-амбивалентный тип приводит общество к авторитарной форме правления, нигилистически-амбивалентный – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократических норм.

3. Социализация личности.Социализация представляет собой процесс развития в человеке его социальной природы. Социализацияэто процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Благодаря процессам социализации формируется и развивается личность.

По мнению многих социологов, способность к социализации содержится в самом человеке, при этом сама социализация понимается как усвоение накопленного в обществе опыта. В процессе социализации индивид усваивает нормы, ценности, знания, умения. В результате социализации человек приобретает качества, которые разрешают ему действовать в определенных условиях места и времени. Социализация является активным двусторонним процессом, т.е. человек не просто пассивно приобретает определенные черты, но и влияет на окружающую среду.

В настоящей момент, как в западной, так и в отечественной социологии принято выделять два основных этапа социализации:

Первичная социализация – это усвоение ребенком базового набора ролей, формирование социальных установок, усвоение основных духовных ценностей, норм поведения для нормального функционирования в обществе. На стадии первичной социализации мы учимся пользоваться столовыми приборами, ездить в общественном транспорте, приветствовать знакомых, отмечать праздники, уважать старших, общаться с ровесниками и т.п.

Вторичная социализация – это усвоение дополнительных социальных ролей в процессе жизни. Как правило, на этапе вторичной социализации происходит усвоение профессиональных ролей, роли жены или мужа, роли избирателя или политического деятеля и т.п.

На каждом из этапов социализация включает ряд моментов, которые называют структурой социализации:

1. Адаптация – приспособление к новым условиям.

2. Интериоризация – усвоение ценностей, норм, знаний нового окружения, включение их в свой внутренний мир.

3. Экстериоризация – реализация усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцированием новых норм и ценностей.

Основными агентами социализации (теми, кто оказывает содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные институты (церковь). На этапе вторичной социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).

Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит четыре стадии:

1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.

2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я»-социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).

3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

4. Ориентация на «обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.

Виды социальных норм.

По способу создания и средствам охраны их требований от нарушений:

· нормы права – это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой;

· нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

· нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Охрана и защита этих социальных норм осуществляется самими верующими;

· нормы обычаев, традиций – это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

· нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов).

· организационные нормы (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся в уставах, программах и других документах компаний, предприятий, партий, профсоюзов, общественных объединений и т.д.. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в их уставных документах.

По содержанию выделяют: политические, трудовые, семейные, эстетические, экономические нормы, нормы культуры и др.

По степени устойчивости и масштабам применения:

· нормы, которые действуют постоянно и повсеместно;

· нормы, которые зависят от ситуации.

По выполняемым функциям:

· нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила);

· нормы, которые выполняют функцию ожиданий поведения (реакция других людей).

3. Социальные санкции – наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм. Санкции приобретают легитимность на основе норм. Санкции с ценностями ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Выделяют 4 типа санкций:

· Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т.д..

· Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и т.д..

· Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и т.д..

· Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями:порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья и т.д..

От способа применения санкций зависит форма контроля:

· самоконтроль – применение санкций совершается самим человеком, не требует присутствия посторонних лиц и направлено на себя;

· внешний контроль – применение санкций требует присутствия посторонних лиц.

4. Власть – это способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.

Власть включает в себя следующие элементы:

1. право истолковывать события и выдвигать цели развития;

2. особые позиции в распределении ресурсов;

3. контроль за доступом к информации как особому ресурсу;

4. возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;

5. способность оказывать личное влияние на людей.

Власть реализуется путем:

· прямого насилия;

· экономического принуждения;

· легитимного господства посредством утверждения авторитета .

Авторитет может основываться на личных качествах (харизматическая власть), силе закона (власть права), обычаях (традиционная власть).

2. Понятие и виды отклоняющегося поведения. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить два варианта нормативного поведения:

· когда человек следует определенным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом, который предполагает пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу;

· если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители, начальник), то это определяется как подчинение.

С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В данном случае индивид "корпоративен", т.е. является "игроком команды". Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.

Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, способствовать установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение (франц. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути) – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Выделяют девиантность в широком и узком значениях этого слова.

В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства.

В узком значениидевиантность обозначает проступки, которые не одобряются общественным мнением, но не являются противоправными, не подпадают под статью Уголовного кодекса (например, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку считался главным источником семейных доходов). Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение).

Делинквентное поведение – совокупность поступков, которые не одобряются законом,но не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса.Прежде всего, этоадминистративные правонарушения:мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, переход улицы или курение в неположенном месте и др..

Преступное поведение это уголовно наказуемое поведение. Например, драка с нанесением тяжких телесных повреждений, убийство и др..

Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, – явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе нормальным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Например, в первобытное время каннибализм, убийство стариков и детей, кровосмешение считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.

Основные виды девиации (в широком смысле слова).

1. Культурная и психологическая девиация.

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее.

2. Индивидуальная и групповая девиация.

Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.037 с.)