Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование социально-экономического развития регионов

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальностям экономического факультета

 

Объем занятий: всего

Изучается в __ семестре

Разработана:

К.э.н. Уткин С.Е.

К.с.н. Котляров С.Е.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2005г.

Согласована:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2005 г.

 

Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ФМФ

«_____» _________ 2005 г.

протокол №

Председатель УМК ___________

(подпись)

 

Ставрополь, 2005г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Любая экономическая система в целях эффективной организации собственного функционирования, в современных условиях, вынуждена опираться на результаты деятельности специалистов осуществляющих прогностическую деятельность.

Прогнозирование социально-экономического развития регионов – это научная дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития социальных и экономических систем различного уровня; возможные состояния реальных экономических объектов в будущем; тенденции и закономерности развития социальной сферы и экономики, способы и методы разработки прогнозов.

Прогноз есть некое вероятностное суждение относительно будущих событий и состояний. Научное предвидение будущего, как и прогнозирование перспектив развития, - насущная потребность общества. Социально-экономические прогнозы необходимы для определения возможных целей и траекторий развития общества, обоснования основных направлений экономической стратегии и тактики различных отраслей экономики, а также для выявления ресурсов, принятия конкретных решений, изучения наиболее вероятных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных вариантов динамики и ситуаций, предвидения последствий принимаемых решений.

Управление экономикой на всех уровнях – от федеральных органов власти до руководителей малых фирм – должно обеспечивать выбор оптимальных решений, учитывающих существующие тенденции и способствующих достижению поставленных целей.

Любое управленческое решение, последствия которого должны проявиться в будущем, основывается на том или ином способе предвидения. Всякий раз, когда принимается решение относительно будущих действий, используются прежде всего предположения, ожидания, догадки, в лучшем случае – простейшие прогностические оценки. Поэтому прогнозирование можно считать одной из стадий управления, предшествующей другим его стадиям – определению целей, планированию, программированию, проектированию, финансированию, использующим в процессе принятия решений прогнозную информацию.

Прогноз позволяет ответить на вопросы, касающиеся внешней ситуации для фирмы, предприятия, отрасли в будущем. Как она изменится после принятия и реализации каких-то решений компанией, органами власти? Как будут действовать конкуренты? Что следует ожидать, если увеличатся доходы населения, возрастут тарифы, изменится налоговая система? Таких вопросов в практике управления предприятиями, крупными и мелкими экономическими системами возникает множество, однако ответы на них чаще всего далеко не очевидны.

Роль прогнозирования значительно возрастает в условиях рыночной экономики, когда функции директивного планирования существенно сужены. При прежней экономической системе каждому предприятию предписывалось, сколько и какой продукции оно должно производить, кому поставлять и по каким ценам, у кого покупать или получать сырье, технологическое оборудование и т.д. Для органов власти важнейшей функцией был контроль за выполнением всех предписаний. Если план был невыполнимым, то органы управления, как правило, знали об этом заранее.

Курс “Прогнозирование социально-экономического развития региона” призван вооружить студентов знаниями и навыками научного подхода к прогнозированию экономических процессов. Это позволит будущим специалистам принимать ответственные решения на любом уровне хозяйственных систем – от маленькой коммерческой фирмы до корпорации, прогнозируя изменения экономической, демографической, социальной ситуации, предвидя их в проводимой государством экономической, финансовой, налоговой политике, учитывая возможные действия своих конкурентов.

Особое внимание при изучении курса следует обратить на содержательную постановку прогнозных задач и методы разработки экономических прогнозов, оценки их качества, на получение навыков по использованию новейших технологий прогнозирования в практической деятельности.

 


Тематический план:

№ п/п Наименование темы Количество часов
Лекции Семинары
1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозов.    
2. Система и принципы социально-экономического прогнозирования.    
3. Методы социально-экономического прогнозирования.    
4. Модели экономического прогнозирования.    
5. Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования.    
6. Прогнозирование демографического развития.    
7. Прогнозирование национальной безопасности.    
8. Прогнозирование экономического роста.    
9. Прогнозирование развития структуры общественного производства.    
10. Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.    
11. Прогнозирование экономического и социального развития регионов.    
Итого      

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Тема № 1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозов.

Основные понятия сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения. Методы социально-экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины. Типология прогнозов

Тема № 2. Система и принципы социально-экономического прогнозирования.

Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов. Основные принципы прогнозирования. Основные функции прогнозирования.

 

Тема № 3. Методы социально-экономического прогнозирования

Классификация методов прогнозирования. Специфические методы социально-экономического прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования. Формализованные методы прогнозирования.

Тема № 4. Модели экономического прогнозирования

Экономико-математические, факторные и структурные модели в прогнозировании. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева “затраты – выпуск”. Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики.

Тема № 5. Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования.

Экономический потенциал страны, его характеристика и состав. Эффективность использования экономического потенциала страны. Показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала страны.

 

Тема № 6. Прогнозирование демографического развития.

Содержание и значение изучения демографического развития страны. Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов. Факторы и показатели демографического развития. Состояние и прогнозные оценки демографического развития России.

 

Тема № 7. Прогнозирование национальной безопасности

Понятие национальной безопасности и защита интересов страны. Угрозы экономической безопасности страны. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности.

Тема № 8. Прогнозирование экономического роста.

Экономический рост, его измерение и факторы. Модели и методы прогнозирования экономического роста. Прогнозные оценки показателей экономического роста.

Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем

Модель - создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, словесные описания, математические формулы, карты и т.д. Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.

Математическая модель - модель объекта, процесса или явления, представляющая собой математические закономерности, с помощью которых описаны основные характеристики моделируемого объекта, процесса или явления.

Литература:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.

3. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

4. Методология прогнозирования экономического развития СССР [Ред.-сост. Ю.Е. Кофтун. Введ. чл.-корр. АН СССР Л.М. Гатовского и д-ра экон. наук А.С. Хейнмана]. – М.: Экономика, 1971.

 

СЕМИНАР 5. Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования.

Цель: Рассмотреть возможности экономического потенциала народного хозяйства, как основы экономического и социального прогнозирования

Методические рекомендации: Попытаться оценить экономический потенциал народного хозяйства страны. Определить возможности достоверного прогноза данной области. Вывести показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала страны

Вопросы для обсуждения:

1. Экономический потенциал страны, его характеристика и состав

2. Эффективность использования экономического потенциала страны

3. Показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала страны

Литература:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.

3. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

4. Методология прогнозирования экономического развития СССР [Ред.-сост. Ю.Е. Кофтун. Введ. чл.-корр. АН СССР Л.М. Гатовского и д-ра экон. наук А.С. Хейнмана]. – М.: Экономика, 1971.

 

СЕМИНАР 6. Прогнозирование демографического развития.

Цель: Освоить специфику прогнозирования демографической ситуации.

Методические рекомендации: Изучить набор факторов способных влиять на демографическую ситуацию в стране. Освоить стадии, временные горизонты прогнозов. Применить факторный анализ существующей демографической ситуации в стране

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание и значение изучения демографического развития страны.

2. Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов

3. Факторы и показатели демографического развития

4. Состояние и прогнозные оценки демографического развития России

Понятийный аппарат:

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, этнического состава населения и т.д. Демография - изучает распределение населения по полу и возрасту, число состоящих в браке для разных возрастных категорий, численность семей и т.п.; - разрабатывает демографические прогнозы.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и др.

Литература:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.

3. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

4. Методология прогнозирования экономического развития СССР [Ред.-сост. Ю.Е. Кофтун. Введ. чл.-корр. АН СССР Л.М. Гатовского и д-ра экон. наук А.С. Хейнмана]. – М.: Экономика, 1971.

 

СЕМИНАР 7. Прогнозирование национальной безопасности

Цель: изучить основные параметры оценки системы обеспечения национальной безопасности страны, и ее прогнозирования.

Методические рекомендации: Одним из основных условий социально-экономического развития страны является состояние национальной безопасности. Необходимо определить индикаторы понимания национальной безопасности в России, способы ее сохранения.

Следует иметь в виду, что для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны

2. Угрозы экономической безопасности страны

3. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности

Понятийный аппарат:

Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня.

Интенсивный экономический рост - экономический рост за счет более эффективного использования того же объема ресурсов. Считается, что интенсивный экономический рост предполагает экономическое развитие.

Экстенсивный экономический рост - экономический рост за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов. Экстенсивный рост за счет вовлечения дополнительных трудовых ресурсов, может не обеспечивать увеличения среднего дохода на душу населения.

Литература:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.

3. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

4. Методология прогнозирования экономического развития СССР [Ред.-сост. Ю.Е. Кофтун. Введ. чл.-корр. АН СССР Л.М. Гатовского и д-ра экон. наук А.С. Хейнмана]. – М.: Экономика, 1971.

 

СЕМИНАР 9. Прогнозирование развития структуры общественного производства.

Цель: Изучить особенности показатели и методы прогнозирования структуры общественного производства

Методические рекомендации: Экономика страны представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура. Понятие экономической структуры употребляется или как выражение всех народохозяйственных пропорций, или только той их части, которая охватывает отрасли производственной сферы.

Для составления качественного прогноза данной области необходимо определить ее состав, основные элементы и факторы формирования

Вопросы для обсуждения:

1. Структура общественного производства, ее состав, основные элементы и факторы формирования

2. Прогнозирование структуры общественного производства. Структурная политика

3. Стадии, показатели и методы прогнозирования структуры общественного производства

4. Состояние и прогнозные оценки совершенствования структуры общественного производства в РФ

Литература:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.

3. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

4. Методология прогнозирования экономического развития СССР [Ред.-сост. Ю.Е. Кофтун. Введ. чл.-корр. АН СССР Л.М. Гатовского и д-ра экон. наук А.С. Хейнмана]. – М.: Экономика, 1971.

 

СЕМИНАР 10. Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.

Цель: изучить особенности прогнозирования социального развития и уровня жизни населения.

Методические рекомендации: Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.

Исходя из выше изложенного, необходимо определить методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения.

Вопросы для обсуждения:

1. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения

2. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения

3. Состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни

Понятийный аппарат:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие формы научного предвидения вам известны?

2. Что такое план, прогноз, программа, проект? Укажите взаимосвязь между ними, определите их роль в управлении экономическим развитием, в реализации целей фирмы.

3. Назовите условия, характерные для осуществления научных прогнозов

4. Назовите причины неопределенности и ошибочности прогнозных расчетов.

5. Как измерить ошибку прогноза?

6. Как проверить точность, достоверность прогнозного предсказания?

7. Назовите основные этапы разработки прогноза.

8. Что такое метод прогнозирования?

9. Назовите основные классы (типы) методов прогнозирования.

10. На чем основаны интуитивные методы прогнозирования, их особенности? Назовите известные вам интуитивные методы прогнозирования.

11. Каковы особенности изыскательских методов прогнозирования? Какие изыскательские методы вы знаете?

12. Что такое нормативные методы прогнозирования? Какие нормативные методы прогнозирования вам известны?

13. Назовите и охарактеризуйте типы и виды прогнозов.

14. Чем определяется содержание прогнозов?

15. Назовите цели прогнозирования на макроуровне и при региональном прогнозировании.

16. Назовите источники исходной информации.

17. Особенности исходной информации, которая используется при прогнозировании по пространственным (статическим) моделям.

18. Назовите этапы прогнозирования по пространственным (статическим) моделям.

19. Как влияет однородность выборки объектов на качество прогнозов?

20. Назовите способы, с помощью которых можно выбрать группы аналогов для определения параметров регрессионной модели.

21. Что должен делать прогнозист для повышения надежности прогнозов по пространственным (статическим) моделям?

22. Из чего состоит государственная система прогнозирования?

23. Назовите временные горизонты и периодичность прогнозирования.

24. Содержание программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

25. Какие документы и материалы представляет Правительство в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета?

26. Основные положения методики и содержания краткосрочного прогноза.

27. Как планируется развитие государственного сектора экономики и что можно планировать на уровне региона?

 


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальностям экономического факультета

 

Объем занятий: всего

Изучается в __ семестре

Разработана:

К.э.н. Уткин С.Е.

К.с.н. Котляров С.Е.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2005г.

Согласована:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2005 г.

 

Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ФМФ

«_____» _________ 2005 г.

протокол №

Председатель УМК ___________

(подпись)

 

Ставрополь, 2005г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Любая экономическая система в целях эффективной организации собственного функционирования, в современных условиях, вынуждена опираться на результаты деятельности специалистов осуществляющих прогностическую деятельность.

Прогнозирование социально-экономического развития регионов – это научная дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития социальных и экономических систем различного уровня; возможные состояния реальных экономических объектов в будущем; тенденции и закономерности развития социальной сферы и экономики, способы и методы разработки прогнозов.

Прогноз есть некое вероятностное суждение относительно будущих событий и состояний. Научное предвидение будущего, как и прогнозирование перспектив развития, - насущная потребность общества. Социально-экономические прогнозы необходимы для определения возможных целей и траекторий развития общества, обоснования основных направлений экономической стратегии и тактики различных отраслей экономики, а также для выявления ресурсов, принятия конкретных решений, изучения наиболее вероятных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных вариантов динамики и ситуаций, предвидения последствий принимаемых решений.

Управление экономикой на всех уровнях – от федеральных органов власти до руководителей малых фирм – должно обеспечивать выбор оптимальных решений, учитывающих существующие тенденции и способствующих достижению поставленных целей.

Любое управленческое решение, последствия которого должны проявиться в будущем, основывается на том или ином способе предвидения. Всякий раз, когда принимается решение относительно будущих действий, используются прежде всего предположения, ожидания, догадки, в лучшем случае – простейшие прогностические оценки. Поэтому прогнозирование можно считать одной из стадий управления, предшествующей другим его стадиям – определению целей, планированию, программированию, проектированию, финансированию, использующим в процессе принятия решений прогнозную информацию.

Прогноз позволяет ответить на вопросы, касающиеся внешней ситуации для фирмы, предприятия, отрасли в будущем. Как она изменится после принятия и реализации каких-то решений компанией, органами власти? Как будут действовать конкуренты? Что следует ожидать, если увеличатся доходы населения, возрастут тарифы, изменится налоговая система? Таких вопросов в практике управления предприятиями, крупными и мелкими экономическими системами возникает множество, однако ответы на них чаще всего далеко не очевидны.

Роль прогнозирования значительно возрастает в условиях рыночной экономики, когда функции директивного планирования существенно сужены. При прежней экономической системе каждому предприятию предписывалось, сколько и какой продукции оно должно производить, кому поставлять и по каким ценам, у кого покупать или получать сырье, технологическое оборудование и т.д. Для органов власти важнейшей функцией был контроль за выполнением всех предписаний. Если план был невыполнимым, то органы управления, как правило, знали об этом заранее.

Курс “Прогнозирование социально-экономического развития региона” призван вооружить студентов знаниями и навыками научного подхода к прогнозированию экономических процессов. Это позволит будущим специалистам принимать ответственные решения на любом уровне хозяйственных систем – от маленькой коммерческой фирмы до корпорации, прогнозируя изменения экономической, демографической, социальной ситуации, предвидя их в проводимой государством экономической, финансовой, налоговой политике, учитывая возможные действия своих конкурентов.

Особое внимание при изучении курса следует обратить на содержательную постановку прогнозных задач и методы разработки экономических прогнозов, оценки их качества, на получение навыков по использованию новейших технологий прогнозирования в практической деятельности.

 


Тематический план:

№ п/п Наименование темы Количество часов
Лекции Семинары
1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозов.    
2. Система и принципы социально-экономического прогнозирования.    
3. Методы социально-экономического прогнозирования.    
4. Модели экономического прогнозирования.    
5. Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования.    
6. Прогнозирование демографического развития.    
7. Прогнозирование национальной безопасности.    
8. Прогнозирование экономического роста.    
9. Прогнозирование развития структуры общественного производства.    
10. Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.    
11. Прогнозирование экономического и социального развития регионов.    
Итого      

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Тема № 1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозов.

Основные понятия сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения. Методы социально-экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины. Типология прогнозов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.01 с.)