Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические доминанты коммуникации. Стратификационные и ситуативные группы доминант коммуникации
Результаты эмпирических исследований коммуникации подтверждают тезис о социальной обусловленности языка и его унификации: они зафиксированы и систематизированы различными признаками в речи представителей разных социальных групп. Однако до сих пор не определены существенные характеристики социальной коммуникации, их социокоммуникативные категории, обусловленные социологическими и коммуникативными факторами. Вот почему необходимо обобщить имеющийся фактологический материал, накопленный в сфере социологической коммуникации, с тем чтобы определить наиболее существенные, постоянно действующие факторы, обусловливающие важнейшие характеристики социальной коммуникации, своего рода социологические доминанты коммуникации. Социологическая доминанта – это социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Выделение социальных доминант коммуникации позволит создать базу для сравнительного изучения коммуникативных систем в одновременности и историческом развитии, выявить механизм взаимодействия социологических и психологических факторов, доминирующая роль которых в естественной коммуникации сильно варьируется. Степень изученности этих характеристик социальной коммуникации не одинакова: одни из них требуют теоретического обоснования, другие – предварительного исследования, третьи – эмпирической проверки. Все многообразие социологических доминант можно типизировать в четыре группы: стратификационную, ситуативную, оценочную и функциональную. Стратификационная группа социологических доминант коммуникации. В данную группу входят доминанты, обусловленные социологическими факторами – социальной стратификацией общества и языка, а именно: социальным статусом коммуникантов, социальной дифференциацией, интеграцией и интерференцией языков. Социальный статус индивида понимается как то или иное положение в определенной социальной ситуации или структуре и является центральной категорией не только коммуникации, но и общей социологии, так как лежит в основе понимания социальной иерархии общества. И несмотря на это, вопрос об определении признаков данной категории остается дискуссионным. В собственно социологическом контексте достаточно стабильны первичные «горизонтальные» признаки, обусловленные социально-экономическим положением индивидов – представителей крупных социальных структур – классов, страт. Вторичные, «вертикальные» признаки, обусловленные демографическими факторами (возрастными, половыми, а также культурологическими, образовательными, профессиональными и т.п.), характеризуют социальные группы и микрогруппы. В социокоммуникатив-ном аспекте наиболее существенны прагматический, коммуникативный и когнитивный параметры измерения социального статуса.
Определяющим в прагматическом параметре социального статуса индивида является не только его социально-экономическое положение, но и образ жизни, общественная деятельность, отношение к социальным ценностям и партнерам. Единства в иерархии статусов нет. Разные исследователи избирают разные критерии и степени детализации. Так, современные экономисты США представляют шестичастную иерархию, на вершине которой находятся «тайкуны» – индустриальные и финансовые магнаты, обладающие не только богатством, но и властью. Затем выделяются крупные группы по признаку дохода – высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего и «за чертой бедности». Британские источники выделяют три класса – высокий, средний и рабочие. В нашем обществе еще не сложилась новая иерархия статусов. Наиболее четкая дифференциация основывается на социально-экономических факторах, закрепленных в противопоставлении слов «имущие» – «неимущие», что вполне соответствует семиотической модели оппозиции признаков социального статуса «главный – неглавный». Наиболее отчетливо социальный статус отражается в языке рекламы – «уважаемые господа», «дамы и господа». Новообразования типа «бомжи-бомжихи» актуализируются преимущественно в описательном авторском дискурсе. В коммуникативном параметре статуса определяющим является коммуникативный код (система нормативных вербальных и невербальных средств, предписанная данному статусу и используемая с учетом характера ситуации и типа коммуникативной сферы, т.е. общелитературный язык, диалект, жаргон). Так, нормы русской речи обусловлены влиянием территориальных и диалектных факторов, входящих в число существенных признаков статуса.
Когнитивный параметр статуса характеризует индивида с точки зрения его коммуникативной компетентности, обеспечивающей адекватное в социальном плане общение, и которая обусловлена целым рядом когнитивных факторов: фоновыми знаниями (об окружающем мире, в том числе и о социальной структуре общества, социальных ценностях), нормативного употребления коммуникативных систем разных уровней и способностью адекватной интерпретации информации. Наиболее значимыми когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности как компонента социального статуса выступают способности к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего, обусловленные социальным опытом и объективными возможностями индивида; адекватной оценке «статуса языка» – его «социальной престижности» (в условиях билингвизма) и соответствия конкретным социальным условиям коммуникации, что может потребовать определенной адаптации к партнеру и самокоррекции; интерпретирующей деятельности – пониманию смысловой и оценочной информации в конкретной социальной ситуации. Социальная дифференциация понимается как процесс образования новых видов деятельности и актуализируется в коммуникации представителей определенных социальных структур, выделяемых по первичным и вторичным признакам, т.е. классам, сословиям, слоям городских и сельских жителей, составляющим территориально и экономически дифференцированные общности. Для представителей социальных групп, различающихся по половозрастным признакам, также характерно использование различных вариантов коммуникативных средств, построения высказываний. Различие наблюдается и в использовании невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, телодвижений), в соблюдении различных норм сохранения дистанции между коммуникантами. Социальная дифференциация коммуникации может определяться и историческими особенностями становления иерархии общества, включающими этнический состав населения, культурные традиции и образ жизни. Пределом социальной дифференциации в области коммуникации служит использование узких (локальных или профессиональных) «языков», отличающихся главным образом набором стереотипных высказываний, терминов, профессионализмов и жестов, обслуживающих малые группы. Обратная направленность во взаимодействии социальных и коммуникативных факторов обусловлена объективными процессами социальной интеграции общества и понимается как стремление к целостности через гармоничное объединение частей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, социальных институтов и общества в целом. Интеграция в социальной коммуникации есть результат естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говоров. Процесс интеграции – длительный процесс, в результате которого может ослабевать роль диалектов или местных говоров, особенно если нарушается-целостность общества по территориальному признаку. Интеграция еще и сложный процесс, потому что сам литературный язык как нормативная коммуникативная система неоднороден, включает в себя социальные, территориальные, функционально-стилистические переменные.
Отмечено, что социальная интеграция тем сильнее, чем шире общественные сферы использования литературного языка. Этим объясняется заметная активизация процессов интеграции под воздействием средств массовой информации. Сходство сообщаемой информации, а иногда и ее социальной оценки, тиражированность литературной нормы языка, регулярность ее воспроизведения и восприятия – все это не может не сказаться на ускорении процесса интеграции в коммуникации. Большое значение имеют и такие социальные факторы, как доступность образования для всех слоев населения, устойчивые социально-экономические и культурные связи регионов страны. Интерференция понимается как особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов. Это либо смешение двух языков (родного и неродного), либо разных коммуникативных кодов (официального и неофициального, литературного и жаргонного) в рамках одного языка, либо временное включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» по своей функционально-стилистической ценности элементов. В первом и втором случаях интерференция – естественный процесс, обусловленный реальной «языковой ситуацией» в обществе, и имеет сильную социальную мотивированность. В многоязычных странах (Россия, США, Канада, Швейцария и др.) значительная часть населения владеет двумя (и более) языками как практическим средством общения. Двуязычие предполагает дифференцированное использование родного и неродного языка в зависимости от коммуникативной ситуации. Но в практическом общении довольно часто происходит невольное смешение отдельных элементов. Это может быть вызвано эмоционально-психологическим состоянием коммуникантов или отсутствием в одном из языков слова для выражения реалии. Хуже, когда это диктуется модой или примитивным пониманием социального престижа. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Сюда относятся четыре основных категории – коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка. Коммуникативная роль понимается как определенное поведение в определенной ситуации и сопряжена с категорией социального статуса, поэтому для обозначения здесь иногда используется термин «социальная роль». Признаки, по которым актуализируется данная категория, хорошо изучены в социальной психологии и теории речевой деятельности. Социальные роли имеют существенное значение в коммуникации, так как во многом определяют способ использования коммуникативных средств и выбор их вариантов.
При осмыслении коммуникативных ролей необходимо учитывать, что между ролью и статусом существует двухсторонняя связь. С одной стороны, социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, можно с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. С другой стороны, по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов. Следует подчеркнуть, что понятия статуса и роли необходимо отличать от понятия «социальный стереотип» – упрощенный, стандартизованный образ социальных объектов и событий, отличающийся устойчивостью и повторяемостью (господин, офицер, депутат, презентация, митинг и т.п.). Социальные стереотипы могут иметь как положительную, так и отрицательную интерпретацию. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном, так и на общенациональном уровнях. Воздействие стереотипов велико благодаря широким возможностям средств массовой информации, когда они превращаются в эмоционально окрашенные коммуникативные установки в условиях регулярности и тиражированности. Коммуникативная сфера понимается как социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями – необходимостью сообщить или получить некоторую информацию. По своей природе коммуникативные сферы тесно связаны с общественной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Коммуникативная сфера актуализируется в дискурсе. Особенность коммуникативной сферы состоит в ее динамичности – способности многократно измененять тематическое поле дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов. Количество и номенклатура коммуникативных сфер определяется общеэкономическим и культурным уровнями развития общества в данный исторический период. Существующие типологии коммуникативных сфер различаются по степени детализации. Основным критерием выделения типов коммуникативных сфер служит информационное (тематическое) поле дискурса, а вспомогательным – способ и средства выражения этой информации. По данным критериям различаются обиходно-бытовая, деловая, научная, профессиональная и художественно-творческая типовые коммуникативные сферы.
Социальная/коммуникативная ситуация в социологии понимается как «совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность». В коммуникации ситуация занимает важное место: с ней связана проблема ситуативного варьирования коммуникацией. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие. Социальная ситуация, как и многие другие социальные категории, имеет сложную структуру. Определяющими для социальной ситуации являются три условия – место коммуникации, временная продолжительная ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, «наблюдающие», от которых зависит создание конкретной ситуации. Социальных ситуаций бесчисленное множество, поэтому до сих пор нет общепринятой их классификации или типологии. Обычно их группируют по трем признакам: официальные и неофициальные ситуации; кратковременные и долговременные; управляемые и неуправляемые или планируемые и спонтанные. Если все эти условия, способствующие социальной коммуникации, рассматривать в совокупности, то общая типология может строиться по единому признаку – эффективности коммуникативного взаимодействия коммуникантов. По этому признаку выделяются два основных типа социальных ситуаций: благоприятных, способствующих сплочению, пониманию, интеграции; неблагоприятных, приводящих к непониманию, конфликтам, дезинтеграции. Коммуникативная установка понимается как воздействие на партнера с той или иной целью: убедить, посеять сомнения, заставить что-то сделать и т.п. Это важный компонент коммуникации, так как служит связующим звеном между социальной информацией и речевым поведением коммуникантов. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера информации. Так, при передаче деловой информации предполагается установка на регламентирование своей деятельности, ее результатов и достоверности сообщаемых фактов, а при передаче познавательной – на интерес и перспективу творчества. Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. В кратковременной ситуации установка актуализируется в высказываниях на базе речевых актов различного типа. В долговременной ситуации установка актуализируется в дискурсе, соотносясь с его характеристиками – смысловым регистром и способом передачи информации. Она может быть выражена непосредственно с помощью вербальных средств или намеком с помощью стереотипного высказывания и невербальных средств. Своеобразным способом выражения установки служит коммуникативный код, который выбирается в зависимости от актуальности ситуации в целях эффективного воздействия на партнера. Имея определенное коммуникативное намерение, отправитель информации выбирает наиболее оптимальный, по его мнению, вариант коммуникативного воздействия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.215.164 (0.017 с.) |