Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Теория коммуникации В системе наук

Поиск

Ф.И. Шарков

Основы теории коммуникации

Основная версия допущена Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350400

«Связи с общественностью»

Шарков Феликс Изосимович – доктор социологических наук, профессор, Директор Института социологии, рекламы и журналистики Международной академии бизнеса и управления, член президиума Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений.

Феликс Изосимович является действительным членом (академиком) и членом-корреспондентом академий: РАЕН, Академии педагогических наук, членом президиума Отделения, Международной академии информатизации, Международной академии информации, информационных технологий и процессов.

Ф.И. Шарков – основатель нового научного направления (социономика), автор теорий ноосоциетальной системы, маркетинговой и виртуальной коммуникации и других, автор более 20 книг (монографий, учебников и учебных пособий) и 140 научных работ.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК.. 7

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ.. 8

Основные вопросы главы.. 8

Ключевые слова. 8

1.1. Генезис массовых коммуникаций. 9

1.2. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации. 10

1.3. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в ХХ веке. 14

Вопросы для самоконтроля. 18

Основная литература. 18

Дополнительная литература. 19

Глава 2. Разновидности коммуникаций. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.. 19

Основные вопросы главы.. 19

Ключевые слова. 20

2.1. Типы, виды, формы и модели коммуникации. 20

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ.. 22

Модели коммуникации. 23

Реклама как модель вид и канал коммуникации. 27

2.2. Особенности возникновения и развития межличностной специализированной и массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. 28

2.2.1. Межличностные коммуникации. 28

2.2.2. Специализированные коммуникации. Коммуникации в организациях. 29

2.2.3. Сущность массовой коммуникации. 30

2.2.4. Функции и характеристики массовой коммуникации. 31

2.2.5. Сеть и структура социальной коммуникации. 32

Вопросы для самоконтроля. 32

Основная литература. 33

Дополнительная литература. 33

Глава 3. Коммуникативные процессы... 33

Основные вопросы главы.. 34

Ключевые слова. 34

3.1. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание использование информации. 34

3.2. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы.. 36

3.3. Обеспечение процесса коммуникаций. Общение как коммуникативный процесс. 37

Выбор каналов коммуникации. 38

Обмен информацией по формализованным каналам.. 39

Обмен информацией посредством неформализованных каналов. 40

Аргументация как коммуникативная процедура. 40

Вопросы для самоконтроля. 42

Литература (основная) 42

Литература (дополнительная) 42

Глава 4. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации.. 43

4.1 Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера. 43

4.2 Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора. Личность в системе социальной коммуникации. 43

Личность в системе коммуникации. 44

Вопросы для самоконтроля. 45

Основная литература. 45

Дополнительная литература. 46

Глава 5. Содержание, средства и язык коммуникации.. 46

5.1. Содержание и средства речевой коммуникации. 46

5.2. Семиотика языка: синтактика, семантика прагматика. 47

Глава 6. Аудитория коммуникации.. 49

6.1. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией. 49

Массовая коммуникация в сфере общественных связей и отношений. 49

6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации. 50

Вопросы для самоконтроля. 54

Основная литература. 54

Дополнительная литература. 54

Глава 7. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах 54

7.1. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. 54

7.2. Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании коммуникативных систем. 55

7.3. Обеспечение информационной безопасности и систем коммуникаций. 57

7.4.Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть. 60

Мониторинг воздействия СМИ на массовую аудиторию.. 61

Теория коммуникации.. 62

Тесты... 62

Тест 1. 62

Тест 2. 63

Глоссарий. 64

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ.. 84

ПРОГРАММА.. 84

Распределение часов курса по темам и видам работ. 84

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.. 85

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 85

Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации. 85

Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации. 85

Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации. 85

Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций. 86

Тема 5. Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации. 86

Тема 6. Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации. 86

Тема 7. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты.. 87

Тема 8. Содержание коммуникации. Семиотика языка. 87

Тема 9. Аудитория и коммуникации. 87

Тема 10. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. 87

Тема 11. Эффективность коммуникации. 88

Тема 12. Коммуникация в различных сферах общественной жизни. 88

Тема 13. Методы исследования коммуникации. 88

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 88

План семинара по теме «Исторические вехи возникновения и развития коммуникации». 88

Литература. 88

План семинара по теме «Развитие теорий информации и коммуникации». 89

Литература. 89

План семинара по теме «Типы, виды, функции, средства коммуникации». 89

Литература. 89

План семинара по теме «Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации». 90

Литература. 90

План семинара по теме «Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации». 90

Литература. 90

План семинара по теме «Коммуникативная личность. 91

Коммуникатор и коммуниканты». 91

Литература. 91

План семинара по теме «Содержание коммуникации. Семиотика языка». 91

Литература. 91

План семинара по теме «Аудитория и коммуникации». 91

Литература. 92

План семинара по теме «Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах». 92

Литература. 92

План семинара по теме «Эффективность коммуникации». 93

Литература. 93

План семинара по теме «Коммуникация в различных сферах общественной жизни». 93

Литература. 93

План семинара по теме «Методы исследования. 93

коммуникации». 93

Литература. 94

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 94

 

Основы теории коммуникации

Настоящий учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателя высших учебных заведений, а также исследователям и специалистам, связанным с теорией и практикой коммуникации, и в большей мере - социаль­ной коммуникации. В конце каждой главы приводятся вопро­сы для самоконтроля, дается список основной и дополнитель­ной литературы по данной теме.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ

Цели. После изучения главы 1 студент должен:

а) знать:

ü историю возникновения и развития коммуникации;

ü основные определения и концепции функционирования социальных коммуникаций;

ü условия превращения коммуникации в массовую коммуникацию;

ü теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными;

ü определение коммуникации как двустороннего процесса в внутриличностном, межличностном и социальном контекстах;

ü специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

б) уметь:

ü обосновать сущность и функции массовой коммуникации;

ü включать в коммуникационные системы механизм обратной связи;

ü формировать и структурировать модели массовой коммуникации;

ü вычленять роль социологических доминант в массовой коммуникации.

Основные вопросы главы

Зарождение и последующее развитие теорий коммуникации

Истоки социальной коммуникации

Теории и методы социальной коммуникации

Массовая коммуникация как социальное явление

Подходы к пониманию сущности массовой информации

Развитие современных теорий коммуникации

Ключевые слова

Дискурс Источник коммуникации Коммуникант Коммуникатор Коммуникационная революция Коммуникация Массовая коммуникация Общение Публичные коммуникации Речевая деятельность Реципиент Социальная коммуникация Социология коммуникации Средства массовой информации Средства коммуникации

Вопросы для самоконтроля

1.Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний?

2. Можно ли назвать коммуникационной революцией: изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс - медиа.

3. Раскройте понятия «обще­ние», «коммуникация», «социальная коммуникация», «речевая деятельность».

4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации?

5. Что в большей мере составляет основу коммуникации: язык, конструкция, система, речевые сигналы?

6. Какие теорий коммуникации и информации, разработанные отечественными и зарубежными учеными сыграли наибольшую роль в формировании современной теории коммуникации?

Основная литература

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихосоциологии. М., 1984.

Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании Вопросы философии. 1980..№1, Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.:. Ваклер, 2001. - 656 с.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 1980. - 176 с.

Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2000. - 624 с.

Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович Л.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

Конецкая В. П. Социология коммуникации. М. 1997.

Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. М., 1999. - 224 с.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб, 1999. _ С. 189-260.

Дополнительная литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. М., Прогресс, 1989.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. // Общественные науки и современность.!996. - № 3.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., Изд-во Московского университета, 1999.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: Издательство Московского университета. 1999.

Котов Р.Г. Деловое общение и я зык //Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. М.,1989.

Леонтьев А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельнос­ти. М., 1968.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Краткий словарь по социологии /Под ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина./ Сост. Э. М. Коржева. Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988.

Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2, 2000. С. 9-102.

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000.

Саймон Г., Смитбург У., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. - 352 с.

Щербо Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.

Ключевые слова

Вербальная коммуникация Внутригрупповая коммуникация Внутриличностная коммуникация Восходящая коммуникация Гомогенная модель коммуникации Горизонтальные коммуникации Лидеры мнений Линейная коммуникация Массовая аудитория Межгрупповая коммуникация Межличностная коммуникация Многоступенчатая коммуникация Модели коммуникации Невербальная коммуникация Нелинейная коммуникации Нисходящая коммуникация Объемная модель коммуникации Специализированные коммуникации Формы деловой коммуникации Циркулярная модель коммуникации

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации зависят от того, что известно о получателе (получателях) информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на ее источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что правильно подобрана форма коммуникации.. То есть важно, чтобы коммуникатор правильно оценивал и форму получения информации, а также значение обратной связи.

Диалог. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Дискуссия - разновидность спора как словесного состязания. Дискутировать - публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать - участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу. Дебатировать - устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу. Полемизировать - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения. Таким образом, если дискуссия - это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Беседа - вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. Совещания, заседания делятся на диктаторские (автократическое), сегрегативные, дискуссионные и свободные. На автократическом совещании руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику и выслушивает ответы. На информационном совещании до сведения работников доводится новая служебная информация.

На сегрегативном заседании руководителем или специальным лицом делается доклад, а затем проводятся прения. В прении участвует один или несколько участников по выбору руководителя. Дискуссионное заседание сводится к свободному обмену мнениями и к выработке общего решения. На дискуссионном заседании участники могут свободно выражать свои мысли, открыто выступать против точки зрения руководителя. Свободное заседание проводится без предварительно подготовленной повестки дня. На нем как правило не принимается ответственных решений.

Переговоры - обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.

Пресс-конференция -эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция).

Брифинг (briefing от brief - краткий) - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.

Презентация ( от лат. praesentatio - представление, предъявление) - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц

Прием по личным вопросам - ведется руководителями с целью выяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.

Телефонные разговоры, служебная переписка с использованием факсимильных аппаратов, электронной почты, Интернета и других средств - все это средства деловой коммуникации.

Модели коммуникации

Любая модель как путь познания представляет собой попытку отразить явления реального мира в понятиях абстрактной теории. Поскольку модель должна отражать определенные стороны оригинала, то, естественно, построение моделей подчинено задаче наиболее точного отображения его свойств. Конструирование и изучение моделей реально существующих явлений осуществляется на предметной, знаковой, структурной, поведенческой основе.

Моделирование социальных систем предполагает определенное абстрагирование, идеализацию и их применение в комплексе с другими общенаучными и специальными методами. Моделирование коммуникационных систем также подчинено определению или улучшению характеристик интересующего исследователя объекта. Имеется мнение о том, что первую модель коммуникации разработал Аристотель. Линейную цепь «оратор - речь - аудитория» он рассматривал как основные элементы акта коммуникации..

Предметные моделипредполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности в аналоговых моделях оригинал описывается определенными соотношениями.

В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка, главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.

Лавинообразное развитие информационно-коммуникативных систем различного уровня (от локального до глобального) требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.

В теоретических исследованиях коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в которой коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, выделяются четыре основных компонента коммуникации (источник, сообщение, канал, получатель).

Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г. Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуриалистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и др. коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно проструктурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.

Как мы уже отмечали, коммуникация это с одной стороны система, а с другой - и действие, и взаимодействие, и процесс. Для каждой из отмеченных коммуникаций строятся свои модели. В простейшей модели коммуникации в виде действия источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат. Обратная связь в таком виде коммуникации отсутствует. В ставшей классической модели коммуникации американского политолога Г. Лассуэлла элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на вопрос: «КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?».

Большую известность получила линейная модель Шеннона-Уивера (Клод Шеннон и Уоррен Уивер - инженеры фирмы «Bell Telephone»), построенная по тому же принципу. Она смоделирована на основе изучения эффективности распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле. Модель включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. В своей книге «Математические теории коммуникации» отмеченная модель была перенесена на социальные коммуникации. Авторы выделили три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем. Авторы на техническом уровне рассматривают влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем (приемником). Успешность воздействия полученного сообщения на поведение характеризует эффективность коммуникации.

В коммуникационной модели профессора Уильбура Шрамма сигнал взаимодействует с социальной средой, превращаясь в сообщение. Коммуникацию У. Шрамм определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. При этом предполагается. Что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. В одной из своих моделей У. Шрамм вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиенту дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение. Превращаясь при этом на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.

В известной кибернетической модели Норберта Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и на общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи возвращается на ее вход достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям. Как показали исследования, проведенные американскими учеными М. Яновитца и У. Дилэни, сообщения, идущие по каналу обратной связи в значительной мере подвержены преднамеренному искажению коммуникантами более низкого уровня по различным соображениям. В результате руководители более высокого ранга имеют весьма смутное представление о том, какое воздействие оказала на подчиненные структуры управленческая информация. Кроме того, часть информации, полученной по каналу обратной связи умышленно подавляется или сознательно интерпретируется не точно. В целях получения максимально полной информации по каналу обратной связи многие организации используют ящики предложений, телефоны доверия и др.

Джон Рили и Матильда Вайт в своей модели выделяют три компонента процесса коммуникации: коммуникатора, реципиента и сообщение. Эти компоненты они помещают в трехуровневую социальную структуру - социальная группа, социальный институт, социум в целом.

Давид Берло помещает источник и получателя сообщения в социально культурную среду которая воздействует на содержание сообщения посредством обратной связи. Он вычленяет пять возможных каналов коммуникации (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный). По его мнению успех коммуникации определяется совпадением установок и знаний у источника и адресата. Модель удобна для анализа содержания сообщения.

Отечественный специалист по семиотике Юрий Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, включающую пятнадцать компонентов, ввел дополнительно различные фильтры и поля:

1. Источник коммуникации.

2. Коммуникатор.

3. Сообщение.

4. Коммуникационный канал.

5. Коммуникант.

6. Экстра-лингвистический параметр сообщения.

7. Источник механических помех.

8. Источник семантических помех.

9. Классовые и социальные фильтры.

10. Личностно-индивидуальные фильтры.

11. Семантические поля.

12. Поля коммуникационной обстановки.

13. Потери информации.

14. Обратная связь «коммуникант-коммуникатор».

15. Обратная связь «коммуникант - источник информации».

Руководитель Анненбергской школы коммуникативистики Джорж Гербнер рассматривает четыре компонента модели: события, получателя, сообщения, сигнала. В качестве прямых и обратных связей действуют такие формы как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, медиаконтроль. Эта модель удачно отражает начальный этап генерации сообщения. Средний этап процесса коммуникации описывает так называемая модель «информационных привратников» Курта Левина. «Информационные привратники» - люди, которые служат воспринимателями и интерпретаторами новостей для своей малой группы. Информационные привратники оценивают входящий поток сообщений на основе собственных критеоиев степени важности новостей.

Эта теория в последующем была развита Стюартом Худом. Согласно утверждению Худа важность наличия информационных привратников в средствах массовой коммуникации и обществе состоит в возможности реализовать через них политические интересы среднего класса.

Линейные модели, благодаря упрощениям, упрощают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией. Не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как, например это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Линейные модели в большинстве случаях не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, а их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое, многое другое. Иначе, между коммуникантами располагается актуальная социальная ситуация.

Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.

В модели Уэстли - МакЛина в качестве четвертой вершины геометрической фигуры рассматривается редакторская функция коммуникации. Они ввели в модель различия отдельных ролей. Подчеркнули значение обратной связи и обмена информацией с внешней общественной средой. Введение функции обратной связи делает модель циркулярной.

В циркулярной коммуникации в отличие от линейной человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Здесь линейная модель трансформируется в непрерывный процесс коммуникации. Первым циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке. В традиционных компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) под медиумом он подразумевает одновременно и каналы коммуникации, и информационный носитель. Г. Малецке вводит понятие «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя». В области обратных связей рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума - на получателя. С точки зрения получателя он выделяет четыре уровня анализа: структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа. Для коммуникатора дополнительно рассматривает характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности команды коммуникатора.

Другая циркуляционная модель, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Элизабетом Андерсом, Лорином Стаатсом и Робертом Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.

На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом качеств лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается большинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче массовой информации от источника (средств массовой коммуникации) к ее получателю становится главным инструментом формирования общественного мнения.

Такая двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955 году. Социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон предположили, что сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться прежде всего к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще являлись неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой информации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредством механизма межличностных коммуникаций. Причем наибольшее влияние на принятие решение оказывают лидеры. Они, в свою очередь также имеют собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за нужной информацией. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между различными средствами массовой коммуникации и массой. Они не просто активнее в использовании масс-медиа, но принимают активное участие в деятельности политических партий и организаций.

Сообщения в системе массовых коммуникаций склонные идти «на поводу» аудитории, т. е. аудитории дается та информация, которая нужна ей и понятна. Иначе она не будет включена в систему коммуникаций. Так аудитория проявляет свою гомогенность (однородность), а исходная информация вступает во взаимодействие со всей массой людей и с каждым в отдельности. Однородность людей как членов массы реализуется через поведение людей. В то же время люди входят в состав различных слоев, страт, групп, институтов общества, т. е. составляют неоднородное по структуре сообщество. Тем не менее, «люди, становясь членами массы, начинают вести себя независимо от ролей, определяемых их социальным положением».... Аудитория массовой коммуникации оказывается, таким образом, весьма специфическим образованием, не совпадающим с социальными группами, с человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах той или иной социальной структуры».

Среди объемных моделей определенное распространение получила мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, четыре грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики объемной системы соприкасаются четырьмя гранями.

Другую модель объемной коммуникации представляет спиральная модель Фрэнка Дэниса. В ней коммуникационный цикл не замыкается, коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

Одной из разновидностей объемной модели является диффузная модель Э. Роджерса. По мнению автора модели в системе массовой коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно прежде всего убедить критические пять процентов. Когда пропагандируемая идея овладевает умами одной пятой части населения, дальше она «растекается» сама по всем уровням объемной социальной структуры и ее уже невозможно остановить. Любая новая идея проходит через шесть этапов: внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение. Э. Роджерс реципиентов по степени восприимчивости инноваций разделил на пять типов: инноваторы; ранние принимающие; раннее большинство; позднее большинство; поздние принимающие. Инноваторы, способные сразу «схватывать» новые идеи, составляют 2,5 %. Большинство лидеров мнений формируются из числа ранних принимающих, составляющих 13,5% населения. С этой категорией людей советуются при принятии каких-либо решений. Раннее большинство, включающее в себя 34% населения, принимает новые идеи чуть раньше чем их примет среднестатистический гражданин. Только после того, как среднестатистический гражданин признает новую идею, 34 % скептиков, составляющих позднее большинство, примут ее. И, наконец, 16% населения (поздние принимающие) подозрительно относится к новым идеям.

Однородность аудитории создает основу для формирования массовых коммуникаций и гомогенной модели коммуникации. Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индивидуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

Модель социального атомизма в системе массовых коммуникаций, разрабатываемая автором, строится на принципах целостности и конструктивной завершенности элементов, входящих в коммуникативную систему. Любое устойчивое взаимодействие между социальными группами или формализованными структурами может быть представлено в виде модели социального атомизма, если коммуникаторы в ней представляют собой достаточно структурированную и самостоятельную форму.

К. Барнлундом рассмотрена трансактная модель коммуникации на уровне личности. По его мнению процесс коммуникации ставит одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшении степени неопределенности. В качестве составных частей модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигнала:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.013 с.)